Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные услуги / цифровая трансформация / образовательный потенциал вузов / educational services / digital transformation / educational potential of universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.С. Карцева

В условиях стремительного развития технологий цифровая трансформация становится неотъемлемым элементом модернизации образовательных услуг. Данная статья посвящена исследованию воздействия цифровой трансформации на учебный процесс, преподавателей и студентов. В статье рассматриваются ключевые аспекты внедрения цифровых технологий в образование, включая использование искусственного интеллекта, больших данных, Интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности. Отдельное внимание уделяется инновационным методам обучения и их роли в повышении доступности и качества образования. Проведенный обзор литературы позволяет заключить, что цифровая трансформация способствует созданию более интерактивных, персонализированных и эффективных образовательных систем, что в конечном итоге подготавливает студентов к вызовам современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE MARKET VALUE OF GRADUATES

With the rapid development of technology, digital transformation is becoming an integral element of modernization of educational services. This article is devoted to the study of the impact of digital transformation on the educational process, teachers and students. The article discusses key aspects of the introduction of digital technologies in education, including the use of artificial intelligence, big data, the Internet of Things, virtual and augmented reality. Special attention is paid to innovative teaching methods and their role in improving the accessibility and quality of education. The literature review concludes that digital transformation contributes to the creation of more interactive, personalized and effective educational systems, which ultimately prepares students for the challenges of the modern world.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Н.С. Карцева, преподаватель Тольяттинский государственный университет (Россия, г. Тольятти)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-41-43

Аннотация. В условиях стремительного развития технологий цифровая трансформация становится неотъемлемым элементом модернизации образовательных услуг. Данная статья посвящена исследованию воздействия цифровой трансформации на учебный процесс, преподавателей и студентов. В статье рассматриваются ключевые аспекты внедрения цифровых технологий в образование, включая использование искусственного интеллекта, больших данных, Интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности. Отдельное внимание уделяется инновационным методам обучения и их роли в повышении доступности и качества образования. Проведенный обзор литературы позволяет заключить, что цифровая трансформация способствует созданию более интерактивных, персонализированных и эффективных образовательных систем, что в конечном итоге подготавливает студентов к вызовам современного мира.

Ключевые слова: образовательные услуги, цифровая трансформация, образовательный потенциал вузов.

Цифровая трансформация - явление, оказывающее незамедлительное влияние на все сферы человеческой деятельности, включая образование. В эпоху стремительного технологического прогресса образовательные услуги претерпевают существенные изменения, что требует пересмотра традиционных подходов к обучению, а также внедрения инновационных методов и инструментов.

Цифровая трансформация в образовании подразумевает использование цифровых технологий и ресурсов для улучшения учебного процесса, повышения доступности образования и эффективности его предоставления. Это явление играет важную роль не только в модернизации учебных заведений, но и в подготовке студентов к вызовам современного мира. Современные цифровые технологии, такие как искусственный интеллект (ИИ), большие данные (Big Data), Интернет вещей (IoT), виртуальная и дополненная реальность (VR/AR), оказывают заметное влияние на образовательные услуги. Они позволяют создать более интерактивные и персонализированные методы обучения, расширить доступ к образовательным ресурсам, а также улучшить аналитические возможности для оценки прогресса студентов.

Цифровая трансформация приводит к появлению различных образовательных инноваций. Исследователи отмечают важность Massive Open Online Courses (MOOCs), виртуальных лабораторий и си-муляторов, а также адаптивного обучения, которое использует алгоритмы ИИ для адаптации учебных материалов к индивидуальным потребностям обучающихся [2]. Отмечается, что применение цифровых технологий способствует изменению традиционных ролей преподавателей и студентов, превращая учебный процесс из пассивного в активный. Студенты могут самостоятельно выбирать темп и формат обучения, активнее участвовать в дискуссиях и уметь решать проблемы с использованием цифровых инструментов.

Одним из важнейших преимуществ цифровой трансформации является повышение доступности образовательных услуг. Онлайн-курсы и образовательные платформы позволяют получать знания независимо от географического положения, экономического статуса и других барьеров. Цифровые образовательные технологии позволяют адаптировать учебные материалы к индивидуальным потребностям каждого студента. Это может повысить мотивацию и заинтересованность

обучающихся, а также улучшить их успеваемость. Использование цифровых технологий позволяет автоматизировать множество административных и учебных задач, освобождая время преподавателей для более глубокой работы с учащимися. Это увеличивает эффективность как преподавательских, так и учащих ресурсов. Цифровые инструменты способствуют улучшению коммуникации и сотрудничества между студентами, преподавателями и администрацией учебных заведений. Платформы для совместной работы, форумы и социальные сети позволяют поддерживать постоянный контакт и обмениваться знаниями в режиме реального времени.

Одним из наиболее значимых вызовов является высокая стоимость внедрения и поддержания цифровых технологий. Университеты и школы часто сталкиваются с нехваткой финансовых ресурсов для приобретения необходимого оборудования и программного обеспечения.

Неравенство в доступе к цифровым образовательным технологиям остается серьезной проблемой. Студенты из малообеспеченных семей или удаленных районов часто не имеют возможности пользоваться современными цифровыми ресурсами, что усиливает образовательное неравенство.

Для успешной цифровой трансформации образовательных учреждений необходима качественная подготовка преподавателей и административного персонала к работе с новыми технологиями. Недостаточный уровень технической подготовки может стать серьезным барьером на пути к эффективному использованию цифровых ресурсов [3].

Не только технические аспекты, но и психологическая готовность преподавателей и студентов к изменениям играет важную роль в успешной реализации цифровой трансформации. Не все участники учебного процесса готовы к новым методам и подходам, что может вызвать сопротивление изменениям.

Цифровизация образовательных процессов требует усиленного внимания к вопросам безопасности данных. Необходимость защиты конфиденциальной информации студентов и преподавателей от ки-

бератак и утечек данных становится важной задачей для учебных заведений. Coursera представляет собой один из успешных примеров цифровой трансформации образования. Платформа предоставляет доступ к курсам ведущих университетов мира, что позволяет миллионам студентов получать качественные знания вне зависимости от их местоположения.

Многие университеты и школы внедряют виртуальные классы и лаборатории, которые позволяют проводить практические занятия в удаленном формате. Примером может служить использование виртуальных лабораторий в курсах по химии или биологии, что позволяет студентам безопасно и удобно проводить эксперименты. В будущем искусственный интеллект и автоматизация будут играть еще большую роль в образовательном процессе. Они смогут анализировать огромные объемы данных для создания адаптивных учебных материалов и оценки прогресса студентов. Кроме того, виртуальные ассистенты и чат-боты смогут предоставлять оперативную поддержку студентам и преподавателям. С развитием цифровых технологий возможно создание глобальной образовательной сети, которая объединит студентов и преподавателей со всего мира. Это позволит обмениваться знаниями и опытом, а также совместно разрабатывать новые образовательные подходы и методики.

Цифровая трансформация представляет собой мощный инструмент для модернизации системы образования. Внедрение цифровых технологий позволяет улучшить доступность и качество образовательных услуг, а также подготовить студентов к вызовам современного мира. Однако для успешной реализации цифровой трансформации необходимо преодолеть множество вызовов и препятствий, включая финансовые барьеры, неравенство в доступе к технологиям, а также вопросы подготовки и психологической готовности участников образовательного процесса [1].

Тем не менее, с учетом всех преимуществ и потенциала цифровых технологий, можно уверенно сказать, что будущее образования лежит в цифровой плоскости.

Вопросы, связанные с цифровой транс- фективное развитие образовательной си-формацией образовательных услуг, заслу- стемы в условиях стремительных техноло-живают дальнейшего изучения и обсужде- гических изменений. ния, чтобы обеспечить устойчивое и эф-

Библиографический список

1. Гучетль И.Н., Манченко Т.В. Актуальные направления цифровой трансформации образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2022. - №2.

2. Мыслякова Ю.Г., Усова Н.В. Цифровая трансформация образовательных услуг вузов в условиях глобальных вызовов: региональный аспект // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - №82.

3. Панина Е.А. Стратегические ориентиры цифровой трансформации современного образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2022. - №2.

IMPACT OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE MARKET

VALUE OF GRADUATES

N.S. Kartseva, Lecturer Tolyatti State University (Russia, Tolyatti)

Abstract. With the rapid development of technology, digital transformation is becoming an integral element of modernization of educational services. This article is devoted to the study of the impact of digital transformation on the educational process, teachers and students. The article discusses key aspects of the introduction of digital technologies in education, including the use of artificial intelligence, big data, the Internet of Things, virtual and augmented reality. Special attention is paid to innovative teaching methods and their role in improving the accessibility and quality of education. The literature review concludes that digital transformation contributes to the creation of more interactive, personalized and effective educational systems, which ultimately prepares students for the challenges of the modern world.

Keywords: educational services, digital transformation, educational potential of universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.