2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих / Утвержден постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 27 марта 1986 года № 102/6-142: http://docs.cntd.ru/ document/901985225.
3. Шишкин М.В. Научные школы в российской экономической теории ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1997. - Серия 5. - Выпуск 2.
4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// nbrary.kiwix.org/wikipedia_m_all/A/html/%D0%9B/% D0%B8/%D 1 %85/%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D 1 0/o85%D0%B8%D0%B5_90-%D0%B5.html (дата обращения 13.05.2015).
5. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. lib.tpu.ru/fulltext/cy2013/C23/V1/013.pdf (дата обращения 13.05.2015).
6. Рассчитано по: http://mon-ru.livejournal.com/21227. html; http://www.foodmag.ru/news/1457/ / Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992-2008 гг. (дата обращения 13.05.2015).
7. Johnson H.G. The university and social welfare: a taxo-nomic exercise / Ed. K. Lumsden. - Amsterdam, 1974. - P. 25.
8. Подробнее об этом см. Мисько О.Н., Шишкин М.В. Актуальные проблемы историко-экономической науки XXI века // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 4.
List of literature:
1. Electronic resource. - URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/bse/174142 /date accessed 13.05.2015.
2. Qualification Handbook for managers, professionals and employees/Approved by the resolution of the USSR State Committee for labour and social Affairs and the all of 27 March 1986 № 102/6-142/ http://docs.cntd.ru/ document/901985225.
3. ShishkinM.V. Scientific schools in Russian economic theory of the twentieth century // Bulletin of Saint Petersburg state University. - 1997. - Series 5. - Issue 2.
4. Electronic resource. - URL: http://library.kiwix.org/ wikipedia_m_all/A/html/%D0%9B/%D0%B8/%D1%8 5/%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%B8% D0%B5_90%D0%B5.html (date accessed 13.05.2015).
5. Electronic resource. - URL: http://www.lib.tpu. ru/fulltext/c/2013/C23/V1/013.pdf (date accessed 13.05.2015).
6. Calculated by: http://mon-ru.livejournal.com/21227. html; http://www.foodmag.ru/news/1457/ / Socio-economic indicators of the Russian Federation in the years 1992-2008/ accessed on 13.05.2015.
7. Johnson H.G. The university and social welfare: a taxo-nomic exercise / Ed. K. Lumsden. - Amsterdam, 1974. - P. 25.
8. See Misko O.N., Shishkin M.V. Actual problems of historical and economic science of the XXI century // Bulletin of the Ural Federal UNIVERSITY. Series: Economics and management. - 2013. - № 4.
Халфин С.А.
кандидат исторических наук, профессор кафедры «Туризм и гостеприимство» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Халфин А.С.
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Туризм и гостеприимство» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК [930.8 (470.57)] (075.8)
КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА УГУЭС
Целью данной статьи является практическое подтверждение гипотезы доктора экономических наук В.И. Сухочева о том, что образовательный процесс вуза с точки зрения экономики является образовательным
производством. В статье авторы исследуют культуру как предмет учебной дисциплины и объект исторической науки, обобщают опыт Уфимского государственного университета экономики и сервиса в сферах инновационной учебной дисциплины «История культуры Башкортостана» и новой отрасли исторической науки - «История культуры», описывают процесс формирования современной научно-педагогической школы изучения и преподавания истории культуры в вузе. Результатом исследования стало подтверждение эффективности инновационных методов подготовки научно-педагогических кадров в целях образовательного производства по аккумулированию и генерированию новых знаний и передачи их обучающимся.
Ключевые слова: культура как наука, образовательное производство, история культуры Башкортостана, интеграция образования и науки, производство научных знаний, научно-педагогическая школа.
CULTURE AS OBJECT OF SCIENCE AND EDUCATION: EXPERIENCE OF EDUCATIONAL PRODUCTION OF USUES
The purpose of this article is practical confirmation of a hypothesis of the doctor in economics V.I. Sukhochev that educational process of higher education institution from the point of view of economy is educational production. In article authors investigate culture as a subject of education discipline and object of historical science, generalize experience of the Ufa State University of Economics and Service in spheres of an innovative subject matter «The history of the culture of Bashkortostan» and new branch of historical science - «The history of the culture», describe process of formation of modern scientific and pedagogical school of studying and teaching of history of the culture in higher education institution. Result of research became confirmations of efficiency of innovative methods of preparation of the research and educational personnel for educational production on accumulation and generation of new knowledge and transmit them to students.
Key words: culture as science, educational production, history of the culture of Bashkortostan, integration of science and education, production of scientific knowledge, scientific and pedagogical school.
Слово «культура» - одно из наиболее употребляемых слов сегодня, как в научном, образовательном, так и в практическом обиходе. Мы используем его легко, почти не задумываясь о его содержании. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет множество смыслов. Различные аспекты развития культуры довольно давно привлекли внимание ученых философов, культурологов, психологов, социологов, этнологов, археологов, лингвистов. Однако творческое изучение истории культуры как предмета науки началось только в конце XX столетия.
Идея исторического и теоретического изучения культуры впервые была сформулирована в начале 1970-х годов в коллективе Института истории СССР Академии наук СССР. Здесь под руководством академика М.П. Кима был создан сектор «История советской культуры» для решения задач комплексного исследования культурно-исторического процесса в стране и выработки методологического подхода к изучению культуры как системы. Результаты исследований коллектива академического института появились в 1980-х годах: «Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917-1927» [М.: Наука, 1985] и «Советская культура в реконструктивный период 1928-1941» [М.: «Наука», 1988].
Итак, в советское время история культуры как наука успела сделать первые шаги. Однако без науч-
ной и учебно-методической базы «История культуры» еще не смогла стать и предметом образования. Как учебная дисциплина в вузах страны она не изучалась до начала 1990-х годов, а специальность 020707 «История культуры» появилась в Перечне специальностей, специализации высшего профессионального образования Российской Федерации только в 1998 году. В начале 2000-х годов стали появляться учебники для студентов вузов по дисциплине «История русской культуры».
В Республике Башкортостан «История культуры» как учебный предмет была включена в вузовский цикл в самом начале 1990-х годов. Эту дисциплину одним из первых среди вузов республики стали изучать с 1992/93 учебного года студенты Уфимского филиала Московского технологического института (с 1994 г. - УТИС, с 2002 г. - УГИС, с 2005 г. - УГАЭС, с 2012 г. - Уфимский государственный университет экономики и сервиса - УГУЭС). Уже в 1992 году была разработана и издана рабочая программа по курсу «История культуры Башкортостана» [1].
Дальнейшее формирование и становление «Истории культуры» как образовательного производства зависело от руководства высшего учебного заведения. Доктор экономических наук, ректор института А.Н. Дегтярев хорошо понимал место и роль нового предмета в учебном процессе. «Опыт показывает, что введение какого-либо нового предмета в вузе вызывает неодинаковое отношение, некоторые считают
новый предмет необязательным, - писал ректор. -А вот «История культуры Башкортостана» привлекает пристальное внимание студентов. Этот предмет для них - как широкий мост на огромной дороге жизни, помогает им соприкасаться с духовными, моральными, идейными, эстетическими ценностями, накопленными в течение веков. История культуры Башкортостана помогает лучше ощутить связь со своим народом, с его болью и радостью. Она воспитывает душу и сердце, помогает раскрытию личности молодого человека, его интеллекта и его неповторимости. ...Мы предполагаем, что студент, изучая историю и культуру своего Отечества и малой родины, становится личностью более гуманной, а это и есть один из важных путей облагораживания и духовного возвышения нашей жизни» [2].
За прошедшие 20 лет в Уфимском государственном университете экономики и сервиса накоплен значительный положительный опыт введения в учебные планы нового предмета. Здесь впервые разработаны и изданы по истории культуры республики рабочие программы, учебные пособия, учебно-методические комплексы, хрестоматии, которые пользуются постоянным спросом у студентов и преподавателей вузов, некоторые выдержали семь-девять изданий, переведены на башкирский и татарский языки, что не имеет пока аналогов в других регионах Российской Федерации. Учебники и учебно-методические пособия УГУЭС, изданные под грифом Министерства образования РБ, нашли широкое применение в вузах республики.
Сегодня «История культуры Башкортостана», благодаря образовательному производству университета, превратилась в инновационную самостоятельную отрасль гуманитарного знания со своим предметом изучения, своей тематикой, программой и методикой» [3, с. 20-36].
Уфимский государственный университет экономики и сервиса имеет замечательные успехи также в разработке культуры как науки. В начале 1990-х годов были обоснованы теоретические, методологические и организационные принципы формирования первой целевой научно-исследовательской программы «Культура Башкортостана: комплексные исследования» [4]. Для координации и объединения научных сил в целях выполнения совместных научных разработок по данной Программе ректор вуза А.Н. Дегтярев заключил с руководством Института истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР (ныне УНЦ РАН) договор о творческом сотрудничестве. Договор предусматривал развитие новых форм взаимодействия вузовской и академической науки: выполнение совместных научных разработок по программе «Культура Башкортостана: комплексные исследования», обеспечение интеграции об-
разовательного процесса, преподавание специальных курсов, подготовку стажеров, аспирантов и соискателей для работы в образовательных учреждениях, разработку и издание учебной литературы в виде серии учебников и учебных пособий и др.
Для того, чтобы разработка и введение нового предмета опирались на науку, на солидные источники, были созданы: в вузе - кафедра «История и культура», а при академическом институте - новый Отдел истории культуры и педагогики. В Отдел пригласили молодых специалистов высокой квалификации, открыли аспирантуру, стали прикреплять выпускников вуза стажерами-исследователями и соискателями. Благодаря объединению научных и преподавательских сил академического института и вуза за короткий срок разработаны и изданы: комплект научных и учебных материалов «История культуры Башкортостана» в 14-ти выпусках, программы и учебно-методические комплексы для студентов (9 изданий), хрестоматии (4 издания), учебные пособия для студентов вузов Республики Башкортостан по истории культуры республики, в том числе мультимедийные.
Опыт научной интеграции с академической наукой позволил со второй половины 1990-х годов начать разработку научно-исследовательской программы «История культуры Башкортостана Х-ХХ веков»», которая была утверждена в 1996 году Отделением истории Российской академии наук (Государственный регистрационный N° 01.980.05977 в ВНТИ-Центре). В рамках реализации этой программы изучены основные проблемы духовной и материальной культуры, подготовлены и изданы работы, посвященные современному культурному процессу, освещению и анализу вопросов народного образования, художественной культуры, архитектуры, физической культуры, спорта и туризма. Изданы 29 монографий, книг, учебно-методических пособий, 7 брошюр и препринтов докладов, опубликованы более 50 статей в сборниках и научных журналах по различным аспектам истории культуры.
В начале 2000-х годов научные исследования расширились, мы активно включились в разработку и реализацию крупного научно-исследовательского проекта «Россия - Башкортостан: традиции взаимовлияния культур народов на Южном Урале (Х-ХХвв.)». В ходе выполнения этого проекта была собрана и систематизирована огромная база данных, аккумулировавшая архивные документы из центральных, региональных и республиканских архивных фондов. В научный оборот впервые введены уникальные документы из закрытых ранее архивов Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации и др. Собранная по крупицам и обобщенная информация способствовала вырабатыванию и генерированию новых знаний, умений на основе
рационального использования историко-культурного наследия для развития отечественной исторической науки. По результатам научных исследований издано 10 монографий и книг, 4 учебно-методических комплекта, 2 препринта доклада и 2 брошюры. Итоги разработки проблемы подведены в сборнике научных статей «Традиции взаимовлияния культур народов на Южном Урале» [Уфа, 2006]. Накопленный опыт взаимодействия и сотрудничества вуза с академическим институтом обобщен в препринтах: «УТИС и Академия наук: опыт сотрудничества» и «Интеграция академической науки и высшего образования» [5].
Углубленный анализ накопленного опыта сотрудничества УГУЭС с академическим институтом позволил сделать вывод: интеграция образования и академической науки - важнейший фактор эффективного сохранения и развития кадрового потенциала, научно-исследовательской базы в образовательном процессе, развития научных знаний. Проводимые здесь исследования в области истории культуры образовали инновационное научное направление, способствовали становлению истории культуры Башкортостана как науки и новой научной дисциплины для вузов Республики Башкортостан.
Одновременно в УГУЭС проводится повседневная целенаправленная работа по подготовке научно-педагогических кадров, повышению квалификации молодых ученых, одаренных студентов, привлечению их к исследованиям различных проблем истории культуры и туризма, образования, науки, искусства, физической культуры и спорта. Например, под научным руководством профессора С.А. Халфи-на выполнено и защищено 14 кандидатских и 5 магистерских диссертаций. Молодыми исследователями углубленно разработаны более 20-ти актуальных проблем истории науки, культуры, образования. В научном плане выделились исследования Т.П. Котовой, О.В. Лисаченко, Г.А. Коваленко, Ф.Ф. Рамазановой, Э.В. Мухаметзяновой, Э.А. Набиевой, С.А. Бадрет-диновой, Н.А. Киреевой и др. Исследование аспиранта Р.Г. Юсупова по истории становления академической науки в республике переросло в докторскую диссертацию «Академическая наука в Башкортостане: становление и развитие (1951-2001 гг.)».
Именно благодаря комплексности научных подходов, системной организации научно-исследовательской деятельности и подготовки научных кадров, удалось укрепить сложившуюся в УГУЭС научно-педагогическую школу историков культуры. Сотрудниками этой школы только за 1996-2013 годы опубликовано более 480 научных работ, в том числе десятки монографий, книг, учебников, учебно-методических пособий [6, с. 46-101]. Все это дает основания утверждать, что в УГУЭС из года в год заметно повышается эффективность производства нематериальных благ - инно-
вационных гуманитарных научных и образовательных знаний. По этому показателю ныне УГУЭС выступает в роли Национального университета республики.
Следует отметить, что достигнутые успехи не дают основания к успокоению, наоборот, ориентируют нас к дальнейшему совершенствованию научной, педагогической и издательской работы с тем, чтобы обеспечить научный и учебно-методический задел в этой области, необходимый для дальнейшего развития культуры и прогресса общества. Мы должны приложить все силы для расширения и углубления исследований в этой сфере, совершенствования форм связи науки с практикой и учебным процессом в вузах Республики Башкортостан. В рамках новых государственных образовательных стандартов учебную дисциплину «История культуры Башкортостана» необходимо ввести в учебные программы всех вузов и осуществлять общегуманитарное, духовно-культурное просвещение обучающихся при подготовке бакалавров, магистров и аспирантов, при переподготовке и повышении квалификации специалистов с высшим образованием.
Таким образом:
1. Уфимский государственный университет экономики и сервиса, аккумулировав и систематизировав накопленные знания в сфере культуры, разработал и одним из первых среди вузов ввел в учебные планы инновационную учебную дисциплину - «История культуры Башкортостана».
2. Образовательный процесс потребовал производства образовательных продуктов в сфере истории культуры: разработку и издание рабочих программ, мультимедийных учебно-методических комплектов, учебных пособий, в том числе на башкирском и татарском языках.
3. Подготовка высококвалифицированных кадров способствовала становлению «Истории культуры» как новой самостоятельной отрасли исторической науки.
4. Произведенные инновационные научные знания в сфере культуры активно применяются на практике. Образовательная деятельность УГУЭС с точки зрения экономики является образовательным производством нематериальных благ, которыми могут пользоваться бакалавры и магистранты всех высших учебных заведений Республики Башкортостан.
Список литературы:
1. Халфин С.А. Рабочая программа по курсу «История культуры Башкортостана». - Уфа: УФМТИ, 1992.
2. Дегтярев А.Н. Конституционное право на высшее образование // Известия Башкортостана. - 1996. -23 декабря.
3. Халфин С.А., Халфин А.С. История культуры Республики Башкортостан (Комплект научных и учебных материалов). Выпуск 12. Инновационное развитие культуры Башкортостана в эпоху перемен
(1990-2010 гг.): учебное пособие по направлению подготовки 100200.62 Туризм. - Уфа: УГАЭС, 2010.
4. Культура Башкортостана: комплексные исследования. Целевая научно-исследовательская программа / Автор и научный руководитель программы С.А. Хал-фин. - Уфа: АН РБ, 1992.
5. Халфин С.А. УТИС и Академия наук: опыт сотрудничества. Научный отчет о выполнении Договора о творческом сотрудничестве между Уфимским технологическим институтом сервиса и Институтом истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН: Препринт доклада. - Уфа: УТИС: ИИЯЛ уНц РАН, 2001; Он же. Интеграция академической науки и высшего образования. Препринт доклада. - Уфа, 2003.
6. Развитие культуры и туризма Башкортостана: научные публикации кафедры «Туризм и гостеприимство» и научно-исследовательского института туризма и сервиса за 1996-2013 гг.: Библиографический указатель / Авт.-сост.: С.А. Халфин, А.С. Халфин. -Уфа: УГУЭС, 2013.
List of literature: 1. Khalfin S.A. Working program for the course «The history of the culture of Bashkortostan». - Ufa: UFMTI, 1992.
2. DegtyarevA.N. A constitutional right on the higher education // News of Bashkortostan. - 1996. - December 23.
3. Khalfin S.A., Khalfin A.S. The history of the culture of the Republic of Bashkortostan (Set of scientific and training materials). Release 12. Innovative cultural development of Bashkortostan in a period of changes (19902010): the manual in the direction of training 100200.62 Tourism. - Ufa: USAES, 2010.
4. Culture of Bashkortostan: holistic researches. Target research program / Author and research supervisor of the program S.A. Khalfin. - Ufa: AN RB, 1992.
5. Khalfin S.A. UTIS and Academy of Sciences: experience of cooperation. Scientific report on implementation of the agreement on creative cooperation between the Ufa institute of technology of service and Institute of history, language and literature of the Ufa scientific center of the Russian Academy of Sciences: Report pre-print. - Ufa, 2001; Khalfin S.A. Integration of the academic science and the higher education. Report pre-print. - Ufa, 2003.
6. Cultural and tourist development of Bashkortostan: scientific publications of Tourism and Hospitality faculty and Research institute of tourism and service for 19962013: The bibliographic index / S.A. Khalfin, A.S. Khalfin. - Ufa: USUES, 2013.