Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DIGITAL TECHNOLOGIES / EDUCATION SYSTEM / ONLINE LEARNING / DISTANCE EDUCATION / DIGITAL TRANSFORMATION / PERSONALIZED ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Р.С., Козлова Н.Ш.

Статья посвящена проблеме распространения цифровых технологий в Российской Федерации, показывается необходимость быстрого развития цифровой инфраструктуры образовательных учреждений, подготовки педагогов с современными цифровыми компетенциями, обновления специальностей и направлений образования с учетом тенденций на рынке труда, формирования образовательных программ на основе гибких образовательных траекторий, разработки концепции непрерывного образования, а также внедрения систем искусственного интеллекта в образовательную среду. Проведено исследование внедрения цифровых технологий, обеспечивающих возможность улучшения образования, позволяющих планировать конкретные шаги по трансформации работы образовательных учреждений. Исследование показало, что главная цель изменений, происходящих в этот период в системе образования - повышение результативности образовательной работы. Предложено широко внедрять высоко результативные и экономически эффективные цифровые технологии. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, метод аналогии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the problem of the proliferation of digital technologies in the Russian Federation, shows the need for rapid development of the digital infrastructure of educational institutions, training teachers with modern digital control upgrade of specialties and areas of education taking into account trends in the labour market, the development of educational programs on the basis of flexible educational pathways, development of the concept of lifelong learning and the introduction of artificial intelligence systems in the educational environment. A study of the introduction of digital technologies that allow improving education, allowing you to plan specific steps to transform the work of educational institutions. The study showed that the main goal of changes occurring during this period in the education system is to increase the effectiveness of educational work. It is proposed to widely implement highly effective and cost-effective digital technologies. During the research, the following methods were used: analysis, synthesis, and the method of analogy.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогические науки

31

УДК 378:338.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Козлов Р. С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания экологического факультета, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Республика Адыгея E-mail: roma.kozlov.71@mail.ru

Козлова Н. Ш., доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Республика Адыгея E-mail: natali20052001@bk.ru

Статья посвящена проблеме распространения цифровых технологий в Российской Федерации, показывается необходимость быстрого развития цифровой инфраструктуры образовательных учреждений, подготовки педагогов с современными цифровыми компетенциями, обновления специальностей и направлений образования с учетом тенденций на рынке труда, формирования образовательных программ на основе гибких образовательных траекторий, разработки концепции непрерывного образования, а также внедрения систем искусственного интеллекта в образовательную среду. Проведено исследование внедрения цифровых технологий, обеспечивающих возможность улучшения образования, позволяющих планировать конкретные шаги по трансформации работы образовательных учреждений.

Исследование показало, что главная цель изменений, происходящих в этот период в системе образования - повышение результативности образовательной работы. Предложено широко внедрять высоко результативные и экономически эффективные цифровые технологии. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, метод аналогии.

Ключевые слова: цифровые технологии, система образования, онлайн-обучение, дистанционное образование, цифровая трансформация, персонализированная организация образовательного процесса, цифровая образовательная среда, цифровые технологии.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION SYSTEM

Kozlov R. S., candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of physical education, faculty of ecology, Maykop state technological University, Republic of Adygea E-mail: roma.kozlov.71@mail.ru

Kozlova N. Sh., associate Professor of the Department of information security and applied Informatics, Of the "Maikop state technological University", Republic of Adygea E-mail: natali20052001@bk.ru

The article is devoted to the problem of the proliferation of digital technologies in the Russian Federation, shows the need for rapid development of the digital infrastructure of educational institutions, training teachers with modern digital control upgrade of specialties and areas of education taking into account trends in the labour market, the development of educational programs on the basis of flexible educational pathways, development of the concept of lifelong learning and the introduction of artificial intelligence systems in the educational environment. A study of the introduction of digital technologies that allow improving education, allowing you to plan specific steps to transform the work of educational institutions.

The study showed that the main goal of changes occurring during this period in the education system is to increase

the effectiveness of educational work. It is proposed to widely implement highly effective and cost-effective digital technologies.

During the research, the following methods were used: analysis, synthesis, and the method of analogy.

Key words: digital technologies, education system, online learning, distance education, digital transformation, personalized organization of the educational process, digital educational environment, digital technologies.

Проникновение цифровых технологий во все сферы жизни требует от массового работника нового качества образования [1]. Перемены также захватывают социальную сферу и образование. Природные ресурсы и дешевый труд хотя и важны, но становятся второстепенными факторами социально-экономического развития. Базовой грамотности, которую формирует сложившаяся система образования, стало недостаточно.

Успешная технологическая революция всегда несет с собой средства для решения порождаемых ею проблем, и информационная (цифровая) революция не является исключением.

Цифровизация в образовании - это не «подготовка к жизни и труду», а «непрерывное образование и личностное развитие на протяжении всей жизни». В Федеральном государственном образовательном стандарте сформулирована задача овладения учебной деятельностью. Однако нет явных свидетельств того, что это требование на деле выполняется для каждого из обучаемых. Распространение глобальных информационных систем и методов искусственного интеллекта обещает помочь осуществить необходимые для этого изменения. Достижение данной цели особенно актуально в связи с распространением облачных вычислений, общедоступного высокоскоростного интернета, с повсеместным внедрением умных цифровых инструментов и широким внедрением технологий виртуальной реальности.

Требуется уделить больше внимания на формирование компетенций и выработке способности к адаптации в период цифровизации. Сокращение количества обязательных для изучения предметных областей позволяет значительно углубить освоение оставшегося материала, уделить максимум внимания формированию требуемых способностей. В результате обучающиеся смогут самостоятельно осваивать (при необходимости) любые разделы предметных областей.

Исследования ученых Крамаренко Н.С., Квашина А.Ю., Каракозова С.Д., Уварова А.Ю., Акимовой О.Б., показали, что из-за ограниченности ресурсов и недостаточной цифровой грамотности

работников образования цифровая трансформация затрагивает образовательные организации с опозданием и неравномерно, что реформы образования, проведенные в последние десятилетия, оказались мало результативными [1]. Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что доступность цифровых технологий для участников образовательного процесса - необходимое, но недостаточное условие для повышения результативности учебной работы [2].

Использование цифровых технологий особенно актуально в связи с распространением облачных вычислений, общедоступного высокоскоростного интернета, с повсеместным внедрением умных цифровых инструментов, использованием методов искусственного интеллекта и широким внедрением технологий виртуальной реальности.

Сегодня развитие цифровых технологий привело к тому, что в развитых странах начался переход от массового производства стандартизированной продукции к гибкому производству общедоступной индивидуализированной продукции. Одновременно с этим в сфере образования началась работа по переходу к ориентированной на результат и личностно-ориентированной организации образовательного процесса. Каждый обучаемый получает основательную естественно-научную и гуманитарную подготовку и у него формируются современные компетенции.

Исследования показывают, что главные цели стратегии развития образования в будущем это:

- повышение качества жизни россиян, их субъективной удовлетворенности от реализации личностного потенциала через образование;

- повышение устойчивости российского общества к дестабилизирующим воздействиям цифровой революции, которая приводит к культурным изменениям, влияет на структуру занятости и усиливает социальное неравенство;

- формирование человеческого капитала, позволяющего российской экономике достичь к 2025 году среднегодовых темпов роста не ниже общемировых (3,5-4,0 % в год) с сохранением таких темпов до 2035 года;

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИИ

33

- формирование кадрового потенциала для комплексной технологической модернизации и становления цифровой экономики (производства и эффективного использования высокотехнологичной продукции);

- повышение авторитета и усиление глобального влияния России, укрепление ее позиций в сфере науки, образования, культуры.

Мы согласны с исследованиями А. Ю. Уварова, который считает, «что персонализированное обучение, или персонализированная организация образовательного процесса, - мечта многих поколений педагогов» [3]. Здесь обучаемый - не объект, которому преподносят учебный материал и который «усваивает знания» [3]. Он выступает как глубоко мотивированный субъект учебной работы, который развивает и реализует свои познавательные мотивы в процессе освоения окружающего мира [4].

Согласно прогнозам, в ближайшие 5-10 лет объединение технологий виртуальной реальности и информатизации преобразит существующие учебные материалы. В результате эти материалы станут наглядными и «осязаемыми», они в полной мере будут воспроизводить все шаги поэтапного формирования умственных действий в ходе прямого диалога с обучаемыми.

Ситуация с проблемами, возникающими в процессе обучения, дистанционно решаются постепенно и пока еще не в полном объеме, но это не самое важное, необходимо продолжать разрабатывать и осваивать различные формы обучения в период цифровой трансформации и активно применять цифровые технологии в ходе образовательного процесса.

В нашей стране эта работа началась с обучения школьников программированию, и уже более полувека информатизация образования стала составной частью образовательной политики. Она была направлена на ускорение научно-технического прогресса и социально-экономического развития страны. В середине 80-х гг. перед системой образования была поставлена задача формирования компьютерной грамотности населения и внедрения средств вычислительной техники в учебный процесс.

Необходимо обратить внимание на информатизацию образования, которая направлена на решение усложняющихся задач формирова-

ния компьютерной грамотности обучающихся, и обещающая повысить результативность учебного процесса. Сегодня представление о месте и роли цифровых технологий в учебном процессе очередной раз уточнилось. Они стали рассматриваться как инструмент трансформации образования, без отстающих в учебе, перехода к персонализированной организации образовательного процесса.

Сегодня особое внимание уделено феномену, онлайн-курсов. Обсуждаются изменение ожиданий от их распространения и перспективы их использования. Одним из центральных вопросов информатизации образования является формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся. То, как и в какой мере, образовательная система решает эту задачу, может служить хорошим индикатором результативности работ по цифровой трансформации образования в целом.

Возникает всё больше стимулов, подогревающих интерес обучающихся к углубленной подготовке в области цифровых технологий и программирования. В учебных заведениях необходимо ввести новый обязательный курс по изучению программирования для формирования у всех обучающихся алгоритмического мышления и изучение основ программирования. Сегодня уже недостаточно введения общеобразовательного курса информатики, который решает одну из ключевых педагогических задач более трех десятилетий в школах и вузах. Так как по разным причинам общеобразовательный курс не смог в полной мере решить эту задачу, и интерес учащихся к освоению программирования сегодня удовлетворяется, главным образом, в сфере дополнительного образования.

Успешная информатизация образования требует одновременного выполнения трех главных условий:

- технологические (доступность, надежность и простота использования цифровых технологий, а также налаженная поддержка технологической инфраструктуры цифровой образовательной среды);

- организационно-методические(наличие очевидной целесообразности и организационных условий для использования цифровых технологий в учебном процессе, а также доступность и качество цифровых образовательных ресурсов -цифровых источников, инструментов и сервисов);

- кадровые (готовность и способность педагогов результативно работать в цифровой образовательной среде с использованием новых методов и форм учебной работы, а также наличие поддержки таких педагогов со стороны администрации, родителей и окружающего сообщества).

Прежде всего необходимо отметить, чтобы использование цифровых технологий способствовало улучшению образовательных результатов, недостаточно иметь компьютеры, программное обеспечение, цифровые образовательные ресурсы. Нужно выполнить полный цикл работ по распространению соответствующих инноваций, включая: обновление содержания образовательной работы, освоение новых методов и форм учебной работы, переход к аутентичным методам и инструментам оценивания, которые демонстрируют результативность учебной работы [3]. Для этого каждой образовательной организации требуется ясная стратегия и план развития, выполнение которого приведет к созданию необходимых условий.

Сегодня в некоторых образовательных организациях в нашей стране таких условий нет, но все силы и возможности государства направлены на решение этих вопросов и проблем. В сложившейся ситуации и в ходе предстоящей цифровой трансформации образования, разработка и успешная реализация этих планов становятся приоритетом. Установки обучающихся меняются, меняется и работа образовательных учреждений. Обучающиеся и преподаватели стали чаще использовать доступные им цифровые учебные материалы и инструменты, чтобы облегчить себе работу и повысить её результативность.

При анализе процесса внедрения цифровой информационной образовательной среды, виртуального пространства в образовательную среду в качестве теоретико-методологической основы использовались труды следующих авторов: Иойлевой Г. В., Арсентьева Д. А., Кларина М. В., Иванова Д. В., Зинченко Ю. П., Меньшиковой Г. Я., Баяковского Ю. М., Сорочинского П. В., Атано-ва Г. А., Поддубной Т. Н., Пустынниковой И. Н., Мозолина В. П., Мэрдока К. Л.

Исследования ученых показывают, что использование цифровых технологий в образовании происходит преимущественно из-за влияния внешних факторов, таких как срочная необходимость, такая как цифровизация экономики и вынужденный переход на дистанционное об-

разование. Предъявляются требования к общей грамотности, знаниям и умениям выпускников и будущих специалистов. Очевидно, что знаний и умений уже недостаточно без формирования современных компетенций, позволяющих использовать в дальнейшем. Уже невозможно включить в учебные программы все, что нужно знать обучающимся в рамках обязательных курсов. Требуется научить их учиться, управлять своими знаниями - находить, анализировать, оценивать и применять знания по мере необходимости.

Цифровая экономика требует, чтобы каждый обучающийся в школе приобретал способность творчески не по шаблону применять свои знания, освоил современные компетенции, умел критически мыслить, был способен самостоятельно изучать и полноценно использовать цифровые технологии в обучении и повседневной работе. Формирование и развитие таких способностей требует перехода к методам активного обучения, к использованию сложно структурированных образовательных сред.

В исследованиях Уварова А. Ю., отмечается, что непрерывное образование на протяжении всей жизни сменяется требованием формирования и развития у каждого обучаемого устойчивых способностей управлять собственным учением, продолжать профессиональное и личностное развитие на протяжении всей жизни [3]. Поступая в образовательную организацию, обучающиеся ожидают, что их научат чему-то важному и нужному им лично. Они хотят видеть смысл в учебной работе, выстроить свое настоящее и будущее, получить хорошую работу, применять выученное на практике, ожидают активного вовлечения в учебную работу, признания, хотят почувствовать значимость своего труда.

Внедрение технологий невозможно без развития инноваций в образовании.Эти технологии опираются на высокопроизводительные вычисления. Поэтому массовое использование таких технологий осуществимо только при наличии новейших цифровых устройств и общедоступного широкополосного интернета. Высокая стоимость технологической инфраструктуры серьезное препятствие для распространения новых технологий.

Конечно, в нашей стране пройдет еще немало лет, прежде чем новые технологии станут общедоступны не только в центральных регионах, но и в провинции. Однако сегодня наблюдаются тенденции того, что во многих образовательных

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИИ

35

организациях появляются материальные условия для того, чтобы начать переход к персонализи-ровано-компетентностной организации образовательной работы [4].

Преобразование педагогической практики с инновационным внедрением цифровых технологий на всех уровнях может привести к заметному улучшению традиционных и формированию качественно новых образовательных результатов, развитию потенциала каждого обучаемого. Именно такие преобразования являются составной частью цифровой трансформации образования.

Таким образом, несмотря на быстрое расширение доступа к цифровым технологиям и активным использованием их в образовательном процессе, количество тех, кто способен успешно решать

сложные задачи в среде, насыщенной ими, лишь небольшая часть обученных, но за последние годы их число увеличивается.

Необходимо изменить работу образовательной системы таким образом, чтобы общая грамотность и способность решать нестандартные задачи у выпускников учебных заведений оказались выше, чем у современных интеллектуальных компьютерных систем.

Преподаватели должны показать обучающимся, как правильно использовать технологии для поддержки их обучения, как взаимодействовать с этими технологическими инструментами и устройствами для целей обучения, чтобы количество таких выпускников росло, а новый цифровой разрыв сокращался.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 83-90.

2. Козлов Р. С., Козлова Н. Ш. Российская система образования в период цифровой трансформации //Учитель создает нацию (А.-Х. А. Кадыров): Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 344-348.

3. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.

4. Уваров А. Ю. Компетентностно-ориентированная персонализированная организация образовательного процесса и цифровая трансформация школы //Информатизация непрерывного образования. 2018. С. 223-229.

5. ELearning Industry site URL: https://elearningindustry.com/5-advantages-of-online-learning-education-without-leaving-home (дата обращения: 26.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.