Научная статья на тему 'Диалектика взаимодействия культурных и социальных идеалов'

Диалектика взаимодействия культурных и социальных идеалов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
208
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / SOCIAL IDEAL / КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ / CULTURE IDEAL / СИСТЕМА СОЦИУМА / SOCIAL SYSTEM / СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ / CULTURE SYSTEM / ИДЕАЛООБРАЗОВАНИЕ / IDEAL-CREATING PROCESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тарасова Мария Владимировна, Кудашов Вячеслав Иванович

Цель статьи состоит в раскрытии единства идеалообразующего механизма функционирования культуры и социума и выявлении принципов взаимодействия культурных и социальных идеалов. В работе доказано, что целеполагание системы социума напрямую зависит от цели метасистемы системы культуры. Развитие и функционирование социальной системы определено задачами актуализации программы мироотношения, заложенной в культурных идеалах. Бытование культуры подчинено законам идеалообразования. Соответственно, система социума, будучи зависимой от системы культуры, развивается в соответствии с общекультурным идеалообразующим законом. Системообразующим элементом социума является социальный идеал. Социальный идеал операционален, представляет собой схему социального действия, направленную на реализацию коммуникативной программы культурного идеала. Установлено, что специфика социального идеала зависит от особенностей порождающего его культурного идеала. Социальный идеал синтетическая идеалообразующая конструкция, которая включает в себя чувственный эталон, рожденный в культурной системе, схему действия как специфическое социальное отношение и программу экстраполяции на область взаимодействия мира и человека. Социальный идеал определяется авторами статьи как схема социального действия, в которой культурный эталон реализуется и приобретает свойства идеала, выступающего программой коммуникативного отношения человека и мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTIC RELATIONSHIP OF CULTURAL AND SOCIAL IDEALS

The purpose of the article is to discover a uniform ideal-creating mechanism in the development of culture and society and to reveal principles of relationship between cultural and social ideals. The research proves that the objective of the social system is dependent on the objective of the metasystem, i.e. culture system. Social functioning is determined by the problems of actualizing the program of human relationship with the world created by culture ideals. Culture existence is subject to the laws of ideal-creating process. Being dependent on the culture system, the social system respectively develops according to the general ideal-creating law. The system element of the society is a social ideal. A social ideal is operational; it represents a scheme of a social activity directed towards realization of the communicational program of a culture ideal. It is determined that specifi c features of a social ideal are subject to the features of a culture ideal that generates it. The social ideal is a synthetic ideal-creating construction that includes several components. The fi rst necessary component is a material pattern created in the system of culture. The second component is a scheme of action as a special social attitude, and the third one is an extrapolation program with the principles of relationship towards the ideal pattern being transferred on a broader area of relationship between an individual and the world. In the article the social ideal is defined as a scheme of a social activity in which the culture pattern is realized and acquires the qualities of an ideal that serves as a program for creating the communicational unity between a human being and the world.

Текст научной работы на тему «Диалектика взаимодействия культурных и социальных идеалов»

УДК 316.75

ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ

М.В. Тарасова, В.И. Кудашов

Сибирский федеральный университет, Красноярск

[email protected] [email protected]

Цель статьи состоит в раскрытии единства идеалообразующего механизма функционирования культуры и социума и выявлении принципов взаимодействия культурных и социальных идеалов. В работе доказано, что целеполагание системы социума напрямую зависит от цели метасистемы — системы культуры. Развитие и функционирование социальной системы определено задачами актуализации программы мироотношения, заложенной в культурных идеалах.

Бытование культуры подчинено законам идеалообразования. Соответственно, система социума, будучи зависимой от системы культуры, развивается в соответствии с общекультурным идеало-образующим законом. Системообразующим элементом социума является социальный идеал. Социальный идеал операционален, представляет собой схему социального действия, направленную на реализацию коммуникативной программы культурного идеала.

Установлено, что специфика социального идеала зависит от особенностей порождающего его культурного идеала. Социальный идеал — синтетическая идеалообразующая конструкция, которая включает в себя чувственный эталон, рожденный в культурной системе, схему действия как специфическое социальное отношение и программу экстраполяции на область взаимодействия мира и человека.

Социальный идеал определяется авторами статьи как схема социального действия, в которой культурный эталон реализуется и приобретает свойства идеала, выступающего программой коммуникативного отношения человека и мира.

Ключевые слова: социальный идеал, культурный идеал, система социума, система культуры, идеалообразование.

БО!: 10.17212/2075-0862-2015-2.2-70-77

Постижение закономерностей функционирования системы социума с необходимостью следует начинать с выявления источника движущей силы данной системы. На пути раскрытия системообразующего элемента системы социума при изучении особенностей целеполагания выясняется, что система социума напрямую зависит от цели метасистемы — системы культуры.

Культура решает задачу жизнеобеспечения человека, поскольку дает возможность привести в состояние взаимоотра-

жения все компоненты личности (плоть, душа, дух) и установить отношение целостной личности с миром. Все многообразие явлений культуры подчинено реализации этой задачи космического порядка.

Предназначение культуры не может быть сведено к организации взаимодействия людей и к социальной адаптации. Понимание мира как абсолютного начала подразделяется на несколько базовых концепций. Абсолют может быть представлен в эгоцентрическом, социоцентрическом и

космоцентрическом аспектах. И социоцен-трическая концепция востребует в культуре идеалы гармонизирующего единения человека с Абсолютом, воплощенным в таких социальных категориях, как род, родина, отечество, нация, государство и т. д. Но и при таком рассмотрении первостепенным является сохранение качества Абсолютного в данных категориях, а не вытеснение его с заменой социологическими представлениями о превалировании общественного статуса человеческого существа.

Целью развития и функционирования социальной системы выступает способствование достижению той целостности во взаимодействии мира и человека, которая запрограммирована в культурных идеалах.

Определение элемента системы социума напрямую связано с общей концепцией понимания законов и целей функционирования социума в культуре. Созидание гармонического единства сущности и явления (как единичного, общего, так и всеобщего порядка), которое предложено как генеральная причина, руководящая появлением на свет всех произведений культуры [2], указывает на необходимость формирования соответствующих концепций в отношении элемента, организующего не только систему культуры, но и вспомогательные системы, которые реализуют ее миссию.

Эталон соотношения чувственного материального и сверхчувственного нематериального начал является искомым в определении специфики элемента социальной системы. Такой эталон философская традиция позволяет наиболее точно именовать идеалом. Бытование культуры подчинено законам идеалообразования [5]. Соответственно, все включенные в культуру и зависимые от культуры системы, и система

социума в частности, подчиняются общекультурному идеалообразующему закону.

Многие существующие социологические концепции в том или ином аспекте оперируют понятиями, близкими по содержанию к понятию «идеал». Идея идеального государства (Платон), идеального града Иерусалима, противостоящего в качестве крепости граду Вавилону (Аврелий Августин), формировала социальное сознание как в Античности, так и в Средневековье.

Дефиниции системы социума могут использовать понятия «эталон», «правило», «идеология», «образец», «норма», «ценность», и за всеми этими терминами стоит содержание, в наиболее полной степени раскрываемое понятием «идеал». В том случае, когда индивид объявляется элементом системы социума, это означает, что он выступает носителем идеологии, образцов социальных отношений, норм, правил, т. е. социальных идеалов.

Традиционные концепции социального идеала

В социальной философии категория «социальный идеал» является в достаточной степени разработанной [1]. Доказано, что социальный идеал воспроизводит представления о совершенстве как объективном порядке, представляет собой модель совершенного общественного устройства и выполняет нормативную функцию. Всеобщий социальный идеал отображает предельное мыслимое совершенство социального бытия.

Социальная философия создает аксиологическую систему, где абсолютной ценностью (благом) выступает предельное совершенство социальной реальности. Концептуализация социального идеала — это интеграция его нормативной, эвристиче-

ской и идеологической функций. Критерии социального идеала: всеобщее признание, вера, достижимость.

Представления о социальном идеале согласуются с представлениями о природе человека. Доминируют две основные концепции относительно природы человека: человек — существо социальное и детерминирован неразрывной связью с социальной системой, от которой во многом зависим; человек — личность свободная, способная к созиданию условий относительно независимого сосуществования индивидов.

Социальный идеал воплощен в нормах определенной идеологии. Как отмечает Ю.П. Ивонин [3], идеологии различаются на интегральные (буржуазная, социалистическая, технократическая) и дифференцированные (политические, экономические, экологические) — в зависимости от того, воплощены ли в них определенное состояние социальности или определенное состояние фрагмента социальности (типа деятельности или композиции нескольких типов). Также идеологии делятся на абсолютные (финалистские) — приписывают ранг абсолютной ценности тем исходным основаниям, которые получены от социальной философии, и ограниченные (стадиальные) — наиболее развитым вариантом являются правовые учения; примером также выступают этические концепции.

Таким образом, суть понятия «социальный идеал» традиционно концентрируется в категории «идеология» и сопряжена с различными представлениями об общественном совершенстве, достигаемом соответствием мировоззренческой программе, заложенной в актуальных для той или иной идеологии культурных идеалах (экономических, политических, технических и др.).

Социальный идеал и культурный идеал: определение и специфика взаимозависимости

Традиционные определения социального идеала и объяснения принципов его функционирования в обществе априори содержат информацию о взаимосвязанности социальных и культурных идеалов. Однако теоретическая концепция данного взаимодействия на сегодня отсутствует. Теория культуры как процесса идеалообразова-ния может выступить фундаментом для образования концепции, проясняющей специфику элементного и структурного согласования систем культуры и социума.

Как известно, в понятии «идеал» синтезированы категории «эйдос» и «идея». Категория «эйдос» в античной философии до эпохи Платона и Аристотеля была связана с чувственным, наглядным явлением сущности. В то же время понятие «идея» сохраняло свою связанность с представлениями о сверхчувственном, бестелесном, общем в чистом виде.

В XIX веке Г.В.Ф. Гегель под идеалом подразумевал совершенное проявление сущности в некотором редко встречающемся во внешнем мире явлении, имеющем характер эстетического предмета — чувственное явление идеи.

В современной отечественной философии, опирающейся на диалектическую традицию Г.В.Ф. Гегеля, присутствует тенденция возвращения к первоначальному разведению категорий эйдоса и идеи. Согласно синтетической теории идеального Д.В. Пивоварова [4], идеал совмещает в себе качества идеи и эйдоса в древнегреческой оригинальной интерпретации данных понятий. Образование идеала предполагает соблюдение трех основных условий: наличие чувственного объекта, при-

знаваемого субъектом в качестве эталона и репрезентанта скрытой реальности; ин-териоризация субъектом схемы действия с эталоном и, как следствие, положение эталона в субъективный мир индивида; и, наконец, экстраполяция эмпирического знания о свойствах эталона на широкую, не явленную в опыте и сверхчувственную реальность.

Одним из ведущих качеств идеала является его операциональность. Способность разворачиваться в схему действия становится ключом к реализации репрезентативных возможностей идеала.

«Идеал» — понятие, которое определяет суть диалектического единства материальной и нематериальной стороны элементов культуры. Идеал есть чувственно явленный посредник в отношении субъекта со сверхчувственным объектом. Идеал — элемент системы культуры, необходимый для организации целостности ее устройства, функционирования и развития.

Каждая подсистема культуры включает как материальные объекты и конкретные практики, так и нематериальные компоненты. В правовой культуре идея справедливости реализуется через эталон закона и практик его исполнения; в политической культуре идеал демократии «живет» в единстве ориентации на сверхчувственную ценность свободы и соблюдения конкретных правил взаимодействия членов демократического общества.

Обращаясь к специфике бытования социума, и обычный наблюдатель, и исследователь с неизбежностью обнаруживают двойственное качество всех социальных явлений. С одной стороны, система социума представляет собой целостность, состоящую из совершенно конкретных материальных объектов, в которую входят и ин-

дивиды, и человеческие сообщества, институты, организации и т. д. С другой стороны, традиции, идеологии, правила, законы, ценности и стандарты, регулирующие отношения между указанными участниками социальной системы, — не материальны. Даже будучи зафиксированными в определенных текстах, они сохраняют значительную долю своего содержания, не воплощенного в объективной вещественной действительности.

Поскольку социум является областью функционирования идеалов культуры, то законы идеалостроения являются действенными в социальной сфере. Так как целью системы социума является реализация функции медиума в достижении культурой своих глобальных коммуникативных задач, то элемент системы социума соответствует по своим характеристикам элементу системы культуры, с которой тесно связана система социума. В социальной системе действует общекультурное правило функционирования репрезентантов, соединяющих чувственный и сверхчувственный компоненты своего бытия.

Элементный анализ системы социума показывает ее фундированность идеалами, приобретающими качество социальных для реализации культурными эталонами своего истинно идеалообразующего свойства.

Понятие «социальный идеал» раскрывает суть диалектического единства материальной и нематериальной стороны элементов системы социума. Социальный идеал представляет собой трансформированную форму культурного идеала, возникающую как необходимая стадия процесса идеалоо-бразования.

Данный процесс трансформации можно проследить, обратившись к характери-

стике самого идеалообразующего действия культурных эталонов.

Идеалообразование — это процесс де-ятельностного становления эталона культуры в качестве идеального репрезентанта мироотношения, актуального для большего или меньшего числа индивидов. Интенция эталона культуры состоит в максимально возможном расширении своего идеало-образующего действия.

Идеалообразующий процесс проходит стадии репрезентации, актуализации и экстраполяции.

Актуализация начинает этап осуществления тех возможностей, которые заложены в произведении культуры. Актуализация связана с понятиями «реальность» и «действительность». В процессе актуализации эталон начинает действовать, решать те задачи, которые вызвали его к жизни.

Процесс идеалообразования не может быть завершен, пока система культуры пребывает в закрытом состоянии [6]. Операция актуализации эталона культуры для своего осуществления востребует другого единичного субъекта — человека. Вне человеческого соучастия эталон не может обрести полноценного существования и действительного исполнения всех своих функций. Актуализация способствует более полному раскрытию всех аспектов первого этапа идеалообразования — репрезентации. Единичный субъект своими действиями верифицирует репрезентативность культурного эталона, тем самым делая его освоенным и индивидуально значимым. Также в процессе актуализации происходит внедрение эталона в систему ценностных координат субъекта [7].

Таким образом, идеалу в своем становлении необходимо соучастие с человеком. Это соучастие производит творящее дей-

ствие по отношению к обеим сторонам. Человек творит эталон культуры как актуальный, действующий, а культурный эталон творит человека как субъекта идеало-образования и как единичное начало, которое открывает в себе близость всеобщего и тем самым расширяет границы самопознания [5, 7].

Важно подчеркнуть, что системе идеалов культуры необходим не сам человек, а та единичная операция, актуализирующая эталонную схему действия и способствующая развитию процесса идеалообразо-вания. Возможность осуществления такой операции является главной причиной востребованности человека культурой.

Актуализация — не единственная операция идеалообразования, в которой эталону культуры для становления в качестве идеала необходим партнер в лице человека. Полноценное формирование идеала включает в себя также операции экстраполяции.

Освоенная и актуализированная схема действия с культурным эталоном экстраполируется на более широкую область. Правила коммуникации двух субъектов культуры переносятся на правила коммуникации двух субъектов мироотношения. Эталон культуры обладает многоаспектными репрезентативными возможностями, в которые входят репрезентация мира, репрезентация человека, репрезентация мироотно-шения. Деятельностное раскрытие репрезентативной сущности эталона культуры позволяет человеку, ставшему субъектом культуры, выйти в область отношения, которое опосредовано данным эталоном.

Пространством, на которое экстраполируется схема действия с эталоном культуры, является область мироотношения, т. е. отношения человека и мира в его природном, социальном, божественном или

гуманистическом аспектах. Экстраполяция есть перенос способа и результата деятельности с культурным образцом на широкую область взаимодействия человека и мира.

Уникальность данной коммуникативно-мировоззренческой ситуации состоит в том, что область мироотношения недостижима никаким иным образом, кроме как во взаимодействии с эталонами культуры. Эталоны культуры через актуализацию и экстраполяцию образуют идеал культуры как специально организованный и единственный в своем роде посредник, реализующий функции созидания целостности бытия и поддерживающий человека в его связанности с миром. Идеалообразование, составляя назначение и содержательное наполнение культуры, обеспечивает непрерывность воспроизводства связи мира и человека. В этом заключается суть социального действия культуры.

Идеал культуры, претерпевая необходимые самоизменения и переходя в социальный идеал, работает на порождение множества индивидуальных картин мира, построение которых — показатель его действенности. Потенциальность идеала состоит в раскрытии своих возможностей в максимально большом количестве случаев мироотношения.

Идеалы культуры неравнозначны и не одинаковы по своим репрезентативным и коммуникативным возможностям и по специфике тех социальных идеалов, в которые они перерождаются. Одни идеалы создаются для организации отношения между людьми, другие — для отношения с социумом, третьи — для отношения с Богом, и т. д. Понимание степени «ограниченности» идеалообразующих возможностей эталона культуры — ключ к пости-

жению границ его коммуникативной активности и пределов области экстраполяции.

Общественное признание идеалов таковыми — это верификация культурных идеалов человеческим сообществом. Становление социальных техник оперирования с эталонами, развитие социальных практик раскрытия репрезентативного потенциала эталонов и освоение той социальной реальности, которая репрезентирована эталонами, — это те операции, без которых актуализация и экстраполяция как стадии процесса культурного идеалообразования не могут быть завершены.

Латинское понятие «социум», как и русское понятие «общество», связаны с категорией «общее». Данная категория во многих языках совмещает в себе функции коммуникации и порождения нового качества. Суть социума — взаимодействие с целью формирования общности общающихся индивидов. Природа социального общения не ограничивается межличностной интеракцией, но также включает в себя и коммуникативное образование общности с той объединяющей идеей общественного устройства, согласованность с которой выступает неотъемлемым критерием включенности в социальную систему. Новое качество, возникающее в результате непротиворечивой встречи индивида и социальной идеи, составляет основу социального идеала.

Социальный идеал операционален, представляет собой схему социального действия, направленную на реализацию коммуникативной программы культурного идеала. В социальном идеале особенно значимой является именно технологическая сторона идеалообразующего действия. Более того, можно предположить, что социальный идеал и представляет собой технологическое развертывание, ту схему дей-

ствия, за счет которой идеал культуры завершает операцию своей экстраполирующей активности.

Специфика социального идеала зависит от особенностей порождающего его культурного идеала. Социальный идеал — синтетическая идеалообразующая конструкция, которая включает в себя чувственный эталон, рожденный в культурной системе, схему действия как специфическое социальное отношение и программу экстраполяции на область взаимодействия мира и человека.

Социальный идеал — схема социального действия, в которой культурный эталон реализуется и приобретает свойства идеала, выступающего программой коммуникативного отношения человека и мира.

Литература

1. Давидович В.Е. Теория идеала. — Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. - 280 с.

2. Жуковский В.И., Тарасова М.В. Идеало-фундированная система культуры: принцип строения, диалектика самодвижения и саморазвития // Философия и культура. — 2011. — № 6 (42), июнь - С. 65-72.

3. Ивонин Ю.П. Социальный идеал как предмет философского исследования // Идеи и идеалы. - 2009. - № 1, т. 1. - URL: http:// ideaidealy.ru/socialnyj-ideal-i-obshhestvennoe-soznanie/socialnyj-ideal-kak-predmet-filosofsk-ogo-issledovaniya

4. Любутин КН, Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. - 312 с.

5. Тарасова М.В. Идеал как системообразующий элемент культуры // Полигнозис. - 2011. -№ 1. - С. 86-92.

6.Тарасова М.В. Культура и образование: принципы взаимодействия. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 360 с.

7. Тарасова М.В., Кудашов В.И. Образовательная реализация идеалов культуры в системе социума // Философия образования. - 2014. -№ 6 (57). - С. 94-104.

DIALECTIC RELATIONSHIP OF CULTURAL AND SOCIAL IDEALS

M.V. Tarasova, V.I. Kudashov

Siberian Federal University,

Krasnoyarsk

[email protected] [email protected]

The purpose of the article is to discover a uniform ideal-creating mechanism in the development of culture and society and to reveal principles of relationship between cultural and social ideals. The research proves that the objective of the social system is dependent on the objective of the metasystem, i.e. culture system. Social functioning is determined by the problems of actualizing the program of human relationship with the world created by culture ideals.

Culture existence is subject to the laws of ideal-creating process. Being dependent on the culture system, the social system respectively develops according to the general ideal-creating law. The system element of the society is a social ideal. A social ideal is operational; it represents a scheme of a social activity directed towards realization of the communicational program of a culture ideal.

It is determined that specific features of a social ideal are subject to the features of a culture ideal that generates it. The social ideal is a synthetic ideal-creating construction that includes several components. The first necessary component is a material pattern created in the system of culture. The second component

is a scheme of action as a special social attitude, and the third one is an extrapolation program with the principles of relationship towards the ideal pattern being transferred on a broader area of relationship between an individual and the world.

In the article the social ideal is defined as a scheme of a social activity in which the culture pattern is realized and acquires the qualities of an ideal that serves as a program for creating the communication^ unity between a human being and the world.

Key words: social ideal, culture ideal, social system, culture system, ideal-creating process.

DOI: 10.17212/2075-0862-2015-2.2-70-77

References

1. Davidovich VE. Teoriya ideala [The Theory of Ideal]. Rostov-na-Donu, 1983. 280 p.

2. Zhukovsky VI., Tarasova M.V Idealofund-irovannaya sistema kultury: printsip stroyeniya, dialektika samodvi%heniya i samora%vitiya [Ideal-based System of Culture: Principle of Construction, Dialectics of Self-development] // Philosophia i kultura [Philosophy and Culture]. № 6 (42), 2011, рр. 65-72.

3. Ivonin YP. Sotsialny ideal kak predmet philos-ophskogo issledovaniya [Social Ideal as an Object of Philosophical Research]. Idei i idealy [Ideas & ideals], Novosibirsk, 2009. № 1, vol. 1. URL: http:// ideaidealy.ru/socialnyj-ideal-i-obshhestvennoe-soznanie/socialnyj-ideal-kak-predmet-filosofsk-ogo-issledovaniya.

4. Lyubutin K.N., Pivovarov D.V Dialektika sub'yekta i ob'yekta [Dialectics of Subject and Object]. Yekaterinbourg, Ural State University Press Publ., 1993. 312 p.

5. Tarasova M.V Ideal kak sistemoobra%uyuschiy element kultury [Ideal as a System Element of Culture]. Polignoziz, 2011. № 1, рр. 86-92.

6. Tarasova M.V Kultura i obrazpvaniye: printsipy vzaimodeistviya [Culture and Education: Principles of Relationship]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Press Publ., 2012. 360 p.

7. Tarasova M.V, Kudashov VI. Obrazovatel-naia realizatsiya idealov kultury v sisteme sotsiuma [Educational Realization of Culture Ideals in the System of Society]. Philosophiya obrazovaniya [Philosophy of Education], 2014, № 6 (57), рр. 94-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.