DOI: 10.37614/2307-5252.2020.1.18.001 УДК 394:004.7 (=511.1)
Л. А. Кузнецова, И. А. Разумова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ СААМСКИХ ЭТНИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ1
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам, связанным с образовательной и культурно-просветительской функциями виртуальных сетевых сообществ кольских саамов. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого — количественная и качественная характеристика научного, образовательного и культурно-просветительского контента саамских сетевых ресурсов. Исследование показало, что образовательно-просветительский потенциал онлайн-сообществ, ориентированных на пользователей-саамов, значительно уступает возможностям ресурсов, создаваемых для более широкой аудитории. Культурно-образовательный контент наиболее разнообразен в сообществах, созданных по индивидуальной инициативе киберактивистов. Большинство виртуальных саамских сообществ недостаточно разработано с точки зрения технологий взаимодействия с пользователем. Выявлены факторы деструктивных процессов в онлайн- и офлайн-пространствах, которые препятствуют деятельности сообществ. Ключевые слова:
интернет-сообщества, саамы, образование, просвещение.
Larisa A. Kuznetsova, Irina A. Razumova
EDUCATIONAL AND ENLIGHTENMENT COMPONENT OF SAMI ETHNIC ONLINE COMMUNITIES
Abstract
The article is devoted to pressing issues related to the educational, cultural and enlightening functions of the virtual network communities of the Kola Sami. The results of an empirical study are presented, the purpose of which is a quantitative and qualitative characteristic of the scientific, educational, cultural and educational content of the Sami network resources. The study showed that the educational potential of online communities targeting Sami users is significantly inferior to the capabilities of resources created for a wider audience. Cultural and educational content is most diverse in communities created on the individual initiative of cyber activists. Most Sami virtual communities are not well developed in terms of user interaction technologies. The factors of interacting destructive processes in online and offline spaces that impede the activities of communities are identified. Keywords:
Online communities, Sami, education, enlightenment. Введение
Современные исследования в области социологии и культуральной антропологии показывают, что одной из важных функций сети Интернет является поддержание культурного разнообразия и помощь в укреплении групповой, в т. ч. этнической идентичности [Ханхунова, Чойропов, 2013;
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №2 18-05-60040 «Новые технологии и социальные институты коренного населения Российской Арктики: возможности и риски».
Махмутов, Габдрахманова, 2016; Головнев и др., 2018 и др.]. Благодаря сетевым коммуникациям компенсируются, в частности, недостаточные возможности офлайновых социальных институтов для удовлетворения культурных потребностей, репрезентации этнокультуры [Разумова, Сулейманова, 2019 ], «социальные платформы и виртуальные этнические группы создают технологическую коммуникационно-организационную инфраструктуру поддержки для офлайн-этнических сетей» [Глухов, 2015: 28].
Возможности образования и просвещения и материалы научно -образовательного и культурно-просветительского характера, предоставляемые этническими интернет-сообществами, необходимы для представителей и этнических общностей, относящихся к различным социальным группам, и различных социальных групп, которые не акцентируют внимание на этнической самоидентификации, но проявляют профессиональный или любительский интерес к этнографии или отдельным этнокультурам. Вместе с тем целый ряд факторов существенно ограничивает возможности образования и просвещения в этнокультурном ключе и тех, и других.
К причинам этого можно отнести не только очевидные «офлайновые» социокультурные, политические и социально-экономические проблемы этнической общности, о которой (и для которой) создаются киберсообщества. Их возможности сдерживаются недостатком соответствующих электронных ресурсов, а также труднодоступностью искомой на них информации. Последнее явление определяется, в свою очередь, совокупностью причин: ограничительными законодательными решениями Роскомнадзора, различиями интерфейсов интернет-источников (от их удобства зависит взаимодействие с пользователем) и алгоритмов поиска, характерных для разных браузеров и сайтов, а также степенью готовности этнических общностей, репрезентирующих собственную культуру, предоставлять достоверную информацию о ней. Установление информационных барьеров вызывается причинами психологическими, политическими, социокультурными. Оно выражается в так называемых настройках приватности в сетевых сообществах на этническую тематику. Имеет место и обратная ситуация. Осознание администраторами самой целесообразности дальнейшего развития и дополнения новой информацией виртуальных этнических сообществ зависит от возникающих новых или не устраняемых старых объективных социально-экономических проблем этнической группы. Эти проблемы отрицательно влияют на интенсивное и экстенсивное развитие, популяризацию культуры, в нашем случае — коренного малочисленного народа, на понимание ее уникальности и ценности массовым сознанием городского большинства населения административной территории, населяемой в том числе кольскими саамами.
Методика и источники
Исследование инициировано проверкой двух гипотез: а) объективные социально-культурно-экономические проблемы саамов в офлайн-пространстве влияют на целесообразность и динамику репрезентации саамской культуры в сети Интернет и, напротив, б) количественное распространение саамских киберсообществ и качественное разнообразие их контента в части освещения социокультурных проблем саамов влияют на успешность разрешения этих проблем в реальности.
Цель исследования — анализ саамских этнических интернет-сообществ на предмет количественной и качественной характеристики научного, образовательного и культурно-просветительского контента.
На данном этапе изучения проблемы использовались следующие категории анализа:
1) вид сайта, на котором расположены интернет-сообщества;
2) тип сообщества по организационному основанию (принадлежности и инициативе создания);
3) общее количество событий об образовании и культурном просвещении о саамах и для саамов на каждом сайте;
4) характер основного контента исследуемых саамских этнических интернет-ресурсов по соответствующему содержанию большинства упоминаемых на этих сайтах событий в рамках образовательной и культурно-просветительской деятельности;
5) образовательные и культурно-просветительские цели событий, упоминаемых в интернет-сообществах и на общероссийских образовательных и культурно-просветительских сайтах, которые предоставляют информацию об изучении саамов и их культуры, общественно-политических проблемах и пр.;
6) время последних обновлений событий в каждом киберсообществе (выявление развивающихся и «брошенных» администраторами интернет-сообществ), а также записей и других единиц информации, указывающих на причины прекращения развития того или иного сообщества.
При помощи методов невключенного онлайн-наблюдения и контент-анализа электронных ресурсов и сообществ были найдены и проанализированы 33 саамских этнических киберсообщества, относящиеся к четырем группам по организационному основанию (принадлежности и инициативе создания), из них 18 сообществ в социальных сетях и 15 официальных сайтов с указанием общего количества регулярно добавляющихся модератором единиц информации (упоминаний, мероприятий, постов, файлов, других форм) на тему образования и культурного просвещения в саамской этнической среде и остальной части целевой аудитории, интересующейся тематикой саамских виртуальных сообществ.
Количество значимых для исследования единиц информации в группах социальных сетей на тему культурно-просветительской и научно-образовательной жизни саамов (в чистом виде, без примеси обсуждения других аспектов) подсчитано по состоянию на 10 марта 2020 г. путем вычитания числа записей непосредственно сообщества (его администратора) из общего числа записей на стене. В то же время количество аналогичных единиц информации на официальных сайтах, содержащих данную тематику в чистом виде или частично (с примесью раскрытия других обсуждаемых в сообществе тем), найдено путем прямого порядкового счета на основных страницах сайтов (вторичные ссылки не учитываются).
Группы сообществ по типу
I. Сообщества, представляющие общественные объединения, организации, фонды, союзы:
1. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Общественная организация Мурманской области "Ассоциация кольских саамов"» [ООМО // УК, ЭР] — 959 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; последняя запись 6 марта 2020 г.; обновляется раз в месяц.
2. Представительство официального сайта Мурманской областной молодежной общественной организация саамов «Самь Нураш» (Самь нурр олмэ организаhция «Самь Нураш») в социальной сети «ВКонтакте» [Самь нурр // VK, ЭР] (официальный сайт заблокирован) — 161 упоминание/мероприятие/пост/ файл; последняя запись 22 февраля 2020 г.; обновляется раз в месяц.
3. Официальный сайт общественной организации «Фонд саамского наследия и развития» [Фонд, ЭР] — 54 упоминания/мероприятия/поста/файла; сайт-портал; последняя запись 9 марта 2020 г.; обновляется раз в месяц.
4. Представительство официального сайта общественной организации «Фонд саамского наследия и развития» (группа) в социальной сети «ВКонтакте» [Фонд // VK, ЭР] — 279 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; последняя запись 3 апреля 2020 г.; обновляется ежедневно.
5. Официальный сайт международной общественной организации «Союз саамов» [Союз саамов, ЭР] — 8 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; сайт-портал; последняя запись 28 ноября 2019 г.; обновляется 1-2 раза в год.
6. Представительство официального сайта международной общественной организации «Союз саамов» в социальной сети «ВКонтакте» [Союз саамов / The Saami Council // VK, ЭР] — 102 упоминания/ мероприятия/поста/файла; последняя запись 3 апреля 2020 г.; обновляется ежедневно.
7. Информационный портал «Kola Sapmi (Новости кольских саами)» [Kola Sapmi, ЭР] — 104 упоминания/мероприятия/поста/файла; новостной сайт; последняя запись 17 марта 2020 г.; обновляется 1-2 раза в месяц.
8. Представительство официального сайта «Kola Sapmi (Новости кольских саами)» (группа) в социальной сети «ВКонтакте» [Kola Sapmi // VK, ЭР] — 432 упоминания/мероприятия/поста/файла; последняя запись 31 марта 2020 г.; обновляется раз в несколько дней.
9. Форум саами. (Forum Sápmi) [Форум саами, ЭР] — 241 упоминание/ мероприятие/пост/файл; последняя запись 29 сентября 2019 г.; обновляется до нескольких раз в год.
10. Саамский информационный бюллетень «Самь Еммьне» — «Саамская земля» (официальный сайт) [Самь Еммьне, ЭР] — 12 упоминаний/ мероприятий/постов/файлов; блог; последняя запись 17 августа 2014 г.; не обновляется, заброшен.
11. Канал видеохостингового сайта YouTube «Кольское саамское радио» [Кольское саамское радио, ЭР] — 13 упоминаний/мероприятий/постов/ файлов; последнее обновление 8 августа 2018 г. и радиовещание не осуществляется с августа 2018 г.
12. Информационный портал с функцией электронной библиотеки «Российские саами. Саами Кольского полуострова» [Российские саамы, ЭР], раздел «Книги» (о саамах и произведения саамских авторов) [Книги, ЭР] — 310 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; последнее обновление 2019 г.; вероятность обновлений неизвестна.
13. Официальное сообщество (группа) в социальной сети «ВКонтакте» «ООСМО — Общественная организация содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саами Мурманской области» (официальный сайт отсутствует) [ООСМО // VK, ЭР] — 8 упоминаний/мероприятий/постов/ файлов; сайт-портал; последняя запись 23 ноября 2019 г.; не обновляется, заброшен.
14. Саамский парламент Куэллнэгк нёарк Самь Соббар (официальный сайт) [Саамский парламент, ЭР] — 44 упоминания/мероприятия/поста/файла; сайт-портал; последняя запись 17 апреля 2016 г.; не обновляется.
II. Сообщества, созданные муниципальными учреждениями культурного профиля:
15. Официальный сайт муниципального бюджетного учреждения культуры «Ловозерский национальный культурный центр» [Ловозерский национальный, ЭР] — 7 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; сайт-портал; последняя запись 24 марта 2020 г.; обновляется раз в 2-3 дня.
16. Представительство официального сайта «Ловозерский национальный культурный центр» (группа) в социальной сети «ВКонтакте» «Ловозерский НКЦ приглашает» [Ловозерский НКЦ // VK, ЭР] — 812 упоминаний/ мероприятий/ постов/файлов; сайт-портал; последняя запись 30 марта 2020 г.; обновляется почти ежедневно.
17. Официальный сайт Музея саамской литературы и письменности им. Октябрины Вороновой [Музей, ЭР] — 12 упоминаний/мероприятий/постов/ файлов; сайт-портал; не обновлялся с 2010 г.
18. Краеведческий портал «Земля Ловозерская» (официальный сайт) [Земля, ЭР] — 30 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; сайт-портал; создан в марте 2019 г., дата последней записи неизвестна.
19. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Курсы колта-саамского языка при поддержке Северосаамского музея в Нейдене» [Курсы // VK, ЭР] — 70 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; сайт-портал; последняя запись 26 октября 2019 г.; не обновляется.
III. Сообщества, созданные благодаря индивидуальным инициативам киберактивистов:
20. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Самь оллмэ укоШаЙ;е.т/Саамы вконтакте» [Самь оллмэ // VK, ЭР] — 407 упоминаний/ мероприятий/постов/файлов; сайт-портал; последняя запись 18 марта 2020 г.; сайт обновляется от одного до нескольких раз в месяц.
21. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Лопари (Саамы)» [Лопари // VK, ЭР] — 43 упоминания/мероприятия/поста/файла; сайт-портал; последняя запись 2 февраля 2020 г.; сайт обновляется от 1 раза в 2 месяца до 1-2 раз в месяц.
22. Блог «Саамские сказки и легенды / Шаннт еммьне чуввьда верьд ли миллса» [Саамские сказки, ЭР] — 314 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; блог; последняя запись 21 февраля 2020 г.; обновляется 2 раза в месяц, через каждые 2 месяца.
23. Группа в социальной сети «ВКонтакте» <^артЬ> [Sapmi // VK, ЭР] — 3846 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; сайт-портал; последняя запись 3 апреля 2020 г.
24. Информационный портал «Ловозерье» [Ловозерье, ЭР] — 2777 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; последняя запись 03.04.2020.
25. Представительство информационного портала «Ловозерье» (группа) в социальной сети «ВКонтакте» «Ловозерцы» [Ловозерцы // VK, ЭР] — 642 упоминания/мероприятия/поста/файла; последняя запись 3 апреля 2020 г.; обновляется 3-4 раза в день.
26. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Ловозерский р-он — Луяввьр еммьне» [Ловозерский р-он // VK, ЭР] — 661 упоминание/мероприятие/ пост/файл; сайт-портал; последняя запись 4 апреля 2020 г.
IV. Сообщества, созданные для обсуждения отдельных культурных инициатив и аспектов культуры:
27. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Самь кйлл | Säm' kill | Саамский язык» [Самь кйлл // VK, ЭР] — 53 упоминания/мероприятия/ поста/файла; последняя запись 1 апреля 2020 г.
28. Архив литературы «Саамская библиотека» в сервисе хранения файлов Google Диск, созданный администраторами группы в социальной сети «ВКонтакте» «Самь кйлл | Säm' kill | Саамский язык» [Саамская библиотека, ЭР] — 125 упоминаний/мероприятий/постов/файлов; контент-проект; последняя запись неизвестной давности, данный раздел группы «ВКонтакте» не обновляется.
29. Образовательный портал «Саамские словари: online -словари и приложения» (официальный сайт) [Саамские словари, ЭР] — 16 упоминаний/ мероприятий/постов/файлов; контент-проект; последняя запись 14 декабря 2019 г. (комментарий пользователя); не обновляется.
30. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Воссоздание поселения древних саамов и создание на его базе культурно-просветительского экологического центра» [Воссоздание поселения // VK, ЭР] — 12 упоминаний/ мероприятий/постов/файлов; последняя запись 16 марта 2017 г.; не обновляется.
31. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Саамский костюм: язык, узоры, музыка, сказки» [Саамский костюм // VK, ЭР] — 81 упоминание/ мероприятие/пост/файл; последняя запись 7 ноября 2019 г., не обновляется.
32. Официальная страница информационного вестника (группа в социальной сети «ВКонтакте») «Куэллнэгк рыннт» | «Кольский берег» [Куэллнэгк рыннт // VK, ЭР] — 134 упоминания/мероприятия/поста/файла) новостной портал; последняя запись 15 сентября 2019 г.; обновления раз в несколько месяцев, вероятно, не будет обновляться.
33. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Duodji samisk händverk» (о саамском рукоделии и культуре) [Duodji // VK, ЭР] — 36 упоминаний/ мероприятий/постов/файлов; последняя запись 21 декабря 2017 г.; не обновляется.
Результаты исследования
При обзоре и поиске в браузере и социальных сетях в первую очередь становится очевидным сильный количественный дисбаланс между киберсообществами, созданными для пользователей-саамов, и ресурсами, создаваемыми для любых пользователей, интересующихся саамской культурой. Налицо как численное преобладание последних, так и ускоренный и упрощенный доступ к ним при поиске по соответствующему запросу. Особенно эти различия заметны при поиске киберсообществ по саамской тематике именно в научно-образовательном и просветительском ключе. Даже если учесть дублирование содержания многих сайтов и стихийно складывающиеся у исследователя представления о специфичности контента интернет-ресурсов, ориентированных на саамскую аудиторию, следует признать их ограниченное количество (33 ед.). Гораздо более обширным оказался список обнаруженных, но не указанных в исследовании электронных ресурсов Российской Федерации и Мурманской области, контент которых включает материалы об изучении
саамов в общественных и гуманитарных науках и/или сведения о саамах просветительского характера. Таких киберсообществ найдено 103, однако в реальности сайтов по данному запросу может насчитываться неограниченное количество. Это естественно, поскольку они предназначены для более широкой аудитории, в отличие от узко локализованных географически и в этнокультурном отношении саамских этнических киберсообществ.
В то же время важно, что репрезентация строгой научной информации, прежде всего, о быте, материальной и духовной культуре, историческом пути, социально-экономических и политико-административных проблемах саамов, о проблеме саамского языка и т.п. не зависит от локализации киберсообществ по географическому и этнокультурному признаку целевой аудитории. Информация носит универсальный характер, то есть может быть использована как самими представителями этнической общности из числа активных пользователей Интернета, так и пользователями, принадлежащими к любым социальным группам по этнокультурному, профессиональному и прочим критериям. При этом информация культурно-просветительского характера преобладает над непосредственно научной и образовательной информацией о саамах, хотя в перечне найденных ресурсов примерно равное количество киберсообществ, содержащих ее в чистом виде (17 из 33) и предоставляющих сведения не только просветительского, но также научного и образовательного характера (17 из 33). Сравнение количества источников, содержащих оба типа информации, во всех группах киберсообществ показало, что наибольшее их число относится к группе № 3 (сообщества, созданные благодаря индивидуальным инициативам киберактивистов): 6 из 7, или 86 % сетевых сообществ. И это несмотря на их неофициальный характер, в отличие, например, от группы № 2, сообщества которой созданы муниципальными учреждениями культурного профиля и обладают возможностью предоставлять, казалось бы, максимальное количество материалов культурно-просветительской и научно-образовательной направленности. Количество и процентное содержание сообществ с данной тематикой в группе № 2 уступает: 3 из 5, или 60 %. По всей вероятности, это связано с тем, что при наполнении одних и тех же сообществ, создаваемых по индивидуальной инициативе киберактивистов (и в большинстве своем являющихся группами в социальной сети), администраторы нередко занимаются копированием или частичным перефразированием (переводом на научно-популярный язык) первичного информационного материала с любых ресурсов, отвечающих их запросу — как в виде официальных сайтов, так и в виде репостов из других сообществ в социальных сетях.
Основные темы большей частью отвечают основным функциям сетевых групп этнических диаспор. Однако по содержанию событий из перечисленных сетевых сообществ условно выделяются те, которые посвящены одной теме или в которых данная тема является ведущей в сравнении с другими образовательными и культурно-просветительскими аспектами. Так, функция изучения и популяризации саамского языка с целью сохранения языковой компетенции наиболее полно реализована (и обозначена в названии сообщества) в группах социальной сети «ВКонтакте» «Курсы колта-саамского языка» и «Самь кйлл», а также на официальном сайте образовательного портала «Саамские словари». К интернет-ресурсам, целью которых является распространение художественной литературы саамских авторов и научной
литературы о социокультурных аспектах и проблемах саамов, относятся раздел «Книги» на информационном портале с функцией электронной библиотеки «Российские саами», официальный сайт Музея саамской литературы и письменности им. О. Вороновой, блог «Саамские сказки и легенды», а также архив литературы «Саамская библиотека» в сервисе хранения файлов Google Диск, созданный администраторами группы в социальной сети «ВКонтакте» «Самь кйлл». Акцент на возрождение и сохранение традиционных саамских ремесел, организацию мастер-классов и курсов по обучению саамскому рукоделию, координацию участия мастеров в выставках декоративно -прикладного искусства сделан создателями и участниками групп в социальной сети «ВКонтакте» «Саамский костюм» и "Duodji samisk hándverk". В то же время большинство найденных сетевых сообществ отличаются универсальностью: они решают все перечисленные задачи, в том числе осуществляют координацию деятельности национальных офлайн-сообществ, анонсирование культурных мероприятий и праздников, а также оказание помощи и услуг в области культурной адаптации и правовой легализации. «Многозадачностью» отличаются: официальный сайт муниципального бюджетного учреждения культуры «Ловозерский национальный культурный центр»; представительство официального сайта «Ловозерский национальный культурный центр» — группа «Ловозерский НКЦ приглашает» в социальной сети «ВКонтакте»; официальный сайт общественной организации «Фонд саамского наследия и развития»; представительство официального сайта общественной организации «Фонд саамского наследия и развития» — группа в социальной сети «ВКонтакте»; официальный сайт международной общественной организации «Союз саамов» — представительство официального сайта общественной организации «Союз саамов» в социальной сети «ВКонтакте»; официальное сообщество (группа) в социальной сети «ВКонтакте» «ООСМО — Общественная организация содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саами Мурманской области»; информационный портал «Kola Sapmi (Новости кольских саами)»; представительство официального сайта "Kola Sapmi" — группа в социальной сети «ВКонтакте».
В целом, и узкоспециализированные, и общие по своим направлениям действия в офлайн-пространстве, соответствующие функциям сетевых групп этнических общностей, могут быть равно необходимы для популяризации саамской культуры с последующим укреплением этнической идентичности саамов, для изучения саамской культуры исследователями и для удовлетворения интереса любых представителей целевой аудитории сообществ.
Во всех четырех группах интернет-ресурсов преобладают, помимо групп в социальных сетях, официальные сайты категории порталов. Это логично, поскольку сайты данного вида являются наиболее мощным и сложным видом сетевого ресурса, обладающим обширным и максимально разнообразным по формам и содержанию материалом и многоуровневым меню с множеством разделов и подразделов. В силу этого информационные сайты-порталы представляют наибольший интерес не только для интернет-пользователей, но и для поисковых систем [Типы и основные..., ЭР]. Они появляются первыми в списке по запросу при поиске и более доступны при исследовании их интерфейса на предмет обнаружения необходимых веб-страниц, диалоговых окон и кнопок «поиск событий», «информация о сайте», «история создания», «предназначение» сайта или его представительства в социальных сетях. Это
отличает их от видеохостинговых сайтов («Кольское Саамское радио»), блогов («Саамские сказки и легенды»; «Самь Еммьне»), форумов и тематических сайтов («Форум саами»), контент-проектов («Саамская библиотека»). Не менее насыщенными информацией, легко находимыми по запросу в поисковой системе и имеющими доступный для понимания интерфейс являются новостные сайты, хотя к таковым в перечне найденных киберсообществ относится только один — "Kola Sapmi".
Исходя из наблюдений за содержанием постов в найденных сетевых сообществах поддержание реальной деятельности киберсообществ в офлайн-пространстве в последние несколько лет весьма проблематично. Причины видятся в многочисленных социально-экономических препятствиях, а также в бюрократизме соответствующих организаций, который отмечается в некоторых сообществах в качестве главной преграды для решения социокультурных, образовательных и культурно-просветительских задач. Значительная часть планов создателей, модераторов, участников онлайн-сообществ остается нереализованной. Характер освещения событий, связанных с культурно-образовательной жизнью, свидетельствует о сложностях руководства организациями, которые занимаются финансовой, правовой и социальной поддержкой инициаторов популяризации саамской культуры внутри и вне саамского этнического общества в России.
Препятствия финансового, юридического и бюрократического характера находят отражение в публикациях киберсообществ:
• "Kola Sapmi": «Ложь ГОБУ ЦНС о мерах поддержки КМНС» (04.03.2020); «Покатушки в гости за бюджетные средства» (03.04.2020); «Лопари, уматывайте отсюда, надоели со своими оленями!» (29.04.2019); «Жители села Краснощелье возмущены решением сдачи пастбищ для охоты» (29.01.2019); «Открытое обращение к Андрею Чибис» (10.08.2019) — о судах саами с правительством Мурманской области, штрафах оленеводов за нахождение в тундре с ружьем, штрафах и запретах в рыболовстве и других ограничениях в реализации традиционной хозяйственной деятельности [Kola Sapmi, ЭР];
• «Саамский парламент»: «Мартынова А. И. и саами. Или права саами» (31.10.2015) — негативный отзыв о семинаре по правам человека в селе Ловозеро и о неуважении специалиста КВООиДМ А. И. Мартыновой к мнению представителей саамов [Саамский парламент, ЭР] и др.
Острыми являются проблемы взаимодействия саамских организаций. В частности, они были отмечены пользователем в публикации от 26 ноября 2018 г. в блоге LiveJournal: «Под маской саамского патриотизма» — о саботаже подготовки заседания, некорректности переговоров на IV Съезде саамов из-за разногласий между руководителями саамских организаций и о сепаратистских настроениях в организациях [Макаров, ЭР].
Активно обсуждается проблема профанации саамской символики и культивирования поддельных и не соблюдающих этнографическую достоверность (либо используемых без предварительной проверки и добровольного, информированного согласия народа саами) культурных объектов. На это указывают, в частности, сообщения о номинировании на антипремию комплекса «Этническая деревня» (на базе отдыха «Огни Имандры») на официальном сайте общественной организации «Фонд саамского наследия и развития» и сотрудника Центра кластерного развития в саамском костюме с неправильным расположением цветов на выставке «Интурмаркет» на портале "Kola Sapmi" (рис. 1, 2).
Рис. 1. Номинант на антипремию в области зарегистрированных поддельных культурных объектов — «Этническая деревня» в составе базы отдыха «Огни Имандры» (фото с сайта «Фонд саамского наследия и развития», URL: https://samifund.wordpress.com /%d0%b1%d0%bb%d0%be%d0%b3/)
л oleg_terebenin
г Экспоцентр на Красной Пресне
О Q Y И
Нравится: 19
oleg_terebenin Мы на нашем объединённом стенде Мурманской области !
Всех приглашаем!
Рис. 2. Номинант на антипремию в области репрезентации зарегистрированных поддельных культурных объектов — сотрудник Центра кластерного развития на выставке «Интурмаркет». ЦВК «Экспоцентр», г. Москва (скриншот из социальной сети Instagram). (фото с сайта "Kola Sapmi". URL: https://kolasapmi.com/2020/03/17/nominaciya-antipremii-bewareoffake/)
Идея возрождения и популяризации саамской культуры оказалась в стадии кризиса, чему сами кольские саамы и все, кто интересуется их культурой, имеют очевидные подтверждения. Они находятся в социально-экономических конфликтах, профанации саамской культурной атрибутики, в бюрократизации организаций по правам и культуре саамов Кольского полуострова, результатом которой становится в замораживание реальных проектов на неопределенный срок. Соответствует ситуации и состояние сетевых ресурсов, которое характеризуется большими интервалами между публикациями сведений о реализованных планах и событиях, разногласиями администраторов сообществ и сомнениями в целесообразности ведения сайтов и групп в социальных сетях. Временные паузы между публикациями на официальных сайтах затягиваются на срок до нескольких лет, в то время как в группах социальных сетей этот интервал составляет в среднем от нескольких дней до одного года. В существующих условиях треть из перечисленных киберсообществ (11 из 33) вовсе прекратила свою деятельность от полугода до нескольких лет назад, о чем свидетельствуют даты последних публикаций в таких киберсообществах, как саамский информационный бюллетень «Самь Еммьне», канал видеохостингового сайта YouTube «Кольское Саамское радио», официальное сообщество (группа) в социальной сети «ВКонтакте» «ООСМО — Общественная организация содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саами Мурманской области», саамский парламент Куэллнэгк нёарк Самь Соббар (официальный сайт), официальный сайт Музея саамской литературы и письменности им. О. Вороновой, группа в социальной сети «ВКонтакте» «Курсы колта-саамского языка», архив литературы «Саамская библиотека», созданный администраторами группы «Самь кйлл», образовательный портал «Саамские словари», группы в социальной сети «ВКонтакте» «Воссоздание поселения древних саамов и создание на его базе культурно-просветительского экологического центра», «Саамский костюм: язык, узоры, музыка, сказки» и "Duodji samisk handverk" (о саамском рукоделии и культуре).
В этой связи представляется логичным, но несколько необычным резкий контраст между числом публикаций в покинутых и продолжающих свою деятельность киберсообществах (оно выражается небольшим, двузначным числом, лишь немногим превышая 100 в отдельных случаях) и в большей части постоянно обновляющихся и дополняющихся новой информацией электронных ресурсов, количество записей в которых может насчитывать до нескольких тысяч. Особенность данного факта в том, что некоторые сообщества, прекратившие обновление, содержат слишком малое количество публикаций, даже несмотря на то, что последние записи в них датированы всего лишь годичной давностью или менее (в 4 из 11: образовательный портал «Саамские словари», официальное сообщество «ООСМО» в социальной сети «ВКонтакте», группы «Курсы колта-саамского языка» и «Саамский костюм» в социальной сети «ВКонтакте»), в то время как остальные «покинутые» сообщества не функционируют уже несколько лет. Причины могут быть следующие.
Во-первых, с точки зрения специалистов по маркетингу в социальных сетях и на корпоративных сайтах, непрофессиональным является ведение (наполнение) сообщества, заключающееся в неравномерном, поспешном, спонтанном дозировании информации в каждом из немногочисленных постов. С позиции администраторов, создающих сообщества в культурно-просветительских
и научно-образовательных целях, их деятельность не обязана быть профессиональной. Такие сообщества создаются и воспринимаются администратором и участниками в качестве накопительного информационного резерва. Сайт или группа в социальной сети в этой связи строится по принципу небольшой библиотеки или архива, а не ради привлечения внимания участников. Этим они отличаются от профессиональных коммерческих и просто управляемых грамотным администратором киберсообществ, в которых публикации познавательной, фактологической направленности перемежаются постами, служащими для привлечения внимания, репостами и ссылками из других групп социальной сети и сайтов по аналогичной теме ради того, чтобы сообщество функционировало как можно дольше. В результате назревает ситуация, при которой вся возможная фактологическая информация по теме исчерпана и собрана, дальнейшее заполнение группы теряет смысл, хотя именно постоянные обновления и дополнения являются главными показателями того, что сообщество «живо». В некоторых случаях администраторы сообществ могут быть заранее готовы к этой ситуации, сознательно представляя сообщество его участникам, прежде всего, как архивный информационный ресурс. Вероятно, именно к таким сообществам относятся образовательный портал «Саамские словари» и группа «Саамский костюм» в социальной сети «ВКонтакте».
Во-вторых, причиной становится внезапный выход администратора из созданного им киберсообщества (ссылка на его аккаунт перестает появляться в нижнем углу страницы группы) либо прекращение реального ведения дел при формальном сохранении функции администратора (ссылка на страницу остается в группе). В такой ситуации, по-видимому, оказалась группа «ООСМО» в соцсети «ВКонтакте». Если принять во внимание упомянутую статью в блоге LiveJoumal, которая отличалась остро критической риторикой в адрес Валентины Совкиной и Александра Слупачика — руководителей «ООСМО» и по совместительству администраторов одноименной группы «ВКонтакте», — то ведение ими этой группы вполне могло быть приостановлено в результате возникших проблем, связанных с самореабилитацией руководителей организации как фигур общественно-политического значения для кольских саамов. На неожиданный характер прекращения деятельности группы «ВКонтакте» указывает и последний пост от 23 ноября 2019 г. о планировании внеочередной конференции по вопросам деятельности организации, стратегии развития и традиционных видов хозяйствования. В нем не содержится никаких предупреждений о приостановлении деятельности киберсообщества по каким бы то ни было причинам (рис. 3).
В-третьих, существуют другие объективные и субъективные причины приостановления деятельности киберсообществ в офлайн-пространстве, что замедляет или вовсе завершает их ведение. Об этих причинах, впрочем, администратор сообщества имеет право умолчать. Так, в группе «Курсы колта-саамского языка» («ВКонтакте») под блоком с подробной информацией о группе первым по счету находится пост, закрепленный еще 21 июня 2018 г., о необходимости временно отложить проведение курсов на неопределенный срок по решению руководства Музея колтта-саамской культуры в Нейдене, при поддержке которого проводились курсы (о причинах решения руководства музея не сообщается).
Валентина Совкина
23 ноя 2019
Идет а неочередная конференции Общественной организации содействия прэвоаому просвещению и сой ранению культурного наследия саамов Мурманской области (ООСМО)
На Повестке дня насущные вопросы: о деятельности организации, о Стратегии развитии, о традиционных видак хозпйствоэанип. Председатель собрании -МатрехинИ.Я. Секретарь - С лупа чи к А. Н
Устав
енной организации содействия правовому гтросве сохранению культурного наследия саамов Мурманской области (ООСМО)
Рис. 3. Скриншот последней публикации в группе социальной сети «ВКонтакте» «ООСМО — Общественная организация содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саами Мурманской области» (фото с сайта сообщества, URL: https://vk.com/club169683387)
Таким образом, это киберсообщество, как и группа В. Совкиной и А. Н. Слупачика, перешло в режим пользования им в качестве архива необходимой информации (рис. 4). Хронологически последней публикацией является пост от 26 октября 2019 г. о новом событии в области популяризации саамского языка. Строго говоря, это репост из другой группы «ВКонтакте» — представительства официального сайта общественной организации «Союз саамов», в котором упоминается о презентации «Союзом саамов» детской книжки-раскраски на северно-саамском и колтта-саамском языках (рис. 5). Дальнейшие посты и публикации отсутствуют без возможности спрогнозировать, продолжится ведение группы или нет, поскольку до события 21 июня 2018 г. обновления велись регулярно, не реже 1 раза в месяц.
Ф Курсы колгга-саамскоп) языка ;зпнсь закреплена 21 июн ¿013 в 1 й:ЕЮ
Tiorv!
С большем сожалением и великой грустью сообщаем, что проведение Курсов колтта-саамского языка отложено tía hteo предел г кный срок. Занчтий во Еторон полугодин 2018 года не будет, пока мы не получим информацию ой обратном. Такое решение принчл Музей колтга-саамской культуры в Нейдене, который спонсировал проведение курсов с2013 года.
Тем не менее, в этой группе есть довольно много материалов, которые можно повторять и изучать. Пользуйтесь!
А ^ ■ 4
Ж Ч
Рис. 4. Скриншот закрепленной публикации в группе социальной сети «ВКонтакте» «Курсы колта-саамского языка» (фото с сайта группы, URL: https://vk.com/koltasamikiol)
Предварительные выводы
В теоретическом смысле возможность предоставления саамам, исследователям и любителям саамской культуры ценных научно-образовательных и культурно-просветительских киберсообществ состоит из ряда компонентов: объема и разнообразия предоставляемой информации, степени ее культурно-исторической достоверности и доступности для интересующихся пользователей. Эти три показателя, благодаря усилиям самих кольских саамов и специалистов, их изучающих, находятся на достаточно высоком уровне, способном ответить на разнообразные запросы. Однако для самих кольских саамов и их общественных организаций оказывается недостаточно количества и качества накапливаемой о них (и ими самими) информации, чтобы удовлетворить собственные социокультурные потребности.
Рис. 5. Скриншот последней публикации в группе «Курсы колта-саамского языка» социальной сети «ВКонтакте» (фото с сайта группы, URL: https://vk.com/koltasamikiol)
Причинами служат, во-первых, социально-экономические конфликты интересов саамов и органов местного самоуправления Мурманской области, во-вторых, профанация элементов внешнего выражения саамской культуры, в-третьих, бюрократизация многих организаций, которые занимаются правами и культурой саамов Кольского полуострова. В результате идея возрождения общественного интереса к саамской культуре, а также повышение ее значимости в масштабах общероссийской культуры находятся в стадии кризиса, хотя и не упадка. Они встречают на своем пути спонтанно сложившееся сопротивление целого комплекса социальных преград, характерных для российского общества в целом. Происходит торможение развития реальных проектов, направленных на популяризацию знаний саамов о собственной культуре и остальной
общественности — о саамской культуре. В виртуальном пространстве ситуация отражается в виде ограничения доступа к достоверной информации к предстоящим тематическим мероприятиям, что, в свою очередь, еще больше снижает показатель ценности саамского культурного наследия (как части общероссийского) в глазах общественности. Не вполне оправдываются предположения о том, что описанные взаимодействующие проблемы в социальных онлайн-и офлайн-полях могут быть даже выгодны некоторым представителям саамской этнокультурной общности, по крайней мере, по той причине, что остальное городское население Кольского края, наряду с представителями органов местного самоуправления, может испытывать недовольство в связи с конфликтующими интересами саамов и прочих жителей Мурманской области. В результате часть саамского сообщества может намеренно скрывать достоверную информацию о своей культуре. Все же есть все основания полагать, что в большинстве своем саамское этнокультурное сообщество действительно не только ждет, но и активно добивается (с переменным успехом) положительных изменений в области качества жизни и популяризации своего культурного наследия. Оно справедливо полагает, что чем больше российская общественность будет знать о культуре и социальных проблемах саамов, главным образом через информацию, черпаемую в сети Интернет, тем больше помощи, направленной на улучшение качества жизни, она сможет предоставить саамам.
Один из выходов из создавшейся ситуации видится в развитии форм сообщения научно-просветительских сведений и, в конечном итоге, информации о социокультурных проблемах саамской общности путем совершенствования интерфейса сайтов и сообществ социальных сетей, а также навыков способного заинтересовать, активного, но ненавязчивого, а главное — систематичного, преподнесения цифровой информации о саамском обществе. Здесь может быть полезен опыт как профессиональных рекламных деятелей в интернет-пространстве, так и не менее профессиональных, лояльных к потребностям саамского общества иных представителей СМИ. Разумеется, упомянутые меры могут осуществляться лишь на фоне решения социально-экономических и социокультурных проблем, характерных для страны в целом. Наиболее эффективными в количественном и качественном отношении представляются такие виды электронных ресурсов, как уже активно используемые группы в социальных сетях и новостные сайты — благодаря их возможности за небольшую единицу времени передать и продублировать одну и ту же информацию представителям самых разных социальных групп в лице интернет-пользователей. Возможно применение и изобретение иных форм виртуальных средств коммуникации и обмена информацией, которые позволят свести к минимуму эффект дистанционной связи и создадут более отчетливое ощущение живого присутствия на месте решения поставленных задач «здесь и сейчас».
Список сокращений
ГОБУ ЦНС — Государственное областное бюджетное учреждение «Центр народов Севера»
КВООиДМ — Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи
КМНС — коренные малочисленные народы Севера
ООМО — общественная организация Мурманской области
ООСМО — Общественная организация содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саами Мурманской области
ЦВК — Центральный выставочный комплекс
Список источников
Воссоздание поселения древних саамов и создание на его базе культурно-просветительского экологического центра // ВКонтакте. URL: https://vk.com/club141716986 (дата обращения: 10.03.2020).
Земля Ловозерская: [сайт]. URL: http://lovozerye.ukit.me/ (дата обращения: 10.03.2020).
Кольское саамское радио. URL: https://www.youtube.com/channel/ UCbQBfaZVXSSP8I43kad8-zw (дата обращения: 18.02.2020).
Книги // Российские саами. Саами Кольского полуострова. URL: http://saami.su/biblioteka/2-knigi.html (дата обращения: 18.02.2020).
Курсы колта-саамского языка при поддержке Северосаамского музея в Нейдене // ВКонтакте. URL: https://vk.com/koltasamikiol (дата обращения: 18.02.2020).
Ловозерцы // ВКонтакте. URL: https://vk.com/lovozerie (дата обращения: 18.02.2020).
Ловозерье: [сайт]. URL: http://www.lovozerie.ru/ (дата обращения: 18.02.2020).
Ловозерский национальный культурный центр: [сайт]. URL: https://lovozerocentre.murm.muzkult.ru/about. (дата обращения: 18.02.2020).
Ловозерский НКЦ приглашает // ВКонтакте. URL: https://vk.com/club65256797. (дата обращения: 17.02.2020).
Ловозерский р-он — Луяввьр еммьне // ВКонтакте. URL: https://vk.com/lujavrri (дата обращения: 18.02.2020).
Лопари (Саамы) // ВКонтакте. URL: https://vk.com/club5798871 (дата обращения: 18.02.2020).
Макаров Д. Под маской саамского патриотизма // Живой журнал = LiveJournal. URL: https://quis-quaeritis.livejournal.com/71447.html (дата обращения: 18.02.2020).
Музей саамской литературы и письменности им. О. Вороновой: [сайт]. URL: http://sami.k2000.ru/ (дата обращения: 18.02.2020).
ООМО «Ассоциация кольских саамов» // ВКонтакте. URL: https://vk.com/oomo_aks (дата обращения: 18.02.2020).
ООСМО // ВКонтакте. URL: https://vk.com/club169683387 (дата обращения: 18.02.2020).
Российские саами. Саами Кольского полуострова: [сайт]. URL: http://www.saami.su/ (дата обращения: 18.02.2020).
Саамская библиотека // Google Drive. URL: https://drive.google.com/drive/ folders/1 ayDkxCBGldvepz5RFSpkhsiLf56BPEo4 (дата обращения: 18.02.2020).
Саамские сказки и легенды / Шаннт еммьне чуввьда верьд ли миллса: [сайт]. URL: https://sapmitales.blogspot.com/ (дата обращения: 18.02.2020).
Саамские словари: online-словари и приложения: [сайт]. URL: http://slovari.saami.su/ (дата обращения: 18.02.2020).
Саамский информационный бюллетень «Самь Ёммьне» — «Саамская земля». URL: http://saamemmne.blogspot.com/ (дата обращения: 18.02.2020).
Саамский костюм: язык, узоры, музыка, сказки // ВКонтакте. URL: https://vk.com/saamskij_kostjum (дата обращения: 18.02.2020).
Саамский парламент Куэллнэгк нёарк Самь Соббар: [сайт]. URL: https://saamisups.ucoz.ru/ (дата обращения: 18.02.2020).
Союз саамов / The Saami Council / SÁMIRÁBBI / SAMERÄDET: [сайт]. URL: http://www.saamicouncil.net/ (дата обращения: 18.02.2020).
Союз Саамов / Sámiráddi / Saami Council / SAMERÄDET / SAAMELAISNEUVOSTOON // ВКонтакте. URL: https://vk.com/saamicouncil. (дата обращения: 18.02.2020).
Типы и основные виды сайтов // Интернет-компания Альфа-СПб. URL: http://alpha-spb.ru/helpful-information/43-types-of-sites (дата обращения: 18.02.2020).
Фонд саамского наследия и развития: [сайт]. URL: https://samifund.wordpress.com/ (дата обращения: 18.02.2020).
Фонд саамского наследия и развития // ВКонтакте. URL: https://vk.com/foundsami (дата обращения: 18.02.2020).
Форум саами. Forum Sápmi. URL: http://saami.forum24.ru/ (дата обращения: 18.02.2020).
Куэллнэгк рыннт / Кольский берег // ВКонтакте. URL: https://vk.com/kolabereg (дата обращения: 18.02.2020).
Самь Ёммьне — Саамская земля: [сайт]. URL: http://saamemmne.blogspot.com/ (дата обращения: 10.02.2020).
Самь кйлл | Säm' kill | Саамский язык // ВКонтакте. URL: https://vk.com/saam_kiill (дата обращения: 10.02.2020).
Самь нурр олмэ организаhция «Самь Нураш» / Молодежная саамская организация «Самь Нураш» // ВКонтакте. URL: https://vk.com/club3975227 (дата обращения: 10.02.2020).
Сäмь0ллмэ vkontakte.ru / Саамы вконтакте // ВКонтакте. URL: https://vk.com/club932308 (дата обращения: 18.02.2020).
Duodji samisk hándverk // ВКонтакте. URL: https://vk.com/duodji (дата обращения: 17.02.2020).
Kola Sapmi — Новости кольских саами: [сайт]. URL: https://kolasapmi.com/ (дата обращения: 18.02.2020).
Kola Sapmi // ВКонтакте. URL: https://vk.com/public105618693 (дата обращения: 18.02.2020).
Sápmi // ВКонтакте. URL: https://vk.com/sapmi (дата обращения: 18.02.2020).
Список литературы
Головнев А. А., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018.. № 1 (58). С. 100-108.
Глухов А. П. Использование мигрантами из Центральной Азии российских социальных сетей как инструментов поддержания идентичности // Шестой технологический уклад: механизмы и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Ханты-Мансийск, 13-14 ноября 2015 г.). Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отд. ЮГУ, 2015. Ч. 1. (Приложение к журналу «Вестник Югорского государственного университета». 2015. № 2 (37). С. 29-30).
Махмутов З. А., Габдрахманова Г. Ф. Особенности этнической идентичности виртуальных татарских сообществ в социальной сети Вконтакте // Историческая этнология. 2016. Т. 1, № 2. С. 276-292.
Разумова И. А., Сулейманова О. А. Саамские сетевые сообщества в «этническом Интернете» России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2 (179). С. 114-122.
Ханхунова М. Ю., Чойропов Ц. Ц. Социальные медиа как инструмент формирования этнической идентичности // Вестник Восточно-Сибирского гос. ун-та технологий и управления. 2013. № 2 (41). С. 168-177.
Сведения об авторах
Кузнецова Лариса Андреевна
магистр социологии, старший лаборант
Центр гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН Разумова Ирина Алексеевна
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН
Larisa A. Kuznetsova
Master of Sociology, Senior Laboratory Assistant of the Barents Centre of the Humanities FRC KSC RAS Irina A. Razumova
Doctor of Science (History), Chief Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities FRC KSC RAS
DOI: 10.37614/2307-5252.2020.1.18.002 УДК 94 (470.22) «1917-1991»
Е. Ю. Дубровская
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СООРУЖЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ: СТРОИТЕЛИ МАГИСТРАЛИ И НАСЕЛЕНИЕ ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ1
Аннотация
Основанная на архивных материалах и опубликованных источниках, статья исследует групповую и профессиональную идентичность различных категорий рабочих и служащих Мурманской железной дороги. Усилившееся в годы Первой мировой войны геополитическое значение Российской Карелии и Кольского Севера, обусловленное строительством магистрали, стало тем фактором, который потребовал формирования новых ориентиров и ценностей. Они определялись как особенностями региональных культурных традиций, так и социальными, политическими, экономическими интересами государства. Автором показано, что идентификационные модели строителей магистрали заметно
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00392 «Население Кольского полуострова между двумя мировыми войнами: миграции, мобильность, идентичность».