Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ И ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

В мировой экономике давно назрела необходимость обеспечить тесную и постоянную связь между наукой, образованием и производством, чтобы повысить качество подготовки будущих специалистов и приблизить образовательный процесс к конкретной ситуации производства, результатам исследований и разработок в мировой экономике. Образовательные кластеры широко распространены в мировой экономике и постепенно распространяются и в России для решения данной проблемы. Основной особенностью кластеров является то, что они сосредоточены в определенной области и связаны с определенным местом. Считается, что в будущем кластеры станут важнейшим звеном экономики страны и составят 90% всех исследований и разработок. Однако в образовательных кластерах университеты обычно играют наиболее важную роль в формировании систем. Это позволяет приблизить образовательный процесс к практической и научной деятельности. Была поставлена задача создания образовательного кластера. Он показывает разницу между уровнями образования и университетскими комплексами. Автор статьи считает, что в ближайшем будущем три возможных типа образовательных учреждений - региональные, ведомственные и федеральные - могут стать основной инновационной формой профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL HOLDING AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL CLUSTER: STRUCTURE, CONTENT OF ACTIVITIES AND DEVELOPMENT

There is a long overdue need in the world economy to ensure a close and permanent connection between science, education and production in order to improve the quality of training of future specialists and bring the educational process closer to the specific situation of production, the results of research and development in the world economy. Educational clusters are widespread in the global economy and are gradually spreading in Russia to solve this problem. The main feature of clusters is that they are concentrated in a certain area and are associated with a certain place. It is believed that in the future clusters will become the most important link of the country's economy and will account for 90% of all research and development. However, in educational clusters, universities usually play the most important role in the formation of systems. This makes it possible to bring the educational process closer to practical and scientific activities. The task of creating an educational cluster was set. It shows the difference between education levels and university complexes. The author of the article believes that in the near future three possible types of educational institutions - regional, departmental and federal - can become the main innovative form of vocational education.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ»

Евпатория, 2016. - 22 с.

10. Романов, В.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи как направление взаимодействия образовательных организаций и органов власти / А.В. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 272-275.

11. Романов, В.А. Патриотическое воспитание в России как воплощение в жизнь русской идеи / А.В. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 279-283.

12. Романов, В.А. Патриотическое воспитание школьников посредством организации театрально-исторического кружка во внеурочное время / А.В. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. -С. 164-168.

13. Указ Главы Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 522-У «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым»: [сборник научных трудов] [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rk.gov.ru/ru/document/show/8747

14. Шушара, Т.В. Опыт создания высшего учебного заведения в Крыму Т.В. Шушара // Гуманитарные науки: [сборник научных трудов]. - 2014. - № 2 (28). - С. 37-41.

Педагогика

УДК 37.011.31

доктор педагогических наук, профессор Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР: СТРУКТУРА,

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ

Аннотация. В мировой экономике давно назрела необходимость обеспечить тесную и постоянную связь между наукой, образованием и производством, чтобы повысить качество подготовки будущих специалистов и приблизить образовательный процесс к конкретной ситуации производства, результатам исследований и разработок в мировой экономике. Образовательные кластеры широко распространены в мировой экономике и постепенно распространяются и в России для решения данной проблемы. Основной особенностью кластеров является то, что они сосредоточены в определенной области и связаны с определенным местом. Считается, что в будущем кластеры станут важнейшим звеном экономики страны и составят 90% всех исследований и разработок. Однако в образовательных кластерах университеты обычно играют наиболее важную роль в формировании систем. Это позволяет приблизить образовательный процесс к практической и научной деятельности. Была поставлена задача создания образовательного кластера. Он показывает разницу между уровнями образования и университетскими комплексами. Автор статьи считает, что в ближайшем будущем три возможных типа образовательных учреждений - региональные, ведомственные и федеральные - могут стать основной инновационной формой профессионального образования.

Ключевые слова: федеральное образование, университетский комплекс, горизонтальная и вертикальная интеграция.

Annotation. There is a long overdue need in the world economy to ensure a close and permanent connection between science, education and production in order to improve the quality of training of future specialists and bring the educational process closer to the specific situation of production, the results of research and development in the world economy. Educational clusters are widespread in the global economy and are gradually spreading in Russia to solve this problem. The main feature of clusters is that they are concentrated in a certain area and are associated with a certain place. It is believed that in the future clusters will become the most important link of the country's economy and will account for 90% of all research and development. However, in educational clusters, universities usually play the most important role in the formation of systems. This makes it possible to bring the educational process closer to practical and scientific activities. The task of creating an educational cluster was set. It shows the difference between education levels and university complexes. The author of the article believes that in the near future three possible types of educational institutions - regional, departmental and federal - can become the main innovative form of vocational education.

Key words: federal education, university complex, horizontal and vertical integration.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что на протяжении своей истории развития система профессионального образования естественным образом реагировала на изменения в организации социальной работы человека и адаптировала образовательное содержание к уровню знаний. С развитием отраслей экономики, науки и культуры изменилось представление о результатах, необходимых для определенных профессий, основных предметов или профессиональной подготовки, и были открыты новые типы учебных заведений.

Стоит отметить, что в мире растет спрос на инновации - новые знания и оригинальные технические решения. Знания стали важным экономическим ресурсом и основным (если не единственным) источником конкурентных преимуществ [8]. Для обеспечения успеха в борьбе за экономический рост новые знания (инновации) стали одним из внутренних резервов экономики страны.

Переход к «обществу знаний» и экономике знаний необходим для использования возможностей инновационного роста. Согласно этой экономической концепции, качество экономического роста обеспечивается за счет инвестиций в «нематериальные» активы: исследования и разработки; продвижение инноваций; обучение рабочей силы [2].

Необходимым условием реализации такого вида инвестиций является создание национальной инновационной системы, характеризующейся признанием особой роли знаний в экономическом развитии и признанием инноваций и научных исследований в качестве основных факторов конкуренции и экономического динамизма.

Изложение основного материала статьи. В современной России формирование национальной инновационной системы является одним из важнейших политических приоритетов. Ключевым элементом любой инновационной системы являются специалисты, обладающие необходимыми качествами для создания, распространения и освоения инноваций. Эти качества могут быть полностью сформированы только в сфере образования. Таким образом, развитие страны должно стать инновационной системой образования [3].

Эта система состоит из государственных и негосударственных организаций, которые осуществляют разработку, распространение инновационных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с целью повышения

качества и эффективности образовательной деятельности [9]. Эти инновации (образовательные) являются продуктами инновационной системы, составляют ее центральное звено и являются сутью и смыслом ее существования.

Кластерный подход лежит в основе создания и эффективного функционирования национальной инновационной системы, в том числе в сфере образования. Это направление науки и практики, которое включает в себя исследование и реализацию новых возможностей социального развития, а также создание и управление кластерами для повышения социального благосостояния и конкурентоспособности.

Концепция «кластера» была предложена в конце 1980-х годов американским экономистом Майклом Портером. Он определил кластер как «взаимосвязанные, географически сконцентрированные компании смежных отраслей и организации, связанные с их деятельностью в определенных областях, конкурирующие, но сотрудничающие друг с другом» [10]. М. Портер считал, что все участники сосредоточены на деятельности в одной области. Однако с появлением интернета этот стандарт постепенно утратил свое значение. Сегодня кластеры могут объединять участников, которые удаленно обмениваются информацией из совершенно разных регионов.

Кластеры, как группа организаций и видов деятельности, это экономический феномен, который может создавать инновационный продукт и тем самым повышать его конкурентоспособность. Таким образом, кластерный подход можно определить как научно-практическое направление, связанное с исследованием и реализацией новых возможностей для социального развития посредством создания и управления кластерами для повышения их благосостояния и конкурентоспособности.

В России с момента утверждения в 2006 году среднесрочного плана социально-экономического развития Российской Федерации (2006-2008 годы) [1] на федеральном уровне проводится комплексная политика. В документе подчеркивается необходимость разработки руководящих принципов развития производственных сообществ и проведения экспериментов с реализацией политики объединения на региональном и муниципальном уровнях.

В 2008 году элементы политики объединения были включены в концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года [2]. Эта концепция предусматривает создание сети предпринимательских групп, которые используют конкурентный потенциал территории. Среди этих высокотехнологичных групп - лесное хозяйство, биоресурсы, туризм и досуг, нефтегазовая промышленность, энергетика, кластеры, основанные на результатах космической деятельности [3].

Очевидно, что этот список неполон как с точки зрения предмета, так и с точки зрения количества. Поэтому наиболее актуальной задачей в теории и практике управления является научный поиск возможностей и методов реализации метода группировки для развития всей страны и ее территории, а также отдельных отраслей.

Образование является одним из перспективных направлений для развития кластеров и кластерных методов. Здесь метод группировки может быть реализован на нескольких уровнях: федеральном и региональном, конкретных образовательных организациях и отдельных учебных дисциплинах. Образование, система учебных заведений - это группа учреждений, основной целью которых является предоставление образования. В этом смысле он формирует ядро образовательного кластера, который представляет собой группу образовательных учреждений всех уровней, поставщиков ресурсов и работодателей, расположенных в определенной географической области, а также координационных агентств и органов власти. Его деятельность связана с новейшими продуктами и направлена на разработку инновационных продуктов. Однако такое понимание метода группирования образования может быть достигнуто только на национальном или его предметном уровне.

Сегодня процесс формирования кластеров наиболее интенсивен в энергетическом комплексе, биологических и нанотехнологических отраслях, а также в сфере инновационных технологий. Инновационный и образовательный секторы также являются перспективной сферой для создания таких ассоциаций. Целью формирования кластеров в сфере образования является использование инновационного потенциала всех участников посредством совместной деятельности, что может значительно укрепить их позиции на рынке сопутствующих товаров и услуг [9].

Что касается определения кластеров в преподавании, то сначала необходимо рассмотреть взаимоотношения между университетами и научно-исследовательскими институтами, которые готовят специалистов для одних и тех же отраслей экономики, и сотрудничают с компаниями, работающими в этих секторах. Однако объяснение образовательного кластера может быть более широким. В частности, А.В. Смирнов подчеркнул, что кластер - это не только альянс различных участников отрасли, но и система взаимного обучения, разработанная в инновационном и производственном процессе внутри кластера. Главной особенностью образовательного кластера является результат его деятельности, то есть нематериальные продукты в виде информационной передачи всех накопленных к настоящему времени знаний [10].

Основные цели образовательного кластера по обучению и коммуникации:

1. Сформировать конкурентоспособного лидера на рынке труда (то есть с более высоким человеческим капиталом).

2. При осуществлении образовательной и исследовательской деятельности в конкретном регионе необходимо создать эффективный механизм взаимодействия между университетами, предприятиями и организациями с учетом конкретных обстоятельств.

3. Улучшить трудовые, материальные ресурсы и другие навыки образовательных учреждений, входящих в кластерную структуру [6].

Основу кластера инновационного обучения составляют три типа организаций: учебные заведения, коммерческие учреждения (юридические лица, предприятия и банки) и исследовательские учреждения [1]. Компании предоставляют стажировки и рабочие места выпускникам учебных заведений, чтобы приблизить знания, полученные в университете, к конкретной ситуации их собственного производства. Следовательно, образовательный холдинг по этой логике является интегрированным объединением для создания общего образовательного пространства в регионе, многоуровневых, вертикальных и горизонтальных локаций образовательных и научных учреждений, промышленных организаций и социальных институтов.

У холдингов есть много преимуществ по сравнению с неполными учебными заведениями. Положительным результатом слияния является синергетический эффект системы, то есть удвоение мощности всех членов холдинговой компании. Ресурсы, доступные каждому члену холдинга, используются в более широких масштабах, что дает реальный доход и более высокие результаты. Это, естественно, способствует укреплению репутации ассоциации на региональном и внешнем уровнях. Параллелизм в обучении специалистов исчезает: члены холдинга могут проводить скоординированную политику обучения для удовлетворения потребностей в кадрах в экономических секторах региона и предоставлять гибкое финансирование в зависимости от условий на рынке труда. Вертикальная интеграция образовательных учреждений, от дошкольных учреждений до высших учебных заведений, обеспечивает более высокую конкурентоспособность выпускников. Горизонтальная интеграция в форме объединений образовательных, научных и промышленных организаций способствует единству науки и производства.

О.Л. Ксенофонтова преимуществом образования считает эффективное взаимодействие с государственными органами, разработку разумных технологий взаимодействия, создание благоприятного имиджа с использованием современных технологий и методов обучения [12]. Из перечисленных преимуществ следует, что основная цель создания холдинга это:

* обеспечение качественной профессиональной подготовки;

* адаптация выпускников профессионально-технического образования к меняющимся потребностям общества и требованиям рынка труда;

* эффективное использование интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и других ресурсов образовательных учреждений, научных организаций, промышленных предприятий и социальных организаций, входящих в холдинг;

* реализация важных образовательных, инновационных, экономических, социальных и других проектов на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

Нет никаких сомнений в том, что образовательные компании, как и любая другая структура, имеют недостатки. Во-первых, их внутренняя конкуренция сведена к минимуму, что может поставить под угрозу качество образовательных услуг. Во-вторых, сложность структуры из-за горизонтальной и вертикальной интеграции приведет к бюрократизации управления. В-третьих, требуется много времени для разработки нормативных процедур в отношении образовательных товаров, а образовательные товары еще не обеспечивают адекватной документальной основы. Мы считаем, что эти пробелы можно преодолеть, если будет создана необходимая правовая база, регулирующая данную деятельность.

Помимо объективных трудностей, существуют и субъективные трудности. В частности, руководители различных организаций, то есть потенциальные члены холдинговой компании, могут разумно опасаться потерять свою независимость при принятии управленческих и производственных решений в рамках своей структуры. Команда педагогов также, скорее всего, негативно отреагирует на обязательную адаптацию к новым условиям труда.

Структура университетского комплекса наиболее близка к структуре образовательного холдинга, но эта форма организации профессионального обучения имеет свои особенности. Университетский комплекс представляет собой объединение образовательных, научных и промышленных учреждений при университете. Цель состоит в том, чтобы усилить роль ведущих образовательных учреждений в регионе и повысить их важность для социально-экономического, технологического и культурного развития данного региона [1]. Как правило, комплекс состоит из отделов самого университета и организаций, предприятий университета в качестве соучредителя или подрядчика. На основе существующего университетского комплекса могут быть открыты новые структуры: консорциумы, профсоюзы, ассоциации и т.д. В отличие от университетских комплексов, участие в образовании не означает повышения статуса одного из университетов, поскольку оно было создано под эгидой Министерства образования, а не как независимое учреждение для обеспечения многоуровневой системы подготовки специалистов.

Нынешняя тенденция объединения независимых университетов в добровольные организации доказывает необходимость создания образовательных холдингов. Не исключено, что в будущем будут созданы структуры, интегрированные с новыми учреждениями довузовского, послевузовского и дополнительного образования, для удовлетворения кадровых потребностей конкретных отраслей (отраслевые холдинги), влияющих на образовательную политику региона (региональные холдинги).

Цели работы образовательных учреждений, таких как университетские комплексы, определяются перспективными планами на несколько лет вперед. При работе прогнозируется тенденция развития рынка труда, а, следовательно, прогнозируется спрос на выпускников определенных специальностей. Однако приток студентов в определенные учебные и профессиональные области часто приводит к созданию дополнительных мест для студентов, обучающихся в деловых целях. Другими словами, образовательные учреждения в некотором смысле зависят от ситуации на рынке труда. В управлении и принятии решений члены коллектива участвуют очень косвенно: при утверждении коллективных договоров, устава и т.д. Взаимодействие коллег в основном происходит в рамках микроколлективов - в различных отделах и подразделениях [5].

Образовательные холдинги - это набор многоуровневых учреждений, которые совместно влияют на образовательную политику региона. Как крупномасштабная структура, холдинг имеет больше возможностей контролировать колебания на рынке труда. Горизонтальная интеграция позволяет работодателям в регионе участвовать в отборе кандидатов. Результаты корпоративного мониторинга позволяют определить нехватку специалистов или, наоборот, избыточность, что очень ценно для руководства образовательных учреждений при разработке планов развития. Члены холдинга не борются за кандидатов, потому что, защищая свои интересы, они не допускают параллельного обучения. Существует строгая иерархическая система управления. Принятие решений и управление являются прерогативой руководителей высшего звена, в то время как участие менеджеров среднего и низшего звена (деканов, начальников секций и начальников отделов) в этих процессах сведено к минимуму [10].

Создание холдинговой структуры соответствует парадигме экономических инноваций и направлено на достижение наибольших выгод в контексте интеграции и глобализации. Структура образовательных холдингов как инновационной организации аналогична структуре экономических, научных и культурных сфер и характеризуется отражением многообразия происходящих процессов в сфере профессионального образования. После получения квалификации по образовательному направлению, специальности или профилю любой студент становится участником динамично развивающейся экономики. На собственном опыте он учится пользоваться преимуществами холдинговой компании, брать на себя личную ответственность за принимаемые решения и планировать свои решения и последствия для работы всей группы предприятий.

Поскольку горизонтальная интеграция образовательных учреждений с научными и производственными организациями поддерживает актуальность образовательных программ, уровень и форма профессиональной подготовки, предоставляемой холдинговой компанией, пользуется большим спросом в экономике. Такая ситуация позволяет получить качественное образование. Благодаря вертикальной интеграции образовательных учреждений, многоуровневости и непрерывности образования становится возможным реализовать принцип доступности образования: каждый обучающийся сможет удовлетворить свои потребности в обучении.

Участие может быть сформировано на трех уровнях - региональном, ведомственном и федеральном. Первый способствует экономическому и социальному развитию региона путем объединения различных типов университетов, научных центров, промышленных организаций, социальных учреждений и т.д. Участие сектора может связать образовательные, научные и производственные организации из разных регионов, которые сосредоточены на одной или нескольких смежных отраслях. Целью этих учреждений является развитие конкретной отрасли или сферы производства. По сути, это сообщество профессионалов и студентов с конкретными областями профессиональных интересов. Их взаимодействие более интенсивно, чем в несанкционированных учебных заведениях. Коллективное использование ресурсов позволяет достигать своих целей, исходя из профессиональных задач. Федеральные образовательные холдинги могут создаваться для реализации приоритетных государственных проектов и программ. Мы считаем, что региональные

образовательные холдинги - это наиболее эффективный способ интеграции образования, науки и производства. Они также менее сложны с точки зрения организации и управления. Именно в ближайшем будущем такого рода холдинги могут стать основной формой инноваций в профессиональном образовании и обучении.

Выводы. Таким образом, в современной экономике в рамках сотрудничества между учебными заведениями всех уровней и участниками реального сектора экономики было усилено влияние распространения инноваций, усилены стимулы для ускорения технологического развития и усилено взаимное групповое формирование между преподавателями на всех уровнях. Развитие помогает эффективно использовать образовательные ресурсы и включать их в инновационные элементы территориальной экономики для преодоления неравенства в развитии образования. В рамках сотрудничества между учебными заведениями на всех уровнях взаимодействие образовательных структур и экономических субъектов укрепило элементы региональных брендов, способствовало региональным инновациям и более широкому использованию современных информационных технологий.

Российский образовательный кластер развивается в более широких рамках кластерной политики страны, которая включает в себя выбор отраслевых приоритетов для кластерных проектов. В настоящее время в России сформировано и реализовано более 110 групповых инициатив, в том числе более 3000 организаций, охватывающих 1,3 миллиона рабочих мест [9]. Статус российского «образовательного кластера» законом пока не установлен. Однако в некоторых методических рекомендациях указано, что основными участниками кластера должны быть высшие учебные заведения. Это дает нам возможность рассматривать эти кластеры как образовательные.

Важность результатов исследования заключается в обобщении различных процессов формирования и эксплуатации инновационных образовательных кластеров с акцентом на модернизацию образования в разных регионах и скоординированную разработку заранее определенных инноваций для реализации этого процесса во многих секторах экономики. Сотрудничество в области исследований, быстрое развитие академической подготовки и инновационная структура производства и услуг способствуют совершенствованию и координации деятельности различных компонентов кластера и всего инновационного кластера. С другой стороны, влияние образовательного кластера оказывает техническую поддержку экономическому развитию региона и страны в целом. Высокие требования к использованию инновационных образовательных кластеров определяют эффективное взаимодействие для стимулирования общего сотрудничества.

Литература:

1. Видякина, О.В. Оценка интеллектуальной собственности университетских комплексов / О.В. Видякина / Университетское управление. - 2018. - № 1. - С. 58-64.

2. Герцик, Ю.Г. Роль высших учебных заведений России и Китая в развитии инновационных образовательных кластеров / Ю.Г. Герцик // Экономика науки. - 2020. - Т. 6. - №4. - С. 225-235.

3. Герцик, Ю.Г. Инновационный менеджмент в медицинской промышленности / Ю.Г. Герцик, И.Н. Омельченко. -М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2020. - 190 с.

4. Гордашникова, О.Ю. Образовательный кластер как неотъемлемый элемент инновационной политики региона / О.Ю. Гордашникова, М.Г. Кехян // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2019. - №. 2. - С. 43-49.

5. Гурулёва, Т.Л. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений / Т.Л. Бедарева Н.И. Гурулёва // Высшее образование в России. - 2019. - 28(4). - С. 108-123.

6. Кожухаров, М. Анализ и оценка кластерного потенциала в Болгарии. автореферат доктор. дис. - ст. Загора: Фру, 2018

7. Ксенофонтова, О.Л. Опыт зарубежных стран по созданию и функционированию кластеров: модельный подход / О.Л. Ксенофонтова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - №2 (42). - С. 39.

8. Мосунова, О.Г. Кластерный подход в образовательных интеграционных структурах / О.Г. Мосунова // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - Выпуск 1 (46). - Екатеринбург: РГППУ, 2018. - С. 78-84

9. Навазова, Т.Г. Образовательный холдинг как инновационная организация системы непрерывного профессионального образования / Т.Г. Навазова // Человек и образование. - 2019. - № 2. - С. 20-24.

10. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2016. - С. 98-100.

11. Чучкалова, Е.И. Теоретические аспекты создания и развития образовательных кластеров / Е.И. Чучкалова, О.Г. Мосунова // Теория и практика общественного развития. - 2019. - №8. - С. 361-363

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования Ильченко Лариса Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); аспирант, преподаватель Кучеренко Мария Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Аннотация. В статье рассмотрены исторические аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в музыкальном образовании. Определены исторические рамки развития информатизации музыкального образования: 1 этап, до 1960 гг., который связан с появлением механической звукозаписи, благодаря чему появилась возможность записывать и воспроизводить музыку, ведь до появления звукозаписи музыка звучала в живом исполнении. С возникновением музыкальной печатной машинки, стало возможным быстрое распространение нотных текстов; 2 этап (с 1960-2000 гг.) -характеризуется появлением компьютера, возникают первые образцы обучающих машин, исследовательские центры и лаборатории компьютерных технологий в области музыкального образования, появление интернета; 3 этап (с 2000 гг. по настоящее время) - ознаменовался эпохой программного обеспечения, появилась музыкальные программы, стало

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.