Педагогические науки
Эяещронный научяо-штодичесщй яурнал «ifi»
Омского TfltyЩ
Баженов Р.И. Оценка компетенций у будущих бакалавров направления «Информационные системы и технологии» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№2(5) апрель-июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/361-00113. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147.88
Баженов Руслан Иванович
Кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУВО Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема,
г.Биробиджан
Оценка компетенций у будущих бакалавров направления «Информационные системы и технологии»
Аннотация: В статье рассмотрена проблема оценки компетенций, формирование которые требует образовательный стандарт. Показано авторское видение вопроса через оценку курсовой работы, участия в деловой игре, подготовку научной статьи, работу с книгой, выполнение реферативно-практического задания.
Ключевые слова: компетенция, оценка, деятельность
В федеральных образовательных стандартах третьего (три плюс) поколения прописывается обязательность оценки сформированности закладываемых компетенций. Такая постановка вопроса позволяет четко спросить у преподавателя чему он учит студента, а у студента узнать чему он научился. Однако четкая процедура реализации не прописана и поэтому требуется разработать механизмы, позволяющие подойти к решению проблемы с различных сторон.
При рассмотрении оценки компетенций мы приходим к понятию компетентностной модели. Различные подходы включения компетентностной модели в существующую систему образования были сформулированы в работах В.А.Болотова, В.В.Серикова. Соотнесение стандартов и программ высшего профессионального образования в компетентностной модели специалиста показал Ю.Г.Татур.
Психолого-педагогические исследования Б.Г. Ананьева, В.И. Байденко, А.Г.Бермуса, В.А. Болотова, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, В.Г. Казановича, B.C.Леднева, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, М.С.Рыжакова, Г.П.Савельевой, В.В.Серикова, Ю.В.Фролова, А.В.Хуторского, В.Д.Шадрикова легли в основу соотношения профессиональных компетенций и компетентностного подхода.
Проблема профессиональной компетенции затронута в исследованиях различных зарубежных ученых, таких как Б.Оскарссон, Д.Равен, Н.Хомский, В.Хутмахер, Ф.А.Тьян, Ж.Давидсон, Р.Штернберга.
Компетентностный подход направлен на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и ответственности обучающихся. Такой подход не является новым в ходе определения целей, задач и содержания образования. В исследованиях П.Я.Гальперина, В.Д.Шадрикова достаточно
четко можно проследить ориентированность на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности. Такой подход позволяет прагматично подойти на соответствующий социальный заказ и предполагает разработку системы обеспечения качества подготовки будущих специалистов, отвечающую потребностям рынка труда. Здесь необходимо иметь в виду, что компетентностный подход противопоставляется «знаниевому» в смысле передачи учащимся готового знания, в виде информации, сведений и пр. При осуществлении «знаниевого» подхода педагог формулирует общие правила, принципы, алгоритмы, определенные внешне заданными условиями. Заявленные процедуры способствуют надежному запоминанию материала. Организуемая учебная деятельность планируется таким образом, чтобы студенты имели возможность самостоятельно воспроизводить и применять изученный материал в разнообразных типовых или аналогичных внутрипредметных ситуациях, не требующих новой информации или навыков и умений. В результате обучающиеся на достаточно высоком уровне овладевают набором теоретических знаний, но испытывают определенные трудности в практической деятельности, требующей применения этих знаний для решения конкретных профессиональных задач.
Возникает вопрос оценки граней знаний, умений, компетенции, компетентности. Рассмотрим как различные современные исследователи решали подобные задачи.
На примере направления подготовки бакалавриата 231000.62 «Программная инженерия» А.Рыбанов проводит анализ формируемых в результате прохождения производственной практики компетенций и источников информации для оценки их качества. Автором описана методика оценки расчёта весовых коэффициентов компетенций и групп общекультурных и профессиональных компетенций на основе метода анализа иерархий. Исследователем предлагается методика количественной оценки и анализа уровня сформированности компетенций по результатам прохождения производственной практики [1].
В работе Е.Н.Подковко рассматриваются особенности формирования системы оценки качества подготовки студентов по учебной дисциплине. По его мнению, необходимость анализа данного вопроса обусловлена главной задачей современной системы профессионального образования, заключающейся в подготовке подрастающего поколения к проектированию контекста педагогической деятельности [2].
Основы проектирования и создания фондов оценочных средств для контроля качества подготовки будущих педагогов рассмотрены Н.В.Рябовой и Т.А.Наумовой. Ими охарактеризованы концептуальный, содержательный, технологический, процессуальный уровни проектирования. Авторы выделили основные этапы деятельности проектировщиков: 1) определение научно-методологических оснований; 2) разработка нормативной базы; 3) подготовка методического оснащения; 4) технологическое оснащение процесса проектирования, создания и реализации фонда оценочных средств. Исследователи акцентируют внимание на различных видах оценочных средств, таких как тесты, кейс-измерители, портфолио, средства оценки групповой деятельности (метод развивающейся кооперации, проектный метод, деловая игра и др.), а также приводят примеры, применяемых в ходе пропедевтического, промежуточного, заключительного и текущего контроля подготовки будущих педагогов [3].
В исследовании А.Н.Бродунова и Ю.С.Руденко рассматриваются проблемы разработки фондов оценочных средств, позволяющих определять уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у студентов вузов. Они обосновывают необходимость сочетания традиционных методов проверки знаний, умений и методов тестового контроля, позволяющих производить оценку целостности формирующихся компетенций. На основе компетентностно-ориентированной модели обучения авторами предложен подход к осуществлению промежуточной аттестации студентов по учебной дисциплине, в которую включен комплекс тестовых методик оценки, кейсовый метода и рейтинговый контроль [4].
На основе анализа научно-педагогической литературы, диссертационных исследований, требований федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов Н.С.Бушмакиной приведена и обоснована модель проектирования многоуровневых оценочных средств по инженерной графике. Разработанная модель включает в себя организационно-целевой, технологический и диагностический блоки. В организационно-целевом блоке рассматриваются выявление цели и задач, выбор теоретико-методологической базы. В основу теоретико-методологической базы положены ведущие критерии качества инженерно-графической подготовки, принципы и подходы к проектированию, функции оценочных средств. Технологический блок модели включает основанные на педагогической экспертизе этапы проектирования: подготовительный, композиционный и оценочный. В диагностическом блоке прописываются конечный вариант проектирования и социальный результат [5].
Проблеме оценки компетенций и результатов обучения студентов по образовательным программам высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения посвящена работа А.Г.Мальчик. Автор замечает, что в настоящее время до сих пор нет однозначного ответа на вопросы о методах оценки компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС, нет единства взглядов относительно разработки педагогических измерительных материалов для оценки компетенций и проблемы оценивания компетенций в рамках требований ФГОС ВПО. Автор рассмотрел такие вопросы, как преемственность традиционного (ГОС II) и компетентностного (ФГОС) подходов к оценке результатов обучения; технология разработки педагогических измерительных материалов для оценки результатов обучения в рамках компетентностного подхода [6].
И.И.Еремина показала математическую модель оценивания качества академической подготовки студентов, в основу которой положена технология квалиметрического оценивания. В предлагаемой модели использован комплексный метод оценки уровня качества академической подготовки студентов. Комплексный показатель компетентности выпускника определяется как совокупность показателей уровня компетенций, составляющих обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по действующему государственному образовательному стандарту. Показатели уровня компетенций определяются при прохождении студентом тестирований и решении ситуационных задач на базе Мооё1е [7].
М.А.Анисимова, И.С.Бляхеров, А.В.Масленников, А.В.Моржов занимались описанием методологии разработки оценочных средств, основанной на компетентностно-ориентированном подходе и отвечающей требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Ими был приведен пример оценочного средства, спроектированного с помощью этой методологии, для образовательной программы 150700.62 «Машиностроение» [8].
Подход, позволяющий детализировать компетенции студентов как объект педагогических измерений показан М.Б.Шашкиной. В ее работе обозначены требования к разработке научно обоснованных компетентностно ориентированных средств оценивания, приведены примеры диагностических средств измерения и оценки некоторых компетенций будущего учителя математики [9].
Современные зарубежные ученые рассматривают также проблему оценивания компетенций.
Показал способы выявления и измерения компетенций Р.8.Рой1и§ег. Он высказал мысль о том, что способность компетентно работать является определяющим фактором в лицензировании и сертификации специалистов, где должна быть дана оценка и профессиональная оценка результатов деятельности [10].
В девяностые годы двадцатого столетия получили распространение различные виды оценки компетенций: оценка альтернатив [11], аутентичная оценка [12], оценка эффективности [13], динамическая оценка [14].
Компетентность, по мнению R. Trinchero, это не просто совокупность всех способностей и знаний, но, это и процесс, в котором субъект активирует ресурсы. Автор акцентирует внимание на том, что оценка компетенции должна быть сосредоточена на способе [15].
A.J.Nitko предлагает преподавателям практическое руководство о том, как создать и использовать оценки. Ученый описал этапы разработки: 1) принятие решений с использованием оценки; 2) описание целей обучения; 3) обоснованность оценки и прогнозируемее результаты; 4) надежность оценки результатов; 5) профессиональная ответственность, этические нормы поведения и требования законодательства в образовательных оценках; 6) планирование оценки и разработка инструкций; 7) конструирование вопросов и ответов; 8) проблема выбора и соответствия упражнений; 9) оценка и оценивание успехов учащегося. Автор обсуждает темы, связанные с педагогической квалиметрией, и приводит примеры по оценке качества образования [16].
M.Calenda, R.Tammaro говорят об оценки обучения имеют в виду что-то очень сложное, сводящееся к двум основным крайностям: результат в процессе обучения, и сам процесс, посредством которого достижения были достигнуты. Они берут концепцию компетенции, вокруг которой необходимо организовать учебный процесс, где ключевым словом является дидактическая деятельность. [17].
Подчеркивают необходимость введения и формулирование нового подхода, который принимает полиморфный характер компетенции M.Castoldi, R.J.Marzano, M.Pellerey. Такая тенденция является целью аутентичной оценки на основе комплекса тестов, направленных на оценивание полученных знаний в условиях компетенции, то есть является инструментарием. По мнению авторов для комплексного подхода, который рассматривает дифференцированную оценку, требуется, чтобы были сформулированы ожидаемые компетенции и для их проверки разработаны задания [18, 19, 20].
Таким образом, проблема оценки компетенций и разработки оценочных заданий затрагивается как российскими, так и зарубежными учеными, и остается актуальной в настоящее время.
Покажем авторское видение данного вопроса.
1) Разработка оценки курсовой работы
На основе личного опыта, исследований ученых автор разработал методику оценивания учебно-исследовательских работ студентов при выполнении курсового проектирования по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии». Представим ее.
Структура курсовой работы по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» задается следующим образом:
Введение;
1 Теоретическая часть;
1.1 Обзор исследований по теме;
1.2 Краткий теоретический материал;
2 Практическая часть;
2.1 Поставка задачи;
2.2 Описание практической разработки;
Заключение;
Литература.
Для написания параграфа «1.1 Обзор исследований по теме» студентам требуется изучить и проанализировать: пять-семь русскоязычных журнальных источников (elibrary.ru); пять-семь англоязычных журнальных источников (scincedirect.com); пять-семь русскоязычных материалов конференций (elibrary.ru); пять-семь англоязычных материалов конференций (scincedirect.com); пять-семь русскоязычных книг (biblioclub.ru); 5-8 англоязычных книг (scincedirect.com); пять-семь русскоязычных диссертаций (dissercat.com,
diss.rsl.ru); пять-семь англоязычных диссертаций (ssrn.com, oatd.org, www.nlc-bnc.ca/thesescanada/, trove.nla.gov.au/book/result?q&l-format=Thesis); пять-семь
русскоязычных интернет-ресурсов; пять-семь англоязычных интернет-ресурсов. Это позволяет достаточно полно изучить современное состояние изучаемой проблемы.
В краткий теоретический материал включается только основные сведения и разрешается копирование с общедоступных источников.
Постановка задачи описывается самим студентов, так как преподаватель не дает записанного задания. В этой части требуется привести необходимые входные и выходные данные, название выбранного метода решения. В идеале студенту необходимо опираться на структуру технического задания по ГОСТ.
В описание практической разработки требуется дать достаточно полный текст со всеми необходимыми скриншотами и другими материалами.
Фактически курсовую работу можно будет протранслировать в принятую в научном мире схему статьи: введение с обзором литературных источников, методы и материалы, результаты и обсуждение.
Курсовая работа защищается выступлением перед одногруппниками и ведущим преподавателем. Для получения опыта рецензирования научной работы перед защитой автор курсовой работы ищет рецензента среди одногруппников. Рецензент (студент) изучает текстовую часть и программную реализацию и дает свою оценку. Рецензия содержит обязательные разделы: оценка актуальности работы, три достоинства работы, три замечания или недостатка, вывод об оценке. Автору курсовой работы необходимо принести готовую рецензию на защиту. К тексту рецензии обязательно прикладывается отчет по проверке текста на антиплагиат программой с etxt.ru, где разрешается игнорировать процент плагиата на теоретический материал.
На защите предоставляются оформленная по требованиям ГОСТ текстовая часть (в печатном и электронном виде), программная реализация в виде исходного кода и работающего прототипа). Доклад ограничивается шестью-семью минутами, после выступления вопросы задаются одногруппниками и ведущим преподавателем в течение десяти минут.
Оценивание проделанной работы проводиться по нескольким составляющим (табл. 1), в соответствии с принятой в университете балльно-рейтинговой системой. Сопоставим оцениваемые составляющие с компетенциями из федерального государственного образовательного стандарта по направлению 09.03.02 Информационные системы и технологии, уровня бакалавриата.
Таблица 1 - Оценка составляющих курсовой работы
Раздел оценивания Мин. кол- Макс. Код
во баллов кол-во баллов компетенции
1 Содержание текстового документа (всего по разделу) 17 35
1.1 Формулировка актуальности 1 2 ОК-1
1.2 Формулировка цели 1 2 ОПК-1
1.3 Формулировка объекта предмета исследования 1 2 ПК-1
1.4 Формулировка задач и методов исследования 1 2 ПК-1
1.5 Формулировка практической значимости 1 2 ПК-2
1.6 Проработка обзора русскоязычных источников 1 2 ОПК-5 ОК-10
1.7 Проработка обзора англоязычных источников 1 2 ОПК-5 ОК-10
1.8 Проработка теоретического материала 3 6 ОПК-1
1.9 Представление теоретического материала 1 2 ОПК-1
1.10 Проработка практического материала 3 6 ПК-3
1.11 Представление практического материала 1 3 ОК-1 ОПК-3
1.12 Представление заключения 1 2 ОК-1
1.13 Оформление 1 2 ОПК-3
2 Практическая работа (всего по разделу) 17 35
2.1 Качество выполненной работы 6 12 ПК-12
2.2 Качество сопутствующих материалов 1 3 ПК-3
2.3 Степень самостоятельности 3 5 ПК-5
2.4 Сложность работы 3 6 ПК-4
2.5 Степень выполнения задания 3 7 ПК-3
2.6 Срок выполнения 1 2 ПК-10
3 Выступление, защита, участие (всего по разделу) 14 24
3.1 Качество выступления 3 5 ОК-1
3.2 Качество ответов на вопросы 3 5 ОК-1
3.3 Качество задаваемых вопросов другим 3 5 ОК-1
3.4 Количество задаваемых вопросов другим 2 4 ОК-1
3.5 Качество рецензии на работу однокурсника 3 5 ОК-1
4 Общее впечатление 3 6 ПК-17
ВСЕГО 51 100
Раскроем содержание компетенций (табл.2).
Таблица 2 - Некоторые компетенции
Код Содержание компетенции
компетенции
ОК-1 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОК-10 способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка
ОПК-1 владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий
ОПК-3 способность применять основные приемы и законы создания и чтения чертежей и документации по аппаратным и программным компонентам информационных систем
ОПК-5 способность использовать современные компьютерные технологии поиска информации для решения поставленной задачи, критического анализа этой информации и обоснования принятых идей и подходов к решению
ПК-1 способность проводить предпроектное обследование объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей
ПК-2 способность проводить техническое проектирование
ПК-3 способность проводить рабочее проектирование
ПК-4 способность проводить выбор исходных данных для проектирования
ПК-5 способность проводить моделирование процессов и систем
ПК-10 способность разрабатывать, согласовывать и выпускать все виды проектной документации
ПК-12 способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные)
ПК-17 способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности в областях: машиностроение, приборостроение, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление технологическими процессами, механика, техническая физика, энергетика, ядерная энергетика, силовая электроника, металлургия, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, почтовая связь, химическая промышленность, сельское хозяйство, текстильная и легкая промышленность, пищевая промышленность, медицинские и биотехнологии, горное дело, обеспечение безопасности подземных предприятий и производств, геология, нефтегазовая отрасль, геодезия и картография, геоинформационные системы, лесной комплекс, химико-лесной комплекс, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества
Если набран необходимый минимум в 51 балл, то курсовая работа считается принятой. В дальнейшем, перевод баллов в традиционную систему оценок производится по следующей схеме: 51-70 баллов - «удовлетворительно»; 71- 85 баллов - «хорошо»; 86-100 баллов -«отлично».
Описываемая методика прошла апробацию в течение нескольких лет и показала хорошие результаты. После выполнения курсовой работы студентам не составляло большого труда переделать ее в научную статью для журнала или выступления на конференции.
2) Оценка компетенций в деловой игре
Рассмотрим деловую игру как один способов оценки компетенций [21].
Деловая игра - это один из комплексных методических приемов обучения, при котором обучающиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Для подготовки и проведения игры привлекаются студенты, которые планируют и разрабатывают ход игры, находят и отбирают необходимую информацию, а также учатся вырабатывать конструктивные предложения для взаимного сотрудничества. Актуальность проведения деловых игр обуславливается в формировании профессиональных качеств, на основе погружения в конкретную деловую ситуацию.
Деловая игра разрабатывалась по дисциплине «Управление проектами информационных систем» для студентов, которые должны изучить правильное заключение договоров, между заказчиком исполнителям, а так же, исходя из заданных условий, научиться вырабатывать предложения для взаимодействия.
Сопоставим цели деловой игры и компетенции из федерального образовательного стандарта высшего образования направления «Информационные системы и технологии» (табл.3).
Таблица 3 - Сопоставление целей игры и компетенций
Цели игры Код компетенции
Развитие коммуникационных навыков в проектной среде ОК-1
Понимание и отработка на практике функций каждой из проектных ролей ОПК-1 ПК-1
Научиться оценивать свои силы и возможности в создание веб-сайтов ПК-4 ПК-5 ПК-10
Изучить примерные стоимости веб-сайтов и работы ПК-9 (способность проводить расчет экономической эффективности)
Подготовка игры складывается из нескольких положений:
• Самостоятельное разделение студентов на группы за несколько дней до начала игры;
• Подготовка ответственными набросков резюме;
• Подготовка аудитории и необходимых материалов, аксессуаров для проведения игры.
Покажем запланированные этапы проведения деловой игры:
1. Студенты разделяются на группы исполнителей и заказчиков (1-2 мин.) Исполнители приходят на встречу с заказчиком с документами подтверждающие выполнение своих работ в этой сфере, качество и сроки и отзывами выполнения. Заказчик, в свою очередь приходит с визитками своей компании, своим образцом договора на оказания услуг. Пример договора берется для примера на сайте http://yar-do.ru/page/dogovor.
2. Объясняются правила игры (2-3 мин.)
3. Процесс игры (50-70 мин.)
Играющие роль заказчиков занимают подготовленные места. Исполнитель, входя в аудиторию, садится к одному из заказчиков. Между ними происходит разговор по созданию и критериям сайта. В итоге решается вопрос о подписании договора. Исполнитель имеет права отказаться от этой работы и перейти к другому заказчику, чьи критерии работы его будут устраивать. При подписании договора заказчик обозначает сроки и этапы работы.
Исполнители, исходя из потребностей заказчика, решают проблему выполнения заказа. Целью заказчиков является заключить договор за меньшую сумму, а так же выявить детальность проекта. Заказчики ищут исполнителя, согласного на условия договора. Также участники договариваются о цене по разработке сайтов, минимальная цена 15000 рублей, так же цена зависит от вида исполняемой работы. Исполнители разрабатывают три вида сайтов: 1. Сайт Визитка; 2. Сайт Бизнес; 3. Интернет-магазин 2.0.
4. Подведение итогов (8-10 мин.)
Первый этап направлен на формирование ОК-1, ПК-1, ПК-4. Третий этап - ОК-1, ОПК-1, ПК-10. В процессе третьего этапа студенты развивают следующие компетенции: ОК-1, ОПК-1, ПК-4, ПК-5 ПК-9, ПК-10,
Опыт проведения деловой игры по разработке и покупке сайтов показал, что большинство студентов восприняли правила игры и выполнили все задания. Такой опыт показывает перспективность подобного рода деловых игр в процессе обучения.
3) Оценка компетенций при подготовке научной статьи
Одним из способов комплексного формирования профессиональных компетенций является подготовка научной статьи по результатам небольшого исследования в рамках индивидуального задания по дисциплине [22].
Приведем текст задания.
Задание: проведение небольшого исследования, оформление работы в виде статьи в электронном научном журнале. Объем статьи - 7-8 листов. Шрифт ТЫК. 14, интервал 1.5, отступ 1.25 см. Оформление в соответствии с требованиями журнала. Оценка ставиться после получения ответа редакции о публикации. Уникальность текста в среде йх!Антиплагиат 80%.
При выполнении требований к статье студент активизирует свою деятельность и у него формируются различные компетенции (табл.4)
Таблица 4 - Сопоставление работ и компетенций
Требования к структуре статьи Код компетенции
1. Название на русском и английском языках ОК-1 ОК-10
2. Аннотация на русском и английском языках ОК-10
3. Ключевые слова (3-4) на русском и английском языках ОК-10
4. Актуальность исследования (1-2 абзаца): актуальность объекта исследования, актуальность предмета исследования. ОПК-1
5. Постановка задачи (1 абзац). ПК-1
6. Обзор литературных источников по теме исследования: 6-7 статей из elibrary.ru, 3 статьи из sciencedirect.com ОПК-5
7. Описание решения задачи ПК-12 ПК-10
8. Результаты исследования и выводы ПК-10
9. Библиографический список ПК-10
Фактической оценкой сформированности компетенций является принятие редакцией научного журнала статьи.
Описываемая технология показала хороший результат. Применение такого способа позволяет увидеть увеличение самостоятельности студента. При написании первой статьи студент за помощью к преподавателю обращается практически по всем элементам структуры. При последующих статьях количество обращений существенно уменьшается и многие студенты показали, что к третьей и более статьи, они могут проводить и оформлять вполне самостоятельные исследования. Такой подход к формированию компетенций еще возможен, потому что здесь задействованы несколько моментов: внутреннее удовлетворение от проделанной работы, одобрение среди сокурсников, одобрение родителей, положительная оценка на экзамене или зачете, возможность претендовать на повышенную стипендию по научной деятельности.
4) Оценка компетенций через работу с книгой
Покажем, как можно через работу с книгой формировать у студентов несколько компетенций ОК-1, ОК-10, ОПК-1. Задание было сгенерировано для дисциплины «Управление проектами информационных систем» по книге А.Б.Толстого «Основы управления проектами» [23].
Задание: Подготовить ответы по книге.
Ответить на вопросы 1) Что такое проект? 2) Чем отличается проект от задачи? 3) Что такое «Имплементация»? 4) Какие существуют методологии управления проектами? 5) Какие бывают типы проектов? 6) Как определить предложение является проектом или нет?
7) В цель проектного управления? 8) Какова роль менеджера по управлению проектами? 9) Какие нужны навыки менеджеру по управлению проектами? 10) Что такое цель проекта? 11) Кто является заказчиком проекта? 12) Что такое бизнес-цели проекта? 13) Что такое дерево целей проекта? Приведите пример дерева целей. 14) Что такое портфель проектов? 15) Как определить эффективность управления проектом? 16) Что такое проектный офис? 17) Что такое факторы среды проекта? Приведите примеры. 18) Приведите организационную структуру университета (1 Н У им. Ш.-А.) 19) Что такое матричная организационная структура? 20) Приведите примеры активов проекта. 21) Из каких групп процессов управления состоит проект? 22) Из чего состоит жизненный цикл проекта? 23) Из чего состоит жизненный цикл продукта? 24) Что такое фазы проекта? 25) Что такое устав проекта? 26) Что такое устав проектный комитет? 27) Из каких процессов состоит стадия планирования? 28) Кто может выступать в качестве заинтересованной стороны в проекте? 29) Из чего состоит план коммуникаций? 30) Что такое Work Breakdown Structure? Приведите пример. 31) Что такое ресурс операции? 32) Как определяется длительность операции. 33) Что такое диаграмма Ганта? 34) Как определяется бюджет проекта? 35) Что такое косвенные затраты? Приведите примеры 36) Что такое прямые затраты? Приведите примеры 37) Что такое риски проекта? Приведите примеры 38) Зачем нужен документ «План управления проектом»? 39) Как набирается команда проекта? 40) Что такое «Процесс управления изменениями»? 41) Из чего состоит План развертывания и отката? 42) Что такое Акт приемки? 43) Из состоит Отчет о завершении проекта? 44) Назовите причины провала проектов?
Ответы выслать на [email protected]. Ответы в прикрепленной книге.
Опыт применения задания показал, что студент хорошо справляются. Здесь можно отметить, что были студенты, которые не только читали предложенную книгу, но и искали сопутствующую информации в других источниках.
5) Оценка компетенций по результатам выполнения реферативно-практического
задания
По дисциплине «Экономические вопросы информатики» автор предлагает студентам выполнить следующие задание.
1. Рассчитать с помощью калькулятора экономическую эффективность использования системы электронного документооборота. Калькулятор ROI -расчет экономической эффективности использования СЭД http://www.its.dn.Ua/web/its3.nsf/0/calc
2. Предоставить отчет по расчету в word-доку менте
3. Написать реферат (до 10 стр.) с обязательным указанием ссылок на источники
4. Предоставить реферат (word-документ)
Темы рефератов
1. ITIL/ITSM - типовая модель бизнес процессов
2. Совокупная стоимость владения и сервисы ИТ
3. Функционально-стоимостной анализ в ИТ
4. Сбалансированная система показателей и оценка экономической эффективности проекта развития информационной системы
5. Оценка эффективности проекта развития информационной системы на стадии эксплуатации
6. Экономический анализ проекта внедрения крупной финансово-экономической информационной системы
7. Стандартные методики внедрения информационной системы
8. Учет затрат и бюджетный контроль в проекте внедрения информационной системы
9. Проект развития информационной системы и показатели результативности деятельности предприятия
10. Решение непредвиденных проблем развития инфраструктуры ИТ
11. Жизненный цикл ИТ-решения
12. Проекты электронного бизнеса и их экономическая оценка
Представленное задание направлено на формирование и оценку развития следующих компетенций: ОПК-5, ПК-9, ПК-10
Выводы
Применение рассмотренной технологии для формирования и в дальнейшем оценивания профессиональных компетенций показало, что студенты хорошо справляются с заданиями и демонстрируют владение материалом. Это отражается в полученных высоких оценках на экзаменах и оценкой внешними экспертами, выраженной в принятии научных статей в журналы [24, 25, 26, 27]. По выполненным исследованиям студенты выступали на конференциях, научных боях, научных конкурсах, где занимали призовые места.
Ссылки на источники
1. Рыбанов А. Методика оценки и анализа уровня сформированности компетенций по результатам прохождения производственной практики // Педагогические измерения. 2015. № 1. С. 75-85.
2. Подковко Е.Н. Проектирование фонда оценочных средств по учебной дисциплине // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С. 40-44.
3. Рябова Н.В., Наумова Т.А. Создание фонда оценочных средств для контроля качества подготовки будущих педагогов // Гуманизация образования. 2014. № 4. С. 72-78.
4. Бродунов А.Н., Руденко Ю.С. Создание фондов оценочных средств по учебной дисциплине как условие компетентностно-ориентированной модели обучения // Мир образования - образование в мире. 2014. № 2. С. 140-148.
5. Бушмакина Н.С. Модель проектирования многоуровневых компетентностно-ориентированных оценочных средств по инженерной графике // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-2. С. 336-340.
6. Мальчик А.Г. Оценка компетенций студентов согласно требованиям ФГОС: инновационные и традиционные формы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 194.
7. Еремина И. И. Конструирование оценочных средств качества академической подготовки студентов вуза в условиях ИКТ-насыщенной среды // Научные труды SWorld. 2014. Т. 14. № 1. С. 53-61.
8. Анисимова М.А., Бляхеров И.С., Масленников А.В., Моржов А.В. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 106-112.
9. Шашкина М.Б. Компетенции студентов как объект педагогических измерений // Психология обучения. 2014. № 4. С. 120-131.
10. Pottinger P.S. Competence Assessment: Comments on Current Practices // New directions for experiential learning. 1979. Т. 3. С. 25-39.
11. Worthen B.R., White K.R., Fan X., Sudweeks R. Measurement and Assessment in Schools. New York: Addison Wesley Longman, 1999. 576 с.
12. Wiggins G.A. True Test: Towards More Authentic and Equitable Assessment // Phi Delta Kappa. 1991. Т.70. С. 703-713.
13. Airasian P.W. Assessment in the Classroom. New York: Mc Graw Hill, 1991. 305 с.
14. Brown A.L. et al. Distributed Expertise in the Classroom / Distributed Cognitions: Psychological and Educational Considerations. New York: Cambridge University Press, 1993. С. 188-228.
15. Trinchero R. Costruire, valutare, certificare competenze. Proposte di attivita per la scuola. Milano: FrancoAngeli, 2012. 116 с.
16. Nitko A. J. Educational assessment of students. Des Moines: Prentice-Hall, 2001. 514 с.
17. Calenda M., Tammaro R. The Assessment of Learning: From Competence to New Evaluation // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 174. С. 3885-3892.
18. Castoldi M. Valutare a scuola. Dagli apprendimenti alla valutazione di sistema. Roma: Carocci, 2012. 263 с.
19. Marzano R.J., Pickering D.J. Dimensions of learning. Teacher's manual. Alexandria: ASCD, 2009.
20. Pellerey M. Competenze. Conoscenze, abilita, atteggiamenti. Napoli: Tecnodid, 2010. 224 с.
21. Иванов А. И., Куликова С. А. Деловая игра как оценочное средство реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7. С. 35-36
22. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
23. Толстой А.Б. Основы управления проектами. М.: Resultant, 2014. 122 с.
24. Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 24.
25. Баженов Р.И., Афанасьева М.А. Разработка программной модели контроля дверей холодильника на основе теории автоматов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 4 (94). С. 306-308.
26. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
27. Bazhenov R.I., Dzikovsky F.G., Dubei O.Ya. The teaching of object-oriented approach on programming language F# // Eastern European Scientific Journal. 2014. № 2. С. 254-259.
Ruslan Bazhenov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan
Competence Assessment of Future Bachelors Majoring in Information Systems and
Technologies
Abstract: The article touches upon the problem of assessing competencies, which are necessary to be formed according to the educational standard. The author's point of view is shown through evaluating a term paper, participating in a business game, writing a scientific article, working with a book, doing a practical assignment.
Keywords: competence, assessment, activity