Научная статья на тему 'Образовательный аспект: опыт, перспективы'

Образовательный аспект: опыт, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / БОЛЕЗНЬ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крюкова Г. В., Зиновьева Л. В., Парфисенко Н. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с получением специальных знаний, мотивирующих интерес к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крюкова Г. В., Зиновьева Л. В., Парфисенко Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный аспект: опыт, перспективы»

Для совершенствования техники акробатических упражнений.

1. Гимнасты двух команд встают в линейные колонны. Перед ними обозначается «коридор» шириной 30-50 см. По сигналу первые игроки команд выполняют в «коридоре» 2-3 переворота боком (колесо), стараясь не наступать на черту, обозначающую «коридор». То же задание выполняют остальные игроки. За ошибки, допущенные при выполнении задания, начисляются штрафные очки. По их минимальному количеству определяется команда-победитель.

2. Игра на батуте. Каждый игрок по разыгранной очерёдности должен выполнить все заявленные для него элементы и добавить свой. Первый участок выполняет в первом круге один элемент, второй и так далее. Игра продолжается до выявления победителя, сумевшего без ошибок выполнить все комбинации.

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

2. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. Гимнастика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.

3. Гришин Ю.И. Общая физическая подготовка, учебное пособие. - Рос-тов-н/Д.: Феникс, 2012. - 249 с.

4. Макланов А.Г. Общая психология. - ООО «Питер Пресс», 2008. - 581 с.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ

© Крюкова Г.В.*, Зиновьева Л.В.*, Парфисенко Н.А.*

Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Республика Казахстан, г. Алма-Ата

В статье рассматриваются вопросы, связанные с получением специальных знаний, мотивирующих интерес к занятиям физической культурой.

Ключевые слова здоровье, болезнь, реабилитационно-оздоровитель-ные программы.

В современном обществе образованность и интеллект, духовное и физическое здоровье превращаются в важнейший фактор прогресса государст-

* Доцент кафедры Общеобразовательных дисциплин.

* Старший преподаватель кафедры Общеобразовательных дисциплин. " Старший преподаватель кафедры Общеобразовательных дисциплин.

ва. В отношении студенческой молодежи вырисовывается важная сторона обозначенной проблемы: студенчество, казалось бы, самая здоровая часть общества, из года в год демонстрирует негативную динамику изменения уровня состояния здоровья. Ярким подтверждением тому служит рост числа студентов, ежегодно зачисляемых в специальное медицинское отделение.

Постановка проблемы: снижение интереса занимающихся к урокам физической культуры, отсутствие понимания процессов, направленных на восстановление после болезни и реабилитацию, направленную на достижение здоровья.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование и беседы со специалистами, практический опыт, личные наблюдения.

В педагогическом процессе обучения здоровьесберегающему поведению центральную позицию занимает физическое воспитание. К важным компонентам методического аспекта образовательного процесса относятся получение специальных знаний, ведение индивидуального паспорта здоровья, повышение мотивации и интереса к занятиям физической культурой.

Оценка уровня собственного здоровья - тема методико-практических занятий со студентами дневного отделения нашего ВУЗа, применяется более десяти лет и вызывает непосредственный интерес занимающихся.

Существует довольно много определений понятия здоровья. Большинство из них сводится к тому, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

На современном этапе развития общества особо остро стоит проблема диагностики здоровья. Современная медицина в большинстве случаев выявляет наличие того или иного заболевания, а не диагностирует уровень здоровья.

Знать свой уровень здоровья необходимо, так как стремление к повышению его показателей является сильнейшим раздражителем (мотивом) к регулярным занятиям физической культурой независимо от возраста, погоды, дефицита времени. Кроме того, постоянный контроль уровня здоровья позволяет вовремя вносить коррективы в физическую тренировку или своевременно обращаться к врачу.

Длительное время на практике применялась комплексная оценка состояния здоровья студентов, предложенная научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России. Комплексная оценка давалась на основании учета результатов медицинского осмотра студентов, путем анализа 4-х основных критериев здоровья.

Первый критерий здоровья - это наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.

Второй критерий здоровья - это функциональное состояние организма и систем организма (частота пульса, дыхания, артериальное давление, гемограмма).

Третий критерий здоровья - резистентность организма, определяющаяся длительностью и количеством перенесённых заболеваний за определенный период времени.

Четвертый критерий здоровья - уровень физического и психического развития и степень их гармоничности.

В соответствии с указанными критериями по результатам углубленного медицинского освидетельствования у каждого студента должна определяться группа здоровья.

К первой группе относятся здоровые лица, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья: не болевшие или эпизодически (1 -3 раза) болевшие за период наблюдения (с общей потерей работоспособности до 7 дней), с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродства, увечий и функциональных отклонений. Единичные кариозные зубы, положительная реакция Пирке без признаков туберкулезной интоксикации, гипертрофия миндалин I степени, щитовидная железа II степени без нарушений функции не служат препятствием к отнесению их к первой группе.

Ко второй группе - «группе риска» - относятся лица с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенной заболеваемости. Это люди, у которых отсутствуют хронические заболевания, но на момент обследования имеются острые заболевания, некоторые функциональные или морфологические отклонения. Плохое или ухудшенное физическое развитие без эндокринной патологии, пониженное содержание гемоглобина, гипер- и гипотоническая реакции, аллергическая реакция, вегетативная лабильность, невротическая или астеническая реакции, нарушение менструального цикла, умеренные дискинезии кишечника и желчного пузыря, гипертрофия миндалин II степени, искривление носовой перегородки, сколио-тическая осанка и плоскостопие, аномалии рефракции слабой степени (до -3 ОД). К этой же группе относятся часто болеющие люди (4 и более раз в году с общей потерей трудоспособности от 7 до 15 дней) или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным истечением реабилитационного периода и другие.

К третьей группе относятся лица, болеющие хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, ревматизм, холецистит и т.п.) в компенсированном состоянии с сохранением функциональных возможностей, лица, имеющие физические недостатки, значительные последствия травм, не нарушающие способности к труду или учебе.

К четвертой группе - лица с тяжелыми хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, со сниженными функциональными возможностями, требующие лечения.

К пятой группе - лица с тяжелыми хроническими заболеваниями в де-компенсированном состоянии и инвалиды 1-2 групп.

Отнесение лиц с острыми заболеваниями ко второй или третьей группам здоровья проводится в зависимости от степени выраженности патологического процесса, с учетом функциональных возможностей организма и его реактивности.

В процессе наблюдения за студентом группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.

При наличии у студента нескольких нозологических форм заболеваний, окончательное отнесение его к группе здоровья проводится по наиболее тяжелому заболеванию.

Если студент находится на учете специализированного диспансера, то он, даже при отсутствии видимых проявлений болезни, относится к третьей группе, впредь до снятия с диспансерного учета. Необходимо помнить, что состояние здоровья дается на момент обследования. Поэтому ни прошлые заболевания, если они не приобрели хроническую форму, ни обусловленная наследственностью вероятность заболевания, не должны влиять на оценку состояния здоровья учащегося в данный момент.

Однако современная диагностика направлена на поиск начальных признаков болезни, а методы оценки по прямым показателям еще не разработаны. По этой причине современный врач не получает информации о снижении уровня здоровья, что приводит к принятию запоздалых решений по проведению профилактических мероприятий. В связи с этим назрела необходимость разработки новых методов диагностики пациента и проведения оздоровительных мероприятий в период снижения здоровья еще не заболевшего человека.

С этой целью перспективными представляются методы, основанные на применении формализованной (в баллах) экспресс-оценки уровня здоровья человека по простейшим химико-физиологическим показателям, имеющим достаточно выраженные корреляционные связи с уровнем аэробного энергопотенциала индивида.

Для студентов специального учебного отделения целесообразно использовать экспресс-метод с минимально низкими нагрузками, применяя 7 показателей. В этом случае измеряют массу тела, рост, частоту сердечных сокращений в покое (ЧСС), систолическое артериальное давление в покое (АД), время восстановления и ЧСС после 20 приседаний за 30 секунд. Уровень здоровья человека определяется путем перевода количественных показателей в баллы. Чтобы получить комплексный показатель уровня здоровья, необходимо суммировать полученные баллы по семи показателям. По данной шкале уровень здоровья мужчин и женщин подразделяется на пять групп: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Таблица 1

Экспресс-оценка уровня физического здоровья мужчин (по Г.А. Апанасенко, Р.Г. Науменко, 2001)

Показатели Уровни физического здоровья

Низкий Выше среднего Средний Выше среднего Высокий

Масса тела , -г / см рост > 500 451-500 < 451 - -

Баллы -2 -1 0 - -

Жел, . , -мл / кг Масса < 51 51-55 56-60 61-65 > 65

Баллы 0 1 2 4 5

Диномометрия кисти 0/ масса тела < 61 61-65 66-70 71-80 >80

Баллы 0 1 2 3 4

ЧССхАДсист 100 > 110 95-100 85-94 70-84 < 70

Баллы -2 0 2 3 4

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний, мин > 3 2-3 1,5-1,99 1-1,5 < 1

Баллы -2 1 3 5 7

Сумма баллов 4 5-9 10-13 14-16 17-21

Таблица 2

Экспресс-оценка уровня физического здоровья женщин

Показатели Уровни физического здоровья

Низкий Выше среднего Средний Выше среднего Высокий

Масса тела , -г / см рост > 451 351-451 < 351 - -

Баллы -2 -1 0 - -

Жел, . , -мл / кг Масса < 40 40-45 46-50 51-56 > 56

Баллы 0 1 2 4 5

Диномометрия кисти 0/ масса тела < 41 41-50 51-55 56-60 > 60

Баллы 0 1 2 3 4

ЧССхАДсист 100 > 110 95-110 85-94 70-84 < 70

Баллы -2 0 2 3 4

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний, мин > 3 2-3 1,5-1,99 1-1,5 < 1

Баллы -2 1 3 5 7

Сумма баллов 4 5-9 10-13 14-16 17-21

Данная шкала оценки физического здоровья позволяет на доврачебном этапе профилактического осмотра проводить первичный скрининг здоровья, выделяя группы здоровых, ослабленных и больных. Безопасный уровень

здоровья начинается с показателя 14 баллов. В четвёртую и пятую группы попадают только те люди, которые систематически занимаются оздоровительной тренировкой, преимущественно бегом.

Апробация данной шкалы на практике на уроках физической культуры со студентами 1 -2 курсов показала ее высокую информативность. У лиц, отнесенных к высокому и выше среднего уровням здоровья, отсутствуют заболевания, они обладают высоким резервом функций. От среднего к низкому уровню возрастает число заболеваний и их тяжесть, снижается толерантность к физической нагрузке.

Еще один безнагрузочный экспресс-метод позволяет оценить уровень физического состояния человека по шести показателям, не подвергая пациента физическим нагрузкам. Положительной стороной этого метода является то, что он предусматривает учет возраста пациента. Оценку производят по индексу физического состояния (ИФС) с расчетом по формуле:

700-3хП-2,51 ДД + СД ~ДД I-2,7хВ + 0,28хМТ

ИФС =-^-3-^-,

350 - 2,6 х В + 0,21х Р

где П - частота пульса в покое за 1 минуту, ДД - диастолическое давление в покое, СД - систолическое давление в покое, В - возраст (годы), МТ - масса тела, Р - рост (см).

Уровень физического состояния испытуемого оценивают по значению ИФС, рассчитанному по формуле и табл. 3.

Таблица 3

Оценка уровня физического состояния человека

Уровень физического состояния Диапазон значений ИФС

Мужчины Женщины

Низкий 0,375 0,226

Ниже среднего 0,376-0,525 0,226-0,375

Средний 0,526-0,675 0,376-0,525

Выше среднего 0,676-0,825 0,526-0,675

Высокий 0,825 0,675

Методик, касающихся восстановления здоровья, т.е. имеющих конкретную направленность и позволяющих достичь уровня здоровья с учетом патологий, возраста, индивидуальных многоуровневых (физических, эмоциональных, ментальных) особенностей человека, на сегодняшний день в арсенале преподавателей достаточно. Но практики, применяемые на уроках, в

фитнес и спортклубах зачастую остаются невостребованными студентами из-за низкой осознанной жизненной важности и социальной значимости физической культуры.

Авторы предполагают, что в учебных программах по физической культуре всех образовательных учреждений приоритет должен отдаваться образовательным технологиям. Работа по физической культуре должна сводиться к овладению студентами целостной системой знаний, необходимых для самосовершенствования и использования индивидуальных программ занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья.

Список литературы:

1. Михайлова С.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем. Учебное пособие. - А., 2002. - 101 с.

2. Опалинская Е.Э. Индивидуализация процесса физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Теория и методика физического воспитания. - 2002. - № 2.

3. ЯблоковА. Здоровье человека и окружающая среда. - М., 2007. - 187 с.

СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Соблиров А.М.*, Данкеева Е.В.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность проблемы определяется потребностями формирования развития способностей в определённом виде спорта, совершенствования методологии и технологии овладения двигательными действиями в спортивной гимнастике в ходе решения двигательных задач, повышения уровня профессионально-педагогической и научной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Основной задачей вузов является обеспечение качественной подготовки специалистов-людей инициативных и творческих, профессионалов, обладающих основами организаторской и воспитательной работы. Не менее важным и трудным является также выполнение задачи укрепления их здоровья, воспитания привычки к ведению и пропаганде здорового образа жизни. Все государственные программы по физическому воспитанию сту-

* Лаборант кафедры Чрезвычайных ситуаций.

* Старший преподаватель кафедры Спортивных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.