Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ СТУДЕНТОК'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материнство / психологическая готовность к материнству / факторы формирования готовности к материнству / психолого-педагогические условия / родительство / образовательный процесс / студенты / motherhood / psychological readiness for motherhood / factors of formation of readiness for motherhood / psychological and pedagogical conditions / parenting / educational process / student

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарук Наталья Сергеевна

В статье раскрывается проблема формирования психологической готовности материнству в образовательном процессе. Представлены психолого-педагогические условия и выделены модели формирования психологической готовности материнству у студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMING PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD AT STUDENTS

The article reveals the problem of the formation of psychological readiness for motherhood in the educational process. The psychological and pedagogical conditions are presented and the models of the formation of psychological readiness for motherhood among female students are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ СТУДЕНТОК»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ СТУДЕНТОК

Захарук Наталья Сергеевна (Минск, Республика Беларусь), преподаватель. Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. E-mail: natasha_8205@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается проблема формирования психологической готовности материнству в образовательном процессе. Представлены психолого-педагогические условия и выделены модели формирования психологической готовности материнству у студенток.

Ключевые слова: материнство, психологическая готовность к материнству, факторы формирования готовности к материнству, психолого-педагогические условия, родительство, образовательный процесс, студенты.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMING PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD AT STUDENTS

Zakharuk Natalya Sergeevna (Minsk, Republic of Belarus), teacher, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank. E-mail: natasha_8205@mail.ru

Abstract. The articale reveals the problem of the formation of psychological readiness for motherhood in the edicational process. The psychological and pedagogical conditions are presented and the models of the formation of psychological readiness for motherhood among female students are highlighted.

Keywords: motherhood, psychological readiness for motherhood, factors of formation of readiness for motherhood, psychological and pedagogical conditions, parenting, educational process, student.

Необходимо отметить, что проблема психолого-педагогических условий подготовки девушек к материнству в современной социально-экономической ситуации, является недостаточно разработанной. В тоже время в настоящее время наблюдается рост исследований, посвященных условиям формирования психологической готовности к материнству, в том числе в образовательном процессе, что особенно актуально для нашего исследования (Е. Н. Васильева, И.Г. Григорьян, В.В. Ивакина, Ю.Е. Скоромная, Е. Ю. Шулакова, В. Щербакова и др.).

Само понятие психологической готовности к материнству в психологической науке трактуется с различных позиций. В.И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хаммитова, Е. Ю. Шулакова данный феномен определяют как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребенка, которая проявляется в определенном типе отношения матери к ребенку [4].

Так, Г.Г. Филиппова к психологической готовности к материнству относит переживания женщиной беременности; ориентацию на задачи воспитания и ухода за младенцем; благоприятный ранний детский опыт будущей матери. В. И. Брутман понимает психологическую готовность к материнству как этап развития самосознания личности, процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребенком. Феномен «шевеления ребенка» рассматривается данным автором в качестве основного психологического результата трансформации сознания, смысловой сферы женщины [6].

Е.Б. Айвазян, при анализе психологической готовности к материнству, утверждает, что она обеспечивается наличием «внутренней материнской позиции». «Внутренняя материнская позиция на этапе беременности представляет собой иерархически организованную систему, включающую ценности и смыслы, связанные с материнством, проекты материнской роли, образ ребенка и себя как матери, эмоциональное отношение к материнству и ребенку» [1].

Существуют эмпирические исследования ценностного характера родительства и материнства в студенческом возрасте. Так, в исследовании О.В. Алифиренко показана позиция студентов педагогического вуза по отношению к материнству, которая, в основном носит позитивный характер: семья, материнство, ребенок являются ценностно значимыми категориями, что, автор связывает со спецификой получаемого образования. «Ребенок воспринимается студентами как ценность, понимается значимость взрослого человека в его личностном формировании. В основу детско-родительских отношений, по мнению молодых людей, должен быть положен принцип гуманизма, проявляющийся в понимании, уважении ребенка, любви к нему» [2].

Сформированность ценностного отношения студентов вуза к родительству, как показано в исследовании Е.В. Евдокимовой, проявляется в готовности к принятию и исполнению родительских функций. Под ценностным отношением студентов вуза к родительству автор понимает «сложное

психологическое образование, отражающее на субъектном уровне притягательность родительства, полноту информированности о его содержании и организации, овладение необходимыми умениями и навыками, мотивированность к его реализации» [5].

Формирование ценностного отношения к родительству может происходить успешно, если оно будет основываться на реализации комплекса просветительских, тренинговых и консультативных мероприятий, направленных на повышение у студентов вуза информированности о родительстве, его эмоциональной привлекательности и интегрированности в систему жизненных приоритетов. Формирование психологической готовности к материнству должно включать условия для развития представлений о родительстве. В качестве методов, как указывает Т.В. Павлова, могут быть использованы «комплекс развивающих тренингов упражнений по повышению родительской компетентности, согласованности реальных и идеальных представлений о родителе и ребенке, их положительной эмоциональной направленности и обеспечении зрелых родительских позиций в целом» [7].

Е.Н. Васильевой, А.В. Щербаковым показано изменение уровня психологической готовности молодежи к родительству средствами тренинговой программы «эффективное родительство». В процессе работы студенты получали теоретические знания посредством прослушивания мини-лекций, а также просмотра видеолекций и видеоиллюстраций. В процессе тренинга использовалась техника ролевой игры, в ходе которой участники могли принимать на себя и разыгрывать различные роли: роли «Ребенка», «Родителя». Рисуночные техники отражали диагностическую, развивающую и психотерапевтическую функции для решения поставленных задач. Использовалась техника «анализ конкретных случаев» в ходе решение практические задачи из сферы семейной проблематики, из реальной консультативной практики. Важными факторами формирования ответственного (осознанного) родительства являются разработка, внедрение в практику образовательных учреждений (школ, институтов) специальных обучающих программ по семьеведению и пропаганда ценностного отношения к семье и браку; возрождение семейных традиций и обычаев на основе взаимодействия светского и духовного образования. Исследователи делают акцент на взаимодействии всех социально-педагогических структур, включая отделы ЗАГС, социальные службы помощи семье, медико-социальных службы, учреждения культурно-просветительской направленности, СМИ по формированию у молодых людей направленности на ответственное родительства как духовно-нравственного императива [3].

В.В. Ивакина, представляя модель формирования психологической готовности к материнству в условиях образовательного процесса, выделяет следующие психолого-педагогические условия ее эффективности: введение специализированных курсов по изучению материнства, включающих как теоретический, так и практический (тренинговый) компоненты; взаимодействие со студентами принципах диалогизма, свободы и развития, наличие духовно насыщенного содержания совместных действий в системе «преподаватель-студент»; содействие в осознании и принятии девушками собственной уникальности и ценности как будущей матери; развитие ориентации на принятие ребенка как общечеловеческой ценности, признание его уникальности и неповторимости; наличие адекватного задачам исследования научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, способов и технологий психолого-педагогической подготовки юношества Педагогическими условиями формирования готовности к материнству у студентов являются: Ориентирование на ценностное отношение к материнству и детству путем соответствующего направленности и корректирования содержания учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении; 2) организация просветительской работы по формированию готовности к материнству в рамках учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения; 3) использование активных методов обучения как средства формирования материнской идентичности и стремления к выполнению роли матери. Исследователь отмечает многогранность процесса формирования готовности к материнству, который включает стимулирование у студенческой молодежи устойчивого интереса к материнству, обретение знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей реализации себя в материнстве или поддержки молодой матери. Образование приобретает особую значимость, так как может стати одним из основных механизмов развития готовности к материнству [6].

Д.В. Посходиева, Т.Ц. Дугарова говорят о необходимости формировать психологическую готовность к материнству на этапе латентного материнства, которое на взгляд авторов

характеризуются «неосознанным присвоением матрицы материнства, свойственной женским поколениям родительской семьи, и внесением в нее оригинальных особенностей собственного опыта развития». «Независимо от этапа развития актуального материнства, основным вектором работы психолога в области материнства и подготовки к нему является проработка экзистенциальных моментов бытия и экзистенциальных данностей таких, как телесность, конечность бытия, свобода выбора и действий, одиночество-зависимость, поиск смысла существования» [8].

И.Г. Григорьян структурированы факторы формирования готовности к материнству на социальные, биологические и психологические. К биологическим факторам автор относит: хронологическое начало половой жизни, репродуктивное и психическое здоровье девушки, особенности формирования полового поведения, количество половых партнеров до наступления беременности, фактор ранней беременности. Среди социальных: «законность» половых отношений, «законность» беременности, уровень образования девушки, стереотип материнского поведения по женской линии в семье девушки, тип семьи и семейных отношений, отношение родителей к «претензиям» дочери на «взрослость» и самостоятельность, сепарация от родителей, специфика онтогенетического развития материнства, отношение к ранней половой жизни и беременности в обществе, аддиктивное поведение, асоциальное поведение, социальная дезадаптация, опыт перенесенного сексуального насилия. Психологические факторы: «компетентность в сфере планирования репродуктивного поведения, личностное отношение к началу ранней половой жизни и беременности со стороны девушки, возможности самореализации и самовыражения, специфика взаимоотношений с матерью, специфика протекания процессов идентификации -индивидуализации с собственной матерью, специфика протекания процессов деидеализации матери, наличие и степень разрешенности внешних и внутренних личностных конфликтов, личностные качества, ценностно-смысловые ориентации личности, уровень самооценки, способность адекватно реагировать на стрессогенные ситуации, уровень зрелости половой идентичности, умение строить зрелые субъектные отношения с окружающими [4].

Все исследователи вышеназванной проблемы сходятся во мнении, что родительская семья, и прежде всего мать, и также система детско-родительских отношений является самым первым, а потому и самым значимым источником формирования психологической готовности к материнству. Как указывают Д.В. Посходиева, Т.Ц. Дугарова, данная задача также может быть успешно решена в системе государственного образования через «создание условий преемственности по данной проблеме между образовательными учреждениями и семьей» [8, с. 169].

Учитывая тесную связь ценностного отношения к родительству и психологической готовности к нему, формирование позитивной установки к материнству, должно основываться на принципах эмоциональной привлекательности родительства, выстраивания ценностной приоритетности родительства; стимулирования позитивных личностных ожиданий родительства. Как отмечает Е.В. Евдокимова, повышение эмоциональной привлекательности, личностной приоритетности родительства и ожидаемого от него эффекта способствует росту у студентов вуза психологической готовности к его реализации [5].

Итак, в психологии накоплен практический материал, отражающий подходы к формированию психологической готовности к материнству. Выделены модели формирования психологической готовности к материнству, психолого-педагогические условия, обеспечивающие их эффективность, показаны конкретные методы, формы и техники работы в данном направлении, прежде всего в образовательном процессе. Отмечается, что работа по формированию психологической готовности к материнству должна строиться на принципах диалогизации, самодиагностики, эмоциональной привлекательности родительства, выстраивания ценностной приоритетности материнства, включать обсуждение вопросов создания здоровой семьи и воспитания здорового ребенка.

Литература

1. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: автореф. дис. канд, психол. наук: 19.00.04. - М., 2005.

2. Алифиренко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у студентов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2009.

3. Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Изменение уровня психологической готовности молодежи к родительству средствами тренинговой программы «Эффективное родительство» // Фундаментальные исследования. 2013. N»11 (3). С. 584-589.

4. Григорьян И.Г. Особенности психологической готовности студенток к материнству: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Самара, 2013.

5. Евдокимова Е.В. Формирование ценностного отношения к родительству у студентов вуза: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Пятигорск, 2015.

6. Ивакина В.В. Формирование у студенток психологической готовности к материнству: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Ставрополь, 2006.

7. Павлова Т.В. Психологические детерминанты формирования представлений личности о родительстве: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2012.

8. Посходиева Д.В., Дугарова Т.Ц. Психолого-педагогические основы формирования материнства и отцовства у студентов // Вестник БГУ. 2011. №1 С. 167-171.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Кремень Сергей Анатольевич (Смоленск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Смоленский государственный университет. E-mail: skremen@yandex.ru

Кремень Фаина Маратовна (Смоленск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, Смоленский государственный университет. E-mail: fmkremen@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагога и психолога в процессе сопровождения профессионального самоопределения школьников в контексте требований ФГОС. Авторами представлен теоретический анализ и данные, проведенного исследования, подтверждающие необходимость организации подобного сотрудничества в условиях единой образовательной среды; выделены трудности и даны рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: учитель, педагог-психолог, сопровождение, профессиональное самоопределение, взаимодействие.

INTERACTION OF A TEACHER AND A PSYCHOLOGIST IN THE PROCESS OF SUPPORTING THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN

Kremen Sergei Anatolievich (Smolensk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University. E-mail: skremen@yandex.ru

Kremen Faina Maratovna (Smolensk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Work, Smolensk State University. E-mail: fmkremen@gmail.com

Abstract. The article deals with the issues of interaction between a teacher and a psychologist in the process of supporting the professional self-determination of schoolchildren in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard. The authors present a theoretical analysis and research data confirming the need to organize such cooperation in a unified educational environment; difficulties are highlighted and recommendations are given to overcome them.

Keywords: teacher, teacher-psychologist, support, professional self-determination, interaction.

В период существенных изменений, вызванных глобальными социально-экономическими процессами, важнейшей задачей образования становиться всестороннее сопровождение развития личности обучающегося, включая помощь в становлении его как субъекта профессионального самоопределения [4]. Одной из целей реализации основной образовательной программы для уровней основного и среднего общего образования рассматривается профессиональная ориентация обучающихся, которая конкретизируется в форме личностных результатов освоения программ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.