Научная статья на тему 'Образовательные технологии в естественнонаучных направлениях'

Образовательные технологии в естественнонаучных направлениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова Ольга Алексеевна, Черкасова Светлана Алексеевна

Представлены различные образовательные технологии, используемые в вузе. Рассмотрены их достоинства и недостатки применительно к естественнонаучным и техническим направлениям. Сделан акцент на активные образовательные технологии и перечислены наиболее приемлемые с учетом специфики данных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасова Ольга Алексеевна, Черкасова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии в естественнонаучных направлениях»

Литература

1. Kwok X. D. Et all. Self aggregation of vapor—liquid phase transition // Journal Progress in Natural Science, 2003. 13 (6). P. 451—456.

2. Chibowski E., PereaCarpio R. Problems of contact angle and solid surface energy determination // Journal Advances in olloid and Imerface Science, 2002. 98 (2). P. 245—246.

3. Барайшук С. М., Дедюля И. В. Эксперыментальнае вывучэнне змочвання цвердых паверхняу вадкасцями у курсе агульнай физики. // Весщ Беларус. дзярж. пед. унта. Сер. 3, Фiзiка. Матэматыка. 1нфарматыка, 2011. № 4 (70). С. 29-32.

4. Автоматизированный комплекс для измерения равновесного краевого угла смачивания на плоских поверхностях / Патент РБ 7074 по заявке 20100661, от 12.10.2010 // Е. П. Макаревич, И. С. Ташлыков, С. М. Барайшук, М. А. Андреев.

Образовательные технологии в естественнонаучных направлениях

1 2 Черкасова О. А. , Черкасова С. А.

1Черкасова Ольга Алексеевна / Cherkasova Olga Alekseevna - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра компьютерной физики и метаматериалов, физический факультет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского;

2Черкасова Светлана Алексеевна / Cherkasova Svetlana Alekseevna - кандидат технических

наук, доцент, кафедра технической механики и деталей машин, институт электронной техники и машиностроения,

Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина, г. Саратов

Аннотация: представлены различные образовательные технологии, используемые в вузе. Рассмотрены их достоинства и недостатки применительно к естественнонаучным и техническим направлениям. Сделан акцент на активные образовательные технологии и перечислены наиболее приемлемые с учетом специфики данных направлений.

Ключевые слова: образовательные технологии, интерактивные методы обучения.

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только

подражать и копировать.

Л. Н. Толстой

Использование образовательных технологий является обязательным при подготовке квалифицированных специалистов. В связи с этим возникают вопросы, какие образовательные технологии наиболее эффективны и отражают требованиям образовательных стандартов и тем самым развивают требуемые компетенции будущего специалиста. Анализируя используемые образовательные технологии [1-4], можно говорить об их многообразии, однако не все известные образовательные технологии могут быть использованы при подготовке специалистов естественнонаучных и технических специальностей. Следовательно, возникает вопрос, какие технологии выбрать? И в каком объёме их использовать? По требованию федеральных государственных образовательных стандартов учебный процесс должен предусматривать занятия в активной и интерактивной формах. При этом удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, должен составлять не менее 20-40% от аудиторных, в зависимости от направления подготовки. Что влечет за собой полную перестройку преподавания в вузе.

Понятие интерактивные методы обучения (ИМО) было введено сравнительно недавно и подразумевает обучение, построенное на взаимодействии обучаемого (в нашем случае студента вуза) с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. При этом студент становится полноправным участником учебного процесса, содержание которого является основным источником формируемых компетенций. Функция преподавателя при этом сводится к побуждению студентов к самостоятельному поиску.

Образовательные технологии (ОТ), в свою очередь, это система деятельности преподавателя и студента, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Выделяют технологии игровые, компьютерные, тренинговые и т. д. Следует различать технологии обучения (приемы работы, реализующие научную организацию труда преподавателя и студента) и технологии в обучении (использование технических средств в учебном процессе).

Следовательно, рассматривая классическую лекцию как образовательную технологию, нельзя говорить, что она, к тому же, является интерактивной. Из чего следует, что современному педагогу требуется отобрать те образовательные технологии, которые удовлетворяли бы еще и критерию ИМО. Наиболее полно классифицируются образовательные технологии у Селевко [5]. Однако среди этого многообразия довольно трудно определить, какие ОТ применять для естественнонаучных специальностей, и на чём делать акцент при выборе той или иной технологии. Попытаемся рассмотреть наиболее используемые ОТ и выявим их плюсы и минусы.

Однозначно стоит исключить такие ОТ как дистанционное и сетевое обучение. Если для социогуманитарного направления такой вид обучения оправдан, то в случае естественнонаучных он не принесёт положительных результатов, кроме того, проведение интернет-лекций, скажем, по физике или сопротивлению материалов, влекут за собой ряд технических трудностей.

В отношении электронных образовательных ресурсов (ЭОР) также есть свои проблемы, кроме того, это, скорее, технологии в обучении, чем сама технология обучения. Как утверждают авторы работы [4], достоинства таких ресурсов: наглядность изложения материала, самые современные данные, возможность обновления содержания и доступность технологии его создания. В итоге ЭОР заменяют обширную библиотеку, где все сведения о предмете находятся в одном месте. Такими темпами можно отобрать все желание у студентов к поиску требуемой информации, т. е. любознательности.

Рассматривая систему Moodle [1, 3] как средство реализации ОТ, следует иметь в виду, что такой подход при подготовке естественнонаучных направлений имеет ряд спорных моментов. Положительным моментом можно считать наглядность и обширность преподнесения материала, что и указывают авторы работы [1], а вот отрицательным - невозможность полноценного контроля. Возможные тесты, которые можно включить, не дадут полную картину того, понял ли студент материал или же у него имеются трудности. Кроме того, не следует полностью замещать натурный эксперимент виртуальным, т. к. есть вероятность потери реальности и ответственности за свои действия. Помимо этого, виртуальный эксперимент не дает развития тактильного чувства и не развивает пространственное мышление, что очень важно в естественнонаучных и технических направлениях.

Рассматривая работу [2], можно выявить ряд ОТ, которые с легкостью можно использовать при подготовке естественнонаучных и технических специальностей. Наиболее распространенными являются лекция-беседа и лекция-дисскусия [2, с. 39-41], т. к. традиционную лекцию легко адаптировать под эти две. При выборе ОТ для семинарских занятий, часы которых увеличились в соответствии с требованиями новых стандартов, стоит обратить внимание, на наш взгляд, на семенар-дисскусию, проблемный семинар, семинар учебно-ролевая игра и семинар-исследование [2, с. 50-54]. Выбор

предложенных образовательных технологий сделан исходя из того, что их реализация возможна с учётом специфики данных направлений.

Таким образом, необходимо учитывать возможности ОТ и то, что не может быть одинаковых методик проведения занятий даже при выборе одних и тех же ОТ. Кроме того, следует комбинировать различные образовательные технологии и не обязательно применять их в полном виде, что позволит создать интересный комплекс действий для студента.

Литература

1. Ахунова Е. А. Основы применения современных информационно -коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов // Вестник науки и образования, 2015. № 9 (11). С. 70-72.

2. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.

3. Пигузов А. А. Опыт использования LMS Moodle при изучении курса «Информационные технологии» // Вестник науки и образования, 2015. № 8 (10). С. 89-91.

4. Шильмагамбетова Ж Ж., Таханова Г. Ж., Казагачев В. Н. Из опыта создания электронного учебного пособия как средства поддержки учебного процесса студентов технического вуза // Вестник науки и образования, 2015. № 2 (4). С. 75-78.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. 816 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.