существенно повышает уровень профессионализма педагогических работников, являясь катализатором к появлению новых форм обучения и приводя к более внятным результатам по ее освоению.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (273-Ф3 РФ редакция 2017)
2. Ананина А.В., Осипова И.В. Влияние ошибок в деятельности HR-директора на конкурентоспособность компании // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 3-1 (72). - С. 8083.
3. Веберова И.И. Исследование рынка потребителей как основа позиционирования и продвижения программы дополнительного профессионального образования // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. - 2010. - Т.1. - № 2. - С. 230235.
4. Звонников В.И., Кибанов А.Я. Проблемы подготовки кадров по управлению персоналом при переходе на уровневую систему обучения // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 10. - С. 1922.
5. Клопова О.К. Повышение квалификации специалистов по управлению персоналом // В сборнике: Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 103-107.
6. Муратов В.С. Модель обеспечения качества проектирования и реализации образовательных программ высшего образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2-2. - С. 277-281.
7. Паршин, Н. М. Н. А. Калистру Современные проблемы дополнительного образования кадров на производственных предприятиях // Организатор производства. - 2015. - № 2 (65). - С. 122127.
8. Управление инновациями в организации / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович.
- М.: Омега-Л. - 2009. - 415 с.
9. Цлаф В.М. Методология современного менеджмента. - Самара: Самарская губерния, 2014. - 160 с.
10. Furnham, A. People Management in Turbulent Times. - London: Palgrave Macmillan, 2009.
- 242 p.
УДК 377
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
Яковлева Елена Ивановна, 2017 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин
Дзержинского филиала ННГУ
Иванов Павел Юрьевич, 2017 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедры экологического, земельного и
градостроительного права
Аннотация: в статье показана роль образовательного кластера в инновационном развитии региона. Доказана необходимость развития региональных образовательных кластеров как важного конкурентоспособного преимущества современной экономики. Рассмотрены вопросы, влияющие на эффективность работы образовательных кластеров при соблюдении требований профессиональных
стандартов. Выделены приоритетные направления повышения эффективности деятельности образовательных кластеров.
Ключевые слова: образовательный кластер, развитие региона, инновационное развитие.
Современные экономические условия определили необходимость проведения критической оценки соответствия системы профессионального образования с требованиями регионального и международного рынков труда. Традиционная модель образовательных программ в основном ориентировалась на общие вопросы и процессы экономики, которые существовали в отдельной отрасли. Многие профессиональные образовательные учреждения централизовано готовили кадры исключительно для конкретной отрасли народного хозяйства. Появление новых реалий в образовательной сфере, таких как отмена обязательного трудоустройства выпускников или реорганизация жестких вертикальных структур, привели к возникновению ряда противоречий между региональными структурами и отдельными составляющими системы профессионального образования.
Практика показала, что эти противоречия можно разрешить при формировании региональных образовательных кластеров. Образовательный кластер представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку на основе партнерских отношений с региональными предприятиями выбранной отрасли. В широком смысле слова - это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука - технологии - бизнес», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [4]. Развитие региональных образовательных кластеров является важным конкурентоспособным преимуществом современной экономики, которое обеспечивает реальный синергетический эффект.
Образовательный кластер помогает решить задачу объединения в рамках, как правило, территориальной зоны фундаментальные научные и научно-практические разработки, образовательные проекты, новые технологии и методики, проектирование и производство интеллектуальных продуктов. В этом случае образовательный кластер становится очень привлекательным для работодателей, определяющих для себя области приоритетных инвестиционных вложений, так как он предстает перед ними в качестве производителя практико-ориетнированного знания. Одна из основных задач университета в этом случае заключается в производстве инновационного продукта. Поэтому научно-исследовательские университеты активно участвуют в формировании специалиста, в соответствии с потребностями и перспективами развития своих регионов. Образовательные кластеры позволяют активизировать творческий потенциал обучающихся, как в научной, так и инновационной деятельности. Все вышеперечисленное способствует изменению качеств инновационной экономики как системы: гибкости, динамичности, вариативности, адаптивности, стабильности и прогностичности, преемственности, целостности [1].
Широкий интерес к этой теме объясняется также многочисленным положительным опытом кластеризации региональной экономики развитых стран мира, которые на практике доказали эффективность использования сетевых структур для повышения конкурентоспособности экономики как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Анализ зарубежного опыта кластеризации региональной экономики показывает, что политика формирования кластеров проводится в течение длительного периода. Так, например, в Дании уже в 1992 году 40 % всех фирм страны, обеспечивавших 60 % всего экспорта, участвовали в кластерах. Основные мотивы создания современных экономических кластеров заключаются в стремлении повысить уровень региональных экономик, развить отрасли высоких технологий, повысить экономическую активность депрессивных регионов и организовать подготовку специалистов высокой квалификации [3]. Все эти мотивы в той или иной мере могут также быть применены к образовательным кластерам.
В связи с исключительной актуальностью рассматриваемой темы необходимо рассмотреть некоторые вопросы, влияющие на эффективность работы образовательных кластеров.
Первое направление деятельности связано с относительной новизной этого явления в российской действительности. Главной характерной чертой деятельности образовательного кластера становиться его ориентация на постоянное развитие инновационной направленности и на качество
научно-образовательной деятельности. Внедрение кластерного образования в процесс подготовки специалистов требует разработки новых педагогических, организационных, технологических и экономических условий реализации профессиональных образовательных программ.
Говоря о педагогических условиях реализации образовательных программ, первоочередной задачей становится подготовка профессорско-преподавательского состава, способного производить инновационный товар. Для этого целесообразно разрабатывать и внедрять новые дополнительные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработанные на основе профессиональных стандартов с обязательным привлечением специалистов -практиков, хорошо осведомленных в содержании данной профессиональной деятельности [5]. Для достижения поставленной цели необходимо коренным образом поменять сложившуюся систему повышения квалификации профессорско-преподавательского состава большинства образовательных учреждений, уходя от унифицированных дополнительных профессиональных образовательных программ по общепедагогическим или общеотраслевых направлениям, делая акцент на программах, которые соответствуют профилю педагогической деятельности преподавателей. Это становиться не только пожеланием, но и необходимостью, если мы обратимся к профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который в ближайшем будущем должен будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [6]. В соответствии с этим профессиональным стандартом требования к образованию и обучению ассистента, преподавателя, старшего преподавателя и доцента заключаются в наличии высшего образования (специалитет и выше), направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). При несоответствии профильности образования, сотруднику необходимо иметь дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования -профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Профессиональный стандарт также рекомендует обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Организационные вопросы в первую очередь заключаются в организации образовательного процесса таким образом, чтобы сделать обучение практико - оринтированным. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, как и большинство учебных учреждений, имеет достаточно большой опыт сотрудничества с ведущими предприятиями и организациями региона, в рамках которого последние становятся базами практик обучающихся. Сейчас необходимо вывести это сотрудничество на кардинально новый уровень, на котором будущий работодатель имел бы реальную возможность участвовать в разработке образовательных программ и в формировании компетенций будущего специалиста на собственной производственной и научно-исследовательской базе. Только в этом случае в процессе обучения будут учтены действительные потребности и перспективы отдельно взятых регионов.
Обзор публикаций и информационно-аналитических материалов по рассматриваемой теме показал, что на данный момент существует достаточно большое количество работ, посвященных проблеме как кластеров в общем, так и образовательных кластеров в частности. Несмотря на достаточное количество как теоретических разработок, содержащих закономерности и принципы развития образовательных кластеров в современных условиях, так и практических обзоров, посвященных освещению опыта развития инновационных образовательных кластеров в разных регионах, не получил должной разработки вопрос методики проверки эффективности формирования компетентного выпускника именно образовательного кластера. Для утверждения актуальности существования и развития образовательных кластеров необходима такая экспериментальная проверка не только в отдельных кластерах, но и в сравнении с эффективностью формирования конкурентоспособного выпускника классического вуза.
Следующий немаловажный вопрос продиктован тем, что эффективность работы образовательных кластеров возможна только при условии наличия прочного социального партнерства, а это возможно при соблюдении определенных условий.
Во-первых, в рамках одного кластера необходимо создать преемственное соподчинение всех уровней образования одной отрасли. В современных условиях интеграции образовательных учреждений давно назрела необходимость разработки и реализации, согласованных между собой, образовательных программ. Многоуровневой профессиональной образование должно быть реализовано участниками образовательного кластера, которые обеспечивают преемственность, взаимосвязь разных уровней образования, а также организационное и предметное единство. Ряд авторов указывает принципы, на которых должно базироваться многоуровневое профессиональное образование - преемственности, открытости, завершенности и целостности [2]. Преемственность образовательных программ разных уровней позволяет оптимально сократить сроки обучения, обеспечивая тем самым право студента или слушателя на обучение по индивидуальному учебному плану ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке в соответствии с 34 статьей Закона об образовании. Соблюдение этого условия также помогает минимизировать время адаптации обучающегося в процессе перехода от одного уровня образования к другому, а также и выпускника на рабочем месте. Исходя из исследований психологов, минимальный период адаптации молодого специалиста на новом рабочем месте, достаточный для того, чтобы сотрудник был способен как к оперативному решению стандартных задач, так и к участию в принятии стратегических задач, составляет 6-7 месяцев. Соблюдение преемственности в рамках образовательного кластера позволит сократить этот период до 3-4 месяцев.
Во-вторых, образовательные программы участников образовательного кластера должны быть разработаны строго в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. При этом программы разных уровней образования должны быть скоординированы по своей структуре и согласованы по содержанию.
В-третьих, принцип корпоративности при взаимодействии предприятий и коллективов образовательных кластеров. Соблюдение этого принципа позволит избежать повторяемости содержания читаемых дисциплин. По данным исследований, при реализации отдельных основных образовательных программ дневной формы обучения и программ дополнительного профессионального образования средний процент сопряженности этих программ достигает показателя 83 % [8]. Время, которое высвобождается за счет соблюдения принципа корпоративности, предлагается направлять на устранение пробелов в образовании обучающихся и (или) на более качественную подготовку будущих кадров для конкретной отрасли, путем введения курсов, разработанных совместно с потенциальными работодателями.
В соответствии с вышесказанным и с целю повышения эффективности деятельности образовательных кластеров как ресурса инновационного развития региона сейчас необходимо выделить приоритетные направления развития, такие как: разработка методики оценки эффективности деятельности образовательных кластеров; обеспечение эффективной организации среды образовательного кластера путем создания таких условий, которые обеспечат здоровую конкуренцию участников кластера не только с другими образовательными кластерами, но и с друг другом; обеспечение условий для устойчивого развития существующих инициатив кластерного образования и стимулирование появления новых инициатив; формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических кадров для региональных образовательных кластеров; стимулирование привлечения бизнеса в софинансирование инновационных образовательных проектов; развитие государственно-частного партнерства с целью более интенсивного вовлечения частного бизнеса в процесс выбора направлений образовательной, инновационной и научной деятельности образовательных кластеров; совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере кластерного образования.
На данный момент неоспоримым является тот факт, что в современных условиях глобализации конкурентное преимущество имеют те регионы, которые максимально проявляют свою инновационную активность [7]. Значительную роль в региональном инновационном развитии может сыграть региональный образовательный кластер. Правильно выстроенная модель образовательного
кластера позволяет учитывать постоянно меняющиеся потребности регионального рынка труда и создает условия для подготовки конкурентоспособного и компетентного специалиста. Это достигается благодаря самостоятельности образовательных кластеров в выборе профессиональных образовательных программ и реализации сквозных учебных планов, которые охватывают основные направления подготовки кадров для конкретного региона.
Список литературы:
1. Дубовикова Е.Ю. Конкурентные преимущества региона: особенности формирования и реализации: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05.- Волгоград, 2009.- 23 с.
2. Корчагин, Е. А., Сафин, Р. С. Интеграция как основа уровневого профессионального образования в научно-образовательном кластере / Е. А. Корчагин, Р. С. Сафин. //Высшее образование в России. - 2013. - № 6.- С. 19 - 25
3. Михайлова Н.В. Мировой опыт реализации процессов кластеризации региональной экономики //Новый технологии. - 2007. - № 4. - С. 105-107.
4. Нанотехнологический словарь РОСНАНО// URL: http://thesaurus.rusnano.com/ (дата обращения: 19.12.2016).
5. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций «(вместе с «Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов») // Администратор образования. - Сентябрь 2015. - № 18. - С.52.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.09.2015
7. Яковлева Е.И. Социально-аксиологический анализ глобализации: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 Н. Новгород, 2005. - 159 с.
8. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2008. - 252 с.
УДК 378:65-05
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)
Добросельский В. В., 2017 Аспирант. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО "КФУ им. В.И. Вернадского" (г. Ялта)
Аннотация: в данной статье проводится анализ использования интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров Крыма.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, педагогика высшей школы, подготовка будущих менеджеров, региональный аспект дидактики.
Середину ХХ века можно охарактеризовать как кризисную для европейского образования. Вызвано это тем, что развитие технологий увеличило объём информации, которой должен владеть работник. Тем самым, поступая на производство, выпускники должны были прилагать дополнительные усилия для соответствия требуемому качеству компетенций. Иными словами, система образования указанного периода не соответствовала требованиям рынка труда. Для преодоления мирового кризиса образования середины ХХ века многими педагогами было предложено использование методов обучения, отличающихся от традиционных практическим содержанием и максимальной приближённостью к трудовым действиям в условиях аудиторной работы.