Научная статья на тему 'Образовательный маркетинг как условие формирования общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональных колледжей'

Образовательный маркетинг как условие формирования общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональных колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ / EDUCATIONAL MARKETING / MARKETING CONCEPTS / GENERAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочков А. Н.

В статье рассматриваются вопросы, затрагивающие аспекты формирования общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональных учебных заведений, связанных с образовательным маркетингом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клочков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MARKETING AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF GRADUATES OF PROFESSIONAL COLLEGES

The article considers the issues affecting the aspects of formation of General and professional competences of graduates of professional educational institutions, connected with educational marketing.

Текст научной работы на тему «Образовательный маркетинг как условие формирования общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональных колледжей»

УДК 378.1

Klochkov A.N. EDUCATIONAL MARKETING AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF GRADUATES OF PROFESSIONAL COLLEGES. The article considers the issues affecting the aspects of formation of General and professional competences of graduates of professional educational institutions, connected with educational marketing.

Key words: educational marketing, marketing concepts, general competence, professional competence, professional college.

А.Н. Клочков, директор Новоуренгойского профессионального училища,

г. Новый Уренгой, E-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

В статье рассматриваются вопросы, затрагивающие аспекты формирования общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональных учебных заведений, связанных с образовательным маркетингом.

Ключевые слова: образовательный маркетинг, маркетинговые концепции, общие компетенции, про-

фессиональные компетенции, профессиональный

В современных условиях формирования экономики знания наблюдается активное развитие рынка образовательных услуг профессионального образования. Это требует от профессиональных учебных заведений поиска конкурентных преимуществ, для чего востребованы новые теоретические подходы и практические рекомендации. Поскольку на текущий момент существование и развитие российских колледжей напрямую зависит от количества предпочтений и возможностей потребителей обучаться по специальностям (или направлениям) на бюджетной и внебюджетной основе, постольку применение маркетинга как инструмента конкурентной борьбы все более актуализируется.

Вместе с тем в настоящее время ухудшается демографическая ситуация, уменьшается количество абитуриентов, обостряется конкурентная борьба профессиональных учебных заведений за потребителей вследствие финансово-экономического кризиса. Стать успешным на рынке образования становится возможным и за счет соответствия потребительских свойств СПО предпочтениям потребителей. Решить проблему соответствия желаний потребителей и возможностей учебных заведений призвано формирование комплекса маркетинга образовательных учреждений профессионального образования.

В то же время, теоретическое и методическое обеспечение формирования комплекса маркетинга ОУ СПО не находит достаточного отражения в доступной нам научной и практической литературе. Это обусловлено многими объективными и субъективными факторами, среди которых наиболее существенным является то, что концепция маркетинга, теория и практика маркетинговых исследований на отраслевых рынках еще только складывается. Высоко оценивая вклад в науку и практику целого ряда других ученых, автор полагает, что в нашей стране научная школа в области маркетинга образования развивается. Вместе с тем, состояние и степень разработанности актуальной проблемы формирования комплекса маркетинга образовательных услуг для учреждений профессионального образования не в полной мере соответствуют современным требованиям развития педагогической науки и практики.

Это в определенной степени позволяет выявить главное для обозначенной проблемы противоречие между развитием современных отраслей экономики, потребностью и спросом на специалистов, обладающих значимыми общечеловеческими ценностями и профессиональными навыками, умениями и практическим опытом. Данное противоречие, на наш взгляд, выражается в следующем:

- отсутствие научно обоснованных подходов к рациональной организации маркетинговой службы по оказанию основных и дополнительных образовательных услуг, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся привело к избытку формируемых, но зачастую невостребованных умений и навыков выпускников;

- не в полной мере соответствует современным потребностям рынка труда структура образовательных программ специальностей и профессий, крайне низок удельный вес подготовки

колледж.

рабочих и специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, для предприятий и организаций;

- подготовка работников квалифицированного труда во многом еще ориентирована на традиционную прагматическую функцию обеспечения рабочими и специалистами конкретных предприятий (организаций) независимо от восстребованности их на рынке труда;

- переход предприятий (организаций) на новые экономические условия осложнил взаимоотношения в вопросах планирования подготовки рабочих и специалистов, организации производственной практики, трудоустройства выпускников;

- недостаточная мотивационная составляющая курсов учебных дисциплин, разрабатываемая преподавательским составом образовательных учреждений;

- отсутствие достаточной разработанности функционала маркетинговой службы в системе управления профессиональным образовательным учреждением.

Предмет маркетинга в сфере образования - это философия (понимаемая здесь, прежде всего, как совокупность общих принципов рыночных отношений, как система взглядов), стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей (пользователей), посредников и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон обмена ценностями. Это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности - в образовании; учебного заведения - в развитии и в благосостоянии его сотрудников; фирм и других организаций-заказчиков - в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании, критерий его эффективности в этой сфере. Именно поэтому возможно рассмотрение образовательного маркетинга как фактора, влияющего на формирование общих и профессиональных компетенций. Под маркетингом в сфере профессионального образования следует понимать особый вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и запросов населения в образовательных услугах профессиональной школы.

И для того чтобы понять сущность образовательного маркетинга в процессе формирования общих и профессиональных компетенций и необходимости его использования в деятельности профессиональных учебных заведений, следует проанализировать комплекс требований, факторов и элементов, формирующих маркетинг в сфере профессионального образования. К их числу относятся предмет маркетинга, его субъекты и их функции, сфера действия и объекты маркетинга образовательных услуг профессиональной школы, его целевая ориентация и проблемное содержание. Предмет маркетинга - это философия, стратегия и тактика цивилизованного мышления и действия, фактическое поведение и взаимоотношения субъектов рынка. В тоже время, предмет маркетинга образовательных услуг

профессиональной школы - это исповедуемая профессиональными образовательными учреждениями философия, их стратегия и тактика, их действия и поведение на рынке образовательных услуг. Для управления маркетинговой деятельностью руководство образовательного учреждения может выбрать определенную концепцию маркетинга. В научном мире под концепцией маркетинга принято понимать систему основных идей. Положений маркетинговой деятельности, согласно которой достижение целей организации зависит от глубины изучения запросов потребителей и полноты их удовлетворения по сравнению с конкурентами. И в этой связи важным напоминанием является то, что предмет маркетинга в образовании должен определяться процессом формирования компетенций выпускников профессиональных колледжей.

Маркетинговая концепция предполагает принципиально новые инструменты, позволяющие организации, представляющей образовательные услуги, эффективно функционировать в условиях формирования общих и профессиональных компетенций в условиях ФГОС СПО. Активная роль в этом процессе принадлежит определенным методам. Этот метод оценки и прогнозирования влияния внешней среды; маркетинговое планирование, позволяющее организациям самостоятельно оценить возможности рынка и собственный потенциал; методы формирования ассортиментного ряда товаров и услуг. Реализуя эти методы, профессиональный колледж получает возможность решать долгосрочные стратегические задачи, проникать на новые рынки и выводить на них новые товары и услуги, приспосабливаться к меняющимся условиям рыночной конъюнктуры. Все вместе перечисленное существенным образом влияет на процесс формирования как общих, так и профессиональных компетенций выпускников [1].

В современных условиях формирования общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональных колледжей целесообразно отдавать предпочтение концептуальному комплексу, основанному на потребительской или маркетинговой концепции, которая может трактоваться как философия образовательного бизнеса, вбирающая в себя лучшее из классических маркетинговых концепций: социальной ответственности, ориентации на потребителя, повышения качества, продуктивной ориентации, совершенствования деятельности. Их сторонники считают, что залог достижения целей организации -определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными способами, чем у конкурентов. Данный концептуальный комплекс держится на четырех китах: целевом образовательном рынке, потребительских образовательных нуждах, интегрированном образовательном маркетинге, рентабельности образования.

Принимая за основу маркетинга потребительскую концепцию, образовательное учреждение выявляет нужды и запросы граждан, прогнозирует их поведение и определяет их потенциальные возможности спроса, а затем действуют в рамках системы комплекса маркетинга, обеспечивает желаемое удовлетворение спроса на те или иные образовательные компетенции общего и профессионального характера.

В этой связи, маркетинговый комплекс, формирующий общие и профессиональные компетенции это набор поддающихся контролю маркетинговых инструментов; товар, идея, услуга, цена, место, методы продвижения, совокупность которых образовательное учреждение использует для получения желаемой реакции целевого рынка.

Образовательный маркетинг занимает достаточно активную позицию в формировании общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональных учебных заведений через деятельность социальной направленности. Социальная направленность деятельности образовательных учреждений создает условия для решения широкого круга общественнозначимых проблем, учитывает общественные интересы. Элементы социально-ответственного маркетинга, способствующие утверждению социальной ответственности и этики образовательных учреждений, являются ключевым фактором формирования имиджа образовательного учреждения, вне которого эф-

фективная деятельность на рынке образовательных услуг, как правило, не возможна.

Однако, несмотря на уже имеющийся накопленный опыт теоретических и практических разработок в сфере образования, еще недостаточно разработан ряд существенных вопросов по формированию товарной политики профессионального учебного заведения, по оценке качества образовательных услуг, по оценке конкурентоспособности его на рынке образовательных услуг и других вопросов, касающихся использования маркетинговых инструментов в управлении учебными заведениями [2].

На сегодняшний день профессиональные учебные заведения реально ощутили потребность в действенных маркетинговых приемах и методах, соответствующих современном условиям развития рынка образовательных услуг, позволяющих формировать свою стратегию и обеспечивать себе конкурентоспособное положение с дальнейшим позитивным развитием.

Субъектами маркетинга в сфере профессионального образования являются не только учебные заведения, производящие и оказывающие образовательные услуги, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкий круг посредников (включая службы занятости, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке. Особую роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг профессиональной школы играет личность студента, слушателя, являющего конечным потребителем, который отличается от остальных потребителей тем, что использует образовательный потенциал не только для создания благ и зарабатывания средств на жизнь, но и для удовлетворения своих познавательных потребностей. Именно эта личность осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности, места и формы обучения, источников его финансирования, выбор будущего места работы и условий реализации приобретенного потенциала. Личность обучающегося (в том числе и потенциального) должна быть в постоянном центре внимания профессионального колледжа.

Личность обучающегося должна быть в центре внимания, информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и забот, а также в процессе формирования общих и профессиональных компетенций выпускников. С учетом этого определяются значимость и роли образовательных услуг. Выступая как промежуточные (а не конечные) потребители образовательных услуг, они формируют более или менее организованный спрос на них. Сейчас многие профессиональные учебные заведения предпочитают лишь длительные обязательные или дополнительные, но кратковременные по срокам оказания, образовательные услуги. При этом не учитываются процессы формирования компетенций [3].

В любом случае за профессиональными колледжами должны быть закреплены образовательные услуги, участвующие функционально в формировании общих и профессиональных компетенций выпускников. Среди них можно выделить такие функции, как:

- информирование управленческих структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе на личностные и профессиональные качества;

- установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиции личностных, профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образования;

- формирование общих и профессиональных компетенций при определении места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

- полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги по формированию профессиональных компетенций и отсутствие рекламаций на их подготовку.

На наш взгляд, профессиональные образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие подготовку специалистов для сферы труда, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования.

Библиографический список

1. Ильязова, М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - № 1.

2. Шабанова, Г.П. Развитие корпоративных компетенций для реализации стратегических целей и конкурентноспособности предприятий [Э/р]. - Р/д: http://www.ippnou.ru/print/008816/

3. Кривых, С.В. Методические рекомендации по разработке учебных планов по ФГОС ВПО / С.В. Кривых, А.Н. Строганова. - СПб., 2011.

Bibliography

1. Iljyazova, M.D. Kompetentnostj, kompetenciya, kvalifikaciya - osnovnihe napravleniya sovremennihkh issledovaniyj // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2008. - № 1.

2. Shabanova, G.P. Razvitie korporativnihkh kompetenciyj dlya realizacii strategicheskikh celeyj i konkurentnosposobnosti predpriyatiyj [Eh/r]. -R/d: http://www.ippnou.ru/print/008816/

3. Krivihkh, S.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnihkh planov po FGOS VPO / S.V. Krivihkh, A.N. Stroganova. - SPb., 2011.

Статья поступила в редакцию 18.01.13

УДК 374.7

Pavlova O. У NEW CHALLENGES INFORMAL EDUCATION AND SOLUTIONS IN FORMATION MORAL CULTURE PERSONALITY. The paper describes the main challenges of informal education and implementation by creating a global informal learning environment, based on human, moral and spiritual culture, and constructed through the creation of new modified social networks based on the requirements of the sixth technological mode.

Key words: informal education, informal education network, social networking, moral culture, global informal learning environment.

О.В. Павлова, канд. пед. наук, зав. отделом аспирантуры, доц. каф. образовательного менеджмента ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В работе описаны основные проблемы информального образования и их реализация путем создания глобальной информальной образовательной среды, опирающейся на общечеловеческую, нравственную, духовную культуру и конструируемой через создание новых модифицированных социальных сетей, базирующихся на требованиях шестого технологического уклада.

Ключевые слова: информальное образование, сетевое информальное образование, социальные сети, нравственная культура, глобальная информальная образовательная среда.

Во второй половине XX века человечество столкнулось с возникновением глобальных кризисов и комплексом разнообразных проблем. «Суть проблемы, которая стала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменения человека, его внутренней сущности» [1]. Чем больше человек преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее. Наряду с главной проблемой выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения и экологической проблемой в глобальных масштабах, особую значимость приобретает проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Это так называемый современный антропологический кризис. Самое негативное, что происходит в мире - это отчуждение человека от человека, что, несомненно, приводит к потере всеобщих и социальных связей. Отчуждение распространяется на все области социальной жизни человека, даже на его досуг. «Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга?» [2].

Человек постиндустриальной цивилизации, оказавшись в информационном, компьютеризированном мире технологий, свой досуг в основном проводит в сети Интернет, который заменил ему кино, театр, чтение книг, общение и т.д. Интернет становится основным средством информации, где человек пытается самостоятельно в ней ориентироваться с попыткой реализации принципов самообучения и воспитания. Такое образование, названное и провозглашенное ЮНЕСКО как информальное образование, становится неотъемлемой частью жизнедеятельности практически каждого члена общества, где каждый творит свою образовательную среду, свои собственные источники. Информальное образование, как его еще называют образованием «в течение всей жизни», включает все возможные отрасли знания и дает всем людям возможность полного развития их личности.

Информальное образование в своей парадигме предполагает достижения реального равенства между людьми, вовлечение в информационно-образовательную деятельность все большей части трудящегося и не занятого населения. Появление в связи с мировым кризисом перепроизводства большой массы свободных от производственной деятельности субъектов ставит задачу превращения этих «лишних» людей в людей «досуга» и потребителей, в частности образования.

Поскольку у людей существует социальная сфера жизни, то и культура раскрывается не только в социальных отношениях, она еще показывает процессы, происходящие в обществе, раскрывает социальную структуру общества, организацию политической власти, правовые и моральные нормы, типы и стили управления и лидерства. Одной из центральных идей должна стать идея рассмотрения образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника [3]. Таким образованием может послужить информальное образование, полученное вне формальных институтов и которое максимально приближено к нуждам общества и самого взрослого.

Однако, информальное образование, как сложная система, имеет не только свою внутреннюю сущность, но и, прежде всего, ряд проблем, решение которых позволит полноправно говорить о полноценном образовании, формирующем нравственную культуру личности и повышающем социокультурный статус взрослого человека и считать его интегративной системой безопасности каждого в современном изменяющемся социуме. И это субъектное ощущение защищенности становится сегодня для взрослого очень значимой ценностью, дающей уверенность в собственной стабильности и успешной жизнедеятельности.

Активное включение человечества в мировую компьютерную сеть, позволяет говорить о том, что Интернет выступает не только как средство передачи самой информации, выполняя образовательную функцию, но и сильнейшим инструментом манипулирования масс и насаждения им различных ценностей. Это одна из острых проблем информального образования. «Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. При этом и манипулируемые, и сами манипуляторы становятся заложниками массовой культуры, превращаясь в персонажи гигантского кукольного театра, спектакли которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы» [4]. Современная кар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.