Научная статья на тему 'Образовательный комплекс как актуальная форма объединения ресурсов общего, профессионального и дополнительного образования'

Образовательный комплекс как актуальная форма объединения ресурсов общего, профессионального и дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Искрин Никита Сергеевич, Чичканова Татьяна Анатольевна

В статье предлагается вариант создания условий для обучения и воспитания детей и молодежи на основе интеграции образовательных ресурсов дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на базе многофункционального образовательного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Искрин Никита Сергеевич, Чичканова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный комплекс как актуальная форма объединения ресурсов общего, профессионального и дополнительного образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

ISSN 2410-700Х

№3/2016

3. Муха, Н.В. Индивидуальный подход и индивидуализация образования: обозначение различий. Тьюторское сопровождение, №1, 2013, с. 12-16.

© Исаева И.В., Миронова И.А., 2016

УДК 37

Искрин Никита Сергеевич

канд. пед. наук, начальник отдела инновационной, экспериментальной и исследовательской

деятельности РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы» г. Москва, РФ

Е-mail: [email protected] Чичканова Татьяна Анатольевна канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного образования Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, РФ

Е-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕСУРСОВ ОБЩЕГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье предлагается вариант создания условий для обучения и воспитания детей и молодежи на основе интеграции образовательных ресурсов дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на базе многофункционального образовательного комплекса

Ключевые слова

Образовательный комплекс, непрерывное образование, интеграция образования

В области менеджмента образования наблюдается активный процесс поиска способов и средств повышения эффективности деятельности образовательных организаций за счет их структурной реорганизации, объединения ресурсов и интеграции содержания. Повседневной практикой стала тенденция к укрупнению вузов и созданию национальных образовательных центров. Реформирование «по горизонтали» дополняется ростом числа проектов по созданию образовательных комплексов «по вертикали»: объединяются усилия дошкольных, школьных, профессиональных образовательных организаций и системы дополнительного образования. Целью в этом случае становится создание целостного многофункционального образовательного комплекса для обеспечения непрерывного индивидуально ориентированного обучения и воспитания детей и молодежи.

Эти тенденции находятся в русле изменений способностей современного поколения, которое демонстрирует склонность к многозадачности, к одновременному решению разнородных проблем, к многоканальной коммуникации и восприятию мира как сложной открытой системы, общение с которой строится на диалоге. В таких условиях традиционные институты образования, сохраняя статус базовых, активно «обрастают спутниками» в виде разнообразных предложений от системы дополнительного образования, от среды самообразования (появление видов формального, неформального и информального образования [5, с. 43-48]). Согласно статистике, услугами дополнительного образования в настоящее время в РФ пользуются 49,1% детей в возрасте от 5 до 18 лет (по данным государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы).

Этот процесс интеграции видов образования детерминирован также изменением социальной позиции образования - его пониманием «не только как «общественного блага», но и как «товара личного потребления», как необходимого условия социализации» [4, с. 59]. Идет поиск форм и способов учета учебных достижений обучающегося на всех уровнях образования. Реализация идеи непрерывного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

образования (life-long learning) привела к констатации интереса к дополнительному профессиональному образованию со стороны 60-70% экономически активного населения развитых европейских стран, в РФ этот процент ниже - 22,4% (по данным государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы).. Система дополнительного образования, активизируя свой потенциал, может стать интегратором в процессе обеспечения потребностей обучающихся в постоянном и разнообразном предоставлении образовательных услуг разного уровня и содержания - развитие сферы непрерывного образования с гибко организованными вариативными формами образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Преимущество ресурсов дополнительного образования перед основным объясняются возможностью персонализации «заказа на образование». В условиях утверждения многообразия как нормы жизни и сохранении единства образовательного пространства вполне возможна высокая вариативность на основе индивидуальных траекторий развития.

Обучающийся как центральная фигура в образовательной организации нуждается в профессиональном сопровождении выбора индивидуальной программы развития, отслеживания ее результатов и коррекции при необходимости. Эту роль «наставника» может взять на себя тьютор - явление, ставшее популярным в современном образовательном пространстве и доказавшим свою эффективность. От уровня профессионализма «нового педагога», «от его быстрой реакции на происходящие изменения и умения верно определять те характеристики профессиональной деятельности, которые будут ключом к успеху в ближайшем будущем, зависит решение поставленных правительством задач, а в конечном счете - будущее общества и вся система экономических и гражданских отношений» [2, с. 89]. Иной характер взаимодействия взрослого и ребенка приводит к выполнению образовательной организацией функции площадки для сотрудничества взрослых и детей. В условиях комплексного взаимодействия различных уровней образования такое сотрудничество приобретает характер и форму детско-взрослого сообщества.

Образовательный комплекс с учетом специфики входящих в его состав учреждений и сетевого взаимодействия может обеспечить потребность детей и молодежи в вариативном, многоуровневом и непрерывном образовании по индивидуальным траекториям развития (ИОТ), с информационной (электронная база данных - ЭБД) и тьютерской поддержкой и апробацией эффективности полученных знаний и освоения алгоритма их применения на практике в условиях квази- и профессиональной деятельности.

Созданная образовательная площадка неизбежно сталкивается с рядом субъективных и объективных факторов, определяющих характер и скорость изменений. Как правило, согласно опыту столицы и регионов, это следующие типовые обстоятельства:

- в комплекс входят образовательные организации и учреждения с различными уровнями развития (определенными «возрастом», накопленным опытом и заданным функционалом в образовательном пространстве), количественными и качественными характеристиками ресурсов и образовательной среды, что требует дополнительных усилий для обеспечения (перераспределения, оптимизации) ресурсной поддержки реализации новых программ;

- на «стартовом» этапе становления комплекса в нем не налажена горизонтальная функциональная интеграция объектов (учреждений), что оказывает влияние на оперативность принимаемых управленческих решений и адекватность их трактовки, затрудняет оценку обратной связи;

- соответственно, не обеспечена необходимая преемственность уровней и видов образования и образовательных программ, что затрудняет достижение целостности образовательного процесса, поддержки индивидуальных траекторий развития каждого обучающегося;

- отсутствуют единая, заданная новым статусом комплекса образовательная политика, единые стандарты качества образовательной деятельности и требования к образовательному процессу, что затрудняет как учет достижений обучающихся, так и обеспечение уровней подготовки педагогических кадров для осуществления педагогической деятельности в новых условиях;

- не обеспечивается механизм взаимодействия учреждений в плане обобщения и передачи накопленного многолетнего положительного опыта организации образовательного процесса и инновационной деятельности, что затрудняет использование уникального потенциала каждого их участников;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

- не создана единая информационная система, обеспечивающая оперативный доступ к информации и базам данных комплекса, что затрудняет обеспечение открытости, прозрачности образовательного процесса;

- коммуникацию учреждений затрудняет территориальная разобщенность и проблемы с транспортной доступностью и логистикой внутри комплекса;

- отсутствует вертикальная (управленческая) интеграция служб, отвечающих за развитие, продвижение и укрепление позиций комплекса как уникальной образовательной площадки.

Поиск способов решения задачи создания необходимых условий для образования, самореализации и положительной социализации детей и молодежи опирается на сильные стороны в актуальном состоянии внутреннего потенциала комплекса (в каждом случае потенциал определяется спецификой входящих в комплекс учреждений, кадрового состава и возложенных на комплекс функций, масштабом поставленных задач и имеющихся ресурсов):

- наличие кадрового состава с положительным опытом работы в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, что определяет преимущества и конкурентоспособность комплекса на рынке образовательных услуг;

- наличие психолого-педагогической, методической поддержки, сервисных служб, которые обеспечивают решение правовых, организационных, финансовых, управленческих и материальных вопросов сопровождения образовательного процесса в направлении повышения его качества, доступности и эффективности;

- наличие положительного опыта предъявления достижений обучающихся на уровне города, региона, страны (масштаб определяется статусом комплекса).

Указанные проблемы и преимущества (по результатам проведения swot-анализа) позволяют в каждом конкретном случае сформулировать основные задачи развития комплекса для обеспечения его образовательной функции.

Первая задача - формирование открытой, подотчетной социуму системы непрерывного дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, обеспечивающей развитие потенциала детей и молодежи на основе компетентностного подхода и индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в условиях единого образовательного пространства комплекса. Для ее решения используются ресурсы: разработка комплекса воспитательных мероприятий в поддержку образовательной деятельности; разработка балльно-рейтинговой системы (БаРС) для оценки качества продвижения обучающихся по ИОТ; формирование модели выпускника по профилю; создание системы индексации оценки достижений обучающихся в общем и дополнительном образовании, составляющих профиль его портфолио; разработки модели непрерывного образования в условиях комплекса; развитие эффективных механизмов управления финансированием (использование преимуществ нормативного финансирования, ориентированного на результат работы); результаты мониторинга образовательных потребностей детей и молодежи; обеспечение форм семейного и самообразования с помощью дистанционной формы; разработка «Индивидуальной карты личностного развития» (ИКаР), позволяющей обучающемуся следовать собственному темпу и качеству продвижения по образовательному маршруту (в том числе одаренным детям, мотивированным детям, детям с ОВЗ); введение системы квази- и профессиональной деятельности как форм проведения практики по профилю; обеспечение образовательными программами разных уровней сложности и «погружения в профиль».

Вторая задача - развитие инфраструктуры, организационных механизмов, управленческого, информационного-аналитического и научно-методического обеспечения качества, доступности и вариативности образовательных услуг дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования детей и молодежи в условиях комплекса. Решение этой задачи предполагает использование ресурсов: обеспечение вариативности и индивидуальных темпов освоения образовательных программ; создание современных условий обучения; развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций; внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием; обновление материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий; разработка системы внешней и внутренней коммуникаций; модернизация информационного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

портала - внедрение Электронной базы данных (ЭБД) (с подуровнями: ЭБД «Дети» (индивидуальный образовательный маршрут); ЭБД «Педагоги»; ЭБД «Расписание»; Электронный журнал и Дневник; Программы и электронные ресурсы (Moodle и др.)); создание «Медиацентра»; маркетинг (в том числе, разработка «корпоративного стиля», образовательного бренда и его продвижение, мониторинг образовательных потребностей социума); структура документооборота для оперативного и своевременно принятия нормативных правовых актов и разработка соответствующих методических рекомендаций.

Третья задача - модернизация образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования детей и молодежи, направленная на достижение современного качества результатов обучения и социализации, профессиональной специализации и формирования компетенций и качеств личности, определенных потребностями социума и личностного развития обучающихся. Здесь предусмотрены: на основе компетентностного подхода выработка системы контроля сформированности компетенций выпускников комплекса; разработка учебно-методических материалов нового поколения; конкурсный отбор образовательных программ; участие в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям социальной педагогики, дидактики, педагогики образования и возрастной психологии; реализация комплексных социокультурных и образовательных проектов; качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов.

Четвертая задача - развитие кадрового потенциала комплекса, усиление научной и практической компоненты в деятельности кадрового состава. Эта задача предусматривает: стимулирование качественного труда педагогических работников (материальное и нематериальное), в том числе на основе «сбалансированных» показателей эффективности деятельности; обновление компетенций педагогических кадров; профессиональное развитие педагогических кадров (введение индивидуальных программ профессионального развития); создание корпоративной системы повышения квалификации педагогического и кадрового состава, включающей курсы, вебинары, семинары, тренинги; система внутренней аттестации, разработка и утверждение норм корпоративной культуры; участие преподавательского состава в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям педагогики и психологии; создания условий для выявления и обмена лучшими практиками; обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности. Соответственно, в область деятельности «нового педагога» входят административная, педагогическая, коммуникативная и исследовательская составляющие [3, с. 9].

Пятая задача - обеспечение эффективного механизма непрерывного развития образовательного пространства комплекса, форм обратной связи (оценки качества образования) и трансляции авторских инновационных методик и технологий. Эта задача решается посредством: мониторинговых исследований, расширения участия потребителей образовательных услуг (обучающихся и их родителей) и общественности в оценке качества образования; формирования механизма опережающего обновления содержания образования; управления, основанного на доверии и обратной связи; обеспечения воспроизводства и развития образовательной среды учреждения; формирования тьюторской компетентности сотрудников комплекса.

Таким образом, в условиях образовательного комплекса возможна успешная реализация принципов построения востребованного современного образовательного пространства, а именно [1]: сочетание глобальности и идентичности; life-long learning на основе многообразия, вариативности развивающего образования; образовательная организация сегодня - это центр открытого образования и центр местного сообщества; «культура сотрудничества и достоинства»; учитель расширяет свои функции за счет тьюторства; самостоятельность образовательной организации и свобода педагога; открытость образовательной организации и вовлечение родителей как партнеров.

Список использованной литературы:

1. Адамский А. и др. Гуманистическая педагогика: XXI век // Новая газета. - 2015. - №112 от 12 октября. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/society/70301.html.

2. Буйлова Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

детей города Москвы в современных условиях // Образование и наука. - 2011. - № 9. - С. 88-100.

3. Искрин Н.С. Менеджмент в образовании: системный подход [Текст] / Н.С. Искрин, Т.А. Чичканова // Образование и наука. - 2015. - № 1 (120). - С. 7-21.

4. Макареня А.А. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации [Текст] / А. А. Макареня, О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева // Человек и образование. - 2011. - № 4 (29). - С. 59-63.

5. Поволяева М. Н. Неформальное образование: развитие, вызовы и перспективы [Текст] / М. Н. Поволяева, И. Н. Попова // Народное образование. - 2013. - № 8. - С. 43-48.

© Искрин Н.С., Чичканова Т.А., 2016

УДК 37.01

Истягина-Елисеева Елена Александровна

Канд. ист. наук, доцент РГУФКСМиТ, директор ФГБУ «Государственный музей спорта» Министерства спорта РФ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРОПАГАНДЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Сегодня как никогда остро перед государством стоят важные вопросы гражданского и патриотического воспитания молодежи, повышения квалификации специалистов в области физической культуры, решения задач по оздоровлению широких слоев населения страны. Использовать разнообразный и успешный опыт советской агитации и пропаганды в области физической культуры и спорта при подготовке аналогичного методического комплекса мер в Российской Федерации является насущной мерой текущего момента.

Ключевые слова Воспитание, пропаганда, физическая культура, спорт.

Стоящие перед государством задачи по пропаганде здорового образа жизни и физической активности актуальны в том числе и потому, что показатели развития физической культуры и спорта (с 2008 по 2012 гг.) на территории России свидетельствуют о сокращении численности систематически занимающейся физической культурой и спортом молодежи на 14,8% [2, с. 37].

В Российской Федерации за последнее время принят целый ряд программных документов в сфере физической культуры и спорта, такие как «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» и подпрограмма «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 гг.», а также «Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.».

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся [3]:

1. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.

2. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, в том числе с привлечением новых видов физической активности [4, с. 34].

3. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.