Научная статья на тему 'Образовательные и экономические особенности процесса модернизации высшей школы'

Образовательные и экономические особенности процесса модернизации высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молочников Н.Р., Сидоров В.Г., Валькович О.Н.

В статье анализируются особенности процесса модернизации российской высшей школы. Рассматриваются тенденции развития образовательного процесса и основные проблемы предстоящей модернизации экономики страны. Обосновывается необходимость гуманистического понимания современной системы свободного образования. Дается комментарий к закону об образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные и экономические особенности процесса модернизации высшей школы»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

13 (106) - 2011

УДК 378.1

образовательные и экономические особенности процесса модернизации высшей школы

Н. Р. МОЛОЧНИКОВ,

доктор экономических наук, профессор,

заместитель заведующего кафедрой прикладной экономики и управления персоналом по научной работе E-mail: 007@mail. kuban. ru

в. г. сидоров,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии О. Н. ВАЛЬКОВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики и управления персоналом E-mail:valko25@mail. ru Кубанский государственный университет

В статье анализируются особенности процесса модернизации российской высшей школы. Рассматриваются тенденции развития образовательного процесса и основные проблемы предстоящей модернизации экономики страны. Обосновывается необходимость гуманистического понимания современной системы свободного образования. Дается комментарий к закону об образовании.

Ключевые слова: модернизация высшей школы, национальная инновационная система, образовательный процесс, закон об образовании, конкурентоспособная промышленность, национальная стратегия развития производительных сил, кризис, инновационный прорыв.

В своей известной статье «Россия, вперед!» Президент РФ Д. А. Медведев призвал к переменам, означавшим начало модернизации экономики страны [2]. Задача модернизации, по существу, обусловлена необходимостью реализации мер, которые связаны с динамикой становления техногенной цивилизации информационного общества. Эта модернизация предстает как осознание того, что социальный прогресс России невозможен без экономики, которая не опиралась бы на современные технологии, предпосылкой которых является

наука и органически связанная с ней система образования, особенно высшего.

Вообще говоря, главное богатство современной России — это ее интеллектуальный потенциал — ученые, инженеры, учителя, врачи, квалифицированные рабочие и специалисты в различных сферах деятельности. Этот потенциал необходимо воспроизводить и усиливать, а не разрушать и создавать заново. Потеря его отбросит Россию на задворки мировой истории. Только через его воспроизводство станут возможными модернизация технологического базиса, развитие наукоемкого производства и высоких технологий.

Таким образом, создание социально-экономической и управленческой инфраструктуры национальной инновационной системы на принципах рыночной экономики с учетом мирового опыта и особенностей России является весьма перспективным вариантом выхода страны из кризиса. И здесь можно отметить следующее. Если фундаментальная наука должна быть поддержана государством, то инновационная деятельность в принципе становится независимой от государства. Однако только государство способно дать иннова-

ционному процессу импульс к жизни. Прежде всего инновационная деятельность требует дополнительного правового регулирования, как-то проблема защиты интеллектуальной собственности, учет взаимодействия ее субъектов, наличие международных связей и т.д. Более того, государство способно выступать и заказчиком, и потребителем инновационной продукции. При этом, управляя собственным сектором исследований и разработок через свои специализированные органы, государство вступает в определенные отношения и с частным сектором, тем самым определяя особенности развития науки.

Современная система образования такова, что имеющиеся институты образования перестали быть адекватными новым все более подчиняющимся рынку общественным отношениям. А приоритеты информационного общества требуют более качественного и высокого уровня учебного процесса во всех его проявлениях. Поэтому модернизация отечественной системы образования является обязательным условием будущего России, условием сохранения ее интеллектуального потенциала и авторитета с ее богатыми образовательными и культурными традициями. Следует заметить, что модернизация отечественного образования представляет собой, так сказать, «догоняющую модернизацию», цели и перспективы которой уже определены сложившимся мировым экономическим и социальным порядком. Поэтому вхождение в глобальный контекст означает переориентацию образования на потребности уже существующего международного рынка труда, в рамках которого выпускники отечественной образовательной системы могли бы иметь возможность находить свою трудовую реализацию как внутри, так и за пределами нашей страны.

Возникший в Европе Болонский процесс направлен на создание единого общеевропейского образовательного пространства с более качественным обучением. К этому процессу присоединилась и Россия, которая, погружаясь в информационную цивилизацию, вынуждена реформировать существующую в ней систему образования, делая ее адекватной современным потребностям мирового технологического развития.

Как показывает опыт модернизации, возникают две явно выраженные противоречивые тенденции. Одна тенденция заключается в том, что для удовлетворения технико-экономических потребностей современного производства система образования должна иметь такую структуру, когда становится возможным вложение средств

в те образовательные направления, которые способны дать максимальную профессиональную отдачу, т. е. в специальности, программы и курсы, которые непосредственно востребованы на экономическом и технологическом рынке труда. Но в этом случае образовательный процесс приобретает явно выраженную коммерческую направленность, по сути дела, превращая студентов в покупателей определенных интеллектуальных услуг на рынке образования.

С другой стороны, такая тенденция противоречит гуманистическому требованию равенства образовательных возможностей всех членов общества как требования формирования культурной и духовно-творческой личности. Ведь с точки зрения работодателя, вполне достаточно, чтобы образовательный уровень любого работника был бы минимально адекватным выполнению определенных производственных или управленческих функций. Но с гуманистической точки зрения, наоборот, образовательный уровень каждого члена общества должен максимально полно раскрывать его личностное начало. Уметь быть самим собой — значит, быть ответственным за себя, создавать свою собственную историю жизни, наполняя ее свободой и творчеством.

Эти тенденции, по мнению авторов, определяют существо тех перемен, которые составляют содержание образовательной модернизации и которые обусловливают широкий спектр разнообразных аспектов проводимых преобразований. Рассмотрим некоторые из них.

Бесспорным в наши дни стал факт, что государственного бюджета недостаточно для содержания всех учебных заведений и, прежде всего, университетов. Еще в 1990-е гг. государство позволило высшим учебным заведениям вести коммерческую деятельность. И наряду с «бюджетными» студентами появились «договорные» — коммерческие. За прошедшие годы вузы прирастали филиалами, появились и новые институты, и академии, число студентов в целом выросло на порядок. Такая экономическая стратегия в сфере образования хотя и обеспечила дополнительные источники финансирования, но серьезно обострило другие проблемы. В настоящее время, когда усилилось влияние государства, появилась необходимость навести порядок и в сфере образования, тем более что часть вузов остается на бюджетной основе, а часть отпускается на «вольные хлеба». И каков вырисовывается вариант «коммерческой автономии», с которой по существу связано большинство российских вузов?

- 3

По мнению авторов, здесь актуальной становится проблема взаимоотношения преподавателя и студента. Возможно ли, чтобы в центре учебного процесса становился ученик, который легко ориентируется в техническом обеспечении занятия, лекции или семинара, а функция преподавателя сводилась бы лишь к «прослеживанию» выполнения технологии учебного освоения знаний? Подобного рода педагогическая и дидактическая проблематика приобретает большую актуальность, о чем свидетельствует литература дидактического, методического и педагогического характера.

Вместе с тем необходимо отказаться и от привычного взаимоотношения между студентом и преподавателем, когда студент предстает, так сказать, сосудом, который мудрые преподаватели наполняют нужными и важными с их точки зрения знаниями. В новой структуре взаимоотношения выстраиваются иначе. Здесь студент — клиент, а с другой стороны тот, кто берется за «оказание образовательных услуг» — вуз, в лице профессорско-преподавательского состава. Понятно, чем больше клиентов, тем лучше вузу, тем выше зарплата преподавателей. При всей на первый взгляд привлекательности подобных либерально-рыночных отношений, думается, в них кроются серьезные ухудшения, способные привести к масштабному кризису всей образовательной системы.

Рассмотрим, например, такой фактор, как «число студентов». Несомненно, для финансов вуза, чем больше принятых студентов, тем, безусловно, лучше. Но остается неизменным аудиторный фонд, снимаются санитарно-гигиенические нормативы. От запредельной скученности спасением становятся многочисленные прогулы. Иначе говоря, погоня за количеством неизбежно приводит к появлению и росту маргиналов, от которых страдают и нормальные студенты, и преподаватели.

Не лучшими становятся и образовательные требования. Ведь студент прежде всего клиент, который способен заплатить за оказанные услуги. И если предъявить к нему слишком высокие требования, то он может найти и более снисходительного исполнителя. Так что из заявленных программ на данный курс будут выбираться те, которые требуют меньшего напряжения, и в то же время приносят те же кредиты (очки или баллы). Постепенно такому же упрощению будут подвергаться и обязательные курсы, поскольку неявным дидактическим принципом становится известное положение «клиент всегда прав».

И что же в итоге? Дипломированная масса весьма посредственных выпускников начнет при-

4 -

нимать решения и исполнение проектов федерального и регионального уровня. Конечно, подобного рода негативные последствия скажутся не сразу, но они будут неизбежными и губительными по результатам. Итак, либерально-рыночная модель образовательных отношений, когда студент — «заказчик», а преподаватель — «исполнитель», вряд ли может рассматриваться как перспективная модель проводимой модернизации образовательной системы.

Качественно другой моделью выступает структура образовательного процесса, так сказать, «вертикального» взаимоотношения преподавателя и студента. Здесь предполагается, что именно студент обязан принять «правила игры», т. е. подтягиваться до существующего в данном вузе уровня преподавания, что гарантирует подготовку высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных как на рынке труда, так и на государственной службе. По мнению авторов, такая структура более соответствует гуманистическому пониманию образования, т. е. как системы свободного образования с равными возможностями по отношению к рынку труда. В этом случае социальная справедливость достигается не «равенством результата», а равенством возможностей, что может быть реализовано через широкие инвестиции «в возможности» в образование, которое проходит через всю жизнь любого члена общества и представляется системой различных общеобразовательных и профессиональных структур подготовки и переподготовки.

В этом случае государственная ориентация в области образования сохраняет предельно широкий демократизм, соответствующий стратегии развития инновационной экономики. Именно в этом случае образование становится частью национальной культуры, частью, которая должна всегда соотноситься с внутренними и внешнеполитическими факторами, с экономическими возможностями и организационными ресурсами своей реализации.

Как представляется авторам, результатом такой образовательной и воспитательной стратегии может стать личность с ориентацией не только на социальный успех и материальное благополучие, но и на познание, творчество. Общественное и индивидуальное начала становятся равноправными основаниями в мотивации человека, хотя и по-разному преломляются в каждом индивиде. Следует заметить, что как в одном, так и в другом случае сохраняется принцип «соответствия прав и обязанностей», поскольку трудоустройство и выполняемая работа становятся главной социаль-

ной функцией каждого индивида, эффективность которой определяет его общественное положение и материальное благосостояние. Более того, если в первом случае бюджетные затраты минимальны, а количество выпускаемых студентов растет, то во втором — наоборот, бюджетные расходы растут не пропорционально количеству выпускников.

Таким образом, в условиях модернизации образовательного процесса обучение и воспитание превращаются в своеобразную «педагогическую реальность», выступающую как совокупность разнообразных взаимодействующих социальных факторов, таких как государство, бизнес, общественность, которые по-разному влияют на формирование и становление личности. В то же время современная наука связана не только с соответствующей социально-экономической инфраструктурой, но и с культурным развитием всего общества. В ХХ в. она стала источником как знаний, так и новых технологий. В этом отношении инновации — это такой продукт творческой деятельности человека, который объединяет в себе научную, техническо-экономическую и социокультурную составляющие. Можно считать, что ныне происходит переход к инновационному обществу, которое, с одной стороны, создает условия для инновационной деятельности, а с другой — пользуется ее результатами, адаптируясь к происходящим экономическим и социальным переменам, к ускоренным темпам развития.

При этом постановка образования становится приоритетным направлением. Ассигнования на образование — это инвестиции в человека, которые способны дать исключительные результаты. Без современной системы образования наука невозможна. Лишь образованное и технически грамотное население, к какой бы национальной культуре оно ни принадлежало, способно жить и работать в мире высоких технологий. Ведь только за счет постановки образования, которое опиралось на адекватное финансирование, ряд современных стран сумел провести модернизацию своей экономики в сравнительно короткие исторические сроки, выйдя на передовые технологические рубежи.

Главная задача нового закона об образовании — стимулировать достижение нового качества образования в России. Новый закон должен закладывать юридические предпосылки формирования перспективных направлений образования. В том числе формировать современные образовательные модели, соединяющие традиционные принципы фундаментального образования с эффективными инновационными элементами. Однако в существующем виде закон не предусматривает законодатель-

ных оснований для такого развития. Так, например, законодательством не предусмотрены возможности реализации образовательной программы, в том числе с применением информационных и коммуникационных технологий, совместно с несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями с участием промышленных предприятий. Также законодательство не учитывает условия лицензирования и аккредитации вузов, реализующих образовательные программы на основе таких технологий, что является тормозом в расширении спектра реализуемых образовательных программ в регионах и развитии социального партнерства в сфере образования в соответствии с появлением новых отраслей экономики и новых профессий.

Исходя из сложившихся в мировой системе образования реалий, в проекте закона необходимо значительно больше внимания уделить современным образовательным технологиям, в частности, электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также другие образовательные стандарты и требования должны предусматривать возможность реализации основных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения.

Остается нерешенным вопрос обязательной государственно-общественной оценки качества образования в части участия объединений работодателей в аккредитации образовательных организаций профессионального образования и разработке профессиональных образовательных стандартов, который в рамках данного закона носит исключительно декларативный характер. Тем самым не устраняется существующий на сегодняшний день разрыв между современными запросами работодателей и уровнем подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования.

Авторами предлагается включить в проект закона об образовании положение, регламентирующее порядок разработки и реализации образовательных программ, передав эту функцию образовательным организациям, и установить, что лицензии и аккредитации даются образовательным организациям по определенным направлениям (профилям), а не по образовательным программам.

Критерием успешности модернизации образовательной среды должно являться не удобство

- 5

контроля и надзора, а гибкость, скорость актуализации образовательных программ и созидательное творчество образовательных организаций, позволяющее им выходить на передовые конкурентные позиции в развивающейся мировой инновационной экономике. Не вызывает сомнений, что мелочная регламентация не позволит российским вузам конкурировать на международной арене, приведет к потере экспорта образования в наиболее эффективной трансграничной форме.

Гигантский объем государственной стандартизации и контроля, который заложен в концепцию проекта закона об образовании, не может быть выполнен силами самих органов государственного управления и контроля, поэтому проектом предусмотрено масштабное использование государственно-общественных организаций, что ведет к феодализации образования и также увеличивает коррупциогенность. В настоящее время правовой статус государственно-общественных объединений не определен в Гражданском кодексе РФ. Поэтому ссылка на государственно-общественные объединения должна быть исключена из закона.

Предлагаемая в проекте закона оценка вузов не по количеству выпускников, а по количеству обучающихся нарушает права успешных студентов. Вопросы, относящиеся к соблюдению прав потребителей, недостаточно проработаны в предлагаемых проектом закона концепциях контроля качества обучения (в частности, защита прав при приостановлении лицензии).

При аккредитации должно учитываться качество подготовки выпускников, которое устанавливается посредством защиты выпускной квалификационной работы в Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Председатели ГАК утверждаются Министерством образования и науки РФ. Обучающиеся могут быть на любом из курсов отчислены за неуспеваемость, а определять возможность образовательной организации получить аккредитацию, используя проверку знаний обучающихся, неправомерно.

В проекте закона при закрытии вуза по различным причинам (например лишение лицензии) практически не указано, как при этом будут соблюдаться права обучающихся, кроме возможности обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав. В проект закона необходимо включить как одну из сторон, защищающих интересы обучающихся, Общество защиты прав потребителей образовательных услуг.

Предлагаемые Российским Союзом ректоров принципы могут действительно значительно

6 -

снизить риск последующих изменений закона об образовании и могут способствовать выработке единой стратегии. К таким принципам, которые не получили четкого закрепления в проекте, относятся: принцип паритетности обучения и воспитания, принцип интеграции образования и науки, принцип академической свободы, принцип сбалансированности интересов учащихся, преподавателей, работодателей и учредителей, принцип открытости образования обществу.

Принцип паритетности обучения и воспитания в новом проекте закона об образовании трактуется исключительно как услуга, тогда как это совместная интеллектуальная деятельность — творчество, которое, формируя профессионала, формирует личность.

Принцип интеграции образования и науки в проекте представлен слабо, хотя есть отдельная статья, посвященная интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании, но в ней нет четкой программы их системного согласования. В статье представлены возможные инструменты для проведения научной деятельности организацией, но не инструменты интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании.

Принцип академической свободы также в новой редакции не доработан. Есть статья, посвященная автономии и академическим свободам образовательных организаций высшего образования, но она содержит только указание на то, что академические свободы устанавливаются в пределах данного законопроекта, т. е. они распылены по законопроекту, а в специальной статье не указан даже основной принцип их формирования.

Принцип сбалансированности интересов учащихся, преподавателей, работодателей и учредителей как основных участников образовательного процесса не развит, так как отдельные нормы распределены по всему тексту, но общего принципа в документе не представлено.

Принцип открытости образования обществу также представлен слабо, хотя есть отдельные нормы и статьи, указывающие на необходимость данного принципа, но конкретных инструкций по его реализации нет.

Представляются необоснованными исключение из перечня образовательных организаций высшего профессионального образования академий и их перевод в разряд организаций дополнительного профессионального образования. По мнению авторов, этого не следует делать. Желательно сохранить академии. Академии можно перевести в ранг

университетов или институтов, т. е. возможно менее «кардинальное» решение — в рамках аккредитации сохранить, не упраздняя одним махом, хорошие академии.

Главные проблемы предстоящей модернизации экономики страны связаны в первую очередь с созданием конкурентоспособной промышленности. «Только она способна воспринимать инновации, формировать направления будущих прорывов на мировой рынок, готовить кадры, обеспечивающие этот прорыв» [1, с. 18]. При этом «особое значение имеет, конечно, взаимодействие вузов с промышленностью, организациями фундаментальной и прикладной науки, в том числе в процессе создания совместных малых инновационных предприятий» [4, с. 8]. Да и прибыль сырьевых секторов экономики не должна превышать прибыльность технологичных производств. Безусловно, модернизация невозможна без полноценного становления гражданского общества, перемен в общественном сознании и общего улучшения жизни населения страны. Нужны национальная стратегия развития производительных сил и адекватная ей модернизация высшей школы. Вполне очевидно, что модернизация экономики потребует немало времени и возможна в виде поэтапных, последовательных

действий, после которых она лишь может стать основой инновационного прорыва.

Все ранее сказанное имеет смысл при условии восстановления и последующего развития российской экономики в связи со все еще продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом. При этом возможны различные сценарии — как наихудшие, так и наилучшие. Последние связаны с необходимостью создания действенной национальной инновационной системы [3].

Список литературы

1. Иноземцев В. Модернизация: кто и чем оплатит? // Российская Федерация сегодня. 2010. № 22. URL: http://www. russia-today. ru/tema-nomera/1053-vladislav-inozemcev-modernizaciya-kto-i-chem-oplatit. html.

2. Медведев Д. А. Россия, вперед! // Интернет-издание Газета-ру. 10.09.2009. URL: http://www. gazeta. ru/comments/2009/09/10_a_3258568.shtml.

3. Молочников Н. Р. , Поддубная М. Н. Детерминирующее воздействие глобализации на восстановление и развитие российской экономики // Экономика и управление. 2010. № 2.

4. Приоритеты профессионального образования // Высшее образование. 2010. № 9.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffl

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.