УДК 377 И. Н. Мурзина, зав. филиалом Профессиональ-
ного училища № 107, Челябинская область, с. Уйское, e-mail: [email protected] Н. С. Сбродова, зам. директора по УВР Профессионального училища № 106, Челябинская область, с. Долгодеревенское, e-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается вопрос создания образовательных кластеров как способа интеграции производства и образования с целью обеспечения высокого качества подготовки специалистов, востребованных на рынке трудовых ресурсов.
Ключевые слова: кластер, инновации, профессиональное образование.
Понятие «кластер» прочно входит в современный язык, становится своеобразным символом времени, определяет многие инновационные процессы в современном образовании. Само слово заимствовано из английского языка и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Активное использование этого понятия в русскоязычной экономической литературе началось в 1990-е гг. и было связано с переводом на русский язык работ Майкла Портера (Гарвардская школа бизнеса), ставшего основоположником и популяризатором теории кластеров и кластерного развития.
Самое простое определение кластера — «промышленная группа», развернутое — «группа компаний, объединенных территориальным соседством и общностью деятельности». Например, угольный кластер — это группа предприятий, которая представлена шахтами, разрезами, предприятиями по переработке и обогащению, поставщиками оборудования и услуг, маркетинговыми и транспортными компаниями, научными подразделениями, учебными заведениями. Данное определение позволяет по-новому оценить значение того, что конкурентоспособность компании определяется не только ее качественными характеристиками, но конкурентоспособностью ее экономического окружения.
Примечательно, что понятие «кластер» не используется в российском законодательстве. Данный факт объясняется тем, что законы чаще всего принимаются законодательным органом с некоторым опозданием по сравнению с возникновением тех общественных отношений, которые они впоследствии регулируют. Акту-
альность развития кластерной формы взаимодействия предприятий подтверждается стремлением федеральных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций. Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [1], которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. Методические рекомендации подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и содержат основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России [2]. Согласно приведенному документу, территориальные кластеры — это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
В последние годы в экономике России происходят значительные изменения. Несмотря на большие возможности для экстенсивного развития, наиболее приемлемой в современных условиях становится интенсификация хозяйственной жизни. В ее основе лежит инновационная экономика, главная цель которой заключается в обеспечении роста качества жизни населения в результате повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического развития.
Инновационная экономика — это экономика, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности использовать их в различных сферах человеческой деятельности. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и технологии, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным [3]. Одним из способов реализации инновационной стратегии социально-экономического развития является кластерная политика, и прежде всего на региональном уровне.
Кластерный подход в управлении региональным развитием — это новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность региона или отрасли, а вместе с тем и государства в целом. Согласно М. Портеру, «кластер — это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [4]. Функционирование кластера происходит на основе адаптации региональных инновационных процессов к хозяйственной жизни. В сфере образования можно говорить о кластере, когда объединяются усилия трех субъектов рынка — образования, науки, производства.
Именно инновационные процессы становятся фундаментальной основой кластерного образования, так как целью участия в кластере является повышение конкурентоспособности, что невозможно без инноваций, которые, в свою очередь, являются одним из неотъемлемых компонентов инновационного процесса. Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Формирование и поддержка кластеров закономерным образом в последнее время приобретает популярность в региональном управлении. Многие критики кластерной политики указывают на то, что она уменьшает устойчивость региональной экономики в результате снижения ее диверсифицированности и инновационной активности, а также из-за затратности в части субсидирования новых кластерных образований.
Какое значение имеют организация и развитие кластеров для образования? Могут быть существенно снижены барьеры для выхода образовательных учреждений на рынок образовательных услуг за счет унификации требований
в рамках кластера. Повышаются результативность организованного обучения персонала, эффективность технических средств и программных продуктов информационных технологий. Упрощается получение доступа к заказам (клиентам). Осуществляется перенос положительной репутации кластера на его участников (бренд). Появляется возможность адаптации систем образования кластера (финансирование за счет бюджетов) к потребностям предприятий региона. Инновационные и иные программы, реализованные в регионе, смогут учитывать интересы кластера.
К характерным признакам кластера относят максимальную географическую близость, родство технологий, общность сырьевой базы, наличие инновационной составляющей.
В кластере инновационную составляющую реализуют, прежде всего, научно-исследовательские институты и университеты; происходит усиление их роли как значимых субъектов развития в формировании промышленного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в таких документах Бо-лонского процесса, как Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации.
Авторы концепций информационного общества (Р. Барнет, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, И. Масуда, Д. Рис-ман, А. Тоффлер) обоснованно полагают, что высшее образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования — «образования в течение всей жизни» (long life education).
Анализ теории и практики профессионального образования позволяет сделать вывод, что современные тенденции развития профессиональных образовательных учреждений актуализировали новые педагогические задачи, решение которых возможно в рамках проблемы построения региональной системы непрерывного образования в экономическом кластере.
Наполнение модели должно происходить через социальное партнерство, которое в условиях кластера является эффективным, если соблюдаются следующие условия: все уровни образования одной отрасли находятся в преемственной взаимосвязи на основе сквозных образовательных программ; образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли; коллективы учебного заведения (учебных
заведений) и предприятий взаимодействуют на основе принципов социального партнерства.
Переходной (стартовой) моделью функционирования образовательной системы в кластере может стать учебно-научный инновационный комплекс (УНИК). Основными целями УНИК являются: построение целостной системы многоуровневой подготовки рабочих кадров и специалистов для предприятий на основе интеграции образовательных учреждений и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки рабочих кадров и специалистов и закрепление выпускников на предприятиях; интенсификация и стимулирование совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований; создание гибкой системы повышения квалификации специалистов предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства. Работа комплекса строится на основе двусторонних договоров о партнерстве между членами УНИК, предусматривающих проведение работ в области профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, организации совместных научных исследований [5].
Кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональной педагогике, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста. В кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки квалифицированных кадров необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения — как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профадаптации сокращаются.
Построение экономического кластера в регионе связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекта фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов.
Для работодателя образовательные учреждения, включенные в кластер, являются фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений.
Интеграция в экономическом кластере понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование — наука — производство», но и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач.
С целью достижения максимально возможного синергетического эффекта следует развивать межкластерные взаимодействия на основе государственно-частного партнерства. В экономических кластерах Челябинской области регуляционная функция межкластерного взаимодействия отводится Министерству экономического развития Челябинской области, которое совместно с Министерством промышленности и природных ресурсов, Министерством образования и науки по данным Министерства социальных отношений Челябинской области проводит мониторинг рынка труда и определяет текущую и прогнозную (до десяти лет) потребность отрасли в кадрах.
Специфические особенности организации государственно-частного партнерства в системе межкластерного взаимодействия:
1) стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;
2) взаимоотношения сторон должны носить равноправный характер;
3) стороны партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;
4) стороны партнерства должны объединять свои вклады для достижения общих целей;
5) взаимоотношения сторон должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);
6) стороны партнерства должны распре -делять между собой расходы и риски, а также участвовать в применении полученных результатов.
Еще одна очень эффективная форма сотрудничества образовательных учреждений и работодателей — организация разного рода малых предприятий и учебных фирм. Здесь учащиеся получают практические навыки работы в условиях, максимально приближенных к реалиям того или иного производства. Примеры создания подобных предприятий уже имеются, но в основном за счет образовательных учреждений; необходимо участие работодателей в данных проектах. Также предполагается создание банка инновационных предприятий. Информация о новых технологиях, лучших
наставниках и выпускниках должна быть доступна всем участникам кластера.
Отправной точкой в деятельности каждого кластера станет программа его развития на пятилетний срок. Участники кластера расскажут о своих возможностях и потребностях, в итоге мы получим полную картину того, что происходит в той или иной отрасли. Кластер подает информацию в координационный совет, который формирует государственное задание, контрольные цифры приема в каждое образовательное учреждение. В рамках финансово-денежных отношений все взаимосвязано: областной бюджет выделяет деньги на подготовку кадров, а в бюджет деньги в виде налоговых отчислений попадают от работодателей, которые, несомненно, должны быть заинтересованы в эффективном использовании этих средств.
Библиографический список
В схеме кластера мы предполагаем единение образования, производства и бизнеса, что подразумевает открытость участников кластера друг для друга, общую заинтересованность. Создание кластеров входит в основные положения программы модернизации профессионального образования Челябинской области на 20112015 гг. [6]. Данная программа будет участвовать в конкурсе на оказание поддержки и предоставление субсидий из федерального бюджета.
Внедрение кластерного подхода в деятельность учреждений НПО-СПО показывает, что эффективное решение поставленных задач и реализация принципа открытости и информированности в образовательной практике приводит к тому, что возрастает качество подготовки, востребованность выпускника, имидж училища и всей системы профессионального образования.
1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/mnovations/development/doc1248781537747.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
3. Попов, А. И. Инновационная экономика [Электронный ресурс] : лекция. — Режим доступа : http://www.aup.ru/books/m1217.
4. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер ; пер. с англ. — М. : Изд. дом «Вильямс», 2005. — 608 с.
5. Самохвалов, П. А. Создание и функционирование кластеров в региональной экономике [Электронный ресурс] / П. А. Самохвалов // Современные научные исследования и инновации. — 2011. — Сентябрь. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2836.
6. Кузнецов, А. Образование как стратегический ресурс развития Челябинской области [Электронный ресурс] / А. Кузнецов. — Режим доступа: http://pravmin74.ru/speech/ aleksandr-kuznetsov-%C2%ABobrazovanie-kak-strategicheskii-resurs-razvitiya-chelyabinskoi-oЫasti%C2%BB.
УДК 377 Э. Б. Насеретдинова, зам. директора
351/354 по инновационно-методической работе
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов» (ЧтТХП), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕХНИКУМА
Современные социально-экономические условия являются предпосылкой разработки и применения систем менеджмента качества в учреждениях профессионального образования. В статье описан опыт внедрения процессного подхода в управление инновационной деятельностью техникума, перечислены некоторые результаты инновационной деятельности учреждения.
Ключевые слова: система менеджмента качества, процессный подход, инновационная деятельность.