Научная статья на тему 'Взаимоотношения «Мать - дочь» как фактор формирования готовности к материнству у молодых женщин'

Взаимоотношения «Мать - дочь» как фактор формирования готовности к материнству у молодых женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
941
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мостовая Л.И.

В психологии семейных отношений и психологии развития проблема детско-родительских отношений является одной из важнейших. Взаимоотношения в диаде «мать дочь» большинством исследователей признаются значимым фактором формирования психологической готовности женщины к материнству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения «Мать - дочь» как фактор формирования готовности к материнству у молодых женщин»

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «МАТЬ - ДОЧЬ» КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН

© Мостовая Л.И.*

Самарский государственный медицинский университет, г. Самара

В психологии семейных отношений и психологии развития проблема детско-родительских отношений является одной из важнейших. Взаимоотношения в диаде «мать - дочь» большинством исследователей признаются значимым фактором формирования психологической готовности женщины к материнству.

Ключевые слова: родительство, детско-родительские отношения, психологическая готовность к материнству.

Консультирование молодых родителей, имеющих проблемы в воспитании детей, нередко показывает, что у матерей и отцов не сформировано важное психологическое образование - готовность к родительству. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери, поэтому уделять внимание формированию готовности к родительству, как и формированию личности, необходимо с детства.

Большинство современных исследований касается формирования материнства, но, при всем разнообразии, все они в основном проводятся с женщинами в период беременности и после родов. Вопрос о специфике психологической готовности к материнству, о факторах, обусловливающих ее в период до первой беременности, остается малоизученным.

По данным исследования В.Ф. Чижовой, исследовавшей готовность к материнству беременных женщин на сроках 33-42 недели, в целом для женщин характерен оптимальный тип отношения к беременности, но их материнская сфера недостаточно хорошо сформирована. Отношение к своей беременности и будущему ребенку у большинства женщин скорее нейтральное, смешанное с тревогой, чем положительное. В отношении к воспитанию у беременных женщин не обнаружилось четкой субъект-субъектной позиции, что также свидетельствует о недостаточной сформированности материнской сферы [6].

Савенышева С.С. отмечает, что особенности отношения матери к ребенку обусловлены как культурно-социальным статусом женщины, так и ее собственной психической историей. Индивидуальное развитие готовности к материнству проходит несколько этапов, в результате протекания которых осуществляется психологическая адаптация женщины к материнской роли [4].

* Старший преподаватель кафедры Медицинской психологии и психотерапии, кандидат медицинских наук.

Филипова Г.Г. в своих работах выделяет шесть этапов развития материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе: 1) этап взаимодействия с собственной матерью; 2) игровой; 3) этап няньчания; 4) этап дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер; 5) взаимодействие с собственным ребенком; 6) этап образования привязанности и любви к ребенку как личности [5]. С.Ю. Мещерякова включает в структуру психологической готовности к материнству, наряду с переживанием беременности и ориентацией на стратегию воспитания, особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве [2].

Посходиева Д.В. и Дугарова Т.Ц. по результатам анализа научной литературы отмечают, что практически все исследователи проблемы сходятся в следующем: источник формирования психологической готовности к материнству - это родительская семья и в первую очередь мать, система ее ценностей, установок, система детско-родительских отношений в родительской семье [3].

Котова А.В., исследуя взаимосвязь восприятия матерью еще нерожденного ребенка и ее взаимоотношений с собственной матерью, выявили, что восприятие женщиной своего материнства напрямую зависит от стиля отношений с матерью. Наличие эмоциональной поддержки или подавления, безусловного принятия или эмоционального отвержения, доверительного общения или устранения от участия в жизни дочери - все это формирует собственный стиль материнства и отношение к своему будущему ребенку [1].

Выборку составили 40 студенток, учащихся на III-V курсах Самарского государственного медицинского университета. Возраст обследуемых варьировался от 19 до 23 лет. Ни у одной студентки на момент обследования не было детей или подтвержденной беременности. Для исследования были выбраны следующие методики: 1) Методика ADOR «Поведение родителей и отношение к ним»; 2) Проективная методика «Я и мой ребёнок» Г.Г. Филипповой. Статистический анализ данных осуществлялся при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования детско-родительских отношений при помощи методики ADOR представлены в табл. 1. Наиболее выраженным типом взаимоотношений молодой женщины с матерью в исследуемой выборке является позитивный интерес, проявляющийся в психологическом принятии (80 % высоких показателей).

Таблица 1

Результаты исследования отношений с матерью

Шкалы Уровни, %

Низкий Средний Высокий

Позитивный интерес 10 10 80

Директивность 30 50 20

Враждебность 70 30 0

Автономия 10 80 10

Непоследовательность 40 50 10

По шкалам директивности, враждебности, автономии и непоследовательности преобладают низкие или средние результаты, но в некоторых случаях обследуемые женщины отмечали проявления директивности, автономии и непоследовательности со стороны своих матерей.

Результаты проективной методики «Я и мой ребенок» Г.Г. Филипповой представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты исследования методикой «Я и мой ребенок»

Шкалы Уровень, %

Низкий Средний Высокий

Благоприятная ситуация 0 10 90

Эмоциональная холодность 70 30 0

Тревожность 40 40 20

Чувство незащищенности 90 10 0

Чувство неполноценности 100 0 0

Инфантильность матери 90 10 0

Недоверие к себе 50 30 20

Депрессивность 90 10 0

Трудности в общении 80 20 0

Враждебность 100 0 0

Импульсивность 50 50 0

Конфликтность 40 30 30

По шкале «Благоприятная ситуация», отражающей благополучное отношение матери к будущему ребенку, у большинства испытуемых (90 %) высокие баллы. По остальным шкалам преобладают средний или низкий уровни. Таким образом, большинство обследуемых характеризуется благоприятным отношением к будущему ребенку. Тем не менее, единичные обследуемые продемонстрировали высокий уровень тревожности, недоверия к себе и конфликтности в связи с будущим материнством.

По результатам проведения методики ранговой корреляции Спирмена выявлены следующие значимые соотношения:

1. Отрицательная корреляция между показателем шкалы «позитивный интерес» методики ADOR и значениями параметра «трудности в общении» проективной методики (rs = -0,938, при р < 0,01). Благоприятные взаимоотношения дочери с матерью, основанные на доверии и одобрении, положительно влияют на формирование готовности к материнству, предупреждая возникновение трудностей в общении с будущим ребенком.

2. Положительная корреляция между показателем шкалы «директив-ность» и значениями параметра «трудности в общении» (rs = 0,731, при р < 0,01). Жесткий контроль и властность со стороны матери нарушает формирование готовности к материнству у дочери, заранее предполагая возникновение трудностей общения с ребенком.

3. Положительная корреляция между показателем шкалы «враждебность» и значениями параметра «трудности в общении» (ге = 0,825, при р < 0,01). Повышенная подозрительность матери негативно влияет на формирование готовности к материнству, заранее предполагая возникновении трудностей общения с ребенком.

4. Отрицательная корреляция между показателем шкалы «автономия» и значениями параметра «конфликтность» (ге = -0,637, при р < 0,01). Автономность матери, формируя аналогичное поведение дочери, снижает вероятность возникновения конфликтов с будущим ребенком.

5. Положительная корреляция между показателем шкалы «непоследовательность» и значениями параметра «трудности в общении» (ге = 0,733, при р < 0,01). Это свидетельствует о том, что отсутствие определенного стиля воспитания негативно сказывается на формировании готовности к материнству, обуславливая возникновение трудностей в общении.

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Благополучные взаимоотношения дочери с матерью положительно влияют на формирование готовности к материнству, предупреждая возникновение трудностей в общении с будущим ребенком.

2. Директивность, враждебность и воспитательная непоследовательность со стороны матери провоцируют проблемы в общении дочери с будущим ребенком.

3. Автономность матери по отношению к дочери снижает вероятность возникновения конфликтов с будущим ребенком, но их отсутствие в данном случае является проявлением гипопротекции в воспитании и самоустранения матери от воспитания дочери.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что существует зависимость между особенностями отношения в диаде «мать - дочь» и формированием готовности молодой женщины к материнству. Зная о существовании данного механизма влияния, можно оказывать консультативную психологическую помощь, направленную на предупреждение проблем в детско-родительской сфере, еще до рождения ребенка.

Список литературы:

1. Котова А.В. Взаимосвязь восприятия беременной женщины движения плода с опытом отношений со своей матерью в раннем онтогенезе / А.В. Котова // Вестник университета. - 2012. - № 7. - С. 263-269.

2. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 18-27.

3. Посходиева Д.В. Психолого-педагогические основы формирования материнства и отцовства у студентов / Д.В. Посходиева, Т.Ц. Дугарова // Вестник бурятского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 167-171.

4. Савенышева С.С. Отношение к материнству у современных женщин / С.С. Савенышева // Вестник Санкт-петербургского университета. Серия 12. -2008. - № 4 - С. 45-54.

5. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

6. Чижова В.Ф. Психологическая готовность к материнству и особенности психического развития ребенка / В.Ф. Чижова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. - 2010. - № 4. - С. 146-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.