Научная статья на тему 'Образовательные программы Ботанического сада-института ДВО РАН и векторы их развития в свете новой системы образования'

Образовательные программы Ботанического сада-института ДВО РАН и векторы их развития в свете новой системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ботанический сад / Дальний Восток России / образование / экологическое просвещение / наука / botanical garden / scientific program / educational program / science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина В.А., Киршова Н.В., Головань Е.В., Ревчук Н.А.

Ботанический сад-институт ДВО РАН является комплексным научно-образовательным учреждением, одним из направлений деятельности которого пропаганда экологического образования. В настоящее время эта организация является центром эколого-ботанического дополнительного образования на Дальнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкина В.А., Киршова Н.В., Головань Е.В., Ревчук Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational programs of the Botanical Garden-Institute FEB RAS and vectors of their development in the light of the new education system

Botanical Garden-Institute FEB RAS is a complex scientific and educational institution, one of the aims of which is the promotion of environmental education. Currently, the Botanical Garden is a center of ecological and botanical additional education in the Far East.

Текст научной работы на тему «Образовательные программы Ботанического сада-института ДВО РАН и векторы их развития в свете новой системы образования»

УДК 37

Образовательные программы Ботанического сада-института ДВО РАН и векторы их развития

в свете новой системы образования

Калинкина В.А.[1], Киршова Н.В.[2], Головань Е.В.[3], Ревчук Н.А.[4] ФГБУН Ботанический сад-институт ДВО РАН, Владивосток, Россия [1] conf-lf@yandex.ru; [2]golovan-ev@mail.ru; [з] jokyyyy911800@yandex.ru;

[4] revchuk-n@rambler.ru

Ботанический сад-институт ДВО РАН является комплексным научно-образовательным учреждением, одним из направлений деятельности которого - пропаганда экологического образования. В настоящее время эта организация является центром эколого-ботанического дополнительного образования на Дальнем Востоке.

Ключевые слова: ботанический сад, Дальний Восток России, образование, экологическое просвещение, наука.

Educational programs of the Botanical Garden-Institute FEB RAS and vectors of their development in

the light of the new education system Kalinkina V.A.[1], Kirshova N.V.[2], Golovan' E.V.[3], Revchuk N.A. [4] Botanical Garden-Institute FEB RAS, Vladivostok, Russia [1] conf-lf@yandex.ru; [2]golovan-ev@mail.ru; [3] jokyyyy911800@yandex.ru;

[4] revchuk-n@rambler.ru

Botanical Garden-Institute FEB RAS is a complex scientific and educational institution, one of the aims of which is the promotion of environmental education. Currently, the Botanical Garden is a center of ecological and botanical additional education in the Far East.

Keywords: botanical garden, scientific program, educational program, science.

Образование является важным звеном в формировании у человека понимания своего места в биосфере. Процесс образования в современном обществе - непрерывный и целенаправленный. В его основе лежит научная картина мира, так как именно научно-мировоззренческие основы, определяют современное образование. Это свидетельствует о необходимости взаимодействия науки и образования. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, принципы, методы и на его результаты [3]. В настоящее время новый Федеральный государственный стандарт2 направлен не только на единство и доступность образовательного процесса для всех категорий граждан, но и повышение качества знаний, что означает еще больший контакт системы образования и науки.

Ботанические сады - это территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений из разных частей света и различных климатических зон. Экологическое просвещение является одним из направлений деятельности ботанических садов [6].

Ботанический сад-институт Дальневосточного отделения РАН является единственным (не считая филиалы) ботаническим садом на российском Дальнем Востоке. Сад расположен на п-ове Муравьева-Амурского в пригородной зоне столицы Приморского края г. Владивостока. Территория Сада охватывает 169 га, большая часть из которой занята хорошо сохранившимся лесом южноуссурийского типа, под пологом которого произрастает 447 видов высших сосудистых растений, что составляет почти 38% флоры полуострова и около 10% - всей флоры российского Дальнего Востока [5]. Созданный в 1949 г., Ботанический сад-институт ДВО РАН (БСИ) в настоящее время обладает разнообразными коллекциями живых растений, представленных посетителям, как в экспозициях открытого грунта, так и в оранжерейно-тепличном комплексе. Наличие на территории Ботанического сада-института участков естественных лесных ценозов дает возможность посетителям узнать структуру и видовой состав уссурийской тайги. С момента своего основания Сад занимается не только научной деятельностью, но и просветительской. Результаты и направления деятельности сотрудников Ботанического сада-института ДВО РАН в этой области показывают, что в настоящее время сад становится центром эколого-ботанического дополнительного образования в крае.

2 https://fgos.ru/

Экскурсии и занятия в БСИ ДВО РАН проводятся с учетом возрастных особенностей посетителей по принципу модульной системы: детский сад - школа - вуз.

Все мероприятия, проводимые сотрудниками Сада, можно условно поделить на несколько групп: экскурсионное сопровождение, тематические занятия и квесты, экологические акции и фестивали, выставки, мастер-классы.

Экскурсионное сопровождение

Специалистами БСИ ДВО РАН разработан цикл лекций по экспозиционным участкам, оранжерейно-тепличному комплексу и по лесной зоне Сада. Тематики экскурсии: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Дикорастущие пищевые растения», «Жизненные формы растений», «Уссурийская тайга», «Зимняя экскурсия по лесу».

На лесной территории БСИ ДВО РАН для проведения экскурсий проложена экологическая тропа, создана учебная площадка. Последняя выполненная в виде экспозиции «Экосистема Уссурийской тайги» и оборудована серией плакатов, посвященных представителям растительного и животного мира.

Тематические занятия и квесты

Аудитория, на которую рассчитаны тематические занятия, включает в себя школьников общеобразовательных и коррекционных школ. Занятия с детьми проходят как на территории Сада, так и непосредственно в школе, с тем лишь условием, что оно не включает в себя экскурсионное сопровождение. К выездным занятиям относятся: «Космические растения» и «РастеВнда данятийрюбязательно включает в специализированную экскурсию, в ходе которой в экспозиции экскурсовод рассказывает, и демонстрирует определенные растительные экспонаты. Информация после экскурсии будет необходима экскурсантам для выполнения заданий, которые могут включать в себя квест, викторину или кроссворд. В большинстве случаев после экскурсии проводиться мастер-класс, основное назначение которого - закрепление полученных знаний. К таким занятиям относятся: «Кленовый переполох», «Дубы-колдуны», «Растения Великой Войны», «Вкусные тропики», «Тайна пяти хвоинок».

Занятия в виде квеста, так же очень востребованы посетителями. Один из популярных - это квест для школьников 1-4 класса «Здравствуй лето».

Специализированные занятия разработаны для воспитанников коррекционных школ так же проходят как на площадках сада, так и непосредственно в образовательном учреждении. В них поставлен акцент на отработке речевых навыков, цветовосприятии, агротехнических приемах (посадка растений, уход за ними).

Экологические акции и фестивали

Ежегодно Ботанический сад проводит несколько крупных экологических мероприятий для населения, среди которых есть те, которые рассчитаны на детскую аудиторию (экологические акции «День пихты», «Дубовая роща»), и на посетителей любого возраста. К последним можно отнести «Фестиваль первоцветов», «День магнолий», «Фестиваль орхидеи и Ко», «Фестиваль цветов», «Растения - символы новогодних праздников по лунному китайскому календарю» и «Тропический Новый год», «Праздник пионов».

Фестиваль, как форма коммуникации с посетителями, одно из оптимальных мероприятий. Он позволяет в течение длительного времени познакомиться с экспозицией и провести ряд параллельных мероприятий, таких как мастер-классы или выставки-продажи.

Выставки

Ежегодно Ботанический сад-институт участвует как минимум в 3-4 краевых выставках. Ежегодные выездные выставки: «Экология и безопасность жизнедеятельности края», «Печатный двор», экспозиция - выставка «Приморские зори», Экологическая гостиная в Библиотеке имени Горького, выставка, приуроченная к Международному экологическому форуму «Природа без границ». На территории сада в зимний и весенний период проходят выставки «Цитрусовые», поздней весной - «Выставка Пионов», ближе к концу лета - «Выставка георгинов».

Мастер-классы

Мастер-класс - одна из интересных форм работы с населением любого возраста. За последние несколько лет сотрудники сада разработали и апробировали несколько десятков мастер-классов. Это такие простые как «Ботаническая закладка» или «Лесной сувенир», подходящие для любого возраста, начиная с младшей группы детского сада, до сложных и наукоемких таких как «Микромир», «Большие миры в маленьком стекле», «Кленовые розы», «Ловец снов». Жизнь «в телефоне» и часто не проверенная информация приводит к тому, что люди, работая с растениями, совершают агротехнические ошибки. Специально для них проводятся мастер-классы «Весенняя обрезка

деревьев», «Топиарное искусство», «Агротехника цитрусовых в квартирах», «Агротехника орхидей», «Магнолии из семян». Эти занятия как разовые, так и постоянные на школах юного садовода позволяют не просто познакомить посетителей с понравившимся объектом, но и дать им научные знания о жизни и правилах ухода за растениями.

Ежегодно сад проводит два крупных мероприятия для школьников - международная научно-практическая конференция День рододендрона» и «Неделя экологического образования и просвещения». Оба направлены как на пропаганду эколого-биологических знаний, так и на знакомство с уникальной природой родного края [4].

Кроме этого, Сад активно учувствует в других просветительских проектах, организатором которых является стороннее учреждение. Одним из таких является Всероссийский «Фестиваль науки», на котором всем желающим доступно и интересно сотрудники рассказывают о жизни и работе ученого-биолога, о научном и прикладном значении исследований.

Уже многие годы, помимо лекций и экскурсий [1], Сад проводит и активно учувствует в качестве преподавателей и консультантов во множестве экологических конференций, школ, семинаров, марафонов активно пропагандируя эколого-ботанические знания. Большой опыт и материал получают студенты, аспиранты, стажеры-исследователи, выполняя курсовые и дипломные работы, диссертации под руководством сотрудников Сада.

Опыт и знания [1, 2] позволяют сотрудникам Ботанического сада принимать участие в экологических конкурсах и грантах и получать достойные награды. В 2015 году проект по изучению флоры национального парка «Земля леопарда», одним из направлений которого было экологическое образование жителей Хасанского района, был поддержан Фондом экологии и здоровья «Славянские Лотосы». Совместный межмузейный проект нескольких академических институтов «Путешествие в науку. Наука в путешествии», стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного Фонда В. Потанина. Последний проект продолжающийся и, что очень важно, семейный. Маршруты, разработанные в Саду и в организациях-партнерах, объединены в той или иной степени единым смыслом, побуждающим родителей вместе со своими детьми посещать несколько институтов или музеев, и поработав у них встретиться всем вместе на общем Фестивале осенью. Совместное прохождение маршрута укрепляет семейные связи, и позволят легче запоминать научную информацию как детям, так и взрослым.

Особое значение в формировании экологически ориентированного общественного сознания имеют информационные ресурсы, которыми располагает БСИ ДВО РАН. Одним из них является отдел Центральной научной библиотеки ДВО РАН при БСИ ДВО РАН. Его фонды, включающие литературные источники по различным направлениям ботаники, экологии, географии и др. используются не только сотрудниками Сада, но также учащимися школ, преподавателями, студентами ВУЗов. Немаловажное значение имеет интернет-сайт БСИ ДВО РАН (http://botsad.ru), в состав которого входят научный, информационный и образовательный блоки. Размещенные там материалы о жизни сада, публикации, отсканированные гербарные образцы (УБ01), сведения о содержащихся в коллекциях растениях доступны широкому кругу интересующихся этой областью знаний. В век современных технологий Сад активно осваивает социальные сети. В настоящее время информация о жизни сада доступна на страницах акантов в Instagram, БаоеЬоок, ВКонтакте, Одноклассники.

Таким образом, на протяжении уже 70 лет, Сад, используя коллекции и фонды, знакомит жителей и гостей города и края с уникальной дальневосточной природой. Это позволяет компенсировать школьную программу, учебники и учебные пособия которой написаны с использованием исключительно видового разнообразия европейской части России.

За последние годы в Саду идет интенсивное развитие связей и направлений в области экологического просвещения. Увеличивается количество и тематика занятий, осваиваются новые методики работы с населением, привлекается новые кадры. Все это способствует формированию экологического сознания у посетителей, позитивного отношения к биологическим богатствам и любви к родному краю.

Список литературы

1. Калинкина В.А., Брижатая А.А. Экскурсии в Ботаническом саду, как один из методов экологического образования школьников // Состояние особо охраняемых территорий Дальнего Востока: (Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Лазовского заповедника, Лазо, 28-29 сентября 2010 г.). Владивосток: Русский Остров, 2010. С. 106-109.

2. Калинкина В.А., Тонкова Н.А., Брижатая А.А. Экологическое образование в

Ботаническом саду-институте ДВО РАН: опыт и перспективы развития // Проблемы сохранения растительного мира северной Азии и его генофонда: Материалы Всероссийской конференции, посвященной 65-летию Центрального сибирского ботанического сада и 100-летию со дня рождения профессоров К.А. Соболевской и А.В. Куминовой (Новосибирск, 23-25 2011 г.). Новосибирск, 2011 г. С. 84-85.

3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т. П., Фатхи Т.Б. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.

4. Небайкин В.Д., Тонкова Н.А., Калинкина В.А., Лабецкая Н.В. Роль экологических акций в сохранении биоразнообразия городской среды // Проблемы озеленения населенных пунктов: материалы городской научно-практической конф., г. Владивосток, 1 декабря 2011 г. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. С. 278-280.

5. Недолужко В.А. Из истории Ботанического сада-института ДВО РАН (в связи с 50-летием со дня образования) // Биологическое разнообразие. Интродукция растений / Материалы Второй межд. науч. конф. СПб., 1999. С. 61-63.

6. Храпко О.В., Небайкин В.Д. Ботанический сад-институт как центр эколого-ботанического образования // Биология в школе. 2011. № 2. С. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.