Научная статья на тему 'Образовательная технология психолингвистическая лаборатория как форма реализации проектной деятельности студентов'

Образовательная технология психолингвистическая лаборатория как форма реализации проектной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД ПРОЕКТА / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PROJECT METHOD / PSYCHOLINGUISTIC LABORATORY / ASSOCIATIVE EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Надежда Сергеевна

Практика вузовского преподавания в условиях ФГОС ВПО актуальным поставила вопрос о применении активных форм усвоения знаний и формирования компетенций. В статье представлены особенности внедрения в учебный процесс образовательной технологии психолингвистическая лаборатория. На примере освоения студентами дисциплины «Основы психолингвистики» описана постепенная реализация данной технологии - разработка и защита проекта сравнительно-сопоставительного словаря русских ассоциативных норм, который реализуется в ходе освоения модуля «Методы психолингвистических исследований». Знакомясь с экспериментальными методиками исследования языка (индивидуального и коллективного языкового сознания) и практически осваивая метод ассоциативного эксперимента, студенты учатся разрабатывать собственный ассоциативный эксперимент, собирать и обрабатывать материал, проводить сравнительно-сопоставительный анализ данных предыдущих экспериментов, интерпретировать результаты наблюдений над языковым сознанием. В результате группы обучающихся разрабатывают и защищают проект сравнительно-сопоставительного словаря русских ассоциативных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational technology “psycholinguistic laboratory” as a form of realization of the project activity of students

The practice of University teaching in the conditions of the Federal state educational standard of the higher professional education raised the issue of using active forms of learning and competence building. The article covers the peculiarities of the introduction of the educational technology ''Psycholinguistic laboratory" in the educational process. The article describes the gradual realization of this technology involving development and presentation of the project of the comparative dictionary of Russian associative norms while teaching students the discipline "Fundamentals of psycholinguistics". The project is carried out in the course of mastering the module "Methods of psycholinguistic research". Getting acquainted with experimental techniques of exploring the language (individual and collective linguistic consciousness) and mastering the method of associative experiment, students learn to develop their own associative experiment, to collect and to analyze the material, to carry out comparative data analysis of previous experiments, to interpret the results of observations over linguistic consciousness. As a result the group of students develop and defend their project of comparative dictionary of Russian associative norms.

Текст научной работы на тему «Образовательная технология психолингвистическая лаборатория как форма реализации проектной деятельности студентов»

Notes

1. Malofeyev N.N. Special'noe obrazovanie v menyayushchemsya mire [Special education in a changing world]. Moscow. Prosveshchenie. 2009.

2. Malofeyev N.N., Markovich M.M., Shmatko N.D. Sovmestnoe vospitanie i obuchenie - zakonomernyj ehtap razvitiya sistemy obrazovaniya [Joint education and training - regular stage in the development of the education system] // Upravlenie DOU - Management in additional educational establishments. 2010, No. 6, pp. 8-3.

3. Semago N.Y., Semago M.M. Inklyuzivnoe obrazovanie: ot metodologicheskoj modeli k praktike [Inclusive education: from a methodological model to practice] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie -Psychological science and education. 2011, No. 1.

4. Sovremennye issledovaniya special'noj psihologii: problemy i perspektivy inklyuzivnogo obrazovaniya -Modern studies of special psychology: problems and perspectives of inclusive education / ed. by S. B. Bashmakova, N. V. Lapteva. Kirov. Publ. of VyatSHU. 2014.

УДК 376

Н. С. Морозова

Образовательная технология психолингвистическая лаборатория как форма реализации проектной деятельности студентов

Практика вузовского преподавания в условиях ФГОС ВПО актуальным поставила вопрос о применении активных форм усвоения знаний и формирования компетенций. В статье представлены особенности внедрения в учебный процесс образовательной технологии психолингвистическая лаборатория. На примере освоения студентами дисциплины «Основы психолингвистики» описана постепенная реализация данной технологии - разработка и защита проекта сравнительно-сопоставительного словаря русских ассоциативных норм, который реализуется в ходе освоения модуля «Методы психолингвистических исследований». Знакомясь с экспериментальными методиками исследования языка (индивидуального и коллективного языкового сознания) и практически осваивая метод ассоциативного эксперимента, студенты учатся разрабатывать собственный ассоциативный эксперимент, собирать и обрабатывать материал, проводить сравнительно-сопоставительный анализ данных предыдущих экспериментов, интерпретировать результаты наблюдений над языковым сознанием. В результате группы обучающихся разрабатывают и защищают проект сравнительно-сопоставительного словаря русских ассоциативных норм.

The practice of University teaching in the conditions of the Federal state educational standard of the higher professional education raised the issue of using active forms of learning and competence building. The article covers the peculiarities of the introduction of the educational technology "Psycholinguistic laboratory" in the educational process. The article describes the gradual realization of this technology involving development and presentation of the project of the comparative dictionary of Russian associative norms while teaching students the discipline "Fundamentals of psycholinguistics". The project is carried out in the course of mastering the module "Methods of psycholinguistic research". Getting acquainted with experimental techniques of exploring the language (individual and collective linguistic consciousness) and mastering the method of associative experiment, students learn to develop their own associative experiment, to collect and to analyze the material, to carry out comparative data analysis of previous experiments, to interpret the results of observations over linguistic consciousness. As a result the group of students develop and defend their project of comparative dictionary of Russian associative norms.

Ключевые слова: образовательная технология, метод проекта, психолингвистическая лаборатория, ассоциативный эксперимент.

Keywords: educational technology, project method, psycholinguistic laboratory, associative experiment.

В связи с переходом на ФГОС в практике вузовского преподавания актуальным стал вопрос об использовании новых форм и приемов работы, позволяющих решать комплекс задач как по освоению теоретического материала, так и по формированию умений и навыков. В связи с этим представляется интересным и продуктивным применение технологии проектного метода при изучении учебных дисциплин. В рамках данной статьи описаны особенности применения метода проекта в рамках освоения студентами дисциплины «Основы психолингвистики».

© Морозова Н. С., 2014

Дисциплина «Основы психолингвистики» является частью вариативного блока учебного плана у студентов, обучающихся по ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»], «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования»]. У студентов, обучающихся по ГОС ВПО, данная дисциплина является курсом по выбору, установленным вузом для специальностей «Русский язык и литература» и «Иностранный язык с дополнительной специальностью».

Общая цель изучения дисциплины «Основы психолингвистики» - формирование у студентов представления о психофизиологических принципах организации речевой деятельности. В основные задачи курса входит знакомство с предметной областью психолингвистической науки, с принципами и методами изучения речемыслительных механизмов в рамках психолингвистики, практическое освоение ряда экспериментальных методик исследования языка (индивидуального / коллективного языкового сознания], ознакомление с результатами психолингвистического моделирования процессов продуцирования и понимания речи, уяснение основных принципов владения и овладения языком.

В результате освоения дисциплины обучающийся знает предметную область психолингвистической науки, психофизиологические принципы организации речевой деятельности, особенности устройства и функционирования языкового (речевого] механизма человека; студент владеет некоторыми экспериментальными методиками исследования языка (индивидуального языкового сознания], а также умеет интерпретировать результаты наблюдений над языковым сознанием.

Экспериментальное исследование процессов функционирования языкового сознания представляет научное и практическое значение для моделирования речевых процессов. В связи с этим особое внимание в преподавании дисциплины «Основы психолингвистики» уделяется овладению студентами психолингвистическими методами: применяется образовательная технология психолингвистическая лаборатория. Эта технология по содержанию является частнопред-метной, по совокупности использования методов - полидидактической технологией, интегрирующей ряд элементов других монотехнологий с учетом ключевой идеи - создание проекта словаря. Основу описываемой образовательной технологии составляет проектная деятельность студентов, организуемая в аудиторной и внеаудиторной работе под руководством преподавателя. В реализацию технологии включены элементы мастерской, элементы развивающего обучения, коммуникативной и творческой технологий.

Внедрение в образовательный процесс технологии психолингвистическая лаборатория позволяет решить целый спектр задач, связанных:

- с организацией учебного процесса, в результате которой формируется навык совместной исследовательской деятельности, навыки работы в команде;

- с освоением знаний и умений согласно содержанию программы дисциплины: приемы работы в рамках описываемой образовательной технологии позволяют сочетать репродуктивные, продуктивные, практико-исследовательские методы получения новых знаний и умений; создавать условия для формирования осознанности получаемых знаний, включенности каждого обучающегося в создание общего для группы проекта; контролировать исполнение всех видов самостоятельной и коллективной работы на каждом этапе реализации данной технологии, а значит оценивать уровень владения студентами необходимыми знаниями и умениями;

- с развитием коммуникативных компетенций: на протяжении всей работы психолингвистической лаборатории студенты проявляют речевую активность в различных ситуациях: при подготовке публичных выступлений, при организации работы в группе в режиме диалога как в аудитории, так и за ее пределами.

Реализация образовательной технологии психолингвистическая лаборатория осуществлялась в течение двух учебных лет с 2012 по 2014 г. Работа по освоению модуля «Методы психолингвистики» построена в два этапа. В начале перед студентами ставится цель: практически освоить основной метод психолингвистических исследований языка (индивидуального / коллективного языкового сознания] посредством разработки и защиты проекта сравнительно-сопоставительного словаря русских ассоциативных норм. Работа организована в два этапа: теоретический и практико-исследовательский.

На теоретическом этапе студенты на лекционных занятиях знакомятся с основными методами психолингвистических исследований (свободный и направленный ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал, метод толкования, градуальное шкалирование], с историей появления этих методов, с особенностями их применения. Особое внимание студентов сосредоточивается на понятии ассоциация, лежащем в основании метода ассоциативного эксперимента, на достижениях отечественных психолингвистов в применении этого метода, в том числе на обзоре основных словарей, составленных на основе данных ассоциативных экспериментов разных лет. Далее обучающиеся самостоятельно изучают достижения отечественных и зарубежных ученых (работы Е. Г. Свинчуковой, Е. Ю. Цыбеновой, Е. Ю. Лещенкова, Т. И. Доценко, О. В. Евсеевой, А. А. Воейковой, Н. Ю. Казаковой, Е. Ю. Гетте и др., представленные в журнале «Вопросы психолингвистики» [1]]. На основе анализа пуб-

ликаций студенты составляют аннотированный список из ряда источников, посвященных психолингвистическим проблемам с использованием экспериментальных методов. Проверка этой работы осуществляется на практическом занятии, на котором обучающиеся подробно представляют одну из изученных работ. При этом изучение статей проводится по общей для всех схеме анализа: цель и задачи презентируемого исследования, использованный метод, методика проведения исследования, как проводилась обработка полученных данных, и выводы, сделанные авторами работы. После выступления в группе организуется обсуждение, необходимое, на наш взгляд, для разъяснения конкретных вопросов о технологии применения экспериментальных методик, о сложностях интерпретации данных и о тонкости формулировки выводов, то есть те вопросы, с которыми в дальнейшем студенты столкнутся при организации и проведении собственного эксперимента и при обобщении полученных данных.

Практико-исследовательский этап студенты проходят в несколько шагов. Во-первых, на практическом занятии (4 часа], выполняя роль сотрудника психолингвистической лаборатории, студенты в группах по 3-4 человека сравнивают ассоциации на одни и те же слова-стимулы, представленные в ассоциативных словарях под ред. Ю. Н. Караулова (РАС] [2] и А. А. Леонтьева (САНРЯ] [3], и выявляют общие особенности коллективного языкового сознания жителей нашей страны в 1970-е и 1990-е гг. В дальнейшем, привлекая данные ассоциативного эксперимента, проводимого в стране в начале 2000-х гг. профессором Н. В. Уфимцевой и ее коллегами из Института языкознания РАН [4], студенты определяют типичные, мало повторяющиеся и единичные реакции, анализируют их в сравнительно-сопоставительном аспекте, интерпретируют реакции с учетом социологических данных испытуемых и условий проведения эксперимента (возраст, пол, место и время проведения]. В результате каждая группа обобщает данные экспериментов и делает вывод об особенностях коллективного языкового сознания русских начала XXI в. в сравнении с языковым сознанием жителей нашей страны в 1970-е и 1990-е гг.

На втором этапе практико-исследовательской работы студенты осваивают экспериментальный метод. Зная особенности применения свободного ассоциативного эксперимента, владея методикой составления анкет и методикой анализа данных, обучающиеся продолжают работать в своих проектных группах и разрабатывают собственный свободный ассоциативный эксперимент. Для этого сначала они обсуждают в пределах своей рабочей группы структуру анкеты, количество слов-стимулов, выбранных из словарей ассоциативных норм, продумывают технологию проведения эксперимента, аудиторию (соотношение по возрасту, полу], каналы выхода на нужное количество реципиентов (не менее 100 человек] и пр. Результатом работы каждой группы на этом шаге является краткая аннотация эксперимента, в которой описываются все перечисленные критерии предстоящего эксперимента.

Далее в течение двух недель студенты проводят эксперимент, привлекая к участию не менее 100 человек. Решение этой задачи предполагает участие всех членов рабочей команды в проведении эксперимента, которое осуществляется во внеаудиторной работе. Затем команда обобщает полученные данные, анализирует анкеты, сопоставляет свои данные с данными словарей А. А. Леонтьева, Ю. Н. Караулова и с данными эксперимента, проводимого Н. В. Уфимцевой. После проведения собственного эксперимента и обработки полученных данных в сопоставлении с данными словарей студенты разрабатывают проект словаря ассоциативных норм. На этом этапе, организуемом во внеаудиторной и аудиторной работе студентов в течение двух недель, каждая рабочая группа составляет проект словаря с привлечением собранного материала в своей группе. На заключительном занятии по модулю «Методы психолингвистики» каждая рабочая группа защищает проект своего словаря и в целом результаты работы: 1] итоги эксперимента: сравнительно-сопоставительный анализ данных экспериментов разных лет, анализ данных собственного эксперимента в сравнении с данными предшествующих экспериментов; 2] презентация защиты проекта сопоставительного словаря русских ассоциативных норм на основе материалов своей экспериментальной и сравнительно-аналитической работы. Работа студентов оценивается по двум важным критериям результативности проектной деятельности: во-первых, согласованность структуры словаря, словарной статьи с его главной идеей, состоящей в отражении эволюции актуального языкового сознания русских, во-вторых, обоснованность прикладного значения предлагаемого словаря с помощью перечня сфер жизнедеятельности человека, для которых предлагаемое исследование будет востребовано.

Двухлетнее внедрение в образовательный процесс описываемой технологии показало, что студенты активно включаются в предлагаемые формы работы по освоению метода ассоциативного эксперимента. Примечательно, что данные, полученные студентами в ходе проведения собственного эксперимента и в ходе анализа ассоциативных словарей, показали интересные результаты, позволяющие судить об эволюции языкового сознания русских.

Приведем пример полученных реакций на слово-стимул кино. Совпадения с данными САНРЯ насчитывают 23 реакции: труд, хорошее, фильм, билет, смотреть, кинотеатр, отличное, экран, вечер, зал, здание, лента, захватывающее, искусство, итальянское, отдых, скука, темно, комедия, любое, Никита Михалков и цирк.

В анкетах испытуемых встретились 35 реакций, не зафиксированных в САНРЯ: группа, студия, Гайдай, интересное, люди, мультфильм, надо сходить, в 3D, поп-корн, свободное, время,ужасное,ужастик, чёрно-белое, большой экран, мелодрама, он-лайн, классное, не очень, сериал, смех, смотр, Титаник, увидеть друзей,ужасы, Тарковский, ходить, неделя, просмотр, редкость, фантастика и кадр. Поясним появление некоторых новых ассоциатов в анкетах 2012-2014 гг. В списке данных реакций показательными являются в 3D и поп-корн. Использование терминов «трёхмерный» или «3D» связано с трёхмерной компьютерной графикой, которые предназначены для изображения объёмных объектов. Но в кинематографе данные термины используются для обозначения стереоскопических фильмов, при просмотре которых у зрителя складывается иллюзия объёмности изображения, ощущение наличия третьего измерения. На сегодняшний день просмотр фильмов в формате «3D» стал очень популярным явлением, о чём и говорит наличие такой ассоциации среди испытуемых. Появление ассоциации поп-корн объясняется тем, что сегодня это лакомство - неотъемлемая часть киносеансов, поэтому в сознании молодежи этот продукт стал прочно ассоциироваться с киноиндустрией.

Интересными оказались ассоциации - названия фильмов. Современные участники эксперимента назвали в своей анкете лишь фильм «Титаник», тогда как участники экспериментов в 1970-е гг., по данным САНРЯ, приводили такие названия фильмов: «Опасные гастроли», «Подростки», «Агент поневоле», «Ангел в тюбетейке», «Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Бриллиантовая рука», «Война и мир», «Ещё раз про любовь» и др. Это может говорить о том, что из-за обилия фильмов, которые предоставляет киноиндустрия, человек не способен запомнить их названия. Это объясняет и тот факт, что среди полученных ассоциаций встретилось больше оценочных слов, чем названий фильмов (интересное, ужасное, классное, не очень и др.). Наряду с этим современный человек имеет много возможностей для просмотра фильмов: кинотеатры, телевидение, всевозможные диски и Интернет. О последнем говорит появление новой реалии и, как следствие, новая реакция - он-лайн.

Таким образом, студенты интерпретируют полученные в ходе своей исследовательской работы данные. В рамках освоения модуля «Методы психолингвистики» студентам предлагается осмыслить данные и представить их в виде словаря. В этом направлении работа со студентами еще ведется, работает научно-проблемный кружок, который, обобщая идеи студентов разных лет, разрабатывает вариант сравнительно-сопоставительного словаря.

В целом, представляется, что описанная система реализации образовательной технологии, как и отдельных приемов и форм работы, может быть применена в рамках других модулей дисциплины (например, «История развития психолингвистики как науки», «Взаимосвязь языка и мышления», «Онтогенез речевого развития»), а также при освоении студентами других дисциплин.

Вся деятельность студента в предлагаемой лаборатории строится на последовательном сочетании репродуктивной, продуктивной, практико-исследовательской и проектной работы. Технология позволяет организовать индивидуальную и коллективную деятельность студентов в рамках одного проекта в течение нескольких недель как в аудитории, так и во внеаудиторное время. Все это вкупе обеспечивает формирование прочных знаний и умений студентов по изучаемой дисциплине.

Примечания

1. Вопросы психолингвистики: научный журнал теоретических и прикладных исследований. URL: http://iling-ran.ru/beta/publications-/journals/vpl

2. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. Т. 1. От стимула к реакции / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова и др. М., 1994-1998, 2002. (В тексте - РАС)

3. Словарь русских ассоциативных норм / под ред. А. А. Леонтьева. М., 1977. (В тексте - САНРЯ)

4. Уфимцева Н. В. Языковое сознание русских на пороге XXI века // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сб. науч. тр. Вып. 4 / отв. ред. Т. В. Си-машко. Архангельск, 2009.

Notes

1. Issues of psycholinguistics: scientific journal of theoretical and applied research. Available at: http://iling-ran.ru/beta/publications-/journals/vpl (in Russ.)

2. Russkij associativnyj slovar'- Russian associative dictionary: in 2 vols. Vol. 1. From stimulus to response / Y. N. Karaulov, Y. A. Sorokin, E. F. Tarasov, N. V. Ufimtseva, G. A. Cherkasova and others. Moscow. 1994-1998, 2002. (In the text - RAS)

3. Slovar' russkih associativnyh norm - Dictionary of Russian associative norms / edited by A.A. Leontiev. Moscow. 1977. (In the text - SANRA)

4. Ufimtseva N. V. YAzykovoe soznanie russkih na poroge XXI veka [Linguistic consciousness of the Russians on the threshold of XXI century] // Problemy konceptualizacii dejstvitel'nosti i modelirovaniya yazykovoj kartiny mira - Problems of conceptualization of reality and simulation of language picture of the world: collected scientific articles. Is. 4 / resp. ed. T.V. Simashko. Arkhangelsk. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.