ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО
Е. М. Свиридова
A. Н. Фалеев
Постиндустриальная эпоха в одночасье обусловила и социокультурный кризис, и смену парадигмы образования, и потребность модернизации, и кризис понятий и категорий педагогики. Профессор А. М. Новиков осуществил попытку выстроить понятийно-категориальный аппарат педагогики и ее логическую структуру (оптимально возможную в применении к наукам слабой версии) в книге с названием «Основания педагогики». Появление издания востребовано в условиях перехода «от педагогики индустриальной эпохи - к педагогике постиндустриальной». Инертное массовое сознание размышляет, анализирует и оценивает все происходящее стереотипно, не осознавая реалий времени, которое пришло, и процессы в нем глобально трансформированы: планетарное мышление, интеграция мировой экономики, культура и социальная сфера, сущность индивидуальных и общественных отношений, образ жизни и его стандарты. Плюс ко всему - энергетический кризис, революции (технологическая и информационная), гигантские экологические катастрофы. Изменилась и идеология человечества: сломалась вера в то, что можно создать образ человека на основе определенных социальных акций, понято, что идеальное общество - это утопия. За 200 лет истории нового «унифицированного Адама» создать не удалось. Люди, как оказалось, все разные, а основой развития человечества все же остается человек, его нравственная позиция, деятельность, культура, интеллект, профессиональная компетентность. В индустриальной эпохе доминирующим фактором организации общества была наука (базовый институт, единая картина мира, общие и частные теории, предметные и профессиональные деятельности) [3, с. 8], знание ее воспроизводилось на всех уровнях «поточного обучения», оно и заложено в содержание образования. Вторая половина XX в. стала технологической, с возросшей ролью информации в поле деятельности. Именно средства информации последнего поколения определили и ее объемы, и скорости изменений, и появление термина «адаптивности», и развитие языков общения с ней, и одну из доминант успешности человека в социальной сфере деятельности. «Вечное знание» сменилось на «ситуативное». В системе образования появились «технологические подходы», «кейсы», в основе которых разрешение нестандартной задачи, ситуация в конкретных условиях. Они изменятся - исчезнут и эти образовательные модели. Научное знание в XXI в. - одна из компонент качества образования обучающегося, равноправно с другими формами человеческого сознания. Возможно, моделью будущего образования станет технологический тип, вопреки «миру, явленному в слове...». Возможно, проектно-технологический, а «проектность» действительно будет квалификационной рамкой профессионального мышления (по
B. П. Третьякову). В ближайшие десятилетия, по прогнозу А. М. Новикова, образование изменится больше, чем за последние 300 лет существования человечества. Образование - подлинный капитал и главный ресурс развития мира в целом, включая человеческую единицу. Этот факт обусловил и появ-
270
ление жестких требований к качеству образования и его результатам по все параметрам, включая и личную ответственность педагогов за их обеспечение. Возросла потребность развития «понятийного мышления» педагогов всех уровней образования, овладения системным подходом к реализации обучения (к дидактическому проектированию), включая и способность к интеграции, обеспечивающей целостность миропонимания и эволюционный переход от «воспроизводящей» к «человеко-созидающей педагогике».
Эволюция непрерывна. Появление инноваций закономерно, но оно произрастает и впитывает в определенном соотношении традиционное и инновационное содержание. Эти термины озвучены в 1978 г. в докладе к Римскому клубу с целью привлечения мировой общественности к факту неадекватности принципов традиционного обучения к развития творческих возможностей обучающихся, востребованных как никогда остро в ситуации современности. Главная педагогическая задача XXI в. на всех уровнях образования - обеспечение готовности жить в постоянно изменяющемся мире, с неопределенным будущим. Следовательно, усвоение механизмов адаптивности к социуму, психической стрессоустойчивости, гибкости в выборе тактик и стратегий, мобильности в поликультурном обществе, умения разрешать затруднения разного уровня ученику, студенту, специалисту и слушателю «третьего возраста» важнее «вечного научного знания», хотя значимость его неоспорима. Актуальность умения учиться, действовать самостоятельно, са-моразвиваться, самосовершенствоваться, самореализовываться в течение всей своей сознательной жизни - императив времени к каждой человеческой единице. Значимо и владение умением системного анализа, прогноза будущего на основе понимания своего места, роли и возможностей как личного, так и исторического значения в созидании будущего и ответственности за него.
Сближение обучения (как освоения исторического опыта и приобретение личного), воспитания (как «восполнение питания до общечеловеческого в человеке» по В. Слободчикову) и развития (как «субъекта деятельности», глубины интеллекта, в развертке на многообразие личностных качеств) - отличительный признак педагогики постиндустриальной эпохи. Теория развития в этой триаде нуждается в глубоком осмыслении и разработке, так как две (обучения и воспитания) уже есть, но требуют коррекции содержания на основе гуманизации и гуманитаризации как в содержании образования, так и в практике. Следует учитывать, что психологию развития нельзя смешивать с психологией развития личности. Развитие личности и проблемы воспитания отличаются по содержанию. Понимание, что понятия «учебная деятельность» и «деятельность обучающегося» взаимосвязаны, но не равнозначны будет сопутствовать успешности.
Эпоха постиндустриальная, включая изменение векторов образования, обусловила смену ролей соучастников в обучении на субъект-субъектные, включая и способы, и формы практики. Центральная фигура учения - сам деятель. Качество образования, как результат, обеспечивается не группе, не абстрактному контингенту учащихся, не классу в целом, а каждому отдельному ученику, студенту, слушателю. Доминанта образования третьего тысячелетия - индивидуализация обучения на основе вариативности организации
271
содержания, адаптивности потребителей образовательной услуги к уровням обучения и средствам информации последнего поколения, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и планирования индивидуальной траектории деятельности. Один из качественных результатов образования - социализация, фактор успешности ученика, студента.
Социализация с позиции методологии синергетики имеет двойственное определение: как предпосылка включения человека в круг отношений с субъектами, с одной стороны; и условия выключения человеком себя из этого круга, с другой стороны. Социализация (ее эволюция) - это сопряженность необходимости и случайности (детерминистические и стохастические элементы). Иначе - это стягивание общественных связей и отношений «бытия индивида» в единый «узел». Уместно использование языка фракталов (раздел синергетики). Ученые этой области пишут, что не только наука, но и культура дает описания «фрактальных узоров», каждая часть которого репрезентирует целое [4, с. 45]. Фрактал позволяет сжать информацию, эффективно осуществить прогноз, описание самоорганизующихся процессов. Фрактал (в переводе - дробный, ломаный) означает квазиустойчивое, переходное состояние становящейся системы, хаотичность и нестабильность которой постепенно переходит к устойчивому и упорядоченному целому (по Б. Мандельбротту). Фрактал стал универсальным и для понимания процессов в природе, обществе и гуманитарной сфере. Главное свойство фрактала - самоподобие. Он - главная часть изменяющейся системы. Состояние такой системы - переходное (динамическая растянутость процесса во времени -бифуркация) [2]. Социальная фрактальность - это постоянное достраивание человеком самого себя, развитие своих возможностей в результате взаимодействия человека и социума (синергии). Человек осознает себя через социальную предметность, понимает себя как средоточие собственных сил, осознает способность выстраивать процесс собственного бытия. В этом смысле социализация - это культивирование своих человеческих возможностей. Фрактальное движение - это переход от одного состояния к другому, оно открыто новым образам социальной и культурной реальности, новым смыслам и значениям, результат - появление новых личностных структур. Мир людей - множество социальных фракталов, персонифицированных в каждом человеке. Каждый же человек - носитель культуры общества. Процесс между возможным и действительным - фрактальное движение, т. е. сущность социализации. Именно оно формирует человеческую индивидуальность. Любая историческая эпоха создает свой образ и подобие человеческой единицы, не только субъекта, встроенного в мир общественных связей и отношений, но и человека, способного ему противостоять и изменять его. Принципы структурно-эволюционных изменений сложно организованных систем, касающихся устойчивости и неустойчивости, помогают понять эту противоречивость с позиции синергетики. Это новый класс причинных отношений, когда хаотично организованная среда (система), отвечающая параметрам линейности сама себе противопоставляет нелинейную упорядоченность, организованную в пространстве и во времени. Человек - продукт и оппонент общества. Это - циклическая причинность. Переход от причины к следствию - это противоположность. В таком переходе проявляется особая нели-
272
нейная законность. Наблюдаются поляризующиеся крайности. Без одного нет другого. Социализация - система диссипативная - это концептуальный фундамент синергетики. Такая система существует только при условии постоянного обмена со средой (веществом, энергией, информацией). Необходима поддержка низкой энтропии для обеспечения устойчивости системы (сброс лишнего вовне). Социализация, как устойчивая система, помнит условия формирования (традиции) и выбирает в точках бифуркации одно из нужных направлений дальнейшей эволюции. Ресурс создают люди в целом. Именно эта диалектика объясняет «объективацию» и «субъективацию», включая и деятельность в образовательном процессе. Человек - неповторимый феномен. Открытость и нелинейность системы обеспечивает ее устойчивое позитивное развитие. Самосохранение - системообразующий фактор социализации.
Использование синергетического подхода в образовательных системах разного уровня создает условия понимания человека как открытой самоорганизующейся системы, как ресурса развития общества и как неповторимой и уникальной индивидуальности. Человек - не статичное целое, а источник неупорядоченности, стихийности и развития одновременно. Взаимодействуя с «открытыми системами» важно создать условия и понять, что эффективность взаимодействия обеспечивается не внешней силой, а рациональным соотношением организации синергии между взаимодействующими системами (субъектами деятельности). В открытом мире, где настоящее имеет несколько вариантов развития, а будущее не может быть предопределено с точностью, человек, пользуясь терминологией экзистенциализма, пребывает в пограничной ситуации, иными словами - выбора, постоянного поиска оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями. Многообразие и сложность возникающих перед ним задач требует и творческого разнообразия в их разрешении, индивидуальной активности, предприимчивости и инициативы. Частнопредметное обучение индустриальной эпохи обеспечило «разбитое зеркало мира», что привело к отчуждению от самой сущности познания. Это обусловило необходимость замены модели классической школы, основанной на принципах новоевропейской науки, на образовательный процесс, базис которого «творчество его соучастников». Базовые принципы такой модели будущего образования - вариативность, альтернативность и плюрализм в условиях непрерывности обучения через всю жизнь. В таком процессе сложится новый тип социальных отношений в ситуации совместного творческого познания в единой структуре, обладающей свойствами функционально ориентированной образовательной среды, и освоятся способы позитивного преобразования мира с обеспечением его сбалансированной устойчивости. Реализуется возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории.
Подлинное образование - это самодостраивание личности учащегося в условиях диалога, в котором он начинает ощущать себя человеком творящим и думающим. Именно профессиональный диалог развивает способность вопрошать, сомневаться, проникать в суть явлений. Именно участвуя и сотворяя, человек ощущает у истока акт рождения творчества, а в этот миг рождается и его способность к самообучению.
273
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1978.
2. Войцехович В. Э. Синергетическая концепция фракталов // Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности. - М., 2003.
3. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Этвес, 2010.
4. Николаева Е. М. Теоретико-методологические и мировоззренческие основания синергетической концепции социализации // Инновации и образование. - 2008. - № 3.
274