Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЯ)'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / образовательные программы / воспитание / сотрудничество России и Китая / менталитет / tourism / educational programs / education / cooperation between Russia and China / mentality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Сатина, Е. Чимпоеш

В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности туризма в России и Китае. Особое внимание уделяется анализу современного состояния туризма в области образования и воспитания в этих странах. Определяются как сильные, так и слабые стороны, возможности (активная популяризация образовательных и воспитательных программ среди граждан; включение в образовательные и воспитательные программы туристических пакетов; создание совместных научных проектов, в которых будут участвовать российские и китайские граждане и др.) и угрозы (нежелание обучаться за границей, боязнь тяжелого прохождения периода адаптации; долгий и тяжелый процесс оформления виз, наличие большой конкуренции и др.) взаимодействия стран. Дается оценка потенциала сотрудничества между двумя странами в области туризма, средняя оценка потенциала сотрудничества составляет 4,4 при оценке по 5-балльной шкале. Отмечается, что состояние некоторых туристических объектов пока не отличается хорошим качеством, так как ресурсы двух стран долгое время уходили на финансирование других отраслей. Авторами предложены рекомендации по дальнейшему развитию сотрудничества в области образовательных и воспитательных возможностей туризма между Россией и Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF TOURISM (WITH REGARD TO COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA)

The article discusses educational potential of tourism in Russia and China. Special attention is paid to the analysis of the current state of tourism in the field of education and upbringing in these countries. Both strengths and weaknesses are identified, opportunities (active popularization of educational and educational programs among citizens; inclusion of tourist packages in educational and educational programs; creation of joint scientific projects in which Russian and Chinese citizens will participate, etc.) and threats (unwillingness to study abroad, fear of a difficult period of adaptation; long and the difficult process of obtaining visas, the presence of great competition, etc.) the interaction of countries. An assessment of the potential of cooperation between the two countries in the field of tourism is given, the average assessment of the potential of cooperation is 4.4 when evaluated on a 5-point scale. It is noted that the condition of some tourist sites is not yet of good quality, since the resources of the two countries have been spent on financing other industries for a long time. The authors offer recommendations for the further development of cooperation in the field of educational opportunities for tourism between Russia and China.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЯ)»

УДК 373:910.4:796.5

Satina T.V., Cand of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: tvsatina@fa.ru

Cimpoes E., BA student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: evghenii123456700@mail.ru

EDUCATIONAL POTENTIAL OF TOURISM (WITH REGARD TO COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA). The article discusses educational potential of tourism in Russia and China. Special attention is paid to the analysis of the current state of tourism in the field of education and upbringing in these countries. Both strengths and weaknesses are identified, opportunities (active popularization of educational and educational programs among citizens; inclusion of tourist packages in educational and educational programs; creation of joint scientific projects in which Russian and Chinese citizens will participate, etc.) and threats (unwillingness to study abroad, fear of a difficult period of adaptation; long and the difficult process of obtaining visas, the presence of great competition, etc.) the interaction of countries. An assessment of the potential of cooperation between the two countries in the field of tourism is given, the average assessment of the potential of cooperation is 4.4 when evaluated on a 5-point scale. It is noted that the condition of some tourist sites is not yet of good quality, since the resources of the two countries have been spent on financing other industries for a long time. The authors offer recommendations for the further development of cooperation in the field of educational opportunities for tourism between Russia and China.

Key words: tourism, educational programs, education, cooperation between Russia and China, mentality

Т.В. Сатина, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: tvsatina@fa.ru

Е. Чимпоеш, студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: evghenii123456700@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЯ)

В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности туризма в России и Китае. Особое внимание уделяется анализу современного состояния туризма в области образования и воспитания в этих странах. Определяются как сильные, так и слабые стороны, возможности (активная популяризация образовательных и воспитательных программ среди граждан; включение в образовательные и воспитательные программы туристических пакетов; создание совместных научных проектов, в которых будут участвовать российские и китайские граждане и др.) и угрозы (нежелание обучаться за границей, боязнь тяжелого прохождения периода адаптации; долгий и тяжелый процесс оформления виз, наличие большой конкуренции и др.) взаимодействия стран. Дается оценка потенциала сотрудничества между двумя странами в области туризма, средняя оценка потенциала сотрудничества составляет 4,4 при оценке по 5-балльной шкале. Отмечается, что состояние некоторых туристических объектов пока не отличается хорошим качеством, так как ресурсы двух стран долгое время уходили на финансирование других отраслей. Авторами предложены рекомендации по дальнейшему развитию сотрудничества в области образовательных и воспитательных возможностей туризма между Россией и Китаем.

Ключевые слова: туризм, образовательные программы, воспитание, сотрудничество России и Китая, менталитет

Сегодня мир стремительно меняется и либо страны будут подстраиваться под эти изменения, либо они останутся на обочине истории. Сегодняшняя политическая обстановка подталкивает Россию и Китай к совместному сотрудничеству во всех сферах, и одной из них является сфера образования и воспитания [1; 2].

Россия и Китай являются странами, обладающими большими достижениями в области науки и воспитания. Это было бы невозможно без наличия хороших образовательных и воспитательных программ, которые предполагают использование в этих сферах туризма, позволяющего укрепить сотрудничество между двумя странами и перенять лучшие практики в сфере образования и воспитания [3; 4]. Актуальность исследования обусловлена тем, что образовательный туризм является популярным и востребованным в настоящее время, и на практике можно увидеть, что происходит увеличение количества студентов, которые учатся по обмену, так как считают, что совмещение путешествия и образования позволяет расширять кругозор, более качественно усваивать знания, лучше развивать навык адаптации и заводить новые знакомства.

Целью исследования является раскрытие возможностей туризма в области образования и воспитания в результате взаимодействия таких стран, как Россия и Китай.

Задачи работы: 1) провести анализ современного состояния туризма в области образования и воспитания в России и Китае; 2) дать оценку потенциала сотрудничества между Россией и Китаем в области туризма в образовании и воспитании; 3) изучить опыт других стран в развитии туризма в области образования и воспитания; 4) выработать рекомендации по дальнейшему развитию сотрудничества в области туризма в указанных сферах между Россией и Китаем.

Научная новизна заключается в исследовании состояния образовательного туризма в России и Китае, в создании перечня рекомендаций по развитию образовательного туризма в данном направлении.

Объектом исследования в работе выступает туризм. Предметом исследования является образовательный и воспитательный потенциал туризма России и Китая.

В ходе написания работы использовались следующие методы: анализ научной и методической литературы по исследуемой теме, сравнительный метод, метод обобщения научных исследований и существующего зарубежного и российского опыта в области туризма.

Результаты данной работы имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Аспекты теоретической значимости заключаются в повышении качества образования, привлекательности учебных заведений, развитии туристической индустрии.

Среди аспектов практической значимости важно выделить совершенствование образовательных программ с помощью туризма, стимулирование интереса у учащихся, развитие уважения у учащихся к разным культурам.

Для понимания современного состояния взаимодействия России и Китая следует провести SWOT-анализ.

Таблица 1

SWOT-анализ взаимодействия России и Китая для раскрытия возможностей туризма в области образования и воспитания

Сильные стороны Слабые стороны

Наличие большого количества туристических ресурсов, которые помогут развитию образовательных и воспитательных программ как в России, так и в Китае [2] Экономический кризис из-за нестабильной политической ситуации; есть риск того, что все виды ресурсов будут направлены на другие цели и проекты, что не позволит финансировать образовательные и воспитательные программы

Наличие крепкого сотрудничества между странами на протяжении большого периода времени Слишком большая разница в менталитете народов, которая может стать большим препятствием к сотрудничеству

Необычные подходы к образовательным и воспитательным процессам Плохо развитый маркетинг, который не позволит гражданам двух стран узнать об образовательных и воспитательных программах

Наличие большого количества экономических ресурсов, которые позволят финансировать различные образовательные и воспитательные программы

Возможности Угрозы

Активная популяризация образовательных и воспитательных программ среди граждан Экологическая угроза из-за большого притока участников программ

Активная поддержка программ со стороны правительства стран Нежелание обучаться за границей, боязнь тяжелого прохождения периода адаптации

Включение в образовательные и воспитательные программы туристических пакетов Долгий и тяжелый процесс оформления виз

Создание совместных научных проектов, в которых будут участвовать российские и китайские граждане Нестабильная военно-политическая ситуация, которая может вызвать боязнь со стороны потенциальных обучающихся

Наличие большой конкуренции, так как российские студенты могут выбрать европейские страны, где научные центры хорошо были развиты на протяжении долгого времени в отличие от Китая

Таблица 2

Потенциал сотрудничества между Россией и Китаем в области образовательных и воспитательных возможностей туризма

Аспект сотрудничества Оценка потенциала (1-5) Обоснование оценки

Профессиональная подготовка и обучение 4 Наличие хорошо развитых научных центров позволит лучшим специалистам из обеих стран поделиться своими наработками в разных сферах

Развитие туристической инфраструктуры 4 Состояние некоторых туристических объектов пока не отличается хорошим качеством, так как ресурсы двух стран долгое время уходили на финансирование других отраслей. В Китае к тому же особенно остро стоит проблема экологии, и туристы не имеют желания находиться рядом с объектами, которые могут нанести вред здоровью

Продвижение туристических образовательных и воспитательных программ 5 Китай и Россия имеют все ресурсы, которые позволяют создавать образовательные и воспитательные программы. Такие программы будут включать элементы туризма, они будут интересны обучающимся и позволят им быстро адаптироваться в новой стране

Обмен обучающимися 4 Страны обладают всеми возможностями для обмена студентами, однако, как было нами отмечено выше, различия в менталитете могут иметь как положительные стороны, так и отрицательные

Создание совместных исследовательских проектов 5 Китай и Россия могут тесно и эффективно сотрудничать в разных научных сферах. Так как обе страны находятся под давлением санкций, кто-то в большой мере, кто-то в меньшей, то у обеих стран есть желание и все ресурсы избавиться от зависимости в технологической сфере от ряда европейских стран и США

Отдельное внимание стоит уделить такому фактору как различие в мен-талитетах российского и китайского народов. По нашему мнению, различия служат как плюсом, так и минусом. С одной стороны, когда граждане видят другую культуру и другой менталитет, они получают возможность отдохнуть от рутинной жизни и пожить почти в другом мире. С другой стороны, иногда различие может восприниматься враждебно, так как у людей появляется чувство, что они являются чужаками, что приводит к агрессии и недоверию к окружающей среде.

Оценка потенциала дана нами исходя из информации, полученной из большого количества изученной по данной теме литературы [3-7]. Средний результат, исходя из табл., составляет 4,4, что говорит о наличии большого потенциала сотрудничества между Россией и Китаем, а это, в свою очередь, может привести к получению больших выгод для обеих стран.

Для эффективного взаимодействия России и Китая необходимо изучить опыт других стран, которые имели аналогичный опыт сотрудничества. Обратимся к опыту Соединенных Штатов Америки, так как именно эта страна является образцом сотрудничества в образовательных и воспитательных программах, о чем свидетельствуют ее достижения в области технического прогресса и продолжительность сотрудничества с передовыми странами.

Образовательные программы в США позволяют не только эффективно обучать иностранных студентов, создавать возможность обмена разными наработками, но и поддерживать образ положительной страны для всех приезжающих в Америку, а это приводит к тому, что в будущем потенциальные студенты и профессора изъявляют желание остаться в этой стране, так как в образовательные программы включаются элементы туризма, показывающие туристические области Америки и тем самым позволяющие работать эффекту «сарафанного радио». Многие студенты, профессора приезжали к себе на родину и рассказывали об американской жизни, и эти «слухи» притягивали не только хороших специалистов из других стран, но и обычных граждан.

Россия и Китай должны учитывать все успехи и провалы США в данном виде сотрудничества. Отношения США со странами, с которыми они сотрудничали, часто резко ухудшались, так как многим государствам казалось, что США попросту «воровали» их таланты из разных сфер и стимулировали отток лучших кадров не только в США, но и в другие страны. Происходил, как называют в народе, эффект «утечки мозгов» [8]. Россия и Китай должны учесть эту главную ошибку и ликвидировать риск ее появления.

Создание образовательных туристических программ не будет эффективным, если о них не узнают жители России и Китая. По этой причине считаем необходимым затронуть вопрос о способах продвижения этих программ. С нашей точки зрения, продвигая образовательные программы, мы должны делать упор на молодую аудиторию, так как она является более «гибкой» к среде и всегда готова к чему-то новому, к каким-то изменениям, в отличие от людей старшего возраста, которые не готовы кардинально менять обстановку По этой причи-

Библиографический список

не необходимо продвигать данные программы через современные цифровые устройства, которые часто использует молодежь, желательно настроить таргети-рованную рекламу, которая будет изучать запросы молодых людей и определять того, кто потенциально может участвовать в этих программах. Например, если потенциальный обучающийся часто смотрит видео, картинки, туры по этим двум странам, то с большой долей вероятности он согласится участвовать в реализации данных программ [9].

Необходимо также проводить мероприятия, которые будут показывать российские красивые пейзажи, национальные костюмы, празднование различных событий, фестивали и карнавалы для китайской аудитории и наоборот [10; 11].

Учитывая все недостатки и преимущества взаимодействия различных стран, необходимо дать рекомендации, которые помогут научиться на чужом опыте эффективно взаимодействовать двум странам, позволят заложить «фундамент» сотрудничества на долгие годы и не приведут к допущению ряда серьезных ошибок:

1. Инвестирование в развитие образовательных и воспитательных программ.

2. Финансирование реконструкций туристических объектов.

3. Улучшение экологической ситуации.

4. Ведение сотрудничества таким образом, чтобы в будущем не возникли обвинения в «краже» талантов.

5. Улучшение работы маркетинга в области образовательных программ в обеих странах.

6. Упрощение визового режима между двумя странами.

7. Создание программ по адаптации иностранцев в другой стране.

Россия и Китай обладают всеми видами ресурсов для эффективного сотрудничества, однако данные ресурсы нуждаются в оптимальном использовании. Нынешняя геополитическая обстановка подталкивает две страны к сближению, так как у них есть общие интересы. От стран требуются необходимые усилия, которые позволят вывести их сотрудничество на новый уровень. Развитие образовательных и воспитательных программ позволит не только продвигать эти программы, но и повысит уровень жизни собственных граждан, так как при реализации этих программ будет планироваться улучшение экологической обстановки, реконструкция огромного количества туристических объектов, что позволит приносить большую прибыль туристическим предприятиям Китая и России.

Необходимо проанализировать опыт других стран, чтобы данное сотрудничество не привело к ухудшению отношений между странами. Несомненно, есть риски, которые могут не позволить реализовать эти программы, и самым очевидным и реалистичным из них является риск экономического кризиса, который поставит граждан в такое положение, при котором они не смогут участвовать в данных программах в силу финансовых причин. Однако, как показывает практика прошлых лет, обе страны могут развивать свои отношения, несмотря на все препятствия и давление извне.

1. Кручинина А.А. Проблемы образования в сфере туризма. Москва: Просвещение, 2011.

2. Ли Ч. Новое содержание и новые требования патриотического воспитания в новую эпоху. Воспитатель, 2019: 11-13.

3. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Fvailable at: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/17-05-2018-5.aspx

4. Юняева А.Д. Проблема ценности высшего образования в современном обществе. Молодой ученый. 2023; № 44 (491): 140-144. Available at: https://moluch.ru/ archive/491/107245/

5. Титова Е.А. Туристическое образование в России: проблемы и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов. Москва: МПГУ, 2004.

6. Cao J. The current situation of China's independent audit market mechanism and development ideas. Enterprise Reform and Management. 2017; № 5: 164-165.

7. Jiang X. Research on the Audit Market Competitive Behavior. Science and Technology Economy Market. 2020; № 12: 40-41.

8. The Economic Benefits of International Education to the United States: A Statistical Analysis. Available at: http://www.nafsa.org/_/File/_/usa.pdf

9. Использование рекламных средств для продвижения туристского продукта. Available at: https://studme.org/337218/marketing/ispolzovanie_reklamnyh_sredstv_ prodvizheniya_turistskogo_produkta

10. Тымко Н.В. Содержание и особенности подготовки педагога дополнительного образования к процессу социализации ребенка в туристско-краеведческом походе. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Психологические науки: Акмеология образования. 2019; Т. 15, № 1: 162-165.

11. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Правительство Российской Федерации. Постановление о государственной программе. Available at: http://static. government.ru

References

1. Kruchinina A.A. Problemy obrazovaniya v sfere turizma. Moskva: Prosveschenie, 2011.

2. Li Ch. Novoe soderzhanie i novye trebovaniya patrioticheskogo vospitaniya v novuyu 'epohu. Vospitatel', 2019: 11-13.

3. Soglashenie o torgovo-'ekonomicheskom sotrudnichestve mezhdu EA'ES i KNR. Fvailable at: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/17-05-2018-5.aspx

4. Yunyaeva A.D. Problema cennosti vysshego obrazovaniya v sovremennom obschestve. Molodoj uchenyj. 2023; № 44 (491): 140-144. Available at: https://moluch.ru/ archive/491/107245/

5. Titova E.A. Turisticheskoe obrazovanie v Rossii: problemy i perspektivy. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Moskva: MPGU, 2004.

6. Cao J. The current situation of China's independent audit market mechanism and development ideas. Enterprise Reform and Management. 2017; № 5: 164-165.

7. Jiang X. Research on the Audit Market Competitive Behavior. Science and Technology Economy Market. 2020; № 12: 40-41.

8. The Economic Benefits of International Education to the United States: A Statistical Analysis. Available at: http://www.nafsa.org/_/File/_/usa.pdf

9. Ispol'zovanie reklamnyh sredstv dlya prodvizheniya turistskogo produkta. Available at: https://studme.org/337218/marketing/ispolzovanie_reklamnyh_sredstv_prodvizheniya_ turistskogo_produkta

10. Tymko N.V. Soderzhanie i osobennosti podgotovki pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya k processu socializacii rebenka v turistsko-kraevedcheskom pohode. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Psihologicheskie nauki: Akmeologiya obrazovaniya. 2019; T. 15, № 1: 162-165.

11. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RossijskojFederacii na 2016-2020 gody. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii. Postanovlenie o gosudarstvennoj programme. Available at: http:// static. government.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.24

УДК 378

SidorenkovD.R., student, National Research Institute "MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: Sidorenkovdaniel06@gmail.com

Zhukova T.A. Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia);

National Research Institute"MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: tatianazhu@mail.ru

THE USE OF METHODS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE PROCESS OF IMPROVING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LINGUISTIC STUDENTS. Communicative competence is an important component of the professional development of linguistic students. Possession of this competence allows linguistic students not only to understand native speakers of the studied language but also to convey their thoughts to them, which is necessary for building successful communication. Obviously, the problem of finding the most effective methods for the development of this competence is always significant. In the research, the authors address methods of spiritual and moral education. The relevance of using these methods is due to the active change in globalization and deglobalization processes, as well as the consequences of the COVID-19 pandemic, which led to the change in value orientations in a dynamically developing world. This caused the destruction of established traditions and norms, and it is precisely the methods of spiritual and moral education that can help preserve and transmit these values, which form part of communicative competence.

Key words: communicative competence, spiritual and moral education, training of students

Д.Р. Сидоренков, студент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, E-mail: Sidorenkovdaniel06@gmail.com

Т.А. Жукова, д-р пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Национальный исследовательский

институт «МИСИС», г. Москва, E-mail: tatianazhu@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Коммуникативная компетенция является важной составляющей профессионального становления студентов-лингвистов. Владение данной компетенцией позволяет студентам-лингвистам не только понимать носителей изучаемых языков, но и передавать им свои мысли, что необходимо для построения успешной коммуникации. Очевидно, что проблема поиска наиболее эффективных методов для развития данной компетенции всегда значима. В нашем исследовании мы обращаемся к методам духовно-нравственного воспитания. Актуальность использования данных методов обусловлена активным изменением глобализационных и деглобализационных процессов, последствиями пандемии COVID-19, которые привели к смене ценностных ориентиров в динамично развивающемся мире, что стало причиной разрушения сложившихся традиций и норм. Методы духовно-нравственного воспитания могут помочь сохранить и передать данные ценности, которые составляют часть коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, методы духовно-нравственного воспитания, подготовка студентов

Развитие коммуникативной компетенции у студентов-лингвистов в условиях активной смены ценностных ориентиров и разрушения сложившихся традиций и норм актуализирует проблему поиска научно обоснованных путей изменений в подготовке будущих специалистов-лингвистов.

Цель настоящего исследования - выявить возможности методов духовно-нравственного воспитания для развития коммуникативной компетенции у студентов-лингвистов.

Для реализации обозначенной цели необходимо решение следующих задач: охарактеризовать психолого-возрастные способности студентов; рассмотреть понятия «методы духовно-нравственного воспитания», «коммуникативная компетенция», ее компоненты; привести примеры заданий для развития коммуникативной компетенции посредством методов духовно-нравственного воспитания.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования.

Научная значимость исследования определяется обоснованием методов духовно-нравственного воспитания для развития коммуникативной компетенции у студентов-лингвистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о возможностях методов духовно-нравственного воспитания в развитии коммуникативной компетенции.

Практическая значимость исследования связана с тем, что предложенные методы могут быть использованы студентами неязыковых специальностей.

В логике обозначенных задач в первую очередь считаем важным рассмотреть психолого-возрастные особенности, оказывающие влияние на развитие коммуникативной компетенции.

1. Исследователи (Ю.А. Дорофеева, Ж.Б. Жалсанова, Е.А. Успенская и др.) определяют период студенчества как сложный процесс организации интеллекта. В процессе учебы студенты сталкиваются с образовательными задачами, которые оказывают влияние на понимание, осмысление и запоминание информации. Благодаря этому в процессе обучения происходит постоянное усвоение, осмысление и закрепление учебного материала в памяти студентов [1; 2].

В период юношеского возраста наблюдается возрастание уровня концентрации внимания и усиление памяти - как ее объем, так и методы запоминания улучшаются, а вместе с непроизвольным запоминанием происходит широкое применение методов произвольной памяти [2]. В то же время результаты исследования О.Н. Черноморовой показывают снижение эффективности кратковременной памяти в период обучения в вузе по сравнению со школьным возрастом, а также указывают на замедление сохранения информации в механической памяти к студенческому возрасту. Ученый подчеркивает, что «одним из важных факторов, способствующих развитию положительных индивидуальных характе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.