УДК 37.033(58.006)
Экологическое просвещение и образование в Донецком ботаническом саду Приходько С.А., Бурдина И.Л.
ГУ «Донецкий ботанический сад», Донецк, Донецкая Народная Республика
Описан опыт образовательной и эколого-просветительской деятельности Донецкого ботанического сада. Приведены данные об эффективности используемых подходов и примеры экологических программ и мероприятий, проводимых в Донецком ботаническом саду с целью его популяризации и активизации интереса к получению новых знаний о природе.
Ключевые слова: Донецкий ботанический сад, экологическое просвещение, образование, профориентация
Raising environmental awareness and education in the Donetsk Botanical Garden
Prykhodko S.A., Burdina I.L.
Public Institution «Donetsk Botanical Garden», Donetsk, Donetsk People's Republic
The paper describes an experience of educational and environmental education activities of the Donetsk Botanical Garden. In this work we present information on efficiency of the approaches used and examples of environmental programs and events held by our institution for its popularization and activation of interest to getting new information about nature.
Keywords: Donetsk Botanical Garden, environmental education, education
Мировая практика деятельности ботанических садов свидетельствует о том, что их эколого-просветительская роль в современном обществе усиливается. Из обособленных научных институтов и подразделений, они с каждым годом переформатируются в открытые круглогодично «сады для людей». И это абсолютно закономерные изменения, ведь ботанические сады обладают уникальным потенциалом для экологического образования и просвещения. Они создают контент, который дает доступ к новой информации и знаниям, а также непосредственно являются площадкой для прямого контакта посетителей и растений
Многие ботанические сады РФ выбрали путь непрерывного образования, формирования экологического сознания общества, используя всевозможные формы передачи биологических знаний, развивая и усиливая свое восприятие, как центров образовательной и просветительской работы [2-6]. Донецкий ботанический сад (далее - ДБС), интегрируясь на современном этапе в российское научное пространство, определил трансформацию и модернизацию в социально ориентированный природоохранный институт нового типа, содействующий социально-экономическому развитию Республики в духовной и экологической сферах путем экологического образования, просвещения и социальной реабилитации населения - одной из своих задач.
ДБС является научно-исследовательским институтом, проводит фундаментальные и прикладные исследования по сохранению биоразнообразия, интродукции и селекции растений, промышленной ботанике, является республиканским координирующим центром сохранения биоразнообразия, научно-экспериментальной и учебной базой для студентов высшего и среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики.
На протяжении своей 55-летней истории, сотрудники Сада всегда уделяли большое значение образовательной и просветительской деятельности. Однако, в связи с началом военных действий в Донбассе в 2014 году, повлекшим обострение социогуманитарных проблем в регионе, ДБС стал ведущим образовательным, эколого-просветительским и досуговым центром Республики. В это непростое время в условиях политической изоляции ботанический сад ассоциируется у жителей Донбасса с уголком мира, положительных впечатлений и новых знаний [3]. Комплекс мероприятий и развивающих программ, разрабатываемых коллективом ботанического сада, способствует социальной реабилитации населения и формированию экологического сознания всех групп общества.
Если говорить о конкретных программах, то прежде всего, необходимо отметить участие ДБС в реализации социальных и гуманитарных программ республиканского уровня, целью которых является помощь людям, проживающим на прифронтовых территориях, детям из детских домов и интернатов и других социально незащищенных групп населения. Программы направлены на
улучшение психоэмоционального состояния детей, их социальной адаптации в обществе, организацию культурного досуга и свободного времяпрепровождения, а также имеют цель духовно-нравственного воспитания. Реализации этого направления работы способствует участие в республиканских программах «Дети Республики», «Яркое детство», «Один день без войны», во всемирной благотворительной акции «Щедрый вторник» и многих других. Начиная с 2015 года на благотворительной основе были организованы и проведены экскурсии для 7213 человек из социально незащищенных групп населения.
В 2020 году началась работа по развитию инклюзивности ДБС. Новый вектор деятельности позволит создать условия для адаптации людей с инвалидностью. Подготовлена и проведена экскурсия для студентов Республиканского центра для слепых и слабовидящих. Формат экскурсий адаптирован под потребности людей с нарушениями зрения, чтобы они смогли как можно ближе познакомиться с удивительным миром тропических и субтропических растений. В первой части экскурсии был ознакомительный рассказ об истории становления Сада в рамках «Исторического краеведения», вторая часть включала тактильную экскурсию, которая основана на восприятия растений органами чувств. Реакция и отзывы участников подтвердили важность и необходимость этого направления, сейчас нами разрабатывается проект специализированного «Мультисенсорного сада» в парковой части Сада.
Традиционной формой популяризации научных знаний в любом ботаническом саду является организация экскурсий для населения, в которых особое внимание уделяется информации о многообразии растительного мира, охране редких и исчезающих видов, в том числе региональной флоры. Так, на постоянной основе в ДБС проводятся обзорные и тематические экскурсии в фондовых оранжереях «Мир тропиков и субтропиков», «Мир кактусов и суккулентов» и под открытым небом «Сад сирени», «Сад ароматов», «Степи Донбасса», «Редкие древесные растения», организуются специализированные уроки для школьников «Природа родного края», «Первоцветы», «Редкие степные растения».
Значение ДБС как образовательного и эколого-просветительского центра постоянно возрастает, о чем свидетельствует неуклонный рост количества посетителей. Так, если в довоенные годы Сад посещало в среднем 30-40 тыс. человек в год, то в 2019 эта цифра превысила 80 тыс. человек, только тематических экскурсий было проведено более 2,5 тыс. (рис.1). Если говорить о росте популярности Сада, то необходимо учесть сокращение численности населения Донецкого региона с 4,3 млн. чел. на конец 2014 года до 2,26 млн. чел. на 1 марта 2020 [8,9]. В 2020 году только ограничительные меры в связи с соу1^19 стали причиной резкого снижения количества посетителей.
Постоянно ведется разработка новых экскурсионных маршрутов, их тематика определяется событиями и праздниками. Так были предложены следующие программы, названия которых красноречиво дают представление об их содержании: «Новогодние деревья мира», «Библейские растения», вечерние экскурсии «Мистические тропики», «Растения: легенды о любви».
Развитие экологообразовательной работы в ДБС предполагает включение интерактивных элементов в экскурсии и образовательные мероприятия. Для знакомства с миром природы и ботаническим садом на открытом воздухе для детей дошкольного и младшего школьного возраста в 2020 году разработана и пользовалась спросом игровая экскурсия «По следам белки». В ходе познавательного маршрута со станциями 207 малышей получили базовые знания о деревьях, диких животных, научились их различать и классификацировать. Квестовые программы особенно популярны среди молодежи или для семейного досуга. Тематика их разнообразна, в оранжерейном комплексе проводятся квесты «Жаркие новогодние приключения», «Затерянный остров», фотоквест «Кругосветка», а в летнее время - фотоквест «Загадки Ботанического сада», который знакомит с его живописными уголками и достопримечательностями.
Рис.
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1. Динамика посещаемости ДБС в период с 2013 по 2020 годы
Постоянно ведется разработка новых экскурсионных маршрутов, их тематика определяется событиями и праздниками. Так были предложены следующие программы, названия которых красноречиво дают представление об их содержании: «Новогодние деревья мира», «Библейские растения», вечерние экскурсии «Мистические тропики», «Растения: легенды о любви».
Развитие экологообразовательной работы в ДБС предполагает включение интерактивных элементов в экскурсии и образовательные мероприятия. Для знакомства с миром природы и ботаническим садом на открытом воздухе для детей дошкольного и младшего школьного возраста в 2020 году разработана и пользовалась спросом игровая экскурсия «По следам белки». В ходе познавательного маршрута со станциями 207 малышей получили базовые знания о деревьях, диких животных, научились их различать и классификацировать. Квестовые программы особенно популярны среди молодежи или для семейного досуга. Тематика их разнообразна, в оранжерейном комплексе проводятся квесты «Жаркие новогодние приключения», «Затерянный остров», фотоквест «Кругосветка», а в летнее время - фотоквест «Загадки Ботанического сада», который знакомит с его живописными уголками и достопримечательностями.
Важность и необходимость профориентационной работы в современном обществе не вызывает сомнений, поэтому нами были разработаны специализированные экскурсии «Научный сад». Проект стартовал в 2017, он направлен на формирование у школьников интереса к научно-исследовательской работе и активному познанию природы. На практических занятиях непосредственно в научных лабораториях предлагаются научно-популярные лекции одновременно с практическими заданиями, адаптированными для начальной, средней и старшей школы. Все занятия проводятся в игровой занимательной форме путем вовлечения детей в непосредственный исследовательский процесс.
Программа проекта охватывает все научные направления деятельности ботанического сада, а тематика занятий постоянно обновляется с учетом сезона. Например, успешно были реализованы такие программы: «Невидимый мир вокруг нас» - каждому ребенку представляется возможность самостоятельно пронаблюдать живые объекты под микроскопом; «Чем питаются растения» - дети учатся проводить анализ почвы в лаборатории почвенно-экологических исследований; «Таинства гербарного дела» - знакомит школьников с научным Гербарием, особенностями его составления, хранения и научной обработки; «Тропики на подоконнике» - знакомит детей с основными приемами размножения и ухода за комнатными растениями; «Экскурсия в мир ароматических и лекарственных трав» - дает представление учащимся об ароматических растениях и правилах составления ароматных чаев; «Близкие и далекие зеленые друзья» - дает представление школьникам о науке дендрологии, расширяет их представления о богатстве природы; «Микрозелень в домашних условиях» - учит выращивать витаминные растения на подоконнике.
Популярность проекта «Научный сад» неуклонно растет (рис. 2), что подтверждает необходимость разработки и внедрения подобных образовательных профориентационных программ. В 2020 году проект был отмечен дипломом участника республиканского экологического конкурса «Золотой пеликан» в номинации «За достижения в области повышения экологического сознания.
2000
1576
1000
1500
500
0
—^Количе ство экскурсий
—^Количе ство посетителей
2017 2018 2019 2020 2021 (весна)
Рис. 2 Количество посетителей экскурсий «Научный сад» за 2017-2021 годы
Одной из важнейших задач экологического просвещения является воспитание гармоничной человека, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды. Эффективность такой работы значительно усиливается при постоянном и планомерном ее осуществлении. Примером такой работы является детское природоохранное движение «ДРОЗД» на базе ДБС, которое реализует на постоянной основе проведение марафонов, конкурсов, акций, природоохранной направленности с вовлечением максимально возможного количества участников -учащихся школ Республики. Назовем некоторые из них:
— марафон «Изучим - сбережем!» - конкурсы плакатов, поделок, ребусов и кроссвордов, пропагандирующий охрану и предотвращение сбора первоцветов и других растений, занесенных в Красную книгу;
— марафон «Я хочу жить в чистом городе» - конкурсы плакатов, творческих работ (эссе, стихи, сказки), подделок из пластика, ребусов и кроссвордов, природоохранных акций «Дари добро» (помощь приютам животных), «Зеленый город» (высадка деревьев), «Чистый город» (уборка парков, скверов и т.д.), направленных на воспитание экологической культуры за состоянием общественных мест отдыха и по отношению к бытовым отходам;
— конкурс-акция «Помоги птицам» - конкурс плакатов, подделок на лучшую кормушку и гнездовье, организация мероприятий по подкормке птиц в зимнее время;
— конкурс-акция «Сбереги елочку» - конкурс поделок на новогоднюю тематику, направленный на пропаганду сохранения хвойных деревьев;
— конкурс видеороликов «Делай как я - экологически правильно», о важности охраны окружающей среды и для формирования нового поведенческого паттерна у населения;
— фестиваль «Весна надежд» - конкурс театров экологических миниатюр для привлечения общественности к экологическим проблемам и их решению и конкурс театров экологической моды (утилизация бытового мусора и использования в качестве вторсырья).
Из конкурсных материалов регулярно оформляются выставки, которые имеют возможность посетить многочисленные гости ДБС. По инициативе и при непосредственном участии педагогов школ издаются сборники «Методические разработки, творческие работы по экологическому образованию и воспитанию» [9]. Всего, начиная с 2015 года, было реализовано 56 событий, в которых приняли участие 32460 участников из 115 учебных заведений Республики.
Именно семья является важнейшей основой воспитания подрастающего поколения, поэтому проведение экоориентированных семейных праздников в ботаническом саду не только способствует привлечению посетителей, но и дарит радость общения с природой, коммуникации, способствует социальной реабилитации населения, живущего в сложной социогуманитарной обстановке. Как правило тематика их определяется либо знаковыми праздниками, либо календарем цветения растений: «Масленица», «Все в сад!», «Сирень Победы», «Фитоканикулы в ботаническом саду», «Ароматы лета», «Все будет медово», «Осеннее рандеву», «Виноград Донбасса». Также проводятся фестивали, художественные выставки, концерты, спортивные и военно-патриотических соревнования. Фестиваль «Ярмарка увлечений» - день открытых дверей учреждений дополнительного образования собранных на одной эколокации, где из представленного многообразия творческих, спортивных школ, кружков, объединений, клубов, центров каждый ребенок сможет выбрать себе увлечение по душе.
Сотрудники Ботанического сада через систему среднего, высшего и дополнительного образования, средства массовой информации выступают с лекциями, участвуют в программах на радио и телевидении. По результатам интервью с сотрудниками ДБС корреспонденты печатных и интернет-изданий регулярно публикуют на своих страницах информацию о направлениях деятельности и мероприятиях ДБС, коллекциях и экспозициях, цветочно-декоративных растениях. О деятельности ГУ «ДБС» за 2020 год опубликовано 157 упоминаний в СМИ.
Для популяризации деятельности ДБС проводится активная информационная работа на официальном сайте и сообществах в социальных сетях по следующим направлениям: научно-просветительские публикации, реклама тематических мероприятий, реклама посадочного материала, семян, сувенирной продукции. Показатель посещаемости сайта за 2020 год увеличился на 73%. Наиболее популярными разделами сайта в порядке убывания стали следующие: «Каталоги-прайсы», «Декоративные растения открытого грунта», «Посетителям», «Продажа растений», «Что цветет», «Контакты», «Комнатные растения», «Новости». Активность пользователей сайта и сообществ в социальных сетях сезонная, наиболее выражена в апреле-мае и сентябре-октябре. Целевую аудиторию страниц и сообществ составляют преимущественно женщины в возрасте от 30-45 лет. География участников групп ВК и ОК представлена жителями Украины, Российской Федерации и небольшая часть (менее 1 %) приходится на Беларусь, Германию, Эстонию, Швецию и другие страны. Страница ДБС на Facebook представлена крайне обширной географией подписчиков, насчитывающей 45 стран и городов по всему миру. В 2020 году рост подписчиков в группах в социальных сетях составил: Facebook - 9%, ОК - 102%, ВКонтакте - 26%, Instagram -149%. Наиболее массовым и вовлеченным сообществом ботанического сада является группа в ВКонтакте, которая на конец 2020 года насчитывала более 26 тыс. подписчиков; наиболее перспективными и быстро развивающимися в прошлом году стала страница ДБС в Instagram, где численность подписчиков стремительно растет.
На современном этапе Сад - один из основных эколого-ориентированных досугово-образовательных центров Донецкой Народной Республики, способный повысить экологическое сознание граждан, привить бережное отношение детей к природе и, как следствие, сохранить природу родного края.
Список литературы
1. Андреев Л. Н., Бер М. Н., Егоров А. А., Камелин Р. В., Лурье Е. А., Прохоров А. А., Стриханов М. Н., Селиховкин А. В. Ботанические сады и дендрологические парки высших учебных заведений // Hortus bot. 2006. Т. 3, URL: https://hb.karelia.ru/files/redaktor pdf71362935722.pdf
2. Роль ботанических садов в реализации задач программы «Образование для устойчивого развития» / Л.А. Багрова, Л.П. Вахрушева, Л.Я. Гаркуша, А.И. Репецкая // Культура народов Причерноморья. — 2009. — № 176. — С. 205-210. — Библиогр.: 26 назв. — рос. - URI: http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/35908
3. Гончаренко Н. В. Экопросвещение сегодня: потребность общества и возможности ботанических садов (из опыта Ботанического сада ИГУ) // Hortus bot. 2018. Т. 1, 2018, стр. 620-628, URL: http://hb.karelia.ru/journal/atricle.php?id=5684. DOI: 10.15393/j4.art.2018.5684
4. Реут А.А. Научно-просветительская и образовательная деятельность ЮжноУральского ботанического сада-института УФИЦ РАН // Hortus botanicus, 2018, T. 1, URL: http://hb.karelia.ru/ ISSN 1994-3849 Эл № ФС 77-3305754
5. Федосеева Г. П., Оконешникова Т. Ф., Южаков В. И., Халатян О. В., Радченко Т.А., Багаутдинова Р. И., Рымарь В. П., Стефанович Г. С., Скулкин И. М. Модель использования ресурсов мировой флоры для формирования научно-образовательного пространства уральского региона // Hortus botanicus, 2007, Т.4, 23 с. URL: http://hortus .karelia.ru/bgm/hb.htm
6. Приходько С.А., Николаева А.В. Современный вектор развития Донецкого ботанического сада // Hortus bot. 2018. Т. 1, 2018, стр. 744-749, URL: http://hb.karelia.ru/journal/atricle.php?id=5572. DOI: 10.15393/j4.art.2018.5572
7. Социально-экономическое положение Донецкой области за 2014 год -URL: http://donetskstat.gov.ua/region/ek r.php?dn=1214 (13.03.2020)
8. Численность населения Донецкой Народной Республики на 1 февраля 2020 года. -URL: http://glavstat.govdnr.ru/pdf/naselenie/chisl_naselenie_0220.pdf (13.03.2020)
9. Методические разработки, творческие работы по экологическому образованию и воспитанию: сборник / под. ред. С.А. Приходько, А.И. Чернышев / авт.-сост. Л.П. Толмачева. Донецк, ГУ «ДБС», ОЭО «ДРОЗД». 2017. 394 с.