Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Ильченко Лариса Петровна, Кучеренко Мария Юрьевна

В статье рассмотрены исторические аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в музыкальном образовании. Определены исторические рамки развития информатизации музыкального образования: 1 этап, до 1960 гг., который связан с появлением механической звукозаписи, благодаря чему появилась возможность записывать и воспроизводить музыку, ведь до появления звукозаписи музыка звучала в живом исполнении. С возникновением музыкальной печатной машинки, стало возможным быстрое распространение нотных текстов; 2 этап (с 1960-2000 гг.) - характеризуется появлением компьютера, возникают первые образцы обучающих машин, исследовательские центры и лаборатории компьютерных технологий в области музыкального образования, появление интернета; 3 этап (с 2000 гг. по настоящее время) - ознаменовался эпохой программного обеспечения, появилась музыкальные программы, стало возможным создание музыки полностью на компьютере. Широкое распространение получила всемирная сеть Интернет. Выявлены, множество музыкальных программ для компьютера, однако они используются не в полной мере, по причине не достаточной разработанности методик использования информационно-коммуникативных технологий в процессе подготовке будущих учителей музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Ильченко Лариса Петровна, Кучеренко Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING FUTURE MUSIC TEACHERS

The article discusses the historical aspects of the use of information and communication technologies in music education. The historical framework of the development of the informatization of music education is defined: stage 1, until 1960, which is associated with the advent of mechanical sound recording, which made it possible to record and play music, because before the advent of sound recording, music was played live. With the advent of the musical typewriter, the rapid spread of musical texts became possible; Stage 2 (from 1960-2000) - characterized by the appearance of a computer, the first samples of teaching machines, research centers and laboratories of computer technologies in the field of music education, the emergence of the Internet; stage 3 (from 2000 to the present) - marked by the era of software, music programs appeared, it became possible to create music entirely on a computer. The worldwide Internet has become widespread. A lot of music programs for the computer have been identified, but they are not used to the full extent, due to insufficient development of methods for using information and communication technologies in the process of training future music teachers.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

образовательные холдинги - это наиболее эффективный способ интеграции образования, науки и производства. Они также менее сложны с точки зрения организации и управления. Именно в ближайшем будущем такого рода холдинги могут стать основной формой инноваций в профессиональном образовании и обучении.

Выводы. Таким образом, в современной экономике в рамках сотрудничества между учебными заведениями всех уровней и участниками реального сектора экономики было усилено влияние распространения инноваций, усилены стимулы для ускорения технологического развития и усилено взаимное групповое формирование между преподавателями на всех уровнях. Развитие помогает эффективно использовать образовательные ресурсы и включать их в инновационные элементы территориальной экономики для преодоления неравенства в развитии образования. В рамках сотрудничества между учебными заведениями на всех уровнях взаимодействие образовательных структур и экономических субъектов укрепило элементы региональных брендов, способствовало региональным инновациям и более широкому использованию современных информационных технологий.

Российский образовательный кластер развивается в более широких рамках кластерной политики страны, которая включает в себя выбор отраслевых приоритетов для кластерных проектов. В настоящее время в России сформировано и реализовано более 110 групповых инициатив, в том числе более 3000 организаций, охватывающих 1,3 миллиона рабочих мест [9]. Статус российского «образовательного кластера» законом пока не установлен. Однако в некоторых методических рекомендациях указано, что основными участниками кластера должны быть высшие учебные заведения. Это дает нам возможность рассматривать эти кластеры как образовательные.

Важность результатов исследования заключается в обобщении различных процессов формирования и эксплуатации инновационных образовательных кластеров с акцентом на модернизацию образования в разных регионах и скоординированную разработку заранее определенных инноваций для реализации этого процесса во многих секторах экономики. Сотрудничество в области исследований, быстрое развитие академической подготовки и инновационная структура производства и услуг способствуют совершенствованию и координации деятельности различных компонентов кластера и всего инновационного кластера. С другой стороны, влияние образовательного кластера оказывает техническую поддержку экономическому развитию региона и страны в целом. Высокие требования к использованию инновационных образовательных кластеров определяют эффективное взаимодействие для стимулирования общего сотрудничества.

Литература:

1. Видякина, О.В. Оценка интеллектуальной собственности университетских комплексов / О.В. Видякина / Университетское управление. - 2018. - № 1. - С. 58-64.

2. Герцик, Ю.Г. Роль высших учебных заведений России и Китая в развитии инновационных образовательных кластеров / Ю.Г. Герцик // Экономика науки. - 2020. - Т. 6. - №4. - С. 225-235.

3. Герцик, Ю.Г. Инновационный менеджмент в медицинской промышленности / Ю.Г. Герцик, И.Н. Омельченко. -М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2020. - 190 с.

4. Гордашникова, О.Ю. Образовательный кластер как неотъемлемый элемент инновационной политики региона / О.Ю. Гордашникова, М.Г. Кехян // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2019. - №. 2. - С. 43-49.

5. Гурулёва, Т.Л. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений / Т.Л. Бедарева Н.И. Гурулёва // Высшее образование в России. - 2019. - 28(4). - С. 108-123.

6. Кожухаров, М. Анализ и оценка кластерного потенциала в Болгарии. автореферат доктор. дис. - ст. Загора: Фру, 2018

7. Ксенофонтова, О.Л. Опыт зарубежных стран по созданию и функционированию кластеров: модельный подход / О.Л. Ксенофонтова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - №2 (42). - С. 39.

8. Мосунова, О.Г. Кластерный подход в образовательных интеграционных структурах / О.Г. Мосунова // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - Выпуск 1 (46). - Екатеринбург: РГППУ, 2018. - С. 78-84

9. Навазова, Т.Г. Образовательный холдинг как инновационная организация системы непрерывного профессионального образования / Т.Г. Навазова // Человек и образование. - 2019. - № 2. - С. 20-24.

10. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2016. - С. 98-100.

11. Чучкалова, Е.И. Теоретические аспекты создания и развития образовательных кластеров / Е.И. Чучкалова, О.Г. Мосунова // Теория и практика общественного развития. - 2019. - №8. - С. 361-363

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования Ильченко Лариса Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); аспирант, преподаватель Кучеренко Мария Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Аннотация. В статье рассмотрены исторические аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в музыкальном образовании. Определены исторические рамки развития информатизации музыкального образования: 1 этап, до 1960 гг., который связан с появлением механической звукозаписи, благодаря чему появилась возможность записывать и воспроизводить музыку, ведь до появления звукозаписи музыка звучала в живом исполнении. С возникновением музыкальной печатной машинки, стало возможным быстрое распространение нотных текстов; 2 этап (с 1960-2000 гг.) -характеризуется появлением компьютера, возникают первые образцы обучающих машин, исследовательские центры и лаборатории компьютерных технологий в области музыкального образования, появление интернета; 3 этап (с 2000 гг. по настоящее время) - ознаменовался эпохой программного обеспечения, появилась музыкальные программы, стало

возможным создание музыки полностью на компьютере. Широкое распространение получила всемирная сеть Интернет. Выявлены, множество музыкальных программ для компьютера, однако они используются не в полной мере, по причине не достаточной разработанности методик использования информационно-коммуникативных технологий в процессе подготовке будущих учителей музыки.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, исторические аспекты, музыкальное образование, подготовка будущих учителей музыки, музыкальные программы.

Annotation. The article discusses the historical aspects of the use of information and communication technologies in music education. The historical framework of the development of the informatization of music education is defined: stage 1, until 1960, which is associated with the advent of mechanical sound recording, which made it possible to record and play music, because before the advent of sound recording, music was played live. With the advent of the musical typewriter, the rapid spread of musical texts became possible; Stage 2 (from 1960-2000) - characterized by the appearance of a computer, the first samples of teaching machines, research centers and laboratories of computer technologies in the field of music education, the emergence of the Internet; stage 3 (from 2000 to the present) - marked by the era of software, music programs appeared, it became possible to create music entirely on a computer. The worldwide Internet has become widespread. A lot of music programs for the computer have been identified, but they are not used to the full extent, due to insufficient development of methods for using information and communication technologies in the process of training future music teachers.

Key words: information and communication technologies, historical aspects, music education, training of future music teachers, music programs.

Введение. На сегодняшний день информационно-коммуникативные технологии неразрывно связаны не только с обычной жизнью современного человека, но и с образованием.

Информационно коммуникативные технологии являются синтезом процессов, технических способов и средств, которые применяются для того чтобы собирать, анализировать, обрабатывать, а также хранить и передавать информацию. Началом информационно-коммуникативных технологий послужило появление письменности (IX в.) и книгопечатания (середина XV в.) [3].

Изложение основного материала статьи. Долгое время для музыкантов основным средством получения и передачи информации, были нотные сборники, книги и передача знания от учителя ученику. «Нотопечатание берет начало в середине XV века, вскоре после книгопечатания, что условно определило 1 этап - до i960 гг. Первоначальные печатные книги с нотами были церковными, где был напечатан нотный стан и текст церковных напевов, а ноты вписывались позже вручную в специально оставленные места» [8].

Важным этапом ознаменовалось появление механической звукозаписи. «В 1877 году первым прибором для такой записи и воспроизведения звука стал изобретённый фонограф Т. Эдисоном. Благодаря появлению механической звукозаписи появилась возможность записывать и воспроизводить музыку, ведь до появления звукозаписи музыка звучала в живом исполнении» [9].

«В начале 1936 года, благодаря запатентованной музыкальной печатной машинке Р. Китона (США, Калифорния), которая состояла из 14 клавиш (позднее в 1953 году - из 33 клавиш), появилась возможность быстрого распространения нотных текстов» [8].

Начало компьютеризированного обучения принято считать конец 50-хх годов XX в., что явилось 2 этапом - 1960-2000 гг. Этот «период ознаменовался появлением первых автоматизированных обучающих систем (США). К 1960 г. уже появилось множество программ, которые также можно было бы использовать в музыкальном образовании для изучения основ музыкознания, анализа музыкальных произведений (Дж. Эванс, Р. Глейзер, Л. Хомм). Однако на этом этапе компьютер еще не обладал необходимыми возможностями, поскольку устройства ввода и вывода аудиальной и графической информации были очень ограничены» [2].

Для России компьютеризация обучения музыки проходила несколько позже, первым разработчиком и конструктором обучающих машин стал П. Лобанов (1963 г.) «Для того чтобы реализовать задумку компьютеризации музыкального обучения, в Государственном музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных, был организован автоматизированный класс, где было разработано некоторое число музыкальных программ для дисциплин» [5].

В конце 60-х годов XX века наступил пик развития компьютеризации обучения, в частности для музыкального обучения стало возможным: оснащение компьютера средствами ввода и вывода; появилась возможность работать с аудио звуком, что повлияло на возникновение образовательных центров, деятельность которых была направлена на выявление проблем и затруднений внедрения компьютерных технологий в музыкальное образование [5].

Начиная с 1968 г. в области музыкального образования были открыты центры по разработке и исследованию компьютерных технологий в таких городах как Белград, Люблин, Загреба. Несмотря на прогресс компьютерных технологий, музыкальные программы лишь демонстрировали технические новшества компьютера, которые требовали практического овладения. Исследования этого периода имели направленность на пропаганду эффективности, преимуществ и необходимости внедрения в музыкальное образование компьютерных технологий.

Следует отметить, что использовался только лишь зарубежный опыт использования компьютера в музыкальном обучении, первый персональным компьютером в СССР в учебных заведениях появился только в начале 1980-х гг.

В Государственном музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных была начата работа по музыкальной информатике (1988 г., профессор Ю. Рагс). В России первой кафедрой компьютеризаци и музыкального образования стала Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки (см. рис. 1) [5].

Рисунок 1. Направления исследований Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Начиная с 1990-х гг. в учебный процесс начинают активно включать компьютерные технологии. Теперь компьютер становится привычным средством обучения, однако учебная практика столкнулась с недостаточной разработанностью обучения компьютерным технологиям. «В сфере музыкального образования все еще продолжаются научные эксперименты, направленные на выявление методов использования компьютера в обучении и лишь в некоторых исследованиях затрагивались общие проблемы использования компьютерных технологий в музыкальном образовании» [5].

Следующий этап применения ИКТ связан с появлением интернета в России (российская сеть «Relcom»). «Значительное событие произошло в 1997 г. была регистрирована система «Яндекс», тем самым явив собой прогресс интернет-коммуникаций в России, появился поиск информации на русском языке» [6].

2000-2010 гг. ознаменовались эпохой программного обеспечения, в котором практически все стало возможным - 3 этап (2000 - настоящее время). В этот период большую известность приобретают компьютеры с помощью, которых теперь полностью можно создавать музыку в цифровом виде [4].

Этот период охарактеризован передовыми технологиями, средствами хранения большого объема информации. Технологический прогресс повлиял на информационно-коммуникативные технологии также и в образовании. С распространением всемирной сети Интернет, возросло значение медиаграмотности и компетентности в области компьютерных технологий, теперь Интернет стал основным средством обработки, передачи и хранения информации. Появляются музыкальные компьютеры, с помощью которых стало значительно проще и эффективнее записывать и создавать музыку. Некоторые возможности музыкального компьютера отражены на рисунке 2 (см. рис. 2).

Основные возможности музыкального компьютера:

запись, редакция и печать партитур

запись, редактирование и дальнейшее исполнение партитур при

помощи компьютерных звуковых карт или внешних синтезаторов, подключенных с помощью интерфейса MIDI

оцифровка звуков, шумов, имеющих различную природу, и дальнейшая их обработка и

преобразован ие с помощью программ

секвенсоров

гармонизация и аранжировка готовой мелодии с применением выбранных музыкальных стилей, сочинение мелодий на случайной основе

путем последовательного выбора музыкальных звуков, запись партий акустических инструментов и

голосового сопровождения

Рисунок 2. Основные возможности музыкального компьютера

В некоторых российских исследовательских музыкальных учреждениях, проводятся исследования в области создания и анализа образовательных музыкальных компьютерных программ (см. табл. 1) [5].

Таблица 1

Современные исследования в области образовательных музыкальных компьютерных программ в России

№/ п Исследовательские консерватории Направления исследования Авторы

1 Вычислительный центр Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (образован в 1991 г.). Образовательные компьютерные программы: «Джоаккитто Россини» (DS Multimedia Productions), «Фридерик Шопен» (DS Multimedia Productions), «Энциклопедия музыкальных инструментов» (DS Multimedia Productions) и Modest Mussorgsky (Luvia United)). Ю. Parco, А. Харуто и др.

2 Санкт-Петербургской государственная консерватория имени II. А. Римского-Корсакова при лаборатории электронной и компьютерной музыки эксперименты в области темперированных и нетемперированных звукорядов, а также различных форм стохастической композиции М.Заливацнов, В.Петряевский

3 Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского составлена собственная программа развития компьютеризации музыкального образования

4 Новосибирская государственная консерватории имени М. И.Глинки - создание обучающих программ; моделирование исполнительской деятельности; статистическая обработка музыкальных акустических текстов птпомузыкологические исследования. Л. Робустова и др) A. Установи ДР Н. Бажанов, B. Мазепус и ДР

Приведем примеры некоторых программ, которые будут интересными и полезными для преподавателей музыки и находятся в общем доступе:

MuseScore (позволяет изучить исполнение некоторых известных композиций, также включает возможность печати, набора нотного текста, поддерживает MIDI - клавиатуру).

Sibelius (программа по набору текста, преимущество программы - это аранжировка нот любой сложности). Sibelius включает проигрывание файлов, а так запись аудио. Возможно использование звуковой библиотеки, имеется поддержка MIDI - клавиатуры, есть возможность публикации ноты онлайн.

Tomplay программа по обучению игре на фортепиано, в ней присутствует набор аккордов песен, включая классическую музыку, джаз, рок и многое другое.

Ear Trainer (тренажер слуха) программа позволяет улучшить свои слуховые способности. Предложен разнообразный материал, включая композицию, аранжировки и интерпретацию. В результате можно познакомиться с аккордами, гаммами и т.д. [7].

Выводы. Таким образом, исторический опыт показал, что внедрение информационно-коммуникационных технологий также используется в музыкальном образовании. С середины XV века до наших дней на всех этапах развития ИК технологий появляются новые возможности (механическое звучание, музыкальная машинка, компьютеры, интернет, музыка, компьютерные программы и др.) совершенствования процессов обучения. Благодаря внедрению информационных технологий музыкальное образование получает дополнительные возможности для качественного музыкального образования. Однако на нынешнем этапе недостаточно методик для использования информационно-коммуникационных технологий при обучении будущих учителей музыки.

Литература:

1. Гордиенко, Т.П. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования навыков самостоятельной работы у обучающихся начального звена образования / Т.П. Гордиенко, А.Я. Позднякова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - № 59. - Ч. 2. -С. 31-35

2. Лазуткина, В.О. История внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование и их использование в наши дни / В.О. Лазуткина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 17 (359). -С. 263-265. - URL: https://moluch.ru/archive/359/80179/ (дата обращения: 04.04.2022).

3. Танкаева, М.С. Понятие «Информационно-коммуникационные технологии» в научно-педагогической литературе // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - URL: <ahref="https://scienceforum.ru/2022/article/2018030012">https://scienceforum.ru/2022/article/2018030012</a> (дата обращения: 19.04.2022).

4. История звукозаписи. Пять эпох звучания. URL: https://academyofsound.ru/stati_/istoriia_zvukozapisi_piat_epokh_zvuchaniia_

5. История компьютеризации музыкального обучения. Конспект лекций. Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева URL: https://studfile.net/preview/5749849/page:2/

6. История появления интернета. ^айт] URL: http://www.complat.ru/rus/interesting/articles/istoria-seti-internet

7. Компьютерные программы для музыкантов. ^айт] URL: https://www.musicaneo.com/ru/music_software.html

8. Краткая история нотопечатания. ^айт] URL: https://un-sci.com/ru/2020/03/13/kratkaya-istoriya-notopechataniya/

9. Механическая звукозапись. ^айт] URL: https://helpiks.org/5-96085.html

Педагогика

УДК 371.38

учитель русского языка и литературы Гущина Юлия Александровна

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» (г. Киров)

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У

МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена выявлению возможностей технологии проектной деятельности в развитии саморегуляции у обучающихся младшего подросткового возраста. Необходимость развития саморегуляции на этом возрастном этапе обоснована изменениями, происходящими в развитии личности. Автором выделены этапы проектной деятельности: целеполагание, планирование, программирование, контроль, оценивание, коррекция, рефлексия. Выделение этапов проектной деятельности обусловлено возможностью их соотнесения со структурно-функциональными компонентами саморегуляции. Кроме того, определена деятельность педагога по организации этапов проектной деятельности и деятельность обучающихся на каждом этапе проектной деятельности, способствующая развитию компонентов саморегуляции. Также дана содержательная характеристика этапов проектной деятельности с точки зрения развития саморегуляции у младших подростков. Содержание каждого этапа проектной деятельности обучающихся обусловлено возрастными и психологическими изменениями, происходящими в младшем подростковом возрасте. Акцентировано внимание на этапе целеполагания как системообразующем в технологии проектной деятельности. Выделение рефлексивного этапа проектной деятельности направлено на развитие всей системы саморегуляции, поскольку способствует развитию самосознания и самооценки обучающихся. Приведены данные исследования, подтверждающие развитие произвольности и осознанной регуляции деятельности младших подростков при овладении проектной деятельностью на протяжении трех лет. Автором сделан вывод, что последовательное овладение технологией проектной деятельности в младшем подростковом возрасте способствует развитию саморегуляции.

Ключевые слова: развитие саморегуляции, структурно-функциональные компоненты, младшие подростки, этапы проектной деятельности, технология проектной деятельности.

Annotation. The article is devoted to identifying the possibilities of the technology of project activities in the development of self-regulation in students of younger adolescence. The need to develop self-regulation at this age stage is justified by the changes taking place in the development of the individual. The author singled out the stages of project activity: goal-setting, planning, programming, control, evaluation, correction, reflection. The allocation of stages of project activity is due to the possibility of their correlation with the structural and functional components of self-regulation. In addition, the activities of the teacher in organizing the stages of project activities and the activities of students at each stage of project activities, contributing to the development of self-regulation components, are determined. Also given is a meaningful description of the stages of project activities from the point of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.