УДК 32.019.5
DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-6-90-100
ФЕНОМЕН ПОДКАСТА В СИСТЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
PODCAST PHENOMENON IN THE SYSTEM OF INTERCULTURAL AND SOCIAL-POLITICAL EVENTS' REPRESENTATION
Анализируется подкаст как предмет исследования современной политической и социологической науки. Цель работы - рассмотреть подкастинг через призму тематической природы и групп текстов (преимущественно социально-культурные и политические), их нарративной структуры, функций в публичной коммуникации цифровой медиасреды и других значимых аспектов. Методология исследования основана на конкретно-историческом подходе и ориентирована на типологический анализ функционально-содержательных характеристик подкаста как поликодового образования с точки зрения соответствия выбора актуального формата (подкаст-монолог, подкаст-беседа, подкаст-сериал и др.), темы, проблематики, риторических приёмов, маркеров привлечения внимания. Делается вывод о специфике и перспективах развития подкастинга, а также предлагается общий алгоритм анализа подкаста как культурного и социально-политического феномена с учётом значимых «маркеров». Сделан вывод о том, что развитие подкастовой сферы в мире говорит о высокой социокультурной значимости данного явления интернет-коммуникации и необходимости его всестороннего осмысления на уровнях политического и социологического анализа. Область применения результатов - политическая теория, социология, культурология, история, журналистика.
Анализ подкастов позволяет выделить особенности их функционирования как социальных явлений. Прежде всего, это высокий уровень авторского реагирования на событие, которое отражается прямо в эфире и может быть обусловлено через темы и проблематику информационной политики издания. Также происходит насыщение контента подкаста разнообразием мнений. Основное «тело» медиапродукта образуют экспертные мнения в форматах беседы, комментария, интервью, включающих в медиатексты так называемые «ситуативные элементы»: письма, цитаты, аудиторные комментарии, вопросы и даже лайфхаки. Происходит управление вниманием потребителей информации с помощью точности, актуальности в выборе подкастерами той или иной темы (подкасты действуют «точечно»). Именно за счёт этого эффекта не только удерживается, но и повышается консьюмерская активность, растут аудиторные интересы в процессе сознательной, а не случайной работы с определёнными аудиторными «пластами». Можно сказать, что подкаст - это своеобразная социально-культурная и политическая стратегия, в основе которой лежит ситуативный выбор предмета обсуждения с определёнными акцентами
Ключевые слова: подкаст; подкастинг; медиапотребление; подкастовое общество; интегрированные медиатехно-логии; запросы аудитории; политика; социология; мировое медийное пространство; культурный феномен
This article analyzes the podcast as a research subject of modern political and sociological science. The purpose of the work is to consider podcasting through the prism of the thematic nature and groups of texts (mainly socio-cultural and political), their narrative structure, functions in public communication of the digital media environment, and other significant aspects. The methodology of the research is focused on the typological analysis of the functional and content characteristics of the podcast as a polycode formation in terms of matching the
А. А. Конкин,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва konkin1986@mail.ru
A. Konkin,
Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow
© А. А. Конкин, 2021
90
choice of the current format (podcast-monologue, podcast-conversation, podcast-series, etc.), topics, issues, rhetorical techniques, markers of attracting attention. A conclusion is made about the specifics and prospects of podcasting development, and a general algorithm for analyzing the podcast as a cultural and socio-political phenomenon is proposed, taking into account significant "markers". It was also concluded that the development of the podcast sphere in the world indicates the high socio-cultural significance of this phenomenon of Internet communication and the need for its comprehensive understanding at the levels of political and sociological analysis. The field of application of the results is political theory, sociology, cultural studies, history, and journalism.
The analysis of podcasts allows us to identify the features of their functioning as social phenomena. First of all, this is a high level of the author's response to events, which is reflected directly on the air and can be determined through the topics and issues of the publication's information policy. There is also a saturation of the podcast content with a variety of opinions. The main "body" of the media product is formed by expert opinions in the formats of conversation, commentary, and interviews, which include so-called "situational elements" in the media texts: letters, quotes, audience comments, questions, and even life hacks. There is a management of the attention of consumers of information with the help of accuracy, relevance in the choice of a particular topic by podcasters (podcasts act "point-by-point"). It is due to this effect that consumer activity is not only retained, but also increases, and audience interests grow in the process of conscious, rather than random, work with certain audience "layers". We can say that a podcast is a kind of socio-cultural and political strategy, which is based on a situational choice of the subject of discussion with certain accents
Key words: podcast; podcasting; media consumption; podcast society; integrated media technologies; audience demands; politics, sociology
Б ведение. Статья написана в рамках готовящейся к выходу монографии, по-свящённой роли подкастов в системе репрезентации межкультурных и социально-политических явлений.
Актуальность данной темы обусловлена в большой степени возросшей популярностью подкастов различных тематических областей и превращением за сравнительно короткий срок данного явления в важную часть мирового медийного и культурного пространства. Однако, несмотря на динамично распространяющееся огромное количество подкастов на крупных интернет-площадках, этот феномен по-прежнему остаётся малоисследованным. Как результат, наблюдается недостаточный уровень изученности и немногочисленное число научных работ по предложенной тематике.
Объект исследования - подкаст как культурный и социально-политический феномен.
Предмет исследования - социально-культурные и политические особенности подка-стов как социально-политических явлений.
При подготовке статьи использовались научные источники на русском, английском и испанском языках. Среди отечественных источников использовались труды В. В. Витвинчука, М. С Лаврищевой. [1], В. И. Волнухиной [3], М. Р. Желтухи-ной [6], А. А. Журавлёвой [7], Н. В. Куницы-ной [10], С. С. Распоповой, Саблиной [12], 3. К. Саламовой [13], А. В. Чижик [16]. Среди
англоязычных источников для автора статьи представляли интерес работы X. Дженкинса [23], Дж. Кемпбела [19], X. Харриса, С. Парка [22], А. Честера, А. Бантайна, К. Хаммонда [20], Дж. Копли [21], Дж. Штерна, Дж. Морриса, М. Б. Бейкера и А. М. Фрайра [25]. Также были привлечены испаноязычные источники, среди них работы А. Г. Ромоса, М. Каурселя Кары [24], В. Агуайо Лопеса [17], С. Бланко [18]. Исследования западных авторов, охватывающие тематику подкастов, данный феномен рассматривают в основном как элемент образовательного процесса.
Способ аргументации - анализ отдельных ситуаций, фактов, а также аргументация на основе анализа обобщённых и конкретных данных, ссылки на источники.
Цель исследования - научно обосновать функционально-содержательные характеристики подкаста как поликодового образования с точки зрения соответствия выбора актуального формата.
Задачи:
- рассмотреть подкастинг через призму социально-политической и культурной ком-муникативно-прогматической специфики.
Методология основана на конкретно-историческом подходе. Использованы принципы объективности, всесторонности, единства исторического и логического.
Методы исследования - анализ данных научных источников по изучаемой тематике, а также данных из смежных областей (журна-
листике, культурологии, истории), типологи-зация, описание, сравнение.
Подкастинг - исторический аспект. Подкастинг с полным правом можно называть одним из главных коммуникационных явлений современного мира и в целом феноменом «цифровой цивилизации» (от англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting, или personal on demand broadcasting, что значит «широкое, повсеместное вещание»), в котором на первом месте стоит особым образом подготовленная и оформленная информация, и определяющими являются такие ведущие аспекты, как её медиа-качество, адресность, скорость и условия передачи, формат-каналы [12].
Е. А. Воинова и Е. В. Сивякова в статье «Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасре-ды» ссылаются на американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера, который ещё в 1960-е гг. выдвинул футурологическую гипотезу: возможные изменения социальной среды (так называемый «шок будущего») с неизбежностью будут связаны с коммуникативными технологиями [2,14]. Тогда он предупреждал о таких значимых риск-факторах изменений, как, во-первых, гигантское увеличение скоростей передачи информационных потоков; во-вторых, их новизна; в-третьих, безграничное разнообразие, а также выделял такие неизбежные риски, как рост погрешностей, информационная гиперизбыточность и др.
Необходимо признать, что сделанные прогнозы оправдались, и цифровая революция обрушила на человека через социальные сети, новостные агрегаторы, поисковики вал случайных сведений, которыми человек, в принципе, не интересуется, не пользуется, которые вообще не готов воспринимать. Стало углубляться так называемое эрозирова-ние и даже прямое вырождение общественной повестки дня, коммуникация всё больше ориентировалась на высказывание, а не на обсуждение.
Подкастинг - это порождение цифровой цивилизацией специальных текстов, их создание и распространение преимущественно в виде звуковых записей [3]. В целом под-касты готовятся отдельными аудиофайлами или регулярно обновляемыми сериями таких файлов, которые публикуются на каком-либо ресурсе интернета и могут иметь под-
писку. Подкасты как тип социальных медиа наряду с видеоблогами и интернет-радио часто поверхностно сопоставляют с радио-или телепередачами, однако между этими информационными явлениями существует принципиальная разница: подкастовые файлы, а также подкастовые «потоковые» мультимедиа изначально предназначаются для проигрывания в удобные, предпочтительные для слушателей временные интервалы. Следовательно, подкастинг имеет иную, собственную природу и механизмы в плане востребованности информации, психологических реакций потребителей, доступности и т. д. [18].
Толчком для появления подкастов стало внедрение таких медийных технологий, как RSS, аудиоформата MP3 и цифровых аудио-плееров. Известно, что впервые подкастинг был использован Адамом Карри, который в августе 2004 г создал код программы, позволяющий автоматически грузить появляющиеся аудиофайлы с помощью RSS. Данные файлы можно было либо воспроизводить на компьютере, либо переносить на портативные MP3 плееры [17].
Термин «подкаст» ввел в оборот Бен Хаммерсли, британский журналист, который 12 февраля 2004 г. опубликовал статью «Звуковая революция», написанную для популярной газеты The Guardian. Публицист высказался эмоционально об «ингредиентах» информационных «блюд». В 2005 г. в Новом Американском Оксфордском словаре термин «подкаст» был назван «словом года», обозначающим цифровую аудиозапись формата, размещённого в интернет-пространстве и доступного к свободному скачиванию. Основным качеством подкаста изначально позиционирована возможность его отложенного прослушивания, то есть использования контента, независимо от места и времени.
В России «прообразом», или прямым предшественником, подкаста стал медийный аудиопроект под названием «Иллюзия независимого радио». Он запущен в Ростове-на-Дону в 1989 г. в редакции самиздатов-ского журнала «Ура Бум-Бум!», один из его инициаторов - Галина Пилипенко. Формат проекта возник поневоле, поскольку у его авторов не было возможности использовать государственные радиоканалы. Тиражирование происходило с помощью записей на дав-
но уже ставшие раритетами магнитофонные бобины.
Первым российским сервисом публикации подкастов на платформе Rpod стал проект Василия Стрельникова (2005 г., закрылся в 2015 г.). 2007 г. - год внедрения сервиса PodFM, 2008 г - подкаста-терминала PodFM (основатель - Максим Спиридонов, создавший несколько позднее «Нетологию-групп»).
Значительным этапом развития подка-стинга русскоязычного медиапространства стали работы Meduza, популяризировавшие сам формат аудиошоу. Следом появился ряд популярных подкаст-провайдеров, производивших регулярные подкасты: Бородо-каст, Подкастерская, Либо-либо, Завтракаст, Глаголев, FMBlitz and Chips, КритМышь (доступно о науке), Подкасты Медузы (новости, ток-шоу и все-все-все), Норм (о переменах в современном мире), Не перебивай (необычные истории о людях), Шум и яркость (о кино), От хора до хардкора (о музыке), Будет сделано (о личной эффективности), Проект (подкасты-расследования), образовательный проект Arzamas, Sports.ru, РИА «Новости» и др.
В 2017 г на российском сервисе Яндекс. Музыка открылся подкастовый раздел, а уже в 2020 г на отечественном рынке подкастов появился «СберЗвук» [16]. Собственные подкасты имеют и медийные проекты «Такие дела», «Батенька, да Вы трансформер!», The Blueprint и пр. Отдельное направление российского медийного пространства - подкасты, актуализирующие общественно-политические проблемы. По преимуществу они «работают» в сфере, касающейся прошлого, исторического контента. В частности, историками Международного просветительского общества «Мемориал» ещё в начале 2000-х гг. инициирован поиск советских граждан, во время Второй мировой войны угнанных в Германию на принудительные работы. Так возник уникальный проект - подкаст под названием «Остарбайтеры» (радио «Глаголев FM»), объединивший подлинные истории, голоса этих людей, рассказавших о войне и любви, человеческих драмах, страданиях, разлуках и встречах, «невольничьих рынках», долгожданном возвращении на родную землю. С одной стороны, необходимо констатировать факт относительно небольшого охвата аудитории, с другой - духовно, ценностно значимую для всей страны попытку осмысления
общего политического и культурно-исторического прошлого.
Согласно многочисленным опросам ин-фо-потребителей, отмечается один и тот же факт: подкастинговые аудио-программы, сериалы, блоги скачиваются или прослушиваются в режиме онлайн в любое удобное время на основе личного выбора темы, жанра, стиля. Жанровые возможности подкастов обусловлены их речевой и тематической природой (разговорные, художественные, документальные, научно-популярные, политические и др.), специальным монтированием интервью, живого общения двух или нескольких человек прямо в студии либо захватывающих сериалов.
Подкастинг как культурный и общественно-политический феномен. Современный мир пронизан цифровой многоканальностью, основанной на алгоритмах, механизмах, сценариях коммуницирования с различными аудиториями. При этом в реальном «обществе потребления информации» необходимы разнообразные речевые информационные стратегии цифровой многоканальности, в высокой степени структурирующие социум, отражающие его запросы, интересы, идеалы, ценности, ожидания [19]. В стремлении привлечь, сформировать, удержать аудиторию медиа-субъект ищет эффективные формы и развивает их. Нишу такого инструмента коммуникации занял именно подкаст, публично организующий и коллективную дискуссию, и индивидуальное размышление, освещающий и значимые, острые общественные и политические проблемы, и глубоко личные моменты, способный превращаться фактически в «клуб» по интересам [20]. По мнению известного медиа-аналитика Василия Гатова, подкастинг означает «возникновение информационных потоков по желанию потребителя», а поведение аудитории, в удобное время знакомящейся с аудиовизуальным контентом, называет способом существования в «потоковой модели потребления контента» [4].
Подкастинг стал шагом вперёд и в том смысле, что на этапе монополии СМИ, социальных сетей на внимание реципиента невозможно было одновременно читать два журнала или газеты, прослушивать две различные радиостанции, просматривать соответственно два телеканала [23]. Цифра же позволила совмещать задачи: открывать окна браузера,
листать текстовые материалы, смотреть видеокартинки, параллельно слушать новости либо музыку. В этом плане подкаст ориентируется именно на звук и «маркеры» удерживания внимания, при этом, не ограничивая дополнительные возможности своего потребителя [22].
В США наблюдается широкое увлечение подкастами, которые выпускаются и маленькими, локальными редакциями (пример -KNBA на Аляске), и крупными, имеющими репутацию американскими СМИ (National Geographic, The Guardian, Financial Times, The Wall Street Journal, Издательский дом Conde Nast, Bloomberg) [21]. В современных условиях конкуренции за аудиторию субъекты медийного социально-политического рынка вынуждены идти на то, чтобы частично «озвучивать» свои тексты. Но наиболее успешные подкасты создаются не печатными СМИ. Знаменитый пример - это подкаст «Serial 2», который возник в виде побочного проекта на мегапопулярном американском радио-шоу «This American Life». Аналитики утверждают, что именно им, вследствие сверхвысокой обсуждаемости, и была введена в 2014 г мода на подкасты в Штатах.
Можно констатировать, что подкаст, как новая для XXI в. форма «предъявления» и «внедрения» социально-политического контента, в первую очередь служит ответом на запросы аудитории, может мобильно акцентировать общественную повестку, выводя слушателей на более широкие проблемные контексты [25].
Таким образом, подкастинг, несмотря на его короткую и при этом динамичную историю прошедшего десятилетия, следует рассматривать как серьёзное явление современности [24]. В мире он уже занял свою нишу и воспринимается в роли полноправного канала передачи социальной информации. Прямое доказательство - то, что такие авторитетные СМИ, как ABC, CNN, CBS, NBC, NPR, MTV, Discovery Channel, New York Times, Wall Street Journal, NewsWeek, MSNBC, ведут вещание в подкастинговом формате. Учитывая это, политология, социология, психология рассматривают подкастинг в рамках своего научного дискурса. Варианты типологий, классификаций подкастов, их жанровая палитра от дискуссий до документальных сериалов, тематические направления (политические, социальные, культурные, научно-по-
пулярные и др. по проблематике) на данный момент представлены в исследованиях российских и западных аналитиков. Интерес представляет незавершённость, продолжающееся развитие феномена, и вследствие этого - необходимость гибкого подхода к рассмотрению подкаста как феномена медиа-культуры, охватывающего объёмный социальный контент.
Социально-политические особенности подкастов связаны с самой технологией подачи информации, предполагающей точное определение тематического пространства, фактчекинг, информационную насыщенность материалов, спектр средств выражения позиции автора/авторов, начиная с глубоко личностной и заканчивая высокопрофессионально-обобщающей.
Прежде всего, необходимо с учётом предъявления контента вычленить такие «маркеры» рассмотрения подкастов, как жанровая природа, информационность, сюжет и формат.
Форматика подкастов включает под-каст-монолог по теме, истории, новости, подкаст-беседу постоянных ведущих, ведущих с гостями, подкаст-сериал по вымышленной истории или документалистике, для чего необходимы монолог, диалог, полилог, интервью либо нарратив. В соответствии с содержанием передаваемой информации по актуальной событийной повестке дня существуют событийные и вневременные подкасты [5]. Первые - новостные и ин-формационно-повестковые подкасты (обзоры, обсуждения основных событий дня, отдельных новостных сюжетов, обзоры финансовых рынков и др.). В частности, на Meduza «Медуза в курсе» и «Тексте недели» происходят обсуждения главных тем и текстов недели с подробностями, различными позициями, трансляцией журналистских мнений. СМИ обращаются к событийным подкастам в стремлении создать для своей аудитории новый формат контента, привлечь новые группы «потребителей» или расширить прежние. Что касается вневременных подкастов, то они не находятся в связи с конкретными инфоповода-ми, а освещают какие-либо выбранные темы, обозначенные проблемные контексты. Подобные подкасты часто реализуются в формате интервью («Наука в фокусе» на «Эхо Москвы»).
Форматы подкастов определяются существованием двух основных форм: повествования и обсуждения [7]. В этом смысле целесообразно говорить о повествовательном и дискуссионном типах подкастов. С точки зрения концепции в повествовательном подкасте проблема обретает объём благодаря сюжетным линиям, нарративной композиции, а дискуссионный подкастинг расширяет свой контекст через обсуждение животрепещущих, остро волнующих вопросов. Актуальные примеры подкастов дискуссионного направления - «Ясно Понятно» РИА «Новости», цикл медиаменеджера Натальи Лосевой «Как вы это делаете?!».
По наличию либо, наоборот, отсутствию явного, единого сюжета выделяются сюжетные или внесюжетные подкасты. Если подкаст опирается на одну сериализированную сюжетную линию, он сюжетный. Если синтезирует несколько либо даже множество историй по ключевой проблеме либо комплексу тем/проблем, то его можно воспринимать практически с любого выпуска, поскольку присутствует дискретность, блоковость информации. Разные типы подкастов могут соединяться, образовывать гибриды.
Зачастую тексты подкастов реализуют так называемый эффект присутствия, поскольку происходит перемещение информации из обширных общественных пространств в личные гаджеты людей, ей, информации, придаётся более персонализированный. В частности, в записях редакционных подкастов участвуют сотрудники редакции, благодаря чему аудитория получает впечатление того, что журналисты общаются со слушателями лично. Подкасты могут даже записываться как бы с физическим присутствием аудитории. Например, авторы подкаста «Ясно Понятно» РИА «Новости» придумали вставлять в записи заранее подготовленные комментарии собственных знакомых [10]. Таким образом, создаётся своеобразная многослойность текста, включающего экспертную интеллектуализацию дискурса, презентацию мнений участвующих экспертов, личного и профессионального опыта самих ведущих и др.
Отдельного внимания в рамках рассмотрения социально-политических и культурных особенностей подкастовых текстов заслуживает намеренное создание для слушателей специального эффекта присутствия [13]. Под
ним понимается подключение аудитории к процессам и производства, и обсуждения медиаконтента. Подкасты, которые предполагают озвучивание процесса подготовки самого журналистского текста, предполагают нацеленность на значимые вопросы: как развивалось то или иное социально-политическое явление, по каким причинам потребителю информации важно знать об этом, что остаётся за рамками и т. д.? Типология социальных функций подачи инофрмации, составленная И. Д. Фомичёвой, позволяет глубже и точнее оценить социально-политические особенности подкастов:
- информационная функция;
- ценностно-регулирующая функция;
- функция «форума» (или «канала социального участия»);
- социально-креативная функция;
- функция психического регулирования [15].
Подкасты, реализуя информационную функцию, распространяют информацию широчайшего спектра: политическую, событийную, аналитическую, историческую, научную, публицистическую и пр. Они фокусируют внимание групп общества на конкретных событиях, проблемах, вопросах, то есть методом свободного реагирования гибко формируют собственную социально-политическую «повестку дня» и оформляют её. Аудитории предлагается расширенная информационная картина. Типичный пример - подведение итогов недели «Медуза в курсе». Сама природа подкастов, предполагающая большие границы свободы интерпретаций, комментирования предметов осмысления, предоставляет авторам и участникам дополнительные ресурсы по сравнению с традиционными жанровыми (печатными) информационными текстами [1].
Что касается ценностно-регулирующей функции, то она проявляется в том, что через СМИ происходит распространение не только самих сведений, но и отношения к ним в аспекте тех норм и ценностей, которые имеют место в целом в обществе либо в конкретной социальной среде. По нашим наблюдениям, подкасты имеют повышенную ценностную окрашенность стиля. И. Д. Фо-мичёва связывает ценностно-регулирующую функцию информации в СМИ с эффектом «убеждающего воздействия», в противовес «воздействию информирующему» [15]. Под-
касты способны предъявлять сложную общественно значимую повестку в рамках личного опыта, более наглядно для массовой аудитории. Подкастовая «форумность» реализует механизм «социального участия», живо артикулирует интересы аудитории, служит для субъектов публичного пространства площадкой для высказываний, коммуницирования друг с другом в поиске единомышленников. В производстве контента участвуют и профессиональные журналисты, и специалисты в освещаемых вопросах, яркие личности, которые привносят в подкасты элементы своей манеры, мышления, черты идиостилей. Редакционная повестка гибко реагирует на инициативу аудитории, происходит трансляция обзоров общественного мнения в противовес подтверждения журналистом только собственной позиции, а аудитория имеет возможность адресации своих посылов, обращений не только редакции, но многосубъектному адресату. Редакционные процессы, доступ к ним на разных этапах открываются для аудитории.
Текст подкаста может выполнять функцию психической регуляции, распространяя, транслируя социально-политическую информацию определённого содержания и интонации, совершая её направленный отбор, формируя настроения и эмоции аудитории.
Е. С. Дорощук и П. В. Трифонова в статье «Инновационный потенциал подкаста как интегрированной мадиатехнологии» подчёркивают, что происходит гиперактивизация новых медиаформатов, приближающих контент к аудитории, учитывая её потребности, интересы [5]. Это связано с таким качеством подкастинга, как мультимедийность. Потребители изменяют, направляют, форматируют способы медиапрактики благодаря активной роли адресата, его высокой вовлечённости и эмоциональности. Подкастинг - это такой тренд, который трансформирует социально-политический медиа-рынок, на котором, как подчёркивает Е. А. 3верева, консьюмер приобретает черты просьюмера, вовлекается в построение составляющих медиамира на различных платформах [8]. Управление вниманием аудитории в разных по своей направленности медиатекстах, как пишет А. Г. Пастухов, реализуется через репрезентацию темы, основанную на правилах организации социально-политического материала [11].
Значимость обсуждаемого вопроса способствует актуализации содержания подкаста, повышению его значимости для потребителей. 3десь важную роль играет факт использования именно разговорного стиля, располагающего к психологической близости, приёмы упрощённости в подаче информации, в том числе, разумеется, и по сложным политическим моментам, и одновременно обогащение контента посредством личностного взгляда, своего опыта ведущих либо приглашённых. Это касается и так называемых гостевых выпусков, несмотря на то, что они производятся с участием экспертных оценок и анализа. Подкасты обладают мощным психологическим воздействием: персонификация как бы олицетворяет озвучиваемую информацию, делает её запоминающейся, помогает ей проникать в сознание слушателей. Подкастам действительно свойственен повышенный потенциал интерактивности, и именно по этой причине рядом СМИ они используются в целях привлечения аудитории через инструменты разговорного контента, подобно форматам блогосферы с возможностями широкого и свободного обмена мнениями. Типичный пример - актуальная «переупаковка» контента основных СМИ, то есть подготовка озвученных медиатекстов из уже опубликованных в интернете лонгридов [6]. Они озвучиваются в подкастах и таким образом повышают доступность контента (в частности, у таких крупных производителей лонгридов, как «Медуза» и «Коммесант»).
Отдельного внимания заслуживает эффект создания особой атмосферы эмоциональной близости в подкастах: так называемый принцип «наедине со всеми». С точки зрения психолингвистики, благодаря невербальной составляющей звучащей речи, смене интонаций, в подкастах расширяются границы смыслов сообщаемой информации, стимулируется творческое воображение. Л. А. Круглова называет подкаст «акустическим произведением» [9]. Через интеграцию накопленных коммуникационными каналами приёмов, способов работы с озвученной информацией создаются особые, личност-но-окрашенные контенты, в свободном стиле доверительной беседы.
Типологический анализ функционально-содержательных характеристик подкастов показывает, что подкастинг действительно сочетает в себе признаки коммуникационно-
го медиа-канала и социально-политического и культурного феномена, основанного на совместной рефлексии, вмонтированной в непрерывающийся поток живой жизни, вносящий значительный вклад в развитие современного медиапространства. Алгоритм анализа подкастингового продукта, по нашему мнению, должен включать следующие составляющие:
- тематика/проблематика;
- сюжетность/внесюжетность, дискус-сионность/нарративность;
- временная протяжённость (континуальность);
- авторство и формы выражения авторской позиции;
- реализуемые способы контакта с аудиторией, влияния на неё (направленность на целевого потребителя, учёт его интересов);
- адресность контента с точки зрения медиапотребителя;
- структурные признаки текста.
Список литературы _
Заключение. Следует констатировать, что с учётом особой природы подкаста как гибридного формата медиадискурса и поликодового образования подкастинг целесообразно рассматривать через призму не только содержательной, тематической, жанровой, но социально-политической и культурной коммуникативно-прагматической специфики. Данная специфика связана с отражением в подкастах сразу нескольких дискурсов: радиодискурс, медиадискурс, виртуальный дискурс, образующих пространство гипердискурса с потенциалом линейной изменчивости, отсутствия формальных ограничений. Возникновение терминов «подкастовое сообщество», «подкастовый потребитель», развитие подкастовой сферы в мире говорит о высокой общественной и политической значимости данного явления интернет-коммуникации и необходимости его всестороннего осмысления социологической и политической наукой.
1. Витвинчук В. В., Лаврищева М. С. Особенности российских подкастов (по материалам издания "Meduza"). Текст: электронный // Мир науки культуры, образования. № 5. 2019. С. 544-546. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rossiyskih-podkastov-po-materialam-izdaniya-meduza (дата обращения: 23.06.2021).
2. Воинова Е. А., Сивякова Е. В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды. Текст: электронный // Социально-гуманитарные знания. 2018. С. 104-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-kak-novyy-format-publichnoy-kommunikatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-mediasredy (дата обращения: 23.06.2021).
3. Волнухина В. И. Подкаст как самостоятельная единица в современном культурном медиапро-странстве. Текст: электронный // Культура и гуманитарные науки в современном мире: сб. науч. статей / под ред. О. В. Архиповой и А. И. Климина. СПб.: Реноме, 2019. С. 41-49. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/storitelling-o-realnyh-prestupleniyah-v-audio-podkastah-sposoby-vzaimodeystviya-avtorov-i-auditorii (дата обращения: 23.06.2021).
4. Гатов В., А. Амзин, А. Галустян, Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
5. Дорощук Е. С., Трифонова П. В. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной ма-диатехнологии. Текст: электронный // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 2. Ч. 2. С. 35-39. URL: https://research-journal.org/languages/innovacionnyj-potencial-podkasta-kak-integrirovannoj-mediatexnologii/ (дата обращения: 23.06.2021).
6. Желтухина М. Р. Медиадискурс. Текст: электронный // Дискурс-Пи. 2016. №3-4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mediadiskurs-1 (дата обращения: 15.05.2021).
7. Журавлёва А. А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте. Текст: электронный // Знак: проблемное поле меди-аобразования. № 1. 2020. С. 112-119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkastingovoe-veschanie-struktura-zhanrovo-tematicheskoe-raznoobrazie-osobennosti-razvitiya-v-sotsialnoy-seti-vkontakte (дата обращения: 15.05.2021).
8. Зверева Е. А. Новые медиаформаты трансляции контента журнальных изданий // Вестник НГУ. История, филология. 2013. Т. 12, вып. 10. Журналистика. С. 49-55.
9. Круглова Л. А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // Медиаальма-нах. 2018. № 1. С. 89-101.
10. Куницына Н. В. Медиаформат как стилевой облик современной журналистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А. Г. Пастухов. Вып. 11. Орёл: Горизонт, 2013. С. 183-193.
11. Пастухов А.Г. Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий // Учёные записки Орловского государственного университета. 2015. № 5. С. 148-153.
12. Распопова С. С., Саблина Т. А. Подкастинг М.: Аспект Пресс, 2018. 110 с.
13. Саламова 3. К. Сторителлинг о «реальных преступлениях» в аудио-подкастах: способы взаимодействия авторов и аудитории. Текст: электронный // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2017. С. 289-305. URL: https://cyberleninka.ru/article/n//storitelling-o-realnyh-prestupleniyah-v-audio-podkastah-sposoby-vzaimodeystviya-avtorov-i-auditorii.pdf (дата обращения: 15.05.2021).
14. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. М.: ACT, 2002. 557 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/ toffler-future_shock-ru-l.pdf (дата обращения: 15.05.2021). Текст: электронный.
15. Фомичёва И. Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007. 335 с. URL: https://mediaeducation. ucoz.ru/Jd/1/186 (дата обращения: 15.05.2021). Текст: электронный.
16. Чижик А. В. Новые медиаформаты в массовой культуре эпохи цифровых технологий: культурологический анализ: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2018. 180 с.
17. Aguayo López V. El podcast como herramienta de comunicación empresarial. Tesis doctoral. Facultad de ciencias de la comunicación. Málaga. 2015.
18. Blanco S. El podcast: situación actual en el mundo hispano hablante. De Universidad de Málaga, XIII Jornadas Internacionales de Jóvenes Investigadores en Comunicación. 2006. URL: https://www.researchgate. net/publication/228460582_El_podcast_situacion_actual_en_el_mundo_hispano_hablante (дата обращения: 15.05.2021). Текст: электронный.
19. Campbell G. There's Something in the Air: Podcasting in Education // EDUCASE Review. 2006. Vol. 40. P. 32-47.
20. Chester A., Buntine A., Hammond K., Atkinson L. Podcasting in Education: Student Attitudes, Behavior and Self-Efficacy // Educational Technology and Society. 2011. 14. P. 236-247.
21. Copley J. Audio and video podcasts of lectures for campus-based students: production and evaluation of student use // Innovations in Education and Teaching International. 2007. 44. P. 387-399.
22. Harris H., Park S. Educational usages of podcasting // British Journal of Educational Technology. 2008. 39. P. 548-551.
23. Jenkins H. The cultural logic of media convergence // International journal of cultural studies. 2004. 7. P. 33-43.
24. Ramos García A., Caurcel Cara M. Los podcasts como herramienta de enseñanza aprendizaje en la Universidad // Profesorado. Revista de Curriculum y Formación de Profesorado. 2011. 1., P. 151-162.
25. Sterne J., Morris, J., Baker, M. B., Freire, A. M. The politics of podcasting // The Fibreculture Journal. 2008. Issue 13. URL: https://thirteen.fibreculturejournal.org/fcj-087-the-politics-of-podcasting/ (дата обращения: 15.05.2021). Текст: электронный.
References _
1. Vitvinchuk V. V., Lavrischeva M. S. Mirnaukikultury, obrazovaniya (World of science, culture, education), № 5, 2019, рр. 544-546. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rossiyskih-podkastov-po-materialam-izdaniya-meduza (date of access: 23.06.2021). Text: electronic.
2. Voinova E. A., Sivyakova E. V. Sotsialno-gumanitarnyye znaniya (Social and humanitarian knowledge), 2018, рр. 104-120. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-kak-novyy-format-publichnoy-kom-munikatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-mediasredy (date of access: 23.06.2021). Text: electronic.
3. Volnukhina V. I. Kultura i gumanitarnye nauki vsovremennom mire. Sb. nauchnyh statey/pod red. O. V. Arhipovoy i A. I. Klimina (Culture and humanities in the modern world: collection of articles. scientific articles / ed. O. V. Arkhipova and A. I. Klimina). St. Petersburg: Renome, 2019. рр. 41-49. Available at: https://cyberlen-inka.ru/article/n/storitelling-o-realnyh-prestupleniyah-v-audio-podkastah-sposoby-vzaimodeystviya-avtorov-i-auditorii (date of access: 23.06.2021). (date of access: 15.05.2021).
4. Gatov V, A. Amzin, A. Galustyan, Kastels, D. Kulchitskaya, N. Loseva, M. Parks, S. Paranko, O. Silant'yeva, B. van der Khaak. Kak novye media izmenilizhurnalistiku. 2012-2016 / pod red. S. Balmaevoy, M. Lukinoy (How new media have changed journalism. 2012-2016 / ed. S. Balmaeva, M. Lukina). Yekaterinburg: Humanitarian University, 2016, 304 p.
5. Doroshchuk E. S., Trifonova P. V. Mezhdunarodny nauchno-issledovatelskiy zhurnal (International research journal), 2020, No. 2, Part 2, рр. 35-39. Available at: https://research-journal.org/languages/innova-cionnyj-potencial-podkasta-kak-integrirovannoj-mediatexnologii/ (date of access: 23.06.2021). Text: electronic.
6. Zheltuhina M. R. Diskurs-Pi (Discourse-Pi), 2016, no. 3-4. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/mediadiskurs-1 (date access: 05.15.2021). Text: electronic.
7. Zhuravlyova A. A. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya (Sign: problematic field of media education), 2020, no. 1, рр. 112-119. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podkastingovoe-veschanie-struktura-zhanrovo-tematicheskoe-raznoobrazie-osobennosti-razvitiya-v-sotsialnoy-seti-vkontakte (date of access: 15.05.2021). Text: electronic.
8. Zvereva E. A. Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya (NSU Bulletin. History, philology), 2013, Vol. 12, no. 10. Journalism, рр. 49-55.
9. Kruglova L. A. Mediaalmanah (Media almanac), 2018, no. 1, рр. 89-101.
10. Kunitsyna N. V. Zhanry i tipy teksta vnauchnom imediynom diskurse: mezhvuz. sb. nauch. tr/ütv. red. A.G. Pastuhov (Genres and types of text in scientific and media discourse: interuniversity. Sat. scientific. tr. / otv. ed. A. G. Pastukhov). Issue 11. Oryol: Horizon, 2013, рр. 183-193.
11. Pastuhov A. G. Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta (Scientific notes of the Oryol State University), 2015, no. 5, рр. 148-153.
12. Raspopova S. S., Sablina T. A. Podkasting (Podcasting). Moscow: Aspect Press, 2018,110 p.
13. Salamova Z. K. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Literaturove-deniye. Yazykoznaniye. Kulturologiya (Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Literary criticism. Linguistics. Culturology), 2017, рр. 289-305. Available at: http://Users/User/Downloads/storitelling-o-realnyh-prestupleniyah-v-audio-podkastah-sposoby-vzaimodeystviya-avtorov-i-auditorii.pdf (date of access: 05.15.2021). Text: electronic.
14. Toffler E. Shokbudushchego: Per. s angl. (Shock of the future: trans. from English). Moscow: ACT, 2002 557 p. Available at: http://yanko.lib.ru/books/cultur/toffler-future_shock-ru-l.pdf (date of access: 15.05.2021). Text: electronic.
15. Fomichyova I. D. Sotsiologiya SMI (Sociology of the media). Moscow: Aspect Press, 2007, 335 p. Available at: https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/1/186 (date of access: 15.05.2021). Text: electronic.
16. Chizhik A. V. Novye media formaty v massovoy kulture epohi tsifrovyh tehnologiy: kulturologicheskiy analiz: dis.... kand. kulturol. nauk: 24.00.01 (New media formats in mass culture of the digital age: cultural analysis: dis. ... сand. cultural studies: 24.00.01). Moscow: State. Institute of Art Studies, 2018,180 p.
17. Aguayo López V. Elpodcast como herramienta de comunicación empresarial: Tesis doctoral. Facultad de ciencias de la comunicación (El podcast como herramienta de comunicación empresarial: Tesis doctoral. Facultad de ciencias de la comunicación). Málaga. 2015.
18. Blanco S. El podcast: situación actual en el mundo hispano hablante (El podcast: situación actual en el mundo hispano hablante. De Universidad de Málaga, XIII Jornadas Internacionales de Jóvenes Investigadores en Comunicación). 2006. Available at: https://www.researchgate.net/publication/228460582_El_podcast_situ-acion_actual_en_el_mundo_hispano_hablante (date of access: 15.05.2021). Text: electronic.
19. Campbell G. EDUCASE Review (Campbell G. EDUCASE Review). 2006, vol. 40, рр. 32-47.
20. Chester A., Buntine A., Hammond K., Atkinson L. Educational Technology and Society (Educational Technology and Society), 2011, 14, рр. 236-247.
21. Copley J. Innovations in Education and Teaching International (Innovations in Education and Teaching International), 2007, 44, рр. 387-399.
22. Harris H., Park S. British Journal of Educational Technology (British Journal of Educational Technology), 2008, 39, рр. 548-551.
23. Jenkins H. International journal of cultural studies (International journal of cultural studies), 2004, 7, рр. 33-43.
24. Ramos García A., Caurcel Cara M. Profesorado. Revista de Curriculum y Formación de Profesorado (Profesorado. Revista de Curriculum y Formación de Profesorado), 2011, 15, рр. 151-162.
25. Sterne J., Morris, J., Baker, M. B., Freire, A. M. The Fibreculture Journal (The Fibreculture Journal), 2008, Issue 13. Available at: https://thirteen.fibreculturejournal.org/fcj-087-the-politics-of-podcasting/ (date of access: 15.05.2021). Text: electronic.
Информация об авторе _ Information about the author
Конкин Андрей Александрович, канд. полит. наук, сотрудник Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва. Область научных интересов: международные отношения, мировая политика, политическая теория AAKonkin@fa.ru
Andrey Konkin, candidate of political sciences, employee of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: international relations, world politics, political theory
Для цитирования_
Конкин А. А. Феномен подкаста в системе репрезентации межкультурных и социально-политических явлений // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 6. С. 90-100. DOI: 10.21209/2227-9245-202127-6-90-100.
Konkin A. Podcast phenomenon in the system of representation of intercultural and social-political events // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 6, pp. 90-100. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-6-90-100.
Статья поступила в редакцию: 10.06.2021 г. Статья принята к публикации: 05.07.2021 г.