Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕРВИСНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ КОНТЕНТ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / РЕКЛАМНАЯ ТЕКСТОЛОГИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА ПОГРУЖЕНИЯ / ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ПОДКАСТИНГ / ЦИФРОВОЙ ПРИНЦИП РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куницына Н.В.

Образовательный контент является не только стилеобразующей частью культурологического дискурса: техническая глобализация медиаиндустрии требует развития и совершенствования индивидуализации медиапотребления. В связи с этим авторская популяризация просвещения повышает репутационный облик сетевой коммуникации. Без сомнения, рекламная текстология соотносится с содержательной направленностью образовательных каналов. Но, прежде всего, нужно соблюдать границы рекламной визуализации и законы структурирования поликодового текста. Нишевый сервисный сектор образовательных программ порой перенасыщен рекламными штампами и клише, что снижает качество медиапродукта. Нельзя не отметить высокий уровень авторских серийных подкастов рекреативной журналистики, в частности тревел-журналистики, которая репрезентирует публицистический эффект «погружения», вовлекая пользователей в когнитивную картину мира. Таким образом, интердискурсивность и интерсемиотичность воспринимаются как единая модель в системе интернет-трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROGRAMS IN NETWORK COMMUNICATION

Educational content is not only a style-forming part of cultural discourse: the technical globalization of the media industry requires the development and improvement of the individualization of media consumption. In this regard, the author's popularization of education increases the reputational image of network communication. Without a doubt, advertising textology correlates with the content orientation of educational channels. But first of all, it is necessary to observe the boundaries of advertising visualization and the laws of structuring a polycode text. The niche service sector of educational programs is sometimes oversaturated with advertising clichés and clichés, which reduces the quality of the media product. It is impossible not to note the high level of authorial serial podcasts of recreational journalism, in particular travel journalism, which represents the journalistic effect of "immersion", involving users in the cognitive picture of the world. Thus, interdiscursivity and intersemioticity are perceived as a single model in the system of Internet transformations.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

УДК: 82-92; 070.19

DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_69

Куницына Н.В.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Kynitsyna N. V.

EDUCATIONAL PROGRAMS IN NETWORK COMMUNICATION

Ключевые слова: культурологический дискурс, сетевая коммуникация, сервисная журналистика, пользовательский контент, медиапотребление, рекламная текстология, визуализация, журналистика погружения, жанровые трансформации, подкастинг, цифровой принцип репрезентации.

Keywords: cultural discourse, network communication, service journalism, user-generated content, media consumption, advertising textology, visualization, immersion journalism, genre transformations, podcasting, digital principle of representation.

Аннотация: образовательный контент является не только стилеобразующей частью культурологического дискурса: техническая глобализация медиаиндустрии требует развития и совершенствования индивидуализации медиапотребления. В связи с этим авторская популяризация просвещения повышает репутационный облик сетевой коммуникации. Без сомнения, рекламная текстология соотносится с содержательной направленностью образовательных каналов. Но, прежде всего, нужно соблюдать границы рекламной визуализации и законы структурирования поликодового текста. Нишевый сервисный сектор образовательных программ порой перенасыщен рекламными штампами и клише, что снижает качество медиапродукта. Нельзя не отметить высокий уровень авторских серийных подкастов рекреативной журналистики, в частности тревел-журналистики, которая репрезентирует публицистический эффект «погружения», вовлекая пользователей в когнитивную картину мира. Таким образом, интердискурсивность и интерсемиотичность воспринимаются как единая модель в системе интернет-трансформаций.

Abstract: educational content is not only a style-forming part of cultural discourse: the technical globalization of the media industry requires the development and improvement of the individ-ualization of media consumption. In this regard, the author's popularization of education increases the reputational image of network communication. Without a doubt, advertising textology correlates with the content orientation of educational channels. But first of all, it is necessary to observe the boundaries of advertising visualization and the laws of structuring a polycode text. The niche service sector of educational programs is sometimes oversaturated with advertising clichés and clichés, which reduces the quality of the media product. It is impossible not to note the high level of authorial serial podcasts of recreational journalism, in particular travel journalism, which represents the journalistic effect of "immersion", involving users in the cognitive picture of the world. Thus, interdiscursivity and intersemioticity are perceived as a single model in the system of Internet transformations.

Вступление

Образовательные услуги в сфере мас-смедиа обретают все большую популярность. Обращение к таким терминологическим понятиям, как нишевая, сервисная журналистика и потребительский контент, становится стилевой нормой. «Вне зависимости от того, идет ли речь о процессах, явлениях или предметах потребления, инфор-

мационная журналистика, кроме показа событий, все чаще дает характеристики и оценки, небезынтересные для читателя. Большой объем информации (ее можно назвать сервисной) возрастает вокруг текущих событий, что формирует характерные сообщения, на которые ориентируется чита-

тель»1. В этом утверждении сделан акцент на то, что в сфере информационной журналистики выделяется сервисный нишевый ее подтип. Конкретизация и структурирование контекста сервисной журналистики соотносится с коммуникативными запросами потребителей: попросить совет, рекомендацию, консультацию по тем или иным вопросам. Действительно, термин «Ratgeber» (человек, дающий совет) укоренился в немецкоязычной среде и стал частью медиасисте-мы. Образовательно-просветительский сегмент информационного рынка все больше ориентирован на конкретику, принцип от «общего к частному» становится показателем медиапотребления.

Сейчас в системе конвергентных ценностей классический лингво-стилисти-ческий анализ медиатекста и исследование жанровых трансформаций невозможны без метода интердискурсивности. Нельзя не согласиться с мнением ученых, что ценностная сущность медиа детерминирована подвижной структурой массмедиа. Действительно, «единство медиа - исходная данность»2. Образовательный контент сетевой коммуникации подчиняется законам муль-тимедиатизации СМИ. Формат аудиови-деоподкастинга, поликодовые интерсемиотические модели текста, цифровая визуализация, широкие возможности параграфиче-ских средств изображения - таков широкий диапазон потребительского медиарынка. Рекреативная журналистика, в частности тревел-журналистика, развивает лучшие традиции публицистического стиля. Когнитивная картина мира передана в подкастах канала Discovery Channel в YouTube: антропоцентрический подход к философии бытия интересен с научной и познавательной точки зрения. Также предлагается оценить, как авторская тревел-журналистика («Мир наизнанку» в YouTube, ведущий Дмитрий Комаров) повышает рейтинг репутации и популярности рекреации, вовлекая каждого

1 Пастухов А.Г. Ratgeber как рессорт: жанровые особенности сервисной журналистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. тр. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2020. С. 118.

2 Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. С. 9.

из нас в синтезированную поликодовую модель «журналистики погружения».

Пользовательский контент сервисной журналистики

Образовательные программы в сетевой коммуникации - яркий пример сервисной журналистики. Важно отметить, что понятие «образовательная программа», как правило, предполагает расширенный план -аналитический алгоритм изучения. Цифровые технологии способствуют развитию интерсемиотических платформ: имплицируются поликодовые модели и параграфиче-ские дизайнерские решения. Стратегия ин-терсемиотичности проявляется и в содержательном плане: создавая свой канал или ак-каунт, пользователь не скрывает желания прибегнуть к языку и стилю рекламы, про-пиариться, продвинуть свое имя на рынке потребления. Образовательные программы конвергируются и обретают сетевой алгоритм. Стандартный дизайн: главная страничка, видео, плейлисты, сообщества, каналы, о канале, а также компактный поликодовый текст - все это концентрирует внимание на нужной информации. Интернет-платформы удобны и экономны с точки зрения времени, и уже не представляешь себя без привычных онлайн-услуг. Но иногда сетевое меню бывает перегружено информацией. Например, рубрики «Сообщество» и «Каналы» в аккаунте «Brandt Sсhule»3 ориентированы на общую коммуникацию, нет систематизированных ссылок на каналы, открывающие мир путешествий по Германии и углубляющие знания о европейском стиле жизни, быте, нравах, традициях.

Обратимся к более подробному анализу канала «Brandt Sсhule». Здесь преобладает язык персонификации и саморекламы, кодовые переключения работают на все сто процентов. Конечно, онлайн-школа выполняет две взаимодополняющие функции -просветительскую и коммерческую - и проводит короткие сервисные консультации, приближенные к формату подкастинга. Понятно, что эти серийные выступления не повысят образовательный уровень желаю-

Brandt S^ule. Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCMzeDvU464Smd Ps6upKQAnw (дата обращения: 07.02.2022).

щих изучить немецкий язык. Лексико-грамматические темы иллюстративны, методически не разработаны: можно более четко и рассудительно разобрать только небольшие части основных тем (времена, типы склонений, падежи и другие). Почему такие требования к ведущему обоснованы? Подкастинг, то есть периодическое воспроизводство контента, предполагает не саморекламу, а аналитический комментарий или качественное интервьюирование. Кроме того, М. Брандт активно использует эффектный язык жестов, мимики, но, к сожалению, шаблонные улыбки, повторяющиеся через определенные промежутки времени и чередующиеся с экранным выражением прекрасных глаз, несколько затрудняют восприятие сложных языковых единиц. Интерактивная стратегия и тактика феноменологии делает XXI век особенным: цифровые технологии стимулируют стремление человека к самореализации и персонификации. Хочется совершенствовать образовательные программы, которые как ничто другое нужны в современном обществе.

В подкасте «Немецкий язык. Глагол gehen и выражения с ним»1 приводятся примеры сложных речевых фразеологизмов, и в таком коротком фрагменте урока невозможно усвоить все особенности формо- и словообразования. Кроме того, вводятся постоянные отсылки к рекламе:

- прежде чем продолжить, подпишитесь на канал, чтобы не пропустить полезное видео;

- почему в данном случае со словом «Unhöflichkeit» не используется артикль, Вы можете узнать из другого видео;

- отделяемая приставка идет в конец предложения. Если Вы не смотрели это видео, то обязательно посмотрите.

Эти интенции целесообразны в рекламных роликах, но в подкастах есть презентационные тексты на посте, и этого достаточно, для того чтобы аудитория могла ориентироваться в пользовательском контенте.

1 Brandt S^ule. Немецкий язык. Глагол gehen и выражения с ним. 22.07.2021. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=CwuksGBZxSE&lis t=PLexfnIXDZpeahTn9BZHBgMrzd3iBMtnmx&index= 91 (дата обращения: 07.01.2022).

Еще пример - «Немецкий язык. Определенный и неопределенный артикли. Что нужно знать?» В описании на посте сказано: «Если хотите научиться запоминать артикли легко и эффективно - регистрируйтесь в вебинаре 28 апреля. Поделимся секретными методами». Рекламный ход - «поделиться секретными методами» - воспринимается как пережиток прошлого, феноменология рекламы уже ушла далеко вперед. Онлайн-школа в какой-то степени теряет свою ценность, понятно, что доминирует желание продать свой медиапродукт - ве-бинары, а также индивидуальные и групповые занятия. «Приглашаем Вас на новый марафон по немецкому языку с Brandt S^ule. Марафон пройдет с 15 по 29 апреля. Идет набор в группы А1 и А2-В1. До встречи на марафоне»3. Но при этом можно продумать грамотное структурирование он-лайн-обучения. М. Брандт всегда подчеркивает, что мы смотрим видео, но на самом деле она работает в формате подкастинга -серийном воспроизведении образовательных уроков и консультаций. Исходя из специфики медиаформата, нужно определить стратегию и тактику ведущего, который не просто собирает разные темы разных сертификационных уровней и разбавляет свои уроки саморекламой, а интегрирует просветительский контент в сетевом сообществе. Подкастинг становится конкурентоведущим в Интернете и диктует свои законы и требования. Семиотические механизмы культуры помогают в формировании разных сетевых платформ, которые синтезируют новые дискурсивные практики.

В сфере СМИ можно выделить сервисную (Ratgeber) сетевую коммуникацию, а именно типы сетевых образовательных каналов, которые по задачам и целям можно соотнести с классическим несетевым типом СМИ такой же направленности. «В жанро-

2 Brandt S^ule. Немецкий язык. Определенный и неопределенный артикли. Что нужно знать? 25.04.2021. Режим доступа: https://www.youtube. com/watch?v=fNM2phEvrvE (дата обращения: 07.01.2022).

3 Brandt S^ule. Марафон немецкого языка. Группы А1, А2-В1. 15-29 апреля. 01.04.2021. Режим доступа: https://brandtschule.usmains.com/marafon-nemeckogo-zyka-gruppy-a1-a2-v1 - 15-29-aprel/cpmam pqccL92r2o (дата обращения: 13.01.2022).

во-стилистической и понятийной парадигме термин "Ratgeber" используется для обозначения самых разных форм бытования меди-атекста: Ratgeber существует в виде книги, брошюры, флаера, сериала, интернет-форума, радиопередачи, приложения для смартфона. Спектр для его медийных репрезентаций показывает, что пристальное внимание к Ratgeber объясняется собственно тем предметом (денотатом), на который проецируется рубрика или конкретный жанр»1. Образовательные программы - он-лайн-школа, мастер-классы, лектории - не что иное, как интерактивное поле сетевой коммуникации. Коммерциализация образования - важный фактор самоидентификации интернет-каналов - обусловливает расширение линейки рекламных медиапродуктов. Рекламная коммуникация может как развивать, так и тормозить процесс медиаобразо-вания2. Важная составляющая часть креативных методов рекламоведения3 - это ре-кламоведческая текстология. Образовательные программы, репрезентируемые в соцсе-тях, прежде всего нуждаются не столько в визуализации, сколько в грамотной текстовой информации. Стандартизованные рекламные модели, включающие: 1) императивные конструкции («используйте», «проверьте», «учите», «приходите», «подготовим», «поможем», «расскажем» и т.д.);

2) цифровые стратегии («восемь основных инструментов»; «в семь раз дешевле»; «обучение со скидкой 15%»; «онлайн-курс без бюджета за семь дней» и т.д.);

3) лексические повторы («распродажа годовых абонементов»; «до последней распродажи осталось...»; «почерпнуть опыт с помощью годовых абонементов.») удовлетворяют потребительские запросы, но образовательный контент перегружается, наблюдается экспансия медиапотребления.

Приведем примеры из «Инстаграм».

1. Аккаунт «Webinar»

1 Пастухов А.Г. Указ. соч. С. 116.

2 Фещенко Л.Г. Сопровождение и продвижение креативных решений как фактор эффективной коммуникации // Креатив в коммуникациях: теория и практика: материалы науч.-практ. конф. М.: Моск. гос. ин-т культуры, 2017. С. 63-66.

3 Collins T. 100 ways to create a great ad. London: Laurence King Publishing, 2014.

Как создать онлайн-курсы, как провести тренинги, брейнштормы.

Текст

«Методичка от Webinar: восемь основных инструментов для проведения брейнштормов, стратегических сессий и тренингов онлайн. Проверьте, все ли у вас есть для эффективной онлайн-встречи» (27 октября 2021 года).

2. Аккаунт «Deutsch Online. Немецкий язык»

Текст

Deutsch Online.ru. Школа немецкого языка

«Разговорный клуб - обучение немецкому со скидкой 15% за 11 560 вместо 13 600 по промокоду "Halloween". Используйте локдаун для учебы! Учите немецкий с нами на групповых онлайн-уроках. Эти занятия в семь раз дешевле индивидуальных и включают максимальную разговорную практику» (27 октября 2021 года).

3. Аккаунт «Умскул ЕГЭ»

Реклама

Подготовка школьников к ЕГЭ и ОГЭ

Отправьте заявку и получите курс по основам любого предмета бесплатно

Текст

«Поможем вашему ребенку подготовиться на 80+ баллов в онлайн-формате! Заполните форму, чтобы получить доступ к бесплатному курсу».

4. Аккаунт «Marichevva»

Реклама

Запусти онлайн-курс без бюджета за семь дней и получай с него от одного миллиона рублей чистыми. Как? Расскажу на вебинаре. Бесплатно! Переходи по ссылке.

Текст

«Для бесплатного вебинара я даю слишком много полезностей. И вы поймете это уже с первых минут. Только конкретные рекомендации, отзывы и кейсы. Переходите по ссылке» (27 октября 2021 года).

Аккаунт «yuriyspivak»

Распродажа годовых абонементов

Текст

«Последняя распродажа годовых абонементов. До старта последней Распродажи осталось менее суток! Уже через несколько дней я полностью выйду из темы обучения репетиторов. Поэтому чтобы ответить на

все ваши вопросы о последней Распродаже годовых абонементов, я решил записать видео. Я передам вас в заботливые руки команды Schoolsmart и оставлю вам весь свой опыт, который вы можете почерпнуть с помощью Годовых абонементов» (27 октября 2021 года).

Нельзя не согласиться с высказыванием: «Успешный бизнес - это не только удачные проекты, но и репутация руководителя»1. Речь идет о репутационном менеджменте, о том, что в эпоху кризиса главной платформой потребления контента стали соцсети. Рейтинг репутации и популярности образовательных аккаунтов напрямую зависит от формирования «публичного образа», что влияет на продажи и успех бизнеса. Без сомнения, интеграция сервисной коммуникации в интернете - это путь к балансу рыночной экономики, когда медиапродукт находит своего потребителя.

Образовательно-просветительские программы рекреативной журналистики

Образовательные просветительские программы - когнитивный контент рекреативной картины мира - детерминируют потребительский спрос, стимулируя эффект обратной связи. Тревел-журналистика, свободная от политических амбиций и назидательного стиля учебных обзоров, развивает лучшие традиции рекреативной журналистики. Понятие досуга в современном мире претерпело некоторые изменения, аудиовизуальная культура расширила досуговый контент. «Значимой тенденцией последнего десятилетия оказалась индивидуализация медиапотребления. Цифровые технологии привели к взрывному росту объема контента, его дистрибуции и пользовательских устройств (экранов). Сделав контент доступным где угодно и когда угодно, они значительно разнообразили формы и способы медиапотребления»2. Культурно-образовательные и досуговые ниши сетевой коммуникации интегрированы: путешествуя по странам мира, изучая быт и нравы людей разных национальностей, открывая новые страницы истории, человек невольно самоидентифицируется, что повышает его про-

1 GQtech. 2021. November. P. 11.

2 Медиасистема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2017. С. 340.

светительский потенциал. Важно отметить, что менеджмент репутации и популярности российских массмедиа обусловливается требованиями современного информационного рынка. Приведем пример презентации телевизионного канала Discovery Channel в формате YouTube. Задача поликодового текста соотносится с интердискурсивной журналистской установкой: необходимо интегрировать рекламный, лингвострановед-ческий и научно-познавательный дискурсы. Сделан акцент на таком жанре, как обзор, то есть поликодовом тексте «на посте». Стандартное структурирование: тезис - аргумент - комментарий - обусловлено основным контентным механизмом стандарт - экспрессия. Нужно целенаправленно подвести адресата к текстовой интенции - коммуникативному намерению3.

Спасение климата. «Приз Earthshot: ремонт нашей планеты»4. После названия следует краткий поликодовый текст, в котором конвергируются его составляющие части: тезис - аргумент - комментарий: «Эту награду, учрежденную принцем Уильямом, герцогом Кембриджским, а также Королевским фондом, уже успели назвать "экологической нобелевкой". Discovery Channel представляет пятисерийный документальный фильм «Приз Earthshot: ремонт нашей планеты», рассказывающий о важнейших проблемах сегодняшнего дня. Сегодня речь пойдет о спасении климата планеты»5. Коммуникативное намерение: «Смотрите больше на телеканале Discovery сегодня, во вторник, 23 ноября. Заходите на наш сайт. Подписывайтесь на наши соцсети», - интегрирует познавательный контент - можно выбрать разные сетевые ресурсы для погружения в экологическую тему.

3 Куницына Н.В. Телевизионный канал Discovery Channel в YouTube: анализ поликодового текста // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. тр. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2020. С. 3.

4 Приз Earthshot: ремонт нашей планеты // Discovery Channel. Режим доступа: https://www.discovery channel.ru/show/priz-earthshot-remont-nashey-planety/ (дата обращения: 07.01.2022).

5 Спасение климата. Приз Earthshot: ремонт нашей планеты // Discovery Channel. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XnGwAKK8Nd4 (дата обращения: 07.01.2022).

Антропоцентрический подход к изучению когнитивной картины мира обретает актуальную современную значимость. Достижения XXI века в какой-то степени обращают нас к далекому прошлому - к греческой культуре, когда ученые стремились гармонизировать макрокосмос - Вселенную и макрокосмос - человека. Видеопрезентация «Аэробатика. Красиво жить»1 не только знакомит нас с чемпионкой по самолетному спорту Светланой Капаниной, но и открывает путь к постижению внутренней свободы. Логически структурированный поликодовый текст отсылает нас к шоу «Красиво жить», которое можно посмотреть на сетевом канале: «В детстве сотни тысяч мальчиков и девочек мечтают стать летчиками. Но только некоторым удается воплотить мечту в реальность. Сегодня Андрей Леонтьев знакомит нас с семикратной чемпионкой по самолетному спорту Светланой Капаниной. Вместе с ними мы поднимемся в небо и узнаем, что такое аэробатика и насколько доступно такое неземное увлечение. Смотрите больше в шоу "Красиво жить" на канале Discovery. Заходите на наш сайт. Подписывайтесь на наши соцсети»2.

Императивные компоненты: «сегодня», «вместе с нами», «узнаем», «смотрите» - невольно призывают открыть видеоролик, и действительно можно насладиться атмосферой аэробатики. Ведущий А. Леонтьев грамотно и непринужденно вводит нас в мир новых терминов, понятий и символов. «Лестница в небо» - не просто красивая метафора, а смысловая доминанта всего рассказа о «погружении в небо» -«ведь небо называют шестым океаном». И как оказалось, такое фантастическое «погружение» возможно. А. Леонтьев оказывается не только комментатором-наблюдателем, но и соучастником событий. Вместе с инструктором первого класса С. Капаниной отважный журналист совершает полет на мощном спортивном самолете (скорость вращения - 420 градусов в секунду): мы видим разные конфигурации высшего пилотажа. Кроме того, видеотехника высвечива-

1 Аэробатика. Красиво жить // Discovery Channel. 27.11.2021. Режим доступа: https://www.youtube. com/watch?v (дата обращения: 07.01.2022).

2 Там же.

ет крупный план: А. Леонтьев управляет, а С. Капанина контролирует - кажется невозможным научиться такому небесному искусству. Но на аэродроме Большое Грызло-во происходят чудеса: мы слышим интервью с Андреем Якимовым - одним из учеников Светланы, который признается в том, что можно достичь состояния «перезагрузки». «Все. никого нет - маленький купол и два крыла. Отказаться от этого - нет, это жизнь», - признается Андрей. Каждый из нас может сделать свои выводы, и мысль о том, что искусство пилотажа будто управляет искусством эмоций, как кажется, поражает больше всего. Интерактивный познавательный контент видеоканала Discovery активизирует эффект обратной связи, что соотносится с социальной задачей современных массмедиа.

Авторская тревел-журналистика повышает рейтинг репутации и популярности, особенно в контексте интернет-коммуникации. Канал «Мир наизнанку» в YouTube -аналог Телеканалу 1+1. «Автор "Мира наизнанку" Д. Комаров путешествует по странам, в которые не принято ездить с туристическими турами»3. Тревел-рассказ о быте и нравах разных стран антропоцентри-чен - обращен к человеку и передан профессионалом-журналистом, который сумел создать авторскую модель картины мира. Поликодовое структурирование подкастов Д. Комарова помогает не потеряться в многофункциональном пространстве.

Живой эфир привлекает не только документальностью и спонтанностью, но и эффектом присутствия. За десять лет путешествий Д. Комаров и оператор А. Дмитриев побывали в самых отдаленных уголках планеты. «За 11 сезонов тревел-шоу они посетили больше полутора тысяч городов, провинций и островов, покорили самые высокие вершины мира и прошли более 200 тысяч километров»4. По словам

3 Мир наизнанку. О канале // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/naiznankutv/ about (дата обращения: 07.01.2022).

4 Кадры со съемок, которые не попали в эфир за 10 лет. Мир наизнанку. Спецвыпуск // YouTube. 10.12.2020. Режим доступа: https://www.youtube. com/watch?v=afxkuzwLtfI (дата обращения: 07.01.2022).

журналистов, важно прежде всего «удивить себя» и потом передать это состояние зрителю. Такая авторская установка подтверждает мысль о том, что журналистика погружения формирует новую школу мастерства. Поражают смелость, находчивость отважного путешественника, но прежде всего творческий подход к тому, что известно, и к тому, что еще хочется узнать. Сегодняшние цифровые технологии помогают отразить глубинную картину мира, но это одна сторона прогресса - непреходящей ценностью остается человек, думающий, создающий, экспериментирующий. «Я любопытный человек, мне важно все пропустить через себя, испытать на себе, и тогда я смогу рассказывать... Так родилась программа «Мир наизнанку», именно так мы стали не просто снимать, а все. испытывать на себе». Такая позиция не проявление эгоцентризма, не желание понравиться, а стремление создать качественный медиапродукт. «Все съемки -это не работа, а моя жизнь». Документальные съемки не могут обманывать, репор-тажный метод подачи информации привлекает внимание аудитории. «Динамичная картина мира, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим внимание очевидца, - вот репортаж»1.

Подкастинг как цифровой принцип репрезентации личности достигает высокой степени популярности на информационном рынке. И действительно, просмотрев тре-вел-серию: Китай, Бразилия, Япония, Непал, Боливия, Латинская Америка, - невольно задумываешься о бренности нашего мира и в то же время о вечной иерархии ценностей, когда человеческий разум находит баланс

1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М.: Флинта: Наука, 2007. С. 151.

между природой и материальной сущностью жизни. Образовательно-просветительский стиль тревел-журналистики еще раз подчеркивает мысль о том, как не потеряться в пространстве интернет-глобализации, оставаясь верным своему авторскому «я». В интернет-коммуникации можно найти интересный контент, если структурировать свои потребительские предпочтения по принципу качественного отбора информации.

Выводы

Интерактивные соцсети, с одной стороны, расширяют фрагментарное пространство нишевой сервисной журналистики, с другой стороны, локализируют индивидуальный потенциал «журналистики погружения». Предложенный анализ образовательных программ сетевой коммуникации является попыткой систематизировать эти направления, создающие некий баланс ме-диапотребления. Рекламный стиль сервисной журналистики не может не удовлетворять запросы современного человека, желающего выбрать лучший медиапродукт. Авторский стиль «журналистики погружения», без сомнения, является «предметом» изучения как медиалингвистов, так и специалистов в области жанроведения. Исследования глобальных тенденций, которые оказывают влияние на развитие современной медиаси-стемы, идут по пути освоения потребительской составляющей информационного рынка. Речь идет «об изменениях в стиле жизни людей, повлекших за собой фрагментацию аудитории, появление противоречий в поведении аудитории, которые ярче всего выразились в конфликтах медиапотребления цифрового и аналогового поколений»2.

2 Медиасистема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2017. С. 25.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Больц, Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011.

2. Вартанова, Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. № 5. С. 11-14.

3. Землянова, Л.М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

4. Интернет-СМИ: теория и практика / Под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс,

2010.

5. Куницына, Н.В. Travel-журналистика сегодня // Социально-гуманитарные науки и глобальные проблемы современности: сб. статей. Белгород: АПНИ, 2018. С. 56-63.

6. Куницына, Н.В. О некоторых особенностях жанра Travel // Журналистика и культура русской речи. 2013. № 15. С. 98-115.

7. Куницына, Н.В. Телевизионный канал Discovery Channel в YouTube: анализ поликодового текста // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. тр. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2020. С. 146-156.

8. Куницына, Н.В. Эффект «обратной связи» (по материалам сетевого сообщества YouTube) // Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований: сб. науч. тр. Белгород: АПНИ, 2021. С. 7-13.

9. Куницына, Н.В., Виноградский, В.С. Медийные характеристики travel-журна-листики // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2018. Т. 1. № 4. C. 160170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мазур, Н.Н. Исследования визуальной культуры: история и предыстория // Искусствознание. 2018. № 1. С. 10-51.

11. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева. М.: КАНОН-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003.

12. Медиасистема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2017.

13. Пастухов, А.Г. Ratgeber как рессорт: жанровые особенности сервисной журналистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. тр. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2020. С. 108-129.

14. Пастухов, А.Г. Систематика и динамика жанра: от матрицы к формату // Антропологический поворот: теории и практики: сб. тр. междунар. науч. конф. Т. 2. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2021. С. 56-75.

15. Рекламный дискурс и рекламный текст: колл. моногр. / Под ред. Т.Н. Колокольцевой. М.: Флинта: Наука, 2013.

16. Смелкова, З.С., Ассуирова, Л.В., Савова, М.Р., Сальникова, О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М.: Флинта: Наука, 2007.

17. Фещенко, Л.Г. Сопровождение и продвижение креативных решений как фактор эффективной коммуникации // Креатив в коммуникациях: теория и практика: материалы науч.-практ. конф. М.: Моск. гос. ин-т культуры, 2017. С. 63-66.

18. Baker, C.E. Media, markets, and democracy. Cambridge: Cambridge University Press,

2002.

19. Collins, T. 100 ways to create a great ad. London: Laurence King Publishing, 2014.

Дата поступления: 08.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.