Научная статья на тему 'Образовательные акценты современной концепции преподавания теоретических дисциплин профессиональным лингвистам'

Образовательные акценты современной концепции преподавания теоретических дисциплин профессиональным лингвистам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / "ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" / "ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА" / "ИСТОРИЯ ЯЗЫКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦФИЛОЛОГИЮ" / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / COMPETENCE-ORIENTED MODEL / APPROACH TO TEACHING / ЦЕЛОСТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПОСТЕПЕННОСТЬ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ / TWO-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / HISTORY OF THE ENGLISH LANGUAGE / MULTIFUNCTIONAL EDUCATIONAL MATERIALS / CONTINUITY / GRADUALISM / MODERNIZATION OF ASSESSMENT CRITERIA / THEORETICAL GRAMMAR / LINGUOCULTURAL FOUNDATIONS OF THE ENGLISH LANGUAGE / HOLISTIC AND DISCIPLINARY ORIENTATION OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салькова М. А., Мачина О. А.

Цель статьи рассмотреть преподавание ряда фундаментальных теоретических курсов как комплексную образовательную стратегию, адаптированную к требованиям двухступенчатой системы высшего профессионального образования, а также охарактеризовать педагогические инструменты реализации данной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салькова М. А., Мачина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching theoretical courses to professional linguists as composite educational strategy

The aim of the article is to characterize teaching of fundamental theoretical courses as a composite strategy that tunes up to the competence-oriented approach to modern education, and to describe the practical application of the major pedagogical tools used to put the mentioned strategy to practice.

Текст научной работы на тему «Образовательные акценты современной концепции преподавания теоретических дисциплин профессиональным лингвистам»

УДК 811.111:378.2.

М. А. Салькова, О. А. Мачина

Салькова М. А., проф. каф. грамматики и истории английского языка

факультета ГПН МГЛУ, проф. МГЛУ, канд. филол. наук;

e-mail: [email protected]

Мачина О. А., доц. каф. грамматики и истории

английского языка факультета ГПН МГЛУ, доц., канд. филол. наук;

e-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АКЦЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЛИНГВИСТАМ

Цель статьи - рассмотреть преподавание ряда фундаментальных теоретических курсов как комплексную образовательную стратегию, адаптированную к требованиям двухступенчатой системы высшего профессионального образования, а также охарактеризовать педагогические инструменты реализации данной стратегии.

Ключевые слова: двухступенчатая система высшего профессионального образования; «Лингвокультурологические основы развития иностранного языка»; «Теоретическая грамматика»; «История языка и введение в спецфилологию»; компетентностная модель / подход к образованию; целостность педагогического процесса; междисциплинарность, преемственность; постепенность; многофункциональные образовательные ресурсы; модернизация оценочной системы.

Salkova M. A., Machina O. A.

Salkova M. A., Ph. D., Prof., Chair of Grammar and History of English Department of Humanities and Applied Sciences, MSLU; e-mail: [email protected] Machina O. A., Ph. D., Ass. Prof., Chair of Grammar and History of English Department of Humanities and Applied Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]

TEACHING THEORETICAL COURSES TO PROFESSIONAL LINGUISTS AS COMPOSITE EDUCATIONAL STRATEGY

The aim of the article is to characterize teaching of fundamental theoretical courses as a composite strategy that tunes up to the competence-oriented approach to modern education, and to describe the practical application of the major pedagogical tools used to put the mentioned strategy to practice.

Key words: two-level system of higher education; Theoretical Grammar; Linguocultural Foundations of the English Language; History of the English

Language; competence-oriented model / approach to teaching; holistic and disciplinary orientation of teaching; continuity; gradualism; multifunctional educational materials; modernization of assessment criteria.

Данная статья кратко освещает изменения, которые сегодня реализуются в области фундаментальной теоретической подготовки выпускников МГЛУ в связи с переходом на двухступенчатую систему высшего профессионального образования «Бакалавриат - магистратура». Эти изменения рассматриваются на примере теоретических языковых курсов, предлагаемых студентам МГЛУ кафедрой грамматики и истории английского языка факультета ГПН. В данном случае это означает, что перемены в образовательной политике вузов для кафедры грамматики и истории английского языка ФГПН стали основанием для частичного пересмотра и реорганизации некоторых положений, предусмотренных новым образовательным стандартом. К ним относятся: содержательная направленность дисциплин, объем изучаемого материала, отбор и совершенствование учебных форматов и образовательных технологий, обновление ориентиров оценочной деятельности и форм ее реализации.

Итак, профессорско-преподавательским составом кафедры читаются три фундаментальных теоретических курса федерального компонента Программы по направлению подготовки специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Согласно Программе, курсы «Лингвокульторологические основы развития первого иностранного языка», «Теоретическая грамматика английского языка» и «История языка и введение в спецфилологию» имеют статус общепрофессиональных и занимают три семестра (из восьми). Таким образом, мы уверены в том, что зона ответственности кафедры весьма значительна.

Приоритеты современного профессионального лингвистического образования продиктованы требованиями компетентно стной модели подготовки выпускников высших учебных заведений. Речь идет о том, что в результате изучения указанных учебных дисциплин обучающиеся должны приобрести комплекс профессиональных компетенций: когнитивных, лингвистических, научно-исследовательских, инструментальных. Данный набор компетенций проявляется в формировании у обучающихся совокупности разнообразных знаний,

умений и навыков, необходимых для осуществления практичнской профессиональной деятельеости.

Поскольку в рамках статьи не представляется возможным осветить упомянутые позиции по отношению ко всем дисциплинам подробно, в качестве иллюстрации мы воспользуемся нашими наработками к курсу «Теоретическая грамматика английского языка».

В академической перспективе учебный предмет «Теоретическая грамматика английского языка» направлен на формирование у студентов системы представлений:

а) о формальной и смысловой структуре единиц и средств, образующих грамматический строй современного английского языка и обусловливающих его специфические свойства;

б) о закономерностях функционирования грамматических единиц в текстах, репрезентирующих различные функциональные стили и ситуации коммуникации;

в) о методах грамматического описания, применяемых существующими лингвистическими школами.

Основы упомянутых выше профессиональных компетенций содержательно раскрываются следующим образом.

Когнитивные компетенции включают системные знания строевых особенностей английского языка; знание основных тенденций в развитии грамматических исследований в рамках отечественной и зарубежной лингвистических школ; знание основных закономерностей в функционировании грамматических явлений в составе категорий, определяющих строй данного языка, в том числе знание современных подходов к изучению грамматических явлений.

Лингвистические компетенции включают умения объяснять значимость грамматических категорий и явлений в изучении функционирования английского языка, в том числе предполагают владение набором адекватных терминов для обозначения и характеризации обсуждаемых понятий.

Инструментальные компетенции включают умения работать с научной литературой и справочными материалами по данной дисциплине, получать и обрабатывать новую информацию с применением современных информационных коммуникационных технологий, планировать и организовывать самостоятельную исследовательскую работу для выполнения проектных заданий, курсовых и выпускных

квалификационных работ, осуществлять презентацию результатов проведенного исследования. Инструментальные компетенции могут быть также обозначены как методические, так как они позволяют студентам успешно решать задачи отбора способов и форм представления знаний по дисциплине.

Научно-исследовательские компетенции - это умения использовать понятийный аппарат философии и общего языкознания для решения профессиональных задач; умения структурировать и интегрировать информацию из различных областей знаний и использовать их для решения исследовательских задач; умения видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин; выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту; способность оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования. Таким образом, научно-исследовательские компетенции задают стратегии и тактики обработки информации учебных и аутентичных научных текстов, в том числе с целью создания собственных исследовательских работ.

Аналогичным образом презентация материала историко-лингвис-тических курсов «Лингвокультурологические основы...» и «История английского языка.» преломляется относительно требований ком-петентностного подхода [4; 5]. В центре внимания данных учебных предметов находятся следующие положения:

1) периодизация истории английского языка, краткая характеристика основных периодов - древнеанглийского, среднеанглийского и новоанглийского, их внешнюю историю и лингвистические особенности (причины и темпы языковых изменений);

2) изучение пути и условий становления отдельных языковых систем (фонетической, орфографической, словообразовательной, морфологической и пр.) в направлении развития соответствующей языковой нормы;

3) исторические объяснения особенностей развития языка в каждый исторический период, в том числе общегерманским и специфически английским тенденциям в эволюции английского языка.

В прикладном практическом смысле освоение данных курсов предполагает приобретение умения читать и анализировать аутен-

тичные английские тексты различных периодов и предлагать соответствующее конкретному историческому периоду научное объяснение грамматическим формам, произношению, написанию и этимологии слов и их элементов и т. п.

При этом изучение каждого теоретического курса апеллирует к широкому фонду данных: обсуждение материала ведется с учетом знаний, полученных студентами в рамках курсов: «Языкознание», «История, культура и география стран изучаемого иностранного языка», «Теоретическая фонетика», «Лексикология», «История изучаемого иностранного языка и введение в спецфилологию», «Стилистика», «Практический курс изучаемого иностранного языка», «Практикум по культуре речевого общения».

Современное расположение последовательности трех упомянутых теоретических курсов, организованное для студентов на образовательной ступени «бакалавриат», выглядит следующим образом:

4 семестр Лингвокультурологические основы 1-го иностранного языка

5 семестр История языка и введение в спецфилологию

6 семестр Теоретическая грамматика английского языка

Данная хронология изучения материала формирует следующую перспективу приращения знания: комплекс представлений о явлениях языка на рассматриваемом этапе развития (синхронный подход, приоритет теоретической грамматики) последовательно выкристаллизовывается как результат осознания взаимосвязи и преемственности явлений и процессов на протяжении всех исторических этапов развития языка (диахронный подход, основной для истории языка). Иными словами, учебно-исследовательская деятельность преподавателя и студентов обучает умению обосновать тот факт, что современное состояние языка является закономерным следствием историко-культурных процессов прошлого (имеет пространственно-временную развертку).

В данном контексте особого внимания заслуживает авторский курс «Лингвокультурологические основы первого иностранного языка», который носит экспериментальный характер и является попыткой частично заполнить лингвокультурологическую и этнолингвистическую нишу общеобразовательной подготовки. Основной содержательный акцент данного курса состоит в том, что студенты смогут увидеть

и оценить в лингвистическом ракурсе, каково влияние истории западноевропейской мировоззренческой картины мира (дохристианское мышление, христианская идеология, Ренессанс, Просвещение, научная революция и т. д.) на развитие английского языка и культуры.

По сути, расширение контекста синхронно-диахронного лингвистического анализа происходит за счет введения в знаниевый фонд сведений о связях внешней и внутренней истории народов Великобритании и США, об этапных политических событиях и меняющихся социально-экономических условиях, о своеобразии англоязычной культуры и ценностных ориентаций англоязычного социума в результате многообразных контактов социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в общеевропейском и общемировом масштабе.

На практике формирование прочного фундамента теоретического лингвистического образования достигается, в первую очередь, целенаправленной работой коллектива лекторов и преподавателей, ведущих семинарские занятия. Например, мы стремимся к использованию тщательно отобранного единообразного терминологического аппарата, что позволяет студентам четко и ясно излагать свои знания, обсуждать и давать характеристику изучаемым явлениям и представлять результаты самостоятельных исследований. Мы активно апеллируем к изученным ранее базовым лингвистическим понятиям, таким как многогранность языкового знака (форма - значение - функция), диалектическое взаимодействие языковых уровней, обращаемся к идеям лингвистических школ, известных студентам из других курсов лекций, чтобы показать, из каких научных представлений они произошли, либо какое развитие они получили в более поздний период. Не следует забывать также о том, что курсы лекций читаются преимущественно на иностранном языке, крайне редко лекторы прибегают к использованию родного языка, скорее для сопоставления используются данные других европейских языков и древней латыни. Традиционно в процессе презентации материала во время чтения лекций и обсуждения наиболее сложных и существенных теоретических вопросов курса на семинарских занятиях преподаватели используют системный подход. Алгоритм, с помощью которого можно достаточно подробно описать состояние теории, предполагает умение сформулировать проблему, сопоставить данные, относящиеся к различным

исследовательским позициям, найти пути разрешения противоречий, выработать собственную позицию по отношению к проблеме и аргументировать ее, ссылаясь на валидные научные источники. Используя в ходе обучения презентационные материалы на цифровом носителе, преподаватель наглядно демонстрирует обучающимся необходимость владения информационными технологиями.

Данная картина относительного благополучия в сфере фундаментальной теоретической подготовки будущих лингвистов серьезно осложняется рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые имеют своим источником изменившуюся ситуацию с образованием в стране в целом. Остановимся на наиболее существенных из них.

Так, невозможно не считаться с тем, что наши теоретические курсы «помолодели»: мы начинаем работу над ними на целый год раньше, чем это было в прежнем учебном плане. Как минимум, это означает, что уровень владения практическим языком несколько ниже, чем это было бы необходимо для слушания лекций на иностранном языке и выступлений на семинарах. В то же время мы не имеем права игнорировать и помолодевшую интеллектуальную готовность наших студентов воспринимать и обрабатывать такую серьезную информацию. Далее. Уменьшился календарный срок семестров, в том числе за счет включения в них разных видов педагогической практики, что ведет к потере учебного времени. Наконец, вдвое уменьшилось и количество семестров, отводимых на такие учебные предметы, как «История языка» и «Теоретическая грамматика» (раньше каждый из этих курсов читался в течение учебного года).

Вполне закономерно, что изменившиеся условия преподавания требуют модернизации образовательных технологий и учебных ресурсов, используемых при обучении студентов теоретическим дисциплинам.

В целях оптимизации процесса преподавания теоретических дисциплин акцент был сделан на создании и внедрении в практику обучения ряда инновационных образовательных ресурсов моделирующей направленности.

Во-первых, речь идет об иллюстративных материалах в формате Microsoft Power Point. Они применяются, главным образом, на лекциях, где моделируются строевые параметры и межуровневые связи, формирующие актуальный фрагмент системы английского языка, а также сущность содержания и оценку различных подходов к конкретному

лингвистическому описанию. Иллюстративные материалы к лекциям позволяют однозначно выделить главные обязательные к усвоению сведения относительно фрагмента содержания курса. С методической точки зрения это варианты инвариантной формы представления изучаемого материала. Исследовательская ценность материалов состоит в активизации аналитического мышления обучающихся на основании предложенной аргументации, интерпретации и оценки в рамках аутентичных исследовательских подходов [1].

В качестве примера обратимся к иллюстрации-слайду, демонстрируемому студентам в контексте лекции, где обсуждается преемственность научного знания и переориентация современной исследовательской парадигмы в направлении «от текста к дискурсу»:

Spatial Continuity

Referential Sphere of Discourse (T. Givon, R. Longacre) (*Unlike the other continuities, it is very seldom made explicit, we rather deduce it from the plot development)

При комментировании данного слайда в интерактивном режиме устанавливаются аллюзии к исследованиям по античной литературе и теории литературных «штилей» М. В. Ломоносова, дается оценка

аутентичных образцов на предмет их соответствия указанной параметризации, уточняются практические лексико-грамматические требования к высказываниям различного объема и жанровой принадлежности, в том числе в зависимости от целевой аудитории, устанавливаются признаки текста и дискурса в различных речевых произведениях. Сформированный таким образом яркий визуальный образ помогает студентам логически выстроить материал и выделить в нем главное, проследить взаимосвязь упомянутых в текстовом фрагменте явлений и понятий, увидеть альтернативу традиционной лекционной записи «сплошным текстом».

Во-вторых, для одного из курсов уже разработан ряд учебно-методических пособий, где моделируется содержание курса по ключевым стандартным позициям, релевантным для выработки представления о конкретной обсуждаемой теории, а также собственного отношения к ней. В качестве примера приведем разработанные авторским коллективом кафедры «Рабочие тетради по теоретической грамматике английского языка», предлагающие расширенную версию главных обязательных к усвоению сведений относительно крупных тем в рамках содержания курса. Материал систематизирован по рубрикам «Ключевые слова и термины», «Основные факты», «Спорные вопросы», «Источники», каждая из которых имеет как самостоятельную, так и обобщающую учебную ценность. Методическое пособие формирует умения сегментации и структурирования значительного объема учебного материала в целях его последующего воспроизведения, а также выступает как возможный образец формы записи большого объема сведений. Очевиден и высокий исследовательский потенциал пособия, который состоит в формировании так называемого исследовательского мышления, т. е. умения регистрировать и анализировать научные сведения и синтезировать новые данные на их основе. Дополнительно, где это необходимо, сведения по современному состоянию грамматической системы английского языка подкрепляются сводкой исторических данных, касающихся той или иной формы или категории.

Оптимизации и модернизации учебного процесса способствует пилотная версия учебного пособия «A Guide into Theory of English Gram-mar», где на основании поэтапного единообразно структурированного изложения содержания, дополненного ярким иллюстративным материалом и связанного гиперссылками, моделируются внутрисистемные

и межсистемные связи и зависимости, которые ведут к оформлению итоговых представлений о теории современного английского языка и, как следствие, об особенностях его практического функционирования. Немаловажно, что данное учебное пособие, с которым студенты работают в заключительном для деятельности кафедры курсе «Теоретической грамматики», предлагает студентам вариант систематизации сведений о синхронном состоянии языке в сочетании с диахроническим фоном развития соответствующих явлений.

Заслуживает внимания и тот факт, что данное учебное пособие рассчитано не только на образовательную ступень «бакалавриат». Оно охватывает также материалы, необходимые для освоения в ходе работы над магистерской программой. Научно-исследовательские компетенции, которые совершенствуются при обучении магистров, развиваются здесь в результате осознанного усвоения теоретического материала высокого уровня сложности, установления взаимосвязей грамматических элементов в составе целостной многоуровневой системы, а также межуровневых связей элементов языка на основе принципа рациональной систематики и классификации единиц грамматического строя современного английского языка. Возможность выработки учебных компетенций расширяется здесь с применением функционально-когнитивного подхода к ряду тематических фрагментов курса и рассмотрения материала в ракурсе междисциплинарных связей с другими лингвистическими науками.

Мы полагаем, что уровень сформированности заявленных выше компетенций является объектом контролирующей деятельности преподавателя, а также основанием для самоконтроля и самооценки обучающихся.

Основной целью оценивания результатов обучения курсов по теоретической грамматике является стимулирование и мониторинг академической деятельности обучающихся, включая получение сведений об эффективности обучения в рамках курса (как обучающимися, так и преподавателями). В частности, регулярному самоконтролю и самооценке обучающихся на протяжении освоения курса способствует выполнение таких видов работ, как: 1) подготовка анализа элементов текста с обязательной проверкой в аудитории (по историческим дисциплинам); 2) заполнение «Рабочих тетрадей», которые могут быть представлены не только как систематически выполняемое

домашнее задание, но и как отдельные контрольные мероприятия, выполняемые в аудитории в режиме индивидуальной автономной работы студентов.

Изменение количества учебного времени неизбежно означает увеличение количества времени, отводимого на автономную учебную деятельность студентов. Именно в этом аспекте следует рассматривать такие задания для самоконтроля, как, например, создание собственной иллюстрации к обсуждаемому материалу (например, в форме слайда, аннотации к аутентичному источнику, мини-исследования, цитаты и т. д.) и оценка собственной успешности в усвоении материала темы по ряду критериев. Мы полагаем, что в результате обсуждения понятия грамматической категории студенты должны уметь графически представить существенные характеристики конкретной морфологической категории в виде соотношения между соответствующим понятийным содержанием и его языковым выражением. Результат работы может быть предъявлен на семинарском занятии в слайдовой или иной версии.

Что касается контрольных мероприятий и типов заданий, рабочей программой предусматриваются следующие виды:

1) традиционные: письменная контрольная работа и устный ответ на экзамене;

2) инновационные: проектное задание и его презентация.

Письменная контрольная работа, в том числе в форме теста.

проверяет знания основных положений современных теорий, отражающих грамматическую структуру английского языка; умение сопоставить различные грамматические теории и анализировать в соответствии с ними грамматические явления.

Проектное задание (реферат) проверяет компетентность студента в избранной проблематике.

Презентация проектного задания, в ходе которой проверяются прикладные инструментальные умения и навыки, предполагает способность донести результат исследования до аудитории с использованием различных технических средств и иных демонстрационных возможностей.

Устный ответ на экзамене (основное контрольное мероприятие) проверяет фактическое знание содержания дисциплины (основных положений различных теорий и методов исследования грамматического строя английского языка) и способность излагать соответствующую

информацию, формулировать собственную точку зрения на основании изученного материала, а также умение иллюстрировать ответ с помощью соответствующих примеров.

Остановимся подробнее на подготовке и презентации проектных заданий. Для проектного задания студент выбирает одну из предложенных кафедрой тем во второй половине семестра, после того как он прослушал все соответствующие лекции и получил некоторые навыки анализа в процессе подготовки и активного участия в семинарских занятиях.

В содержание проектного задания входит анализ основных теоретических работ по избранной теме, результат собственных наблюдений студента над собранным материалом, а также предложения по практическому применению результатов исследования в учебном процессе. Для выполнения проектного задания студенты должны изучить структуру пособий по соответствующей дисциплине, содержащиеся в них модели анализа, глоссарии к текстам и справочные материалы.

По историческим дисциплинам задания выполняются в письменном виде в форме таблиц, включающих:

• слова в форме оригинала;

• определение их грамматической формы (тип склонения, род, число и падеж для именных частей речи и группу, класс и категориальные формы для глагола);

• исконный или заимствованный этимологический прототип;

• выявленные фонетические характеристики (происхождение или изменение звукового состава слова, регулируемое фонетическими закономерностями);

• объяснение написания слова или его изменения;

• перевод слова на современный английский язык.

Обязательным требованием к самостоятельной работе студентов

при выполнении проектных заданий является использование не только рекомендованных источников, но и самостоятельный поиск научной литературы и справочных материалов, в том числе в Интернете. В Сети созданы условия для получения широкого спектра информации, начиная от общей характеристики периода до подробного описания исторических реалий изучаемого периода.

Применение современных информационных и коммуникационных технологий также предполагает получение и обработку новой информации, умение планировать и организовывать самостоятельную

исследовательскую работу, а также осуществлять презентацию результатов проведенного исследования. Актуальность применения мультимедийных средств обучения определяется такими преимуществами, как повышение мотивации студентов, возможность оптимизировать учебный процесс как за счет экономии времени, так и автономизации обучения. Создание и использование различных учебных презентаций с мультимедийной поддержкой создает на занятии позитивную атмосферу. Процесс обучения дисциплине становится более современным, творческим и увлекательным и, следовательно, более эффективным.

Оформление проектных заданий (равно как и курсовых и выпускных квалификационных работ по проблемам изучаемой дисциплины) проводится с учетом требований современной информационной и библиографической системы. Работы представляются в печатном виде, а также в электронной версии, пересылаемой на электронный почтовый адрес кафедры для учета и проверки преподавателем. При этом оценка работы и необходимый комментарий обучающийся также может получать в электронной форме.

Таким образом, выполнение проектных заданий имеет своей целью:

- развитие творческого мышления и умений научно-исследовательской работы, включая методику анализа и грамматического описания единиц языка разных уровней;

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по одной из избранных дисциплин в соответствии с учебным планом специальности;

- подготовку к выполнению программы обучения в магистратуре.

Уровень сформированности комплекса компетенций проверяется

в ходе текущего контроля, т. е. при проверке проектных заданий, выполненных обучающимися в ходе самостоятельной работы, а также в процессе рубежного контроля, т. е. при оценке результатов теста. С данной позиции оценку результатов обучения по дисциплине необходимо рассматривать в качестве инновационной технологии современного образования.

В наиболее общем виде качество знаний учеников оценивается по специальным критериям: научная достоверность, полнота, осознанность понимания, последовательность, правильное речевое оформление. Эти критерии одинаковы при оценке как письменного, так и устного текста,

однако имеют определенную специфику в каждом конкретном случае. Так, например, в проектном задании дополнительно оцениваются:

• объем проведенного исследования;

• компетентность обучающегося в избранной теме;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• полнота (изучение необходимых художественных текстов и литературы по теме) и глубина (умение комментировать тексты и литературоведческие материалы и аргументировать свою позицию) раскрытия темы;

• степень самостоятельности в рассуждениях и выводах; оригинальность подходов;

• ораторские умения и речевая культура (доказательность, эмоциональность, выразительность речи и пр.) в процессе презентации;

• культура подачи материала, в том числе библиографическая культура.

Таким образом, идеология компетентностного и личностно-дея-тельностного подхода в ходе работы над перечисленными теоретическими курсами совершенствуется за счет акцентирования таких педагогических позиций, затрагивающих все этапы и события учебного процесса, как междисциплинарность, постепенность, преемственность и целостность. В качестве образовательной стратегии это означает следующее. С одной стороны, сохраняется аутентичность содержания и индивидуальных учебных задач, а также характерных методов освоения каждого теоретического курса, с другой - особое внимание уделяется проблематике, общей для всех трех дисциплин, выделяются области пересечения содержательных характеристик предметов, ведется целенаправленная подготовка надежного учебно-методического обеспечения и отбора многофункциональных обучающих технологий, отрабатываются средства и критерии оценки результатов обучения.

В итоге слушатели перечисленных теоретических курсов научаются видеть в языке - объекте изучения и профессиональной деятельности будущих лингвистов - многогранное, постоянно развивающееся функциональное образование. Это, в конечном счете, создает прочный фундамент для формирования целостной картины изучаемого языка, а также его успешного освоения в практическом плане. Немаловажно также, что соотнесение знаний о системных языковых явлениях с представлениями об основных тенденциях исторического

развития народа, его духовности и культуры способствует формированию уникальной межкультурной коммуникативной компетенции, являющейся образовательным know-how МГЛУ.

Изложенное выше намечает для преподавателей теоретических дисциплин языковых вузов и кафедр весьма серьезные перспективы. Учитывая всю важность теоретической подготовки для формирования и развития профессионализма лингвистов, нам предстоит решать задачи по разработке и применению широкого спектра образовательных технологий, которые могли бы помочь в совершенствовании качества учебного процесса и улучшить результаты обучения. Залогом успеха в этом случае станет грамотная расстановка образовательных акцентов в рамках концепции преподавания учебной дисциплины, таких как единство цели и содержания обучения, многогранность, многоаспектность и разнообразие обучающих и контролирующих материалов и мероприятий, а также системность и практическая применимость получаемых знаний и умений. Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению профессиональной компетентности наших выпускников и мотивировать их педагогическую и научную деятельность в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Салькова М. А., Мачина О. А. Инновационные образовательные технологии в современном учебном процессе: преподавание теоретических дисциплин // Грамматические исследования: когнитивно-коммуникативная лингвистическая парадигма и ее отражение в лингводидактике. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2010. - С. 175-194. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 27 (606). Сер. Языкознание).

2. Салькова М. А. Emphasizing Theoretical Courses in Modern Education of Professional Linguists. Материалы Международного научно-практического семинара «Современная лингвистика: стратегические цели, управленческие решения и оценка качества». - М., МГЛУ, 12-13 ноября 2013 г.

3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретическая грамматика (первый иностранный язык) (английский язык)». - М. : МГЛУ, 2011. -34 с.

4. Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвокультурологиче-ские основы развития первого иностранного языка (английский язык)». -М. : МГЛУ, 2011. - 27 с.

5. Учебно-методический комплекс дисциплины «История языка (первый иностранный язык) (английский язык)». - М. : МГЛУ, 2011. - 49 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.