Научная статья на тему 'Образовательные организации: предпосылки креативного управления'

Образовательные организации: предпосылки креативного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КРЕАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / КРЕАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНАЯ ШКОЛА / UNIFIED EDUCATIONAL SPACE / QUALITY OF EDUCATION / LIFELONG LEARNING / CONTINUING EDUCATION / LEARNING ORGANIZATION / CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MANAGEMENT OF CREATIVE ORGANIZATION / CREATIVE MANAGEMENT / EFFECTIVE SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прикот Олег Георгиевич, Виноградов Виктор Николаевич

В статье рассматриваются стратегические задачи модернизации отечественного образования в контексте индивидуализации обучения и становления креативных образовательных сред обучающихся организаций. Представлены методологические положения развития непрерывного образования, особенности креативного управления организацией, основы идеологии «эффективной школы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational organizations: creative management background

The article deals with the strategic objectives of national education modernization in the context of individualization of learning and the becoming of creative educational environments of learning organizations. The authors present the general provisions of continuing education development, the features of creative management, and the basics of the effective schools ideology

Текст научной работы на тему «Образовательные организации: предпосылки креативного управления»

О. Г. Прикот, В. Н. Виноградов

(Санкт-Петербург)

Образовательные организации: предпосылки креативного управления

В статье рассматриваются стратегические задачи модернизации отечественного образования в контексте индивидуализации обучения и становления креативных образовательных сред обучающихся организаций. Представлены методологические положения развития непрерывного образования, особенности креативного управления организацией, основы идеологии «эффективной школы»

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы» выделены стратегические системные приоритеты развития [3]:

- обеспечение доступности дошкольного образования;

- новое понимание качества (от усредненных индивидуальных результатов - к новым качественным характеристикам поколения];

- непрерывное образование (расширение сферы образования и социализации];

- обеспечение открытости образования (для всех субъектов и на всех уровнях];

- укрепление единства образовательного пространства России (выравнивание образовательных возможностей граждан РФ].

Вступление в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] свидетельствует о завершении этапа восстановления единого образовательного пространства на территории Российской Федерации, способного обеспечить доступность качественного образования каждому человеку, включенному в отечественную систему образования, - и взрослому и ребенку. Эта способность образовательных систем и организаций строится на профессиональном выполнении педагогами государственного (муниципального] задания по реализации образовательных программ. Каждому обучающемуся гарантируется право на освоение федерального государственного образовательного стандарта в форме индивидуального образовательного маршрута. Выполнение каждой образовательной организацией всего комплекса образовательных услуг обеспечивается в рамках традиционного управления (менеджмента], трактующегося как способ организации процесса по выпол-

нению заданной цели. Для этого менеджмента характерны система управления качеством образования, особый стиль взаимоотношений между работником и работодателем в форме эффективного контракта, наличие профессионального стандарта и дифференциация финансового поощрения работника в зависимости от качества его вклада в общий процесс работы.

Одновременно завершение данного этапа модернизации образования в Российской Федерации ставит новые стратегические задачи перед системой образования по развитию индивидуальности и становлению личности обучающихся. Решение этих задач возможно прежде всего в рамках возникающего института непрерывного образования, становление которого может способствовать пониманию в обществе нового качества образования. Условием указанных процессов является открытость образовательных систем и организаций. Как информационная, так и содержательно-ценностная, позволяющая воспринимать и адаптировать к отечественным условиям многие передовые идеи развития образования в современном мире. Важнейшей из подобных идей является непрерывное образование. Проблема перехода к реализации новых задач обусловлена пониманием того, что развитие индивидуальности и личности обучающегося возможно лишь при наличии личности и индивидуальности педагога и уникальности образовательной организации. Унифицированная школа и профессионально работающий педагог способны обеспечить реализацию лишь утвержденной системы образовательных услуг в качестве, определенном ЕГЭ. В этом случае сложившаяся система

преемственности уровней образования, система, готовая к работе на основе современных образовательных технологий (ИКТ] и сетевых форм обучения, является фундаментом для становления новой креативной образовательной среды, где результатом работы станет авторский продукт каждого субъекта образовательного процесса. Продукт, выходящий за пределы ФГОС, имеющий социальную значимость и личностное самоутверждение. Речь идет о становлении образовательной организации как творческой организации, имеющей свои особые законы развития и деятельности.

Одной из важнейших характеристик такой организации является ее самообучающийся характер. Признаками обучающейся организации может выступать то, что:

- сотрудники данной организации представляют собой не иерархическую структуру, а коллектив единомышленников, объединенный разработкой стратегических целей и перспектив организации;

- выработка стратегии развития организации базируется на гибком «обучающемся» подходе к профессиональной деятельности каждого сотрудника;

- происходит активное неформальное взаимодействие между всеми сотрудниками организации с использованием современных возможностей информационных технологий;

- структура управления ориентирована на обеспечение условий для самореализации каждого сотрудника организации;

- осуществляется непрерывная обратная связь со всеми субъектами образовательного процесса, профессиональным и социальным окружением.

Становление такой креативной образовательной среды делает необходимым освоение новой системы управления. Управление креативной организацией в большей степени направлено на стремление создать благоприятную обстановку для развития творческих способностей сотрудников и их дальнейшей реализации в профессиональной деятельности. Эта система базируется на трех основаниях:

- наличие лидера, стремящегося к реализации своих ценностей и целей;

- условие реализации ценностей и целей лидера - создание благоприятных условий для учета устремлений всех людей, включенных в организацию;

- сетевой принцип объединения участников в проектные, проблемные и просто группы по интересам.

Эти основания позволяют говорить об управлении креативной организацией, базирующейся на трех ценностях: управление осуществляется людьми, а «не вещами», структурными отношениями и институциональными условиями; данное управление является проективной деятельностью, направленной на формирование поведения человека, а не на достижение заданного результата; по целям и способам реализации управление креативно, направлено на развитие самоорга-низационных, социально-творческих качеств адресатов управленческого воздействия и создание авторских продуктов и идей.

Креативное управление основано на согласованных ценностях всех членов организации.

Как отмечает Ю. Г. Волков [6], данная модель управления не может быть оформлена как эталон или схема. В каждом конкретном случае она проявляется в поведении сотрудников организации.

«В конкретной исследовательской ситуации формулируется проблема креативного управления как социально-творческой, соци-ально-созидающей деятельности по обоснованию и решению прорывных управленческих задач. Креативное управление подразумевает поиск критериев и показателей, связанных как с целевой парадигмой управления, так и с оценкой и соотнесением способов реализации управленческих задач» [8].

В креативном управлении приоритетность отдается самому процессу управления, динамике управленческого взаимодействия, одновременно осознаются социальный и социокультурный контексты управленческой деятельности. Для формирования нового педагогического сообщества нужны новые педагогические ситуации, проблемные вопросы, ценностные решения. Креативное управление рассматривается как процесс деятельности в интерсубъектном измерении, во взаимодействии поискового дискуссионного характера, соревновании проектов и идей в рамках оптимального допуска к принятию управленческих решений. Креативное управление превращается в объект исследования, если обращается основное внимание на про-цессуальность, деятельностный характер ситуативного управления, на механизмы креа-

тивной регуляции и саморегуляции в организации. Одновременно следует понимать, что речь идет не о возникновении управленческих альтернатив системе образования, а о допустимых изменениях в рамках сложившихся управленческих практик. Предполагается, что в образовательной системе и организации необходимость креативного управления напрямую связана со степенью значимости человеческого фактора (индивидуальности, личности]. При этом сохраняется тенденция традиционного контроля: авторские педагогические модели обозначаются в рамках допущения контролируемого хаоса, как фазы развития организации, предшествующей переходу в новое состояние. Одновременно управленческое воздействие должно направлять, координировать, стимулировать креативную мотивацию, но не создавать ситуации безальтернативности креатива: иначе в организационной деятельности возникнет творческий формализм, ритуализм по отношению к творческим целям и снижение доверия к творческим инициативам [6].

С точки зрения существующей теории управления креативность может быть отнесена к ряду факторов влияния, но не содержит прямого управленческого воздействия, следовательно, параметры социального творчества задаются в рамках реализации управленческих задач и переводятся на язык требований организаций. Иными словами, обязательным условием управления является восприятие педагогического сообщества через призму организационной культуры.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 2013 года, можно смело на основании содержащегося в нем целого ряда норм назвать «Законом о непрерывном образовании». Феномен непрерывного образования в современном звучании в нашей стране и за рубежом как на государственном и общественном, так и научном уровне активно обсуждается уже более пятидесяти лет.

Подчеркнем черты становления института непрерывного образования: создание условий для абсолютной индивидуализации образования, сближение прав провайдеров образовательных услуг любых форм собственности и организационно-правовых форм (в том числе обеспечение равного доступа к государственным финансовым ресурсам]; усиление конкурентной борьбы в образовательной

среде, паритет форм (внутри и вне образовательных организаций] и технологий получения образования («равноправие» аудиторной работы и дистанционного обучения в процессе освоения основных образовательных программ], создание возможностей для накопления качества и количества образования, полученного как в различных

образовательных организациях, так и вне их (распространение кредитно-модульной системы на всю сферу образования] и т.п.

Именно в условиях успешной деятельности креативных («циркулирующих»] образовательных организаций, в рамках сформировавшихся институтов непрерывного образования и возможно, по нашему мнению, появление поколения, обладающего интегральной характеристикой успешного современника - качествами криейтора, воспитанного в традициях доминирующей культуры.

Предложим ряд положений, лежащих в основе методологии становления непрерывного образования на современном этапе модернизации.

1. Институциализация непрерывного образования - это не только и не столько создание условий для преемственного функционирования различных частей и уровней формальной образовательной системы, а максимальное расширение возможностей (в том числе - альтернативных] получения человеком необходимого ему качества и количества образования, в наибольшей степени отвечающего его индивидуальным потребностям.

2. Становление институтов непрерывного образования способствует «десколяризации» образования и возрастанию конкурентной борьбы среди провайдеров образовательных услуг.

3. Процесс становления системы непрерывного образования сопоставим с генезисом живой системы, для которой реализация внутреннего, основанного на собственных ценностях потенциала саморазвития первична по отношению к ценностям и целям окружения (в том числе - надсистем].

4. Наиболее эффективными в пространстве непрерывного образования являются образовательные организации, построенные по принципу «циркулирующих организаций», сформулированному Р. Акоффом [4], важнейшим условием устойчивого развития которых является стремление к реализации устремлений составляющих их людей.

5. Важным фактором становления системы непрерывного образования является диалектика линейных процессов, в рамках которых предполагается детерминация результатов деятельности системы входными параметрами (целями надсистем, ресурсами, условиями], и нелинейных, в которых «вход» менее важен для получения результата, чем логика (иногда противоречащая формальной] самого процесса.

6. Становление системы непрерывного образования и ее институтов эффективной школы - фактор, дестабилизирующий на ценностном, организационном и технологическом уровнях положение традиционных формальных и неформальных образовательных систем и вместе с тем приводящий в соответствие возможности образования как социального феномена и потребности так называемого «общества, основанного на знаниях».

Частным случаем существования «циркулирующих» организаций применительно к формальной школе (государственной, муниципальной, негосударственной, частной] является так называемая «эффективная школа».

Представим основы идеологии «эффективной школы», основываясь на мнениях «классиков жанра» - П. Мортимора [7], Р. Эд-монса [9], Дж. Колмена [цит. по 7 ; 11], Д. Ра-вич [10] и др.

A. «Эффективная школа нацелена на достижение наилучших образовательных результатов у максимального числа учеников как в когнитивных (знаниевых], так и в прочих областях - независимо от социально-экономического положения их семей».

Б. «Эффективной школой является такая школа, в которой ученики достигают большего, чем можно было бы ожидать, принимая во внимание их потенциал» (П. Мортимор].

B. «... могут быть школы, когда директор -лидер в преподавании, но школа неуспешна; но не обнаружены успешные школы, когда директор не является лидером в преподавании» (Р. Эдманс].

Г. Это школа, которая может, в смысле измеряемого результата и в свете целей обучения для всех, обнаружить и качество, и социальную справедливость. Оценка улучшающейся школы фокусируется на улучшениях в самой этой школе, а не в сравнении с другими учебными заведениями. Сравнение с другими школами контрпродуктивно (Д. Равич об «улучшающейся школе»].

Рассуждая о перспективности в российском образовании концепции «эффективной школы», находящейся в силу своего очевидного либерализма, казалось бы, вне идеологии «эффективного контракта», надо отметить, что эта идеология строго укладывается в рамки БОР («бюджетирования, ориентированного на результат»], в котором все же превалируют не социальные, а экономические смыслы. Однако следует отметить, что без школы «равных стартов», реализующей великую максиму образовательной политики на все времена - «не минимум для всех, а максимум для каждого», становление надсистемно-го института непрерывного образования вряд ли возможно.

Таким образом, перед школами стоят стратегические задачи глобального характера: изменить и согласовать ценности всех представителей школьного сообщества как внутри него, так и на уровне активных (порой -агрессивных] субъектов окружения; создать мотивацию у преподавателей, учеников и их семей на принципиальную «незавершенность» образования; осознать необходимые и достаточные границы академической свободы; признать естественное доминирование «законного» над «подзаконным»; рассматривать развитие образования в понятиях диалектики процессов «живого» и «неживого», «линейного» и «нелинейного»; опираться прежде всего на внутренний потенциал саморазвития, а не на ресурсную «подпитку» извне; принятие конкуренции как сотрудничества.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7 - ФЗ (ред. от 02.07.2013] «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013].

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : утверждена решением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 792-р).

4. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985. - 327 с.

5. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. - Киев : Next, 1994. - 509 с.

6. Волков Ю. Г. Креативная личность в культурно-историческом процессе. - Ростов н/Д. : Антей, 2011.

7. Мортимор П. Исследование проблемы эффективности школы // Завуч. - 2001. - № 5. - С. 11-19.

8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее : пер. с англ. - М. : Классика-XXI ; Арт-транзит, 2011. - 419 с.

9. Edmonds, R. R. (1982). Programs of School Improvement: An Overview. Educational Leadership, 40(3), 8-11.

10. Ravitch, D. (2000). Left Back: A Century of Failed School Reforms. New York: Simon & Schuster.

11. Lezotte, L. W., & McKee, K. M. (2002). Assembly Required: A Continuous School Improvement System. Okemos, MI: Effective Schools Products, Ltd.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.