УДК 371.334: 378
А.Ю. Демшина
Образовательные интерактивные технологии в пространстве современного искусствознания
В статье рассматриваются направления использования образовательных интерактивных технологий в современной художественной практике, определяются черты информационного общества, влияющие на восприятие искусства и на мышление современного человека. Анализируется место интерактивных технологий в современном «мире искусства». Определяются основные принципы использования интегративных технологий в обучении искусствоведов в рамках высшего российского образования.
Ключевые слова: интерактивные технологии, информационное общество, образноассоциативное мышление, методы проблемного обучения, принципы личностноориентированного обучения.
A.Y. Demshina
Interactive educational technology in Contemporary Art
The article deals with the educational uses of interactive technologies in contemporary art practice, the defining feature of the information society, affecting the perception of art and the thinking of modern man. Examines the place of interactive technologies in the modern "art world." Defines the basic principles of using integrative technologies in teaching art in higher education in Russia.
Keywords: interactive technology, information society, figurative and associative thinking, problem-based learning methods, the principles of student-centered learning.
Сегодня интерактивные технологии являются важной частью образовательного процесса. Интерактивность предполагает взаимодействие на нескольких уровнях: интерфейс «человек-машина» - взаимодействие через команды и манипуляции; типичный инструмент - клавиатура, «мышь», пульт дистанционного управления; обмен данными различных форматов (аудио, видео, графические и др.) [1]. Интерактивность активно используется в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и искусствознании. Особенность изучения истории и теории искусства - необходимость демонстрации и анализа большого количества визуальных источников, поэтому использование интерактивных технологий -важный компонент обучения искусствоведа.
Сложность процессов, протекающих в современном искусстве, разнообразие его форм и интерпретаций, связаны с проблемами формирования культуры человечества как единого пространства, в котором происходит встреча различных национальных культур и традиций. Это касается не только современного искусства, но и переосмысления истории искусства как глобального общемирового процесса. Если же принять концепцию единства всемирно-исторического процесса (хотя бы в том виде, какой она получает в синергетической системе), то поглощение понятием искусства культур, которые в этой схеме образуют боковые ветви универ-
229
сального исторического древа, «тупики эволюции», выглядит как частный случай глобализации прошлого, т.е. как ретроспективная глобализация» [2].
Возможности информационного общества, современные технологии, стремительное развитие интернета играют в этом процессе одну из ключевых ролей. Музеи, выставочные залы, отдельные авторы создают собственные сайты, видеофильмы о своей деятельности. Художник может показывать свои произведения там, где есть компьютер. Конечно, можно долго говорить о том, что ничто не заменит подлинник, но это актуально, скорее, для больших музеев, больших городов; художнику сегодня необходимо и удобно иметь портфолио, а в провинции возможность увидеть работы как великих мастеров, так и современников, узнать о единомышленниках, получить информацию, заявить о собственном существовании часто можно только в интернете.
Компьютерные системы активно используются в системе каталогизации, хранения, доступа к музейным ценностям [3]. Имея свой сайт, художественная институция или конкретный автор могут информировать своих (компьютерных) пользователей с текущими и перспективными направлениями деятельности, с анонсом предстоящих мероприятий и т.д.; участвуя в телеконференциях, художественная институция поддерживает профессиональный имидж и рекламирует свои услуги. Развитие коммуникаций активно используется в области «культурного туризма». Создание туристических маршрутов возможно как при посредничестве специальных фирм, так и самостоятельно. Возможности электронного бронирования билетов в музеи, на выставки позволяют не только зрителю получать качественный продукт, но и музею планировать свою деятельность.
В последнее время во всем мире набирают обороты процессы создания и обмена электронным виртуальным культурным наследием для воссоздания исторических мест и событий, воссоздания и моделирования утерянных памятников художественной культуры. Так, например, уже существует Виртуальный Стоунхендж, идет большая работа по созданию виртуальных музеев и воссозданию по данным археологических раскопок исторических памятников Древнего Рима, Карфагена, уже сегодня можно пройти интерактивную 3Б экскурсию по залам Ватикана. Возможно, в ближайшем будущем можно будет посетить большинство музеев мира и побывать в древних городах, попав в один из Центров виртуального культурного наследия. Ценности искусства активно транслируются через каналы массовых коммуникаций, что создает огромное поле потенциального удовлетворения самых разнообразных, не реализованных в жизни культурных потребностей; оно становится не только объединяющим фактором, но и маркером, позволяющем найти единомышленников. Естественно, Интернет не может заме-
нить музей, но способен послужить музейному делу. Использование современных технических средств и форм презентации помогают музею (и культурным ценностям в целом) конкурировать с массовой культурой, что особенно важно в процессе воспитания молодежи. Ведь если Петербург, Москва обладают богатыми музейными коллекциями, то для жителей других городов виртуальные художественные площадки становятся одним из важных источников информации, предоставляя возможность увидеть сокровища мировой культуры, помогают в образовании, межличностной и межкультурной коммуникации.
Оборотная сторона медали заключается в том, что социокультурные изменения повлияли на восприятие информации зрителями, любителями искусства и студентами, в том числе студентами-искусствоведами. В ХХ, а теперь уже и в ХХ1 веке, в связи с ускорением жизни, «уменьшением» размеров нашей планеты, визуализацией культуры произошло глобальное увеличение количества и скорости передачи информации, уменьшение количества шумов в информационных каналах. Это привело к информационной экспансии, когда новое не усваивается, а присваивается. Формирование клипового мышления, основанного на приоритете восприятия информации, поданной в образно-ассоциативной форме, легкий доступ к информационным единицам посредством интернета, возможность общения с различными людьми в режиме он-лайн, перезаполнен-ность информационного поля, приводящая к «смерти события» (Ж. Деррида) должны учитывается в образовательном процессе.
В тоже время при формировании образовательного контента и выборе методических оснований и педагогических технологий обучения важно учитывать несколько принципиальных моментов.
Во-первых, используя современные технологии, необходимо не забывать об особенностях искусства как отдельной сферы человеческого опыта. Прямое применение технологий из сферы масс-маркета подчас может принести не только пользу, но и вред, когда произведения искусства ставятся на один уровень с персонажами компьютерной игры, а художники - с популярными исполнителями. Ведь по сравнению с парком аттракционов любой музей, поставленный с ним на один уровень значимости, окажется нежизнеспособен, тогда как продвижение идеи уникальности искусства как особого духовного опыта видится более перспективной основой презентации культурных ценностей, при условии сохранения их практической доступности для всех социальных слоев. В то же время, как отмечает С. Зуев: «В этом смысле представления о культуре постепенно теряют свою «музейную неприкасаемость» и становятся социально ангажированными - точно так же, как в свое время представления о «чистом» эксперименте и исследовании в естественных науках были ангажированы инженерно-конструкторской мыслью» [4]. Поэтому при презентации произведений искусства, воспитании специалистов, бака-
лавров и магистров в сфере искусствознания педагоги должны ориентироваться на уникальность художественной культуры и искусства, быть открытыми к диалогу. В этих условиях именно диалогичность общения становится особенно важной, выступает в качестве гаранта равновесия глобального и локального, равновесия между личностью и обществом, личностью и другой личностью.
Во-вторых, необходимо помнить: самой по себе интерактивностью современную аудиторию не удивить. Наличие мультимедиа-средств, интерактивного контента нуждается в точном методическом сопровождении.
Сегодня в рамках высшего образования взаимоотношения постепенно переходят от авторитарных методов к сотрудничеству, характеризуемому как «субъект-субъектные» отношения, методам, адекватным современному развитию культуры, способствующим воспитанию личности, способной полноценно реализовать свой потенциал. Такое познавательно-деятельное пространство, в котором проектируется современный педагогический процесс, может быть создано только при использовании мирового интеллектуального пространства открытого доступа к информационным ресурсам и возможностям свободных межличностных контактов. В такой ситуации на первый план выходит умение человека самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, а современные информационные и коммуникационные технологии выступают мощнейшим инструментом и модернизации общества, и модернизации образования. Использование информационных и технических ресурсов должно осуществляться комплексно с развитием личностных творческих способностей и формированием ценностных ориентиров.
В-третьих, в ситуации перенасыщенности информационного поля при использовании интерактивных технологий важно формировать у студентов навыки критического восприятия информации. Основой для этого должны служить фундаментальные знания, получаемые студентом в процессе аудиторных занятий комбинированной формы. Фундаментальные знания в области истории и теории искусства, владение методологическим аппаратом современной гуманитарной науки - важнейшая часть развития профессиональных компетенций искусствоведа. Современная наука ставит во главу угла сочетание индивидуализирующих и генерализирующих познавательных стратегий, что дает возможность вместо универсального метода искать методы, адекватные сложности конкретной научной проблемы. Умение ставить научную проблему, поиск новой точки зрения на уже разрабатывавшиеся проблемы - залог конкурентоспособности специалиста не только в российском, но и в мировом научном сообществе. Данные навыки формируются исключительно на основе глубоких знаний в конкретной области искусствознания, владения разнообразными научными методами и методиками, в том чис-
ле - методиками развития способности к самостоятельному принятию решений, способности к самооценке (значимых профессиональных компетенций специалиста в области искусствознания). Ведь «способность самостоятельной выработки целостной системы решения профессиональных проблем стимулирует потребности продуктивного творческого характера» [5, с. 31-32]. Без должного владения теорией и историей предмета студент дезориентирован в информационном потоке, не способен решать поставленные задачи.
В-четвертых, исходя из вышеотмеченных принципов, можно сделать вывод, что использование образовательных интерактивных технологий в пространстве современного искусствознания должно базироваться на комплексном подходе, сочетающим освоение студентами фундаментальных знаний в области истории и теории искусства с применением актуальных педагогических технологий и методик. Среди таких методик можно выделить метод проектов и метод проблемного обучения. Применение этих методов должно строиться на системном подходе к информации и технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе. Системный подход необходим для определения места того или иного задания в учебном плане в соответствии со сложностью и уровнем студенческой группы. Системный подход позволяет соблюдать дидактический принцип последовательности освоения новых знаний.
Технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе позволяют применять дифференцированный подход к распределению заданий среди студентов на основании успеваемости, поведения и профессиональной направленности; разноуровневый подход - учитывать уровень сложности учебного материала, который доступен для каждого конкретного студента; субъектно-личностный подход - развивать способность к рефлексии через определение самим студентом сложности и специфики задания. В сочетании системный подход и технологии личностно-ориентированного обучения позволяют преподавателю эффективно использовать интерактивные технологии в формировании профессиональных компетенций комплексно, развивая навыки самостоятельной работы. Как пишет И.В. Беленкова: «Из «транслятора» знаний он превращается в деятельного руководителя и планировщика учебного процесса. Студент же - не просто «приемник» знаний, а исследователь, ведь многие учебные программы, в большинстве своем, построены на принципах технологии развивающего обучения» [6].
Важным качеством проблемного обучения является исследовательская деятельность учащихся, проявляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его ставить себе вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических действий (например, метод «мозгового штурма»). Данный метод можно применять как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе студентов. То же
касается и метода проектов, который позволяет стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Основное условие: четкое методическое сопровождение познавательного процесса, наличие четких установок и подробного объяснения конкретного задания для всех его этапов.
Создание проблемной ситуации предполагает такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен «открыть» подлежащие усвоению новые знания или действия. «Задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся; неизвестное, которое нужно «открыть», составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия; выполнение проблемного задания должно вызывать у учащегося потребность в усваиваемом знании, - важные условия того, что применение данного метода принесет студентам реальную пользу» [7].
Использование технологий личностно-ориентированного обучения должно в данном случае помочь студенту в диалоге с преподавателем предварительно определить информационную и теоретическую базу, цель и основные этапы выполнения задания. Презентация результатов и их коллективное обсуждение - важный момент в развитии профессиональных навыков у студента. Возможность учится друг у друга, способность работать в группе (в случае коллективного задания) формирует необходимые профессиональные компетенции.
Применение образовательных интерактивных технологий в пространстве современного искусствознания дает возможность сделать учебный процесс более интенсивным, активизировать личностную активность студентов. Индивидуализация учебного процесса с помощью мультимедиа и компьютерных технологий не только дает доступ студентам к большим объемам информации, возможность компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной, но и индивидуализировать учебный процесс, активизировать познавательную деятельность студентов, и, что особо важно при изучении визуальных искусств, - усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала.
Социокультурные изменения, связанные с глобализационными процессами, затрагивают искусствознание как особый культурный институт. С одной стороны, демократизация культуры, смена ценностных ориентиров привели к тому, что институционализационные стратегии, лигитими-зирующие художественные тексты как особую ценность, перестали защищать искусство. Поэтому мир искусства вынужден искать стратегии
утверждения собственного места в современной культуре, адекватный новой социальной ситуации. С другой стороны, глобальные трансформации в сфере развития самого искусства, появление и утверждение новых репрезентационных практик, также приводят к изменениям в области презентации искусства. Поэтому грамотное использование интерактивных технологий - необходимая компонента в образовании искусствоведов, изучении и анализе памятников искусства, утверждении ценности искусства в обществе.
Примечания
1. Энциклопедия социологии. URL: http: // slovari. yandex.ru (дата обращения: 01.03.2013).
2. Бернштейн Б.М. Три стрелы глобализации искусства // Методология гу-
манитарного знания в перспективе XXI века: к 80-летию проф. М.С. Кагана: материалы междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г., Санкт-Петербург. Сер.
«Symposium». Вып. 12. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. C. 278-281.
3. Управление музеем: практ. руководство / под ред. П.Д. Бойлана. Париж: ИКОМ, 2004. 230 с.
4. Зуев С. Э. Новые социальные технологии в сфере культуры: музей и новые технологии // На пути к музею XXI в. / сост. и науч. ред. Н.А.Никишин. М.: Прогресс-Традиция, 1999.
5. Антонова С. Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. М., 2001. 288 с.
6. Беленкова И.В. Интерактивные технологии в образовательном процессе вузе // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе, 1 сент. 2011 г. - 28 янв. 2012 г., Нижнетагильская социальнопедагогическая академия. URL: http: // ntfmfkonf.ucoz.ru (дата обращения: 15.01.2013).
7. См. на данную тему: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986; Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990; Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки рос. психологии. М., 1994; Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. М., 1981; Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981; Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977; Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М., 1989; Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987; Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999.