Educational environment as a factor of cognitive activity
Yurchenko Dina Viktorovna, Postgraduate student, North-Caucasus Social Institute, Stavropol
The purpose of the study is to study the educational environment as a factor in the cognitive activity of secondary school students. The article considers the features of the educational environment of the educational institution as a factor in the cognitive activity of students. The educational environment as a complex of pedagogical conditions in which the educational activities of the subjects of the pedagogical process are carried out has a direct impact on the psychological state of the student, on the success of his educational activities, social and personal development. According to the results of the study, it was revealed that the educational environment of the educational institution consists of the following components: spatial-semantic, content-methodological components, forms and methods of organizing the educational process, communication-organizational component. The main characteristics of the educational environment are modality, latitude, intensity, degree of awareness, generalizability, emotionality, variability.
Keywords: environment; educational environment; cognitive activity; school age; components of the educational environment; characteristics of the educational environment.
Цитировать: Юрченко Д.В. Образовательная среда как фактор познавательной активности // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 433-437. EDN: ZRKFEK. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.76
Юрченко Дина Викторовна, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь
Цель исследования – изучить образовательную среду как фактор познавательной активности учащихся средней школы. В статье рассмотрены особенности образовательной среды учебного учреждения как фактора познавательной активности учащихся. Образовательная среда как комплекс педагогических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность субъектов педагогического процесса, оказывает непосредственное воздействие на психологическое состояние учащегося, на успешность его учебной деятельности, социальное и личностное развитие. По результатам исследования выявлено, что образовательная среда учебного учреждения состоит из следующих компонентов: пространственно-семантического, содержательно-методического компонентов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, коммуникационно-организационного компонента. Основными характеристиками образовательной среды является модальность, широта, интенсивность, степень осознаваемости, обобщенность, эмоциональность, изменчивость.
Ключевые слова: среда; образовательная среда; познавательная активность; школьный возраст; компоненты образовательной среды; характеристики образовательной среды.
УДК 373.1
5.8.1
Юрченко Д.В.
Образовательная среда как фактор познавательной активности
Введение
В современном обществе происходят коренные преобразования – социальные, политические, экономические, технические, требующие от человека таких личностных качеств, как образованность, самостоятельность, активность. Для того, чтобы современный человек мог приспосабливаться к постоянно меняющимся социальным условиям, он должен владеть социальными навыками, обладать глубокими познаниями в различных сферах, проявляя высокую познавательную активность. Поэтому одной из основных задач, которую необходимо решать образовательным учреждениям, является формирование познавательной активности у учащихся.
Познавательная активность, с одной стороны, рассматривается как личностное образование человека, в основе которой лежит мыслительная деятельность человека и его волевые усилия. Познавательная активность всегда связана с отношением субъекта к познаваемому предмету или явлению [3]. С другой стороны, познавательная активность всегда проявляется в деятельности человека. Деятельностный подход к изучению познавательной активности личности раскрывает познавательную активность как качество и характер деятельности учащегося, его отношение к деятельности, в процессе которой происходит мобилизация внутренних ресурсов, нравственно-волевых усилий, направленных на решение задач познавательного характера [5, 7, 11].
Познавательная активность проявляется у ребенка уже с рождения и формируется на каждой возрастной ступени. Например, в младенческом возрасте познавательная активность становится основой для формирования у ребенка способов взаимодействия с окружающими взрослыми; в раннем возрасте – для формирования познания и взаимодействия с предметным и социальным миром; в дошкольном – для ознакомления с окружающим миром, что способствует появлению отношения ко всем объектам и явлениям, которые окружают ребенка; в младшем школьном возрасте – для все более развивающейся рефлексии, в результате которой учебная деятельность становится личностным смыслом учащегося. В подростковом возрасте наблюдается снижение познавательной активности вследствие того, что приоритетной деятельностью становится интимно-личностное общение [8]. Снижение познавательной активности у учащихся средних классов также объясняется тем, что для поиска необходимой информации не требуется прилагать никаких усилий, не надо удерживать в памяти ее, поскольку вся необходимая информация содержится в современном цифроризированном пространстве.
В соответствии с целью определены задачи исследования: 1) определить влияние образовательной среды на познавательное развитие учащихся средней школы; 2) выделить компоненты образовательной среды; 3) выявить основные характерные особенности образовательной среды.
В процессе изучения образовательной среды как фактора формирования познавательной активности у учащихся средней школы были использованы следующие теоретические методы исследования: метод анализа и синтеза, метод обобщения научного материала, системно-структурный метод.
Теоретической основой исследования послужили научные труды в области изучения познавательной активности Ю.Г. Абрамова, Р.Р. Ахмедбековой, Д.Б. Богоявленской, Д.И. Гасановой, В.А. Давыденко, М.А. Данилова, Е.М. Малковой, Г.Н. Сидорчука, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукина и других отечественных ученых, а также в области изучения образовательной среды Е.В. Винниковой, Н.Б. Крыловой, Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатиной, С.В. Тарасова, В.А. Ясвина и других.
Основная часть
В научной литературе в области изучения познавательной активности подчеркивается, что одним из значимых факторов, определяющих формирование познавательной активности в школьном возрасте, является образовательная среда, в которой осуществляется образовательно-воспитательная деятельность.
Понятие «среда» изучается в исторических, философских, социальных, антропологических, культурологических, педагогических исследованиях отечественных ученых. В контексте нашего исследования рассмотрим сущность этого термина в педагогических исследованиях.
В педагогическом словаре среда рассматривается как окружающее человека социальное пространство, в котором обеспечивается жизнедеятельность и развитие человека. Среда является той зоной, в которой протекает непосредственная активность субъекта, его развитие и непосредственные действия [4].
В широком смысле среда рассматривается как некоторое социокультурное многомерное пространство, состоящее из различных элементов, разнородных в историческом, культурном и социальном аспектах, в котором живет и развивается каждая личность, осуществляется его социальная, культурная и творческая деятельности [1].
Подсистемой социокультурной среды является образовательная среда - значимый фактор личностного развития учащегося, в котором взаимодействуют субъекты образовательного пространства, образовательные процессы и структурные компоненты [2].
Профессор В.А. Ясвин полагает, что понятие «образовательная среда» представляет собой обобщенную характеристику воздействия комплекса педагогических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность субъектов педагогического процесса, оказывающих непосредственное воздействие на психологическое состояние учащегося, на успешность его учебной деятельности, на социальное и личностное развитие. [12] Посредством образовательной среды учащийся включается в учебную и внеучебную деятельность.
В работе Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатиной подчеркивается значимость образовательной среды для образовательно-воспитательной деятельности субъектов образовательного процесса. Авторы считают, что образовательная среда, в которую погружен учащийся, оказывает непосредственное влияние на процесс его личностного развития. В структуру образовательной среды, по мнению авторов, входят разнообразные средства обучения и воспитания, способствующие формированию познавательной активности у учащихся. [6]
Любое образовательное учреждение является той естественной средой для каждого учащегося, в которой осуществляется образовательно-воспитательный процесс. Фактором всестороннего развития учащегося, усвоения им культурно-исторического опыта предшествующего поколения, реализации его потребностей и способностей, овладения им социокультурными нормами в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями является простанственно-предметное и социальное окружение, составляющее образовательную среду. [9]
С. В. Тарасов полагает, что любая образовательная среда состоит из следующих компонентов:
– пространственно-семантический компонент, включающий архитектурно-эстетическую организацию образовательного учреждения (архитектурный стиль здания, дизайн внутреннего интерьера кабинетов, расположение учебных и рекреационных помещений учреждения и др.) и символическое пространство (символы, используемые при оформлении помещений учреждения – герб, гимн, традиции и др.);
– содержательно-методический компонент, включающий общую концепцию образовательного процесса, учебный план, программы, обеспечивающие учебный процесс, учебные пособия и учебники и др.;
– формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, включающие разные формы урочной и внеурочной деятельности, направленные на обучение и воспитание учащихся;
– коммуникационно-организационный компонент, включающий коммуникативные и социальные особенности субъектов образовательного процесса (ролевые и статусные позиции, возрастные, национальные, гендерные особенности педагогов и учащихся, ценностные установки, стиль общения и преподавания, наполняемость классов, особенности управленческой культуры и др.). [10]
Профессор В. А. Ясвин представляет несколько иной подход к выделению компонентов образовательной среды и выделяет:
– пространственно-архитектурный компонент, в который входит предметная среда, насыщенная разнообразными предметными и учебными материалами, дидактическими и методическими пособиями, включающая учащихся в активную познавательную деятельность;
– социальный компонент, характеризующийся особенностями детско-взрослого сообщества;
– технологический компонент, включающий организационно-содержательные особенности образовательно-воспитательного процесса. [12]
Каждый выделенный авторами компонент в той или иной степени оказывает влияние на формирование познавательной активности у учащихся. Например, особенности дизайна помещений образовательной организации создают эмоциональное отношение к учебному учреждению, образовательному процессу, обеспечивают комфортность обучения в данной образовательной организации. Образовательная среда через включение учащегося в учебную и внеучебную деятельность способствует духовному, творческому, эмоциональному, социальному, познавательному развитию ребенка. Социальный компонент через эмоционально-положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяет активность учащегося на всех этапах образовательно-воспитательного процесса. По сути образовательная среда является той комфортной для ребенка обстановкой, насыщенной разнообразными предметными, учебными и игровыми материалами, которая включает учащегося в активную познавательно-творческую деятельность. Технологический компонент определяет непосредственное участие учащегося в учебной, творческой деятельности, проявляя свои способности, инициативу, творчество, познавательную активность.
Каждая образовательная среда, по мнению В.А. Ясвина, обладает определенными структурно-функциональными характеристиками: модальность, широта, интенсивность, степень осознаваемости, обобщенность и эмоциональность. [12]
Параметр модальности является качественной, типологической характеристикой образовательной среды, которая отражает наличие или отсутствие в образовательной среде определенных возможностей и условий, способствующие личностному, познавательному развитию ребенка.
Параметр широты образовательной среды отражает структурно-содержательные характеристики, такие как субъекты и объекты образовательной среды, процессы и явления, которые включены в конкретную образовательную деятельность.
Следующий параметр образовательной среды – ее интенсивность, представляющий структурно-динамическую характеристику, которая отражает возможности образовательной среды, влияющие на интенсивность познавательных процессов учащихся, физическую, творческую и познавательную активность субъектов образовательного процесса.
Еще одним параметром образовательной среды является осознаваемость как показатель сознательной, осмысленной включенности субъектов образовательного процесса в образовательно-воспитательный процесс, что позволяет каждому субъекту сознательно стремиться вносить конструктивные идеи, создавать благоприятные условия для организации и проведения различных мероприятий и т.д.
Параметр обобщенности образовательной среды отражает координацию деятельности конкретного учреждения. Как правило, каждое образовательное учреждение имеет концепцию функционирования учебной организации, от четкости которой зависит слаженность, координированность деятельности всех ее субъектов.
Еще одним параметром является эмоциональность образовательной среды, которая характеризует эмоциональную комфортность, эмоциональную насыщенность атмосферы образовательной организации эмоциональный настрой на выполнение различных видов деятельности.
Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина выделяют в качестве одной из основных характеристик образовательной среды ее изменчивость, поскольку она постоянно меняется в зависимости от социального, культурного, образовательного уровня развития субъектов образовательного учреждения. При этом отмечается: чем выше уровень развития субъектов образовательной среды, тем более она становится насыщенной, интенсивной, разнообразной и интересной для учащихся, стимулируя их познавательную активность. [7]
В своей статье Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина выделили следующие условия, которые необходимы для организации и эффективного функционирования образовательной среды: наличие культурных, исторических традиций; высокий педагогический потенциал образовательного учреждения; материально-технические условия образовательной организации; включенность родителей в деятельность образовательного учреждения; ценностно-смысловая система взаимодействия субъектов образовательного процесса. [7]
Заключение
Таким образом, в результате теоретического анализа научной литературы можно сформулировать следующие выводы:
1. Образовательная среда представляет собой обобщенную характеристику воздействия комплекса педагогических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность субъектов педагогического процесса, оказывающих непосредственное воздействие на психологическое состояние учащегося, на успешность его учебной деятельности, социальное и личностное развитие. Образовательная среда является фактором развития познавательной активности учащихся.
2. Образовательная среда состоит из следующих компонентов: пространственно-семантического, содержательно-методического компонентов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, коммуникационно-организационного компонента.
3. Характеристиками образовательной среды является модальность, широта, интенсивность, степень осознаваемости, обобщенность, эмоциональность, изменчивость.
Литература:
1. Винникова Е.В. Теоретические подходы к определению социокультурной среды как социального феномена // ИСОМ. – 2018. – №6-1. – С. 84-89.
2. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. – М. : Модэк МПСИ, 2004. – 158 c.
4. Педагогический терминологический словарь. – СПб: Российская национальная библиотека. – 2006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 24.02.2023).
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2005. – 738 с.
6. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2020. – № 5(80). – С. 212-219.
7. Саенко Л.А., Соломатина Г. Н. Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 4(91). – С. 260-265.
8. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 4(38). – С. 68-75.
9. Соломатина Г.Н. Адаптивная образовательная среда для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное и инклюзивное образование: материалы Международной научно-практической конференции, Ярославль, 03-04 марта 2021 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – С. 40-44.
10. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. – №3. – С. 133-138.
11. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 368 с.