Научная статья на тему 'Эволюция образовательной среды и общества'

Эволюция образовательной среды и общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА / EVOLUTION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диков Андрей Валентинович

Актуальность и цели. С появлением и развитием информационных технологий и их проникновением в сферу образования в научном сообществе вновь возник интерес к понятию образовательной среды. Цель данной работы проследить развитие понятия «образовательная среда» в связи с проникновением в нее информационных и коммуникационных технологий. Материалы и методы. В работе делается анализ многогранного понятия «образование» с целью научного обоснования термина «образовательная среда». Эволюция образовательной среды рассматривается во взаимосвязи с эволюцией человечества. Результаты. В результате анализа и синтеза выявлены компоненты образовательной среды исторической эпохи человечества. Выводы. Расширением среды можно определить развитие образования в его поступательном ходе. Расширение среды приводит к тому, что благодаря научно-техническому прогрессу средой для мышления становится непрерывно развивающийся мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND SOCIETY

Background. With the advent and development of information technologies and their penetration in education in the scientific community to renewed interest in the concept of the educational environment. The purpose of this paper to trace the development of the concept of "educational environment" due to the ingress of information and communication technologies. Materials and methods. The work is the analysis of the multifaceted concept of education in order to validate the term educational environment. The evolution of the educational environment is considered in conjunction with the evolution of mankind. Results. As a result of analysis and synthesis of identified components of the educational environment of historical epoch Humanity. Conclusions. Thus, the expansion of the medium can determine the development of education in its onward course. Expansion of the medium leads to the fact that the environment for thinking becomes, thanks to scientific and technological progress, constantly developing world.

Текст научной работы на тему «Эволюция образовательной среды и общества»

УДК 37.013

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ОБЩЕСТВА

А. В. Диков

EVOLUTION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

AND SOCIETY

A. V. Dikov

Аннотация. Актуальность и цели. С появлением и развитием информационных технологий и их проникновением в сферу образования в научном сообществе вновь возник интерес к понятию образовательной среды. Цель данной работы - проследить развитие понятия «образовательная среда» в связи с проникновением в нее информационных и коммуникационных технологий. Материалы и методы. В работе делается анализ многогранного понятия «образование» с целью научного обоснования термина «образовательная среда». Эволюция образовательной среды рассматривается во взаимосвязи с эволюцией человечества. Результаты. В результате анализа и синтеза выявлены компоненты образовательной среды исторической эпохи человечества. Выводы. Расширением среды можно определить развитие образования в его поступательном ходе. Расширение среды приводит к тому, что благодаря научно-техническому прогрессу средой для мышления становится непрерывно развивающийся мир.

Ключевые слова: образование, образовательная среда, научно-технический прогресс, эволюция общества.

Abstract. Background. With the advent and development of information technologies and their penetration in education in the scientific community to renewed interest in the concept of the educational environment. The purpose of this paper to trace the development of the concept of "educational environment" due to the ingress of information and communication technologies. Materials and methods. The work is the analysis of the multi-faceted concept of education in order to validate the term educational environment. The evolution of the educational environment is considered in conjunction with the evolution of mankind. Results. As a result of analysis and synthesis of identified components of the educational environment of historical epoch Humanity. Conclusions. Thus, the expansion of the medium can determine the development of education in its onward course. Expansion of the medium leads to the fact that the environment for thinking becomes, thanks to scientific and technological progress, constantly developing world.

Key words: education, educational environment, scientific and technological progress, evolution of society.

Введение

В настоящее время в научной педагогической литературе встречается довольно много терминов, связанных с понятием «среда»: информационная среда, образовательная среда, информационная образовательная среда, интегрированная информационно-образовательная среда современного университета, среда обучения и информационная среда обучения, социокультурная среда и т.п. Данная работа имеет цель разобраться в том, что же собой пред-

ставляет современная цифровая образовательная среда, каково ее значение для общества и индивида, каковы способы формирования и тенденции развития этой среды, каковы методы взаимодействия со средой, какую роль она играет в обучении и т.д. Первая часть работы была посвящена исследованию образовательной среды древнего человека [1]. При этом не ставился вопрос о происхождении человека, и поэтому первой образовательной средой считается среда первобытного человека рода homo, известного науке. Данная статья посвящена исследованию компонентов образовательной среды следующего за первобытным обществом периода развития человечества - исторического периода.

Основная часть

Прежде чем давать характеристику термину «образовательная среда», необходимо проанализировать довольно емкое и многогранное родительское понятие «образование». Существует множество трактовок этого термина, начиная от толковых словарей и научных энциклопедий и заканчивая научными работами философов, культурологов и педагогов.

В большом энциклопедическом словаре [2] образование определено как «процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры». В труде по философии науки [3] образование трактуется как «сфера социально-культурной деятельности, целью которой является хранение и воспроизводство накопленных человечеством знаний, умений и навыков в различных областях, создание технологий по успешному усвоению огромного массива имеющихся научных знаний, приобщение к нему как можно большего количества населения, формирование навыков эффективного и гуманитарно-ориентированного использования усвоенных знаний». В Большой Советской Энциклопедии [4] под образованием подразумевается и процесс, и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, «передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями». В одном из педагогических трудов [5] образованием называется также и процесс, и результат «усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности». Автор другой педагогической работы [6] утверждает, что образование - это «сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры».

Анализ толкований понятия «образование» учеными различных гуманитарных наук позволяет констатировать широту и многогранность данного понятия. Важно вычленить и упорядочить из приведенных определений объединяющие их более мелкие понятия, которые и составляют основу «ро-

дителя». Анализ удобно отразить в виде графической схемы (рис. 1), из которой видно, что на первом уровне иерархии находятся понятия: процесс, результат, сфера и условие [7].

Рис. 1. Иерархическая схема понятия «образование»

Процесс и результат являются связанными понятиями, так как процесс через целенаправленную совокупность действий должен приводить к определенным результатам. Образовательный процесс приводит к усвоению новых знаний, умений и навыков или компетенций, к приобщению к культуре со всеми вытекающими последствиями. Процесс «запускается» тогда, когда субъект помещается в образовательную среду - источник знаний и способов их доставки. У субъекта изначально имеются познавательные потребности и, кроме того, их еще формирует и сама среда, с которой он взаимодействует. Ход процесса - деятельность субъекта, как самостоятельная, так и кооперативная.

Как и любое сложное устройство, человеческое общество состоит из подсистем, крупнейшие из которых называют сферами общественной жизни. Под общественной сферой понимают определенную совокупность отношений между социальными субъектами в связи с различными сторонами их жизни. Традиционно выделяют всего четыре сферы общества. Образование входит в одну из них - духовную сферу. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей, связанную со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов: образовательных и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и других, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Таким образом, духовная сфера

охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которое, в свою очередь, относится к объективным компонентам культуры, лежащей в основании содержания образования. Можно констатировать, что образование является одной из подсистем духовной сферы, и в то же время остальные компоненты духовной сферы связаны с образованием (рис. 2).

Рис. 2. Компоненты духовной сферы

И, наконец, образование определяют и как условие. Условие в данном контексте следует понимать как среду, в которой возникают, существуют и развиваются образовательные явления или процессы.

Опираясь на вышесказанное, можно сконструировать непротиворечивое определение с акцентом на образовательную среду как важнейший фактор образования информационного общества.

Образование - процесс и результат передачи культурного наследия новому поколению посредством социально организованной среды, компонентами которой выступают общественные институты (образовательные учреждения и учреждения культуры вместе с персоналом), информационные ресурсы и информационные технологии (рис. 2).

Образование решает следующие задачи:

1. Помочь людям усвоить накопленную человечеством информацию в разумные сроки. Очень точно выразил данную мысль академик РАО А. М. Новиков в своей книге «Основания педагогики»: «Как зародыш в утробе матери повторяет в фантастически ускоренном масштабе времени всю эволюцию жизни на Земле протяженностью миллиард лет, так и растущий человек за 20 лет должен освоить культуру, которую человечество создавало 4 миллиарда лет». Для решения этой задачи должны совершенствоваться технологии и педагогические, и информационные. Сегодня невозможно усвоить всю накопленную информацию, поэтому важным является вопрос отбора содержания образования.

2. Заложить основу для развития культуры и ее сохранения.

3. Подготовить человека к жизни в обществе, т.е. помимо передачи соответствующих развитию общества знаний и умений сформировать коммуникативные качества личности, культивировать гражданские и патриотические чувства.

4. Раскрыть и развить индивидуальные способности индивида, что позволит обогатить духовно и материально и человека, и общество.

5. Подготовить к профессиональной деятельности в соответствии со способностями человека и общественными потребностями.

6. Научить учиться, что необходимо делать человеку информационного общества на протяжении всей жизни.

Как видно из приведенных определений, компоненты культуры лежат в основании содержания образования. Освоение человеком культуры происходит не только через непосредственное восприятие материальных предметов культуры (инженерные конструкции, предметы быта и искусства), но и в основном идеальных компонентов культуры в виде общественного сознания, одной из главных форм которого выступает язык.

Культурным достоянием человечества доисторической эпохи являются опыт, навыки, способности всего первобытного общества, что требует обобщения и систематизации знаний, постижения связи различных процессов путем анализа. Так складываются предпосылки к появлению абстрактно-логического мышления, социального по своим истокам и природе. Для передачи опыта своему окружению человек начал учиться говорить. Язык принципиально изменяет и расширяет условия познания мира, создает новые возможности обобщенного, отвлеченного мышления. Далее человек стал учиться передавать информацию через письмо, сначала пиктографическое, затем слоговое и, наконец, буквенное. Именно с возникновением письменности связывают начало исторического периода развития человечества [8]. И именно в этот период основными компонентами образовательной среды становятся не природные объекты, а созданные человеком.

Язык служит средством мышления и человеческого общения. С помощью языка осуществляется познание мира и самопознание. Благодаря языку и письменности осуществляется передача социального опыта и культурных норм, преемственность поколений и исторических эпох. Все формы общественного сознания (мораль, право, идеология, наука, искусство, религия, обыденное сознание и философия) зафиксированы в исторической ретроспективе в основном письменно.

Письменность - это фиксация человеческого опыта вне человеческого мозга в текстовом и графическом виде, предназначенная для передачи опыта другим поколениям или обмена информацией с людьми текущего поколения. Люди, которые умеют читать, потенциально могут «потребить» или усвоить информацию, содержащуюся в письменном сообщении. Существует ли связь между представлением информации, ее распространением (доступностью) и образованием человечества?

В самом общем виде продуктом познания и формой хранения, коммуникации и трансляции общественного сознания являются общественные знания, которые хранятся в книгах и на других носителях информации. В историческом процессе происходит непрерывное производство человечеством

новых знаний, совершенствуются технологии их представления, хранения и передачи. Каждое новое поколение не только осваивает эти общественные знания, но и вырабатывает новые, при этом совершенствуя себя.

Письмо явилось очень мощным фактором человеческого прогресса. По мере развития письма оно превратилось в технику, требующую специального обучения, и в течение долгого времени было прерогативой не всего общества, а только отдельных его групп (жрецы, государственные чиновники, профессиональные писцы, интеллигенция, различные состоятельные слои общества). Лишь на более поздних ступенях развития человечества произошло упрощение техники письма, что повлекло открытость и доступность этой техники всем членам общества. Совершенствование технологий письма и его распространения серьезно продвинуло интеллектуальное развитие человеческого общества вперед. Возможность передачи речи на любые расстояния привело к тому, что каждое крупное общественное, научное и литературное явление, возникнув в каком-либо одном месте, становится достоянием всего человечества и тем самым способствует объединению его в одно целое. Возможность закрепления речи во времени позволяет каждому новому поколению иметь доступ ко всем богатствам знаний, добытых в предшествующие эпохи, и продвигаться все дальше по пути прогрессивного развития.

Может показаться, что достаточно прочесть книгу или просмотреть видео для усвоения хранящегося там знания, но это совершенно не так. Чтобы сгенерировать и представить знание в формальном виде, затем сохранить его на носителе, необходимы определенные усилия. И немалые ментальные усилия должны быть сделаны по усвоению воспринимаемого с носителя информации знания. Для организации эффективного процесса усвоения знаний разработаны и совершенствуются педагогические технологии, базирующиеся на принципах обучения, которые носят конкретно-исторический характер, т.е. могут меняться под влиянием исторических условий, смены педагогических целей и систем.

В работе «Метаэволюция» [9] показаны этапы эволюции человечества в соответствии с развитием используемых им информационных технологий. Показана ведущая роль информационных технологий в историческом развитии человечества. Выявлены точки на ленте времени, которые можно отождествить с появлением новых информационных технологий. К ним относятся возникновение членораздельной речи, создание письменности, изобретение книгопечатания, компьютеров и сетевых информационных технологий. В процессе эволюции человечества усложнялась его психика, способы мышления, язык. Эволюция человека связана с эволюцией образовательной среды, т.е. эти эволюции взаимообусловлены (рис. 3).

Наука «Этология» [10] изучает генетически обусловленное поведение животных, в том числе и человека. Исторический опыт человечества накапливается и передается не только через материальные носители информации (глиняные таблички, папирус, бумага, компакт-диски), но и через биологические наследственные механизмы человека, которые реализуются в инстинктах (врожденная программа поведения, бессознательное). Сознание, формируемое в процессе социализации, взаимодействует с врожденными программами. Таким образом, рассудочная деятельность человека развивается не на пустом месте. Инстинкты составляют фундамент сознания.

Рис. 3. Компоненты образовательной среды человека исторической эпохи

Заключение

Образовательная среда исторического человека включает компоненты, созданные самим человеком, и самого человека как носителя и генератора знаний. Все компоненты среды, включая человека, развиваются во времени, а переломными моментами эволюции образовательной среды является появление новых информационных и коммуникационных технологий, которые кардинальным образом влияют на способы представления, хранения, обработки и передачи информации, т.е. знания, делая его доступным для все более широких масс населения планеты Земля [11, 12].

Список литературы

1. Диков, А. В. Образовательная среда доисторической эпохи / А. В. Диков // Школьные технологии. - М. : Народное образование, 2014. - № 2.

2. Большой энциклопедический словарь. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc3p/217102 (дата обращения: 19.12.2014).

3. Лебедев, С. А. Философия науки : словарь основных терминов / С. А. Лебедев. -М. : Академический Проект, 2004. - URL: http://www.terme.ru/dictionary/ 905/word/obrazovanie (дата обращения: 19.12.2014).

4. Большая советская энциклопедия. - URL: http://bse.sci-lib.com/article083210.html (дата обращения: 21.12.2014).

5. Гребенюк, О. С. Терминологический словарь. Педагогические технологии, 1999 / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. URL: http://didacts.ru/dictionary/1027/ word/obrazovanie. (дата обращения: 21.12.2014).

6. Русинова, Л. П. Педагогический словарь по темам : учеб. пособие / Л. П. Русино-ва. - Сарапул, 2010. - URL: http://didacts.ru/dictionary/1025/word/obrazovanie (дата обращения: 21.12.2014).

7. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Минск : Попурри, 2007.

8. Доисторический и раннеисторический период // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Доисторический_и_раннеисторический_период (дата обращения: 28.11.2014).

9. Гринченко, С. Н. Информационные технологии в истории Человечества / С. Н. Гринченко, Ю. Л. Щапова // Информационные технологии. - М. : Новые технологии, 2013. - № 8. - Приложение к журналу.

10. Дольник, В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - СПб. : Петроглиф, 2009.

11. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов. - URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/071.htm (дата обращения: 05.12.2014).

12. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М. : Прогресс, 1994.

Диков Андрей Валентинович

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра алгебры и методики обучения математике и информатике, Пензенский государственный университет E-mail: an171@rambler.ru

Dikov Andrey Valentinovich candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of algebra and methods of teaching mathematics and computer science, Penza State University

УДК 37.013 Диков, А. В.

Эволюция образовательной среды и общества / А. В. Диков // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 1 (17). - С. 372-379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.