Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные стратегии / индивидуальные образовательные тра-ектории / студенческая молодежь / типологизация / educational strategies / individual learning pathways / students / typology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Владимировна Гаврилюк, Владислав Юрьевич Бочаров, Таисья Владимировна Погодаева

На основе проведенного Центром образовательной аналитики ТюмГУ в декабре 2022 г. эмпирического исследования (N = 1 000) рассматриваются образова-тельные стратегии студентов-первокурсников в условиях обучения по индивидуаль-ным траекториям. С помощью методов факторного и кластерного анализа выявлено четыре модальных типологических группы студентов-первокурсников («конформи-сты», «отличники», «активисты», «нигилисты»), каждой из которых присуща своя об-разовательная стратегия в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Владимировна Гаврилюк, Владислав Юрьевич Бочаров, Таисья Владимировна Погодаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL STRATEGIES OF FIRST-YEAR STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF INDIVIDUAL LEARNING PATHWAYS AT THE UNIVERSITY

The most significant innovations in the field of higher education that need to be comprehended by the scientific community include the transition of a number of Russian universities to personalized learning along individual educational trajectories, which radically changes agents’ everyday practices within the educational space. Based on an empirical study conducted at the University of Tyumen in December 2022 (N = 1000), the educational strategies of first-year students in the context of individual educational trajectories have been considered in the article. Regarding studying at a university as a stage of the educational trajectory, which is part of the entire life path of a student, we use the temporal and value properties of the student’s life world, their dynamics in the process of moving along an individual educational trajectory within the institutional space of the university as the basis for the typology of educational strategies. Factor analysis included the following components: 1) the meaning of past events (“Factors of the experience of studying at school”); 2) the value of relevant learning practices (“Factors of readiness for studying at a university (competence factors)” and “Factors of the principles importance of training within the individual educational trajectory”); 3) anticipation of the future – plans, goals, possible personal trajectories of life (“Factors of expectations from studying at a university” and “Professional prospects factors”). These groups of factors have been considered as independent empirical indicators and used as classification features for the subsequent differentiation of respondents into clusters. The result of the factor and cluster analysis is the typology of educational strategies of first-year students in the context of the implementation of the new educational model: “conformists”, “excellent students”, “activists”, “nihilists”; each of them has its own educational strategy at the university. Conclusions are drawn about the expediency of building such a typology at the beginning of the student’s educational trajectory, as this allows making timely management decisions on the development of educational strategies desirable for the university and the labor market and the correction of tundesirable ones, as well as the possibility of further monitoring measurements.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.

№ 74. С. 166-175.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 74. pp. 166-175.

Научная статья УДК 316.477

doi: 10.17223/1998863Х/74/15

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Татьяна Владимировна Гаврилюк1, Владислав Юрьевич Бочаров2, Таисья Владимировна Погодаева3

1 2 3 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия 2 Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королёва,

Самара, Россия

2 Социологический институт РАН филиала ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия

1 tv_gavrilyuk@mail.ru

2 v.y.bocharov@utmn.ru

3 t.v.pogodaeva@utmn.ru

Аннотация. На основе проведенного Центром образовательной аналитики ТюмГУ в декабре 2022 г. эмпирического исследования (N = 1 000) рассматриваются образовательные стратегии студентов-первокурсников в условиях обучения по индивидуальным траекториям. С помощью методов факторного и кластерного анализа выявлено четыре модальных типологических группы студентов-первокурсников («конформисты», «отличники», «активисты», «нигилисты»), каждой из которых присуща своя образовательная стратегия в вузе.

Ключевые слова: образовательные стратегии, индивидуальные образовательные траектории, студенческая молодежь, типологизация

Для цитирования: Гаврилюк Т.В., Бочаров В.Ю., Погодаева Т.В. Образовательные стратегии первокурсников в условиях индивидуальных траекторий обучения в вузе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 74. С. 166-175. doi: 10.17223/1998863Х/74/15

Original article

EDUCATIONAL STRATEGIES OF FIRST-YEAR STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF INDIVIDUAL LEARNING PATHWAYS AT THE UNIVERSITY

Tatiana V. Gavrilyuk1, Vladislav Yu. Bocharov2, Taisia V. Pogodaeva3

1 2' 3 University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation 2 Samara University, Samara, Russian Federation; 2 Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russian Federation tv_gavrilyuk@mail. ru

2 v.y. bocharov@utmn. ru

3 t.v.pogodaeva@utmn.ru

Abstract. The most significant innovations in the field of higher education that need to be comprehended by the scientific community include the transition of a number of Russian universities to personalized learning along individual educational trajectories, which

© Т.В. Гаврилюк, В.Ю. Бочаров, Т.В. Погодаева, 2023

radically changes agents' everyday practices within the educational space. Based on an empirical study conducted at the University of Tyumen in December 2022 (N = 1000), the educational strategies of first-year students in the context of individual educational trajectories have been considered in the article. Regarding studying at a university as a stage of the educational trajectory, which is part of the entire life path of a student, we use the temporal and value properties of the student's life world, their dynamics in the process of moving along an individual educational trajectory within the institutional space of the university as the basis for the typology of educational strategies. Factor analysis included the following components: 1) the meaning of past events ("Factors of the experience of studying at school"); 2) the value of relevant learning practices ("Factors of readiness for studying at a university (competence factors)" and "Factors of the principles importance of training within the individual educational trajectory"); 3) anticipation of the future - plans, goals, possible personal trajectories of life ("Factors of expectations from studying at a university" and "Professional prospects factors"). These groups of factors have been considered as independent empirical indicators and used as classification features for the subsequent differentiation of respondents into clusters. The result of the factor and cluster analysis is the typology of educational strategies of first-year students in the context of the implementation of the new educational model: "conformists", "excellent students", "activists", "nihilists"; each of them has its own educational strategy at the university. Conclusions are drawn about the expediency of building such a typology at the beginning of the student's educational trajectory, as this allows making timely management decisions on the development of educational strategies desirable for the university and the labor market and the correction of tundesirable ones, as well as the possibility of further monitoring measurements.

Keywords: educational strategies, individual learning pathways, students, typology

For citation: Gavrilyuk, T.V., Bocharov, V.Yu. & Pogodaeva, T.V. (2023) Educational strategies of first-year students under the conditions of individual learning pathways at the university. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 74. pp. 166-175. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/74/15

Введение

К наиболее значимым инновациям в сфере высшего образования, нуждающимся в осмыслении научным сообществом, относится переход ряда российских вузов к персонализированному обучению по индивидуальным образовательным траекториям (ИОТ). Цель представленной статьи - выделение типов образовательных стратегий студентов первого курса в новом образовательном пространстве, сформированном в результате внедрения модели обучения по ИОТ. Достижение поставленной цели состоит в решении последовательных задач: выяснить, какие типы студенческой рациональности сложились в границах нового образовательного пространства; как они артикулируются студентами на уровне идеально-типических конструкций (ключевые ценности в образовательной и карьерной сфере, идентификация с будущей профессией / сферой деятельности, карьерные и статусные цели, намерения и амбиции), в повседневных практиках на уровне ежедневных взаимодействий в коллективах (оценка технологии обучения по ИОТ, взаимодействия в группах, вовлеченность во внеучебную деятельность) и в контексте саморефлексии (оценка студентами собственной готовности к обучению на этапе вхождения в пространство вуза, характер планирования и целеполагания, компетенции и личностные качества, на формирование которых ориентированы студенты).

Обзор литературы

Понятие «образовательная стратегия» является устойчивым для российской социологии. Обобщение полувековой традиции исследования данной проблематики в отечественной науке представлено в коллективной монографии ФНИСЦ РАН «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования». В книге дается исчерпывающий анализ образовательных стратегий выпускников 11-х классов, анализируется динамика мотивации образовательного выбора, характера планирования образовательного пути, связи образования и жизненного успеха в представлениях молодежи, факторов академической успешности [1]. Также следует отметить значимую работу К.С. Фурсова, в которой на основании факторного анализа выделено восемь типов образовательных стратегий студентов российских вузов, описана логика мотивации и действий студентов в их рамках, например: «самореализация в профессиональной сфере», «избегание деятельности (вечный студент)», «направленное развитие» и т.д. [2].

Среди недавних эмпирических проектов можно назвать мониторинг образовательных стратегий абитуриентов, проводимый исследователями из МГУ им. Ломоносова. На основании опроса школьников они выделили несколько типов стратегий, которые интерпретируются в качестве «моделей-целей» получения образования: образование как ценность; как средство достижения статуса и материального благополучия; как продолжение семейной традиции; как средство достижения иных целей [3. С. 117]. Можно также отметить статью П.А. Амбаровой и Г.Е. Зборовского, посвященную стратегиям образовательного поведения студентов региональных вузов, нацеленным на достижение образовательной успешности. В результате авторы выделяют четыре таких стратегии: традиционную, инновационную, имитационную и стратегию «ухода» [4].

В зарубежном социологическом дискурсе среди подходов к исследованию образовательных стратегий и траекторий доминирует бурдьевистская традиция, берущая начало в работе П. Бурдье и Ж.-К. Пассрона о воспроизводстве классовой структуры общества через образовательную систему [5]. В рамках структурных подходов образовательные стратегии студентов вузов чаще всего анализируются в категориях образовательного выбора и образовательных решений в связи с различиями экономического положения семьи [6] либо социального класса и классового культурного капитала [7]. Когда же решающее значение придается индивидуальной субъектности, внимание авторов концентрируется, как правило, на исследовании образовательного опыта людей в контексте жизненного пути, их повседневных практиках в границах образовательных институтов и за их пределами, индивидуальной логики интерпретации жизненных событий [8].

Методология, методы и дизайн эмпирического исследования

Исследование проводилось методом анкетного опроса, аудиторно, на базе программы «Анкетолог» и включало в себя предварительный инструктаж респондентов интервьюером. Эмпирическим объектом выступили студенты-первокурсники Тюменского государственного университета (ТюмГУ). Выборочная совокупность носит целевой характер, является репрезентативной по

полу и группе специальностей. Количество участников исследования составило 1 000 человек, из них студенты естественно-научных специальностей -360 человек (36%), социально-гуманитарных специальностей - 640 человек (64%), что соответствует структуре генеральной совокупности первокурсников, поступивших в ТюмГУ в 2022 г (генеральная совокупность 3 760 человек, из них 2 253 женского пола, 1 507 мужского пола, 2 132 - социально-гуманитарные специальности, 1 228 - естественно-научные специальности). Из этих 1 000 человек были опрошены 400 человек (40%) мужского пола и 600 человек (60%) женского пола. Сбор данных производился в декабре 2022 г. Анализ осуществлялся в программе IBM SPSS Statistics, основными методами выступили частотный, факторный и кластерный анализ.

В рамках нашего исследования факторный анализ осуществлялся с помощью метода главных компонент (вращение Варимакс с нормализацией Кайзера) и выстраивался в границах темпоральной логики. Рассматривая учебу в вузе в качестве этапа образовательной траектории, являющейся частью всего жизненного пути студента, мы используем в качестве основания типологии образовательных стратегий темпоральные и ценностные свойства жизненного мира студента, их динамику в процессе движения по индивидуальной образовательной траектории в границах институционального пространства вуза. Факторный анализ включал в себя следующие компоненты: 1) значение прошлых событий («Факторы опыта учебы в школе»); 2) ценность актуальных учебных практик («Факторы готовности к учебе в вузе (факторы компетенций)» и «Факторы важности принципов обучения по ИОТ»); 3) предвосхищение будущего - планы, цели, возможные личные траектории жизни («Факторы ожидания от учебы в вузе» и «Факторы профессиональных перспектив»). Данные группы факторов рассматриваются нами как самостоятельные эмпирические показатели и используются в качестве классификационных признаков для последующего дифференцирования респондентов на кластеры.

Кластерный анализ выполнялся методом K-means. Обоснованность выбранной нами четырехкластерной модели подтверждается показателями F-статистики (статистика Фишера) и величиной статистической значимости (Sig). Итогом факторного и кластерного анализа является типология образовательных стратегий первокурсников в условиях реализации ИОТ.

Типология образовательных стратегий первокурсников в условиях реализации ИОТ

Социальный тип 1: «Конформисты» (28,3%)

Характеристики: конформизм, социальная пассивность, ориентация на минимизацию учебных усилий, тревога за будущее.

Основная образовательная стратегия - стратегия пассивного присутствия, выражающаяся в отсутствии интереса к учебным курсам, формальном выполнении минимальных требований на фоне отсутствия планирования и, как следствие, склонности к тревоге за свое профессиональное будущее, что может помешать успешному окончанию вуза.

Представители данного типа обладают низким уровнем уверенности в себе, не склонны на данном этапе своего жизненного пути принимать на себя ответственность за собственные успехи и неудачи. Мотивация образова-

тельного выбора у них в основном внешняя - стремление оправдать ожидания общества (почти 40% заявляют, что поступили в вуз только ради диплома) или родителей (почти четверть респондентов). Большинство представителей типа ориентировано на общение и веселую студенческую жизнь, только половина указывает на интерес к специальности как фактор выбора направления подготовки, при этом отмечается высокий удельный вес внешних факторов, определяющих выбор, - легкость поступления, стоимость обучения либо же просто случайность. Они считают достаточным минимальный уровень высшего образования, подкрепленный дипломом, в магистратуру большинство из них не собирается.

Базовые ценности «конформистов» - материальная обеспеченность (около 75%), обретение самостоятельности и финансовой независимости, обучение и саморазвитие, безопасность (около 70%). У представителей этого типа самый высокий уровень тревожности по массиву опрошенных - 58,7% отметили, что их тревожит профессиональное и карьерное будущее, что обусловлено стремлением адаптироваться к большинству, убежденностью в невозможности предугадать сценарии развития событий и, соответственно, нежеланием планировать будущее. Достаточно высока у них и вера в «счастливую случайность», способную изменить их профессиональное и карьерное будущее - почти 45%. Поэтому почти четверть (22,6%) уходят от размышлений о будущей работе, так как «перспектива их не радует», 56,5% же просто не знают, чем будут заниматься в жизни.

Четверть респондентов этого типа относят свою семью к рабочему классу, при этом «конформисты» в большей степени ориентированы на поддержание текущей статусной позиции.

Важнейшими личностными качествами для успешной учебы (помимо «заинтересованности в обучении, целеустремленности, мотивации», что считают главным представители всех типов) для них являются стрессоустойчи-вость и способность сдерживать эмоции. В процессе обучения в вузе по модели ИОТ они хотели бы развить такие качества, как общительность, умение работать в команде и дисциплинированность. Базовые знания, полученные в школе, более половины «конформистов» оценивают как недостаточные для успешной учебы в вузе, хуже всего у них развиты навык публичных выступлений, умение понимать сложные тексты и иностранный язык. Большинство из них не уверены в своей способности адаптироваться в смешанных группах со студентами других специальностей и курсов, и почти треть не желает включаться ни в какие виды внеучебной деятельности. При этом все же они хотели бы учиться по индивидуальным образовательным траекториям с возможностью выбора учебных курсов (76,0%).

Социальный тип 2: «Отличники» (31,6%)

Характеристики: стремление к профессиональным знаниям, ориентация на мультидисциплинарность, высокий уровень самодисциплины и мотивации к учебе, сознательный выбор ИОТ, планирование образовательного пути.

Основная образовательная стратегия - стратегия личной ответственности, выражающаяся в высокой учебно-познавательной активности, стремлении к овладению дополнительными знаниями, как правило, в рамках образовательного пространства вуза. Очень высокая вероятность успешного окончания вуза.

«Отличники» позитивно настроены к учебе, рассматривают ее как основу личностного роста. Осознанно выбирали направление подготовки - порядка 80% из них руководствовались собственными интересами, около 40% также ориентировались на востребованность и престиж. Свыше 60% представителей этого типа ориентированы на магистратуру, при этом почти половина из них выбирают линейную образовательную траекторию - продолжение обучения в магистратуре по профилю. Каждый десятый хочет начать получать второе высшее образование параллельно основному.

Базовые ценности - обретение самостоятельности, обучение и саморазвитие, безопасность (74-77%). Почти на 100% уверены, что смогут быть успешными в профессии за счет собственного труда и целеустремленности, подавляющее большинство (86,7%) из них смотрят в будущее «с уверенностью и оптимизмом».

«Отличники» рассчитывают надолго остаться в профессии. Среди представителей данного типа наиболее выражена группа с самыми высокими зарплатными ожиданиями - 22,8% хотят зарабатывать свыше 100 тысяч рублей в течение первых нескольких лет после окончания вуза. Пятая часть «отличников» мечтает о максимальном карьерном росте - стать топ-менеджером компании. В два раза чаще в сравнении с другими типами они относят родительскую семью к «элите» (7%) и семьям с высоким уровнем дохода (8,2%), что согласуется и с их зарплатными ожиданиями. Чаще имеют происхождение из семей высшей части среднего класса, так как почти 40% из них утверждают, что родители имеют накопления, чтобы свободно купить недвижимость или автомобиль.

Учились в школе с интересом, высоко оценивают уровень подготовки в школе и профессионализм своих учителей. Главными для успешной учебы качествами считают трудолюбие и дисциплину; больше всего хотят развить за время учебы по ИОТ креативность и нестандартное мышление. «Отличники» имеют высокий уровень вовлеченности в университетское пространство, высоко оценивают свои адаптационные способности. В этой группе наблюдается поддержка всех принципов ИОТ, даже непопулярного принципа обучения в смешанных группах (уровень поддержки - 67,1%).

Социальный тип 3: «Активисты» (24,4%)

Характеристики: стремление к групповой работе, широкие неформальные коммуникации, высокий уровень готовности к внеучебной деятельности, невысокая степень внутренней мотивации к учебе.

Основная образовательная стратегия - расширение социального капитала, использование неформальных связей для адаптации в вузе и решения учебных задач, а также в целом для достижения жизненного успеха. Достаточно высокая вероятность успешного окончания вуза.

«Активисты» позитивно настроены к образованию в целом - почти так же, как и «отличники». Половина планирует заниматься самообразованием во время учебы вузе, треть собирается пройти обучающие курсы по интересам параллельно основной учебе.

Базовые ценности - финансовая независимость и обеспеченность (7779%), безопасность и благополучие семьи (73-74%), обучение и саморазвитие (70%). Среди «активистов» доля рассчитывающих на собственные усилия

как ключевой фактор достижения жизненного успеха свыше 90%, но оптимистично настроенных в отношении собственного будущего существенно меньше, чем среди «отличников», - на 20%.

Большинство представителей этого типа рассчитывают надолго остаться в профессии. Как и «отличники», они осознанно выбирали направление подготовки. Социальное происхождение представителей этой группы - в основном средний класс.

Ожидания от учебы связаны с приобретением особого жизненного опыта студенчества, общением и развлечениями, а также реализацией своих интересов вне специальности обучения. В меньшей степени они рассчитывают на обретение актуальных профессиональных знаний и широких компетенций, необходимых для работы. Они чаще других подчеркивают важность умения полноценно отдыхать и беречь нервы, а также способность находить контакт с преподавателем как необходимые качества для успешной учебы.

Уровень базовых знаний на этапе вхождения в вузовское пространство они оценивают достаточно высоко (хуже всего, по их мнению, развиты компетенции в цифровой сфере и уровень иностранного языка). В то же время у них очень высокие показатели в оценке навыков презентации и командной работы, а также умения писать тексты. За время учебы в вузе по модели ИОТ они хотели бы развить креативность и нестандартное мышление, навыки самоорганизации, ответственность, лидерские качества, умение ставить цели и достигать их. Хотели бы учиться по индивидуальным образовательным траекториям с возможностью выбора учебных курсов 74,6%. Порядка половины «активистов» ценят способ обучения в смешанных группах за возможность расширить свои контакты, однако для представителей типа это не является принципиальным, так как они способны устанавливать контакты и вне непосредственной учебной деятельности.

Социальный тип 4: «Нигилисты» (15,7%)

Характеристики: негативный настрой, низкая вовлеченность в групповую работу, отсутствие интереса к обучению, критичное отношение к системе обучения по ИОТ, ориентация на индивидуальное выполнение учебных заданий.

Основная образовательная стратегия - стратегия избегания, выражающаяся в негативном отношении к учебе в вузе, критичном настрое относительно технологии обучения по ИОТ, ориентации на тестовую систему оценивания знаний. Высокая вероятность не закончить вуз.

«Нигилисты» не хотят задумываться о будущем, достаточно часто не имеют представления о путях достижения жизненного успеха. Треть «нигилистов» уверены в бессмысленности планирования будущего, оптимистично в оценке собственных перспектив настроены менее 40%, крайне негативно -16,6%. В гораздо меньшей степени в сравнении с другими типами рассчитывают на значимость собственных усилий в достижении хорошего профессионального и карьерного будущего.

В этой группе самый низкий уровень позитивных ожиданий от учебы в сравнении с другими типами (40-50%), за исключением оценки актуальности знаний (66,2%). Утверждение же о значимости особого жизненного опыта студенчества, общения и развлечений разделяют менее четверти предста-

вителей этого типа, что позволяет говорить о низкой степени их вовлеченности в коммуникацию со сверстниками. Самыми важными качествами для успешной учебы «нигилисты» считают самостоятельность и ответственность. «Нигилисты» испытывают сложности с публичными выступлениями и овладением иностранным языком. Высоко оценивают они только сформированный за время учебы в школе навык «искать и систематизировать информацию». «Нигилисты» менее всех остальных типов ориентированы на развитие каких-то личностных качеств, больше всего они хотят выработать в себе общительность, умение ладить с людьми, умение ставить цели и достигать их, навыки самоорганизации.

Базовые ценности - материальная обеспеченность (73%), далее следуют все остальные обозначенные в описаниях других типов ценности (в диапазоне 65-68%).

Около 40% не собираются связывать свою жизнь с выбранной специальностью. В три раза чаще в сравнении с другими типами у них выражено стремление «вообще не работать» (7,6%) либо нежелание задумываться над данным вопросом (15,9%). В 2-3 раза чаще они также рассчитывают и на минимальный диапазон зарплат - каждый 10-й респондент полагает, что будет получать 20-30 тыс. после окончания университета. Свыше трети (35,3%) «нигилистов» заранее исключают для себя возможность карьерного роста, не имеют карьерных амбиций. При этом четверть из них относят свою семью к рабочему классу.

Наиболее критично из всех они настроены к технологии обучения по ИОТ - 22,9% предпочли бы учиться по единой для всех программе, и еще 15,9% говорят о том, что технология обучения для них не важна. Идею обучения в смешанных группах поддерживают всего 15,3%, тогда как 40% открыто говорят, что идея плохая. Половина говорит о том, что приходит в университет только учиться и никакие иные мероприятия для них не представляют интереса. Чаще других типов испытывают сложности в адаптации, каждый пятый говорит, что адаптироваться в смешанных группах ему будет тяжело.

Выводы

Доминирующими типами студентов-первокурсников оказались «отличники» (31,6%) и «конформисты» (28,3%), реализующие стратегии личной ответственности и пассивного присутствия в границах образовательного пространства университета. На последующих этапах реализации проекта планируется осуществление регулярного мониторинга динамики образовательных стратегий, способов планирования и действия в рамках выстраивания студентами своей индивидуальной траектории обучения.

Полученные эмпирические данные дают возможность для принятия управленческих решений по развитию желательных для вуза и рынка труда образовательных стратегий («отличники» и «активисты») и коррекции нежелательных («конформисты» и «нигилисты»), а также для дальнейших мониторинговых замеров. Возможности обоснованного планирования и поиска социальных резервов в условиях еще не полностью освоенного ни преподавателями вузов, ни самими студентами нового образовательного пространства - важная черта реализуемого нами подхода. Обучение планированию

образовательных стратегий активно практикуется в зарубежных вузах [9]. Представляется целесообразным поставить аналогичную задачу и перед российскими вузами, если мы хотим сохранять и развивать технологию обучения по индивидуальным траекториям.

Список источников

1. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М. : ЦСПиМ, 2015.

2. Фурсов К.С. Образовательные стратегии студентов российских вузов на этапе выхода на рынок труда: опыт эмпирического исследования // Вопросы образования 2006. № 2. С. 222-241.

3. Васенина И.В., Липатова М.Е., Сушко В.А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2019. № 25 (4). С. 102-123. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123

4. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 11. С. 64-80. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80

5. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / пер. с фр. Н.А. Шматко. М. : Просвещение, 2007.

6. Lane M. Explaining Educational Choice // Sociology. 1972. № 6 (2). P. 255-266. DOI: 10.1177/003803857200600206

7. PitzalisM., Porcu M. Cultural capital and educational strategies. Shaping boundaries between groups of students with homologous cultural behaviours // British Journal of Sociology of Education. 2017. Vol. 38, is. 7. P. 956-974. DOI: 10.1080/01425692.2016.1205968

8. Wong B., Chiu Y.-Li.T. Swallow your pride and fear': the educational strategies of high-achieving non-traditional university students // British Journal of Sociology of Education. 2019. Vol. 40, is. 7. P. 868-882. DOI: 10.1080/01425692.2019.1604209

9. Endres T., Leber J., Bottger C., Rovers S., Renkl A. Improving Lifelong Learning by Fostering Students' Learning Strategies at University // Psychology Learning & Teaching. 2021. Vol. 20, № 1. P. 144-160. DOI: 10.1177/1475725720952025

References

1. Konstantinovsky, D.L., Abramova, M.A., Voznesenskaya, E.D., Goncharova, G.S., Kostyuk, V.G., Popova, E.S. & Cherednichenko, G.A. (2015) Novye smysly v obrazovatel'nykh strategiyakh molodezhi: 50 let issledovaniya [New meanings in educational strategies of youth: 50 years of research]. Moscow: TsSPiM.

2. Fursov, K.S. (2006) Obrazovatel'nye strategii studentov rossiyskikh vuzov na etape vykhoda na rynok truda: opyt empiricheskogo issledovaniya [Educational strategies of Russian university students at the stage of entering the labor market: empirical research experience]. Voprosy obrazovani-ya - Educational Studies. 2. pp. 222-241.

3. Vasenina, I.V., Lipatova, M.E. & Sushko, V.A. (2019) Professional and educational strategies of modern applicants. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya -Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 25(4). pp. 102-123. (In Russian). DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123.

4. Ambarova, P.A. & Zborovsky, G.E. (2021) Ways to Success in Education: Students' Behavioral Strategies in Regional Universities of Russia. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. 30(11). pp. 64-80. (In Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80.

5. Bourdieu, P. & Passron, J.-K. (2007) Vosproizvodstvo: elementy teorii sistemy obrazovaniya [Reproduction: Elements of the theory of the education system]. Translated from French by N.A. Shmatko. Moscow: Prosveshchenie.

6. Lane, M. (1972) Explaining Educational Choice. Sociology. 6(2). pp. 255-266. DOI: 10.1177/003803857200600206

7. Pitzalis, M. & Porcu, M. (2017) Cultural capital and educational strategies. Shaping boundaries between groups of students with homologous cultural behaviours. British Journal of Sociology of Education. 38(7). pp. 956-974. DOI: 10.1080/01425692.2016.1205968

8. Wong, B. & Chiu, Y.-Li.T. (2019) Swallow your pride and fear': the educational strategies of high-achieving non-traditional university students. British Journal of Sociology of Education. 40(7). pp. 868-882. DOI: 10.1080/01425692.2019.1604209

9. Endres, T., Leber, J., Bottger, C., Rovers, S., & Renkl, A. (2021) Improving Lifelong Learning by Fostering Students' Learning Strategies at University. Psychology Learning & Teaching. 20(1). pp. 144-160. DOI: 10.1177/1475725720952025

Сведения об авторах:

Гаврилюк Т.В. - кандидат социологических наук, доцент, руководитель Центра образовательной аналитики Тюменского государственного университета, ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследования рынка труда Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: tv_gavrilyuk@mail.ru

Бочаров В.Ю. - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королёва (Самара, Россия); ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН филиала ФНИСЦ РАН (Санкт-Петербург, Россия); аналитик Центра образовательной аналитики Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: v.y.bocharov@utmn.ru

Погодаева Т.В. - кандидат экономических наук, доцент, советник ректора Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: t.v.pogodaeva@utmn.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors:

Gavrilyuk T.V. - Cand. Sci. (Sociology), docent, head of the Center for Educational Analytics, leading researcher of the Labor Market Research Laboratory, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: tv_gavrilyuk@mail.ru

Bocharov V.Yu. - Cand. Sci. (Sociology), docent, associate professor, Department of Sociology and Cultural Studies, Samara University (Samara, Russian Federation); associate researcher, Institute of Sociology, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (Saint-Petersburg, Russian Federation); analyst of the Center for Educational Analytics, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: v.y.bocharov@utmn.ru

Pogodaeva T.V. - Cand. Sci. (Economics), docent, advisor to the Rector of the University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: t.v.pogodaeva@utmn.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.05.2023; одобрена после рецензирования 28.06.2023; принята к публикации 18.08.2023

The article was submitted 02.05.2023; approved after reviewing 28.06.2023; accepted for publication 18.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.