Научная статья на тему 'Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета'

Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чалдаева Л.А.

В рамках учебной программы обучения основам и правилам ведения бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности публикуется вторая часть лекции на тему «Организация учета в некоммерческих организациях», в которой рассматривается шестой вопрос «Организация итоговой отчетности некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Л.А. Чалдаева, доктор экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров

В рамках учебной программы обучения основам и правилам ведения бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности продолжаем публикацию курсалекций.

Тема 19. Организация учета в некоммерческих организациях

(продолжение)

6. Организация итоговой отчетности

некоммерческих организаций

Данные для составления балансового отчета некоммерческих организаций поступают из трех источников:

• начальный расчет фонда накопленных средств;

• капитальные затраты и поступления, отражаемые на счете поступления и платежи;

• положительное сальдо или дефицит, отражаемые на счете доходы и расходы. Балансовый отчет может быть представлен в

горизонтальном или вертикальном расположении. Приведем пример горизонтального и вертикального расположения балансового отчета.

а) Горизонтальное расположение балансового отчета

Амортизация, изъятая из балансового отчета, должна быть отнесена на счет доходов и расходов, уменьшая таким образом положительное сальдо, точно так же, как амортизация, учтенная на счете прибылей и убытков единоличного владельца.

Таблица 5

Балансовый отчет некоммерческого партнерства «Омега» по состоянию на 31 декабря 2003 г.

Фонд накопленных средств ф. ст. ф. ст. Основные средства ф. ст. ф. ст.

На начало отчетного периода X Здание некоммерческого партнерства X

Плюс/Минус: Положительное сальдо/дефицит X Оборудование Плюю: Новое оборудование X X

X X

Текущие обязательства Минус: Амортизация X X

X

Кредиторская задолженность по закупкам для бара X Мебель X

Авансовые платежи по взносам X Минус: Амортизация X

Неоплаченные расходы за освещение и отопление X X

X

Окончание таблицы 5

Фонд накопленных средств ф. ст. ф. ст. Основные средства ф. ст. ф. ст.

X Оборотные средства Запасы для бара X

Неоплаченные взносы X

Авансированные коммунальные платежи X

Банк X X

X X

б) Вертикальное расположение балансового отчета

Таблица 6

Балансовый отчет некоммерческого партнерства «Омега» по состоянию на 31 декабря 2003 г.

ф. ст. ф. ст. ф. ст.

Фонд накопленных средств

На начало отчетного периода X

Плюс/Минус: Положительное сальдо/дефицит X

X

Представлено: Основные средства Здание некоммерческой организации X

Оборудование X

Плюс: Новое оборудование X

X

Минус: Амортизация X

X

Мебель X

Минус: Амортизация X

X

X

Оборотные средства Запасы для бара X

Взносы к получению X

Авансированные коммунальные платежи X

Банк X

X

Минус: Текущие обязательства Кредиторы по закупкам для бара X

Авансированные взносы X

Задолженность за освещение и отопление X

X

X

X

Таким образом, организация учета в некоммерческих организациях, несмотря на существенные отличия от учета в коммерческих организациях, строится на тех же принципах, положениях и способах выполнения бухгалтерских операций.

Основным и существенным отличием является то, что некоммерческие организации формируются и функционируют не с целью получения прибыли. Однако получение дохода, являющегося средством существования организации, находит свое отражение в соответствующих бух-

галтерских документах, последовательно формируясь на счете поступлений и платежей, фонде накопленных средств, торговом счете организации, счете доходов и расходов, итоговой отчетности некоммерческих организаций.

Ключевые термины

Некоммерческие организации Цели создания некоммерческих организаций Формы существования некоммерческих организаций

Система учета и отчетности некоммерческих организаций

Казначей некоммерческой организации Аналитические кассовые книги Счет поступлений и платежей Итоговые счета некоммерческих организаций Торговые счета некоммерческих организаций Фонд накопленных средств некоммерческих организаций

Накопленные фонды

Расчет величины фонда накопленных средств

Правила формирования фонда накопленных средств

Обстоятельства, предусматривающие составление торгового счета некоммерческих организаций

Счет доходов и расходов некоммерческой организации

Различия между счетом поступлений и платежей и счетом доходов и расходов некоммерческой организации

Вертикальное расположение счета доходов и расходов некоммерческой организации

Этапы составления счета доходов и расходов Итоговая отчетность некоммерческой организации

Балансовый отчет некоммерческой организации

Вертикальное и горизонтальное расположение балансового отчета

Источники информации для составления балансового отчета

Контрольные вопросы

Задание 1. Подготовьте счет доходов и расходов, а также балансовый отчет местного теннисного клуба «Теннис-класс», используя следующую информацию (табл. 7):

Таблица 7

Наименование счетов клуба ф.ст.

Взносы 6 300

Зарплата работника по уходу за пло- 3 100

щадкой

Машина для разметки площадок 4 000

Закупка теннисных мячей 300

Прибыль от работы бара 7 300

Накопленный фонд (на начало года) 6 800

Сальдо банка 3 000

Машины и оборудование 10 000

Амортизация машин и оборудования 10%

Задание 2. Счет поступлений и платежей является суммированным выражением банковских операций Общественного клуба «Флинт-парус» за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2003 г. (табл. 8).

Таблица <

Счет поступлений и платежей общественного клуба «Флинт-парус» за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2003 г.

Наименование операций ф. ст. Наименование операций ф. ст.

Сальдо банка (на 1 января) 900 Уход за помещением 500

Взносы 3 250 Отопление, освещение и электричество 1 400

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступления от вещевых лотерей 540 Закупки для бара 5 475

Наемное жилье клуба 400 Призы вещевых лотерей 350

Выручка бара 10 875 Зарплата персонала бара 1 600

Посуда и прочие расходы бара 150

Почтовые и канцелярские расходы 225

Закупка оборудования и оснастки и приспособлений 1 050

Сальдо банка (на 31 декабря) 5 215

15 965 15 965

Примечание:

1.Полученные взносы включают 100 ф. ст. за прошлый год и 150 ф. ст. за будущий год.

2.Следующий список представляет активы и пассивы общественного клуба «Флинт-парус» на 1 января 2004 г.

Таблица 9

Смета общественного клуба «Флинт-парус»

Наименование счетов клуба ф.ст.

Помещения клуба 20 000

Сальдо банка 900

Запасы для бара 1 875

Оборудование и приспособления 2 450

Взносы, подлежащие оплате 100

Взносы, оплаченные авансом 90

Кредиторы по закупкам для бара 270

Кредиторы по закупкам для бара 250

Поступления от вещевой лотереи 540

Приобретение призов для вещевой 350

лотереи

3. В конце года клуб задолжал оплату за электричество в сумме 310 ф.ст., 50 ф. ст. за канцелярские расходы и 675 ф. ст. по закупкам для бара.

4.3а амортизацию помещений клуб начисляет 1 ООО ф. ст. в год, а оборудование и приспособления для них амортизируются по 20 %, исходя из стоимости на 31 декабря 2003 г.

5.Запасы для бара оцениваются на 31 декабря 2003 г. в 1 425 ф.ст.

От вас требуется:

1. Подготовить торговый счет бара.

2. Определить прибыль или убыток от вещевой лотереи.

3. Определить накопленный фонд по состоянию на 1 января.

4. Подготовить счет доходов и расходов за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2003 г.

5. Подготовить балансовый отчет по состоянию на 31 декабря 2003 г.

Задание 3. Укажите различия между счетом поступлений и платежей и счетом доходов и расходов. Объясните, насколько правильно и объективно эти счета отражают финансы некоммерческих организаций.

Задание 4. Второй год деятельность футбольного клуба «Футбол Спорт Клуб» характеризуется следующими данными, основываясь на которых необходимо составить отчет и сделать вывод о возможности повышения ставки взносов на предстоящий футбольный сезон.

1. Взносы, полученные в течение второго года:

ф. ст.

- за первый год 700

- за второй год 8 300

- за третий год 200

2. Взносы, не оплаченные

1 января 2-го года 850

31 декабря 2-го года 370

3. Выручка бара за 2-й год 8 400

4. Запасы для бара

на 1 января 2-го года 800

5. Запасы для бара

на 31 декабря 2-го года 200

6. Закупки для бара 1 500

7. Общие расходы клуба 7 700

8. Выплаченная зарплата работника по уходу за футбольным полем 3 500 (170 ф. ст. оставшаяся задолженность на конец 2-го года)

9. Полученное наследство

по завещанию 1 700

10. Реализованные инвестиции 2 000

11. Приобретена новая газонокосилка 1 200

12. Амортизация оборудования за год 300

Задание 5. Спортивный клуб «Спорт Клуб» имеет секцию сквоша и футбольную секцию. Нижеследующие данные отражают активы и пассивы клуба по состоянию на 1 апреля 2004 г. (на начало финансового года). Активы клуба:

• здание клуба 25 000 ф. ст.;

• корты для сквоша 15 000 ф. ст.;

• мебель и оборудование 3 500 ф. ст.;

• запасы для бара 4 300 ф. ст.;

• сальдо банка 1 230 ф. ст. Пассивы (обязательства):

• кредиторская задолженность по закупкам для бара 2 470 ф. ст.;

• кредиторская задолженность по прочим расходам 325 ф. ст.

Накопленный фонд клуба: 46 235 ф. ст.

Все денежные средства зачислялись на счет в банке, а все платежи производились чеками. Счета поступлений и платежей клуба выглядят следующим образом (см. табл. 10).

Таблица 10

Счет поступлений и платежей спортивного клуба «Спорт Клуб» за отчетный год, заканчивающийся 31 марта 2004 г.

Поступления от хозяйственной деятельности ф. ст. Расходы на хозяйственную деятельность ф. ст.

Сальдо п/п 1 230 Новый корт для сквоша 5 000

Взносы: Ремонт кортов для сквоша 1 070

Сквош 7 350 Призы соревнований по сквошу 150

Футбол 1 100 Набор для игры в футбол 500

Выручка бара 45 390 Аренда футбольной площадки 250

Входные билеты на соревнования по сквошу 230 Коммунальные платежи за здание клуба 870

Выручка от футбольных матчей 115 Платежи за закупки для бара 32 675

Билеты на корты сквоша 3 565 Зарплата стюарда в баре 4 850

Прочие расходы 7 600

Сальдо к/п 6015

58 980 58 980

Примечание:

1. В конце финансового года, 31 марта 2004 г., кредиторская задолженность по закупкам для бара и прочая кредиторская задолженность соответственно составили 3 450 т.е. и 540 ф. ст.

2. Запасы для бара на конец отчетного периода составили 2 560 ф. ст. Амортизация кортов для сквоша составила 2 000 ф. ст.

в год.

3. Оборудование и приспособления амортизировались по ставке 10 % на остаточную стоимость в конце года. В отношении учета расходов на приобретение набора для игры в футбол казначей клуба рассматривает как текущие расходы.

От вас требуется подготовить:

(а) торговый счет бара;

(б) определить прибыль/убыток секции сквоша и футбольной секции;

(в) счет доходов и расходов;

(г) балансовый отчет по состоянию на 31 марта 2004 г.

Ответы на задания, помещенные в журнале

«Международный бухгалтерский учет»

№ 9, 2003 г.

1. Порядок распределения накладных расходов основан на следующих теоретических положениях. Во-первых, ряд накладных расходов может быть в полном объеме отнесен на затраты конкретного структурного подразделения, если очевидно, к какому отделу он принадлежит, например, зарплата руководителя подразделения. Такие накладные расходы затем переносятся на Торговый счет и счет прибылей и убытков соответствующего подразделения. Они могут также быть внесены в соответствующую книгу текущих хозяйственных операций или записаны под соответствующей ссылкой подразделения в автоматизированной системе. Зачастую предприятия предпочитают рассматривать каждый отдел как отдельное предприятие, что разрешено зарубежной практикой учета.

Во-вторых, существуют правила распределения накладных расходов между структурными

подразделениями, которыми следует руководствоваться в тех случаях, когда невозможно отнести накладные расходы в полном объеме на какой-либо конкретный отдел. Тогда их необходимо разделить и разнести по различным подразделениям, а поскольку сложно установить долю каждого подразделения в этих затратах, то были выработаны некоторые стандартные правила распределения таких затрат.

Правила предусматривают применение следующих стандартных приемов (методов) распределения накладных расходов:

1) пропорционально занимаемой площади;

2) пропорционально товарообороту;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) пропорционально объему реализованной продукции и оказанных услуг.

Рассмотрим каждый метод подробнее: 1) пропорционально занимаемой площади

Этот метод используется для распределения накладных расходов типа арендной платы и коммунальных платежей, освещения, отопления и соответствующей амортизации помещения. Все эти статьи расходов имеют некоторую относи-

тельную связь с занимаемом площадью помещения и фактически понесенными накладными расходами.

Расходы каждого подразделения пропорционально занимаемой площади определяются по следующей расчетной формуле:

(ШК/Р0)*Р0С, (1)

где — общая сумма накладных расходов компании за отчетный период;

Р0 - общая площадь помещения, занимаемая компанией;

Рос — площадь, занимаемая структурным подразделением.

2) пропорционально товарообороту

Зарплата служащих и выплачиваемые им

вознаграждения, а также расходы на рекламу должны быть распределены согласно этому методу по формуле:

(ШК/Т0)*Т0С, (2)

где - общая сумма накладных расходов;

Т0 — суммарный товарооборот предприятия за отчетный период;

Тос — товарооборот структурного подразделения за отчетный период.

3) пропорционально объему реализованной продукции или оказанных услуг

Формула пропорционального распределения приведена ниже:

(шк/д0)*с>0С, (3)

где — общая сумма накладных расходов;

0о - общий объем реализованной продукции или оказанных услуг;

(20С - объем реализованной продукции или оказанных услуг структурным подразделением.

Этот метод имеет определенные ограничения в отношении, например, торгового предприятия , потому что число и стоимость реализуемых товаров в каждой секции весьма различны.

2. Во втором вопросе ставилась задача подготовить отчет о прибылях и убытках каждого из подразделений крупного торгового предприятия розничной торговли «С & А» в Блэкпуле за апрель 2004 г. и предоставить информацию, которая могла быть полезной для административно-управленческого персонала.

Для решения данной задачи необходимо сделать следующие допущения:

• поскольку в условии не было представлено никаких данных о начальных и конечных запасах, то можно предположить, что никакого движения товарно-материальных запасов за отчетный период не было;

• поскольку также не предоставлено никаких сведений о площадях, занимаемых структурными подразделениями торгового предприятия, то, следовательно, единственно возможным способом распределения накладных расходов является распределение пропорционально товарообороту.

В задании также отсутствуют данные относительно объема реализованной продукции или оказанных услуг.

Отчет о прибылях и убытках крупного торгового предприятия розничной торговли „С & А" в Блэкпуле за апрель 2004 г. представлен в табл. №11. В заключение необходимо отметить следующее:

• расходы в сумме 10 000 ф. ст., которые не распределены по структурным подразделениям, возможно, являются постоянными накладными расходами. Если это так, то они подлежат возмещению, независимо оттого, ликвидировано или нет убыточное подразделение. Если отдел «Б» был бы закрыт, то отдел «А» понес бы расходы на сумму 3 800 ф. ст., а отдел «В» - на сумму 6 200 ф. ст.

• отдел «В» наиболее доходный, и его доля в валовой прибыли в процентах самая большая - 50 %. Однако отдел «А» наиболее эффективен. Это касается переменных накладных расходов: чистая прибыль составляет 50 % от валовой прибыли, в то время как у отдела «В» всего лишь 49 % от валовой прибыли.

• относительно дополнительной информации, которая могла быть полезной для админист-ративно-управленческого персонала следует сказать, что, в целом, ему следует гораздо больше внимания уделять не только организации "производственного" процесса в торговом предприятии, но и экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, и, прежде всего, снижению накладных расходов.

• значения, приведенные в п. 4, 7, 10, 13, являются процентами от объема реализации продукции.

Таблица 11

Отчет о прибылях и убытках торгового предприятия „С & А" по состоянию на 1 апреля 2004 года

ОТДЕЛ «А» ОТДЕЛ «Б» ОТДЕЛ «В» ВСЕГО

ф. ст. ф. ст. % ф. ст. ф. ст. % ф. ст. ф. ст. % ф. ст. ф. ст. %

1 Продажи 2 25 ООО 3 4 100 5 60 000 6 7 100 8 40 000 9 10 100 11 125 000 12 13 100

Минус: закупки 14 000 56 49 200 82 20 000 50 83 200 67

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ 11 000 44 10 800 18 20 000 50 41 800 33

Минус: переменные расходы Постоянные 3 500 2 000 14 8 8 000 4 800 13 8 7 000 3 200 18 8 18 500 10 000 15 8

расходы 5 500 22 12 000 21 10 200 26 28 500 23

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ 5 500 22 (2 000) £3} 9 800 24 13 300 10

(УБЫТОК)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.