Научная статья на тему 'Образовательная среда и ее влияние на систему оценки профессиональной деятельности педагога'

Образовательная среда и ее влияние на систему оценки профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ / PROFESSIONAL LEVEL / MONITORING / EVALUATION / QUALIFICATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONNEL CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

В статье на основе анализа обобщенной трудовой функции, трудовых действий и соответствующей квалификации педагога, достигнутых результатов обучающихся предложена методика оценки профессиональной деятельности педагогаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article on the basis of the analysis of the generalized labor function, labor actions and the appropriate qualification of the teacher, achieved results of the trainees the methodology for evaluating the teacher’s professional activities are offered

Текст научной работы на тему «Образовательная среда и ее влияние на систему оценки профессиональной деятельности педагога»

С.И. Назарова

(Санкт-Петербург)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND ITS IMPACT ON THE EVALUATION SYSTEM OF TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

В статье на основе анализа обобщенной трудовой функции, трудовых действий и соответствующей квалификации педагога, достигнутых результатов обучающихся предложена методика оценки профессиональной деятельности педагога

Ключевые слова: профессиональный уровень, мониторинг, оценка, квалификация, образовательная среда, аттестация кадров

In the article on the basis of the analysis of the generalized labor function, labor actions and the appropriate qualification of the teacher, achieved results of the trainees the methodology for evaluating the teacher's professional activities are offered

Key words: professional level, monitoring, evaluation, qualification, educational environment, personnel certification

Изменения, происходящие на системном уровне управления образованием, носят стратегический характер. Они выполняют важную миссию развития и поддержания не только широкой базы научных знаний, культуры, но прежде всего развития личностного потенциала активных граждан, способных к проектному мышлению и преобразованию действительности, граждан, обладающих критическим системным мышлением, универсальными компетенциями и навыками межличностного общения, способностью быстро и адекватно реагировать на вызовы современности, умения работать в команде.

В настоящее время технический прогресс и развитие цифровых технологий уже достигли определенного уровня и влияют на все сферы жизнедеятельности людей: экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь общества, способствуют беспрецедентной взаимосвязанности людей. Создание языков программирования (texting, tweeting, posting], обладающих универсальными способами восприятия мира и окружающей действительности, цифровая среда в корне меняют содержательные процессы в образовании, диктуют новые формы и методы обучения [1].

Традиционная среда и традиционные практики обучения уже не отвечают вызовам современности. Меняется доступ к информации, к знаниям, к средствам и ресурсам образования. Школа не успевает в полной мере отвечать требованиям подготовки молодых людей, способных размышлять, сравнивать, исследовать, экспериментировать и конструировать среду обитания с учетом интеграции знаний и практической деятельности. Вертикальная передача знаний от учителя к ученику, локализованная во времени, почти «канула в лету». Знание больше не рассматривается как определенный «багаж», приобретенный в школе. Модифицированная среда по количеству имеющихся источников приобретения знаний и форм обучения (формальных, неформальных и информальных] не ограничивает молодых людей конкретной учебной организацией. Появившаяся свобода выбора средств и технологий обучения позволяет формировать иной подход к передаче знаний и другое отношение к знаниям: от «наполнения» обучающихся определенной суммой знаний к процессу непосредственного участия в получении знаний на протяжении всей жизни: создания, приобретения, самооценки и установления достовер-

ности знаний с учетом широкого использования информационных технологий и связи.

Продвижение и обеспечение разнообразного доступа к знаниям путем изменения их источников и признания многочисленных способов приобретения навыков обучения и умений в корне меняет обучающую среду. К тому же инициирование рефлексивных процессов у обучающихся способствует поиску новой информации, в том числе расположение к исследовательской работе, что помогает приобретению опыта и знаний. Работа над индивидуальными и коллективными проектами формирует у обучающихся не только мотивацию и интерес к познанию, но и учит работать в команде. Содействие педагога в коллективном сотрудничестве обучающихся, выделение учебного времени для процессов метапознания, использование интегрированных программ обучения, которые помогают осуществлять междисциплинарность между различными предметными областями, соединение знаний с реальным опытом обучающихся - это практики реального изменения образовательной среды и создание учебных ситуаций, позволяющих осуществлять критический анализ и выбор [2].

Современная информационно-насыщенная среда создает уникальные возможности для интеллектуального, духовно-

нравственного развития человека. С введением в практику профессионального стандарта педагога качественная оценка деятельности учителя сопряжена с конкретной способностью применять профессиональные знания и умения в процессе образования, то есть обладать компетентностью, предполагающей глубокое знание существа выполняемой работы. Кроме того, учитель должен обладать также компетенцией, позволяющей преобразовывать знания и свой педагогический опыт в результат конкретной сферы деятельности. Профессиональный стандарт педагога как нормативный документ содержит конкретные требования к квалификационным характеристикам учителя, поэтому проведение мониторинга педагогических компетенций учителя является стратегическим ресурсом и одним из механизмов повышения профессионального уровня учителя [3].

Если мы полагаем, что образование педагога должно быть неотъемлемой частью его жизненного профессионального цикла, то мы

должны предложить способы оценивания качества педагогического образования на каждый момент текущей деятельности учителя с периодичностью, определяемой действующими государственными нормативными актами и локальными документами образовательных организаций. Поскольку образование есть результат обучения, который зависит от объема систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый в процессе его воспитания и развития, то качество его образованности представляет собой комплексную характеристику, отражающую профессиональный уровень учителя.

Включение профессионального стандарта в аттестацию педагогических кадров как нормативного документа во многом определяет требования к личности педагогического работника, что потребовало новых, более совершенных и прогностичных методов оценки его профессионального уровня. Сегодня в основе процедуры аттестации педагогов лежит новая система оценивания, которая напрямую связана с реализацией главной стратегической государственной задачи - повышением качества образования, что обеспечивает качественную реализацию основной образовательной программы. Результаты освоения образовательной программы оцениваются по личностным, мета-предметным и предметным достижениям обучающихся. Прежде всего рассматривается динамика изменений в обучении, развитии и воспитании обучающихся, а также готовности к продолжению образования. Изучается психологическое состояние обучающихся, удовлетворение их познавательных потребностей; отношения с учителями, педагогами-воспитателями, родителями и друзьями. Также изучается состояние здоровья обучающихся.

Качество образовательного процесса, его условия и ресурсы оцениваются по качеству уроков, внеурочных занятий, внутришколь-ных событий и мероприятий. В этой группе требований, обеспечивающих качественную реализацию основной образовательной программы, анализируются методическая и экспериментальная работа педагога, его участие в проблемно-творческих группах и методических объединениях, конференциях, научно-методических семинарах, сборниках научных

статей, изданиях, посвященных образовательной деятельности.

Уровень компетентности учителя оценивается исходя из динамики его профессионального роста. Профессиональную компетенцию можно представить как единство трех составляющих: когнитивной - наличие системы педагогических и специальных предметных знаний; операционально-технологической - владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методикой предметного обучения и личностной, позиционирующей специалиста, с точки зрения этических и социальных установок. Также учитывается оценка учителем результатов своего труда и удовлетворенность уровнем своего профессионализма.

Компетенции, которыми учитель владеет, не должны рассматриваться как индивидуальные и конечные, время диктует другой подход. Освоение учителем инновационных структур обучения, навыков сотрудничества, кооперативных методов работы в команде, работа в сетях на местном, региональном, национальном и международном уровнях -это практики, которые могут поддерживать профессиональное развитие учителя на протяжении всей жизни. Высокий профессионализм педагога также должен способствовать получению обучающимися формального, неформального, информального образования в классах, в процессе внешкольных мероприятий и в самостоятельном цифровом контексте.

Профессиональный стандарт педагога -это не только многофункциональный нормативный документ, фиксирующий квалификационные требования к специалисту, определяющий содержание и условия его труда, знания, умения и компетенции работников по различным квалификационным уровням. Он позволяет создать целый ряд методик, процедур и оценочно-критериальных комплексов. Основными структурными единицами профессионального стандарта педагога являются: трудовая функция, трудовое действие, квалификация, квалификационный уровень, общие и профессиональные компетенции. Кратко рассмотрим значение этих составляющих. Трудовая функция определяется как система трудовых действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части трудового про-

цесса в рамках обобщенной трудовой функции. Трудовое действие - это процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается определенная, заранее поставленная цель. Квалификация - совокупность индивидуальных способностей, широта компетентности работника, степень его самостоятельности при выполнении должностных (профессиональных) обязанностей, ответственности за принимаемые решения, отношение к работе. Квалификационный уровень определяется компетентностью работника при выполнении должностных обязанностей. Компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности. Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

Предъявляемые требования профессионального стандарта педагога характеризуют его способность и готовность совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, знание им информационных технологий и умение использовать их в своей профессионально-педагогической деятельности, способность решать проблемные ситуации и нести ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции [4].

Разработанный и апробированный инструментарий мониторинга эффективности профессиональной деятельности педагогов, который проводился нами на федеральной экспериментальной площадке Института управления образованием РАО, в Муниципальном образовательном учреждении Всеволожской школы №4 Ленинградской области, позволил оценить профессиональный уровень педагогического состава школы и наметить программу корректировки, определив формат дополнительной подготовки и переподготовки учителей. Согласно нормативному документу «Профессиональный стандарт педагога», инструментарий мониторинга эффективности профессиональной деятельности педагогов включал основные педагогические действия, составляющие ос-

нову трудовой деятельности, - это владение современными технологиями и методиками обучения, эффективное применение современных технологий и методик, стабильность результатов освоения обучающимися образовательных программ и стабильный вклад в повышение качества образования.

Эффективность профессиональной деятельности педагога определялась в результате регулярного мониторинга его профессиональных и личностных компетенций, так как именно способность педагога к их реализации характеризует текущее качество его педагогического образования и его профессиональный уровень. Мониторинг эффективности профессиональной деятельности педагога проводился администрацией школы и органами педагогического самоуправления (методическими и цикловыми комиссиями]. Предложенная методика оценки развития профессионального уровня учителя на практике оказалась эффективным инструментом планирования постдипломного педагогического образования и информационным ресурсом в повседневной работе администрации школы, методистов и педагогов-практиков. На основе полученных оценок администрация образовательной организации имеет право влиять на изменение квалификационной категории учителя, на судьбу его карьерного роста, поощрения, а также определить индивидуальный маршрут дополнительного профессионально-педагогического образования.

Инструментарий мониторинга доступен учителю, мониторинг может проводиться самостоятельно путем самооценки профессиональных компетенций. Рефлексия собственных действий помогает осознать свои недостатки, побуждает к оценке своих особенностей, интересов, склонностей, её результаты позволяют организовать самообразование. Изучив уровень своей компетентности, педагог объективно анализирует свою деятельность в целом: составляет индивидуальный план саморазвития с конкретными сроками реализации. Реализация плана саморазвития педагога предусматривает подбор и анализ литературы, поиск передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, знакомство с практическим опытом других педагогов, посещение курсов, и др. Осознав реальный уровень профессионального развития, педагог

способен развивать технологию своего дальнейшего личностно-профессионального роста. План саморазвития педагога устанавливает самоконтроль за деятельностью учителя, позволяет своевременно откорректировать негативные результаты, а также отразить позитивный процесс развития профессионального уровня. В плане должны быть отражены все формы работы и их содержание: открытые уроки, взаимное посещение уроков, мероприятия, конкурсы, выступления на педсоветах, участие в семинарах, участие в предметных и методических неделях, работа с одаренными детьми, работа по предупреждению неуспеваемости обучающихся, научно-исследовательская деятельность, работа над темой самообразования, курсы повышения квалификации и т.д. [5].

Профессиональная квалификация педагога является интегральным образованием, поэтому оценивать текущее состояние качества педагогической образованности учителя следует через его профессиональную деятельность. Главный критерий образованности педагога заключается в его способности выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с заявленной квалификационной категорией в течение всего своего цикла профессиональной деятельности от получения соответствующего сертификата до завершения своей карьеры. Необходимо заметить, что образование педагога не завершается получением диплома или сертификата, присуждения ему ученой степени, а продолжается через всю его жизнь посредством дополнительного образования, самообразования, накопления педагогического и жизненного опыта.

Результаты сопоставления и анализ двух нормативных документах «Профессиональный стандарт педагога» и ФГОС общего образования показали, что ФГОС общего образования, характеризующий и определяющий требования к образовательной деятельности обучающихся, имеет высокую степень взаимосвязи с содержательной частью профессионального стандарта педагога и они составлены на основе единых требований и подходов: системного, системно-деятель-ностного, комплексного, компетентностного и синергетического [6]. Выявленные требования к профессиональному уровню педагога в контексте этих двух документов могут быть основой методических рекомендаций для

оценки профессионального уровня учителя, поскольку являются конкретными, объективными измерителями его квалификации, от которой в целом зависит эффективность образования обучающихся.

Современная ситуация в образовании характеризуется осознанием высокой значимости человеческого ресурса, поэтому подготовка педагогических кадров и оценка профессионального уровня педагога должна вестись с учетом изменений сегодняшних реалий, а именно, изменением теории образования и технологий обучения, направленных на интеллектуальное и творческое развитие обучающихся, проявление самостоятельности приня-

тия решений в быстро меняющихся условиях. С периодичностью, определяемой действующими государственными нормативными актами и локальными документами образовательных организаций, учителя проходят аттестацию на право соответствия должности определенной категории. Главная цель аттестации процесс постоянного самосовершенствования в профессии. Учитель-профессионал сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию с учетом современных потребностей общества и мировых тенденций развития образования.

Литература

1. Горбунов И.Г., Н.Н. Суртаева Развитие и сохранение педагогических компетенций как социально-экономический эффект// Человек и образование. - 2016. -№3(48). - С.31-35.

2. Manifesto for the 21st Century «Education for Change - Change for Education». Education and Culture Committee of the Conference of International Non-governmental Organisations of the Council of Europe. The Community of Practiсe of the Pestalozzi Programm of the Council of Europe. 2014-2015, Strasbourg.

3. Приказ Министерства труда и соц. Защиты РФ от18 октября 2013г. № 544н Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" зарегистрирован Минюстом 06.12.2013г.0Рег.№ 30550 [Э/р Режим доступа: http:/ / www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

4. Неустроев С.С., А.В. Симонов Инновационные направления развития электронного обучения // Человек и образование. - 2015. - №3. - С. 9-15.

5. Назарова, С.И. Оценка качества педагогической деятельности работников общего и профессионального образования: инструментарий и технологии // Сетевое издание ФГБНУ ИУО РАО Управление образованием: теория и практика. - 2015 г. - №3 (19). - С. 15 - 26.

6. ФГОС ОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.