Научная статья на тему 'Образовательная среда как фактор формирования и развития человеческого потенциала инновационной экономики'

Образовательная среда как фактор формирования и развития человеческого потенциала инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВУЗ / HIGH SCHOOL / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Сергей Валентинович, Иванов Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы развития человеческого потенциала в инновационной экономике. Авторы считают существующий уровень развития человеческого потенциала низким, что обусловлено недостатками, имеющими корни в командной экономике. Самым действенным способом повышения человеческого потенциала должно стать новое качество образовательного процесса. Именно благодаря компетентностному подходу в образовании инновационная экономика должна получить инициативных, креативно мыслящих исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational sphere as the factor of formation and development of human potential of innovative economy

In article questions of development of human potential in innovative economy are considered. Authors consider an existing level of development of human potential low that is caused by the lacks where a basis in command economy. New quality of educational process should become the most effective way for increase of human potential. Thanking to the approach competence in education innovative economy should receive initiative, creatively conceiving researchers.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как фактор формирования и развития человеческого потенциала инновационной экономики»

Образовательная среда как фактор формирования и развития человеческого потенциала инновационной экономики

The educational sphere as the factor of formation and development of human potential of innovative economy

m <

Кузнецов Сергей Валентинович

директор Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор 198013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38

Kuznetsov Sergey Valentinovich

198013, Saint-Petersburg, Serpukhovskaya ul., 38

Иванов Сергей Анатольевич

заведующий лабораторией Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук 198013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38

Ivanov Sergey Anatolyevich

198013, Saint-Petersburg, Serpukhovskaya ul., 38

<

о о

ш J

О

< CL

с

>

В статье рассматриваются вопросы развития человеческого потенциала в инновационной экономике. Авторы считают существующий уровень развития человеческого потенциала низким, что обусловлено недостатками, имеющими корни в командной экономике. Самым действенным способом повышения человеческого потенциала должно стать новое качество образовательного процесса. Именно благодаря компетентностному подходу в образовании инновационная экономика должна получить инициативных, креативно мыслящих исследователей.

In article questions of development of human potential in innovative economy are considered. Authors consider an existing level of development of human potential low that is caused by the lacks where a basis in command economy. New quality of educational process should become the most effective way for increase of human potential. Thanking to the approach competence in education innovative economy should receive initiative, creatively conceiving researchers.

Ключевые слова: инновации, образование, вуз, инновационная активность, человеческий потенциал

Keywords: innovations, education, high school, innovative activity, human potential

Развитие инновационных свойств человеческого потенциала, формирование так называемого «инновационного человека» является приоритетной задачей развития страны, что еще раз подтверждено в проекте стратегии «Инновационная Россия — 2020».

Какие проблемы в этой связи предстоит решить и какие факторы определяют успех их решения? Чтобы ответить на эти и другие вопросы сотрудниками Института проблем региональной экономики РАН в 2011 г. было проведено исследование «Человеческий потенциал инновационной экономики», реализованное в форме экспертного опроса.

Для исследования были отобраны 8 субъектов Российской Федерации, относящиеся к разным по индексу инновационной активности группам регионов.1

1 Учитывался индекс инновационной активности, рассчитанный по итогам 2010 г. Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий России. Методологию расчета индекса и прочие материалы см.: [1].

В частности, в выборку опроса были включены следующие субъекты РФ: из группы «очень высокой инновационной активности» — Москва (0,93333); «высокой инновационной активности» — Санкт-Петербург (0,15017); «средней инновационной активности» — Красноярский край (0,04168) и Ярославская область (0,03825); «умеренной инновационной активности» — Смоленская область (0,01453) и Псковская область (0,01429); «низкой инновационной активности» — Республика Карелия (0,00886).

В качестве экспертов выступали специалисты, занятые в трех сферах деятельности: системе профессионального образования, реальном секторе экономики, научно-инновационной сфере.

Всего было опрошено 115 экспертов, в том числе работников системы профессионального образования и подготовки кадров — 47 человек, представителей реального сектора экономики — 42 человек, работников научно-инновационной сферы — 26 человек.

В числе предприятий, включенных в выборку опроса, были ОАО «Алмаз-Антей» (РИРВ), ЗАО «ЛионТех», ОАО «Лесинвест», ОАО «Юит» и др. Выборка по вузам включала крупные университеты: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Санкт-Петербургский торгово-экономический университет, Петрозаводский государственный университет, Псковский политехнический институт и др.

Оценки экспертов основных недостатков имеющегося человеческого потенциала представлены ниже (рис. 1).

Как видно из рис.1, сегодня одним из главных недостатков человеческого потенциала, тормозящим формирование необходимого для современной экономики «инновационного человека», является то обстоятельство, что многие люди избирают для себя следующую позицию: «мне проще быть исполнителем, чем предлагать и отстаивать собственные идеи». Разумеется, эта модель поведения может быть обусловлена многими факторами: характером и размером вознаграждения за проявление инициативы, отношением к новатору со стороны руководства и пр.

У многих людей не выработано стремление создавать что-то новое Многим проще быть исполнителями, чем выдвигать идеи и отстаивать их Система образования не формирует потребность быть новатором Многие работники не умеют планировать свою деятельность Даже молодежь не всегда имеет навыки поиска информации Люди часто не обладают искусством передавать свой опыт Многим не хватает умения работать в команде, договариваться с людьми У многих нет способностей к освоению новой техники У людей не развиты способности к созданию, конструированию нового Система образования не развивает способностей к инновациям Даже при наличии способностей не все работники готовы к инновациям Стремление к инновациям не всегда поддерживается начальством Инновационная деятельность требует предприимчивости — свойства, которого у многих нет

76,1

85,0

64,9

58,0

55,0 Ц 57,7 1 60,7

28,6

49,1

67,6

75,7

70,5

58,4

10 20 30 40 50 60 70 80

90 %

Рис. 1. Основные недостатки человеческого потенциала, мешающие людям быть более работоспособными, инициативными, творческими (сумма «согласных» и «скорее согласных» с данным суждением)

Однако в значительной степени, как нам представляется, в основе такой установки лежат стереотипы, сформировавшиеся еще в условиях командной экономики, когда личная инициатива часто не поддерживалась, а иногда и наказывалась, в цене же было строгое выполнение плана.

Существенным препятствием для развития инновационной экономики является и тот факт, что компонент «готовности», как одна из важнейших составляющих человеческого потенциала [2], также не всегда «включается в работу». Большинство экспертов признали факт неготовности по разным причинам работников к проявлению инициативы, участию в инновационной деятельности, даже в том случае, если они обладают для этого необходимыми способностями, профессиональными знаниями (75,7%). В определенной степени это также связано с моделью поведения «не высовывайся», хотя в современных российских условиях не стоит снимать со счетов и фактор низкой оплаты труда работников, не стимулирующий их на проявление инициативы.

Не менее существенным недостатком доминирующей в российском обществе модели человеческого потенциала является, по мнению экспертов, то, что у людей нет внутренней потребности стремиться к новому, создавать во всем новое качество. Практически % экспертов выделили этот аспект сознания людей как один из главных недостатков, тормозящих формирование и развитие необходимых качеств человеческого потенциала (76,1%).

Свою роль в преодолении этих недостатков, развитии необходимых для инновационной экономики свойств человеческого потенциала могла бы играть система профессионального образования, как один из важнейших сегментов социальной среды, в котором происходит социализация молодого поколения,

со <

О со о

о о

< со

<

о о

ш ^

о

освоение ими ключевых социальных компетенций. Однако, несмотря значительные масштабы финансовой поддержки системы профессионального образования со стороны государства, эта система, по мнению экспертов, еще не способствует в полной мере ни формированию у учащихся потребности становиться новатором (64,9%), ни развитию способностей к инновациям (67,6%).

Впрочем, как показали результаты этого исследования, и другие сегменты социальной среды (информационное пространство, культурная среда, пространство семейных ценностей и отношений и пр.) также пока не могут в полной мере способствовать развитию инновационных свойств человеческого потенциала, качеств, необходимых для работы в инновационной экономике (рис. 2).

Наиболее сильное, по мнению экспертов, влияние на развитие человеческого потенциала оказывают отношения, которые складываются в экономической сфере. Они явно выделяются на фоне показателей влияния других факторов. Вслед за ними идут виртуальное пространство (Интернет, социальные сети), образовательное пространство, а также культурные ценности, сохранившиеся и культивируемые в российском обществе. Вместе с тем, по мнению экспертов, влияния даже наиболее действенного сегмента социальной среды (системы экономических отношений) сегодня явно недостаточно, чтобы говорить о действительно эффективном воздействии на развитие человеческого потенциала, формирование его инновационных свойств. Слабее всего, по мнению экспертов, развитию человеческого потенциала способствуют национальные ценности, которые свойственны и которые доминируют сегодня в социальной среде (вообще в отношении этих ценностей более половины экспертов заявили, что они не только не

со <

О со о

о о

< со

Материальное положение семьи Социальные ценности, нормы отношений между людьми Культурная среда, в которой вращается большинство людей Доминирующие национальные ценности и стереотипы Отношения в семьях, семейные ценности Отношения к подчиненным со стороны руководителей Отношения в коллективах между самими работниками Информационное пространство (СМИ: телевидение, радио) Виртуальное пространство (Интернет, социальные сети) Образовательно-воспитательная среда: школа, ПТУ, вузы и пр.

33,6

17,7

27,7

11,8

25,0

34,2

30,9

17,0

28,8

25,9

10

20 30

40

Рис. 2. Различные аспекты социальной среды (удельный вес утверждающих, что способствуют), способствующие развитию необходимых инновационных свойств человеческого потенциала

%

способствуют, а скорее, препятствуют развитию человеческого потенциала).

И тем не менее решающую роль в формировании необходимых свойств человеческого потенциала региона может сыграть система образования, представляющая образовательно-воспитательный сегмент социальной среды.

На данном этапе становится важным, что в этой связи сегодня предпринимается и что еще предстоит сделать для превращения системы образования, прежде всего профессионального, в действенный инструмент развития человеческого потенциала, который отвечал бы требованиям инновационной экономики? Обозначим пока лишь вехи, главные, на наш взгляд, свершения на этом пути.

Одним из знаковых событий стало, пожалуй, заключенное в 2007 г. Соглашение о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (от 25 июня 2007 г.), закрепившее принцип совместной ответственности работодателей и системы подготовки кадров в развитии необходимых профессиональных и иных качеств будущих работников. При этом за работодателями закреплялась ответственность за разработку профессиональных стандартов, описывающих квалификационные требования к работнику, включая функциональные компетенции, за системой образования — организация применения профессиональных стандартов, разработанных РСПП с участием отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ, как основы для создания соответствующих государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ.

Важным шагом на пути создания действенных механизмов развития инновационных свойств человеческого потенциала стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государствен-

ной политики в области профессионального образования», а также Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственных образовательных стандартов».

Основной задачей новых образовательных стандартов является учет требований современной инновационной экономики к уровню образования выпускника и требований работодателей — к уровню его квалификации. Главная особенность образовательных стандартов третьего поколения состоит в том, что они более подробно описывают результаты освоения основных образовательных программ — те навыки и умения, те общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть учащийся, студент. Особое внимание к описанию результатов образовательной деятельности является выражением компетентност-ного подхода в образовании, реализация которого создаст прочную основу для развития инновационных свойств человеческого потенциала, приближения профессионального образования к потребностям современной инновационной экономики.

В этой связи в формулировках общих компетенций в ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) нового поколения необходимо сделать акцент, прежде всего, на описании тех качеств, которые необходимы в инновационной деятельности, расширить перечень полномочий и ответственности будущего работника.

Дескрипторы общих компетенций, необходимых в том числе для инновационной деятельности, должны отражать вариативность способов решения профессиональных задач, необходимость их выбора, внедрения или разработки, а также уровень определенности/неопределенности производственной ситуации и предсказуемости/непредсказуемости ее развития. Особенности профессиональной деятельности при этом также могут и должны быть отражены.

Характеристикой, без которой невозможно описать общие компетенции, являются требования к знаниям, работе с информацией, повышению квалификации,

профессиональному и личностному саморазвитию. Они могут быть как общими для квалификационного уровня (способность приобретать и использовать в жизни и профессиональной деятельности знания и информацию различного объема, сложности, степени абстрактности), так и отражающими специфику специальности. К последним, например, относится способность перерабатывать большие объемы информации в ограниченное время, в специфических условиях, обучать других, анализировать или интерпретировать, оценивать информацию того или иного характера и т. д.

Общие и профессиональные компетенции, заданные в образовательных стандартах нового поколения как ожидаемые результаты профессионального образования, должны становиться основой для формирования нового качества человеческого потенциала.

Еще одним направлением модернизации профессионального образования, нацеленным на развитие инновационных свойств человеческого потенциала, должна стать интеграция и гармонизация российского образования с европейским образовательным пространством. Все принимаемые в России нормативные документы в области профессионального образования, с одной стороны, являются отражением потребностей современного российского общества, системы образования, но, с другой стороны, они должны учитывать положения Болонского и Копенгагенского процессов.

К таким документам можно отнести новый Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП), Единый перечень направлений и специальностей профессионального образования, Национальную рамку квалификаций Российской Федерации [3] (далее — НРК РФ). Эти документы становятся основой формирования нового содержания и качества профессионального образования, инструментом формирования содержания подготовки кадров, нацеленного на развитие инновационных свойств человеческого потенциала.

Новый общероссийский классификатор образовательных программ обеспечивает возможность классификации любых программ всех уровней образования и всех типов образования. При введении новой образовательной программы по направлению подготовки, специальности, профессии вносить изменения в классификатор не потребуется, так как в нем предусматривается возможность дополнения новыми программами.

Введение нового классификатора, а также разработанного на его основе Единого перечня направлений подготовки, специальностей и профессий даст возможность прямого сопоставления объектов классификации и уровней квалификации с Международной стандартной классификацией образования (!БСЕО — 97).

Важным этапом создания инструментов развития инновационных компонент человеческого потенциала стало создание новой Национальной рамки квалификаций Российской Федерации. НРК РФ дает обобщенное описание квалификационных уровней, уточнение, расширение (углубление) которого будет осуществляться при создании отраслевых рамок квалификаций. Специалисты, учитывая специфику отраслевых профессий, смогут разрабатывать отраслевые системы квалификаций, в которых на базе универсальных дескрипторов НРК РФ смогут определить, какие компетенции и какой степени их развития могут считаться соответствующими определенному уровню

квалификации. Предполагается, что достаточно вы- х сокие уровни квалификации могут быть достигнуты о гражданами не только на основании полученного об- о разования, но и на основании практического опыта, ^ саморазвития и самосовершенствования. х

Национальная рамка квалификаций и отраслевые х рамки — методологическая основа, определяющая ™ описание квалификаций в образовательных стандар- £ тах при отсутствии профессиональных. Перечень как о общих, так и профессиональных компетенций должен о соответствовать квалификационному уровню НРК. о Использование в системе профессионального об- ^ разования НРК РФ будет способствовать переводу ^ российского профессионального образования на но- о вую парадигму развития, основанную на компетент- о ностном подходе. Такой подход предполагает опреде- ® ление в качестве целей обучения освоение учащимися о компетенций, востребованных инновационной эконо- ^ микой: способность адаптироваться к быстро меняю- ^ щимся условиям рынка труда, креативность, нацелен- ^ ность на саморазвитие, на продолжение профессио- о нального образования («образование в течение всей ^ жизни»). ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитию инновационных свойств человеческо- < го потенциала в процессе обучения, модернизации х в этих целях самого образовательного процесса ^ должна способствовать институциональная перестрой- ^ ка системы профессионального образования, в том 'числе создание в стране сети национальных иссле- ^ довательских университетов, развитие федеральных ^ университетов как крупных инновационных научно- о образовательных комплексов. Например, в Северо- =т Западном федеральном округе статус национального 2 исследовательского университета имеют Санкт-Пе- | тербургский государственный горный институт имени ^ Г. В. Плеханова, Санкт-Петербургский госуниверситет ш информационных технологий, механики и оптики, т Санкт-Петербургский государственный политехниче- £ ский университет, Учреждение РАН Санкт-Петербург- > ский университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Также в СЗФО создан Северный (Арктический) федеральный университет на базе Архангельского государственного технического университета, завершена работа по созданию Балтийского федерального университета на базе Российского государственного университета имени Иммануила Канта (Калининградская область).

Целью развития Северного (Арктического) федерального университета является обеспечение инновационной научной и кадровой поддержки защиты геополитических и экономических интересов России в Арктике путем создания системы непрерывного профессионального образования, интеграции образования, науки и производства, а также путем стратегического партнерства с бизнес-сообществом. Приоритетными направлениями исследований Балтийского федерального университета являются химический анализ и синтез, разработка технологий энергоэффективности, исследование новых материалов, медико-биологические исследования, разработка прикладных информационных технологий.

Интеграции науки и образования с целью формирования условий, необходимых для развития инновационных свойств человеческого потенциала, способствует создание центров коллективного пользования на базе ведущих научных организаций и университетов, а также открытие инновационно-технологических центров (далее — ИТЦ). Примером такой работы может служить Санкт-Петербург.

Сегодня в Санкт-Петербурге функционируют 6 цен-о тров коллективного пользования, созданных на базе О ведущих научных организаций и вузов города, вы-^ полнявших работы в 2007-2008 гг. по государственным контрактам с Федеральным агентством по науке х и инновациям в рамках Федеральной целевой про™ граммы «Исследования и разработки по приоритет-5 ным направлениям развития научно-технологического о комплекса России на 2007-2012 годы». В их числе: о Северо-Западный региональный центр «Материало-о ведение и диагностика в передовых технологиях» (на ^ базе Физико-технического института им. А. Ф. Иоф-2 фе РАН), Центр коллективного пользования «Состав, о структура и свойства конструкционных и функцио-о нальных материалов» (на базе ФГУП «Центральный т научно-исследовательский институт конструкционных о материалов „Прометей"»), Центр коллективного поль-^ зования «Лазерные и оптические технологии» (на базе ^ Центрального научно-исследовательского и опытного конструкторского института робототехники и техни-о ческой кибернетики), Центр аналитических исследо-^ ваний региональных проблем минерально-сырьевого ^ комплекса (на базе Санкт-Петербургского государ-

< ственного горного института имени Г. В. Плеханова х (технического университета)), Центр коллективного

< пользования «Наукоемкие компьютерные технологии 2 для нужд науки, образования и промышленности на

основе высокопроизводительных вычислительных сис-2 тем» (на базе Санкт-Петербургского государствен-^ ного политехнического университета), Центр иссле-о дования ультраструктуры и молекулярного состава =т биологических объектов «ХРОМАС» (на базе Санкт-2 Петербургского государственного университета).

На базе Санкт-Петербургского государственного ^ горного института имени Г. В. Плеханова (техниче-ш ского университета) функционирует сетевой центр т коллективного пользования (далее — СЦКП), создан-2 ный в рамках программы по развитию инновацион-> но-технологических центров при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах Санкт-Петербурга. СЦКП представляет собой систему диспетчеризации центров коллективного пользования уникальным оборудованием вузов, научных, других инновационных организаций Санкт-Петербурга, обеспечивающую доступ широкого круга исследователей и ученых к передовому научному оборудованию.

Также на территории Санкт-Петербурга в настоящее время действуют уже 12 ИТЦ, в том числе:

• ИТЦ «Фонд ТВН» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, который выполняет функции «инкубации» малых инновационных предприятий научно-технической сферы, обеспечивая процессы коммерциализации технологий, разработанных учеными СПбГПУ и других вузов;

• ИТЦ Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга, особенностью которого является неразрывная связь малых предприятий с организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования, а также обеспечивающими крупное промышленное производство;

• ИТЦ Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, один из крупнейших вузовских ИТЦ города общей площадью 18 тыс. м2. В настоящее время в ИТЦ разместились 50 малых инновационных компаний, выполняющих разработки по созданию программного обеспечения, устройств оптоэлек-троники и лазерной техники;

• ИТЦ по комплексной переработке и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов Научно-производственной корпорации «Механобр-техника»;

• ИТЦ Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, основной сферой деятельности которого является создание и развитие прогрессивных технологий в области экологии, медицины, дизайна текстильной и легкой промышленности в целом. В составе ИТЦ сформированы 5 отделов: трансфера технологий, охраны интеллектуальной собственности, поддержки инновационных проектов, «дополнительного образования», аналитический;

• ИТЦ «Технопарк» Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, основное целевое предназначение которого развитие и поддержание учебно-производственной материальной базы для СПбГЛТА, апробация и внедрение новых технологий в лесопромышленной области;

• ИТЦ «Центр поддержки инноваций» Физико-технического института РАН имени А. Ф. Иоффе. Основная область деятельности фирм, размещаемых в ИТЦ, — электроника и нанотехнологии;

• ИТЦ «Северо-Западный региональный инновационный центр наукоемких технологий „АРТЕС"» Института проблем электрофизики РАН. Деятельность центра концентрируется на приоритетных областях современной науки и техники, на новейших инновационных технологиях, направленных на решение задач экологии, защиты окружающей среды, ликвидации и переработки отходов различного типа, в том числе твердых бытовых отходов, медицинских и особо токсичных, а также на внедрении новейших плазменных методов получения энергии от возобновляемых источников;

• ИТЦ «Инновации ленинградских институтов и предприятий (ИЛИП)» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина), в котором размещено 21 малое предприятие, работающее в научно-технической сфере;

• городской координационный центр по развитию инновационной деятельности в науке и образовании при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, основная цель которого — интеграция усилий научных, образовательных, опытно-конструкторских и технологических организаций Санкт-Петербурга по формированию и развитию городской инновационной системы в науке и образовании;

• ИТЦ «Аэрокосмический» Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения;

• ИТЦ 1Т-парка Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича.

На сегодняшний день общая площадь ИТЦ составляет 50 тыс. м2, общее число компаний — резидентов ИТЦ — более 220, совокупный оборот компаний — резидентов ИТЦ — свыше 1,3 млрд руб. Число созданных рабочих мест для специалистов наукоемких областей составило более 2200.

Развитию науки, в том числе вузовской науки, способствует создание при вузах и научных организациях СЗФО хозяйственных обществ.

К середине 2011 г. при вузах, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, было создано 87 малых инновационных предприятий (далее — МИП), уже накоплен определенный интересный опыт работы МИПов.

Так, в Новгородской области наиболее успешными МИПами являются: ООО «Грумант» (разработка и производство фармацевтических субстанций), ООО «Мэй-пик» (разработка технологии и изготовление слоистых структур на основе подложек из лейкосапфировых пластин), ООО «Энигрон» (разработка маскирующих компиляторов для практически любого программного продукта).

При высших учебных заведениях Вологодской области созданы такие МИПы, как:

• общество с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма «ВиВАТ» при ГОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет». Направления ее деятельности: технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов, очистка воды;

• общество с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма «ЭнергоКИТ» при ГОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет». Направление деятельности — технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии;

• общество с ограниченной ответственностью научно-производственный центр «Информационные и энергетические технологии» при ГОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет». Направление деятельности — технология искусственного оттаивания мерзлого грунта поверхностным радиационно-конвективным методом при ремонтно-строительных работах;

• общество с ограниченной ответственностью «Безопасность информационных технологий» при ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет». Направление деятельности — разработка и внедрение форм защиты информации. Развитие и поддержка научной и инновационной

деятельности молодежи является одним из приоритетов для Правительства Санкт-Петербурга. В городе сложилась уникальная система вовлечения молодежи в научно-инновационную сферу, охватывающая различные категории талантливой молодежи от школьников до выпускников вузов, молодых кандидатов, докторов наук:

• конкурс научного и инженерного творчества школьников старших классов;

• региональные предметные олимпиады для студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга;

• конкурс бизнес-идей, научно-технических разработок и научно-исследовательских проектов под девизом «Молодые. Дерзкие. Перспективные»;

• конкурс грантов для студентов, аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга;

• конкурсный отбор для предоставления субсидий молодым ученым, молодым кандидатам наук вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга;

• конкурс на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности;

• конкурс на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники.

В Санкт-Петербурге в целях вовлечения выпускников вузов в научно-инновационную сферу в 2010 г. третий раз был проведен конкурс бизнес-идей, научно-технических разработок и научно-исследовательских проектов студентов, аспирантов и молодых менедже-

ров под девизом «Молодые. Дерзкие. Перспектив- х ные». Размер премий победителям конкурса составил о 100 тыс. руб. за первое место, 60 тыс. руб. за второе q место и 40 тыс. руб. за третье место.

Общий объем финансирования, выделенного в 2010 г. х из бюджета Санкт-Петербурга на премии, составил х 600 тыс. руб. Победителями конкурса грантов для ™ студентов, аспирантов в 2010 г. стали 437 человек, £ общий объем финансирования премий из бюджета о Санкт-Петербурга составил 15,31 млн руб. о

Вузами-лидерами активно развивается частно-го- о сударственное партнерство по подготовке инженерно- ^ технических кадров на основе заключаемых договоров ^ с профильными организациями, предприятиями и кор- о порациями. Налажена работа со школами по развитию о профориентации и вовлечению школьников в техни- ® ческое творчество, развитию интереса к инновациям. о Показательным примером в этом плане может служить ^ совместная работа Санкт-Петербургского националь- ^ ного исследовательского университета информацион- =j. ных технологий, механики и оптики (далее — ИТМО) о с физико-математическим лицеем № 239 и ОАО «Кон- ^ церном „ЦНИИ «Электроприбор»"». s

В основе используемой инновационной образова- < тельной технологии школьников заложено вовлечение х их в обучение на базе развития первичной заинтере- < сованности в инженерно-техническом творчестве на ^ примере культивирования робототехники. Обучение L элементам робототехники внесено в образователь- ^ ные программы основного и дополнительного общего £ образования в 5-6-х классах. Изучение элементов о робототехники является связующим звеном, способ- =т ствующим интеграции комплекса естественных наук, 2 математики и программирования в зримый результат [ проектной деятельности. В последующих классах раз- s вивается обучение программированию, информаци- ш онным технологиям, углубленному изучению физики и m математики в теоретическом и прикладном аспектах. £ Таким образом, устраняются недостатки подготовки > школьников по тем предметам, которые были отмечены большей частью технических вузов.

В результате ежегодно из 200 выпускников физико-математического лицея до 70% поступают в ИТМО и другие технические вузы на инженерно-технические специальности, имея высокие показатели ЕГЭ по математике, физике и информатике.

Следующим звеном в цепочке «школа — вуз — предприятие» является заключение трехсторонних соглашений «студент — ИТМО — ОАО «Концерн "ЦНИИ «Электроприбор»"», на основании которых осуществляется целевая (точечная) подготовка инженерно-технических специалистов с задействованием всей инновационной инфраструктуры вуза, включая базовую кафедру информационно-навигационных систем. С первых курсов отобранные студенты привлекаются концерном к практическому освоению специализации на рабочих и технических должностях. В последующем, на III и IV курсах, студенты получают углубленную подготовку по профессиональным дисциплинам с привлечением лучших преподавателей и ученых, с использованием специально созданной концерном современной лабораторной базы. Отобранные по конкурсу студенты IV курса зачисляются в группу интенсивной подготовки, ориентированную на дальнейшую работу в концерне.

Принятые на работу после окончания вуза молодые специалисты проходят годичную стажировку, цель которой — завершение адаптации в условиях работы концерна и выполнение самостоятельных разработок.

Благодаря такой многоступенчатой подготовке, о осуществляемой вузом и концерном, последний еже-о годно получает не менее 30 полноценных молодых ^ специалистов, причем они привлекаются, как прави-х ло, только к новым разработкам, и их последующий х профессиональный рост определяется, прежде всего, ™ инновационной активностью.

2 В качестве еще одного примера целенаправлен-о ного формирования инновационных свойств чело-о веческого потенциала можно привести Программу о профессиональной подготовки и переподготовки ка-2 дров для реализации инвестпроекта «Организация 2 серийного производства нового поколения солнечен ных электрических установок с использованием на-о нотехнологий», осуществляемую по инициативе ФТИ т имени А. Ф. Иоффе в рамках соглашения между ЛЭТИ, о Чувашским государственным университетом, Рос-^ нано и ЗАО «Новый солнечный поток». По этой про-^ грамме в течение 2011-2013 гг. будет подготовлено ^ примерно 1300 специалистов, включая инженерово конструкторов, инженеров-технологов, инженеров-^ метрологов, обладающих способностями вести ин-^ новационную деятельность, мотивированных на поиск

< нового качества в приоритетных для экономики страны х видах экономической деятельности.

< Понимание руководством страны серьезности за-2 дач по развитию инновационных свойств человеческого потенциала привело в свое время к приня-

2 тию Федеральной целевой программы «Научные и ^ научно-педагогические кадры инновационной России о на 2009-2013 годы», в которой активно участвуют об-=т разовательные и научные организации СЗФО. Только 2 в Санкт-Петербурге число таких образовательных и ~ научных организаций в 2010 г. составило 392 орга-^ низации.

ш Одним из направлений работы по привлечению 2 молодежи в научно-инновационную сферу является 2 создание и активизация деятельности советов мо> лодых ученых и специалистов.

Как известно, отправной точкой создания системы советов молодых ученых и специалистов (СМУиС) стал Указ Президента РФ Д. А. Медведева от 30 июля 2008 г. «О премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых», которым было утверждено «Положение о премиях». В «Положении...» установлено, что право выдвигать кандидатуры на соискание премии Президента Российской Федерации имеют, в числе прочих, советы молодых ученых и специалистов научных, образовательных и иных организаций.

В СЗФО созданы СМУиС образовательных и научных организаций, представители которых путем избрания вошли в региональные СМУиС. Во всех регионах СЗФО успешно функционируют СМУиС, тесно взаимодействующие с соответствующими региональными органами.

Представители местных СМУиС путем выдвижения и голосования образовали Совет молодых ученых и специалистов при Совете при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе РФ. Данный Совет выполняет экспертно-консультативные функции по вопросам молодежной политики в научно-образовательной сфере, кадрового обеспечения развития инновационной экономики, представляет интересы молодых ученых и специалистов Северо-Западного федерального округа.

Для обеспечения взаимодействия молодых ученых и специалистов Северо-Западного федерального округа с научно-образовательными сообществами феде-

ральных округов и отдельных субъектов Российской Федерации в округе создана и налажена работа специализированного интернет-портала информационно-аналитической системы

Региональная информационно-аналитическая система поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов (РИАС «Молодые ученые России») выполняет роль механизма координации государственной политики в области модернизации научно-педагогической сферы, а также для объединения и конструктивного диалога всех сил, заинтересованных в успешном исходе и стабильных результатах этой модернизации. Интернет-портал, построенный на основе РИАС, способствует усилению координации и содействию реализации федеральных, региональных и муниципальных мероприятий по поддержке кадрового обеспечения научно-образовательной и инновационно-технологической сфер, повышению социальной и профессиональной активности молодых ученых и специалистов, увеличению доли их вклада в развитие экономики СЗФО.

Портал обеспечивает эффективное информационное взаимодействие молодых ученых и специалистов с научно-образовательными сообществами федеральных округов и отдельных субъектов Российской Федерации, органами государственной власти, учреждениями науки и образования, предприятиями наукоемкой сферы, представителями делового мира. Он является инструментом научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной деятельности молодых ученых, включающим специализированную структурированную информацию нормативно-правового, научно-методического, научно-образовательного характера и базу данных по научным и научно-педагогическим кадрам, использующую интернет-ресурсы как средство информационно-коммуникационных технологий и обмена информацией.

В заключение заметим, что перевод экономики на инновационный путь развития является сегодня важнейшим приоритетом нашей страны. Но для этого необходимо всемерное развитие в структуре человеческого потенциала его инновационной составляющей как способности и готовности людей, трудовых коллективов выполнять такие виды деятельности, результатом которых будет создание и промышленное освоение объектов интеллектуальной собственности. Развитие инновационной составляющей человеческого потенциала необходимо начинать в учреждениях профессионального образования, где в процессе обучения у студентов должны формироваться потребность и стремление к новому качеству, развиваться способности к проведению научного поиска, усиливаться склонность и вкус к экспериментам, закрепляться навыки взаимодействия с производством.

Однако на развитие человеческого потенциала оказывает влияние целый комплекс внешних факторов — факторов социальной среды. Соответственно, и решать все эти проблемы необходимо в комплексе.

Литература

1. http://www.nair-it.ru/news/17.05.2011/217.

2. Человеческий потенциал для инновационной экономики / Под. ред. С. А. Иванова; ИПРЭ РАН. СПб., 2011. 188 с.

3. Батрова О. Ф., Блинов В. И., Волошина И. А. [и др.]. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации. М.: Фед. ин-т развития образования, 2008. 14 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.