Научная статья на тему 'Образовательное производство вуза: аккумулирование, систематизация, генерирование и трансляция знаний'

Образовательное производство вуза: аккумулирование, систематизация, генерирование и трансляция знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ / ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ / GENESIS OF EDUCATION / EDUCATIONAL PRODUCTION / KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS AND COMPETENCES / THE INSTINCT OF SELF-PRESERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухочев В. И.

В статье автор исследует экономическую природу генезиса образования, которая, по мнению автора, является основой для выдвижения гипотезы о том, что образовательный процесс вуза с точки зрения экономики является образовательным производством по аккумулированию и систематизации выработанных человечеством знаний, а также генерированию (выработке) новых знаний и трансляции их обучающимся. Выдвинутая гипотеза позволяет сделать вывод, что результатами образовательной деятельности вуза являются не только образовательные услуги, но и образовательные продукты и образовательные товары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательное производство вуза: аккумулирование, систематизация, генерирование и трансляция знаний»

Сухочев В.И.

кандидат социологических наук, доктор экономических наук, профессор, ректор Кумертауского института экономики и права, г. Кумертау

УДК 378.1:330.12

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ВУЗА: АККУМУЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ГЕНЕРИРОВАНИЕ И ТРАНСЛЯЦИЯ ЗНАНИЙ

В статье автор исследует экономическую природу генезиса образования, которая, по мнению автора, является основой для выдвижения гипотезы о том, что образовательный процесс вуза с точки зрения экономики является образовательным производством по аккумулированию и систематизации выработанных человечеством знаний, а также генерированию (выработке) новых знаний и трансляции их обучающимся. Выдвинутая гипотеза позволяет сделать вывод, что результатами образовательной деятельности вуза являются не только образовательные услуги, но и образовательные продукты и образовательные товары.

Ключевые слова: генезис образования, образовательное производство, знания, умения, навыки и компетенции, инстинкт самосохранения.

EDUCATIONAL MANUFACTURE OF HIGH SCHOOL: ACCUMULATION, ORDERING, GENERATING AND TRANSLATION OF KNOWLEDGE

In article the author investigates the economic nature of genesis of education which, according to the author, is a basis for hypothesis promotion that educational process of higher education institution from the point of view of economy is educational production on accumulation and ordering of the knowledge developed by mankind, and also generating (development) of new knowledge and their translation being trained. The put-forward hypothesis allows to draw a conclusion that results of educational activity of higher education institution are not only educational services, but also educational products and the educational goods.

Key words: genesis of education, educational production, knowledge, abilities, skills and competences, the instinct of self-preservation.

Экономическая природа генезиса образования

Итак, к чему так долго и упорно стремились исполнительные органы власти и управления государством (чего не скажешь о российских предприятиях, организациях и учреждениях), свершилось: Россия вступила в ВТО. Какие последствия наступят для России? На наш взгляд, на сегодняшнем этапе развития экономики и социальной сферы России ответить однозначно на этот вопрос довольно сложно, оценку этому может дать только история. Мы не спорим, что количество позитивных преимуществ вступления того или иного государства в ВТО больше, чем количество негативных последствий. Однако, на наш взгляд, эти преимущества очевидны только для государств с высокоразвитой экономикой (поскольку это

ведет к увеличению сферы их влияния на мировом рынке и расширению мирового экспорта собственных товаров, работ и услуг), чего не скажешь о России, поскольку помимо топливно-энергетических и сырьевых ресурсов Россия предложить пока на мировом рынке ничего не может.

Несомненно, вступление России в ВТО открывает «шлюзы» для увеличения объемов экспорта зарубежных товаров, работ и услуг на территорию России. Это приведет к усилению конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными производителями. Однако в условиях российской действительности, слаборазвитой экономики и социальной сферы не обернется ли это для России утратой

ее самостоятельности, суверенности и безопасности, в том числе и образовательной безопасности? Российская педагогическая общественность замерла в ожидании. По крайней мере, ученые, которые занимаются проблемами образования, пока не предпринимают попыток спрогнозировать последствия, которые наступят для российской высшей школы от вступления России в ВТО. Насколько эти последствия будут положительными или отрицательными, покажет история. Либо российская образовательная система высшего образования выстоит и окрепнет в конкурентной борьбе, либо число высших профессиональных учебных заведений сократится наполовину, что явно ослабит образовательную безопасность России. В то же время Совет ректоров вузов России еще в 2003 году отмечал, что на переговорах по вступлению в ВТО Российской Федерации целесообразно занять сдержанную позицию по дальнейшему открытию своего рынка образовательных услуг. Необходимо отметить, что только 44 государства из 144 стран-участников ВТО дали обязательства в сфере образования. Даже США, Новая Зеландия, Австралия и Япония, имея достаточно развитые системы высшего образования, представили свои предложения для обсуждения на переговорах.

До сих пор многих ректоров вузов и педагогическую общественность волнует вопрос: придут ли зарубежные образовательные учреждения в Россию, увеличится ли импорт образовательных услуг зарубежных вузов в ее регионы? На наш взгляд, придут. Причин для этого несколько. Во-первых, налицо экономические причины: выручка от реализации только платных образовательных услуг населению России в настоящее время составляет более 320 млрд. рублей. Кроме того, из бюджета на финансирование образования в России выделяется более 1 трлн. 700 млрд. рублей. Вряд ли зарубежные вузы, большинство из которых частные (Гарвард, Стенфорд), откажутся от своего присутствия на российском рынке образовательных услуг. Как следствие, развернется конкурентная борьба между российскими и зарубежными вузами за доминирующее влияние на российском образовательном рынке. В то же время реалии таковы, что зарубежные вузы имеют большую финансовую устойчивость. Так, например, размер эндаумен-та (целевого капитала) Гарварда составляет более 30 млрд. долларов. Эндаумент Йельского университета составляет 18 млрд. долларов. Целевой капитал Стенфорда, Техасского университета и Принстона перевалил за 10 млрд. долларов. Поэтому вряд ли российские вузы в таких условиях выдержат ценовую конкуренцию. Особенно это касается региональных мелких и средних финансово неустойчивых вузов. Для того чтобы победить на рынке образовательных услуг и устранить конкурентов, зарубежные вузы с

приходом на российский рынок начнут реализовывать образовательные программы по более низким ценам, что вызовет переход студентов из российских в зарубежные вузы. После демпинга, то есть реализации образовательных услуг по «бросовым» ценам, стоимость обучения в зарубежных вузах и их филиалах вырастет до общемировых, которые в несколько раз превышают цены на образовательные услуги ведущих российских вузов. Основная часть российских студентов вынуждена будет прекратить свое обучение в зарубежных вузах. В итоге это приведет к снижению уровня образованности нации.

Во-вторых, имеют место и так называемые идеологические причины. То, что Россия является одним из основных конкурентов США и стран Западной Европы в вопросах влияния на мировую идеологию, не вызывает ни у кого сомнения. Задача зарубежных идеологов, в том числе и спецслужб, - увеличить сферу влияния на умы и сердца молодых россиян, используя для этого свои вузы и их филиалы. На наш взгляд, через филиалы зарубежных вузов начнется пропаганда так называемых «зарубежных ценностей». Учитывая то, что студенческая молодежь является «взрывоопасным» контингентом, сложно предугадать, что может произойти в России.

Общеизвестно, что Россия, вступив в ВТО, в области образования будет руководствоваться соглашением GATS (Генеральное соглашение по торговле услугами) и вынуждена будет открыть свои границы для экспорта образовательных услуг. Однако, если мы докажем, что результатом образовательной деятельности вузов является не только образовательная услуга, но и в основном образовательные продукты, появляется возможность не руководствоваться данным соглашением. В своих исследованиях мы попытаемся впервые выдвинуть и обосновать гипотезу о том, что образовательный процесс вуза с точки зрения экономики есть образовательное производство образовательных продуктов.

В своей первой статье сначала исследуем экономическую природу генезиса образования как образовательного производства по аккумулированию (накоплению), систематизации, генерированию (выработке) и трансляции (передаче) знаний и умений.

Никто не будет спорить с тем, что основой образованности человека являются качественные знания, умения и навыки, которыми он владеет. Вначале уточним, что же такое знания, умения и навыки? Д.В. Дмитриев дает различные толкования слову знания, а именно: «Знание чего-либо - это наличие информации о чем-либо; знание по какому-то предмету, в какой-то области - это разнообразные сведения об этом предмете, об этой области, которыми обладает человек; знание какого-то дела - умение делать что-то, владение определенными навыками»

[5, с. 410-411]. В.И. Даль предлагает следующее толкование слова знание: «Знание, знанье - состояние, принадлежность знающего чего-либо; ведомость, сведенье, знакомство с чем-то; познание, как плод учения, опыта» [4, с. 689]. С.И. Ожегов под словом знание понимает совокупность сведений, познаний в какой-либо области [6, с. 362]. В Советском энциклопедическом словаре слово знание толкуется как проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека [7, с. 471].

А что же такое умения и навыки? В.И. Даль и Д.В. Дмитриев не дают толкования слова умения. В то же время Д.В. Дмитриев дает толкование слова уметь, в частности: «Если кто-либо умеет что-либо делать, то это означает, что этот человек обладает достаточными знаниями или навыками в какой-либо области человеческой деятельности» [5, с. 1434]. В.И. Даль не дает толкование слова навыки, но зато дает толкование слова навыкать, в частности «навыкать - это навыкнуть, привыкнуть, обыкать, приучаться опытом, получать навык к чему-либо, набивать руку, наостриться, навырять» [4, с. 389]. Д.В. Дмитриев приводит следующее толкование слова навык: «Если у вас есть навык в каком-либо деле, значит, вы можете умело выполнить его, потому что имеете большой опыт. Вырабатывать профессиональные умения и навыки...» [5, с. 622].

Таким образом, обобщая общеклассические толкования слов знания, умения и навыки, можно прийти к выводу, что в современном понимании, применительно к сфере образования и к сфере профессиональной деятельности, знания - это информация, это сведения в определенной области человеческой деятельности, это результат познания действительности; умения - это умение делать что-либо, это умение применять эти знания на практике; навыки - это умелое профессиональное и качественное выполнение с высокой производительностью определенных операций или определенной работы в ходе профессиональной деятельности.

История становления и формирования мировой цивилизации показывает, что человечество в процессе своего развития вынуждено было (в силу жизненной необходимости) собирать, накапливать (аккумулировать), обобщать и систематизировать разнообразную информацию и всевозможные сведения о предметах, явлениях и процессах, происходящих в природе, а также вырабатывать (генерировать) новые знания, умения и навыки в различных областях своей деятельности. Кроме этого, исторический опыт развития человеческой цивилизации убедительно доказывает, что уже на ранних этапах развития человечества в обществе появилась объективная жизненная необходимость не только в накоплении

знаний, умений и навыков, но и необходимость в передаче этих знаний, умений и навыков от поколения к поколению. Эта необходимость возникала не потому, что человек есть существо сознательное, а предопределена была на уровне подсознания человека и обусловлена его инстинктом самосохранения. Попытаемся это обосновать.

Общеизвестно, что инстинкт самосохранения состоит из двух видов: инстинкта выживания и инстинкта размножения. Подчиняясь инстинкту самосохранения, человек в первую очередь обеспечивает свою выживаемость как биологического организма и во вторую очередь обеспечивает свое размножение, то есть продолжение своего рода, поскольку, размножаясь, человек тем самым «сохраняет частицу себя в своих детях и внуках». Таким образом, чтобы обеспечить сохранение и развитие будущих поколений и тем самым сохранить «частицу себя в своих детях и внуках» (проявляется, срабатывает инстинкт самосохранения), индивиды вынуждены передавать накопленные и выработанные ими знания и умения своим детям и внукам. Процесс накопления и передачи знаний и умений от поколения к поколению до развития письменности в основном осуществлялся в устной форме и имел вполне ограниченный объем, поскольку передавались не все знания и умения, которые выработало человечество, а лишь те знания и умения, которыми владело данное поколение. Кроме того, этот процесс носил, как правило, индивидуальный, в отдельных случаях семейный, общинный характер. С появлением письменности и развитием книгопечатания и иных источников хранения и передачи информации человечество стало накапливать и сохранять не только знания и умения, выработанные существующим поколением, но и знания и умения, выработанные всеми предыдущими поколениями, вследствие чего появилась возможность передачи будущим поколениям уже большего объема знаний и умений, а не того ограниченного объема, которым владело человечество данного поколения.

Общеизвестно, что на определенном этапе развития человеческого общества произошло общественное разделение труда по различным направлениям хозяйственной деятельности человека, что и обусловило необходимость в разделении общих и, как правило, не систематизированных знаний, умений и навыков на вполне определенные области знаний, умений и навыков, относящихся к той или иной сфере деятельности человечества. С общественным разделением труда и появлением письменных источников информации возникла необходимость и появилась возможность не только накапливать знания, умения и навыки, но и обобщать, конкретизировать и систематизировать их по различным областям и направлениям жизнедеятельности человека.

Кроме того, с появлением письменных источников информации у человечества появилась возможность анализировать собранные, накопленные и отраженные в различных источниках знания, умения и навыки и на основе их теоретического анализа, с учетом накопленного практического жизненного опыта усовершенствовать старые знания и генерировать (вырабатывать) новые знания и умения.

С появлением отдельных областей знаний, умений и навыков, то есть с конкретизацией, обобщением и систематизацией накопленных человечеством общих знаний, умений и навыков по различным направлениям хозяйственной деятельности человека, и необходимостью передачи этих знаний, умений и навыков от поколения к поколению на определенном этапе исторического развития общества появилась возможность говорить и об образовании не только как о вполне определенном объеме знаний, умений и навыков в рамках конкретной области жизнедеятельности человека, но и как о процессе передачи этих знаний, умений и навыков от поколения к поколению.

Таким образом, можно сделать вывод, что образование как процесс накопления (аккумулирования), систематизации, обобщения и генерирования знаний, умений и навыков в рамках определенного направления хозяйственной деятельности человека, как процесс трансляции (передачи) этого определенного объема систематизированных знаний, умений и навыков от поколения к поколению сформировался уже на ранних стадиях развития человеческой цивилизации.

Процесс передачи знаний, умений и навыков от поколения к поколению, носивший на ранних этапах развития человечества преимущественно индивидуальный (семейный) характер (от родителей к детям), в более позднее время все больше начал приобретать коллективный и общественный характер. Начали появляться первые учителя и группы (коллективы) первых учеников. Коллективный и общественный характер передачи знаний, умений и навыков от поколения к поколению привел к появлению первых школ - прообразов современных учебных заведений. Человечество стало осознавать жизненную необходимость образования как процесса передачи накопленных знаний, умений и навыков и что этот процесс должен иметь массовый, всеобщий характер и охватывать как можно большую часть подрастающего поколения. Процесс единичного появления и формирования первых школ впоследствии перерос в сознательные и целенаправленные действия человечества по созданию на территории своих государств разветвленной сети учебных заведений, называвшихся в разные времена по-разному. В то же время необходимо отметить, что эти учебные заведения стали не только центрами накопления,

систематизации и передачи знаний, умений и навыков от поколения к поколению, но и также центрами по усовершенствованию этих знаний, умений и навыков и по усовершенствованию старых и выработке совершенно новых знаний, умений и навыков, подтвержденных (или не подтвержденных) впоследствии практикой, то есть в человеческом обществе возникло совершенно новое направление деятельности, которое впоследствии получило название наука. Развитию науки способствовало и то, что в результате накопления и систематизации знаний, умений и навыков, сформированных, в основном, на базе обобщения многолетнего жизненного и практического опыта, с развитием книгопечатания и появлением письменных источников информации сформировалась основа не только для обобщения и анализа этих знаний, умений и навыков, но и для выработки предложений по усовершенствованию этих знаний, умений и навыков. Кроме этого, человечество стало исследовать и анализировать реальные, ранее непознанные процессы и явления, происходящие в жизни и природе, и на основе имеющихся знаний пыталось объяснить и разобраться в сути этих явлений и процессов. Все это в совокупности и привело к формированию отдельного направления в деятельности человеческого общества, то есть к выработке человечеством новых знаний и к появлению науки. Следовательно, как нам представляется, можно выдвинуть еще одну гипотезу о том, что наука, как отдельное направление деятельности человечества, возникла и сформировалась в недрах образования. Это подтверждает и то, что к функциональным обязанностям современных высших учебных заведений относится не только функция реализации образовательных программ, то есть образовательная деятельность, но и функция по выработке новых знаний, то есть научная деятельность.

Созданная на территории того или иного государства разветвленная сеть учебных заведений в совокупности с другими элементами государственного и общественного управления и контроля впоследствии стала называться системой образования. В частности, в России под системой образования подразумевается совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [1, с. 9] .

Таким образом, с появлением на определенном этапе исторического развития человеческой цивилизации на территориях отдельных государств образовательных систем уже можно было говорить

о становлении и формировании самостоятельной, довольно значительной по своим масштабам сферы жизнедеятельности человечества - сферы образования и науки. Процесс накопления, систематизации и генерирования знаний, умений и навыков в рамках определенной сферы жизнедеятельности человечества, а также процесс трансляции этих знаний, умений и навыков от поколения к поколению, осуществляемый учебными заведениями, все больше приобретал экономический характер и черты коллективного, относительно самостоятельного производства. Следовательно, можно сделать вывод, что уже на ранних этапах исторического развития общества в рамках учебных заведений возникло так называемое «образовательное производство», основными задачами которого стали: накопление (аккумулирование), обобщение, конкретизация, систематизация и генерирование знаний, умений и навыков по различным направлениям и областям жизнедеятельности человека, а также передача (трансляция) этих знаний, умений и навыков от поколения к поколению.

Итак, что же такое, по нашему мнению, образовательное производство? Прежде чем сформулировать определение данной категории, сначала необходимо уточнить, что вообще понимает наука под термином «производство». Журавлева Г.П., Добрынин А.И., Данько Т.П. определяют производство как процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека [2, с. 33]. Гукасьян Г.М. трактует производство как процесс, в котором люди, воздействуя на вещества природы, производят материальные и духовные блага [3, с. 39]. В Современном экономическом словаре под термином «производство» понимается процесс создания разных видов экономического продукта [8, с. 312]. Итак, обобщая мнение ученых, можно сделать вывод, что производство - это процесс создания материальных и нематериальных благ. На основании этого вывода сформулируем авторское определение образовательного производства вуза.

Образовательное производство вуза - это процесс выделения из общей совокупности всех знаний, умений и навыков строго определенной суммы знаний, умений и навыков, относящихся к конкретным

областям жизнедеятельности человека, их систематизация в рамках отдельной образовательной программы, генерирование новых знаний, умений и навыков, а также трансляция выделенной и систематизированной совокупности знаний, умений и навыков от преподавателей к обучающимся.

Итак, на основе первых исследований мы выдвигали гипотезу о том, что на определенном этапе исторического развития человечества в рамках учебных заведений сформировалось образовательное производство, а поскольку производство - это уже экономическая категория, то к исследованиям образовательного производства уже можно применить экономический подход, то есть исследовать данное производство экономическими способами и методами с применением общеэкономических законов. Применение экономического подхода к исследованиям образования позволит дополнительно обосновать нашу гипотезу о том, что образование - есть образовательное производство, что мы попытаемся предпринять во второй статье.

Список литературы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 8-е изд. - М.: Изд-во «Ось-89», 2008.

2. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория: учебник. Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: Инфра-М, 2008.

3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2007.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1; А-З-1999. - М.: Рус. яз., 1999.

5. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.В. Дмитриева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1995.

7. Советский энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.М. Прохорова. - Изд-во «Советская энциклопедия», 1989.

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева К.Б. Современный экономический словарь. 4-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Инфра-М, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.