УДК 37.013.42:371.134
Д. Б. Бережнова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ФОНОВЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фоновые знания; образовательные ресурсы; профессиональное становление социального педагога; поликуль-турное образовательное пространство.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы профессионального становления социального педагога в условиях поликультурного образовательного пространства. В качестве условий поддержки профессионального саморазвития социального педагога предлагаются образовательные ресурсы фоновых знаний, способы оптимизации межкуль-турной коммуникации, потенциал антистереотипной образовательной среды.
D. B. Berezhnova
EDUCATIONAL RESOURCES OF BACKGROUND KNOWLEDGE IN THE PROCESS OF SUPPORTING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A SOCIAL EDUCATOR
KEY WORDS: background knowledge; educational resources; professional development of a social educator; multi-cultural educational space.
ABSTRACT. The article deals with problems of professional development of a social educator in conditions of multi-cultural educational space. The author offers educational resources of background knowledge and ways of optimization of intercultural communication, potential of anti-stereotypic educational environment as conditions of professional self-development support of a social educator.
Современное социокультурное пространство отличается динамичной изменчивостью информационного потока. Динамика его развития обусловлена интегративными процессами, появляется понятие «мультикультурное» образование, которое универсально и понятно социумам с различными ценно-
стями, нормами. Содержание образования не всегда адекватно отражает данный процесс, так как появляются новые источники информации, которые влияют на уровень знаний. Возникает педагогическая проблема, каким содержанием наполнить образовательную среду и на каких основаниях ее создавать.
Присвоение знаний обусловлено их социальной и личностной значимостью, которую определяет жизненный индивидуальный опыт каждого ребенка на определенном возрастном этапе. Местом реализации опыта жизнедеятельности выступает окружающая среда, включающая ряд подсистем, интеграцию которых обеспечивает социальная среда, определяющая качество жизни. Человек стремится обрести «средовую» идентичность, позволяющую ему успешно адаптироваться в условиях социальной среды.
Современная образовательная среда занимает особое место в информационном пространстве социума в целом и соотносится с существующим социальным фондом знаний, норм, ценностей с потребностями развития самого ребенка (В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова, В. И. Слободчиков, И. Д. Фрумин). По-ликультурное общество отличается разнообразием ценностных представлений, социальных норм, форм экспрессивного поведения — что усложняет выбор оснований для организации образовательной среды и ее содержательным наполнением. Реализация культурологического подхода в педагогике позволяет определить основные стратегии и способы создания образовательной среды, которая отличается культуросообразностью, но проблема ее организации в поликуль-турном обществе остается не разрешенной.
Образовательная среда, согласно культурологическому подходу, содержит элементы общего социокультурного пространства и служит условием развития личности ребенка, которая проявляется в культурной практике — активного взаимодействия со средой, что может способствовать становлению сознания культурно-исторического характера. Культуросообразная образовательная среда определяется как условие для опыта конструирования социальных смы-
слов человеком в процессе его взаимодействия с внешним миром.
Поликультурность образовательной среды предоставляет человеку выбор опыта культурных практик и способствует развитию толерантного сознания, а также позволяет создавать индивидуальную образовательную среду. Конструировать собственную среду развития, согласно концепции Г. М. Андреевой, значит привести «в систему информацию о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла» [1], что способствует созданию индивидуальной культуросообразной образовательной среды. Особую, социально-значимую роль в создании культуросообразной среды поли-культурного общества играет фоновое знание.
Педагогический потенциал фонового знания раскрывается как возможность развить у человека индивидуальный стиль познания на основе опыта познавательной деятельности. Возможности профессионального саморазвития социального педагога раскрываются в разнообразии и насыщенности не только педагогической, но и культурной практики в целом, которая зависит во многом от восприятия фонового знания социума.
Междисциплинарный анализ (гносеология, культурология, страноведение, этнопсихолигвистика) понятие «фоновое знание» позволяет характеризовать как предпосылочное знание: актуально соразмерный познавательным целям и задачам фонд социальных образов, аналогий, метафор (И. Т. Касавин, 1994). Считается, что оно представляет ассоциации и символы социокультурного пространства (Э. Д. Хирш, 1988); обоюдное знание реалий говорящими и слушающими, являющееся основой языкового общения (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, 1980).
Результат междисциплинарного анализа дал возможность понять, что сфор-
мированное предпосылочное фоновое знание является сущностью процесса социальной интеграции знания, влияющего на социализацию человека и обусловливает его идентификацию, а затем дальнейшее саморазвитие. Можно выделить взаимосвязь между реализацией функций фонового знания и опыта познания социокультурной среды, так как именно опыт, культурные практики позволяют реализовывать функционал фонового знания с одной стороны, но с другой, опыт познания определяется возможностью восприятия и актуализации социокультурного фона.
Сложившийся фонд предпосылочных социальных образов, предметных смыслов окружающего мира, носителем которых является фоновое знание, передается посредством культуры общества, которая мотивирует и создает условия для развития познавательного процесса. Таким образом, первая функция фонового знания — социальное интегрирования идеальных объектов культуры. Пространство современной культуры отличается постоянным расширением сферы знаний, и характеризуется как информационное. Но информация (лат. Погта-Но — разъяснение, изложение) трактуется как сведения о чем-либо, которые вне социокультурного контекста не являются знаниями. Именно осмысление и познание информации в социкультурном контексте на уровне как внешней, так и внутренней социальности позволяет называть ее знанием. Для будущего социального педагога реализация этой функции отражена в стремлении к постоянному самообразованию, развитию креативного мышления и повышению уровня профессиональной компетенции.
Пространство современной культуры отличается постоянным расширением сферы знаний, и характеризуется как информационное. Именно осмысление и познание информации в социкультур-ном контексте на уровне как внешней,
так и внутренней социальности позволяет называть ее знанием. Поэтому, вторая функция фонового знания состоит в осмысление информации в культурном контексте, способной стать знанием. Лексика, содержащая национальнокультурный компонент, является социально значимой для развития внешней социальности знания. Фонд фоновых знаний социума наполняет смыслом лексику, выступая контекстом общения. Фоновое знание на вербальном уровне обеспечивает трансляцию знаний, зафиксированных опытом познания окружающего мира в социокультурном контексте. Вербальный способ реализации второй функции фонового знания позволяет достигнуть понимания в речевом общении, чему помогает наличие общеизвестной, представленной общепринятыми маркированными культурными кодами информации. Главным при этом способе является вариативность речевых стилей педагога, так как накопление фонового знания с лингвистической точки зрения происходит на индивидуальном уровне осмысления, и часто препятствием в общение с ребенком является различность понимания одних и тех же вербальных образов. Особо следует отметить важность данного направления саморазвития социального педагога в по-ликультурном обществе.
Третья функция фонового знания — обеспечение социокультурного контекста, помогающего устанавливать коммуникацию внутри определенной социальной общности. Фонд фоновых знаний обусловлен рамками национальной (этнической культуры), что способствует развитию использования потенциала фоновых знаний для обеспечения процесса межкультурного взаимодействия.
Знание фона культуры также влияет и может коренным образом изменить форму организации образовательной среды, что порождает варианты типов и моделей. Так, возникновение в ХХ в.
стимулирующей образовательной среды во многом связано с изменениями норм и культурных кодов фонового знания, что обусловлено мощным развитием средств информации и некоторым «размыванием» ограничений и стереотипов традиционного типа культуры.
Двойственная структура фона, который с одной стороны имеет тенденцию к стабильности, устойчивости, а с другой подвержен изменениям и динамике современного культурного пространства (с направленность к универсализации) помогает моделировать обучающие среды способные отражать устойчивые «вечные» и новые ценности культуры, как отмечал О. С. Газман: «Основная черта культуры (а значит, и образования), которая явственно проявилась на пороге 21 века и, видимо, будет определять их развитие в следующем столетии, — ее диалогичность. НТР и связанная с ней (или противостоящая ей) вторая эпоха Возрождения (новое гуманистическое мышление) открыли для человечества возможность и необходимость общения «на равных» с культурами как прошлых исторических эпох (по вертикали), так и многообразием современных культур (по горизонтали) с различными социальными и географическими этимологиями» [2. С. 29]. Так именно мультикультурное взаимодействие, «диалогичность» культур стимулирует динамику реализации фонового знания, что создает определенный «культурный тип образования», освоение которого является главным условием профессиональной успешности социального педагога.
У каждого человека фоновое знание складывается в рамках определенной культуры, что определяет этническую идентичность. Этническая культура — как часть адаптивного механизма индивида призвана определить ценностные ориентации, которые применяются как установки и стереотипы поведения. Для межкультурного общения на современ-
ном этапе необходимо в содержание образовательной среды включать не только информацию базовую (этнические традиции), но и антистереотипную, которая предполагает включение в содержание образовательной среды информации поддерживающей стереотипы, принятые в культуре или моделирует антистерео-типный вариант обучения.
Примером «антистереотипной» образовательной среды служит программа конца 1980-х — начала 1990 гг. в США, предложенная Л. Дерман-Спаркс, которые подчеркивают, что не различия между людьми сами по себе порождают проблемы, но отношение к ним отдельных личностей и общества в целом, которое формируется под влиянием стереотипов. Различия — естественный атрибут демократического общества, а их уважение — необходимое условие его создания. Для принятия вариативности типов общества и различий между людьми необходимо организовывать Антистереотипная образовательная среда для дошкольников ставит такие задачи:
— развитие у детей с темным и смуглым цветом кожи чувства уверенности в себе;
— развитие у детей с белым цветом кожи позитивной идентичности и чувства собственного достоинства без «белого» этноцентризма;
— содействие девочкам в осознании того, что они могут быть компетентными в любой сфере деятельности и имеют право принимать решения и делать выбор;
— развитие способностей мальчиков в плане препятствования возникновения у них чувства превосходства или высокомерного поведения по отношению к девочкам;
— обучение детей с ограниченными возможностями психофизического развития использовать альтернативные средства и способности для
преодоления социальных барьеров, мешающих их развитию и ограничивающих их личностный рост;
— обучение здоровых людей чувствовать и вести себя непринужденно в обществе людей с различными возможностями;
— руководство и содействие при изучении детьми сходства, а также расовых и культурных различий между людьми [3. С. 28—29].
Стереотипы даже позитивного характера могут отрицательно повлиять на развитие коммуникативных способностей социального педагога, а также снизить степень его толерантности. Описание межкультурных различий часто ограничивается антропологическими особенностями, традициями проведения праздников, отличиями в кухне, одежде и т. д. Но для активного взаимодействия между представителями этнокультурных групп важно знать такие особенности фонового знания, как:
• степень допускаемой эмоциональной выразительности в поведении;
• степень предпочитаемой активности в группе;
• ориентация на индивидуальные или групповые цели;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• допустимые в общении дистанции;
• характер организации мыслительной деятельности;
• ориентация культуры во времени (на прошлое, настоящее, будущее);
• мужские и женские обязанности и т. д. Все данные особенности отражаются
в стереотипах поведения каждого буду-шего педагога и установках определенных культурных групп. Если подчеркивать вариативность культурного фонового знания, то возможно избежать стереотипного поведения специалиста и развивать среду «мультикультурного» образования. Контекст информации, передаваемый через символы фонового знания, является универсальным источником познания не только «своей», но и «чужой» культуры. Именно контекстность применения информации в зависимости от ситуации является основополагающей для толерантного и коммуникативного поведения, развить которое стремятся путем организации «поликультурной» образовательной среды. Таким образом, использование потенциала фонового знания в процессе становления социального педагога, позволяет расширить возможности его профессионального саморазвития.
1. АНДРЕЕВА, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева — М. : Аспект пресс, 2000.
2. ГАЗМАН, О. С. Неклассическое воспитание / О. С. Газман — М. : МИРОС, 2002.
3. СОВРЕМЕННЫЕ образовательные программы для дошкольных учреждений. — М. : Академия, 1999.
Получено 2 0.03.09 © Бережнова Д. Б., 2010