Научная статья на тему 'Образовательные программы для заключенных: опыт англоязычных стран'

Образовательные программы для заключенных: опыт англоязычных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенитенциарная система / образовательные программы / заключенные / реабилитация / prison system / educational programs / prisoners / rehabilitation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галина Борисовна Андреева, Ольга Алексеевна Никитина

В статье проанализирован опыт англоговорящих стран в области применения образовательных программ для заключенных с целью их последующей реабилитации и ресоциализации. Повышение образовательного уровня лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, позволяет снизить уровень рецидивизма. Положительный опыт зарубежных стран по созданию системы тюремного образования предлагает эффективные шаги по созданию отечественной системы образования для заключенных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational programs for prisoners: experience of English speaking countries

The article analyses the experience of Anglo-speaking countries in using educational programs for prisoners aimed at their subsequent rehabilitation and resocialization. An increase in the educational level of persons serving a sentence in prisons reduces the level of recidivism. The positive experience of foreign countries in establishing a prison education system offers effective steps to create a domestic educational system for prisoners.

Текст научной работы на тему «Образовательные программы для заключенных: опыт англоязычных стран»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 230 — 234. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):230 — 234.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 343 824 NIION: 2007-0062-4/21-054

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-230-234 MOSURED: 77/27-004-2021-04-254

Образовательные программы для заключенных: опыт англоязычных стран

Галина Борисовна Андреева1, Ольга Алексеевна Никитина2

1 2 Академия ФСИН России, Рязань, Россия

1 g.b.andreeva@mail.ru

2 Artemia123@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализирован опыт англоговорящих стран в области применения образовательных программ для заключенных с целью их последующей реабилитации и ресоциализации. Повышение образовательного уровня лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, позволяет снизить уровень рецидивизма. Положительный опыт зарубежных стран по созданию системы тюремного образования предлагает эффективные шаги по созданию отечественной системы образования для заключенных.

Ключевые слова: пенитенциарная система, образовательные программы, заключенные, реабилитация Для цитирования: Андреева Г.Б., Никитина О.А. Образовательные программы для заключенных: опыт англоязычных стран // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 230-234. 10.24411/2073-3305-2021-4-230-234.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Educational programs for prisoners: experience of English speaking countries

Galina B. Andreyeva1, Olga Alekseevna Nikitina2

1 2 Academy of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan, Russia

1 g.b.andreeva@mail.ru

2 Artemia123@yandex.ru

Absrtact. The article analyses the experience of Anglo-speaking countries in using educational programs for prisoners aimed at their subsequent rehabilitation and resocialization. An increase in the educational level of persons serving a sentence in prisons reduces the level of recidivism. The positive experience of foreign countries in establishing a prison education system offers effective steps to create a domestic educational system for prisoners.

Keywords: prison system, educational programs, prisoners, rehabilitation

For citation: Andreyeva G.B., Nikitina O.A. Educational programs for prisoners: experience of English speaking countries // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):230—234. (In Russ.) doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-230-234.

Введение. Лица, осужденные судом за совершение преступлений, подвергаются обоснованным ограничениям в некоторых своих правах. Однако право на образование эти ограничения не затрагивают, поскольку оно рассматривается в качестве средства исправления. В Законе от 21 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 80 предусмотрена «организация предоставления

© Андреева Г.Б., Никитина О.А., 2021.

образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей» [1, с. 97].

История и практика применения образовательных программ для заключенных имеет давнюю историю. Одними из первых обучение преступников, отбывающих наказание в тюрьмах, инициировали европейские страны. В Великобритании в 1823 г. Актом Парламента было узаконено обучение заключенных чтению и пись-

му. С начала XIX в. в исправительных учреждениях США преподавались основы религии. Тюремные капелланы преподавали основы религиозных догматов, учили чтению, чтобы заключенные могли читать Библию и тексты религиозного содержания. Первые образовательные курсы в рамках программ реабилитации заключенных были разработаны в 1876 г. В Австралии и Океании программы тюремного образования впервые были реализованы в 1862 г. в тюрьме Дар-лингхерс, расположенной в штате Новый Южный Уэльс. Для проведения общеобразовательных занятий с заключенными был нанят школьный учитель. Посещение занятий было исключительно добровольным [7]. Таким образом, история тюремного образования в зарубежных странах насчитывает не один десяток лет. Этот опыт был взят за основу в качестве положительного в странах, где в программы реабилитации и ресо-циализации заключенных был включен образовательный компонент.

Организация работы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации во многом основана на международных правовых актах, которые отражают опыт исправления осужденных с применением достижений мировой пенитенциарной науки. Прямой перенос зарубежных концепций, моделей, средств и техник реабилитации не всегда позволяет отечественной пенитенциарной науке успешно развиваться, поскольку копирование зарубежного опыта неизменно приводит к повторению ошибок, пройденных другими странами на пути к становлению эффективной пенитенциарной системы. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью конструктивного анализа и адаптации зарубежных образовательных программ для заключенных с целью их эффективной реабилитации.

Цель исследования — провести анализ и обобщить опыт пенитенциарных учреждений в англоговорящих странах по реабилитации и ресо-циализации заключенных посредством образовательных программ различного уровня.

Объектом исследования являются образовательные программы для заключенных.

Предметом исследования являются образовательные программы для заключенных, используемые в работе пенитенциарных учреждений англоговорящих стран.

Материалом для исследования является содержание работы по реабилитации и ресоциали-зации заключенных посредством образовательных программ в англоговорящих странах. Для решения поставленных задач был определен и использован комплекс методов исследования:

эмпирическое исследование опыта в англоговорящих странах по реабилитации и ресоциализа-ции заключенных посредством образовательных программ различного уровня, изучение моделей организации тюремного образования.

Цель любого тюремного заключения — снижение уровня рецидивизма и повышение безопасности жизни общества. В этой связи образовательные программы для заключенных, призванные помочь преступнику наладить жизнь после отбывания наказания в виде лишения свободы, полностью соответствуют целям исполнения наказания. Успешная ресоциализация помогает вернуться к законопослушному образу жизни, найти работу, наладить контакты в новом окружении. Обратимся к опыту решения этого вопроса в англоговорящих странах, поскольку в пенитенциарной науке он считается одним из передовых.

В 1877 г. в Великобритании был принят Акт о тюрьмах, согласно которому сформирована система, просуществовавшая вплоть до конца XX в., что свидетельствует об эффективности принятых мер. Согласно этому акту заключенные получили доступ к ограниченному спектру образовательных программ. Получение высшего образования в местах лишения свободы на тот момент было не предусмотрено, поскольку считалось, что оно мало способствует исправлению в отличие от программ профессиональной переподготовки, направленных на повышение трудоустройства заключенных за счет приобретения профессиональных компетенций. К 1958 г. образовательные услуги для заключенных стали более доступными в связи с увеличением соответствующего персонала в тюрьмах. Но вплоть до 1992 г. никакие кардинально качественные изменения не коснулись образовательной политики пенитенциарной системы Великобритании. В 90-х годах XX в. образовательные услуги в местах лишения свободы были переданы на аутсорсинг. Более 150 организаций подали заявки, и к 1994 г. более 45 организаций стали участвовать в реализации образовательных программ для заключенных. Система тюремного образования охватила 125 тюрем и включала в себя программы среднего и высшего образования. По оценке экономической эффективности подобного подхода к реабилитации заключенных каждый фунт, потраченный на образовательные программы заключенных, экономит бюджету страны 2 фунта [3]. В настоящий момент в Великобритании действует программа государственных займов на образовательные нужды заключенных. Освоение программ различного уровня осуществляется в

2021 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

231

дистанционном формате и доступно всем категориям заключенных, за исключением тех, кто находится в предварительном заключении и в больницах.

Интересен опыт Соединенных Штатов Америки в вопросе организации тюремного образования. Родоначальником этого направления пенитенциарной политики считается директор исправительного учреждения Эльмира в Нью-Йорке Зебьюлон Броквей. Он полагал, что образование « дисциплинирует разум и подготовит его к восприятию ... мыслей и принципов, которые составляют их обладателей хорошими гражданами» [5]. К 1900 г. по примеру Эльмиры было организовано образование заключенных в штатах Массачусетс, Огайо, Пенсильвания, Индиана, Иллинойс и Миннесота. Уже к 1930-м годам доступ к образовательным программам был открыт в большинстве тюрем США. Первоначально это были программы общего образования. Программы профессиональной подготовки с 1960 г. предлагали только девять штатов. К 1983 г. инициатива была поддержана в большинстве штатов США. 1972 г. стал поворотным в истории развития тюремного образования в Америке: программа субсидий Pell Grants, проводимая федеральным правительством США и предоставляющая финансирование студентам, стала доступна и для заключенных. Программа была инициирована сенатором от демократов Клейборном Пеллом и предполагала безвозмездное финансирование малоимущих студентов. В проекте приняли участие почти 27 тыс. заключенных, что составило 9% всего тюремного контингента.

В 1994 г. в программу были внесены изменения: Конгресс США принял Закон о борьбе с насильственными преступлениями и обеспечении правопорядка, и в выдаче образовательных грантов было отказано наиболее опасным категориям заключенных. Таким образом, к 2005 г. количество тюрем, предлагающих высшее образование, снизилось с 350 до 8. Результатом подобного шага стало увеличение количества повторных преступлений до 60%, в то время как действие программы грантовых субсидий Пелла держало этот уровень на 11 —15% [4]. Вследствие чего в этот период снизилось количество учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги заключенным. Одним из немногих стал колледж Бард, который в 2001 г. разработал специальную образовательную программу, известную как Bard Prison Initiative (Бардская тюремная инициатива). Финансовое обеспечение программы взял на себя Фонд Форда, американский благотворительный фонд, созданный для

финансирования программ в поддержку демократии, сокращения бедности, продвижения международного сотрудничества и человеческого развития. Программа предлагала лицам, отбывающим наказание в шести тюрьмах штата Нью-Йорк, получить среднее специальное и высшее образование. Обучение студентов осуществлялось дистанционно. Преподавателями колледжа были разработаны методические материалы и созданы базы данных, позволяющие учиться удаленно, но без подключения к интернету, поскольку в тюрьмах США доступ к интернету запрещен. Следует отметить, что в настоящий момент Бар-дская тюремная инициатива предлагает заключенным порядка 160 различных курсов в области гуманитарных наук и является ведущей программой тюремного образования в Америке. На современном этапе в программе участвуют 15 образовательных заведений США, вошедших в Консорциум Бардской тюремной инициативы, в число которых входит Уэслианский гуманитарный университет в штате Коннектикут, на базе которого с 2009 г. существует Центр тюремного образования [2]. Штат Калифорния является одним передовых в этой области: заключенные могут учиться как онлайн, так и офлайн. Важным преимуществом является возможность продолжения образования после освобождения: студент может перевестись из одного колледжа в другой и получить диплом в ближайшем к дому учебном заведении. В системе тюремного образования участвует порядка 30 колледжей Калифорнии, что позволяет студентам получить доступ к широкому спектру образовательных программ.

Интересен тот факт, что 2015 г. президентом Бараком Обамой была инициирована пилотная программа, позволяющая ограниченному числу заключенных получать образовательные гранты. В ходе реализации программы более 200 колледжей в 47 штатах выразили заинтересованность в реализации образовательных программ для заключенных. Администрацией следующего президента Дональда Трампа пилотный проект был признан успешным и продолжил свою работу. Следующим шагом администрации нового президента стал законопроект об улучшении общего образования и профессиональной подготовки в тюрьмах. Декабрь 2020 г. привнес новые изменения в пенитенциарную политику США: Дональд Трамп подписал пакет мер помощи населению в связи с пандемией коронавиру-са, в рамках которого было анонсировано возвращение финансовой поддержки образовательных программ для заключенных.

Обратимся к истории тюремного образования в Австралии. Оно ведет свою историю с начала XX в., когда заключенным в тюрьмах были предложены программы базовой грамотности. К 1950-м годам практически все тюрьмы страны поддержали начинание. Различные формы и программы обучения позволяли задействовать не более 15—20% заключенных в отдельно взятой тюрьме. Инициатива успеха не имела. Согласно отчету Комитета Сената по вопросам занятости, образования и профессиональной подготовки 1996 г. историю тюремного образования в Австралии «можно справедливо назвать позором» [8], поскольку учебные программы и ресурсы были признаны устаревшими и недоработанными. Результатом столь жесткой критики стала запущенная в 2001 г. национальная стратегия. Уже к 2006 г. все штаты и административные территории Австралии предлагали широкий спектр программ высшего образования для заключенных. Однако администрирование национальной стратегии осуществляется на уровне штатов. Отсутствие единых требований приводит к тому, что в отдельных штатах ограничен перечень доступных образовательных ресурсов. В целом это влияет на уровень реабилитации и ресоциализа-ции заключенных. Опыт тюремного образования в Австралии показывает, каких ошибок следует избегать в развитии системы образовательных программ для заключенных.

Исследования неизменно свидетельствуют, что образование в тюрьме является эффективным способом снижения уровня рецидивов, что позволяет в будущем сэкономить на содержании заключенных. Британская и американская модели тюремного образования на протяжении десятилетий доказали свою эффективность. Заключенные, получившие образование и профессиональную подготовку, чаще находят работу и, соответственно, реже возвращаются за решетку после освобождения. В 2013 г. американским стратегическим исследовательским центром «РЭНД Корпорейшн» была проведена оценка эффективности тюремного образования. Вот некоторые выводы этого исследования:

■ вероятность того, что заключенные, которые участвуют в исправительно-воспитательных программах, вновь окажутся в тюрьме, на 43% меньше по сравнению с теми, кто не участвует в таких программах;

■ заключенных, которые трудоустроились после освобождения, на 13% больше среди участников программ образования или профессиональной подготовки, чем среди тех, кто не участвовал в таких программах;

■ вероятность трудоустройства после освобождения из тюрьмы у участников программы профессиональной подготовки на 28% больше, чем у тех, кто не прошел такую подготовку;

■ сумма прямых затрат на обеспечение образования оценивалась в размере 1400— 1750 долл. на одного заключенного, при этом затраты, связанные с повторным тюремным заключением, были на 8700— 9700 долл. ниже на одного заключенного, который участвовал в исправительно-вос-питательной программе, по сравнению с теми, кто не учился [6].

Ретроспективный анализ зарубежного опыта развития и реализации образования осужденных в процессе исполнения наказания имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет избежать ошибок и просчетов, с которыми столкнулись в процессе становления системы тюремного образования другие страны. Может ли этот опыт быть апробирован на российской почве? Развитие и совершенствование дистанционных форм обучения позволяют преобразовать государственную систему образования таким образом, чтобы лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, смогли в полной мере осуществить свое конституционное право на образование.

Список источников

1. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013.

2. Bard Prison Initiative // URL: https:// bpi.bard.edu/ (дата обращения: 28.01.2021).

3. Coyle Andrew G. Prison // URL: https:// www.britannica.com/topic/prison (дата обращения: 26.01.2021).

4. Dollarhide Maya E. Pell Grant // URL: https: //www.investopedia.com/terms/p/pell-grant.asp (дата обращения: 27.01.2021).

5. Education Opportunities in Prison Are Key to Reducing Crime / / URL: https://www.american progress.org/issues / education-k-12/news/2018/ 03/02/447321/education-opportunities-prison-key-reducing-crime/ (дата обращения: 26.01.2021).

6. Evaluating the Effectiveness of Correctional Education. A Meta-Analysis of Programs That Provide Education to Incarcerated Adults // URL: https:/ /www.rand.org/pubs/research_reports/ RR266.html (дата обращения: 26.01.2021).

7. Prison Education: Guide to College Degrees for Inmates and Ex-Offenders // URL: https://

2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

233

thebestschools.org/magazine/prison-inmate-education-guide/ (дата обращения: 25.01.2021).

8. Taking digital learning to prison: How four universities are using technology to deliver higher education into prisons in Australia, UK, Turkey and Nigeria // URL: https _in_Australia_UK_ Turkey_and_Nigeria (дата обращения: 26.01.2021).

References

1. New Federal Law "On Education in the Russian Federation". M.: Prospect, 2013.

2. Bard Prison Initiative // URL: https:// bpi.bard.edu/ (date accessed: 28.01.2021).

3. Coyle Andrew G. Prison // URL: https:// www.britannica.com/topic/prison (date accessed: 01/26/2021).

4. Dollarhide Maya E. Pell Grant // URL: https://www.investopedia.com/terms/p/pell-grant.asp (date accessed: 27.01.2021).

5. Education Opportunities in Prison Are Key to Reducing Crime // URL: https://www. ameri-canprogress.org/issues/education-k-12/news/2018/ 03/02/447321/education-opportunities-prison-key -reducing-crime / (date accessed: 01.26.2021).

6. Evaluating the Effectiveness of Correctional Education. A Meta-Analysis of Programs That Provide Education to Incarcerated Adults / / URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/ RR266.html (date accessed: 01.26.2021).

7. Prison Education: Guide to College Degrees for Inmates and Ex-Offenders // URL: https:// thebestschools.org/magazine/prison-inmate-education-guide/ (date accessed: 01.25.2021).

8. Taking digital learning to prison: How four universities are using technology to deliver higher education into prisons in Australia, UK, Turkey and Nigeria // URL: https _in_Australia_UK_ Turkey_and_Nigeria (date accessed: 01.26.2021).

Информация об авторах

Г.Б. Андреева — кандидат педагогических наук, доцент, профессор РАЕ, директор Института Академии ФСИН России;

О.А. Никитина — кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре иностранных языков.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors G.B. Andreeva — candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor of RANS, head of the Institute of the Academy of the Federal Penal Service of Russia;

O.A. Nikitina — candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of foreign languages chair of the Institute of the Federal Penal Service of Russia.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.10.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 30.11.2021.

The article was submitted 29.10.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 30.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.