Научная статья на тему 'Образовательные учреждения и трансляция художественного культурного наследия'

Образовательные учреждения и трансляция художественного культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / АРХЕОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / CULTURAL HERITAGE / CULTURE / EDUCATION / ARCHEOLOGY / ETHNOGRAPHY / ART / MASS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Руденко К. А.

Статья посвящена рассмотрению проблемы сохранения традиционных этнокультурных ценностей в современном обществе. Утверждается, что этнокультурный подход к образовательным методикам позволит придать новое звучание многим направлениям в преподавании истории искусств, что особенно актуально в условиях «пролетаризации сознания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND TRANSLATION OF THE CULTURAL HERITAGE

The article considers the problem of preservation of traditional ethno-cultural values in the modern society. It is approved that ethno-cultural approach to learning techniques will give new meaning to many destinations in the teaching of the art history, which is especially important in conditions of "proletarianization of consciousness."

Текст научной работы на тему «Образовательные учреждения и трансляция художественного культурного наследия»

УДК 14.35.07

К.А.Руденко

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья посвящена рассмотрению проблемы сохранения традиционных этнокультурных ценностей в современном обществе. Утверждается, что этнокультурный подход к образовательным методикам позволит придать новое звучание многим направлениям в преподавании истории искусств, что особенно актуально в условиях «пролетаризации сознания».

Ключевые слова: культурное наследие, культура, образование, археология, этнография, искусствоведение, массовое сознание.

K. Rudenko EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND TRANSLATION OF THE CULTURAL HERITAGE

The article considers the problem of preservation of traditional ethno-cultural values in the modern society. It is approved that ethno-cultural approach to learning techniques will give new meaning to many destinations in the teaching of the art history, which is especially important in conditions of"proletarianization of consciousness."

Keywords: cultural heritage, culture, education, archeology, ethnography, art, mass consciousness'.

В начале XXI в. проблемы сохранения традиционных этнокультурных ценностей становятся чрезвычайно актуальными. Процесс глобализации неизбежно ведет к разрушению сложившихся стереотипов поведения и ментальности, традиционного восприятия не только социальных ролей и этических ценностей, но и художественных образов, сформированных этнокультурной средой, а так же в их репродукции и трансляции.

Актуальной становится проблема профессионализма и защиты от подделок, когда изделия народных промыслов заменяются массовым ширпотребом [7, с.16]. В этом плане важно рассматривать народное искусство в разных его проявлениях как особый тип творчества, связанный с народным самосознанием [8, с.45].

В этом отношении стоит отметить, что в целом культура народного искусства, народного художественного промысла генетически восходит к местной традиции края и территории бытования традиций [8, с.61 и сл.]. «Культурная традиция, есть первый уровень общности в определении понятия «народный художественный промысел» [8, с.64]. В этом контексте рассматривались и вопросы профессионального образования, когда на народную традицию оказывают сильнейшее влияние инокультурные художественные традиции [2, с. 154-155].

Разработана теория этнохудожественной образовательной системы, включающей в себя образовательный цикл: детский сад - школа - дополнительное образование - вуз. Методологическим принципом здесь выступает историко-культурологический подход [10, с.204-205]. В практической области образовательные технологии сосредоточены в основном на популяризации народного этнографического костюма, фольклора, праздников на уровне колледжей культуры, детско-юношеских студий [лабораторий] и т.п., а так же развитии подотрасли культурологии - этнокостюмологии [3, с.215-216, 221]. Оценка существующих тенденций в этой области, возникших на базе современных педагогических технологий [игровая образовательная методика, ролевые игры и т.п.] на уровне младших классов общеобразовательной школы и в вузовском образовании противоречива [3, с.217].

В контексте этнокультурного образования следует обратить внимание на такую исследовательскую область как историю организации культурного пространства, в котором живет человек и где рождаются образы, мысли - основы художественной традиции [6, с.8]. Важной составляющей этого явления нужно рассматривать историю городской и сельской среды начиная с самых ранних эпох, когда начинались урбанизационные процессы. Как отмечалось, «любая культура является прочной, если она не утратила духовных и душевных связей между людьми» [6, с.21]. «Медленная история» под рубрикой истории цивилизации формировала устойчивый тип традиционный культуры и менталитета.

В настоящее время наиболее востребованным является этнокультурный подход к образовательным методикам в преподавании гуманитарных дисциплин, особенно в специализации в области искусствоведения и декоративно-прикладного искусства.

Одним из основных источников позволяющих исследовать генезис этнокультурных традиций является археология и этнография. Эти науки обладают специфической методикой исследования и анализа своих источников, поэтому здесь необходима своего рода адаптация материалов в приложении к рассматриваемым курсам.

В связи с затронутой проблемой необходимо рассмотреть и общие тенденции восприятия культурного наследия на протяжении последних десятилетий. Отмечается, что в ХХ веке, в эпоху массовых коммуникаций, и особенно интенсивно в конце этого столетия и в начале XXI века имеющийся культурный генофонд стал стремительно разрушаться. Одним из заметных признаков новой культурной действительности стало отрицание прежних устойчивых отношений между художественными и нехудожественными реальностями и утверждение между ними других отношений, выражающихся во внедрении новых жанров искусства и художественных ценностей, а так же трансформации художественного времени в целом [9, с.54-5,98].

С конца ХХ века под влиянием телевидения, интегрирования новых технологий в единый блок -компьютер-телефон-интернет растет «пролетаризация сознания», формируется контингент людей оторванных от книжно-газетной и художественной культуры [6, с.90-191; 4, с.60-61, 244-251; 5, с.13-26] и от традиций культуры вообще. Характерной чертой эпохи является массовизация культуры, появление и культивирование фантомов массового сознания [9, с.253]. Все это неизбежно рождает нигилизм, переходящий из слоев интеллигенции в массовые слои общества, определяя современность как эпоху «нового Средневековья» [9, с.286] со своеобразной массовой культуриндустрией.

Общей тенденцией развития образовательных процессов в этих условиях в мире является расслоение общества по признаку образования, где основой классовых различий становится образовательный уровень [4, с.32-33]. Причем этот новый «образовательный стандарт» базируется на современных технических новшествах, призванных встроить человека, личность в существующую социальную систему [4, с.39]. И вместе с тем он генерирует шаблоны прошлых культурных феноменов в образовательной сфере, становясь маркером «музеефицированного сознания», указывающего на приспособленность к канону, но не отвечающим за качество [4, с.50].

Образование, таким образом, не заменяет таких традиционных социальных институтов сохранения и передачи культурных ценностей как семья, школа, библиотека, музей театр и т.д. Возникает проблема взаимоотношений существующей фактически массовой культуры, сохранившихся элементов народной культуры, стремительно исчезающей в настоящее время и карнавальной элитной культуры. Элитная культура выступает своего рода наследницей профессиональной, духовной и художественной культуры, народная же культура вытесняется городскими формами коллективного творчества. Массовая культура, в целом, становится суррогатом как высокой (элитной), так и народной культуры, активно взаимодействуя с ними обеими [4, с.70-71].

Особенностями массовой культуры являются ее космополитичность, оторванность от национальных традиций, а так же псевдореалистичность, хотя она способна на функционирование в различных формах и в национальных вариантах.

Можно выделить несколько свойств массовой культуры в интересующих нас аспектах.

Первое: «массовая культура по сути своей является образованием, совмещающим функции не только мифологии и искусства, но она проявляет и адаптивно-социализирующие свойства, способные компенсировать личности тот недостаток опыта общения с сакральным, отсутствие которого и вызывает ощущение дисгармонии и абсурдности существования. Массовая культура, представляет, таким образом, облегченный вариант народной культуры, ориентированный лишь на досуг и отличающийся от последней способом функционирования» [4, с.93-94].

Второе: в массовой культуре «традиционные национально-этнические культуры и даже культуры прошлого получают возможности сохранения намного лучше, чем в условиях своего возникновения. Но ни одна из них в этой ситуации не обладает статусом главной, определяющей все остальные, выстраивающей их «под себя» по ранжиру» [1, с. 114].

Третье свойство: массовая культура изменила природу творчества - исчезает элемент индивидуаль-ного мастерства за счет наплыва дилетантов, графоманов и т.п. [1, с. 123].

Таким образом, в настоящее время на образовательные учреждения ложится, с одной стороны, сложная задача исследования генезиса художественного культурного наследия, а, с другой, - адаптации полученных выводов к современной системе восприятия этого наследия и передачи его обучающимся на профессиональном уровне, учитывая новые технологические возможности.

Стоит еще раз подчеркнуть, что в отличие от массовой культуриндустрии в данной сфере требуется разработка методики научного анализа имеющихся материалов, выходящих за рамки исследовательских методик профильных наук.

Литература

1. Биричевская О.Ю. Аксиология массовой культуры. Сравнительно-ценностный смысловой анализ. М.: Научная книга, 2005. - 230 с.

2. Борисова В.И. Российская финифть: история и современное состояние // Народное искусство России в современной культуре ХХ - XXI век. М., 2003. - С. 154-155.

3. Исенко С.П. Некоторые вопросы преподавания народной художественной культуры в системе общего, среднего, высшего образования // Народное искусство России в современной культуре ХХ - XXI век. М., 2003. - С.215-221.

4. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Ком Книга, 2006. - 270 с.

5. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007.- 304с.

6. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб: Алатейя, 1999. -304 с.

7. Некрасова М.А. Народное искусство в условиях массовой коммерциализации культуры. Неотложные задачи. Полох-Майдан. Гибельное положение народного искусства // Народное искусство России в современной культуре ХХ - XXI век. М., 2003. - С. 8-16.

8. Некрасова М.А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена // Народное искусство России в современной культуре ХХ - XXI век. М., 2003. - С. 45-64.

9. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М.: Альфа-М, 2005. - 624 с.

10. Шпикалова Т.Я. Преемственность этнохудожественного образования в России. Теория и практика // Народное искусство России в современной культуре ХХ - XXI век. М., 2003. - С.204-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.