Научная статья на тему 'Образовательные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов'

Образовательные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчаренко Ольга Игоревна

В данной работе рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций и практических навыков посредством правильного выбора преподавателем образовательных технологий и путей освоения учебного материала. Приведены примеры, как обычное практическое занятие превратить в интерактивное, что позволит существенно повысить уровень усвоения материала и сформировать необходимые будущему специалисту компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов»

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

О.И. Оечаренко

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В данной работе рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций и практических навыков посредством правильного выбора преподавателем образовательных технологий и путей освоения учебного материала. Приведены

примеры, как обычное практическое занятие превратить в интерактивное, что позволит существенно повысить уровень усвоения материала и сформировать необходимые будущему специалисту компетенции.

Компетентностная модель, образовательные технологии, интерактивные формы обучения.

Отличительной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения является формирование компетентностной модели выпускника, аккумулирующей все результаты образования.

Обязательным требованием ФГОС ВПО в реализации компетентностного подхода является внедрение инновационных образовательных технологий, к которым, в первую очередь, следует отнести интерактивные формы обучения. ФГОС ВПО различных направлений подготовки в пункте 7.1 определяют данные образовательные технологии следующим образом: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» [1].

Особенностью интерактивных форм обучения является то, что они могут использоваться на всех уровнях подготовки квалифицированных специалистов (бакалавриат прикладной и академический, спе-циалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура)) и для различных видов проведения занятий (лекций, практик, семинаров и др.). Интерактивные формы обучения предполагают организацию учебного процесса, при которой все участники осуществляют сбор информации, обмениваются этой информацией в диалоге, моделируют ситуации и решают задачи, которые могут возникнуть в их профессиональной деятельности. Акцент в ФГОС ВПО на использование интерактивных форм обучения вовсе не означает, что они полностью должны вытеснить из учебного процесса традиционные формы обучения, подразумевается эффективное интегрирование в них. Об этом говорит и тот факт, что объем интерактивных занятий четко регламентируется ФГОС ВПО по каждому направлению подготовки и учебным планом, разработанным вузом. Тот факт, что только при правильном выборе преподавателем образовательных технологий и путей освоения учебного материала можно обеспечить высокое качество образования, подчеркивает актуальность проведенных в работе исследований.

Отправной точкой при выборе преподавателем образовательной технологии должен быть конечный результат, который достигается при ее использовании. При этом также нужно учитывать, что уровень усвоения материала обучающимися в значительной степени зависит от формы обучения и выбранной технологии. Например, только 5% всей информации, изложенной преподавателем на лекции, усваивается слушателем. Поэтому традиционная лекция, когда материал «под диктовку» конспектируется слушателями, заменяется новыми формами: лекция-презентация, лекция «пресс-конференция», лекция-исследование и др. Существенно повысить процент усвоенного материала (до 50%) может использование таких форм, как групповая дискуссия, «мозговой штурм», «круглый стол», а также использование видео- и аудиоматериалов. Наилучший результат (70-90%) достигается только при использовании таких форм обучения, которые позволяют тут же, немедленно использовать полученные знания при решении конкретной задачи.

Любая образовательная технология подразумевает необходимость набора конкретных компетенций, которые реализуются в ней. Поэтому выбирая образовательную технологию, преподаватель должен понимать, что наибольший эффект от ее применения будет достигнут при условии определения целей образования, на реализацию которых должна быть направлена избираемая технология [2; 3].

Еще одной отличительной особенностью интерактивных занятий является то, что для проведения некоторых форм (например, «круглый стол», «лекция-презентация») необходимо специальное оборудование: мобильная мебель, проектор и др.

Рассмотрим, как, например, повысить уровень усвоения материала, превратив обычное практическое занятие по изучению инструментария по созданию Web-приложений в занятие с элементами ролевой игры. Сценарий для подготовки и проведения такого занятия на тему «Создание Web-сайта предприятия» может включать следующие этапы.

1. Формируются группы студентов, каждой из которых отводится определенная роль при создании Web-сайта: одна занимается разработкой концепции сайта, другая - информационным наполнением, третья отвечает за визуальную составляющую: разработку дизайна и графики.

115

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

2. Предварительно (до проведения занятия) выбирается название предприятия и вид его деятельности на рынке товаров или услуг.

3. В рамках самостоятельной работы студенты разрабатывают логотип предприятия, используя средства графических редакторов, изученных ранее. На занятии проводится конкурс на лучший логотип, который выбирается в качестве логотипа предприятия.

4. Разрабатывается структура сайта, учитывая следующее:

• материал должен быть изложен в виде многослойной структуры, в которой на первом слое представлена информация, формирующая основные представления;

• дополнительную информацию можно получить посредством ссылок и кнопок различного уровня.

5. Информационное наполнение сайта (контент) подготавливается студентами и должно содержать следующую информацию:

• деятельность предприятия и его место в данной области, конкурентоспособность, спрос, предложения и цены на товары или услуги;

• характеристики продукта (услуги), отличительные особенности продукции (услуг) данного предприятия в сравнении с другими предприятиями;

• диаграммы и графики, характеризующие динамику объема поставок (услуг) за несколько лет.

6. Используя поисковые системы Интернет, в рамках самостоятельной работы студенты готовят необходимые иллюстрации и (или) создают собственные, используя средства графических редакторов.

7. Основные этапы создания сайта (программирование Web-файла, написание функциональной части, проверка корректности ссылок и удобства навигации) создаются в компьютерном классе с использованием проекционной техники, а также с использованием современных технологий для создания Web-приложений. В процессе создания сайта, в обсуждении реализации отдельных эта-

пов с целью определения лучшего варианта принимают участие все студенты.

Рассмотрим еще один пример, как повысить уровень усвоения материала слушателями, расширив возможности баскет-метода для изучения дисциплин, связанных с использованием информационных технологий. «Традиционный» баскет-метод (разбор деловых бумаг, корреспонденции) предполагает работу с документами, относящимися к деятельности какого-либо предприятия или учреждения [4]. Студенты выполняют роли сотрудников, которым необходимо разобрать различные документы (входящие, исходящие, внутренние), принять по некоторым решения в зависимости от должностной инструкции и полномочий, которыми они наделяются в начале занятия. Использование данного метода развивает такие компетенции, как умение анализировать информацию и принимать решение. Сегодня все больше предприятий (в том числе и в Ростовской области) переходит на использование систем электронного документооборота (СЭД), а это значит, что внедрение таких систем на предприятии обязывает большое количество должностных лиц уметь работать с безбумажным документооборотом. В связи с этим актуальной становится задача подготовки специалистов современного уровня, знающих информационные технологии и владеющих, кроме профессиональных знаний (экономических, юридических и др.), основами работы с системами электронного документооборота. Рассмотрим, как использовать данный метод еще и для развития компетенций, связанных с умением применить современные информационные технологии для решения таких задач [5; 6].

1. До начала занятия в СЭД создается организа-

ционная структура модельного предприятия, включающая подразделения и должностные лица. На рис. 1 в окне подпрограммы Пользователи СЭД «ДЕЛОПредприятие» (СЭД «ДЕЛО-Предприятие» предоставлена компанией Электронные офисные системы в рамках акции «Документооборот - со студенческой скамьи») представлена структура предприятия и участвующие в делопроизводственном процессе должностные лица.

Рис. 1. Подразделения и должностные лица

116

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

2. Разрабатываются правила документооборота, например, в демонстрационной модели, представленной на рис. 1, заложены следующие правила документооборота:

• Плановый, Производственный, Юридический, Хозяйственный отделы, а также Архив и Отдел кадров имеют собственные картотеки. Также имеется Центральная картотека.

• Созданы кабинеты, владельцами которых являются сотрудники подразделений Руководство и Канцелярия, а также начальники соответствующих отделов.

• Все документы, подлежащие регистрации, делятся на три группы: Входящие, Внутренние и Исходящие. Данные группы, в свою очередь, делятся на подгруппы.

3. Перед началом занятия между студентами распределяются роли: при этом каждый обучаемый может взглянуть на ситуацию с разных сторон -побывать и в роли секретаря, и в роли директора предприятия.

4. Преподаватель отправляет в адрес должностных лиц предприятия различные документы от лица других организаций, предприятий и граждан. Студентам необходимо воспроизвести работу с документами на своем «модельном предприятии» в соответствии с должностными инструкциями, выбранной схемой и с использованием функций СЭД. В качестве примера на рис. 2 представлено окно регистрационной карточки с введенными реквизитами входящего письма, содержащего приглашение принять участие в семинаре.

Следует отметить, что проблемой при освоении СЭД является не столько работа с диалоговыми окнами и освоение отдельно взятых функций системы (регистрация документа, вынесение резолюции, снятие документа с контроля и др.), а то, как применить полученные знания на практике, являясь, например,

должностным лицом какого-либо отдела реального предприятия. Студентам, никогда не работавшим на предприятиях и знакомых со схемами движения входящих, исходящих и внутренних документов только теоретически, трудно представить, как из отдельных функций образуется законченная схема движения документа по различным подразделениям предприятия. Поэтому использование данного метода позволяет преодолеть указанную проблему и повысить эффективность обучения как методам работы с документами, так и методам работы с СЭД.

Еще одной инновационной формой проведения занятий является разработка проекта. Проектное обучение направлено, главным образом, на развитие исследовательских навыков, а также способствует развитию следующих компетенций: умение осуществить сбор данных, обобщение, систематизация, проведение анализа, выявление проблем и определение путей их решения. Если дисциплина связана с изучением информационных технологий, то к перечисленным выше компетенциям необходимо добавить умение осуществлять выбор необходимой информационной технологии, владение навыками практического использования технологии для решения поставленной задачи и представления полученных результатов в графическом виде. Разработка проекта предполагает также большой объем внеаудиторной работы. При этом работа может быть организована в нескольких вариантах: студенты разбиваются на группы, и каждая группа готовит свое проектное исследование либо кащдый студент имеет возможность подготовить свой собственный проект, провести исследование и «защитить» полученные результаты. Одним из вариантов проведения интерактивного занятия с использованием «классического» проектного обучения является создание проекта с использованием пакета Microsoft Project.

Рис. 2. Окноразделарегистрационной карточки с введеннымиреквизитами

117

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Целью такого занятия является приобретение навыков создания и управления собственным проектом с использованием пакета Microsoft Project, определение путей повышения эффективности управления проектами на базе использования современных информационных технологий. Важной исследовательской составляющей здесь является то, что помимо разработки проекта студенту необходимо выполнить различные виды анализа созданного проекта (параметрический анализ длительностей задач; PERT-анализ длительностей задач; анализ критического пути; анализ стоимости проекта; анализ стоимостей ресурсов разного вида и др.). Естественно, что при таком подходе уровень усвоения материала и, самое главное, приобретения практических навыков существенно увеличивается. Качество полученных знаний и навыков несопоставимо с результатами, например, «традиционного» практического занятия, когда все упражнения делаются по описаниям или по инструкциям преподавателя.

Поскольку информационные технологии являются одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, то задача подготовки квалифицированных специалистов, умеющих использовать современные информационные технологии в своей профессиональной деятельности, становится очень актуальной. И главным подтверждением этого являются постоянно растущий интерес студентов к данной теме, потребность в получении новых знаний и уверенность в необходимости использования полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому задача преподавателя в современных условиях заключается в том, чтобы не только дать студенту определенные знания, но и развить практические навыки, необ-

ходимые квалифицированному специалисту. А для этого преподавателю необходимо четко планировать цель обучения и для ее достижения выбирать эффективные образовательные технологии практической направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронные ресурсы]. URL: http://MHHo6p науки.рф; URL: http://standart.edu.ru.

2. Сафонова Е.И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе. М.: Изд-во РЕЕУ, 2011. 71с.

3. Сахарова О.Н. Формирование информационных компетенций в гуманитарном вузе на основе внедрения компьютерных педагогических обучающих систем: материалы XV научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Таганрог, 2014.

4. Реутов Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. Новосибирск: Изд-во НЕАУ, 2012. 58 с.

5. Овчаренко О.И. Разработка компетентностно ориентированных программ в области использования информационных технологий и информационных систем для подготовки выпускников экономического профиля //Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. №1(17). C. 81-85.

6. Овчаренко О.И., Плаксиенко Е.А. Совершенствование системы проверки компетенций студентов на базе использования современных информационных технологий и ситуационных заданий //Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2012. №1(15). C. 84-87.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.