ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
И.Ю. Малкова В.В. Мацута, М.А. Подойницина (Томск)
Статья выполнена в рамках гос. задания на НИР «Исследование и развитие потенциала одаренности, инновационности и самореализации современной молодежи в условиях модернизации экономики и социальной сферы».
Рег. № 6.4804.2011
Аннотация. Раскрыты теоретические основания и практические условия разработки содержания образовательного портала; представлены материалы по апробации портала: методики организации и результаты диагностики одаренности детей и подростков. Авторы рассматривают образовательный портал как фактор становления профессионального сообщества, ориентированного на работу с одаренными детьми и подростками.
Ключевые слова: образовательный портал; информационно-образовательная среда; профессиональное сообщество; сетевое сообщество; диагностика одаренности.
Актуальность исследования условий создания образовательного портала, соорганизующего работы разных субъектов образования с одаренными детьми и подростками, определяется задачами развития как самих субъектов образовательной деятельности, так и профессионального сообщества как субъекта открытой информационнообразовательной среды. Дело в том, что в контексте открытой информационно-образовательной среды существенно меняются представления о способах и условиях становления профессионального сообщества, объединяющего представителей системы общего и высшего образования Сибирского федерального округа, участвующих в процессах развития одаренности детей и подростков и удерживающих своим объединением саморазвитие одаренности детей и подростков как особую ценность. В этом смысле профессиональное сообщество рассматривается нами как субъект, порождающий инновационные идеи и пред-
50
Образовательный портал как условие становления
ставления о направлениях работы с одаренными детьми и подростками в Сибирском федеральном округе [1].
Создание так понимаемого профессионального сообщества, рассматривается в качестве базового показателя эффективной реализации проекта ФЦПРО «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности детей и подростков, на базе центра при крупном университете, расположенном в Сибирском федеральном округе». Данный проект реализуется с 2011 г. на базе Томского государственного университета. Осуществление проекта основано на сотрудничестве представителей систем высшего профессионального образования и общего образования Сибирского федерального округа. Проект объединил усилия представителей ТГУ и сотрудников Томского государственного педагогического университета, Национального исследовательского Томского политехнического университета, Хакасского государственного университета, Алтайской государственной академии, Омского государственного университета. Систему общего образования в проекте представляют более десяти ведущих лицеев и гимназий региона, в том числе Губернаторский Светленский лицей, Томский физико-технический лицей, лицей ТГУ, Томский академический лицей, Открытый молодежный университет. На основе сотрудничества в рамках проекта были разработаны и апробированы модели взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированные на развитие одаренности детей и подростков; разработаны программы повышения квалификации по работе с одаренными детьми и подростками.
Представители системы общего и высшего образования, участники программ повышения квалификации отметили, что работа в проекте актуализировала потребность в создании профессионального сообщества, удерживающего ценности и технологии работы с одаренными детьми, порождающего новое качество образования и способы взаимодействия вузов, школ, негосударственных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Постановка задачи создания профессионального сообщества определила переход к открытым формам коммуникации, способствующим порождению совместных идей развития работы с одаренными детьми [2].
В настоящее время большая часть исследований, посвященных вопросам создания сообществ, фокусируется вокруг образования сетевых сообществ и исследования особенностей социальных сетей как наиболее эффективного инструмента их образования. Сегодня именно сервисные социальные сети позволяют людям различных территорий объединяться в онлайн-режиме вокруг общих для них интересов, увле-
51
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
чений или по различным поводам. Например, некоторые образовательные порталы и сайты предоставляют сервисы, с помощью которых возможно моделировать процессы различных профессиональных деятельностей, процессы общения, взаимодействия, личностного роста, процессы формирования ценностных ориентиров, т.е. процессы, порождающие создание сетевых сообществ. Исследователи применяют понятие «виртуальное сетевое сообщество» (Virtual Community), которое определяется как социальное объединение, вырастающее из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве (Г. Рейнгольд). Используется понятие «практическое сообщество» (Community of Practice, CoP) для обозначения частного случая социальной сети; оно объединяет людей, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике и для достижения таких целей постоянно взаимодействуют друг с другом. Это могут быть сообщества ученых или других специалистов, причем не обязательно ограниченные рамками одной компании, а объединяющие людей со сходными интересами в разных организациях по всему миру. Основным отличием практического сообщества от простых сообществ «по интересам» и от формальных рабочих или проектных групп (виртуальное сетевое сообщество) является то, что участников CoP объединяет не только интерес к некой области знаний, но и стремление к сотрудничеству в процессе применения этих знаний на практике. Практические сообщества и осуществляют сегодня управление явным и неявным знанием. Эти знания являются основой для решения стоящих перед членами сообщества задач и базой для формирования новых знаний [1, 3].
Теоретическая модель социальной структуры виртуальных сетевых сообществ традиционно включает: пользователей, паттерны коммуникативных взаимодействий, средства социальной регуляции (социальные нормы и правила), социальные ресурсы (доверие, социальную навигацию, контент, социальное время и др.). Организаторы, разработчики социальных сетей считают, что необходимые для участия в функционировании социальной структуры навыки и знания пользователь получает в процессе участия в сети.
Рассматривая обозначенные возможности социальной сети, можно сказать, что она является уникальным условием образования и существования профессионального сообщества, где можно решать задачи по развитию одаренности детей и подростков. В этом смысле создание специализированного портала, обеспечивающего образовательное сопровождение и открытые коммуникации, взаимодействие одаренных детей, подростков, представителей сферы образования и общественности, ориентированных на работу с одаренными детьми, полагается как условие становления и развития профессионального сообщества. Портал
52
Образовательный портал как условие становления
представляет собой веб-сайт, рассчитанный на многопользовательское использование. С учётом специфики целей и задач проекта в правилах работы портала появляются некоторые особенности [3].
Так как пользователи относятся к разным группам (одарённые дети, их преподаватели, эксперты по работе с одарёнными детьми), то один из главных принципов работы портала - фиксированное разделение пользователей на категории, причём в зависимости от категории, к которой относится пользователь, для него меняются контент и функционал, доступные на этом портале. Однако взаимодействие пользователей не ограничивается, более того, всем группам пользователей обеспечивается полный функционал для социального взаимодействия, характерного для социальных сетей.
Портал предоставляет возможность самореализации пользователей. Система позволяет выкладывать в сеть научные и творческие работы, а также проводить обсуждения этих работ. При этом для работ, не предназначенных для всех пользователей (авторские работы экспертов, личные материалы пользователей и т.п.), допускается ограничение к ним прав доступа, что позволяет проводить закрытые обсуждения и дискуссии. Согласно унифицированному процессу создания порталов были определены необходимые для становления профессионального сообщества бизнес-процессы:
- организация и проведение совместных исследований, обсуждения научно-исследовательских и учебно-методических материалов по работе с одарёнными детьми и подростками;
- организация и презентация образовательных событий и мероприятий по работе с одаренными детьми и подростками;
- организация консультирования по вопросам диагностики и развития одарённости детей. Индивидуальное взаимодействие психологов и детей. Одной из категорий пользователей, которые будут работать с одарёнными детьми через портал, являются психологи, обеспечивающие помощь одарённым детям в решении проблем, развитии и формировании образа своего будущего;
- организация консультаций для родителей и преподавателей по вопросам работы с одарёнными детьми;
- обучение детей, преподавателей, родителей. Этот процесс нужен для создания специальных программ обучения одарённых детей.
Рассмотрим результаты апробации демонстрационной версии специализированного портала, обеспечивающей бизнес-процесс - консультирование и диагностику одаренных детей.
Для участия в апробации заинтересованным учащимся необходимо было зайти на сайт портала http://odar-portal.tsu.ru, пройти процедуру авторизации и создать свою личную страницу (профиль), пройти психологическую диагностику общей, предметной, художественной, спортивной и социальной одаренности и получить консультацию психолога по ее результатам.
53
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
Каждому из учащихся - пользователей портала была предложена для заполнения анкета, вопросы которой касались: любимых и нелюбимых школьных предметов (или тех, которые даются учащемуся труднее), посещения клубов, кружков, секций и факультативов, участия и достижений в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и конференциях, занятий в свободное время и особенностей характера. Учащиеся имели возможность заполнить соответствующий раздел своего профиля («Немного о себе»).
Ответы на вопросы данной анкеты позволили самим учащимся - пользователям портала, познакомиться с интересами и достижениями других пользователей портала, обменяться опытом, найти единомышленников.
Кроме того, была создана возможность прохождения психологической диагностики одаренности без необходимости авторизации на сайте портала и выполнения тестов и методик в качестве «анонимного» пользователя. Для этого незаинтересованным в прохождении процедуры авторизации учащимся было необходимо воспользоваться размещенной на сайте портала опцией «Пройти тестирование», выполнить тесты и опросники и получить интерпретацию результатов по электронной почте, адрес которой необходимо было ввести после выполнения каждого теста или опросника.
Экспертам (родители, педагоги, психологи) также необходимо было пройти авторизацию на сайте портала и заполнить личную страницу (профиль). Далее они имели возможность диагностировать одаренность учащихся с помощью специальных экспертных методик.
Диагностика общей, предметной, художественной, спортивной, социальной одаренности была реализована с помощью использования целого спектра методов диагностики: психологическое тестирование и анкетирование, метод экспертных оценок, анализ школьной успеваемости и достижений в учебной и внеучебной деятельности.
Для полноты и объективности диагностики проводился сбор и анализ данных, полученных с помощью различных методов и из различных источников (учащиеся, родители, педагоги, психологи). Благодаря использованию разных методов, методик и источников был обнаружен не просто наличный уровень одаренности, но и ее потенциал.
В соответствии с современными научными представлениями об одаренности (трехкольцевая концепция одаренности Дж. Рензулли, рабочая концепция одаренности Д.Б. Богоявленской, Ю.Д. Бабаевой, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, В.С. Юркевич, Д.В. Ушакова [4] и др.), в которых одаренность определяется взаимодействием трех основных групп качеств человека - общих интеллектуальных способностей, креативности, увлеченности задачей (мотивацией), - предметом диагностики явились интеллект, креативность, личность (прежде всего мотивация и интересы), а также характеристики поведения и деятельности учащихся.
54
Образовательный портал как условие становления
При диагностике одаренности ведущая роль была отведена психологическому тестированию и анкетированию. Использование тестов и анкет позволило собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который предоставил возможность количественно и качественно сравнивать каждого испытуемого с другими, т. е. с нормативной выборкой.
Помимо тестов интеллекта, креативности и личности, были применены специальные анкеты для учащихся и экспертов (родителей, педагогов, психологов) с целью получения разнообразной информации о проявлении одаренности в конкретных сферах деятельности (интеллектуальная, академических достижений, творческая, литературная, художественная, артистическая, музыкальная, техническая, спортивная, социальная).
Что касается конкретных методик диагностики одаренности, были использованы следующие:
1. Тест «Прогрессивные матрицы», разработанный Дж. Равеном.
2. Опросник «Самооценка творческих характеристик личности», разработанный Ф. Вильямсом и адаптированный Е.Е. Туник.
3. «Опросник определения профессионального типа личности», разработанный Дж. Голландом.
4. «Школьный испытательный тест по математике» (SAT-M), разработанный организациями College Board и Educational Testing Service и адаптированный Б. Койчу [5].
5. «Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей», разработанная Дж. Рензулли [6].
6. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей», разработанная А. А. Лосевой.
Учащиеся выполняли тесты: «Прогрессивные матрицы» Дж. Раве-на, опросник «Самооценка творческих характеристик личности» Ф. Вильямса и Е.Е. Туник, «Опросник определения профессионального типа личности» Дж. Голланда, «Школьный испытательный тест по математике» (SAT-M) Б. Койчу, после чего заполняли специальную анкету.
Эксперты (родители, педагоги, психологи) выполняли «Шкалу для рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей» Дж. Рензулли и «Методику экспертных оценок по определению одаренных детей» А. А. Лосевой.
Интерпретацию результатов диагностики учащиеся получали от экспертов-психологов в виде личного сообщения на портале или по электронной почте (данные об особенностях интеллектуального развития и познавательной деятельности; личностной креативности - любознательности, воображении, сложности, склонности к риску, мотивации, профессионального типа; общей, предметной (математической), художественной, спортивной и социальной одаренности).
После обработки были получены следующие результаты диагностики общей, предметной, художественной, спортивной и социальной
55
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
одаренности детей и подростков, принявших участие в апробации демонстрационной версии специализированного портала.
У 17% учащихся была выявлена общая (интеллектуальная) одаренность.
У 51% учащегося была обнаружена потенциальная общая (интеллектуальная) одаренность.
У 5% учащихся была выявлена предметная математическая одаренность.
У 3% учащихся была обнаружена потенциальная предметная математическая одаренность.
У 19% учащихся была выявлена художественная одаренность.
У 15% учащихся была обнаружена потенциальная художественная одаренность.
У 5% учащихся была выявлена социальная одаренность.
У 27% учащихся была обнаружена потенциальная социальная одаренность.
У 4% учащихся была выявлена спортивная одаренность.
У 7% учащихся была выявлена потенциальная спортивная одаренность.
Следует отметить, что почти половина учащихся, принявших участие в апробации демонстрационной версии специализированного портала, характеризуется выраженностью сразу нескольких видов явной и/или потенциальной одаренности.
После обработки диагностических материалов и информирования учащихся о результатах диагностики была организована консультативная поддержка учащихся и их родителей квалифицированными специалистами (прежде всего психологами).
Консультационное сопровождение включало следующие направления:
1. Диагностическое сопровождение, содержащее диагностику общей, предметной, художественной, спортивной и социальной одаренности; сформированность профильных интересов личностных качеств и особенностей, необходимых для самореализации в определенной сфере деятельности.
2. Консультационное сопровождение, заключающееся в оказании психологической помощи учащимся в ситуации возникновения затруднений в процессе профильного самоопределения.
3. Консультативная поддержка, представляющая собой процесс оказания психологической помощи и базирующаяся на основе специально организованной коммуникации, направленной на актуализацию резервных возможностей, способностей, которые могут обеспечить реализацию жизненных и профессиональных планов. Данный вид деятельности осуществляется по вопросам реализации потенциала, выбора дальнейшей траектории обучения, личностного развития и профессионального самоопределения.
56
Образовательный портал как условие становления
В основном вопросы, которые задавали учащиеся на портале, связаны с предварительным выбором профессии (готовностью к профессиональному самоопределению на этапе окончания школы) и практическим принятием решения о выборе специальности (поступление на тот или иной факультет вуза). Именно в этот период складывается определенное отношение личности к различным видам деятельности, представление о ряде профессий и самооценка своих возможностей, ориентировка в выборе профессии, что характеризует состояние внутренней готовности к профессиональному самоопределению и самореализации.
77% вопросов касались выбора места (вуза, факультета, специальности) получения дальнейшего образования, 14% вопросов касались пояснения понятий «потенциальная одаренность» и уточнения полученных результатов, 9% вопросов были направлены на выявление потребности учащихся в эмоциональной поддержке.
Некоторые вопросы свидетельствовали о неготовности учащихся делать именно самостоятельный профессиональный выбор. Практическое большинство вопросов, которые задавали учащиеся на портале, были связаны с неумением (или неготовностью) даже на основе полученных результатов диагностики определяться с будущей профессией.
Необходимо подчеркнуть, что вопросы, с которыми обращались учащиеся к психологу, показывают, что их профессиональные планы весьма расплывчаты, зачастую связаны с эмоционально привлекательными профессиональными ролями, стереотипами «престижных» в современном обществе профессий, влиянием внешних факторов (родителей, друзей) на выбор специальности, вуза.
Выпускники школ обнаруживают противоречия, обусловленные непониманием своих профессиональных интересов, незнанием личностных особенностей, несогласованностью личностных особенностей и профессиональных предпочтений, нежеланием брать ответственность за свой выбор; их «настораживает» наличие нескольких вариантов профессиональной самореализации, когда недостаточно оснований, чтобы сделать выбор. Кроме того, отсутствует представление о многоуровневой системе обучения в вузе, которая позволяет получить образование по нескольким направлениям подготовки. Все эти факторы затрудняют принятие решения об обоснованном, самостоятельном выборе профессии.
Ответы психологов на вопросы, которые задавали учащиеся на портале, включали в себя 3 функции:
1. Диагностика общей и предметной одаренности.
2. Информирование о профессиях, присущих тому или иному профессиональному типу.
3. Рекомендации по поступлению на наиболее соответствующие выявленным характеристикам факультеты и специальности.
57
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
Литература
1. Богоявленская Д.Б., БабаеваЮ.Д. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. 95 с.
2. Краснорядцева О.М., Малкова И.Ю. Сетевой проект психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность // Психология обучения. 2010. № 12. С. 89-99.
3. Малкова И.Ю., Фещенко А.В. Возможности социальных сетей для проектирования образовательной деятельности и развития качества инновационного образования // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2 (46). С. 45-51.
4. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. М. : ПЕР СЭ,
2000. 78 с.
5. Koichu B. Junior high school students’ heuristic behaviors in mathematical problem solving. Technion, Haifa : Unpublished Doctoral Dissertation, 2003.
6. Renzulli J.S. What is the thing called giftedness, and how do we develop it? A twenty-five year perspective // Journal for the education of the gifted. 1999. Vol. 23, № 1. P. 3-54.
EDUCATIONAL PORTAL AS A CONDITION OF PROFESSIONAL FORMATION OF COMMUNITY BASED DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN: RATIONALE AND RESULTS OF APPROVALS IN SIBERIAN FEDERAL DISTRICT
Malkova I.U., Matsuta V.V., Podojnicina M.A. (Tomsk)
Summary. In the article the theoretical foundations and practical conditions the development of the educational content of the portal, the materials on the testing of the portal: techniques of organization and diagnostic results of gifted children and adolescents. The authors examine the educational portal as a factor of the professional community-based work with gifted children and adolescents.
Key words: educational portal; educational environment; the professional community; an online community; the diagnosis of giftedness.
58