Научная статья на тему 'Инновационное развитие Северо-Западного федерального округа: социокультурный аспект'

Инновационное развитие Северо-Западного федерального округа: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATIVE CULTURE / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МАКРОРЕГИОНА / INNOVATIVE MACRO-REGIONAL DEVELOPMENT / КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СЗФО / INTEGRATED SCIENCE AND TECHNOLOGY PROGRAM NORTH-WEST / СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКСА "НАУКА—ОБРАЗОВАНИЕ—ИННОВАЦИИ" СЗФО / SCIENCE—EDUCATION —INNOVATION / NORTH-WEST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Сергей Валентинович, Тюличева Лидия Дмитриевна

Как известно, культура охватывает не только духовный и творческий период развития людей, но, говоря об уровне культуры того или иного исторического периода, затрагиваются вопросы и материального производства. Инновационную же культуру определяют, как способность общества к восприятию инноваций. В статье авторы, используя главные положения культурологии, рассмотрели вопросы интеграционных процессов становления инновационной культуры на уровне макрорегиона — Северо-Западного федерального округа. Опираясь на Комплексную научно-техническую программу СЗФО РФ до 2030 года, разработанную при участии Института проблем региональной экономики Российской академии наук и направленную на совершенствование социально-экономическое развитие региона, авторы подчеркивают всю необходимость развития информационных технологий в регионе, сохраняя при этом высокую значимость сохранения условий природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Development of the North-West Federal District: A Socio-cultural Aspect

The article says the word culture implies more than a spiritual and creative period in a people’s development. It also means the cultural level of a particular historical era and covers the issues of material production. In a similar vein, the paper defines innovative culture as the ability of a society to accept innovation. Using the key tenets of cultural studies, the document discusses the issues which have occurred during the integrative process for innovative culture in the North-West Federal District macro-region of Russia. That macro-region intends to use an scientific and technical program designed with the assistance of the Russian Academy of Sciences’ Institute of Regional Economics to improve its socioeconomic integration through 2030. The program aims to develop all of the region’s information technology, while also preserving its environmental conditions.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие Северо-Западного федерального округа: социокультурный аспект»

0

1

о

о

Id

о.

>

I>

о.

Инновационное развитие Северо-Западного федерального округа: социокультурный аспект

Innovative Development of the North-West Federal District: A Socio-cultural Aspect

УДК 332.14

CK

s

I <

m О

ш с; о о

Кузнецов Сергей Валентинович

директор Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор 198013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38

Kuznetsov Sergei Valentinovich

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 198013

Как известно, культура охватывает не только духовный и творческий период развития людей, но, говоря об уровне культуры того или иного исторического периода, затрагиваются вопросы и материального производства.

Инновационную же культуру определяют, как способность общества к восприятию инноваций. В статье авторы, используя главные положения культурологии, рассмотрели вопросы интеграционных процессов становления инновационной культуры на уровне макрорегиона — Северо-Западного федерального округа. Опираясь на Комплексную научно-техническую программу СЗФО РФ до 2030 года, разработанную при участии Института проблем региональной экономики Российской академии наук и направленную на совершенствование социально-экономическое развитие региона, авторы подчеркивают всю необходимость развития информационных технологий в регионе, сохраняя при этом высокую значимость сохранения условий природной среды.

The article says the word culture implies more than a spiritual and creative period in a people's development. It also means the cultural level of a particular historical era and covers the issues of material production. In a similar vein, the paper defines innovative culture as the ability of a society to accept innovation. Using the key tenets of cultural studies, the document discusses the issues which have occurred during the integrative process for innovative culture in the North-West Federal District macro-region of Russia. That macro-region intends to use an scientific and technical program designed with the assistance of the Russian Academy of Sciences' Institute of Regional Economics to improve its socioeconomic integration through 2030. The program aims to develop all of the region's information technology, while also preserving its environmental conditions.

Ключевые слова: культура, инновационная культура, инновационное развитие макрорегиона, Комплексная научно-техническая программа СЗФО, стратегия комплекса «наука—образование—инновации» СЗФО

Keywords: culture, innovative culture, innovative macro-regional development, Integrated Science and Technology Program North-West, science—education —innovation, North-West

Как известно, под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей,

Тюличева Лидия Дмитриевна

доцент Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук

198013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38

Tyulicheva Lidiya Dmitrievna

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 198013

а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Помимо прочего культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, способы и формы общения людей). В основе развития материальной и духовной культуры лежит развитие материального производства.

Инновационную культуру определяют как способность общества к восприятию инноваций. Обычно при ее исследовании внимание смещено либо на уровень личности (в центре внимания оказываются процессы развития творческих способностей личности и ее готовности к изменениям), либо на уровень организации (чаще всего исследуются различные аспекты инновационной корпоративной культуры). При этом фиксируется уровень инновационности как организаций, так и людей. Не случайно при описании инновационной культуры российского общества используется образ лоскутного одеяла.

Для преодоления фрагментарности отражения социально-культурных процессов следует изначально сосредоточить внимание на интегрирующих процессах становления инновационной культуры общества.

Мы попытаемся это сделать, опираясь на три положения культурологии.

1. Культура включает в себя существующие в обществе материально-предметные отношения, в том числе отношения кооперации.

2. Одна из форм развития и закрепления культуры — превращение ее спонтанных проявлений в формализованный упорядоченный процесс, т. е. формализация и институционализация ее элементов.

3. Изменения элементов культуры взаимообусловлены: одни социально-культурные процессы способны инициировать и активизировать другие. Интегрирующие процессы становления инновационной культуры можно обнаружить на любом уровне общества. Однако чем выше уровень, тем обычно более выражена способность выйти за рамки фрагмента «лоскутного одеяла», оказать воздействие на инновационную культуру многих сегментов общества.

Рассмотрим весьма сложную разновидность формализации процессов кооперации участников инновационной деятельности на уровне макрорегиона — Комплексную научно-техническую программу Северо-Западного федерального округа (СЗФО) РФ до 2030 года, координатором которой выступил ИПРЭ РАН.

Северо-Западный федеральный округ обладает мощным научно-техническим потенциалом, ярко выраженной инновационной спецификой производства, значительными конкурентными преимуществами по сравнению со многими другими макрорегионами России. Здесь широко представлена академическая наука: функционируют три региональных научных центра РАН, а также ряд учреждений, входящих в состав Коми научного центра Уральского отделения РАН, и Институт социально-экономического развития территорий РАН (до марта 2009 г — Вологодский научно-координационный центр Центрального экономико-математического института РАН).

Основной научно-исследовательский потенциал сосредоточен в учреждениях Санкт-Петербургского научного центра (СПбНЦ) РАН, в рамках которого действуют институты всех специализированных отделений РАН, а также входящие только в СПбНЦ. Санкт-Петербургский научный центр РАН объединяет свыше 60 учреждений, организаций и предприятий РАН, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (общая численность сотрудников составляет 13,2 тыс. чел.). В Карельский научный центр РАН входят 7 институтов, в Кольский научный центр РАН — 10 институтов и 2 центра (Центр физико-технических проблем энергетики Севера и Центр гуманитарных проблем Баренц-региона). Коми научный центр Уральского отделения РАН включает в себя 6 институтов.

На современную исследовательскую деятельность всех научных учреждений РАН в СЗФО РФ накладывает отпечаток особый петербургский дух научного сообщества.

Так, для петербургских научных школ физико-математического цикла (математика, астрономия, физика, механика) характерна многопрофильность, широта охвата предмета. Большинство петербургских научных школ ориентируются на чрезвычайно высокие профессиональные стандарты, заданные их основателями.

Эти научные школы, пережив тяжелые политические и социально-экономические испытания XX в., сохраняют живость и творческую активность. Только в последние десятилетия, включая кризисные 1990-е гг., получен целый ряд блестящих научных результатов: открытие квантовых групп, создание квантоворазмер-ных гетероструктур и, в частности, нульмерных квантовых точек (искусственных атомов) в полупроводниках, разработка плазменной технологии очистки токсичных веществ, запуск токамака «Глобус» и интерференционного радиотелескопа, создание радиационно устойчивых материалов, керамических и органосиликатных покрытий, разработка вибрационной механики.

Сегодня академическая наука Северо-Запада, так же как и все учреждения Российской академии наук, ориентируется на достижение тех целей и реализацию тех приоритетных направлений модернизации экономики страны, которые определены Президентом РФ Д. А. Медведевым. Это энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии с уклоном в телекоммуникации, медицинские технологии и стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Одна из основ энергетики будущего — физика плазмы. Исследования в этом направлении россий-

ские ученые ведут на основе тесной международной ^

кооперации, в частности по программе международ- х

ного экспериментального термоядерного реактора о

ИТЭР. Исследования по ядерной физике получили свое §

дальнейшее развитие по завершении строительно- ^

монтажных работ для первого пускового комплекса з

научно-исследовательского реакторного комплекса >

ПИК в Гатчине. £

>

Важными направлениями повышения энергоэффек- ^ тивности и стимулирования энергосбережения представ- о ляются развитие элементной базы микроэлектроники, ^ наноэлектроники и квантовых компьютеров, создание Е^ материалов для микро- и наноэлектроники, развитие ^ твердотельной электроники. В этой сфере активно ра- ^ ботает Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе ^ РАН. Деятельность сотрудников, занятых в данной об- ^ ласти научных исследований, способствует созданию « в стране нового микроэлектронного производства с о-минимальными размерами (МР) 180-130 нм. к

В рамках решения задач комплексного освоения ^ недр российского Севера институтами РАН СЗФО < разработаны технология создания биогеобарьера для о сохранения техногенных месторождений и технология ш флотации апатита из тонких фракций (Горный инсти- о тут Кольского НЦ РАН). В направлении «Комплексное ^ освоение недр и подземного пространства Земли, разработка новых методов освоения природных и техногенных месторождений» получены результаты, убедительно показывающие, что отечественные горные науки способны в настоящее время решить проблему формирования в стране инновационно емкой технологической базы комплексного освоения ресурсов недр, что значительно повысит эффективность работы и усилит конкурентные преимущества минерально-сырьевого комплекса России.

В целях координации исследований по важнейшим направлениям естественных, технических и общественных наук, проводимых научными учреждениями РАН, расположенными в СЗФО, Президиум Российской академии наук своим постановлением от 31 октября 2006 г. № 310 создал в Санкт-Петербурге региональный Межведомственный координационный совет РАН, переименованный в 2007 г. в Межведомственный Северо-Западный координационный совет при РАН по фундаментальным и прикладным исследованиям (постановление Президиума РАН от 26 июня 2007 г. № 160).

В состав Межведомственного Северо-Западного координационного совета при РАН по фундаментальным и прикладным исследованиям (МКС) вошли представители региональных научных центров РАН, институтов РАН, расположенных в СЗФО, вузов и научных организаций Северо-Запада России.

Сопредседателями МКС были избраны вице-президент РАН, председатель Санкт-Петербургского научного центра РАН, академик Ж. И. Алферов и полномочный представитель Президента РФ по СевероЗападному федеральному округу И. И. Клебанов.

На своем первом заседании 18 октября 2007 г. МКС принял решение о создании научных советов МКС по естественным, техническим и общественным наукам, а также о разработке комплексной научно-технической программы, обеспечивающей развитие Северо-Западного федерального округа (решение МКС от 18 октября 2007 г. № 1).

Тем самым фактически был создан первый в стране орган, призванный координировать на уровне макрорегиона все фундаментальные и прикладные научные исследования, инновационные разработки, увязывающий федеральные и региональные целевые программы, отдельные проекты, реализуемые на территории

^ субъектов СЗФО. Лидирующая роль в этой работе ^ отводилась структурам РАН.

о Первоначально в 2008 г. по поручению МКС была ^ завершена разработка Стратегии развития комплекса щ «наука—образование—инновации» СЗФО до 2030 го-з да как ключевого звена социально-экономического > развития макрорегиона.

V А в конце 2008 г. Научному совету по проблемам ре-^ гиональной экономики, социальным проблемам и ин-о новациям МКС было поручено совместно с другими д научными советами МКС разработать Комплексную Е^ научно-техническую программу СЗФО РФ до 2030 года ш (решение МКС от 11 декабря 2008 г. № 2). ^ Координатором работ по формированию Комплексной научно-технической программы СЗФО РФ до 2 2030 года (КНТП СЗФО), как и по стратегии НОИ, о был определен ИПРЭ РАН (научный руководитель ^ программы — член Президиума РАН, заместитель к председателя МКС, член-корр. РАН В. В. Окрепилов). ^ Участниками разработки стали научные советы МКС, < институты и научные организации РАН Северо-Запада, о крупнейшие высшие учебные заведения СЗФО. В эту ш работу были также вовлечены администрации всех 5 субъектов Российской Федерации, расположенных на ^ территории СЗФО, которые представили свое видение приоритетов развития экономики округа и конкретные предложения по реализации крупных научно-технических проектов.

Главная цель КНТП СЗФО состоит в усилении научно-технологического потенциала округа в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перехода субъектов Российской Федерации, расположенных на территории СЗФО, на инновационный путь развития. Формат КНТП СЗФО выбран таким образом, чтобы способствовать консолидации усилий регионов в активизации инновационной деятельности, развитии научно-технологического потенциала, улучшении качества продукции, повышении привлекательности научной, инженерной деятельности для молодых специалистов и в итоге сформировать в СЗФО диверсифицированную экономику, обеспечивающую ускоренное комплексное социально-экономическое развитие макрорегиона.

КНТП СЗФО была рассмотрена и утверждена на заседании МКС 16 февраля 2011 г.

Основное содержание программы составляют проекты, сгруппированные в два блока.

Первый блок включает проекты в русле приоритетных направлений развития экономики в Российской Федерации, определенных Президентом РФ Д. А. Медведевым в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2009 г.:

1) энергоэффективность и энергосбережение;

2) ядерные технологии;

3) космические технологии, связанные с телекоммуникациями;

4) медицинские технологии — диагностическое оборудование и лекарственные средства;

5) стратегические информационные технологии. Эти направления в Послании определены как ключевые для выхода России на новый технологический уровень.

Второй блок составляют проекты, дополняющие приоритетные направления и являющиеся особо важными для СЗФО:

1) развитие судостроительной отрасли;

2) создание и применение новых материалов, в том числе наноматериалов;

3) разработка и применение новых технологий;

4) экологическая безопасность макрорегиона;

5) исследование человека и общества;

6) разработка и применение технологий промышленного комплекса.

В качестве примера можно привести крупные проекты, вошедшие в КНТП СЗФО:

1) создание самоподъемной буровой установки «Арктическая» (Архангельская обл.);

2) использование ветроэнергетической установки для электроснабжения острова Спас-Каменский (Вологодская обл.);

3) организация производства светодиодов на заводе «Северные кристаллы» в г. Апатиты (Мурманская обл.);

4) строительство Ярегского горно-химического комплекса (Республика Коми);

5) производство гибридных зеркальных антенн и дифракционных антенных решеток сантиметрового и миллиметрового диапазона (Калининградская обл.);

6) создание исследовательского нейтронного комплекса на базе реакторов ПИК и ВВР-М (Ленинградская область);

7) проект ГЛОНАСС, «твердотельная светотехника» (Санкт-Петербург).

Особое место в КНТП СЗФО заняли проекты в области судостроения — отрасли, имеющей принципиально важное значение для СЗФО. В числе этих проектов:

• создание атомных ледоколов повышенной мощности, плавучих атомных электростанций;

• разработка проекта арктического газовоза-челнока;

• строительство специальных судов для геофизических исследований, бурения при разведке и освоения месторождений нефти и газа;

• строительство комплексов с сухими доками и др. В КНТП СЗФО в полной мере реализован принцип

комплексности. Как комплексный документ программа включает разные типы проектов, охватывает все субъекты Российской Федерации на территории СЗФО.

В разрезе направлений реализации крупных проектов наибольшую долю занимают те, которые относятся к Приоритетным направлениям развития экономики в Российской Федерации, определенным Президентом РФ Д. А. Медведевым. Это прежде всего проекты по направлению «Стратегические информационные технологии» (125 проектов), а также проекты и мероприятия по энергоэффективности и энергосбережению (117 проектов). Среди проектов, реализующихся в рамках направлений развития науки и техники, имеющих особое значение для СЗФО, выделяются проекты и мероприятия по созданию и применению новых материалов, в том числе наноматериалов, по разработке и применению новых технологий. Но не менее важную роль в КНТП СЗФО будут играть и мероприятия, тесно связанные с улучшением природной среды, экологии Северо-Запада, с развитием агропромышленного комплекса.

Говоря об особом статусе и формате программы, ее комплексности, реализующейся в самых разных аспектах интеграции проектов и мероприятий, нельзя не упомянуть, что ее «особость» проявляется и в том, что в КНТП СЗФО в необходимой мере учтены отдельные региональные целевые программы, в частности «Освоение биоресурсов Белого моря и развитие биотехнологической отрасли в Республике Карелия на период до 2020 года» (Республика Карелия), «Программа инновационно-технологического развития промышленности Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы» (Санкт-Петербург) и др.

Планируемый объем финансирования программы до 2030 г. составляет 766 млрд руб., в том числе

средства предприятий и организаций частного сектора — 460 млрд руб. Наряду с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, расположенных на территории СЗФО, источниками финансирования являются бюджетные и внебюджетные венчурные и инвестиционные фонды, средства предприятий и организаций частного сектора, целевые федеральные программы и программы субъектов Российской Федерации, расположенных на территории СЗФО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какой общий социально-экономический и социально-культурный эффект ожидается от реализации этой программы?

Она будет способствовать диверсификации экономики округа, снижению доли сырьевого сектора, повышению удельного веса высокотехнологичных сырьевых и обрабатывающих производств, повышению качества продукции и конкурентоспособности экономики округа, а также поддержанию лидерства в ядерной энергетике, судостроении, ракетно-космических технологиях, авиации, программном обеспечении.

Будут основаны более 30 крупных промышленных предприятий приоритетных отраслей экономики СЗФО, созданы более 400 новых технологий.

Ожидается появление около 50 новых объектов инновационной инфраструктуры, призванных обеспечить укрепление взаимовыгодного сотрудничества науки, образования и производства.

Продолжится развитие новейших технологий укрепления здоровья людей через совершенствование диагностики и создание активных препаратов для профилактики и терапии сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета, препаратов, обладающих противовоспалительным, антиоксидантным действием.

КНТП СЗФО будет способствовать повышению качества профессионального образования, обеспечению его большей доступности для талантливой молодежи, повышению конкурентоспособности специалистов на рынке труда.

Будет обеспечено формирование многоуровневой системы управления качеством, влияющей в том числе на все аспекты качества жизни населения округа.

Реализация мероприятий КНТП СЗФО, участие в ней учреждений РАН существенным образом изменят структуру экономики округа, сделают ее оптимальной для инновационного развития, внедрения передовых информационных технологий, развития нано- и биотехнологий, электроники, энергетической, судостроительной и других отраслей, имеющих приоритетное значение для СЗФО. Отражая комплекс мероприятий по технологическому развитию отраслей экономики Северо-Запада VI технологического уклада, КНТП СЗФО будет способствовать существенному увеличению вклада интеллектуального капитала в стоимость продукции макрорегиона.

Важным результатом реализации КНТП СЗФО станет расширение участия предприятий и организаций частного сектора экономики в финансировании научно-технических мероприятий. Привлечение средств частных компаний, осуществляемое на принципах государственно-частного партнерства, позволит сблизить интересы научных и инновационных организаций с интересами производственных предприятий, ориентировать научные исследования и разработки на текущие и перспективные потребности экономики округа, повысить уровень коммерциализации инновационных разработок, создать условия для капитализации новых высокотехнологичных компаний.

Реализация проектов в сфере здравоохранения, образования, сохранения окружающей среды, развития

человека и общества поможет сформировать лучшие ^ условия жизнедеятельности людей, создать более х благоприятную экологическую обстановку, укрепить о здоровье населения, что в конечном счете повысит § качество жизни населения округа. ^

В своем решении от 16 февраля 2011 г. МКС при- з знал необходимость организации мониторинга реа- > лизации КНТП СЗФО. £

Основными особенностями мониторинга этой дол- ^ госрочной программы, методика которого разработа- о на и апробирована учеными нашего института, явля- ^ ются следующие: Е^

• мониторинг проводится с использованием много- ^ уровневой системы менеджмента качества; ^

• ведется наблюдение за реализацией мероприятий ^ и проектов программы; ^

• осуществляется оценка выполнения целевых по- « казателей программы; о-

• поддерживается регулярное взаимодействие с к региональными координаторами при содействии ^ аппарата полномочного представителя Президента < РФ по СЗФО; о

• проводится ежегодное уточнение и корректиров- ш ка целевых показателей, конкретных мероприятий о программы; ^

• оценивается влияние мероприятий и проектов программы на основные параметры социально-экономического развития субъектов СЗФО и округа в целом.

Мы надеемся, что в числе других изменений мониторинг выявит такие положительные социально-культурные процессы, как укрепление отношений кооперации субъектов инновационной деятельности и превращение скоординированности действий в устойчивую культурную норму.

У нас есть основания надеяться на это, поскольку реализация документов долгосрочного инновационного развития Северо-Запада откроет возможность формирования документов комплексного социально-экономического развития макрорегиона с учетом научно-технических факторов влияния технологических инноваций на сферы жизнедеятельности населения субъектов РФ, расположенных на территории СЗФО.

Региональные органы управления теперь могут формировать свои программы научно-технического и социально-экономического развития с учетом планирующихся к реализации в среднесрочной и долгосрочной перспективе крупных проектов макроре-гионального уровня, более эффективно развивать межрегиональные экономические связи, развивать профессиональное образование, нацеливая его на удовлетворение потребностей формирующейся инновационной экономики региона.

Для органов власти регионального уровня Стратегия и Программа становятся инструментами проведения эффективной промышленной, инновационной, технологической, структурной политики, позволяют использовать заложенные в них крупные проекты в качестве полюсов роста своих территориальных образований.

В завершение статьи мы хотим еще раз подчеркнуть, что при исследовании социально-культурных процессов инновационного развития следует уделять особое внимание интеграционным процессам, в том числе обладающим высокой степенью формализации. Изначальная установка на кооперацию и координацию усилий, заложенная в различных программах взаимодействия, позволяет не только повысить эффективность достижения непосредственных целей этих программ, но и способствовать созданию «сильной» инновационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.