Научная статья на тему '"ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИГРАЦИОННЫЙ МОСТ": ОТ МЕТАФОРЫ К ПРОЕКТУ'

"ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИГРАЦИОННЫЙ МОСТ": ОТ МЕТАФОРЫ К ПРОЕКТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осиянова Ольга Михайловна, Левина Екатерина Николаевна, Осиянова Анна Владимировна

Целью статьи является анализ образовательной миграции и поиск путей её решения. Выявлены факторы, препятствующие успешной адаптации и социализации иностранных студентов в стране-реципиенте: юридический, педагогический, психологический, лингвокоммуникативный. Задача минимизации данных факторов актуализировала разработку комплексной стратегии интеграции мигрантов в рынок труда России, обеспечивающей им всестороннюю поддержку в получении образования, повышении профессиональной квалификации, адаптации и социализации - «образовательный миграционный мост». Понятие «мост» метафорически используется как искусственное, виртуальное «сооружение», выступающее средством поддержки образовательной миграции граждан. Рассмотрен опыт Оренбургского государственного университета по разработке и реализации долгосрочной комплексной стратегии образовательного миграционного «мостостроительства», представленной в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». С учётом потенциала университета и Оренбургского региона определены направления образовательного миграционного «мостостроительства»: введение образовательных миграционных взаимодействий в миссию и политику университета; создание открытых университетских сетевых структур миграционных взаимодействий; осуществление образовательного миграционного взаимодействия на основе лингвокоммуникативной культуры личности. Представлены практические шаги по реализации стратегии в рамках проекта «Образовательный миграционный мост». Анализируются основные показатели эффективности внедрения проекта: количественные и качественные результаты деятельности факультета по обучению иностранных граждан русскому языку и культуре; открытие Оренбургского филиала Ассоциации иностранных студентов, вовлечение студентов в различные формы взаимодействия и специализированные профориентационные мероприятия; научно-методическая подготовка преподавателей. Реализация стратегии предусматривает в перспективе формирование в ОГУ особой среды, включающей социальную инфраструктуру для иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осиянова Ольга Михайловна, Левина Екатерина Николаевна, Осиянова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MIGRATION BRIDGE: FROM METAPHOR TO PROJECT

The purpose of the article is to analyze the topical problem of educational migration and ways to solve it. The article identifies factors preventing from successful adaptation and socialization of foreign students in recipient country as legal, pedagogical, psychological, lingvo-communicative are identified. Minimization of negative factors actualized the integrated strategy of educational migration «bridge construction» development aimed at solving tasks of migrants’ integration in Russian labour market, providing them with all-round support in getting education, improving professional qualification, adaptation and socialization. The term «bridge» is metaphorically used as an artificial, virtual «construction» functioning as a means for educational migration support of citizens. The experience of the Orenburg State University in development and realization of the longterm integrated strategy of educational migration «bridge construction» presented within the Strategic Academic Leadership Program «Priority 2030» is studied. Regarding the potential of the University and Orenburg region the ways of educational migration «bridge construction» are determined: introduction of educational migration interactions into mission and policy of the university; development of open university migration interactions network structures; implementation of educational migration interaction based on norms, values and ideals of person’s lingvo-communicative culture. The practical steps for the strategy realization within the project «Educational migration bridge» are described: formation of the united scientific, educational and cultural environment based on mutual activity in international scientific and educational community; arrangement of universities regional consortium for informing applicants from Asian countries, for training and living in universities campuses; establishment of the Faculty of foreign students’ education and digital educational platform ensuring logistics and student educational improvement management; development and realization of module network programs for foreign students; realization of additional educational programs in OSU Linguistic center. The authors analyze the main indicators of the project effectiveness: quantitative and qualitative results of the Faculty of foreign students’ education activity in training Russian and culture; establishment of the Orenburg branch of Foreign Students Association, students’ involvement in various interaction forms and special career guidance events; scientific and methodological support for teachers. Realization of the strategy implies creation in OSU in the nearest future a specific environment including social infrastructure for foreigners.

Текст научной работы на тему «"ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИГРАЦИОННЫЙ МОСТ": ОТ МЕТАФОРЫ К ПРОЕКТУ»

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

«Образовательный миграционный мост»: от метафоры к проекту

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-154-167

Осиянова Ольга Михайловна - д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка, ORCID: 0000-0003-1846-5378, [email protected] Левина Екатерина Николаевна - канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка, [email protected]

Осиянова Анна Владимировна - канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка, ORCID: 0000-0001-8885-2731, [email protected] Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия Адрес: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13

Аннотация. Целью статьи является анализ образовательной миграции и поиск путей её решения. Выявлены факторы, препятствующие успешной адаптации и социализации иностранных студентов в стране-реципиенте: юридический, педагогический, психологический, лингвокоммуникативный. Задача минимизации данных факторов актуализировала разработку комплексной стратегии интеграции мигрантов в рынок труда России, обеспечивающей им всестороннюю поддержку в получении образования, повышении профессиональной квалификации, адаптации и социализации - «образовательный миграционный мост». Понятие «мост» метафорически используется как искусственное, виртуальное «сооружение», выступающее средством поддержки образовательной миграции граждан.

Рассмотрен опыт Оренбургского государственного университета по разработке и реализации долгосрочной комплексной стратегии образовательного миграционного «мостостроительства», представленной в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». С учётом потенциала университета и Оренбургского региона определены направления образовательного миграционного «мосто-строительства»: введение образовательных миграционных взаимодействий в миссию и политику университета; создание открытых университетских сетевых структур миграционных взаимодействий; осуществление образовательного миграционного взаимодействия на основе лингвокоммуникативной культуры личности. Представлены практические шаги по реализации стратегии в рамках проекта «Образовательный миграционный мост». Анализируются основные показатели эффективности внедрения проекта: количественные и качественные результаты деятельности факультета по обучению иностранных граждан русскому языку и культуре; открытие Оренбургского филиала Ассоциации иностранных студентов, вовлечение студентов в различные фор-

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Осиянова О.М., Левина Е.Н., Осиянова А.В., 2022.

И]

мы взаимодействия и специализированные профориентационные мероприятия; научно-методическая подготовка преподавателей. Реализация стратегии предусматривает в перспективе формирование в ОГУ особой среды, включающей социальную инфраструктуру для иностранных граждан.

Ключевые слова: образовательная миграция, адаптация иностранных студентов, социализация иностранных студентов, образовательные миграционные взаимодействия, образовательное пространство вуза, социокультурное пространство вуза

Для цитирования: Осиянова О.М, Левина Е.Н, Осиянова А.В. «Образовательный миграционный мост»: от метафоры к проекту // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 154-167. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-154-167

Educational Migration Bridge: From Metaphor to Project

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-154-167

Olga M. Osiyanova - Dr. Sci. (Education), Assoc. Prof., Prof. of the Department of English Philology and Methods of Teaching English, ORCID: 0000-0003-1846-5378, [email protected] Ekaterina N. Levina - Cand. Sci. (Philology), Assoc. Prof., the Department of Russian Philology and Methods of Teaching Russian, [email protected]

Anna V. Osiyanova - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., the Department of English Philology and Methods of Teaching English, ORCID: 0000-0001-8885-2731, [email protected] Orenburg State University, Orenburg, Russia Address: 13, Pobedy prospect, Orenburg, 460018, Russian Federation

Abstract. The purpose of the article is to analyze the topical problem of educational migration and ways to solve it. The article identifies factors preventing from successful adaptation and socialization of foreign students in recipient country as legal, pedagogical, psychological, lingvo-communicative are identified. Minimization of negative factors actualized the integrated strategy of educational migration «bridge construction» development aimed at solving tasks of migrants' integration in Russian labour market, providing them with all-round support in getting education, improving professional qualification, adaptation and socialization. The term «bridge» is metaphorically used as an artificial, virtual «construction» functioning as a means for educational migration support of citizens.

The experience of the Orenburg State University in development and realization of the long-term integrated strategy of educational migration «bridge construction» presented within the Strategic Academic Leadership Program «Priority 2030» is studied. Regarding the potential of the University and Orenburg region the ways of educational migration «bridge construction» are determined: introduction of educational migration interactions into mission and policy of the university; development of open university migration interactions network structures; implementation of educational migration interaction based on norms, values and ideals of person's lingvo-communicative culture. The practical steps for the strategy realization within the project «Educational migration bridge» are described: formation of the united scientific, educational and cultural environment based on mutual activity in international scientific and educational com-

munity; arrangement of universities regional consortium for informing applicants from Asian countries, for training and living in universities campuses; establishment of the Faculty of foreign students' education and digital educational platform ensuring logistics and student educational improvement management; development and realization of module network programs for foreign students; realization of additional educational programs in OSU Linguistic center. The authors analyze the main indicators of the project effectiveness: quantitative and qualitative results of the Faculty of foreign students' education activity in training Russian and culture; establishment of the Orenburg branch of Foreign Students Association, students' involvement in various interaction forms and special career guidance events; scientific and methodological support for teachers. Realization of the strategy implies creation in OSU in the nearest future a specific environment including social infrastructure for foreigners.

Keywords: educational migration bridge, adaptation and socialization, students-migrants, integrated educational migration «bridge construction» strategy, educational migration interactions, scientific, educational and cultural environment, lingvo-communicative culture

Cite as: Osiyanova, O.M., Levina, E.N., Osiyanova, A.V. (2022). Educational Migration Bridge: From Metaphor to Project. Vysshee obrzovanie v Rossii = Higher Education in Russia.. Vol. 31, no. 8-9, pp. 154-167, doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-154-167 (In Russ., abstract in Eng.).

Актуальность образовательной миграции и интеграции мигрантов в рынок труда России

Вступление мирового сообщества в эру информационной цивилизации, совершенствование средств связи и коммуникаций, интенсификация процесса глобализации знания и распространение образовательных технологий нового поколения (дистанционное образование, открытое образование и др.), закономерно влекут за собой расширение пространства интеграции мигрантов, нацеленных на получение или продолжение образования.

Образовательная миграция - это преимущественно временное переселение, которое продолжается от нескольких месяцев (при повышении профессионального мастерства) до нескольких лет - при получении полного высшего или среднего специального образования за пределами административно-территориальной единицы постоянного места жительства [1]. По данным зарубежных исследователей, образовательная миграция стабильно занимает третье место в миграционном потоке по значимости после трудовой миграции и

переселения соотечественников. Существует мнение, что участники образовательной миграции являются одной из наиболее желательных категорий мигрантов, поскольку большинство из них - это молодые и предприимчивые люди, которые отличаются открытостью, готовностью усваивать новые знания и технологии [2]. Иностранные студенты, участвующие в образовательной миграции, имеют возможность остаться в принимающей стране после окончания учёбы в вузе, а полученный ими диплом часто рассматривается как инвестиция в дальнейшее трудоустройство в принимающей стране или на своей родине.

Образовательная миграция позволяет частично компенсировать негативные последствия депопуляции и старения населения за счёт пополнения рынка труда работниками трудоспособного возраста. Иностранные учащиеся представляют собой тот резерв, который можно использовать для стабилизации социально-демографической ситуации в России. Это возможно по ряду причин: - мигрант, приезжающий с целью учёбы, имеет идеальный возраст для потенциальной мобильности;

- на рынок труда выходит дипломированный специалист с необходимыми компетенциями и квалификациями, сформированными в российском вузе;

- в процессе обучения иностранные студенты знакомятся с местными обычаями, обладают высокой степенью адаптивности;

- выпускник владеет русским языком и имеет представление о национальной культуре.

Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является потенциалом для её дальнейшего поступательного развития. Кроме того, иностранные студенты, которые остаются после окончания вузов в России, овладевают языком и становятся более адаптированными к национальному рынку труда.

Таким образом, образовательная миграция выступает источником квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан, что содействует обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей. Закономерно, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»1 «квота на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL: https:// base.garant.ru/75091924/ (дата обращения: 19.06.2022).

образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета» была увеличена в 2021 г. на 5 тыс. человек и составила 18 тыс. человек. В 2022 г. квота будет увеличена на 8 тыс. человек и составит 23 тыс. человек, начиная с 2023 г. -на 15 тыс. человек и составит 30 тыс. человек.

Российское высшее образование в лице региональных университетов играет важную роль в оптимизации миграционных процессов в изменившихся социально-экономических условиях. В данной связи в научных публикациях по проблеме образовательной миграции актуализируется исследование факторов, влияющих на выбор российского вуза [3-5], рассматриваются причины, препятствующие адекватной адаптации и социализации студентов-мигрантов [1]. Предметом изучения выступает также потенциал инструментария когнитивного и имитационного моделирования и создания межвузовской системы мониторинга наиболее востребованных на международном рынке направлений подготовки [3], анализируются возможности использования профилактических мероприятий психогигиенической направленности, тью-торства и наставничества [1]. Вместе с тем комплексному решению задачи интеграции мигрантов в рынок труда России, исследованию миссии регионального вуза и его готовности к осуществлению данного процесса в научной литературе уделяется недостаточное внимание.

Цель настоящего исследования - разработать комплексную стратегию вуза по решению задачи интеграции мигрантов в региональный рынок труда, обеспечивающую им всестороннюю поддержку в получении образования, повышении профессиональной квалификации, адаптации и социализации. Достижение цели предпо-

UNIVERSIIY AND REGION

лагает решение следующих задач: выявление факторов, препятствующих успешной адаптации и социализации иностранных студентов; разработка стратегии образовательного миграционного «мостострои-тельства» с учётом потенциала Оренбургского государственного университета и Оренбургского региона.

Понятие «образовательный миграционный мост» и факторы, препятствующие успешной адаптации и социализации иностранных студентов

Понятие «мост», имеющее общее про-тотипическое значение и указывающее на то, что соединяет два удалённых друг от друга объекта, метафорически рассматривается нами в данной статье как искусственное, виртуальное «сооружение», которое выступает средством осуществления образовательного миграционного взаимодействия. Цель «моста» - поддержка образовательной миграции граждан в целях получения ими образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда.

Термин «образовательный миграционный мост» был впервые использован в аналитических трудах В.С. Ефимова, А.В. Лаптевой, В.А. Дадашевой и М.В. Румянцева, посвящённых результатам форсайт-исследования будущего высшей школы в России на период до 2030 г. [6; 7]. Экспертами Делфи-опроса оценена необходимость и возможность реализации «образовательного миграционного моста» как одной из новых функций высшей школы, предусматривающей повышение качества миграции, привлечение в Россию талантливой молодёжи избывших республик СССР и стран дальнего зарубежья. Данная функция, по мнению авторов исследования, содержательно связана с общественно-преобразующей позицией высшей школы - созданием и поддержанием новых коммуникаций и отношений, т. е. новой социальной реальности.

Вместе с тем закономерно возникает вопрос, готовы ли вузы к исполнению возложенной на них функции «образовательного миграционного моста» и какие трудности, связанные с экспортом образовательных услуг, приходится при этом преодолевать. Обзор недавних научных исследований, освещающих вопросы межгосударственной образовательной миграции молодёжи [3], знакомит с опытом Южного федерального университета [4], вузов республики Башкортостан [5] и Омской области [3]. На основе анализа опросов и анкетных данных иностранных студентов делается вывод о том, что основными причинами, влияющими на выбор российского вуза, являются высокое качество обучения и его невысокая стоимость, комфортный социально-психологический климат. Вместе с тем в качестве негативных факторов отмечаются сложности, связанные с регистрацией и в перспективе - с получением гражданства РФ, недостаток современных студенческих общежитий [3]. Среди причин, препятствующих адекватной адаптации, А.В. Катрушов, Л.А. Катрушова и О.Д. Саргош [1] называют разницу в мировоззрении и воспитании иностранных студентов, этнические векторы их поведенческих реакций и моральные нормы в обществе, вероисповедание, степень религиозности, языковой и социальный барьеры.

Учитывая признанную сложность и многогранность процессов адаптации и социализации в целом, полностью разделяем мнение исследователей о том, что трудности у иностранного студента по прибытии в «чужую» страну могут быть обусловлены дефицитом информации о правовом поле и обычаях, морально-этических нормах нового общества. Важность языкового и социального барьеров связана с их ключевой ролью в первичной социализации. Это объясняется тем, что наличие или отсутствие полноценного функционирования второй сигнальной системы для образовательного процесса является определяющим факто-

ром [8]. Отдельно следует отметить роль факторов, существенно влияющих на состояние физического здоровья студентов-мигрантов в новых климатических условиях. Значимыми становятся хроноадаптив-ные механизмы, характер питания, распорядок рабочего времени и отдыха, бытовые проблемы, нарушение привычного уклада и ритма жизни [1].

Таким образом, фокус исследований межгосударственной образовательной миграции молодёжи обращён к факторам юридического (правового), педагогического, психологического характера, препятствующим успешной адаптации и социализации иностранных студентов в стране-реципиенте. Существенными, на наш взгляд, являются также факторы, влияющие на состояние физического здоровья и лингвокоммуника-тивный фактор, минимизации последствий которого в научной литературе уделено недостаточное внимание. В данном контексте следует отметить, что исследования учёных, как правило, акцентируются в большей степени на каком-либо отдельном факторе, не учитывая их комплексный характер.

Принимая во внимание названные факторы, ОГУ наметил пути минимизации последних, разработав комплексную стратегию образовательного миграционного «мостостро-ительства».

Стратегия образовательного миграционного

«мостостроительства» в Оренбургском государственном университете

Оренбургский государственный университет - крупный, динамично развивающийся вуз Приволжского федерального округа, успешно сочетающий базовые традиции классического университетского образования и инновационные подходы к реализации учебного процесса и исследовательской деятельности [9]. В университете обучается более 20 тыс. студентов, и его роль как регионального лидера подготовки кадров значима не только для Оренбургской области, но и для образовательного и социально-эко-

номического пространства всего Южного Урала, Поволжья России, граничных стран Азии. Так с 2018 по 2021 гг. с вузами и НИИ Киргизстана, Узбекистана и Казахстана заключено более 20 договоров. Современные трансформации ориентируют ОГУ на движение от адаптационной стратегии к стратегии драйвера конкурентного производства в широком территориальном масштабе влияния [10]. Соответственно, обучение граждан из стран дальнего зарубежья является одним из ключевых слагаемых стратегии развития университета.

С учётом образовательного, научно-технического, информационно-коммуникационного, интеллектуального и территориального потенциала ОГУ разработана комплексная стратегия, включающая следующие направления образовательного «мо-стостроительства»:

- введение образовательных миграционных взаимодействий в миссию и политику университета;

- создание открытых университетских сетевых структур миграционных взаимодействий;

- осуществление образовательного миграционного взаимодействия на основе норм, ценностей и идеалов лингвокоммуни-кативной культуры личности.

Названные направления нашли отражение в проекте «Образовательный миграционный мост», представленный Программой развития ОГУ на 2021-2030 гг. в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Проект нацелен на проведение активной политики продвижения университета и привлечения абитуриентов из стран Азии и дальнего зарубежья, их дальнейшего трудоустройства и закрепления в регионе в качестве постоянных жителей. Основной задачей проекта является создание «ловушки для миграционного потока», удержание молодёжи, которая приезжает, чтобы получить высшее образование.

В контексте реализации комплексной стратегии образовательного миграционного

«мостостроительства» проектом «Образовательный миграционный мост» предусматривается:

- формирование единого научно-образовательного и культурного пространства на основе совместной деятельности, обеспечивающей межнациональную и межкультурную интеграцию и укрепление позиций вуза в международном научно-образовательном сообществе путём совместного решения геополитических проблем регионов, подготовки национальных кадров, сохранения межнациональной и межконфессиональной толерантности;

- организация консорциума университетов региона для проведения общей информационной кампании для абитуриентов из стран Азии; организация обучения (в онлайн- и офлайн-формате) и проживания в университетских кампусах;

- создание факультета подготовки иностранных граждан (обучение русскому языку, подготовка по основным профильным предметам, знакомство с культурой, социализация в университетской среде и др.);

- создание цифровой образовательной платформы, обеспечивающей логистику и управление образовательным продвижением каждого студента с использованием технологий больших данных, искусственного интеллекта и других цифровых решений;

- создание общего цифрового ресурса для информирования абитуриентов, организация дистанционного набора, онлайн-за-числения, проведения необходимых финансовых платежей и др.;

- разработка и реализация модульных сетевых программ для иностранных студентов, обеспечивающих выбор обучения и движение по индивидуальной образовательной траектории;

- расширение географии евразийских и международных олимпиад с увеличением аудитории в три раза к 2030 г.;

- реализация программ дополнительного образования в языковых школах Лингвисти-

ческого центра на базе Института развития образования Оренбургского государственного университета с ежегодным охватом не менее 1 тыс. человек.

В ходе внедрения проекта «Образовательный миграционный мост» в ОГУ в конце 2020 г. создан отдел рекрутинга и предвузов-ской подготовки иностранных граждан. Деятельность отдела позволила осенью 2021 г. открыть факультет подготовки иностранных граждан и произвести зачисление более 70 человек из Республики Чад, Египта, Алжира, Сомали, Франции, Йемена, Индонезии, Ирака, Иордании. Миссия факультета заключается в подготовке абитуриентов из зарубежных стран, не владеющих русским языком, к дальнейшему обучению в ОГУ или других вузах Российской Федерации по программам бакалавриата, магистратуры, спе-циалитета и аспирантуры.

На факультете подготовки иностранных граждан ОГУ слушатели обучаются по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке. Основной акцент в образовательной программе факультета сделан на изучении русского языка как иностранного. В рамках обучения слушатели изучают русский язык, соответствующие спецкурсы и профильные дисциплины (на выбор). Обучение осуществляется по пяти профилям подготовки: экономическому, гуманитарному, инженерно-техническому и технологическому, естественнонаучному, медико-биологическому. Подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке осуществляет профессорско-преподавательский состав, имеющий профессиональное образование в области методики преподавания соответствующих дисциплин иностранным гражданам.

Главным приоритетом работы факультета подготовки иностранных граждан является создание для иностранных сту-

дентов таких условий, чтобы с первого дня пребывания в университете и до выпуска они чувствовали внимание и поддержку, с радостью знакомились с историей и культурными традициями России и изучали русский язык. Для обучающихся проводится комплекс адаптационных и культурных мероприятий: экскурсии, посещение музеев, театров, концертных залов, спортивных событий, а также фестиваль национальных культур. В перспективе ключевой особенностью факультета станет значительное число авторских курсов ведущих российских и зарубежных учёных о культуре и истории народов Азии.

Важным аспектом работы по минимизации факторов юридического и психолого-педагогического характера, препятствующих успешной адаптации и социализации студентов-мигрантов, выступают встречи руководства ОГУ и факультета подготовки иностранных граждан с родственниками студентов, прибывших из-за рубежа, проводимые на регулярной основе в режиме ZOOM-видеоконференций. В ходе мероприятий обсуждаются вопросы, касающиеся учебной деятельности и условий проживания молодых людей. Участникам встреч показывают, в каких условиях живут обучающиеся, как проходит адаптация к русскому климату, объясняют, как можно подать документы для поступления в Оренбургский государственный университет.

В 2021 г. был открыт Оренбургский филиал НП «Ассоциация иностранных студентов» и заключено соглашение между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и ОГУ. Предметом соглашения является сотрудничество сторон в международной гуманитарной сфере, направленное на продвижение за рубежом российского образования и развитие экспорта образовательных услуг, на развитие информационного и научного сотрудни-

чества, формирование институциональных партнёрств между образовательным и научным сообществом Российской Федерации и зарубежных стран, повышение интереса иностранных учащихся и учёных к русскому языку, российскому образованию и науке, образовательным программам университета.

Ассоциация иностранных студентов в лице волонтёров и тьюторов помогает минимизировать проблемы адаптации иностранных студентов к новому месту жительства и решить многие учебные и бытовые вопросы, оказывает им психологическую поддержку, правовое обеспечение, способствует вовлечению в жизнь вуза.

В рамках создания инновационной образовательной среды дальнейшее развитие получит кампус ОГУ. Подготовлен перспективный план развития территорий, прилегающих к ботаническому саду университета, где в период до 2030 г. будут построены новые корпуса, рассчитанные на размещение 6,5 тыс. студентов.

Поскольку мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из стран СНГ и дальнего зарубежья, зачастую обладают недостаточным уровнем образования и знанием русского языка, важным условием осуществления образовательного миграционного «мостостроительства» является способность его участников выстраивать эффективную коммуникацию на основе норм, ценностей и идеалов лингвокоммуни-кативной культуры.

Лингвокоммуникативная культура содействует преодолению языкового и социального барьеров как ключевых аспектов первичной адаптации мигрантов, формированию у учащейся молодёжи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям, предотвращению проявлений этнического и религиозно-политического экстремизма. Функция лингвокоммуникативной культуры в образовательном миграционном вза-

имодействии состоит в организации этого взаимодействия, то есть в таком взаимном регулировании деятельности участников, которое соответствует их социальном статусу, индивидуальным или совместным планам. Она призвана помочь установлению контактов в системе межкультурных коммуникаций, их развитию, согласованию и корректировке [11].

Признавая право на существование различных ценностей и норм поведения, в среде многонациональных образовательных миграций лингвокоммуникативная культура обеспечивает осуществление вербальной деятельности на основе ценностных ори-ентаций, знаний норм культуры речи и поведения, лингвокоммуникативных умений и личностной рефлексии. Она выражается в адекватном понимании, осмысленной самооценке и позитивном восприятии партнёров, является показателем развития субъектов вербальной деятельности, отражает оттенки их отношений, проявляется как субъектная позиция личности в форме конструктивных предложений, требующих самостоятельности, активности и творчества, побуждающих к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию [11].

Длительный опыт работы по формированию лингвокоммуникативной культуры студентов ОГУ показывает, что её становление активизируется при условии межпредметной интеграции содержания вузовских дисциплин и вовлечения студентов к участию в различных формах межсубъектного взаимодействия средствами активных, интерактивных, субъектно-ориентированных, информационно-коммуникационных, в том числе цифровых, технологий и проектной деятельности [12]. Существенный вклад в формирование лингвокоммуникативной культуры в целом и пополнение словарного запаса студентов-мигрантов в частности вносят внеу-чебные мероприятия, проводимые преподавателями вуза в рамках ознакомления обучающихся с российскими традициями,

ремёслами, художественным и песенным творчеством, историей государства.

Важным условием реализации комплексной стратегии образовательного миграционного мостостроительства выступают также научно-методическая подготовка и повышение квалификации преподавателей, ориентированные на овладение ими технологиями становления студента как субъекта коммуникативной и познавательной деятельности. Активизация субъектной позиции происходит в процессе постепенной трансформации деятельности студента: пассивный исполнитель становится активным субъектом. Этому способствует работа Института развития образования ОГУ, предлагающего профессорско-преподавательскому составу университета и его филиалов широкий выбор курсов повышения квалификации, включающих использование современных информационных технологий.

Программой развития Оренбургского государственного университета на 2021-2030 гг. в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «При-оритет-2030» предусматривается формирование в вузе особой среды, включающей социальную инфраструктуру для иностранных граждан, а также проведение специализированных профориентационных мероприятий, в фокусе - университет как «точка притяжения» для иностранной молодёжи. Проводимые мероприятия внесут существенный вклад в реализацию комплексной стратегии образовательного миграционного «мостостроительства».

Уникальный потенциал Оренбуржья в реализации образовательных миграционных проектов

Оренбуржье - один из регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. На территории региона, составляющей 124 тыс. кв. км., проживает около 2 млн. чел. Реализации проекта «Образовательный миграционный мост» будут способствовать следующие уни-

кальные характеристики стратегического позиционирования Оренбургского государственного университета.

Благодаря транзитной артерии «Один пояс - один путь» (новый Шёлковый путь) и магистральным путям Оренбургская область обладает ключевыми транспортными выходами к странам ЕС, странам Средней Азии -Республике Казахстан и Китаю, а также значимым крупным регионам Российской Федерации и Приволжского федерального округа: Республике Татарстан, Башкортостан и Челябинской области на севере, Самарской и Московской области - на западе. Протяжённость государственной границы с Республикой Казахстан составляет 1876 км. [9].

Оренбуржье - трансграничный и поликультурный регион России. Здесь проживают представители 126 национальностей и более 20 конфессий. Как исторически сложившийся центр межкультурной коммуникации, ключевой регион в развитии сотрудничества со странами Центральной Азии и Республикой Казахстан Оренбуржье обладает значимым потенциалом в осуществлении образовательных взаимодействий, направленных на формирование активных субъектов развития региона в рамках конструктивного диалога с представителями различных этнических групп [13].

Оренбург - признанный культурный центр народов Среднеазиатского пространства, город, где был раскрыт и реализован талант таких выдающихся деятелей культуры Казахстана и Узбекистана, как Ахмед Байтурсынов, Ибрай Алтынсарин, Жамбыл Жабаев, Сакен Сейфуллин. В XXI в. город также остаётся точкой притяжения для жителей среднеазиатских республик. В этой связи Оренбургский государственный университет как один из крупнейших приграничных университетов России, кадровый и технологический лидер в большом географическом районе мира, охватывающем Южный Урал России, Западный Казахстан и страны Средней Азии, призван максимально эффективно использовать уни-

кальные исторические и территориальные предпосылки к развитию образовательных миграционных проектов.

В ОГУ есть необходимые ресурсы и опыт для реализации проекта образовательного «мостостроительства». Предварительные оценки показывают, что контингент иностранных студентов в университете возможно увеличить в два-три раза уже в ближайшие годы [10].

Полагаем, что реализация проекта позволит использовать уникальные исторические и территориальные предпосылки с целью масштабного привлечения молодёжи из стран Азии и дальнего зарубежья, а также откроет новые возможности и контексты для осуществления образовательной деятельности университета по обеспечению регионального рынка труда квалифицированными конкурентоспособными специалистами, обладающими требуемым уровнем профессиональной квалификации, готовых к толерантному восприятию социальных и культурных различий субъектов общественной жизни.

Заключение

Актуальность разработки комплексной стратегии образовательного миграционного «мостостроительства» обусловлена задачей интеграции мигрантов в рынок труда России.

Выявлены факторы юридического, педагогического, психологического, лингвоком-муникативного характера, препятствующие адекватной адаптации и социализации иностранных студентов в процессе образовательной миграции, среди них: разница в мировоззрении и воспитании, этнические векторы поведенческих реакций и моральные нормы в обществе, вероисповедание, степень религиозности, языковой и социальный барьеры, хроноадаптивные механизмы и др.

С целью минимизации выявленных факторов, поддержки образовательной миграции граждан для получения образования и повышения квалификации по профессиям, востре-

бованным на рынке труда, в Оренбургском государственном университете разработана комплексная стратегия образовательного миграционного «мостостроительства». Стратегия предполагает: введение образовательных миграционных взаимодействий в миссию и политику университета; создание открытых университетских сетевых структур миграционных взаимодействий; осуществление образовательного миграционного взаимодействия на основе норм, ценностей и идеалов лингвокоммуникативной культуры личности. В многонациональной среде Оренбуржья разработанная стратегия актуальна для реализации международных и кросскультурных экономических, гуманитарных, научных, экологических проектов, прогрессивного развития региона.

Основные направления реализации комплексной стратегии образовательного миграционного «мостостроительства» нашли отражение в проекте «Образовательный миграционный мост». Проект разработан в Оренбургском государственном университете в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приори-тет-2030» и нацелен на привлечение абитуриентов из стран Азии и дальнего зарубежья, их дальнейшее трудоустройство и закрепленин в регионе в качестве постоянных жителей.

В контексте реализации комплексной стратегии в рамках проекта образовательного «мостостроительства» в университете создан факультет по работе с иностранными гражданами, отдел рекрутинга, заключено соглашение с Россотрудничеством, организован филиал Ассоциации иностранных студентов России в г. Оренбурге. Ведётся активная работа по формированию в ОГУ особой среды, включающей социальную инфраструктуру для иностранных граждан. Образовательное «мостостроительство» осуществляется на основе толерантности, эмпатии, высокой степени коммуникабельности и коммуникативности, адекватной рефлексии субъектов образовательного миграционного взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт первого года реализации комплексной стратегии образовательного миграционного «мостостроительства» показал, что уникальное территориальное расположение, ресурсы и кадровый потенциал Оренбургского государственного университета обеспечивают её результативность. Так, в июле 2022 г. первые слушатели факультета подготовки иностранных граждан, завершившие обучение по дополнительной образовательной программе, успешно прошли итоговую аттестацию. Факультет подготовил выпускников по пяти различным профилям: экономическому, гуманитарному, инженерно-техническому и технологическому, естественнонаучному, медико-биологическому. Многие выпускники факультета решили остаться в Оренбурге и продолжить обучение в Оренбургском государственном университете, чтобы получить высшее образование по выбранному направлению.

В условиях русской лингвокультурной среды иностранные слушатели не только научились говорить, писать и читать по-русски, но и значительно улучшили свои знания о российском обществе, русской культуре, улучшили навыки межкультурной коммуникации. Впервые более 20 иностранных студентов из Иордании, Чада, Сомали, Ирака, Индонезии и Франции приняли участие в масштабной всероссийской акции «Тотальный диктант», выполняя специальный тест для студентов, изучающих русский язык как иностранный, и получили высокие оценки, что свидетельствует о большой работе, проделанной коллективом преподавателей.

Значимым фактором успешной реализации комплексной стратегии образовательного миграционного «мостостроительства» в Оренбургском государственном университете явилась методическая помощь и поддержка Института русского языка Российского университета дружбы народов и Башкирского государственного университета, имеющих весомый опыт в сфере подготовки иностранных граждан.

Таким образом, предварительные результаты реализации основных направлений разработанной стратегии подтверждают правомерность выдвинутых положений и перспективность её дальнейшего внедрения в миссию и политику Оренбургского государственного университета в аспекте решения региональной задачи адаптации иностранных студентов в российский социум, а также глобальной задачи продвижения русского языка в мире. Дальнейшие исследования будут связаны с анализом эффективности модульных сетевых программ для иностранных студентов, обеспечивающих выбор обучения и движение по индивидуальной образовательной траектории.

Литература

1. Катрушов А.В., Катрушова Л.А., Саргош О.Д. Психогигиеническое сопровождение адаптации студентов при межгосударственной образовательной миграции // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 103108. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/ view/7081 (дата обращения: 17.06.2022).

2. Assomull A., Laad S. Mapping global mobility trends in education // Education Investor Global. 2020. April/May. P. 28-33. URL: https://www.lek.com/sites/default/files/ insights/pdf-attachments/Mapping-Global-Mobility-Trends-Education.pdf (дата обращения: 22.06.2022).

3. Лучко О.Н, Патласов О.Ю, Мухаметди-нова С.Х. Проектирование системы экспорта образовательных услуг в приграничном регионе России на основе анализа образовательной миграции // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 478-491. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.36

4. Архипов А.Ю., Рогова Т.М., Савченкова И.Н, Фурса Е.В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 1-2. С. 124-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19113902 (дата обращения: 22.06.2022).

5. Захарченко М.И. Региональные аспекты учебной миграции // Казанская наука. 2016.

№ 7. С. 16-18. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=26460137 (дата обращения: 22.06.2022).

6. Ефимов В.С, Лаптева А.В, Румянцев М.В. Будущее высшей школы в России -2030: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам Делфи-опроса экспертов) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 2 (78). С. 24-37. URL: https://www.umj. ru/jour/article/view/540 (дата обращения: 17.06.2022).

7. Ефимов В.С, Лаптева А.В, Дадашева В.А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3. С. 13-48. URL: https://www.umj.ru/jour/ article/view/445?locale=ru_RU (дата обращения: 17.06.2022).

8. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 3. С. 33-47. URL: https://universitas. hse.ru/ 2013--3%20(Том%201)/l08603645.html (дата обращения: 22.06.2022).

9. Ермакова Ж.А. Оренбургский государственный университет как субъект развития региона // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 97-107. DOI: 10.31992/08693617-2018-27-10-97-107

10. Мирошников С.А.. Оренбургский государственный университет в условиях трансформации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 105-114. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-8-9-105-11

11. Осиянова А.В, Темкина В.Л. Опыт формирования лингвокоммуникативной культуры в образовательном процессе вуза, Оренбург : ОГУ, 2018. 167 с. URL: http://elib.osu.ru/ handle/123456789/14766 (дата обращения: 22.06.2022).

12. Осиянова О.М, Темкина В.Л, Осиянова А.В. Педагогические возможности субъек-тно-ориентированной маркер-технологии в формировании лингвокоммуникативной культуры студента // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2. С. 160-167. EDN RWUELP.

13. Амелин В.В, Шешукова Г.В. Взаимоотношения населения приграничного региона и мигрантов из Центральной Азии и Азербайджана в контексте социологии // Вестник российской нации. 2019. № 2. С. 66-81. EDN: LDPBYB.

14. Леденева В.Ю, Ломакина О.В, Джунусов А.М, Бегасилов Б.Т. Образовательная политика Казахстана в условиях миграции молодёжи // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 156-168. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-6-156-168

Благодарности. Исследование выполнено в рамках программы "Приоритет-2030" (соглашение №075-15-2021-1171/2 от 11 мая 2022 г.).

Статья поступила в редакцию 23.06.22 Принята к публикации 28.07.22

References

1. Katrushov, A.V., Katrushova, L.A., Sarhosh, O.D. (2019). Psycho-Hygienic Accompaniment of Adaptation of Students During Interstate Educational Migration. Zdorovie, Phi-zicheskaya Kultura i Sport = Health, Physical Culture and Sports. Vol. 4 (15), рр. 103-108. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/7081 (accessed 17.06.2022) (In Russ, abstract in Eng.).

2. Assomull, A., Laad, S. (2020). Mapping global mobility trends in education. Education Investor global. April/May, pp. 28-33. URL: https://www.lek.com/sites/default/files/insights/pdf-attachments/Mapping-Global-Mobility-Trends-Education.pdf (accessed 22.06.2022).

3. Luchko, O.N., Patlasov, O.Yu., Mukhametdinova, S.Kh. (2019). Designing a System for the Export of Educational Services in the Border Region of Russia Based on the Analysis of Educational Migration. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Perspectives of Science and Education. No. 2 (38). pp. 478-491, doi: 10.32744/pse.2019.2.36 (In Russ, abstract in Eng.).

4. Arkhipov, A.Yu., Rogova, T.M., Savchenkova, I.N., Fursa, E.V.(2013). Activity of Higher Education Institutes for Attraction, Training and Adaptation of Foreign Students (On the Example of the Southern Federal University). Terra Economicus. Vol. 11, no. 1-2, pp. 124-128. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19113902 (accessed 22.06.2022). (In Russ, abstract in Eng.).

5. Zakharchenko, M.I. (2016). Regional Aspects of Educational Migration. Kazanskaya Nau-ka = Kazan Science. No. 7, pp. 16-18. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26460137 (accessed 22.06.2022). (In Russ, abstract in Eng.).

6. Efimov, V.S., Lapteva, A.V., Rumyantsev, M.V. (2012). The Future of Higher Education in Russia - 2030: Socio-Economic Contexts and Critical Situations (Delphi Results). Universitetskoye upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. No. 2 (78), рр. 24-37. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/540 (accessed 17.06.2022). (In Russ, abstract in Eng.).

7. Efimov, V.S., Lapteva, A.V., Dadasheva, V.A. (2013). Russian Higher School Foresight: The Baseline Scenario Higher School Conversion. Universitetskoye upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. No. 3, рр. 13-48 Available at: https://www. umj.ru/jour/article/view/445 (accessed: 17.06.2022). (In Russ, abstract in Eng.).

8. Drozhzhina, D.S. (2013). [Studying the Adaptation of Foreign Students: A Discussion on Methodology]. Universitas. Vol. 1, no. 3. pp. 33-47. Available at: https://universitas.hse.ru/2013--3%20 (ToM%201)/108603645.html (accessed 22.06.2022). (In Russ, abstract in Eng.).

9. Ermakova, Zh.A. (2018). Orenburg State University as an Agent of Regional Development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 10, pp. 97-107, doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-97-107 (In Russ., abstract in Eng.).

10. Miroshnikov, S.A. (2021). Orenburg State University in the Conditions of Transformation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 8-9, pp. 105-114, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-105-114 (In Russ., abstract in Eng.).

11. Osiyanova, A.V., Temkina, V.L. (2018). Opyt formirovaniya lingvokommunikativnoy kul'tury v obrazovatel'nom protsesse vuza [Experience in the Lingvo-Communicative Culture Formation in Educational Process of the University]. Orenburg : OSU Publ., 167 p. Available at: http://elib.osu.ru/handle/l23456789/l4766 (accessed 22.06.2022). (In Russ.).

12. Osiyanova, O.M. Temkina, V.L., Osiyanova, A.V. (2014). Pedagogical Means of Subjective-Oriented Marker-Technology in Student's Lingvo-Communicative Culture Formation. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Orenburg State University. No. 2, pp. 160-167. EDN RWUELP. (In Russ., abstract in Eng.).

13. Amelin, V.V, Sheshukova, G.V. (2019). Mutual Relations Between the Population of the Border Region and Migrants from Central Asia and Azerbaijan in the Context of Sociology. Vestnik rossiyskoy natsii = Bulletin of the Russian Nation. No. 2, pp. 66-81. EDN: LDPBYB. (In Russ., abstract in Eng.).

14. Ledeneva, V.Yu., Lomakina, O.V., Dzhunusov, A.M., Begasilov, B.T. (2021). Educational Policy of Kazakhstan in the Context of Youth Migration. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 6, pp. 156-168, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168 (In Russ., abstract in Eng.).

Acknowledgement. The study has been carried out within the Program «Priority 2030»

(agreement No. 075-15-2021-1171/2 dated May 11, 2022).

The paper was submitted 23.06.22 Accepted for publication 28.07.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.