Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаев Д.М.

В статье рассматривается вопрос о новом уровне проблемы подготовки педагога, и отмечается, что неотъемлемым качеством учителя выступает профессиональная компетентность. Отмечается необходимость повышения профессионального уровня педагогических кадров, которые отвечали бы запросам современного общества. Обобщаются мнения местных и зарубежных авторов в этой области. Указывается роль образовательных компетенций в подготовке будущих преподавателей истории Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусаев Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL COMPETENCIES -AS THE MAIN CRITERION FOR FUTURE TEACHERS OF THE HISTORY OF AZERBAIJAN

In the article, new level of teacher's training is analyzed and the professional competence is specified as its fundamental factor. It is noted that to increase the proficiency of pedagogical personnel, who will meet the demands of modern society, is necessary. Views of the local and foreign authors in this field are summarized. Role of the educational competencies in developing future Azerbaijani History teachers is highlighted.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА»

Педагогические науки

25

УДК 372.893

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

DOI: 10.34905/PC.2020.53.77.002

Мусаев Д. М., доктор философии по педагогике, старший преподаватель, Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку E-mail: musayev d@yahoo.com

В статье рассматривается вопрос о новом уровне проблемы подготовки педагога, и отмечается, что неотъемлемым качеством учителя выступает профессиональная компетентность. Отмечается необходимость повышения профессионального уровня педагогических кадров, которые отвечали бы запросам современного общества. Обобщаются мнения местных и зарубежных авторов в этой области. Указывается роль образовательных компетенций в подготовке будущих преподавателей истории Азербайджана.

Ключевые слова: компетенция, образовательные компетенции, современное обучение, требования к обучению, ключевые компетенции.

EDUCATIONAL COMPETENCIES - AS THE MAIN CRITERION FOR FUTURE TEACHERS OF THE HISTORY OF AZERBAIJAN

Musayev D. M., Doctor of Philosophy in Pedagogy, Senior Lecturer, Azerbaijan State Pedagogical University, city of Baku E-mail: musayev d@yahoo.com

In the article, new level of teacher's training is analyzed and the professional competence is specified as its fundamental factor. It is noted that to increase the proficiency of pedagogical personnel, who will meet the demands of modern society, is necessary. Views of the local and foreign authors in this field are summarized. Role of the educational competencies in developing future Azerbaijani History teachers is highlighted.

Key words: competence, educational competencies, modern education, training requirements, key competencies.

Сложность и многообразие задач, которые стоят перед современным образованием, выдвигают на совершенно новый уровень проблемы подготовки педагога. Изменения, произошедшие за последние годы, повлекли за собой изменения и в отношении к происходящим событиям. В философской мысли появилось новое направление, называемое постмодернизмом. Основное противоречие заключается в том, что современные дети рождены в эпоху постмодерна. Естественно они ее понимают и принимают,

им свойственно мышление эпохи постмодерна. Современность, которая кажется хаосом и беспорядком для старшего поколения, представляется им многообразием возможностей.

Известный американский психолог Малкольм Ноулз в своем фундаментальном исследовании «Андрагогика против педагогики» четко определил требования, предъявляемые к результатам обучения взрослых. Он отмечает, что главной задачей современного образования является подготовка компетентных людей, которые мог-

ли бы применять полученные знания в необходимых условиях, и в их основные компетенции входило бы в умение включаться в постоянное самообучение.

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности. В педагого-психологиче-ских работах профессиональная педагогическая компетентность определяется, как «обладание учителем необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые определяют сформированное^ личности учителя.

Концепция модернизации образования, четко установила основные направления процесса развития современного общества - подготовка и переподготовка педагогических кадров нового поколения, а также формирование принципиально новых педагогов, обладающих высокой квалификацией.

Главной задачей образования становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогических кадров, которые отвечали бы запросам современной жизни. Модернизированное образование требует высококвалифицированного, социально активного, творчески работающего и конкурентоспособного педагога, который способен воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последние годы в Азербайджане были приняты важнейшие шаги, которые характеризуют государственную образовательную политику. Существенно изменились подходы в организации учебной деятельности на основе внедрения современных образовательных стандартов и учебных программ. Идеи, которые заложены в документах, вносят существенные изменения в ее содержание, технологии, принципы, организационные структуры, механизмы профессионального и общего образования, а также требуют подготовки компетентных специалистов. Образовательные компетенции нашли свое отражение в «Законе об образовании» Азербайджанской Республики, в Государственной стратегии развития образования Азербайджанской Республики и Государственных стандартах и программах (курикулум) (1, с. 8, 9).

Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.

Профессиональная компетентность учителя истории состоит из следующих компонентов: содержательный (наличие специальных знаний по истории), технологический (владение современными методами обучения истории), личностный (владение некоторыми чертами личности). Курс «Методика преподавания истории» занимает особое место в подготовке учителей истории и формировании технологической компетентности. «Профессиональная компетентность учителя», на сегодняшний день выступает критерием качества подготовки выпускников ВУЗов с педагогическим уклоном.

Чтобы получить новое качество профессиональной подготовки учителя истории, необходимы дополнительные исследования теоретических основ курса методики преподавания истории, компетентности преподавателя, которые способствуют формированию профессионализма будущего учителя истории. Реализация задач формирования образовательной компетентности на основе усиления профессиональной направленности предметной подготовки возможна путем введения в учебный процесс элементов профессиональной деятельности, профессиональных проб, изменения форм и методов обучения.

Профессиональный стандарт педагога - это рамочная характеристика квалификации учителя, который необходим ему для осуществления своей педагогической деятельности.

Структура профессионального стандарта определяется двумя обобщенными трудовыми функциями:

1) базовая (педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса), включающая в себя основные виды деятельности преподавателя - обучение, воспитание и развитие;

2) дополнительная, которая подразумевает педагогическую деятельность по реализации основных образовательных программ.

По мнению Е. А. Ямбурга, профессиональный стандарт педагога - это инструмент реализации стратегии образования и улучшения качества образования. Кроме того, стандарт - это наиболее объективный измеритель квалификации педагога, это средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Е. А. Ямбург отмечает, что профессиональный стандарт педагога, «который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламенти-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ АЗЕКБАЙДЖАНА

рующим его деятельность, призван первым делом раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию» (2, 175 с.).

Преподаватель, по мнению А. Пашаева и Ф. Рустамова должен обладать организаторскими, обучающими, персептивными (умение чувствовать внутренние качества обучающихся), коммуникативными, суггестивными (умение эмоционально воздействовать на учащихся), исследовательскими и научно-познавательными умениями (3, с. 41, 42).

Что значит быть хорошим учителем? Этот вопрос выносился на повестку дня часто. И менялись требования к определению этого понятия. Эти критерии иногда определялись совместно с учениками, студентами и даже преподавателями. Старшеклассникам и студентам предлагалось написать эссе на тему «Мой учитель», «Лучший учитель», «Каким я буду учителем» и т. д. Если раньше ученики в учителе ценили общую эрудицию, знание предмета и политическую зрелость, то в конце ХХ века в учителе считали важным наличие сильной воли, авторитета, знания предмета, уравновешенности, приятной наружности, понимания своих учеников, умения говорить логично и выразительно и т.п.

Образование XXI века приобретает новый, современный облик, меняются и её участники -преподаватели и обучающиеся. Современные дети шагают в ногу со временем: они без труда владеют мобильными телефонами, Интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами и т. п.

Важными чертами современного учителя истории Азербайджана являются: постоянное самосовершенствование, самообразование, эрудиция, самокритичность, целеустремленность и овладение новыми технологиями. Современный педагог обязан шагать в ногу со временем. Преподаватель - это не только человек, который хорошо знает свой предмет и постоянно занимается самообразованием, но и профессионал, владеющий психолого-педагогическими компетенциями, при помощи которых он решает стоящие перед ним новые проблемы.

В своей монографии М. Ильясов отмечает, важность образовательных компетенций в подготовке будущих преподавателей. Он подчеркивает, что основа компетентного преподавателя закладывается во время его бакалаврского обучения. Если студент будет любить профессию,

которую сам выбрал, это будет мотивировать его на то, чтобы он стал самым компетентным преподавателем и был самым лучшим в своем деле (4, с. 35-37).

На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в образовании Азербайджана разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Появление профессиональных стандартов - это не новинка, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам в Великобритании.

Основные направления повышения профессионального уровня педагога заключаются в следующем:

1) в самообразовании (самостоятельное изучение методической литературы; работа в творческих группах, педсообществах и т. п.);

2) в курсовой подготовке (освоение новых педагогических технологий, методов и приемов, инновационная деятельность);

3) в обобщении и распространении опыта (конкурсы/проекты (очные, дистанционные), обобщение собственного педагогического опыта, через активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах и т. д.).

Особое место в совершенствовании педагога занимает наставничество, то есть организация методической помощи начинающему педагогу. Начинающим педагогом считается специалист в какой-либо области знаний, но не имеющий практического педагогического опыта.

В открытом мире, где стремительно все меняется, главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать обучающимся, становится умение учиться. Готовность к переменам, способность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности относятся и к педагогу. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Современное общество предъявляет новые требования к обучающимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам общества. На сегодняшний день спрос идет на «выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентиры. Решить эту проблему, призван будущий учитель, который должен быть профессионалом своего дела. Но если уровень

профессионализма учителей истории Азербайджана не соответствует современным требованиям, вряд ли можно рассчитывать на высокий образовательный результат, удовлетворяющий потребности общества и государства.

Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения будущие преподаватели истории Азербайджана должны научиться формировать у учащихся на уроках составляющие «взрослых» компетенций, и чтобы не только подготовить их к будущему, но и научить их жить в настоящем, педагог должен научить учащихся осваивать эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся только к тем видам деятельности, которые включены в состав учебных предметов. Такие компетенции показывают предметно-деятельностную составляющую общего образования и должны обеспечивать комплексное достижение его целей. Образовательные компетенции моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, будучи даже взрослым человеком гражданин еще может не реализовать ни один из компетенций, но это не значит, что ее не надо формировать у школьника. Это и есть образовательная компетенция.

Другой пример, ученик в школе может освоить компетенцию гражданина, но использует ее компоненты после окончания школы, так как он освоил их во время учебы, эти компетенции выступают здесь в качестве образовательной.

Изменения в характере образования с начала XXI века заключаются в его новом направлении, целях, содержании, которые все более явно ориентируют его на самостоятельность обучающихся, их творческую инициативу и конкурентоспособность будущих специалистов. В связи с этим все более актуальным становится компетентность^ подход в образовании, формирование ключевых компетенций человека является перспективным направлением в науке и практике образования.

Вопрос о ключевых компетенциях является сегодня предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема у нас в связи с модернизацией нашего образования.

Впервые образование, основанное на компетенциях (competence based education - СВЕ) формировалось в 70-х гг. ХХ в. в США (Массачу-сетский университет) в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. понятия «компетен-

ция» применительно к теории языка. В переводе с латинского языка «компетенция» означает круг вопросов, о которых человек хорошо осведомлен, обладает определенными знаниями и опытом.

В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Предприняты попытки создания классификаций отдельными педагогами и психологами. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с различными задачами.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Внутренние ресурсы - это знания, умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности, ценности и т. п.

Составляющими элементами понятия «компетенция» являются:

- знание - это факты, которые необходимы для выполнения работы, они представляют интеллектуальный контекст, где работает человек,

- навыки - это доведенные до автоматизма умения владения приемами и методами выполнения определенной задачи,

- способность - врожденные умения выполнять определенную задачу,

- усилия - это ядро рабочей этики, оно означает сознательное приложение ментальных и физических ресурсов в определенном направлении.

Совет Европы определил 5 ключевых компетенций, которыми «должны овладеть молодые европейцы» (5, с. 6, 7):

1) политические и социальные компетенции - способность участвовать в принятии групповых решений, брать на себя ответственность, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов,

2) компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, или межкультурные компетенции - толерантность, уважение других, принятие различий между людьми, мультикуль-туральность,

3) коммуникативные компетенции, которые особенно важны для работы и социальной жизни,

4) компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, - владение, понимание и применение информационных технологий,

5) способность учиться на протяжении жизни как основа непрерывного обучения в контексте

ОБРАЗОВАТЕЛьНыЕ КОМПЕТЕНЦИИ - КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

как личной профессиональной, так и социальной жизни (6).

Наряду с западными, существуют разно-образные российские классификации ключевых компетенций.

В. В. Краевский и А. В. Хуторской которые были представлены в группе Временного научного коллектива по разработке «Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования России» (2002 год) сформулировали методологическую основу ме-тапредметного проектирования стандартов. Компетенция, с позиций ученых, это социальное требование (внешняя норма) к образовательной подготовке ученика, который необходим для его продуктивной деятельности в определенной сфере. А компетентность - это обладание учеником соответствующей компетенцией (внутреннее качество ученика).

В отличие от западного (европейского) понимания компетенций, которые выступают заказом со стороны работодателя (7, с. 109-110), они предложили термин «образовательная компетенция», характеризующий взаимный заказ на образование - как со стороны внешнего социума, так и со стороны самого ученика.

Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, которое выражено в совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, обучающихся необходимых для его деятельности в определенной сфере.

Данное отличие от европейской типологии компетенций выразилось в двух группах ключевых компетенциях: ценностно-смысловых и личностного совершенствования. Эти группы компетенций воплощают человекосообраз-ность образования, а не только заказ социума. В итоге эта типология включила семь групп ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции.

7. Компетенции личностного самосовершенствования (8, с. 58-64).

Данный перечень отличается от пяти групп ключевых компетенций, определенных Сове-

том Европы (1996 год), прежде всего, наличием первой и седьмой групп, которые отражают заказ самого человека на своё образование. Впоследствии данный подход раскрыт в разработанной ими Доктрине образования человека (9, с. 35-46).

Опыт компетентностного обучения будущих учителей-историков показывает, что с помощью современных методов обучения можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении:

- воспитать профессиональные качества учителя истории;

- формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы;

- воспитывать системное мышление педагога, включающее целостное понимание не только истории Азербайджана, но также цивилизаций и общества, себя, своего места в мире;

- давать полное представление о профессиональной деятельности и ее важных фрагментах;

- сформировать у студентов представление об основных положениях методики обучения истории;

- сформировать у студентов способность к самостоятельному выделению и анализу методов изложения учебного материала и форм организации учебных занятий;

- развить у студентов умения представлять материал в рамках различных современных методов обучения;

- развить исследовательские способности будущего педагога путем активного включения в образовательный процесс;

- использовать рефлексию на всех этапах подготовки учителей истории, которая позволяет студентам осознать особенности будущей профессиональной деятельности и характер профессионально важных качеств.

Важно отметить, что развитие профессиональных педагогических компетенций - это приоритетная задача не только личностного развития конкретного учителя, а важнейшее условие формирования учебно-воспитательного процесса. Формирование профессиональной компетентности - процесс, требующий постоянного совершенствования, приобретения все новых знаний и умений, обогащения деятельности, стремления к профессиональному развитию. Профессиональная компетентность педагога главным образом зависит от обучения и при-

обретенного опыта. Перефразируя известную мысль Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В современ-

ный информационный век, роль учителя, на наш взгляд, заключается в проявлении образца для подрастающего поколения, чтобы они не нашли его в менее достойных примерах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bayramova L. Kurikulum уэ pedaqogika. Baki, 2020. С. 8, 9.

2. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт? М.: Просвещение, 2014. С. 89. - 175 с.

3. Pa§ayev д., Rustamov F. Pedaqogika, 2010. С. 41, 42.

4. ilyasov M. МиэШт pe^karligi уэ pedaqoji sэri§tэliliyin muasir problembri, "Elm уэ tэhsil". Baki, 2018. S. 35-37.

5. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Эйдос: Интернет-журнал. 2006. - [Электронный ресурс]. - http://www.eidos.ru

7. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec (96) 43. Берн, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. № 1. С. 58-64.

9. Хуторской А. В. Доктрина образования человека в Российской Федерации // Народное образование. 2015. № 3. С. 35-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.