Научная статья на тему 'ДУХОВНОСТЬ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ '

ДУХОВНОСТЬ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / образование / гуманитарные дисциплины / общественное развитие / национальные интересы. / spirituality / education / humanities / social development / national interests.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Михалев С. В., Плотников В. В.

Предметом исследования в статье выступает значение духовности как основы безопасности. Определяется ключевое значение курса гуманитарных дисциплин в вопросе обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Опираясь на авторский опыт преподавания курса гуманитарных дисциплин, авторы определили задачи преподавания и проблемы российского образования. Подчеркивается важность преподавания философии, этики и логики с использованием глубокой рефлексии исторического опыта и понимания ключевых целей научения. Предложенный подход призван обратить внимание студентов на проблемы гуманизма, толерантности и неприятия насилия, что является важным элементом формирования духовности личности, определения мира и безопасности. Главный критерий воспитания – приоритет духовного над материальным. В это заключается весь процесс образования и формат обеспечения мирного существование нашего общества и самой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Михалев С. В., Плотников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY: SOCIAL ASPECT

The subject of the research in the article is the importance of spirituality as a basis for security. The key importance of the course of humanitarian disciplines in ensuring the strategic national priorities of the Russian Federation is determined. Based on the author's experience of teaching the course of humanitarian disciplines, the tasks of teaching and problems of Russian education are defined. The importance of teaching philosophy, ethics and logic using deep reflection of historical experience and understanding the key goals of learning is emphasized. The proposed approach is intended to draw students' attention to the problems of humanism, tolerance and rejection of violence, which is an important element in the formation of the spirituality of the individual, the definition of peace and security. The main criterion of education is the priority of the spiritual over the material. This is the whole process of education and the format of ensuring the peaceful existence of our society and security itself.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНОСТЬ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ »

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-11 -37 УДК 316.7

ДУХОВНОСТЬ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Михалев С.В.1, Плотников В.В.2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Аннотация. Предметом исследования в статье выступает значение духовности как основы безопасности. Определяется ключевое значение курса гуманитарных дисциплин в вопросе обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Опираясь на авторский опыт преподавания курса гуманитарных дисциплин, авторы определили задачи преподавания и проблемы российского образования. Подчеркивается важность преподавания философии, этики и логики с использованием глубокой рефлексии исторического опыта и понимания ключевых целей научения. Предложенный подход призван обратить внимание студентов на проблемы гуманизма, толерантности и неприятия насилия, что является важным элементом формирования духовности личности, определения мира и безопасности. Главный критерий воспитания - приоритет духовного над материальным. В это заключается весь процесс образования и формат обеспечения мирного существование нашего общества и самой безопасности.

Ключевые слова: духовность, образование, гуманитарные дисциплины, общественное развитие, национальные интересы.

SPIRITUALITY AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY: SOCIAL ASPECT

Sergey V. Mikhalev1, Valery V. Plotnikov2

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, 2Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

Abstract. The subject of the research in the article is the importance of spirituality as a basis for security. The key importance of the course of humanitarian disciplines in ensuring the strategic national priorities of the Russian Federation is determined. Based on the author's experience of teaching the course of humanitarian disciplines, the tasks of teaching and problems of Russian education are defined. The importance of teaching philosophy, ethics and logic using deep reflection of historical experience and understanding the key goals of learning is emphasized. The proposed approach is intended to draw students' attention to the problems of humanism, tolerance and rejection of violence, which is an important element in the formation of the spirituality of the individual, the definition of peace and security. The main criterion of education is the priority of the spiritual over the material. This is the whole process of education and the format of ensuring the peaceful existence of our society and security itself.

Keywords: spirituality, education, humanities, social development, national interests.

Введение.

Формирование духовных ценностей в гражданской среде входит в число основополагающих национальных интересов, поскольку духовность выступает важнейшим фактором консолидации общества. Это значит, что духовность является фактором обеспечении национальной безопасности.

Курсы гуманитарных дисциплин играют важную роль в ясном понимании и закреплении нравственных ценностей, в формировании духовности личности, что призвано привести к уменьшению агрессии и ненависти в обществе, к безопасности общего мира.

На отечественную систему образования в сложный и ответственный период истории возлагаются особые надежды, и важно обеспечить полную готовность соответствовать стратегическим национальным приоритетам.

Реализация стратегического развития России через образование имеет большое значение для формирования ответственных граждан. В свете современных противоречий и конфликтов, важно переосмыслить гуманитарные знания и их передачу, чтобы формировать личность (смысл бытия человека) через систему образования. Сказанное обусловливает необходимость пересмотра подходов к изучению и преподаванию ряда дисциплин, в том числе гуманитарных, на

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ценность которых в условиях растущей техноло-гизации общества все реже обращают внимание.

Материалы и методы. В настоящей публикации, мы опираемся на положения ряда документов стратегического развития Российской Федерации, отражающие значение курса гуманитарных дисциплин по обеспечению стратегических национальных приоритетов. Также. анализируем теорию и практику преподавания таких основополагающих гуманитарных дисциплин, как философия, этика и логика. В связи с этим актуализируется вопрос преподавания курсов гуманитарных дисциплин в парадигме долгосрочного государственного и общественного развития. Предметом в настоящей статье выступают курсы гуманитарных дисциплин в контексте их значения для обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Объект исследования - состояние и проблемы российского гуманитарного образования в системе профессионального обучения и формирование духовности личности, которая является основой национальной безопасности. Методологическую основу исследования составляют структурный и феноменологический подходы, позволяющие определить роль гуманитарных дисциплин в структуре современного института образования, а также способы отражения гуманитарного знания в сознании отдельных граждан и в системе приоритетов развития российского общества.

Результаты.

За последние три года вышли значимые документы, определяющие перспективу развития Российского общества. В рамках настоящей публикации, нам представляется целесообразным обратить особое внимание на положения следующих документов стратегического развития страны, содержащих указание на ключевые национальные приоритеты: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [6] и Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [7]. Принятие упомянутых нормативных актов направлено на защиту интересов государства и общества - как нынешнего, так и будущих поколений россиян. Положения указов Главы Российского государства определяют главный вектор развития нашего Отечества.

В ст. 1 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркивается, что «только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». В числе инструментов достижения стратегических целей в ст. 14 Стратегии указывается на качественное и доступное образова-

ние, а состояние системы образования в ст. 22 Стратегии определяется в числе ключевых индикаторов национальной конкурентоспособности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 98 Стратегии национальной безопасности России, «развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству», а также «сохранение материального и нематериального культурного наследия российского народа, популяризация достижений российской науки и техники, литературы, художественной культуры, музыки и спорта, в том числе путем доработки учебных программ образовательных организаций», входят в число приоритетных задач, решение которых направлено на всестороннее обеспечение защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.

В соответствии со ст. 10 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, работа с молодежью, сфера образования и воспитания входят в перечень ключевых направлений реализации данной государственной политики. Предусмотрено (ст. 18), что для борьбы с распространением деструктивной идеологии необходимо, реформы сферы образования надлежит осуществлять «с учетом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения». А в соответствии с п. «д» ст. 29 Основ, «совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей» выступает одним из ключевых инструментов сохранения и преумножения традиционных ценностей российского общества, социального и политического развития в данном русле.

Положения стратегических документов обновляют требования к российской системе образования на всех уровнях, включая, в том числе, высшее профессиональное образование, и не могут не затрагивать аспекты преподавания ряда дисциплин, в рамках которого не только закрепляется неуклонная приверженность профессора, педагога, исследователя - действующего или будущего - к защите, сохранению и преумножению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, но и, как думается, определяют вектор трансформации ключевых целей образовательной деятельности.

Реализация руководящих документов стратегического развития во многом производится через образовательную среду, задействованную в подготовке не просто кадров для российской экономики и общества, а воспитанием ответственного

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

гражданина. И в современных перипетиях конфликта Запада и Востока, массового потребления и традиционных ценностей, деструктивного развращения молодежи и патриотического настроя многих представителей подрастающего поколения, представляется исключительно важным переосмыслить те гуманитарные знания и процесс их донесения, которые формируют личность через воздействия со стороны отечественной системы образования.

Курсы гуманитарных дисциплин, несмотря на ряд содержательных отличий, имеют много общего, и, в первую очередь, призваны демонстрировать, прояснить и навсегда зафиксировать в понимании индивида то обстоятельство, что настолько, насколько люди понимают и сознательно являют базовые нравственные ценности (в том числе, прежде всего, вследствие глубокого усвоения гуманитарных знаний), настолько вероятно, что из общества уйдут агрессия, ненависть, нелюбовь.

Исторически сложилось, что в основе гуманитарных дисциплин в системе высшего образования находятся, прежде всего, философия, этика и логика. Это древнейшие науки о человеке и мысли, поступках и общественном бытии. Каждая из упомянутых дисциплин имеет свой смысл и наполнена уникальным значением и критерием. Философия нацелена на развитие любви человека к мудрости, а также на формирование прогностической парадигмы по отношению к самому себе и к обществу. Этика - это научение любви, прежде всего, к ближнему, однако такой, в которой проявляется и высокое чувство любви и уважения индивида к самому себе. Логика -это, как думается, в первую очередь формирование рассудка человека: как говорил Г.В.Ф. Гегель, «...под рассудком следует понимать способность обладать единичными определенными понятиями. Ибо суждение и умозаключение или разум сами как формальное суть лишь нечто рассудочное, поскольку они подчинены форме абстрактной определенности понятия [2].

Система образования становится одним из ключевых инструментов формирования личности, духовности и достижения целей национального, общественного развития. Она должна научить человека жить, причем достойно и ответственно, во благо и себя, и близких, и общества в целом, соизмеряя собственные выгоды с общественными и стремясь гармонично развиваться вместе с государством и обществом. Она призвана формировать смысл жизни, который в современном российском социуме является не вопросом, а догматом - стать человеком; ибо, как отмечает Президент Российской Федерации В.В. Путин, «...семейные, традиционные ценности, ... делают человека человеком» [4].

Представляется, что в освоении курса гуманитарных дисциплин, основная задача обучающихся - научиться видеть и понимать главное, уяснить понятия как главную форму познания. Как

мы полагаем, все или, по крайней мере, многие проблемы современного человечества происходят из-за того, что мы не мыслим «единичными определенными понятиями». Например, основная категория христианской Веры - любовь; любовь в христианстве - это жертвенность [1], и больше ничего: другие определения отсутствуют, или не наполнены смыслом, пустые.

Принципиально важно объяснить и доказать значение догматических категорий «нравственность» и «мораль». И, естественно, категории любви.

Многолетний опыт преподавания показывает, что в сознании обучающихся не складывается «алгоритм жизни», не формируется адекватный категориальный аппарат, при помощи которого можно понимать, прежде всего, самого себя, а также собственное социальное окружение и, что представляется наиболее важным, - понимать смысл жизни человека и являть его в своей жизнедеятельности.

В данном контексте, при донесении основных идей в рамках курса философии необходимо сочетать излагаемые темы с осмыслением аспектов бытия самой личности, формируя, при этом, ее определенность. Категории «мировоззрение», «основной вопрос философии», сами функции философии должны первоочередным образом побуждать обучающихся к самоопределению. Преподавание философии в значительной степени развивает человеческий потенциал, но лишь только тогда, когда у слушателей появится заинтересованность в собственном развитии. Принципиально важно объяснить, в чем заключается «развитие человеческого потенциала», которое определено в качестве приоритетного направления повышения качества российского образовании [5].

Теория и история философии объективно не существуют в отрыве от этики - философии практической. Мы живем в интересное время, которое может быть метафорически определено как время не домысленных перемен и не обдуманных до конца целей. Базовые категории этики в массовом общественном сознании, по-прежнему, остаются не понятыми, прежде всего, в силу различного толкования и, как следствие, поведенческая мотивация человека (обучающихся) дезориентирована. В этой связи, значение преподавания курса «Профессиональная этика и служебный этикет» в образовательном процессе формирует одну из опор фундамента практической работы по повышению качества образования. Задача курса этики - помочь слушателю осмыслить адекватное мотивационное начало своего поведения, привести обучающего не только к правильному выбору поступка, а открыть и приумножить свой духовный потенциал. В этом отношении, педагогический аспект преподавания курса этики является главенствующим.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Представляется, что этика должна входить в перечень обязательных дисциплин по всем направлениям профессиональной подготовки студентов. Этика является основой для формирования сознательных граждан, адекватного мотивационного начала поведения и развития духовного потенциала студентов. Не вызывает сомнения тот факт, что этика является духовной основой правосознания, а правосознание является фактором стабильности общества [3].

Уверенные знания этических норм и умения их применять в ситуациях социального взаимодействия помогает студентам развивать навыки критического мышления, анализировать моральные проблемы и принимать информированные решения. Обладание компетенциями в предметной области также помогает осознать ценности и убеждения, что позволяет стать более осознанными и ответственными гражданами.

Формирование адекватного мотивационного начала поведения также является важной задачей этики. Студенты, изучающие этику, осознают важность этических принципов и стандартов в своей профессиональной деятельности. Это помогает им принимать решения, которые учитывают не только личные интересы, но и общественное благо.

Кроме того, этика помогает раскрыть духовный потенциал студентов. Изучение этики позволяет студентам задуматься о вопросах смысла жизни, морали и ценностей. Они получают возможность исследовать различные философские и этические традиции, что способствует их духовному развитию и расширению кругозора.

В свою очередь, изучение логики позволяет студентам познать себя, так как они учатся анализировать свои мысли и доводы, выявлять логические ошибки и противоречия в своих рассуждениях, что помогает им развивать свою способность к самокритике и улучшать свои аргументы. Изучение логики также позволяет студентам понять общественные ценности и традиции. Методология логики дает возможность анализировать и оценивать аргументы, представленные в обществе, и различать логическую обоснованность от нелогичных или ошибочных утверждений. Это, в свою очередь, помогает студентам развить критическое отношение к информации и мнениям, которые они встречают в обществе.

Обсуждение.

Как показывает практика, усвоение слушателями гуманитарного курса можно добиться путем объяснения значения фундаментальных категорий таких как «нравственность» и «мораль», понимание которых задает интеллектуальные основания для усвоения всего курса. Принципиально важно показать, как менялось представление о нравственности и морали в истории общественной мысли, отразить, что за последнее время

данные категории претерпели определенные, как правило, существенные изменения в смысловом и идеологическом наполнении.

Как нам представляется, простое отождествление понятий нравственности и морали в отсутствие понимания специфики их взаимосвязи в значительной степени обделяет становление детерминированного мировоззрения личности. И, в свою очередь, искажает представление о понятии человека как категории философии и этики, в связи с чем принципиально важно предлагать слушателям внутреннюю логику взаимосвязи упомянутых совершенно разных категорий -морали и нравственности. Наиболее простой и доходчивой вариант формулировки понятия «нравственность», как сущности, т.е. как базовых принципов становления человека и общества. А понятие «мораль», в свою очередь, как явления -отражения в действиях (позиции) человека и общества базовых принципов, т.е. нравственности. Предложенное разграничение категорий, помимо прочего, учитывает и отражает гегелевский подход к пониманию объективности нравственности и субъективности морали.

С этой простой, на первый взгляд, позиции, запускается исключительно важный процесс переосмысления: у индивидуума (личности) восстанавливается (формируется) адекватное представление о логике жизни человека, появляется целеполагание, видение смысла жизни. Становится понятным, что мировоззрение формирующейся личности являет собой, прежде всего, систему ценностей, которая, в свою очередь, лежит в основе главного мотивационного вектора жизни индивида - «иметь» или «понимать».

Заключение.

Таким образом, нам представляется целесообразным констатировать, что курсы гуманитарных дисциплин призваны играть важнейшую роль в обеспечении стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, способствуя развитию патриотизма, укреплению национальных традиционных ценностей и проведению актуальных научных исследований.

Главный критерий воспитания - приоритет духовного над материальным. В это заключается весь процесс образования и формат обеспечения мирного существование нашего общества и самой безопасности.

Верное целеполагание и ответственный подход в преподавании философии, этики, логики, на основе глубокой рефлексии исторического опыта, четкого понимания сути ключевых категорий и целей научения, способны обратить внимание обучающегося к проблемам гуманизма, толерантности, неприятию насилия, проявлений дискриминации, экстремизма, в конечном счете, внося исключительный вклад в формирование человека.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Агапов О.Д. Феномен жертвенности: философско-антропологическое прочтение / О.Д. Агапов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 1. С. 92-100.

2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики = Wissenschaft der logik. Изд. 2-е, стер. СПб. : Наука, 2005. С. 552.

3. Плотников В.В. Категория времени в онтологии права / В.В. Плотников, В.В. Плотников // Общество и право. 2022. № 4(82). С. 127-131.

4. Путин призвал укреплять традиционные ценности в России. URL : https://ria.ru/20230912/tsennosti-1895771716.html (дата обращения 02.03.2024).

5. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701).

6. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

7. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 46. Ст. 7977.

References:

1. Agapov O.D. The phenomenon of sacrifice: a philosophical and anthropological reading / O.D. Agapov // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences. 2021. № 1. P. 92100.

2. Hegel G.V.F. Science of logic = Wissenschaft der logik. 2nd edition. SPb. : Nauka, 2005. P. 552.

3. Plotnikov V.V. The category of time in the ontology of law / V.V. Plotnikov, V.V. Plotnikov // Society and Law. 2022. № 4(82). P. 127-131.

4. Putin called for strengthening traditional values in Russia. URL : https://ria.ru/20230912/tsennosti-1895771716.html (date of application 03/02/2024).

5. Strategic priorities in the implementation of the state program of the Russian Federation «Development of Education» until 2030 (ed. Resolutions of the Government of the Russian Federation dated 07.10.2021 № 1701).

6. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. № 27 (Part II). Art. 5351.

7. Decree of the President of the Russian Federation № 809 dated 11/19/2022 «On approval of the Foundations of State policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. № 46. Art. 7977.

Информация об авторе

Михалев Сергей Васильевич

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры философии, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя [email protected]

Плотников Валерий Валерьевич

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии,

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

[email protected]

Sergey V. Mikhalev

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Philosophy, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot [email protected]

Valery V. Plotnikov

Candidate of Philosophical Sciences,

Associate Professor of the Department of Philosophy,

Kuban State Agrarian University

named after I.T. Trubilin

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.