Научная статья на тему 'Образовательная система как основа формирования современного трудового потенциала России'

Образовательная система как основа формирования современного трудового потенциала России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INNOVATION / EDUCATIONAL SYSTEM / LABOR POTENTIAL / INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Павел Павлович

В статье рассмотрены различные аспекты взаимосвязанных социально-экономических проблем формирования современного трудового потенциала России, а также анализируется роль образовательной системы в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational system as the basis of formation of modern labour capacity of Russia

The article deals with various aspects of the interrelated socio-economic problems of the formation of the modern labor potential in Russia, and examines the role of the educational system in this process.

Текст научной работы на тему «Образовательная система как основа формирования современного трудового потенциала России»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

П.П. Васильев

Северо-Кавказская академия государственной службы ул. Пушкинская, 70, Ростов-на-Дону, Россия, 344002

В статье рассмотрены различные аспекты взаимосвязанных социально-экономических проблем формирования современного трудового потенциала России, а также анализируется роль образовательной системы в этом процессе.

Ключевые слова: трудовой потенциал; инновационная восприимчивость; инновации; образовательная система.

Сегодня перед Россией стоят важные задачи — построение общества и экономики, основанных на знаниях, достижение лидирующих позиций в науке и образовании, без чего невозможно выйти на передний край инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. Что будет возможно только при формировании эффективного трудового потенциала страны.

В связи с этим В.В. Путиным было отмечено, что «развитие образования — это задача общенациональной значимости. Мы всегда держали здесь высокую планку, и высота эта нужна не сама по себе. Она — залог успешного развития государства и общества. Но так будет только в том случае, если образование у нас будет отвечать общим требованиям сегодняшнего дня, если оно будет доступным и качественным» [1].

Известно, что всемерное содействие развитию образовательной системы является важной составной частью социально-экономической политики государства, ибо она генерирует знания, умения и воспитание личности, способствует повышению общей культуры и, в конечном счете, гуманизации общества. Образовательная система выступает также основой формирования квалифицированного трудового потенциала. Она призвана подготовить молодежь к умению находить достойное место в жизни и способствовать выработке навыков цивилизованного поведения с использованием новейших информационных технологий, ибо смысл модернизации образования и заключается в том, чтобы привести систему подготовки кадров в соответствие с реальными потребностями общества и экономики. Инновационный путь развития экономики должен опираться, прежде всего, на образовательный и научный уровень трудового потенциала страны.

Следует отметить, что трудовой потенциал включает в себя, прежде всего, приобретенные личностью знания, умения, квалификацию, мотивацию, здоровье, современное мышление и т.д., которые могут быть использованы как для свободного всестороннего развития личности, так и для производства материальных и духовных благ.

Трудовой потенциал представляет собой производительную и потенциальную общественную силу и является важной частью национального богатства. С его помощью возможно соизмерение финансовых результатов и затрат как в целом по стране, так и по отдельным регионам.

Основными параметрами трудового потенциала являются количественные и качественные характеристики, формирующиеся в результате постоянного развития системы образования и науки. Важной характеристикой качества трудового потенциала является также интеллектуальная составляющая, которая представляет собой приобретенные знания и опыт по различным аспектам развития общества, природы, экономики и научно-технических знаний. Он представляет собой многоуровневую интегральную категорию, характеризующую экономический потенциал страны через показатели его количества и качества, а также меры совокупных способностей трудоспособной части населения всех регионов страны. Он может реализоваться через механизм занятости как часть экономического потенциала. Известно, что основой формирования трудового потенциала является образовательная система.

Такое формирование проявляется в постоянном возобновлении численности и качественного состава трудоспособного населения в соответствии с потребностями социально-экономического развития общества. Поэтому сегодня тенденцией общественного развития является признание доминирующей роли образования в формировании качественного трудового потенциала. Как подчеркнул В.В. Путин: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов... Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей» [2. С. 35].

С целью дальнейшего развития и совершенствования образовательной системы и повышения ее качества был принят Национальный проект «Образование». В нем определены такие важные направления, как развитие лучших образцов отечественного образования и внедрение современных образовательных технологий, а также создание бизнес-школ и федеральных университетов. К положительным моментам реформирования образования следует отнести усиление самостоятельности вузов и расширение их возможностей по повышению квалификации и переквалификации кадров, что особенно важно в условиях кризиса в экономике и роста безработицы.

Сегодня уже определились некоторые результаты реформирования образовательной сферы. К числу наиболее положительных следует отнести повышение качества образования и обновление состава преподавателей за счет притока молодых, энергичных, хорошо подготовленных кадров. В результате эффективного перераспределения финансовых потоков отмечается повышение ресурсо-обеспеченности образования.

В связи с вовлечением образовательной сферы в глобальные мировые процессы необходимо уделять особое внимание повышению качества образования. Это нашло свое отражение в Стратегической инициативе, предложенной на IX съезде Российского союза ректоров в марте 2009 г. как «новое образовательное измерение».

В ней подчеркивается, что необходимо во имя диалога будущих поколений, предопределяя новое образовательное измерение, сознавая особый путь России как уникальной цивилизации и опираясь на ее великое историческое культурное на-

следие, в своем стремлении к построению нового качества образования в многополярном мире консолидировать усилия образовательных систем всех государств мира через общность взглядов на следующие принципы: бескорыстно передавать накопленные знания устремленным к познанию и постижению истины, добра и справедливости; формировать гуманистическое мировоззрение, основанное на уважении к личности, ценности творчества и служении обществу; воспитывать чувство гражданской ответственности и личной причастности каждого к судьбам своей Родины и др. [3. С. 5].

Стратегия повышения качества образования является многомерной концепцией, охватывающей все виды деятельности образовательной системы и все ее функции. К ним следует отнести все учебные программы, укомплектование преподавательскими кадрами, научные исследования, материально-техническую базу, образовательную мобильность и т.д. Важно, чтобы вузы имели не только региональное, но и общероссийское, и международное значение: например, обмен знаниями и научными достижениями, проведение научных конференций и диспутов, научно-исследовательских работ с учетом национальных особенностей.

Анализ системы подготовки научных кадров показывает, что она сегодня не полностью справляется со своей основной функцией — кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей высшей школы и научно-технической сферы. Как считает Д.И. Шамхалов, это происходит в значительной мере в связи со сложившейся многозвенной и поэтому неэффективной системой управления в сфере подготовки и аттестации научных кадров [4. С. 4—5].

Из этого следует, что в процессе реформирования системы образования должны учитываться возрастающий общественный образовательный спрос, с учетом интересов государства и конкретных интересов регионов, местных органов власти и т.д. Поэтому сегодня система образования должна быть ориентирована на удовлетворение реальных потребностей конкретных потребителей образовательных услуг. С этой целью необходимо создание условий для привлечения дополнительных ресурсов, как финансовых, так и материально-технических. Государство уделяет все большее внимание решению и социальных проблем. Из них наиболее важными для сферы образования являются передача в ведение субъектов Федерации государственных образовательных учреждений и предание им общего образовательного статуса.

Весьма важным является также обеспечение экономической самостоятельности образовательных учреждений и создание их разнообразных форм. Учитывая это положение, Минобрнауки РФ совместно с РАН разработал и предложил ряд мер по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации.

По мнению А.А. Фурсенко, сегодня актуальной остается проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов вышей квалификации. В качестве одного из инструментов решения проблемы разработан проект федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» [5. С. 17]. Основной целью этой целевой программы является обеспечение структурных преобразований в государственном секторе науки и высшего образования.

Нужно отметить, что в условиях глобального экономического кризиса все более важным становится научно организованный и высококвалифицированный труд человека. Вследствие этого на социально-экономическое развитие России все в большей степени оказывает влияние уровень развития образования, которое формирует качественный трудовой потенциал. Отмечая это, В.В. Путин подчеркнул: «Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом и одной из наиболее важных жизненных ценностей. И в России есть все: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование — от школы до университета — одним из лучших в мире» [6. С. 35].

В последние годы были приняты правительственные решения, открывающие новый этап в развитии государственного регулирования в деле устойчивого инновационного экономического развития России. Его целью является создание необходимых основ национальной конкурентоспособности. Намечен долгосрочный стратегический план до 2020 г., обозначивший прорыв не только в социальноэкономическом, но и в инновационно-технологическом развитии и призванный вывести Россию на передовые позиции в мире. А для этого необходимо, чтобы российский трудовой потенциал обладал инновационной восприимчивостью, то есть понимал сущность и прикладное значение инноваций, а также всемерно содействовал созданию необходимых для них условий. В достижении поставленных целей ведущую роль призвана сыграть отечественная инновационная образовательная система.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Из вступительного слова на заседании Государственного Совета 29 августа 2001 года. URL: www.kremlin.ru

[2] План Путина. Взгляд в 2020-й // Российская Федерация сегодня. — 2008. — № 4. — С. 35.

[3] Новое образовательное измерение. Стратегическая инициатива Российского союза ректоров // Академия. — 28.03.2009. — № 11 (407). — С. 5.

[4] Шамхалов Д.И. Подготовка и аттестация научных кадров должны быть сопряжены // Академия. — 01.11.2008. — № 32 (388). — С. 4—5.

[5] Фурсенко А.А. Об основных направлениях работы министерства по модернизации научной отрасли и развитию новых технологий // Вестник высшей школы. Alma mater. — 2007. — № 6. — С. 5.

[6] Путин В.В. Выступление на расширенном заседании государственного совета. Стратегии развития России до 2020 года. — М.: Европа, 2008. — С. 35.

EDUCATIONAL SYSTEM AS THE BASIS OF FORMATION OF MODERN LABOUR CAPACITY RUSSIA

P.P. Vasiliev

North-Caucasian Academy of Civil Service Pushkinskaya str., 70, Rostov-na-Donu, Russia, 344002

The article deals with various aspects of the interrelated socio-economic problems of the formation of the modern labor potential in Russia, and examines the role of the educational system in this process.

Key words: labor potential, innovative susceptibility, innovation; educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.