_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-11 -38 УДК 316.7
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мельник В.П.1, Плотников Н.В.2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
Аннотация. Анализ научных публикаций последних лет свидетельствует о том, что в отечественной гуманитарной науке существует развитый тренд, связанный с анализом причин и оснований кризиса системы образования. В рамках настоящей статьи осуществляется последовательный анализ институциональных и культурных факторов, определивших снижение качества образовательного процесса. Основная функция образовательной системы связана с реализацией профессионального обучения, однако, особенность высшего образования состоит в том, что формирование профессиональной компетенции учащихся сопряжено с формированием общего кругозора и воспитанием социально значимых личностных качеств. Это - тот момент, который определяет востребованность диплома о высшем образовании даже в тех случаях, когда имеет место трудоустройство не по специальности. Доказывается, что на состояние образовательной системы оказывают значительное влияние дисфункциональные процессы в смежных общественных институтах. Также, раскрываются социокультурные основания снижения эффективности самостоятельной работы учащихся, связанные с деактуализацией ценности владения знанием на фоне распространения «культуры доступа».
Ключевые слова: образование, качество образования, институциональные факторы образования, социокультурные факторы образования, ценность знания, культура доступа.
SOCIO-CULTURAL FACTORS OF REDUCING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Veronika P. Melnik 1, Napoleon V. Plotnikov2
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, 2Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
Abstract. The analysis of scientific publications in recent years indicates that there is a developed trend in Russian humanities related to the analysis of the causes and grounds of the crisis of the education system. Within the framework of this article, a consistent analysis of the institutional and cultural factors that determined the decline in the quality of the educational process is carried out. It is proved that the state of the educational system is significantly influenced by dysfunctional processes in related public institutions. The main function of the educational system is related to the implementation of vocational training, however, the peculiarity of higher education is that the formation of professional competence of students is associated with the formation of a common outlook and the upbringing of socially significant personal qualities. This is the moment that determines the relevance of a higher education diploma, even in cases where employment does not take place in the specialty. The socio-cultural grounds for reducing the effectiveness of students' independent work related to the de-actualization of the value of knowledge ownership against the background of the spread of the «culture of access» are also revealed.
Keywords: education, quality of education, institutional factors of education, socio-cultural factors of education, value of knowledge, culture of access.
Введение.
В системе общественных институтов образование занимает особое положение в силу своей функциональной специфики: институт образования отвечает за социализацию членов общества, их приобщение к нормативной сфере, освоение культурного наследия, формирование профессиональных компетенций и т.д. Широта спектра
функций образовательной системы в условиях ограниченности ресурсов (временных, человеческих, материальных) определяет востребованность научных исследований, направленных на повышение эффективности образовательного процесса. Одновременно с этим, можно констатировать наличие социальных процессов, затрудняющих оптимизацию системы образования.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Интенсивность их воздействия в последние десятилетия столь велика, что ряд исследователей констатирует наличие кризисных тенденций в сфере образования, и, по сути, анализ причин и оснований кризиса современного образования приобретает характер одного из устойчивых трендов в области современных гуманитарных исследований.
Материалы и методы.
Согласно данным информационного портала «СуЬегЬетпка», за период с начала 2020 года было опубликовано свыше 60 тыс. научных статей, в той или иной мере отражающих проблематику кризиса образовательной системы [7]. Исследователи обращают внимание на «деформацию образования» и преобладание запаздывающего (по отношению к социальным запросам) образования над опережающим в российском обществе [1], ставят вопрос о кризисе развития современной системы образования, связанном с необходимостью ее адаптации к происходящим социокультурным изменениям [2], исследуют проблемы о снижении эффективности профессиональной подготовки учащихся [3] и т.д. Таким образом, проблема повышения эффективности образовательной деятельности, и, в том числе - преодоления причин и оснований возникновения кризисных тенденций в образовательной сфере входит в число актуальных проблем современной социальной науки. При этом, данная проблема носит междисциплинарный характер, поскольку связана не только с вопросами педагогической практики, но и с широким спектром факторов, определяющих извне характеристики образовательного процесса.
Результаты.
Значительное внимание исследователей сконцентрировано на проблемах оптимизации института образования с целью его выхода из состояния затяжного трансформационного кризиса. В настоящее время существует ряд разработок и инициатив, направленных на повышение профессионализма педагогического состава, совершенствование учебных курсов и программ. Возникает множество нововведений, ориентированных на оптимизацию педагогической деятельности. Однако существенная проблема заключается в том, что образование представляет собой полисубъектный процесс, а сам по себе, институт образования в существенной степени функционально зависим от состояния и характеристик смежных общественных институтов. Иными словами, попытка воздействия на социальную сферу, находящуюся в очевидно неоптимальном состоянии, при условии неполного ее теоретического охвата может повлечь за собой ситуацию, когда одним сторонам вопроса уделяется повышенное (и даже чрезмерное) внимание, в то время как другие ускользают из поля зрения исследователей (и, соответственно, не входят в область регулятивной деятельности). По этой причине нам видится перспективным
общий теоретический анализ проблемы нарушения качества образования, в рамках которого производится освещение основного спектра факторов и оснований, определяющих кризисные тенденции в образовательной сфере.
Для начала обратимся к институциональной составляющей вопроса. Принципы институционального взаимодействия получили последовательное раскрытие в теории структурного функционализма, основы которой заложили Э. Дюрк-гейм, Р. Мертон и Т. Парсонс. В соответствии с теорией структурного функционализма, общество представляет собой сложную систему, в рамках которой существует ряд устойчивых подсистем, принципы структурной организации которых подчинены тем социальным функциям, которые они реализуют. При этом, между отдельными подсистемами общества (социальными институтами) имеет место структурная взаимосвязь и, соответственно, взаимозависимость. Общественные институты выступают в роли надындивидуальных субъектов макросоциально-го взаимодействия [4]. Это связано с тем, что одна социальная подсистема в процессе своего функционирования опирается на социальные ресурсы и процессы, инициируемые и формируемые на уровне других подсистем общества. По этой причине состояние одного общественного института находится в прямой зависимости от того, насколько эффективными и устойчивыми являются смежные по отношению к нему общественные институты. Данное положение характеризуется высокой степенью значимости в контексте поставленных нами исследовательских задач в силу того, что отдельные кризисные тенденции в сфере образования могут быть связаны не с тем, что сам по себе институт образования характеризуется наличием внутренних нарушений, но с тем, что смежные с ним социальные подсистемы характеризуются наличием в большей или меньшей степени выраженных дисфункций.
Анализ специфики образовательной системы позволяет заключить о том, что она находится в тесной взаимосвязи с такими институтами, как семья, экономика, политическая власть.
Рассмотрим по порядку, каким образом, состояние обозначенных институциональных сфер влияет на характеристики действующей системы образования. Прежде всего, проанализируем специфику системной взаимосвязи институтов семьи и образования и, соответственно, влияние дисфункциональных состояний института семьи на характеристики реализуемого образовательного процесса.
Помимо этого, следует отметить, что между институтами семьи и образования имеет место момент функционального пересечения: на уровне данных институтов реализуется формирование картины мира членов общества, их социализация, реализуется воспитательный процесс.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Одновременно с этим, следует отметить, что на уровне сферы среднего образования имеет место тесное взаимодействие между родителями и педагогическим составом в вопросах коррекции поведения учащихся, стимулирования их учебной деятельности, осуществления психологической поддержки учащихся и т.д.
В свою очередь, применительно к институту высшего образования, имеет значение то, что поддержка со стороны родителей, учащихся высвобождает их временные ресурсы для непосредственного осуществления учебной деятельности. В данном контексте, имеет значение то, что нарушения на уровне института семьи сказываются как на исходных данных учащихся (в частности, ученики, недостаточно социализированные в семье и, соответственно, не приученные к нормам поведения и дисциплине, испытывают сложности в образовательном учреждении и, в том числе, сами совершают действия, нарушающие эффективность образовательного процесса). Дисфункциональные процессы на уровне института семьи, связанные с наличием неполных семей, определяют снижение уровня поддержки учащихся, а также повышение нагрузки на систему образования, связанную с осуществлением воспитательных мероприятий. В свою очередь, студенты высших учебных заведений, не получающие поддержку со стороны членов семьи, зачастую, вынуждены самостоятельно обеспечивать себя материальными ресурсами посредством подработок, что отнимает у них время на обучение и негативно сказывается на качестве обучения.
Влияние экономических факторов на состояние системы образования многопланово. Аналитически можно выделить следующие ключевые его аспекты:
- престиж педагогической профессии (и, соответственно, уровень ее востребованности в рамках профессиональной ориентации);
- уровень возможностей учебных заведений по материально-техническому обеспечению образовательного процесса;
- специфика рынка труда как фактор востребованности образования в профессиональной среде;
- влияние материального положения учащихся на их возможности по осуществлению учебной деятельности.
Очевидно, что существенные дисфункциональные процессы в экономической сфере либо, как минимум, нарушение согласованности между институтами образования и экономики влекут за собой возникновение существенных функциональных нарушений в образовательной сфере. Так, например, недостаточный уровень материального обеспечения педагогов ведет к падению престижа профессии, что в долгосрочной пер-
спективе определяет снижение конкуренции в профессиональной среде и, как следствие, ведет к снижению показателей профессионализма педагогов и, в отдельных случаях, определяет «кадровый голод» в отдельных учебных заведениях. То же самое касается и недостаточного уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса. В свою очередь, несоответствие образовательной системы запросам рынка труда определяет либо переизбыток специалистов в определенных сферах (и, по сути, дальнейшее их трудоустройство по непрофильным специальностям), либо, напротив, кадровый дефицит в востребованных направлениях подготовки. Наконец, проблемы экономического характера как основания неблагоприятного материального положения могут повлечь за собой отвлечение временных ресурсов, учащихся на трудовую деятельность в ущерб учебному процессу.
Применительно к области взаимодействия системы образования и органов государственной власти, следует отметить, что большинство современных учебных заведений являются государственными учреждениями, в связи с чем регулирование образовательных отношений входит в область непосредственной регуляции соответствующих ведомств. Помимо того, что структурная определенность образовательной системы зависит от властных решений, немаловажное значение имеет такая проблема, как излишняя бюрократизация образовательной сферы, ведущая к значительному повышению нагрузки на педагогический состав.
Представленные проблемы относятся к числу институциональных оснований нарушения эффективности образовательных процессов. Вместе с тем, следует отдельно обратить внимания на социальные факторы дисфункции института образования, локализованные в культурной сфере.
Ключевым аспектом, на который необходимо обратить внимание в данном контексте, является то, что образование представляет собой диалогический процесс, в который вовлечены, с одной стороны, представители педагогического состава, с другой стороны - учащиеся. При этом, исследователи обращают внимание на высокую значимость вклада в образовательный процесс, осуществляемого непосредственно учащимися. Более половины учебной нагрузки приходится на участие в практических занятиях и самостоятельную работу учащихся. Исходя из этого, конечные результаты учебного процесса в значительной степени зависят от того, насколько учащиеся мотивированы к осуществлению учебной деятельности. И здесь актуализируются проблемы, связанные с субъектными характеристиками учащихся: их исходными способностями, представлениями об образовательной сфере, а также ценностями, определяющими отношение к учебной деятельности.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Одной из острых проблем современного образования является нецелевое использование системы образования учащимися. Причины для поступления в вузы относятся к области исходных субъектных характеристик учащихся, и в данном случае имеет значение то, что в область мотивирующих факторов для поступления в вузы входит не только обретение профессиональных навыков и знаний, но и цели, связанные с использованием института образования для достижения сторонних целей, таких как получение жилья (актуально для иногородних студентов, стремящихся «зацепиться за город» посредством получения места в общежитии), реализация воли родителей, убежденных в необходимости получения высшего образования (в таких условиях выбор специальности зачастую связан скорее с оценкой возможности поступления, а не с реальными профориентационными планами), отсрочка от армии и т.д. В конечном итоге, некорректное исходное целеполагание определяет эксплуатацию образовательной системы, в условиях которой учащиеся поддерживают образовательный процесс на минимально приемлемом для сохранения за собой места уровне.
Помимо сказанного выше, исследователи обращают внимание на то, что в условиях развития цифровых технологий реализуется тенденция обесценивания образования, связанная с переизбытком общедоступной информации на уровне открытых информационных ресурсов (в том числе, образовательных материалов). Формируется «культура доступа» - представление о доступности любого знания по результатам поискового запроса, что влечет за собой обесценивание образовательной деятельности в сознании школьников и студентов [6]. В свою очередь, владение знанием утрачивает ценностные основания в сознании современной молодежи.
Обсуждение.
Основная функция образовательной системы связана с реализацией профессионального обучения, однако, особенность высшего образования состоит в том, что формирование профессиональной компетенции учащихся сопряжено с формированием общего кругозора и воспитанием социально значимых личностных качеств. Это -тот момент, который определяет востребованность диплома о высшем образовании даже в тех случаях, когда имеет место трудоустройство не по специальности. В плане организации учебно-воспитательного процесса - это сопряжено, прежде всего, с гуманитарной составляющей университетского образования, которая реализуется на уровне учебной программы любой специальности.
В рамках учебного процесса студенты приобретают знания по ряду ключевых вопросов, связанных с исторической, правовой, экономиче-
ской, политической сферами, формируется понимание ряда социальных принципов и механизмов. В данном случае, очень важным моментом является то, что приобретение гуманитарного знания способствует повышению осознанности в осмыслении социальных процессов и, в том числе, задает возможности к рефлексивному осмыслению ряда процессов с точки зрения существующих теоретических моделей, присутствующих на уровне социогуманитарного знания. Важность этого аспекта чрезвычайно высока, поскольку многие из процессов формирования межэтнических отношений связаны с наличием устойчивых моделей восприятия других этносов и, в целом, межэтнических отношений, и в данном случае привнесение альтернативной точки зрения, к тому же, имеющей развитое научное обоснование, может способствовать преодолению влияния отдельных социальных стереотипов, порождающих моменты социальной напряженности в межэтнической среде.
Очень важным моментом, в данном случае, является и то, что в рамках процесса получения гуманитарного образования (который, в той или иной форме реализуется на уровне любой специальности, включая технические), реализуется момент привития общечеловеческих и гражданских ценностей, которые задают предпосылки для формирования толерантного, терпимого отношения к представителям других культур и народов, позволяют признавать право на «иную точку зрения», и при этом формируют устойчивое представление о ценности любого человеческого существа. В частности, приобретение гуманитарного знания положительно сказывается на правосознании общества, поскольку онтология права существует в форме нравственности [5]. Эти гуманитарные принципы в российском обществе являются основополагающими, они находят отражение и закрепление на конституционном уровне, и очень важно, чтобы и на уровне культуры социального взаимодействия они оказывали влияние на реализуемые членами общества социальные практики. В этом контексте, воспитательную функцию, реализуемую на уровне системы образования, можно оценивать, как крайне важный фактор выстраивания конструктивного, благоприятного климата взаимодействия в межэтнической среде.
Заключение.
Обозначенные факторы, в совокупности, определяют внешние основания дисфункции образования, без преодоления которых, даже в условиях максимальной внутренней оптимизации образовательной системы проблематично говорить о ее выходе из затяжного кризиса. Это определяет необходимость комплексных исследовательских разработок, направленных на формирование многоплановой системы мер по оптимизации образовательной сферы.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Степанова Г.А. К проблеме кризиса российского образования / Г.А. Степанова, А.В. Демчук, М.Р. Ар-пентьева // Проблемы современного образования. 2021. № 2. С. 102-113.
2. Соловьев В.П. Два измерения кризиса высшего образования в России / В.П. Соловьев, Н.Н. Пахомов, Т.А. Перескокова // Высшее образование сегодня. 2021. № 3. С. 2-10.
3. Касьянов В.В. Кризис высшего образования в России и депрофессионализация студентов / В.В. Касьянов, С.И. Самыгин, К.С. Мухина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 5. С. 59-63.
4. Плотников В.В. Надындивидуальный субъект, как категория социально-гуманитарного познания / В.В. Плотников // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 15. Краснодар : Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2018. С. 159-161.
5. Плотников В.В. Категория времени в онтологии права / В.В. Плотников, В.В. Плотников // Общество и право. 2022. № 4(82). С. 127-131.
6. Исакова Н.В. Отношение к информации в образовательной деятельности как социокультурная проблема: исторические аспекты и современные особенности / Н.В. Исакова, Н.В. Плотников, Е.В. Яковлева // Наследие веков. 2023. № 1 (33). С. 58-66.
7. Поисковый запрос по ключевым словам «кризис образования» // Информационный портал «СуЬег1_етпка». ЫЯЬ : ИМр8://суЬег1етпка.ги/8еагсИ?я=кризис%20образования&раде=1 (дата обращения 13.11.2024).
References:
1. Stepanova G.A. On the problem of the crisis of Russian education / G.A. Stepanova, A.V. Demchuk, M.R. Arpentyeva // Problems of modern education. 2021. № 2. P. 102-113.
2. Solovyov V.P. Two dimensions of the crisis of higher education in Russia / V.P. Solovyov, N.N. Pakhomov, T.A. Pereskokova // Higher education today. 2021. № 3. P. 2-10.
3. Kasyanov V.V. The crisis of higher education in Russia and the deprofessionalization of students / V.V. Kasyanov, S.I. Samygin, K.S. Mukhina // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. № 5. P. 59-63.
4. Plotnikov V.V. A suprandividual subject as a category of socio-humanitarian knowledge / V.V. Plotnikov // Topical issues of socio-humanitarian knowledge: history and modernity : Interuniversity collection of scientific papers. Iss. 15. Krasnodar : Federal State State Educational Institution of Higher Professional Education «Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», 2018. P. 159-161.
5. Plotnikov V.V. The category of time in the ontology of law / V.V. Plotnikov, V.V. Plotnikov // Society and law. 2022. № 4(82). P. 127-131.
6. Isakova N.V. Attitude to information in educational activities as a socio-cultural problem: historical aspects and modern features / N.V. Isakova, N.V. Plotnikov, E.V. Yakovleva // Heritage of Centuries. 2023. № 1(33). P. 58-66.
7. Keyword search query «education crisis» // CyberLeninka Information Portal. URL : https://cyberleninka.ru/ search?q=crisis%20 of education&page=1 (date of application 11/13/2024).
Информация об авторах
Мельник Вероника Павловна
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры философии,
Московский университет мВд России
имени В.Я. Кикотя
Плотников Наполеон Валерьевич
кандидат философских наук,
старший преподаватель кафедры философии,
Кубанский государственный аграрный университет
имени И.Т. Трубилина
Veronika P. Melnik
Candidate of Pedagogical Sciences,
Senior Lecturer at the Department of Philosophy,
Moscow University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot
Napoleon V. Plotnikov
Candidate of Philosophical Sciences,
Senior Lecturer at the Department of Philosophy,
Kuban State Agrarian University
named after I.T. Trubilin