УДК: 711.1 Пучков М. В.
«Образовательные оффшоры» и современные принципы развития университетских комплексов
Новые образовательные технологии современных университетов, без сомнения, требуют новых пространств и архитектурных форм для своего развития. Идеи постройки совместных кампусов для размещения нескольких университетов возникли не так давно, но активно внедряются, особенно в азиатских государствах, и на сегодняшний день представляют собой современную стратегию формирования образовательного пространства. Эту форму единого кампуса можно назвать особой учебно-образовательной зоной или «образовательным оффшором». В статье рассматриваются примеры и принципы формирования такого рода зон.
Ключевые слова: университетский кампус, «образовательный оффшор», пространственная организация территории.
PUCHKOV М. V.
«EDUCATIONAL OFFSHORES» AND CONTEMPORARY PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY COMPLEXES
New education technologies of modem universities demand new spaces and architectural forms. The ideas of united campuses for several universities are recently created especially in Asian countries. Today these concepts are used as modem strategy for the creation of educational space. This model of united campus we can name as "special education zone” or “educational offshore fund”. In this article we examine some examples and principles of these zones in the world.
Keywords: university campus, "educational offshorefund", spatial organization of territory.
Пучков
Максим Викторович
канд. архитектуры, доцент УралГАХА E-mail: max_poutchkov@ mail.ru
Среди многих университетов, заслуживших мировую известность, можно достаточно грубо выделить несколько университетских групп, например, по географическому признаку: университеты США, в том числе Массачусетский технологический институт и Гарвард, Калифорнийский технологический институт, Стенфордский университет, Калифорнийский университет в Беркли; европейские университеты (Кембридж и Оксфорд в Великобритании, Сорбонна во Франции и т. д.); азиатские университеты: университет Циньхуа, Пекинский университет (Китай), университеты Сингапура, Японии, Гонконга, Малайзии и новые университетские комплексы, организуемые в ОАЭ.
Некоторые из всемирно известных университетов в прошлом были созданы путем объединения нескольких вузов (например, Калифорнийский университет в Беркли создан путем слияния Калифорнийского колледжа, сельскохозяйственного и горного ремесленного колледжа).
Отличительной чертой этих университетских комплексов является мировой масштаб де-
ятельности и мировой масштаб влияния за счет международных образовательных программ, лидерства в научных исследованиях в наиболее востребованных областях, привлечения зарубежных студентов, преподавателей-иссле-дователей, реализации совместных проектов с университетами развивающихся стран.
Кроме этого, объединение исследовательской и образовательной деятельности обеспечивает практичность и конкурентные преимущества образовательных технологий и новых кадров по сравнению с традиционными университетами. Эти университеты формируют кадровый потенциал для инновационных областей в науке и бизнесе. При этом в таких многофункциональных университетах, за счет совместного гуманитарного и инженерно-технологического обучения, создаются универсальные компетенции.
Одной из немаловажных черт, отличающих эти университеты, является особая комплексная пространственная организация территории, пространственная среда и уникальный архитектурно-пространственный облик.
Новые образовательные технологии свре-менных университетов, без сомнения, тре-
Ил. 1. Карта мира с нанесенными группами наиболее известных университетов
буют новых пространств и новых архитектурных форм для
своего развития. В соответствии с этим, чтобы не создавать модели «догоняющего обучения», нам исключительно необходимо изучение мирового опыта проектирования и строительства университетов, а также разработка собственных концепций современных российских университетских комплексов.
Но для понимания пространственной структуры и перспектив развития типологии университетских пространственных форм необходимо разобраться в их истории и глобальных трендах, которые существуют в настоящее время, а также наметить основные перспективные модели развития высших учебных заведений, эффективно воплощающиеся в современном мире, поскольку классические университетские кампусы во многих странах переживают трансформации и реорганизации под новые условия, создаваемые глобальной конкуренцией в экономике и образовании.
Что такое «образовательный оффшор»
В современном образовательном пространстве стратегия конкуренции между отдельными университетами все чаще замещается стратегией «вы-играл-выиграл», или даже стратегией слияния и поглощения, которая в глобальном смысле выглядит гораздо более перспективной, поскольку общее соревнование между странами заменяется соревнованием между культурами и интернациональными блоками. В современном мире университеты устанавливают международные связи, организуют совместные учебные и исследовательские программы, используя общие ресурсы, когда сильные программы одних университетов дополняются сильными программами других. Следующим ша-
гом становится более тесное сотрудничество, когда филиалы университетов физически размещаются на одной территории, создавая совместный университетский кампус, особое образовательное пространство, имеющее, в отличие от традиционного кампуса, другую структуру и расширенные функции.
Идеи постройки совместных кампусов для совместного размещения нескольких университетов возникли не так давно, приблизительно в конце XX в. И в основном они характерны для новых экономик в Азии и Южной Америке. Таким образом искусственно, от количественного роста дисциплин и общих программ и служб, создается синергетический эффект увеличения качества образования и появления новых связей между университетами и дисциплинами. Кроме того, единая инфраструктура для студентов, преподавателей и исследователей разных университетов может быть унифицированной и обслуживать учебные заведения, беря на аутсорсинг все бытовые и технологические аспекты жизни университетского сообщества, напрямую не связанные с оказанием образовательных услуг. Этот единый кампус, если университеты не принадлежат к единому образовательному пространству одной страны, можно назвать особой учебно-образова-тельной зоной или «образовательным оффшором».
В качестве примера современных «образовательных оффшоров» можно привести проекты в нескольких странах. Наиболее характерные примеры мы увидим в Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Сингапуре, Гонконге. В чистом виде «образовательные оффшоры» характерны для Арабских Эмиратов. В Китае можно найти примеры объединения кампусов, которые не являются «чистыми»
оффшорами, но исповедуют те же принципы создания единой инфраструктуры и объединения на одной территории нескольких университетов.
Почему такой принцип проектирования кампусов становится популярен? Синергетический эффект, усиливающий качество образования и дающий возможность проведения новых исследований на стыке наук, в «прорывных» областях, это во-первых. Во-вторых, жителям города, региона и страны не обязательно выезжать, чтобы получить качественное иностраннное образование в тех областях, которых нет на местном образовательной рынке, а иностранные университеты получают возможность выхода на новые образовательные рынки, и использовать местных специалистов и исследователей. Конечно, в «образовательный оффшор» пускают не все институты подряд, и процесс выбора и приглашения необходимых университеов, присутствие которых повысит конкурентоспособность кампуса, оффшора и региона требует глубокой проработки.
Рассмотрим несколько примеров современных «образовательных оффшоров», которые с конца XX и начала XXI в. развиваются в мире. Такие комплексы наиболее характерны для быстроразвивающихся стран.
Сингапур
По сути, нельзя назвать Сингапур «образовательным оффшором» в чистом виде, поскольку в нем нет единых кампусов для нескольких университетов, ще могут размещаться иностранные университеты, но образовательная политика Сингапура был направлена на привлечение в город филиалов иностраннных университетов, и таким образом весь город становился территорией, дающей инфраструктуру для филиалов зарубежных учебных заведений. В Сингапуре есть три местных университета: Технологический университет Нань-ян (Nanyang Technological University), Национальный университет Сингапура (National University of Singapore) и Сингапурский университет управления (Singapore Management University). Кроме того, в Сингапуре работают и иностранные университеты. Однако из всех работающих в стране иностранных университетов только семь официально являются частью образовательной программы государственной комиссии по экономическому развитию страны.
После многочисленных реформ, на сегодня образовательная система Сингапура характеризуется следующими чертами:
• двуязычность; разделение на потоки в соответствии со способностями учащихся; обучение на нескольких языках; упор на изучение английского языка, естественных наук и математики;
• сильная система технического образования, тесно связанная с насущными потребностями экономики в специалистах, с бизнесом и реальным производством;
• независимые школы и система кластеринга, сопряженная с эффективной системой продвижения по службе и поощрения учителей в системе довузовской подготовки; обширная программа образования для одаренных детей;
• преподавание нравственных ценностей и истории Сингапура в рамках программы национального образования;
• широкое использование информационных технологий; преподавание навыков мышления;
• сильная программа финансирования, включающая фонды множества стипендий; наличие Специального Плана Помощи.
Таким образом, амбициозный план Сингапура стать «Бостоном Востока» реализуется путем привлечения филиалов десяти больших международных университетов. Эффективная интеграция образовательной политики и экономического развития и ставка на творчество, новаторство и предпринимательство, четкое видение результатов образования и осознание политической значимости образования, а также тщательное изучение и заимствование лучших черт прогрессивных систем образования через привлечение филиалов лучших мировых университетов подкреплены политической волей государства, тщательным планированием и руководством.
В число семи университетов, имеющих официальный статус в Сингапуре, входят: Чикагская школа бизнеса (University of Chicago Graduate School of Business), Технологический институт DigiPen (DigiPen Institute of Technology), бизнес-школа ESSEC (ESSEC Business School), бизнес-шко-ла INSEAD (Европейский институт делового администрирования), Школа искусств Tisch при Нью-Йоркском университете (New York University's Tisch School of the Arts), Центр подготовки управляющих SP Jain (SP Jain
Center of Management) и Университет штата Невада.
Что же касается множества других иностранных университетов, через местных агентов предлагающих обучение и получение ученых степеней, то все эти университеты являются частными образовательными организациями, не имеют официального университетского статуса в Сингапуре. Несмотря на это, они продолжают об-разовательныую деятельность и стремятся ее расширить.
Сингапур по-прежнему остается одним из крупнейших рынков межнационального высшего образования в мире, причем рынком, имеющим особо важное значение для австралийских и британских университетов. В последнее время правительство стремится уменьшить зависимость страны от иностранного высшего образования, и можно задаться вопросом: какими будут его последствия для транснационального высшего образования в Сингапуре? В свое время транснациональная деятельность по созданию гигантского образовательного оффшора Сингапура рассматривалась и как средство сокращения числа обучающихся за границей, и как условие достижения большей национальной самостоятельности, а также как средство справиться с ростом числа обучающихся и повысить уровень их образования.
Во многом изменения представляют собой естественный процесс развития, когда и некоторые транснациональные структуры демонстрируют тенденцию к расширению своей автономии в целях обретения независимости. Но, поскольку Сингапур является ключевым образовательным рынком Австралии и Великобритании, через который они могут влиять на экономику Юго-Восточной Азии, вероятно снижение спроса на господствующую в стране транснациональную подготовку. Сингапурское правительство отдает себе отчет в том, какую роль играют лучшие иностранные университеты, работающие в условиях полноценных кампусов (INSEAD, Чикаго, Новый Южный Уэльс) или концентрирующих усилия на исследовательской работе — R&D (Массачусетский технологический институт, Технический университет Мюнхена). Как будет в дальнейшем развиваться политика образования Сингапура, пока неясно, но понятно, что без участия иностраннных университетов образование и экономика Сингапура никогда не смогли бы сделать такой качественный рывок,
и отток кадров и ресурсов из страны сохранялся. А без такого рывка в образовании не произошло бы и «экономического чуда» в развитии этого города-государства.
Китай
Мегауниверситетский кампус в Гуанчжоу, провинция Гуандун, в Китае, расположен на острове реки на юго-восток в 17 км от старого центра города и в 17 км от места строительства будущего Нового города Жемчужной реки (будущего «Сити» -бизнес-центра Гуанчжоу). Это не «образовательный оффшор» по своей экономической и политической концепции, поскольку не включает в себя иностанных университетов, но показательный пример объединения в едином мегакампусе, может быть, самом большом в мире, нескольких университетов из одной провинции Гуандун и создания общей для них инфраструктуры.
В 2003 г. правительство КНР приняло решение о постройке в Гуанчжоу национального мегауниверситетского центра. Место было выбрано стратегически обоснованное, в экологически чистом районе, по соседству с экопарком, через его окраины проходят же-лезднодорожные ветки быстрых поездов до Пекина на север и в Гонконг на юг. С городом кампус соединяется посредством метро и автодорог с автобусным сообщением.
Терриориальная ориентация мегакампуса четко транслирует ось, идущую с севера, из глубин материкового Китая, на юг, через технопарки, зону Шэньчжэнь и выходящую к логистическому центру Гонконга. Логистика и использование земли проработаны таким образом: в центре находится экопарк с озером и объектами совместного использования для всех 10 университетов. Это центральный информационный центр, спортивный центр, административный и конгресс-центр, а также парковые территории общего пользования. Также сервисные объекты службы расположены в парковой оси, которая идет с севера на юг, и на «кольцах», которые опоясывают весь остров. 10 университетских кампусов объединены в 5 территориальных групп, и вся структура вместе пронизывается 3 кольцевыми автодорогами.
Формирование мегауниверситетского кампуса в пригороде Гуанчжоу, как территории с общей инфраструктурой, объединяющей разные по направленности и методикам образования университеты, представляет
Ил. 2. Деревня знаний в Дубае, ОАЭ, общий вид
собой четко рассчитанное стратегическое решение собрать вместе на одной территории разные образовательные направления и технологии для достижения синергетического эффекта и формирования различных компетенций. Этот кампус был выведен на проектный уровень в рекордные сроки, для полноценной работы в качестве одного из необходимых элементов регионального инновационного производственного и образовательного кластера.
Объединенные Арабские Эмираты
Государство Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) было образовано 2 декабря 1971 г., когда шесть эмиратов объединились и объявили
о создании федерации под этим названием. Позже к ним присоединился седьмой эмират.
ОАЭ - государство в Юго-Запад-ной Азии и восточной части Аравийского полуострова, омывается водами Персидского залива. Основная статья дохода — нефть, высоко развита индустрия туризма и гостеприимства и торговля. Климат очень жаркий и сухой, летом +30 ...+35 °С, зимой +20... +23 0С. Дубай — главный туристический, финансовый и образовательный центр на Ближнем Востоке. Наличие нефти и развитие технологии по ее добыче сделали Эмираты экономически развитым государством, но, понимая, что ресурс этот не вечен, власти ищут новые способы поддержания устойчивого роста экономики страны, привлекая инвестиции в том числе и с помощью развития образовательных технологий.
Интернациональный Академический город Дубай - это новый
девелоперский проект, который сейчас строится в Эмиратах Дубай. Он находится внутри Академгородка Дубай, площадью более 12 ООО ООО м2 и по планам должен быть закончен в 2012 г. Проект был начат в 2006 г., как место, куда должны переехать институты из Деревни знаний Дубай. Этот проект должен стать базой для школ, колледжей и университетов. Более 12 000 студентов сейчас обучаются в этих институтах, а к 2015 г. там будет обучаться до 40 000 студентов. Строятся общежития на 2 800 мест к 2012 г., сопутствующая инфраструктура кроме учебных зданий, - рестораны, культуный студенческий центр И т. д.
В этот интернациональный «образовательный оффшор» входят несколько университетов, в частности, университет Аль Гурайр, Американский университет в Дубай, Университет Азар, Британский университет в Дубай, Аэрокосмический универ-
ситет Дубай, Авиационный колледж, Французский институт моды, немецкие, английские и французские школы, Международная бизнес-школа, институт Ватта, Университет Махатмы Ганди, Институт менеджмента технологий Дубай, Имперский институт медицинских наук, Санкт-Петербургский институт инженерии и технологий и т. д.
На сопредельной территории будет расположен Силиконовый оазис Дубай - технопарк, построенный для размещения индустрии микроэлектроники и транзисторов. Парк в 7,2 млн м2 приютит фирмы и производства, занимающиеся микроэлектроникой и оптоволоконными технологиями, государственный Микроэлектронный инновационный центр, заводы и фабрики, исследовательские и проектные центры, специальные академические институты, жилые районы для работающих в парке. Этот технопарк расположится на пересечении дорг, ведущих в Дуба-илэнд, Академический город Дубай и зоны логистики с полигоном и стоянкой грузовиков.
Деревня знаний Дубай - это образовательная свободная экономическая зона-кампус в Дубай, которая обеспечивает инфраструктуру для институтов со 100-процентной иностранной собственностью. Всего институтов и колледжей, а также фирм, связанных с этой территорией, более 400.
Деревня знаний представляет собой живописный урбанистический пейзаж, готовую среду для размещения связанных с образованием и исследованиями учреждений, с объектами обеспечивающей учебные процессы инфраструктуры. Эта «деревня» была задумана как часть долговременной экономической стра-
Ип. 3. Деревня знаний в Дубае, ОАЭ, генплан
Ил. 4. Проект. Силиконовый оазис в Дубае, ОАЭ
тегии для развития региона и ускорения перехода к «экономике знаний». Бенефиты, которые получают резиденты этого «образовательного оффшора» включают: 100-процентную собственность на здания (иностранную), 100-процентную беспошлинную торговлю, особые условия лицензирования и устранение бюрократических барьеров и формальностей. Деревня знаний также обеспечивает все институты инфраструктурой и объектами общего пользования.
Проект «образовательного оффшора» Уральского федерального университетского комплекса
Уральский федеральный университет, размещенный на 700 га в районе озера Шарташ в Екатеринбурге, предполагает развитие до 2025 г. Рядом располагается террритория технопарка (50 га), который будет специализироваться на высоких технологиях и информатике. Также рядом возможно создание особой экономической зоны. На сопредельной территории, примерно 800 га, возможно создание особой образовательной зоны для размещения высших учебных заведений как из Екатеринбурга, так и из других регионов России и других государств. Общая инфраструктура -инженерная и социальная, в виде общежитий, культурных центров, информационных центров, может обслуживать эти учреждения эффективно. Синергетический эффект расположения на этой территории различных вузов, в том числе зарубежных (если им будут предложены преференции), которые специализируются на областях, необходимых региону (и в которых местные вузы недостаточно сильны), либо местных, нуждающихся в территориях, будет способстовать
созданию новых исследовательских и учебных проектов на стыке наук. В конечном счете, это создаст инновационное исследовательское и образовательное пространство для генерации идей и технологий. Расположенные рядом технопарк и особая экономическая зона для размещения инновационных предприятий станет дополнительным сильным элементом инновационного кластера.
Заключение
Как мы видим, концепция создания «образовательных оффшоров» набирает популярность, особенно в развивающихся странах. Выход России на международный образовательный рынок тоже невозможен без модернизации образовательных систем, которые успели основательно потерять свои позиции, занятые в советскую эпоху. Если посмотреть на верхние строчки образовательных рейтингов, то видно, что объединение исследовательской и образовательной деятельности обеспечивает практичность и конкурентные преимущества современных университетов. Эти университеты формируют кадровый потенциал для инновационных областей в науке и бизнесе, и в развитии образовательных технологий конкуренция между отдельными университетами все чаще замещается стратегией слияния и поглощения.
При размещении многих университетов на территории одного кампуса искусственно, от количественного роста дисциплин и качества их взаимодействия, создается синергетический эффект улучшения качества образования и появления новых связей между университетами. Кроме того, социальная инфраструктура может быть единой, беря на аутсорсинг все
технологические аспекты жизни университетского сообщества.
Список использованной литературы
1 Концепция и Программа создания и развития Уральского федерального университета / ВШУ «Сколково», 2009.
2 URL: http://www.smgbiz.ru Help Business.aspx.
3 URL: http://www.sim.edu.sg/sim/ pub/gen/sim_pub_gen_home.cfin
4 URL: http://www.nus.edu.sg/
5 Dubai Academic city. URL: http:// educattan.theemiratesnetwork.com/ zones/dubai_academic_city.
6 Dubai Knowledge village URL: http://www.ky.ae/page/about-dkv
7 Официальный сайт GZUC. URL: http://www.gzuc.net/
8 Guangzhou Higher Education Mega Center. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Guangzhou_Higher_ EducationMegaCenter.