Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Саенко Н.Р., Якушина Н.В. Образовательные ресурсы музея «Дом Лосева» и их использование в преподавании философии // Философия и культура. 2024. № 6. DOI: 10.7256/2454-0757.2024.6.43554 EDN: AHFQMG URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=43554
Образовательные ресурсы музея «Дом Лосева» и их использование в преподавании философии
Саенко Наталья Ряфиковна
ORCID: 0000-0002-9422-064X доктор философских наук, кандидат филологических наук профессор кафедры гуманитарных дисциплин Московского политехнического университета
107023, Россия, г. Москва, ул. Большая Семёновская, 38
Я<уикина Наталья Викторовна
СКСЮ: 0000-0001-8178-6778 кандидат философских наук
доцент, кафедра "Гуманитарные дисциплины", Московский политехнический университет
107023, Россия, г. Москва, уп. Большая Семёновская, 38
И [email protected] Статья из рубрики "Философия науки и образования"
DOI:
10.7256/2454-0757.2024.6.43554
EDN:
AHFQMG
Дата направления статьи в редакцию:
11-07-2023
Аннотация: Предметом рассмотрения в статье, опирающейся на концепцию и практическую методику использования пространства музейной экспозиции в качестве образовательного, является образовательная и просветительская деятельность московского мемориального музея «Дом Лосева». Особое внимание уделено анализу таких образовательных ресурсов нового типа, предлагаемых «Домом Лосева», как
«Научная библиотека», «Онлайн-лекция» и «Учебный день в музее»; в рамках каждой из этих форм проанализирован ее общий образовательный потенциал и достоинства в сравнении с традиционными формами обучения философии в стенах образовательного учреждения. Цель исследования определена как оценка и анализ возможностей, предоставляемых образовательными ресурсами мемориального музея «Дом Лосева» (Москва). По результатам исследования выделены и проанализированы принципиально новые возможности повышения эффективности философского образования через активное формирование образовательной мотивации посетителя музея или обучающегося индивида посредством иммерсии и интерактивного взаимодействия. В заключение дана оценка просветительской деятельности «Дома Лосева» в рамках общего социокультурогенеза российского общества, ее фактического противоположения множественным тенденциям культурной примитивизации. В статье делаются выводы о том, что, обладая выраженным дискурсивным характером, философия, будучи представленной в образовательном пространстве музея «Дом Лосева», получает дополнительные оригинальные возможности для развертывания этого дискурса. Репрезентированная в образовательном пространстве музея, философия, как сложившаяся система, со своей содержательной стороны выступает как гармония и равновесие собственных объективных и субъективных аспектов. Полноценное философское образование не может ограничиваться только учебными практиками, необходимо включая в себя воспитание свойственной философии культуры и самостоятельности мышления. В эпоху информационной культуры, предполагающей возможности обеспечения быстрого доступа к любой информации, акценты в процессе обучения смещаются от прежних форм ее прямой трансляции к формированию соответствующей учебной мотивации, иммерсивности и интерактивности новых форм обучения, обеспечиваемых образовательным пространством музея.
Ключевые слова:
музей, Лосев Алексей Фёдорович, философия как дискурс, преподавание философии, экспозиция музея, интерактивность, образовательное пространство, иммерсия, музейная педагогика, интеллектуализация социума
Классическая формулировка понятия «философия» как взаимосвязанной системы наиболее общих знаний о мире и месте человека в нем имеет, подобно формулировке основного вопроса философии, также и свою вторую сторону. Исторический генезис знаний, во все времена тем или иным образом относимых к философским, обладает ярко выраженным и внутренне присущим ему дискурсивным характером, обнаруживающим себя в постоянном противоборстве многих частных философских теорий, концепций, идей, взглядов и представлений, принадлежащих конкретным историческим мыслителям. В этом отношении философия как таковая есть не только система знаний, но и спор, обсуждение, дискурс, сопровождающий историческое развитие и интеллектуальное совершенствование человеческой цивилизации - спор, в котором вечно рождается вечная истина философии.
Необходимо подразумевающая плюрализм мнений, суждений, взглядов, идей, философия исторически сложилась именно таким образом потому, что на самом деле, обучая и обучаясь истории философии, научить (и научиться) таким путем философствовать возможно отнюдь не всегда. Поэтому содержательная сторона философии складывается как своего рода гармония, как сбалансированное равновесие
между множеством объективных истин философии и множеством субъективных суждений о таковых. В этой связи для исторически сложившейся философской традиции всегда крайне острым остается вопрос о том, каким именно образом следует учить философии?
[15, Сш 74] Поступательно развиваясь вместе с другими отраслями духовной активности индивида и социума и во многом подобно им, философия находится в постоянном поиске наиболее действенных и эффективных путей и способов передачи самого важного опыта философского постижения мира и человека следующим поколениям будущих интеллектуалов, тем самым уделяя должное внимание каждой новой возможной форме [16, с- 41]. В этом отношении, например, музей выдающегося мыслителя, опередившего в своем философском творчестве даже само время, вполне может рассматриваться в качестве такой перспективной образовательной формы или модели учебного пространства, что, по существу, и определило актуальность настоящего исследования.
Цель исследования связана с его актуальностью, и определена как оценка и анализ возможностей, предоставляемых образовательными ресурсами мемориального музея «Дом Лосева» (Москва). В статье использованы метод анализа текстовых материалов, контент-анализа, функционального анализа образовательной среды в реальном и виртуальном учебном пространстве, а также кросс-факторного анализа ряда источников по параметрам, изучение содержания которых способствовало достижению заявленной цели исследования.
Полноценное философское образование во все времена не могло ограничиваться только собственно учебными практиками хотя бы даже и в самом широком смысле этого слова, обязательно заключая в себе также и ряд воспитательных аспектов, направленных прежде всего на формирование и развитие индивидуальных навыков самостоятельного и критического мышления, определяющего контуры общей интеллектуальной культуры индивида в той ее форме, которая призвана стать средством отражения и репрезентации высших достижений, определяющих фактический уровень исторического развития
философии ИЗ!. Таким образом, в эпоху современной информационной культуры обычная трансляция учебной информации стремительно утрачивает и общий смысл, и свои былые позиции, уступая их целенаправленному формированию учебной мотивации обучаемого с последующим ростом уровня его автономности и субъектности участия в учебном процессе, что исторически в наибольшей степени наиболее свойственно именно философии по сравнению с иными видами познавательной деятельности человека. Это является сложной и крайне индивидуализированной по средствам своей реализации образовательной задачей, для успешного решения которой необходимы действительно радикально новые, инновационные формы и модели обучения, предполагающие наличие некоторого образовательного пространства, внутри которого наилучшим образом могут быть созданы и реализованы условия как можно более полной иммерсии обучающегося в процесс приобретения новых знаний, глубина которой может быть оцениваема в таких параметрах, как мотивация, заинтересованность, доступность, наглядность и простота управления процессом использования образовательных ресурсов такого места обучения. В этом отношении образовательное пространство современного музея - и реальное, и интерактивное - при наличии правильной его организации обретает огромный потенциал и раскрывается целым спектром возможностей.
Идея мемориального музея А. Ф. Лосева формировалась в процессе работы с архивами и мемориальным книжным собранием философа, а также на основе работы культурно-просветительского общества «Лосевские беседы», которое с 1990 года вело работу по сохранению традиций русской философской мысли. Активная общественная и просветительская работа, в которую под руководством А. А. Тахо-Годи активно
включились люди разных поколений, объединенные стремлением сохранить и сделать доступным наследие А. Ф. Лосева, трансформировалось в образовательно-просветительское движение. Логичным следствием данной работы стало учреждение в 2004 году Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом Лосева», которая открылась для посещения в 2004 году в доме, где А. Ф. Лосев прожил чуть менее
полувека Библиотека была замыслена как бесплатная и общедоступная, в этом качестве она продолжает работать и развиваться, собрав значительный фонд литературы и медиаресурсов не только по философии, но и по истории, культурологии, религиоведению, искусствознанию и другим гуманитарным дисциплинам. В 2006 году в «Ломе Лосева» была открыта постоянная мемориальная экспозиция, посвященная великому русскому философу.
Таким образом, мемориальный музей великого русского философа А. Ф. Лосева на Арбате во многом задумывался и организовывался именно как культурное, образовательное и просветительское пространство. Всякий музей остается коллекцией первоисточников и пространством развернутой ретроспекции философского наследия, а в условиях современной информационной культуры такие возможности можно эффективно использовать для концентрации философской рефлексии потенциального посетителя музея на наиболее важных достижениях и идеях, что, в свою очередь, поможет ему в последующем сориентироваться в информационных потоках, и выработать наиболее действенные навыки навигации в этом море информации. Кроме того, высокий уровень наглядности и возможности визуализации экспонатов из коллекции музея формирует более устойчивые навыки личного прочтения и понимания культурного кода соответствующей исторической эпохи, что в условиях чисто образовательного учреждения получается сделать, как правило, с меньшим эффектом, тогда как именно для философа этот навык был и остается одним из наиболее важных. Активируя таким образом образовательную мотивацию, пространство музея тем самым создает особую форму интерактивного взаимодействия между восприятием посетителя музея и
содержанием музейной экспозиции [9, Сш 25]. При этом уровень иммерсии и хронометраж проводимых мероприятий могут варьироваться от частных и локальных до более всеохватных. Начальным уровнем для организации таких мероприятий выступает научная библиотека музея «Дом Лосева» как в своей реальной, так и в мультимедийной версии, качество которой обеспечивается современными возможностями оцифровки текстовых материалов и фотографических изображений.
Известно, что Алексей Федорович был не только замечательным философом, но и филологом, исследователем античной эстетики и внутренней диалектики античного мифа. Образовательным ресурсом «Дома Лосева» с более высоким уровнем интерактивности выступают регулярно организуемые онлайн-лекции по философии и филологии, позволяющие их слушателю более разнообразно и всесторонне оценить глубину общего
интеллектуального наследия А. Ф. Лосева [7], а также самостоятельно разобраться во множественных аспектах взаимообусловленности его философских, филологических и культурологических построений, опирающихся на интеллектуальное наследие античности, которое было единым и не знало различий между теми отраслями духовной активности социума, которые исторически обособились и были выделены в рамках единого культурного поля античной цивилизации ее позднейшими исследователями. Нельзя исключать, что опыт использования образовательных ресурсов данного типа позволяет эффективно создавать такие когнитивные компетенции, которые в рамках обычного образовательного учреждения сформировать просто невозможно - причем, что вполне очевидно, это не может быть отнесено к одному только философскому
образованию.
Более всеохватными и разнообразными для участников по спектру предлагаемых возможностей являются регулярно проводимые «Домом Лосева» образовательные
собрания под названием «Учебный день в музее» интерактивные версии которых распространяются по каналам массовой коммуникации не только для жителей России, но и для слушателей из зарубежья. Наиболее выдающиеся события жизни А. Ф. Лосева, его самые фундаментальные научно-философские труды, отраженные в наличной экспозиции музея и находящиеся в музейной библиотеке, стали основой для создания таких тематических «учебных дней», как «Я сослан в XX век», «Труды и дни Дома Лосева», «Философская лестница» и многих других. Форма участия слушателей в этих мероприятиях представляет собой, по существу, хорошо подготовленную и организованную познавательную экскурсию, маршрут и порядок следования в которой в режиме удаленного доступа определяет сам участник «учебных дней» по своей инициативе [14, Сш 30].
Как и «Онлайн-лекции», «учебные дни» отличаются столь же высоким уровнем интерактивности, используя возможности которой, каждый участник получает доступ к режиму фактического диалога между ним и виртуальным экскурсоводом, программная часть образа которого создается внутри пространства этого ресурса, тогда как информационный обмен организуется и модерируется самим участником, что, без сомнения, в значительной мере повышает уровень субъектности последнего внутри данного образовательного пространства [17, Сш 298"". В этом отношении опыт проведения образовательных мероприятий такого характера становится для отечественной сферы культуры поистине уникальным, поскольку образовательное пространство «Дома Лосева» организовано и структурировано таким образом, что оно позволяет посетителю или участнику образовательного мероприятия приобщиться к философскому творчеству великого мыслителя путем создания целого ряда эффектов фактического погружения
обучаемого внутрь исторического и философского генезиса этого наследия [10, Сш 11]. Восприятие и мышление обучаемого вовлекаются в иммерсивное продвижение по фундаментальным «реперным точкам» философского творчества А. Ф. Лосева - смысл и имя, логос и миф, эстетика и диалектика. Создаваемый «Домом Лосева» данный программный продукт может быть эффективно использован не только в рамках собственно изучения философии, но и таких учебных дисциплин, как культурология, обществознание, история, литература. Фактически, системность и организованность подхода к созданию образовательных ресурсов данного характера ныне дает возможность утверждать возникновение учебной методологии нового типа - музейной
педагогики [8, С- 111].
Используемые возможности пространства экспозиции музея «Дом Лосева» при их использовании в мультимедийной форме фактически формируют особый хронотоп, погружение обучающегося в который с образовательными целями позволяет решить целый ряд задач традиционной методики и дидактики принципиально новыми, инновационными путями и способами, эффективность которых в значительной мере превосходит традиционные формы учебного процесса
В этом отношении «Дом Лосева» представляется явлением уникальным не только в отечественной культуре, но и в образовательной сфере, предлагая такие формы взаимодействия посетителя музея с материалами экспозиции, которые формируют новые представления о возможности использования музейного пространства в качестве
пространства образовательного -Ш. Высокий уровень интерактивности предоставляемых «Домом Лосева» образовательных ресурсов свидетельствует о переходе от репрезентации к диалогу с посетителем, зрителем, слушателем, а это с точки зрения педагогики весьма эффективно, потому что устойчиво и долговременно обучающимся
запоминаются и сохраняются только его собственные усилия Иначе говоря, человек обучается не только воспринимать, но и осмысливать воспринятое, причем, и это самое важное - осмысливать самостоятельно. В сегодняшнем мире воинствующей псевдокомпетентности, в основе которой лежит масштабный кризис референции, спровоцированный массовой культурой потребительского типа, зачастую только собственные твердые знания и убеждения индивида становятся ему единственной опорой в его критическом отношении к самой разнообразной пропаганде
В указанном отношении «Дом Лосева» не только феноменологически, но и
гносеологически противодействует этому псевдокультурному мейнстриму I!2!, приводящему к снижению основных когнитивных свойств людей, вовлеченных в процессы воздействия массовой культуры и средств массовой информации. Неустойчивость внимания и недостаточнная его концентрация, клишированность восприятия, стереотипность мышления приводит к своеобразному «оглуплению» современного человека. Внедрение в когнитивное пространство массового человека многочисленных клише, ярлыков, лозунгов, слоганов, клипов, комиксов и т.п. миметики, негласно подменяет подлинную семиотику культуры, поскольку реализуемая сегодня «Домом Лосева» просветительская и образовательная активность учит своего посетителя, зрителя, слушателя все более редкому ныне искусству мыслить -2, Сш 14]. Представляется, что предлагаемые музейным пространством «Дома Лосева» образовательные ресурсы и модели приобщения к сокровищнице отечественной философской мысли превосходят границы традиционно комплиментарных, факультативных форматов, демонстрируя свой оригинальный и вполне самобытный характер, и тем самым формируя фактическую основу принципиально новой отрасли преподавания философии в образовательном пространстве музея в атмосфере вдохновения и творения, которую, к сожалению, не всегда возможно создать в стенах традиционного образовательного учреждения.
Выводы
1. Обладая выраженным дискурсивным характером, философия, будучи представленной в образовательном пространстве музея «Дом Лосева», получает дополнительные оригинальные возможности для развертывания этого дискурса.
2. Репрезентированная в образовательном пространстве музея, философия, как сложившаяся система, со своей содержательной стороны выступает как гармония и равновесие собственных объективных и субъективных аспектов.
3. Полноценное философское образование не может ограничиваться только учебными практиками, необходимо включая в себя воспитание свойственной философии культуры и самостоятельности мышления.
4. В эпоху современной информационной культуры, предполагающей возможности обеспечения быстрого доступа к любой необходимой информации, акценты в процессе обучения смещаются от прежних форм ее прямой трансляции к формированию соответствующей учебной мотивации, иммерсивности и интерактивности новых форм обучения, обеспечиваемых образовательным пространством музея «Дом Лосева».
5. Основными образовательными ресурсами «Дома Лосева» являются интерактивная «Научная библиотека», «Онлайн-лекции» и «Учебные дни в музее», абсолютно оригинальные и самобытные по своему характеру и содержанию.
6. За рамками философского образования просветительская деятельность «Дома Лосева» в общем может расцениваться как интеллектуализация и повышение внутренней духовной культуры социума, что ровно противоположно оглупляющему влиянию примитивного современного масскульта.
Библиография
1. Барсукова Н. И., Родионова Н. В. Медиапространство музея как поиски нового формата // Костюмология. 2022. Т. 7. № 1. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/14IVKL122.pdf
2. Василина Д.С. Виртуальный музей как феномен современной культуры // Международный журнал исследований культуры. 2016. №3 (24). C. 13-17.
3. Знепольский Б. Как преподается и как должна преподаваться философия // Отечественные записки. 2002. № 2. URL: https://strana-oz.ru/2002/2Zkak-prepodaetsya-i-kak-dolzhna-prepodavatsya-filosofiya
4. Кондратьева С. Б. М. К. Мамардашвили: опыт преподавания философии - взгляд из будущего // Научное обозрение : монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 104112.
5. Куликова, Е. В. Якушкина Н. В. Путешествие в музей. Казань : Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2019. - 86 с.
6. Методика «Учебный день в музее». Философский центр "ИДЕЯ". URL: https ://museumday.mosmetod.ru/site/submitanapplication/49
7. Онлайн лекции по философии и филологии. Философский центр "ИДЕЯ". URL: http://domloseva.ru/obrazovanie/onlajn-resursy-dlya-chitatelej-2
8. Пронина Л. А. Открытое культурно-образовательное пространство как образовательная парадигма общества знаний // Аналитика культурологии. 2007. № 8. С. 110-118.
9. Саенко Н. Р. Современные трансформации идеи музея под открытым небом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9, № 4. С. 23-30.
10. Синицина О. Образовательные программы в музеях и музейные библиотеки // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. М., 2012. 176 с.
11. Трошина Т. М. Экран как инструмент в научно-просветительской и исследовательской работе музея // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики. М.; Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 2006. С. 156-166.
12. Трошина Т. М. Интерактивный музей в современном медиапространстве // Медиакультура новой России: материалы международной научной конференции / под редакцией Н. Б. Кирилловой и др. Екатеринбург; М., 2007. Т. 2. С. 306-318.
13. Хакимзянова З. Мультимедиа как путь к пониманию философии: в Доме Лосева открыли новый музей. Caoinform.moscow/ [Электронный ресурс]. 2019. № 12. URL: https ://caoinform.moscow/multimedia-kak-put-k-ponimayu-filosofii-v-dome-loseva-otkryili-novyiy-muzey/
14. Ченцова О. В. Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы высшего образования // Педагогика и просвещение. 2017. № 2. С. 29-39.
15. Щеглова Л. В. Плужникова Н. Н., Саенко Н. Р. Интерактивные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин: в поисках современной модели обучения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11, № 2. С. 73-78.
16. Щеглова Л. В., Саенко Н. Р. Методические ресурсы художественного кинематографа в контексте преподавания гуманитарных дисциплин в современной высшей школе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10, № 4. С. 39-48.
17. Юренева Т. Ю. Музейная коммуникация: основания и модели культурологического анализа // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И. М. Быховской. М.: Смысл, 2010. С. 297-303.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Философия и культура» автор представил свою статью «Образовательные ресурсы музея «Дом Лосева» и их использование в преподавании философии», в которой проведено исследование потенциала включение возможностей музейного пространства в современный образовательный процесс.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что современная массовая культура и мультимедиа приводит к недостаточной концентрации, клишированности восприятия, стереотипности мышления индивида. «Дом Лосева», с точки зрения автора, не только феноменологически, но и гносеологически противодействует этому псевдокультурному мейнстриму, приводящему к снижению основных когнитивных свойств людей, вовлеченных в процессы воздействия массовой культуры и средств массовой информации, предлагая такие формы взаимодействия посетителя музея с материалами экспозиции, которые формируют новые представления о возможности использования музейного пространства в качестве пространства образовательного. Как заявляет автор, при помощи ресурсов музея человек обучается не только воспринимать, но и самостоятельно осмысливать воспринятое.
Актуальность исследования обусловлена тем, что музей выдающегося мыслителя, опередившего в своем философском творчестве даже само время, может рассматриваться в качестве перспективной образовательной формы или модели учебного пространства. К сожалению, в работе отсутствует анализ научной обоснованности изучаемой темы, что делает затруднительным вывод о научной новизне исследования. Методологическую базу исследования составили метод анализа текстовых материалов, контент-анализа, функционального анализа образовательной среды в реальном и виртуальном учебном пространстве, а также кросс-факторного анализа ряда источников. Теоретической основой исследования выступают работы таких исследователей как Трошина Т.М., Ченцова О.В., Знепольский Б., Саенко Н.Р. и др. Эмпирическую базу исследования составили экспозиции и проводимые мероприятия музея «Дом Лосева».
Соответственно, цель данного исследования заключается в оценке и анализе возможностей, предоставляемых образовательными ресурсами мемориального музея «Дом Лосева» (Москва).
Размышляя о специфики обучения философии в современном образовательном процессе, автор заключает, что философское образование не может ограничиваться только собственно учебными практиками хотя бы даже и в самом широком смысле этого слова, обязательно заключая в себе также и ряд воспитательных аспектов, направленных прежде всего на формирование и развитие индивидуальных навыков самостоятельного и критического мышления, определяющего контуры общей интеллектуальной культуры индивида в той ее форме, которая призвана стать средством отражения и репрезентации высших достижений. В этом отношении образовательное
пространство современного музея - и реальное, и интерактивное - при наличии правильной его организации обретает огромный потенциал и раскрывается целым спектром возможностей.
Автор поясняет выбор предмета исследования, «Дом Лосева», тем, что именно в данном музее высокий уровень наглядности и возможности визуализации экспонатов формирует более устойчивые навыки личного прочтения и понимания культурного кода соответствующей исторической эпохи, что в условиях чисто образовательного учреждения получается сделать, как правило, с меньшим эффектом, тогда как именно для философа этот навык был и остается одним из наиболее важных. Активируя таким образом образовательную мотивацию, пространство музея тем самым создает особую форму интерактивного взаимодействия между восприятием посетителя музея и содержанием музейной экспозиции.
Автор в исследовании детально анализирует такие ресурсы, предоставляемые «Домом Лосева» в качестве образовательных, как образовательные собрания «Учебный день в музее», тематические учебные дни, онлайн-лекции, интерактивная «Научная библиотека».
Проведя исследование, автор представляет выводы по изученным материалам. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение потенциала музейного пространства в качестве образовательного ресурса представляет несомненный теоретический и практический культурологический и философский интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 17 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Однако автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.