Научная статья на тему 'Научные коллекции ботанических садов в современном образовании'

Научные коллекции ботанических садов в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
164
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ботанический сад / Дальний Восток России / уникальные научные коллекции / центры коллективного пользования / образование / экологическое просвещение / наука / botanical garden / Russian Far East / unique scientific collections / education / environmental education / science

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Храпко О.В., Калинкина В.А., Колдаева М.Н., Ревчук Н.А.

В работе обсуждается научно-просветительский аспект использования уникальных научных коллекций и центров коллективного пользования ботанических садов в системе современного образования. Отмечена роль ботанических садов в этом процессе, в частности, Ботанического сада-института ДВО РАН, на базе которого разработана программа научно-популярных лекций, направленных на повышение экологической культуры слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Храпко О.В., Калинкина В.А., Колдаева М.Н., Ревчук Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific collections of botanical gardens in modern education

The work discusses educational aspect of the use of unique scientific collections and centers for the collective use of botanical gardens in the system of modern education. Necessity of providing qualified ecological education of students focused on formation the culture of rational usage of natural resources is shown. A role of botanical gardens in this process is pointed out. As a particular case, a role of k Botanical Garden-Institute FEB RAS is noted and the importance of popular science lectures developed (that of ecological orientation) on the one base is presented.

Текст научной работы на тему «Научные коллекции ботанических садов в современном образовании»

УДК 57.087:574.2:372.8:37

Научные коллекции ботанических садов в современном образовании Храпко О.В. [1], Калинкина В.А.[2], Колдаева М.Н. [з],Ревчук Н А. [4] ФГБУН Ботанический сад-институт ДВО РАН, Владивосток, Россия [1] ovkhrapko@yandex.ru; и conf-lf@yandex.ru; [3] mnkoldaeva@mail.ru;

[4] revchuk-n@rambler.ru

В работе обсуждается научно-просветительский аспект использования уникальных научных коллекций и центров коллективного пользования ботанических садов в системе современного образования. Отмечена роль ботанических садов в этом процессе, в частности, Ботанического сада-института ДВО РАН, на базе которого разработана программа научно-популярных лекций, направленных на повышение экологической культуры слушателей.

Ключевые слова: ботанический сад, Дальний Восток России, уникальные научные коллекции, центры коллективного пользования, образование, экологическое просвещение, наука.

Scientific collections of botanical gardens in modern education

Khrapko O.V. [1], Kalinkina V.A. M Koldaeva M.N. [3],Revchuk N.A. [4]

Botanical Garden-Institute FEB RAS, Vladivostok, Russia [i] ovkhrapko@yandex.ru; M conf-lf@yandex.ru; [3] mnkoldaeva@mail.ru;

[4] revchuk-n@rambler.ru

The work discusses educational aspect of the use of unique scientific collections and centers for the collective use of botanical gardens in the system of modern education. Necessity of providing qualified ecological education of students focused on formation the culture of rational usage of natural resources is shown. A role of botanical gardens in this process is pointed out. As a particular case, a role of k Botanical Garden-Institute FEB RAS is noted and the importance of popular science lectures developed (that of ecological orientation) on the one base is presented.

Keywords: botanical garden, Russian Far East, unique scientific collections, education, environmental education, science.

Возрастание степени урбанизации и отрицательного антропогенного влияния на природные экосистемы приводит к сдвигу равновесия в них, нарушению биологического разнообразия животного и растительного мира, что в целом ведет к ухудшению экологической обстановки. В связи с этим всегда остается актуальной проблема формирования осознанного отношения к природе, ее ресурсам. Ранее В.В. Красилов [5] отмечал, что глубинный источник экологических бедствий состоит в воспитании у нескольких поколений людей отношения к природе как к противнику, для покорения которого дозволены все средства. Особая роль в этом процессе принадлежит ботаническим садам, основным стержнем деятельности которых является, по словам А.К. Скворцова [12], стремление в максимально возможных пределах воспроизвести многообразие мира растений. Располагая коллекциями живых растений и квалифицированными кадрами, ботанические сады всегда были тесно связаны с выполнением различных просветительных и образовательных программ. В настоящее время их деятельность направлена на выполнение такой важной функции как помощь формированию у человека понимания своего места в биосфере и надлежащего отношения к ее проблемам [12].

Международным советом ботанических садов по охране растений [8] выделено несколько типов садов: декоративные, исторические, университетские и др. Значительное число ботанических садов относится к типу «классических» многоцелевых садов, которые являются организациями с широкой сферой деятельности, включающей научные исследования, имеющими гербарий и лаборатории, ведущими работу в области просвещения и организацию досуга населения. Примером таких садов является Ботанический сад-институт ДВО РАН (БСИ ДВО РАН) - самый крупный интродукционный центр на российском Дальнем Востоке. Созданный в 1949 г., БСИ ДВО РАН за 70 лет своего развития сумел сохранить участок естественной лесной растительности, накопить обширные коллекции растений как дальневосточной, так и инорайонных флор. Все созданные и накопленные за всю историю сада коллекционные фонды и приборное обеспечение исследований в настоящее время объединены в уникальные научные установки (УНУ) и центры коллективного

пользования (ЦКП), которые используются не только в научных, но и в образовательных целях. В состав УНУ Ботанического сада-института ДВО РАН входят:

1) коллекции генетических ресурсов растений открытого грунта;

2) коллекции растений закрытого грунта;

3) коллекция растений in vitro;

4) гербарий (VBGI).

Коллекция генетических ресурсов открытого грунта включает образцы живых растений из разных природно-климатических зон, в том числе эндемики, реликтовые, редкие и исчезающие виды Красных книг Приморского края и Российской Федерации. Данная коллекция является самым крупным (включая Амурский и Сахалинский филиалы) действующим центром интродукции на Дальнем Востоке России.

Коллекция растений закрытого грунта начала формироваться в начале 60-х годов прошлого столетия. В настоящее время ее фонд включает более полутора тысяч таксонов тропических и субтропических растений. Наиболее многочисленными по количеству видов, форм и сортов являются семейства: Cactaceae (124 таксона), Crassulaceae, (95 таксоов), Orchidaceae (74 таксона). Коллекция тропических и субтропических папоротников насчитывает 92 таксона из 10 семейств. Из привлеченных в начале трех сортов садовых роз в настоящее время насчитывается около 150 сортов из 15 садовых групп. Особую ценность коллекционному фонду придают высоко декоративные сорта азалии.

В стенах сада создана новая, перспективная коллекция растений in vitro, в основе которой также лежит коллекционный фонд растений открытого и закрытого грунта. Коллекция включает представителей: Сем. Rosaceae: Rosa x hybr. (11 сортов); Rubus fruticosus L. (4 сорта); Сем. Oleaceae: Syringa x hort. (3 сорта); Сем. Ericaceae: Rhododendron (11 таксонов); Сем. Solanaceae: Petunia x hybr. (1 сорт); Сем. Iridaceae: Iris (5 таксонов); Сем. Actinidiaceae: Actinidia (1 сорт); Orchidaceae: Cypripedium (3 таксона), Pleione (2 таксона), Masdevalia hybr. (1 сорт), Orchis (1 таксон); Bletilla (1 таксон); Droseraceae: Drosera (1 таксон), Dionaea (1 таксон); Liliaceae: Lilium (1 таксон); Magnoleaceae: Magnolia (3 таксона).

На основе коллекционного фонда живых растений выполняется научно-исследовательская работа сотрудников сада, ведутся исследования по оптимизации методов сохранения редких видов, выявления ценных признаков среди декоративных растений и последующего использования их в селекции, на основе оценки адаптационного потенциала видов разрабатываются рекомендации к их использованию в условиях муссонного климата. Наличие столь обширного и разнообразного фонда делает БСИ ДВО РАН наиболее крупным интродукционным центром на российском Дальнем Востоке.

Особое место в системе УНУ занимает гербарий БСИ (VBGI). Сотрудники отдела ведут огромную работу по инвентаризации, систематизации и уходу за гербарием. В структуре гербария БСИ ДВО РАН выделено 4 раздела:

1) Гербарий сосудистых растений - 76350 образцов (включая гербарий Амурского и Сахалинского филиалов Ботанического сада) (в т.ч. 69893 оформленных, доступных для работы, из них 37563 сопровождаются цифровыми изображениями высокого качества).

2) Гербарий жизненных форм растений - 5000 образцов

3) Гербарий мохообразных - 35000 образцов

4) Гербарий лишайников - 15000 образцов.

VBGI содержит самую крупную коллекцию на российском Дальнем Востоке мохообразных и лишайников и самую обширную коллекцию мохообразных с территории Дальнего Востока. Гербарий сосудистых растений включает преимущественно сборы с Дальнего Востока, Забайкальского края, в меньшей степени - из Монголии, Кореи. В нем сосредоточено наибольшее на Дальнем Востоке число образцов из Даурии.

В Ботаническом саду организовано два центра коллективного пользования: «Микротеническая лаборатория» и «Техническая лаборатория экологии и экофизиологии растений», научное оборудование которых используется в двух направлениях. Первое и основное - это помощь сотрудникам в получении качественных и достоверных научных данных, а второе - пропаганда научных знаний среди школьников. Ежегодно в рамках «Дня Науки» и «Дня открытых дверей Ботанического сада-института» проводятся мастер-классы на базе лабораторий. Школьники средних и старших классов знакомятся с современными методами научных исследований и впервые получают возможность самостоятельно провести небольшие исследования на современном оборудовании,

увидеть взаимосвязь строения и функционирования растительного организма, заглянуть в удивительный мир микроморфологии растений.

Естественная лесная территория - это тоже одна из уникальных коллекций сада, что подтверждается ее статусом как особо охраняемой природной территории. Находясь в черте города Владивостока только в Ботаническом саду можно увидеть многообразие растительного мира Дальнего Востока.

В «Стратегии ботанических садов по охране растений» названы следующие направления, необходимые для расширения кругозора населения и для воспитания у них бережного отношения к природе:

1) разработка совместных программ с учебными заведениями, использование коллекций ботанических садов в учебном процессе;

2) выставки цветов;

3) выставки с показом слайдов, видеофильмов, гербарных образцов растений, фотографий и специальной литературы;

4) организация лекториев, экскурсий.

В БСИ ДВО РАН все эти направления реализуются с использованием ресурсов УНУ и ЦКП. Наиболее востребованными являются выставки, экскурсии и мастер-классы.

В саду разработано несколько тематических и обзорных экскурсий, в ходе которых посетитель любого возраста может увидеть и понять всю красоту и уникальные свойства растений. Экскурсия по созданной в Саду экологической тропе позволяет составить общее впечатление о составе и сложной структуре Уссурийской тайги. Здесь можно встретить соседствующих пихту цельнолистную и сосну корейскую, дуб монгольский и ясень маньчжурский, познакомиться и разглядеть особенности почти всех видов клёнов. Особый интерес у посетителей Сада, особенно иностранных гостей, вызывают реликтовые виды - калопанакс семилопастный (диморфант), бархат амурский, многочисленные древесные лианы (лимонник китайский, виноград амурский, актинидии), придающие субтропический облик дальневосточным лесам.

Обзорная экскурсия по территории БСИ ДВО РАН общей продолжительностью около 60 мин дает возможность увидеть не просто пышные цветники, декоративные растения, разнообразие их форм и окрасок, но и познакомиться с многообразием растений дальневосточного региона и большим числом видов инорайонных флор.

Отдельно следует сказать про использование коллекций открытого грунта для разработки экскурсий в рамках программы «Доступная среда». Посетители из домов-инвалидов, школ-интернатов и коррекционных школ, благодаря экскурсоводам, могут почувствовать, увидеть и осознать уникальность края, в котором они живут.

Для проведения экскурсий, организации выставок и фестивалей активно используются коллекции закрытого грунта, расположенные в оранжерейно-тепличном комплексе. Ежегодно увеличивается разнообразие тематики выставок, число посетивших их людей.

Накопленный опыт работы с растениями, анализ их поведения в условиях культуры позволили специалистам БСИ ДВО РАН разработать методы рационального использования ресурсов полезных растений. В первую очередь это касается декоративных видов, пригодных для создания зеленых насаждений, значительно улучшающих внутригородскую среду и формирующих благоприятную экологическую обстановку для проживания человека. Сотрудниками сада разработаны специализированные курсы по экологии, флоре и растительности российского Дальнего Востока, использованию декоративных растений в ландшафтном дизайне («Декоративное садоводство с основами ландшафтного дизайна», «Озеленение общественных пространств» и др.), которые проводятся для специалистов зеленого строительства, ландшафтных дизайнеров и сотрудников организаций, работающих в сфере зеленого строительства. Результаты проводимых сотрудниками научных исследований стали основой для публикации рекомендаций по выращиванию, подбору ассортиментов растений, перспективных для использования в озеленении [11, 1 и др.]. Включение биологических аспектов в процесс подготовки студентов ландшафтных-дизайнеров дало возможность познакомить их с многообразием форм, структур, цветовых оттенков и возможностями использования растений в дизайне среды. Использование в учебном материале современных достижений не только в инженерной области (архитектура, строительство, проектирование), но и биологических наук (ботаники, растениеводства и др.) позволяет подготовить высокопрофессиональных специалистов. Этому способствуют и подготовленные с участием сотрудников БСИ ДВО РАН учебные пособия [6, 7 и др.].

На современном этапе для совершенствования школьного образования необходима соответствующая подготовка преподавательских кадров. Включившись в эту работу, БСИ ДВО РАН участвует в проведении различных лекций, курсов, занятий по повышению квалификации преподавателей начальной и средней школы. Данная работа проходит либо непосредственно в БСИ ДВО РАН, где слушатели знакомятся с флорой, на конкретных примерах узнают особенности и свойства растений, либо совместно с другими организациями на их площадках самих учебных учреждений. Помимо школ, такими площадками являются Приморская государственная публичная библиотека им. А.М. Горького, Приморский краевой институт работников образования, Национальный научный центр морской биологии и «Приморский Океанариум». Основная цель таких занятий - повысить уровень знаний преподавателей как о растительном мире в целом, так и об особенностях флоры и растительности родного края; познакомить их с основными группами декоративных растений, возможностями использования растений в учебном процессе. В помощь преподавателям сотрудниками БСИ ДВО РАН подготовлена научно-популярная, учебная литература, рекомендации по оформлению пришкольных территорий [3, 10, 13 и др.].

Сегодня нет сомнения в том, что качественное высшее образование в области естественнонаучных дисциплин невозможно без активного включения студентов в реальные научные исследования. Под руководством сотрудников Сада все разнообразие коллекционных фондов, а также ЦКП позволяют выполнять курсовые и дипломные проекты студентам биологических и экологических специальностей из Дальневосточного федерального университета, Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Располагая штатом высококвалифицированных специалистов, БСИ ДВО РАН активно участвует в подготовке специалистов в ВУЗах. Ряд сотрудников участвуют непосредственно в образовательном процессе, совмещая научную работу с преподаванием в ВУЗах.

Таким образом, научные коллекции живых растений, накопленная информационная база и квалифицированные кадры позволяют Ботаническому саду быть в центре современного просвещения образования, способствовать формированию позитивного и бережного отношения человека к богатствам живой природы и пробуждать познавательный и исследовательский интерес у подрастающего поколения.

Список литературы

1. Древесные растения Ботанического сада-института ДВО РАН: Итоги интродукции / Денисов Н.И., Петухова И.П., Пшенникова Л.М., Прилуцкий А.Н, Кокшеева И.М., Миронова Л.Н., Березовская О.Л. Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2011. 335 с.

2. Колдаева М.Н., Нестерова С.В., Пшенникова Л.М. 100 мгновений весны. Владивосток: Изд-во Морского государственного университета, 2013. 254 с.

3. Коляда А.С., Храпко О.В., Коляда Н.А. О чем говорят названия растений? Происхождение русских названий растений Дальнего Востока России. Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2009. 215 с.

4. Кохановский В.П., Лешкевнч Т.Г., Матяш Т. П., Фатхи Т.Б. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.

5. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: Ин-т охраны природы и заповед. дела, 1992 (1993). 174 с.

6. Ландшафтное проектирование среды: Учебное пособие / Отв. ред. О.В. Храпко, А.В. Копьева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. 268 с.

7. Ландшафтное проектирование: учебное пособие / Храпко О.В., Иванова О.Г., Копьева А.В. и др. Владивосток: Изд во ВГУЭС, 2017. 368 с.

8. Международная программа ботанических садов по охране растений. М.: Международный совет ботанических садов по охране растений, 2000. 57 с.

9. Недолужко В.А. Дикорастущие сосудистые растения лесной территории Ботанического сада-института ДВО РАН // Исследование растительного покрова российского Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 1999.Т. 1. С. 11-18.

10. Озеленение пришкольных территорий: Коллективная монография. Владивосток: Издательство ПК ИРО, 2012. 180 с.

11. Пшенникова Л.М. Сирени, культивируемые в Ботаническом саду-институте ДВО РАН. Владивосток: Дальнаука, 2007. 113 с.

12. Скворцов А.К. Многообразие мира растений и ботанические сады // Биологическое разнообразие. Интродукция растений // Материалы научной конференции (12-15 декабря 1995 г., г. Санкт-Петербург). СПб., 1995. С. 7-8.

13. Флора Приморского края: Учебное пособие / О.В. Храпко, М.В. Касинцева, Н.И. Денисов, В.А. Калинкина, М.Н. Колдаева, А.С. Коляда, Т.А. Москалюк, В.Д. Небайкин. Уссурийск: Изд-во Дальневосточного федерального университета (филиал в г. Уссурийске), 2012. 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.