ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 6. 2009. Вып. 1
Н. А. Цветкова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА США В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, 2001-2007 гг.
Основной политической целью международной образовательной политики США является создание лояльных социальных групп в зарубежных странах, деятельность которых содействует упрочению влияния США и изменению политического режима. На протяжении всей истории существования данного инструмента американское правительство неоднократно использовало программы обучения для решения внешнеполитических задач. При помощи образовательных программ была сформирована новая политическая элита в Германии, Японии в 1940-1950-е гг. и в странах Восточной Европы в 1990-е гг. После известных террористических атак 2001 г. Белый дом также использует образовательные программы для изменения политических режимов на Ближнем Востоке.
Мы осуществим анализ первых итогов образовательной деятельности США в странах Ближнего Востока с 2001 по 2007 гг. Термин «страны Ближнего Востока» подразумевает регион от северо-западного побережья Африки до Пакистана, включая страны Северной Африки, Аравийского полуострова и Среднего Востока. В этот регион входят такие страны, как: Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Ливан, Израиль, Палестинские территории, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран и Афганистан. Объединяя эти страны в понятие «Ближний Восток», мы следуем официальной региональной классификации правительства США.
Исследование первых итогов американской внешней образовательной политики основано на таких официальных документах правительства США, как отчеты Госдепартамента и подотчетных ему агентств, которые занимаются реализацией программ обучения на Ближнем Востоке, а также — Конгресса США, где неоднократно проходили слушания относительно публичной дипломатии. В имеющихся документах исполнительной власти (Госдепартамента), направленных на пропаганду успехов внешней политики США, ближневосточная образовательная политика рассматривается как череда успехов и достижений. В материалах законодательной власти, в которых есть экспертные оценки, независимые исследования и т. п., можно обнаружить факты провалов и неудач правительства США в этой сфере. Однако все указанные источники не могут предоставить нам полной и объективной картины образовательной политики США в силу актуальности происходящего. Тем не менее, мы решились проанализировать имеющиеся факты и сделать предварительные выводы, поскольку масштабы деятельности США на Ближнем Востоке в области культуры, образования и пропаганды превосходят все известные нам проекты публичной дипломатии, осуществленные правительством с конца XIX в.
Данная статья будет состоять из трех разделов. В первом разделе анализируется провалы Ближневосточной образовательной политики США за последние пятьдесят лет, которые, как нам представляется, существенно повлияли на развитие антиамериканизма в регионе и на современную публичную дипломатию Белого Дома в этом регионе.
© Н. А. Цветкова, 2009
Во втором разделе исследуются попытки США выработать новую стратегию, цели и программы международной образовательной политики в странах Ближнего Востока после начала войны против терроризма. В третьем разделе будут представлены результаты деятельности США в ключевых странах региона.
Наследие Ближневосточной образовательной политики США к началу 2000-х гг.
С момента прихода США в страны Ближнего Востока (1930-е гг.) и до начала антитеррористской кампании США (2000-е гг.) особенностями образовательной политики США в регионе являлись непоследовательность и непланомерность реализации программ, направленных на создание позитивного имиджа США.
До середины 1940-х гг. образовательная политика США находила позитивный отклик среди арабского населения, поскольку правительство США распространяло информацию об арабском национализме, единстве и суверенитете через создаваемые школы и университеты в Египте, Ливане, Сирии. Однако после возникновения палестино-израильской проблемы и формирования произраильской политики США в конце 1940-х — начале 1950-х гг. отношение арабского населения к Америке изменилось в отрицательную сторону. Арабский национализм, развитию которого способствовали США, постепенно становится для них проблемой. Правительства Сирии, Египта и других стран обвинили США в империализме и запретили деятельность американских университетов, фондов и правительственных программ. В Вашингтоне пришли к выводу, что антиамериканизм, помимо политических причин, обусловлен необразованностью населения, целям ликвидации которой должны служить программы публичной дипломатии1.
Однако на протяжении последующих пятидесяти лет США так и не удалось справиться с появившимся и укрепляющимся антиамериканизмом в силу трех важных факторов.
Во-первых, многие государства региона отказывались от участия в образовательных программах США. Например, ставленник США в Иране шах Пехлеви в начале 1970-х гг. отказался от осуществления предложенных Вашингтоном реформ по расширению доступа к высшему образованию представителей неимущих классов. В итоге огромная масса молодежи пополнила ряды экстремистских групп. Точно так же США не удалось реформировать учебные планы в вузах Саудовской Аравии, которые включали предметы по религии и арабскому языку, а учебники содержали сильнейшие антизападные и антихристианские пассажи. В 1966 г. король Файзиль заявил правительству США, что Саудовская Аравия не хотела бы проводить реформы в образовании с помощью «чужих рук», что могло бы привести к созданию поколения молодежи, оторванной от потребностей страны2. Необходимость для США сохранять устойчивые контакты со странами региона в области нефтедобычи побуждала американское правительство не портить эти отношения из-за образовательных контактов.
Во-вторых, в силу необходимости сдерживать влияние СССР в данном регионе США приходилось заботиться о создании лояльного командного состава вооруженных сил, умеющего обращаться с американским оборудованием и поддерживающего внешнюю политику США. Представители всех родов войск интенсивно обучались в военных академиях США. Ближний Восток стал единственным регионом, где число граждан, участвующих в образовательных программах Пентагона, в десятки раз превышало число граждан, участвующих в культурных и образовательных программах.
В-третьих, проекты по разработке природных ресурсов и обучению специалистов в области добычи нефти и газа отодвигали программы, направленные на создание позитивного
образа США, на задний план. Программы академического обмена и реформы системы образования, по сравнению с другими регионами, не развивались достаточно интенсивно для того, чтобы они могли способствовать упрочнению идеологических позиций США в регионе. Только после падения башен-близнецов в 2001 г. правительство США признало ошибкой проведение маломасштабной образовательной политики США в регионе в период «холодной войны».
Формирование новой ближневосточной образовательной политики в 2000-е гг.
После террористических атак, организаторами которых были этнические арабы, в Вашингтоне вспомнили о публичной дипломатии. Конгрессмены и различные экспертные группы Белого Дома обнаружили целый ряд ошибок в ее осуществлении, которые привели к враждебности населения арабских государств по отношению к Америке. К часто упоминаемым в различных официальных документах ошибкам можно отнести сотрудничество США с репрессивными правительствами, отказ от осуществления радиопропаганды в Афганистане в 1990-е гг., приведший к популярности радио «Шариа», финансируемого режимом Талибана, а также весьма отрицательный образ американского бизнеса, которой постоянно подогревается пропагандой арабских правительств. На слушаниях в Конгрессе отмечалось, что в образовательных учреждениях Саудовской Аравии, Йемена, Пакистана и других стран, которые оценивались как дружественные государства, учебники и лекции преподавателей продвигают тезис о враждебном отношении США к исламу3.
Более того, оказалась, что снижение финансирования международных образовательных программ с 1993 г. привело к сокращению числа участников из стран с высоким процентом мусульманского населения: если в 1993 г. в программах участвовало около 4000 граждан, то в 2001 — на 1000 человек меньше, причем значительно сократились программы обменов с такими странами, как Египет, Саудовская Аравия, Йемен, Афганистан и Пакистан4. Число студентов из стран Ближнего Востока, участвующих в программах стипендий правительства США, сократилось с 20 000 в 1980 г. до 900 в 2004 г.5
В различных «мозговых центрах» было проведено немало исследований, которые показывали, что в последнее время мусульманские страны Ближнего Востока переживают демографический взрыв, и молодежь в возрасте меньше 24 лет составляет 50-65 % от общего числа населения. А опросы общественного мнения в странах, которые на протяжении периода «холодной войны» являлись сторонниками США, демонстрировали снижение симпатий к США, и самые негативные оценки высказывала молодежь, точнее школьники, для которых в арсенале Госдепартамента до конца 2003 г. программ обучения вообще не существовало. В одном из подобных докладов указывалось, что «именно молодежь бойкотирует США, срывает продажи американских товаров, а не старшее поколение, которое активно обучалось в США»6. Кроме этого, выяснилось, что дисциплина "American Studies", которая является основой для формирования и распространения позитивного образа США, практически не представлена в университетах стран Ближнего Востока. Только в американских вузах, созданных правительством США в Каире, Бейруте и Сане (столице Йемена), существовали кафедры с одноименным названием. И, наконец, аудиторские комиссии Конгресса США были шокированы способом оценки эффективности международных образовательных программ в Госдепартаменте: она проводилась посредством анкетирования зарубежных граждан после завершения обучения, что, по мнению Счетной палаты Конгресса, совсем не отражает изменения общественного мнения о США в зарубежных странах7.
Все эти проблемы привели к негативной оценке международной образовательной политики США в странах Ближнего Востока и попыткам выработать новую политику, которая бы способствовала формированию проамериканского населения в странах, представляющих для США потенциальную угрозу. На протяжении длительного периода, с 2001 по 2004 гг., Конгресс США, Белый дом и Госдепартамент занимались выработкой новой стратегии образовательной политики США в данном регионе.
Судя по имеющимся документам, изначальный импульс к созданию новой политики в отношении Ближнего Востока исходил из Капитолия. Конгрессмены, ссылаясь на мнения экспертов, обозначили страны с преобладающим мусульманским населением, которые и стали основной мишенью международной образовательной политики США на ближайшие годы. Перечень включал страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии и был предложен главой комитета по международным отношениям палаты представителей республиканцем Г. Хайдом. Также Г. Хайд стал основным инициатором изменений целевой аудитории публичной дипломатии США. В итоге в сентябре 2002 г. Конгресс потребовал законодательным порядком от Госдепартамента создания новых программ обучения для женщин, школьников, журналистов и студентов из мусульманских стран8. Законодатели акцентировали особое внимание на молодых представителях мусульманских обществ, поскольку «они безработные, необразованные, не имеют будущего и больше всего подвержены влиянию экстремизма»9. Журналисты также заняли особое место в новых международных образовательных программах США, поскольку именно они создают негативное суждение о политике США в обществе10. В 2003 г. Конгресс рекомендовал Белому Дому активизировать деятельность американских университетов в Ливане и Египте в области создания позитивного образа США для 6 000 студентов, которые обучаются в этих вузах; открыть сеть исследовательских институтов по изучению США, создать центр по арабо/мусульманско-американским отношениям для краткосрочного обучения действующих чиновников в правительствах и политиков. Однако в 2002-2003 гг. конгрессмены ставили перед программами образования весьма скромные цели — продвижение позитивного имиджа США.
Через год рекомендации уже касались масштабного обучения простого населения, что включало: ликвидацию неграмотности к 2010 г., особенно среди женской части общества, масштабное распространение американских и западноевропейских учебников и книг, переведенных на местные языки, а также обучение молодежи умению организовывать бизнес. Теперь все указанные рекомендации трактовались Конгрессом как основные способы построения демократии в регионе, а не только как средство для изменения имиджа Америки11.
Однако основная рекомендация Конгресса и различных специалистов в области публичной дипломатии касалась реформирования правительственного механизма формирования и реализации образовательной политики США на Ближнем Востоке. До 2000-х гг. правительство США так и не сумело создать агентство для координации образовательных программ, инициируемых Советом Национальной Безопасности (СНБ), Госдепартаментом, Агентством Международного развития, Министерством обороны, ЦРУ, Министерством торговли и т. д. Несогласованность действий между ними всегда приводила к отсутствию общей тактики и стратегии, дублированию программ и, в конечном итоге, снижению эффективности реализации программ обучения.
В 2003-2004 гг. при СНБ был создан особый Комитет по координации программ помощи в мусульманских странах (Muslim World Outreach Policy Coordinating Committee).
Комитет аккумулирует идеи о развитии программ образования в странах Ближнего Востока, исходящие от посольств США, и вырабатывает ежегодный план образовательной политики для каждой отдельно взятой страны12. В отдел Ближнего Востока в Госдепартаменте была передана функция по реализации и контролю за всеми образовательными программами США в регионе. Традиционно данная функция принадлежала Отделу по делам в области образования и культуры. Но после череды неудач, связанных с реализаций программ в политической сфере в странах Ближнего Востока, К. Райс возложила всю ответсвенность за реализацию проекта на региональный отдел. Более того, с сентября 2005 г. до конца 2007 г. образовательная политика США на Ближнем Востоке находилась в руках наиболее способного специалиста в области публичной дипломатии — Карен Хьюгес. После смены нескольких заместителей госсекретаря по публичной дипломатии с 2001 г. по 2005 г. президент Буш решил передать этот инструмент внешней политики в руки своего советника и спичрайтера К. Хьюгес. Необходимо отметить, что К. Хьюгес сумела добиться положительных результатов в области образовательной политики США в данном регионе, речь о которых пойдет ниже.
В итоге после несколько десятков лет отсутствия эффективной стратегии и масштабных программ публичной дипломатии в странах Ближнего Востока Госдепартамент создал 350 программ, направленных на создание демократии в регионе. Была выработана новая стратегия образовательной политики, которая изменила целевую аудиторию (вместо действующей элиты и военных предлагалось обучать детей и женщин), модифицировала тактику реализации программ (вместо поддержки политических режимов и армии предлагалось создавать альтернативные партии, некоммерческие организации, реформировать системы образования).
Программа по демократизации Ближнего Востока носит название «Инициатива сотрудничества на Ближнем Востоке» и действует в 15 странах, таких как Алжир, Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Марокко, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Тунис, ОАЭ и Палестинские Территории13. Белый дом отказался включить в данный список рекомендованные Конгрессом Иран, Ирак, Ливию. Для них будут созданы отдельные программы в силу их особых отношений с США. Объявляя о начале реализации программ на форуме в весьма консервативной организации — фонде «Наследие», — бывший госсекретарь К. Пауэлл осторожно заметил, что созданные программы будут направлены на ликвидацию безграмотности и развитие бизнеса, умолчав об основной цели программ — изоляции и маргинализации экстремистов и продвижении демократии, как позже об этом заявит К. Хьюгес14.
Только в 2004-2005 гг., когда уже состоялись интервенции в Афганистан и Ирак, окончательно прояснилась позиция Ирана по вопросу об американском вмешательстве в Ирак, а реализация различных программ прошла первоначальный этап, США более внятно сформулировали основные цели своей образовательной политики на Ближнем Востоке: 1) изменение политического строя через создание партий, подготовку альтернативных политиков, эмансипацию женщин и формирование лояльной и демократически настроенной молодежи; 2) изменение экономического климата путем создания слоя бизнесменов и юристов, получивших «западное образование», а также изменения законодательства стран; 3) реформирование всей системы образования посредством расширения доступа женщин к образованию, ревизии учебных планов и обеспечения школ и университетов американскими учебниками15. В 2006 г. Белый дом согласился с требованием Конгресса о возобновлении образовательных контактов между США и Ираном,
прерванных в 1979 г. Поэтому перед образовательными программами США сегодня стоит еще одна цель — распространение знания о демократии среди населения Ирана посредством академических обменов и пропаганды через радио и Интернет.
Результаты образовательной политики США к концу 2007 г.
Анализ результатов реализации образовательной политики с 2003 по 2007 гг. мы осуществим относительно ее трех указанных целей.
Демократизация политического режима происходит путем формирования новой политической элиты, эмансипации женщин и воспитания молодежи, ориентированной на ценности демократии. В свою очередь формирование новой политической элиты происходит посредством создания условий для проведения демократических выборов через подготовку альтернативных кандидатов, обучения журналистов и т. д.; переобучения существующих членов государственного аппарата, чиновников и членов парламента; осуществления информационной пропаганды в Иране.
В официальных документах правительство США ставит себе в заслугу то, что умелая организация публичной дипломатии обеспечила проведение парламентских выборов в Ливане и Кувейте, президентских выборов с наличием нескольких кандидатов в Египте в течение 2005 г. и победу на них умеренных политиков. Действительно, перед проведением парламентских выборов в Ливане США обучили весь персонал мониторинговых организаций, распространили по всему Ливану информацию о правах избирателей и, самое важное, подготовили кандидатов от 11 партий в области проведения политических кампаний. По такому же сценарию действовало правительство США перед выборами в Египте и Кувейте и других странах. Кроме подготовки политиков, еще одним важным условием проведения демократических выборов являлось обучение журналистов, которые осваивали этику освещения политических кампаний, изучили английский язык и получили гранты на открытие новых независимых изданий. США создали несколько новых изданий в Палестине, Ливане, Иордании, Афганистане и Марокко16.
Однако в тех же документах правительство США не признает ошибки, допущенные в Палестине перед парламентскими выборами в 2006 г. Начиная с 2004 г. вся образовательная деятельность США была направлена на проведение демократических парламентских выборов и обеспечение победы умеренных кандидатов от партии «Фатх». Американские специалисты реализовывали масштабные информационные программы для избирателей, обучали наблюдателей, создавали сеть некоммерческих организаций для развития гражданского общества, полагая, что подобные шаги убедят палестинцев в преимуществах демократии17. При этом Госдепартамент упустил из виду программы подготовки новых молодых умеренных лидеров, которые осуществлялись в других странах. В итоге победу на выборах одержала партия «Хамас», которая характеризуется США как террористическая группировка. После провала программ публичной дипломатии в Палестине Госдепартамент переориентировал свои программы на молодежь 14-24 лет для создания нового поколения лояльных лидеров.
В то же время США пытаются оказывать влияние на формирование кадрового состава правительств и парламентов в странах Ближнего Востока. Например, в специально созданных образовательных центрах юристы и чиновники изучают законодательство США и на месте подготавливают пакеты реформ по изменению местного законодательства. Основная цель всех этих мероприятий — снизить значение шариата, или мусульманского религиозного закона, который является действующим правом во многих странах. Особую
заботу США проявляют в отношении работы парламентов. Сотрудники и члены парламента таких стран, как Алжир, Оман, Йемен, Ливан и Марокко, проходят краткосрочную подготовку в США по изучению американских процедур принятия законов. Вашингтон налаживает интенсивные контакты с парламентариями Ливана, в которых видит опору проведения демократических реформ. Большинство членов парламента Ливана уже прошли стажировку в США18. Также в ближневосточных университетах открываются специальные магистерские программы для подготовки нового поколения элиты, например, Исламский университет в секторе Газа готовит государственных служащих, университет имени Заеда Бин Султана Ал Нахьяна, первого президента ОАЭ, открыл специальную программу по подготовке женщин в области государственного управления, а университет в Тель-Авиве готовит специалистов по правам человека.
В 2006 г. Белый дом получил дополнительное финансирование на развитие образовательных обменов с Ираном. Программы образовательных контактов с Ираном не достигли таких масштабов, как с другими странами региона. Однако уже сам факт создания программ, направленных на распространение демократии в Иране, является уникальным, поскольку, как было отмечено выше, США прервали все контакты с Ираном в области культуры и образования после прихода там к власти исламистов в 1979 г., а сейчас США пытаются восстановить контакты в гуманитарной сфере с теми же исламистами. Белый дом ставит перед собой весьма конкретную цель — распространение среди иранского населения знаний о том, как создавать партии, проводить политические кампании и т. д. За два последних года (2006-2007) США инициировали несколько проектов в области культуры и спорта, пригласили на краткосрочное обучение нескольких представителей действующей элиты, начали обучение иранских преподавателей английского языка в американских вузах. Также американское правительство при содействии американских и западноевропейских фондов пытается поддержать несколько диссидентских организаций, продвигающих права человека в Иране. Но основную ставку США сделали на информационные программы радиостанции «Фарда», телевизионных каналов «Фарзи» и «Персидское телевидение», которые рассчитаны на привлечение молодежи при помощи музыки и новостей. Именно поэтому музыкальный формат преобладает над информационным, т. е. ежечасно звучит 50 минут музыки и 10 минут новостей. Анализируя первые результаты деятельности США в Иране, конгрессмены в ходе слушаний задали представителю администрации вполне резонный вопрос: «если массовая культура США вызывает протест среди населения Ближнего Востока, то могут ли теле- и радиостанции повлиять на распространение знаний о демократии в Иране?»19 Однако представители Госдепартамента, реализующие информационные программы в Иране, заявляют, что «музыка стимулировала деятельность в странах Восточного блока, поэтому и в Иране она будет способствовать распространению демократических ценностей»20. Действительно, процент иранских слушателей американских радиостанций в Иране постоянно растет, несмотря на эфирные помехи, транслируемые иранским правительством. Сегодня эти станции охватывают 10,3 % населения, что, по мнению Госдепартамента, несколько шире аудитории слушателей радиостанции «Голос Америки» в СССР в 1985-1988 гг., когда «глушение» ее частот было прекращено21.
Эмансипация женщин является одним из интереснейших направлений образовательной политики США. Под этим термином правительство США подразумевает получение женщиной политических и экономических прав, т. е. права на участие в политической борьбе и голосовании, а также права на создание своего бизнеса. Эмансипация женщин
должна привести к изменению устоев традиционного восточного общества, в котором роль женщины ограничивается законами шариата.
Особенной популярностью пользуются американские школы политических технологий, созданные в Катаре и Кувейте. Благодаря обучению канонам политической борьбы некоторые слушательницы школ стали членами парламента Иордании, Омана, Турции, Кувейта, Бахрейна и Ирака.
В то же время создается сеть НКО, которые распространяют знания о правах женщин, лоббируют изменения семейного кодекса, а также занимаются ликвидацией неграмотности и призывают женщин включаться в женское движение. Пропагандируя среди женского населения необходимость изменения своего статуса, США добились некоторых результатов. В Ираке женщины сумели опротестовать передачу семейного права под юрисдикцию законов шариата. В Кувейте женщины добились принятия закона о праве женщины на голосование. Там же перед парламентскими выборами в 2005 г. при поддержке США представители женского движения сумели распространить информацию среди 200 000 женщин об их праве на голосование и тем самым повысить уровень участия женщин в политической жизни.
Ликвидация неграмотности среди женского населения, особенно возрастной группы 10-15 лет, является, по мнению США, одним из быстрых способов трансформации традиционного восточного общества. В отдаленных районах стран Ближнего Востока США открывают школы грамотности для девочек. Наибольшее количество школ появилось в Марокко, Египте, Афганистане. Однако в этой сфере США сталкиваются с постоянным сопротивлением администрации населенных пунктов, которая запрещает девочкам посещать американские школы. В Афганистане наблюдается наиболее жесткое противостояние в этой сфере, поскольку, по мнению афганских властей, школьная программа не имеет предметов, связанных с исламом и домоводством.
Нельзя сказать, что образовательные программы, направленные на создание демократии, реализуются более активно в оккупированном Ираке. Здесь США работают в двух направлениях: создают программы эмансипации женщин и развивают организации, которые продвигают идеи гражданского общества. Только в парламенте женщины составляют 32 % от общего числа депутатов, что значительно выше, чем в других странах. Также более активно, чем в других странах, оккупационные войска создают сеть НКО, которые должны стать основой гражданского общества. В период режима С. Хусейна в Ираке существовало 200 НКО, а за время оккупации США создали еще 2000 НКО, которые вовлечены в процесс обучения широкой массы населения22.
Создание прослойки молодежи, ориентированной на демократические ценности и США. Впервые за все годы существования американской публичной дипломатии в образовательные программы США стала вовлекаться молодежь, представляющая беднейшие слои общества, которые лишены возможности получить образование, т. е. являются молодежью группы риска, имеющей высокие шансы стать членами террористических группировок23. Неоднократно представители Госдепартамента заявляли, что «в программы образования привлекается молодежь „не-элитного" происхождения, что является нетипичной политикой США»24. До террористических атак 2001 г. правительство США приглашало в свои программы, как правило, молодежь, имеющую перспективы занять прочные позиции в обществе в области управления. Сегодня целевая молодежная аудитория программ США кардинально изменилась. Прежде всего, она помолодела. В программы образования вовлекаются не студенты старших курсов, как было прежде, а школьники от 8 до 17 лет.
Для них создаются особые школы по обучению основам демократии и гражданского общества. Только в Сане, столице Йемена, через подобную школу прошли 30 000 школьников за три года25. Наиболее активно обучается молодежь из Ливана, на который Госдепартамент возлагает большие надежды в плане демократических преобразований. Другим способом пропаганды демократической системы ценностей является программа краткосрочного пребывания молодежи в США, где подростков помещают в американские семьи и школы. Общее число обученных достигает 10 000 человек, и, по мнению Белого дома, отбор тинэйд-жеров 8-17 лет и их дальнейшее проживание в американских семьях является наиболее эффективным способом демократизации традиционных обществ, поскольку молодежь именно такого возраста может впитывать новые идеи, а позже воплощать их в жизнь.
Стремясь оградить молодежь группы риска от участия в экстремистских группировках, правительство США создало особые программы по обучению английскому языку и систему летних школ, охватывающую все страны Ближнего Востока. Под личным руководством К. Хьюгес были созданы особые программы английского языка для молодежи этой возрастной категории. Не выезжая за пределы свой страны, школьники изучают английский язык и серию предметов, связанных с развитием гражданского общества. К концу 2007 г. данной программой было охвачено около 13 000 подростков. В летние школы Египта, Ирака и Пакистана стекается молодежь разного социального и национального происхождения, а также различных религиозных конфессий. Преподаватели американских университетов пытаются научить молодежь толерантности и уважению к правам человека. Особенно активно США действуют в Палестине, где создаются летние лагеря для совместного проживания и обучения палестинского и израильского молодого поколения. Основное звено программы обучения — т. н. психологические тренинги, направленные на преодоление чувств ненависти, неприязни и личной травмы, связанных с арабо-израильским конфликтом. Около 32 000 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет участвуют в этой программе.
Кроме программ обучения, правительством США используются как основные инструменты воздействия на подрастающее население радио- и телепропаганда, а также Интернет. В 2004 г. правительство США создало первый телеканал Л1китта («Свободный»), вещающий на арабском языке для всех стран Ближнего Востока. Канал также рассчитан на молодое поколение, и Белый дом неоднократно заявлял о высокой эффективности канала, поскольку он привлекает большой процент населения. Однако в 2007 г. выяснилось, что на канале неоднократно звучали антиамериканские и антиизраильские выпады, транслировались выступления лидеров радикальной группировки «Хезболла» и т. п. Представители Белого дома признали, что в первые три года контроль за вещанием канала и работой арабских журналистов был минимальным, что привело к существенным ошибкам, но с другой стороны, по мнению специалистов в области информационных программ, канал специально инициировал антиамериканские репортажи, чтобы привлечь как можно больше зрителей и после этого перейти к этапу борьбы против антиамериканизма26. Теперь канал сделал акцент на создании позитивных новостей о США и транслирует огромное число документальных фильмов о США, названия которых говорят сами за себя: «Свобода: история США» или «Жизнь мусульман в США»27.
Интернет, активно используемый молодежью, побуждает правительство США модифицировать форму образовательных программ. В январе 2003 г. правительство США приступило к распространению через Всемирную сеть электронных журналов и сайтов, созданных специально для молодежи стран Ближнего Востока. Например, журнал
«Террористическая сеть» информирует молодежь о существующих террористических организациях, о способах заманивания молодежи; «Голоса Свободы» — о злодеяниях С. Хусейна против иракцев и т. п. Еще одна серия журналов раскрывает перед молодежью позитивный образ США. Один из них называется «До встречи в США» и приглашает молодежь участвовать в широком наборе правительственных американских программ обмена, а также рассказывает о простых американских тружениках и о сложной дороге к американской мечте28. Молодежный журнал «Привет» предлагает арабским тинэйджерам позитивный имидж американской массовой культуры, американского образования и стиля жизни. Однако неоднократно конгрессмены задавали представителям администрации вопрос о том, является ли Интернет эффективным инструментом влияния на молодежь, если Всемирной сетью пользуется только 2-3 % населения стран. Ответом послужили новые программы по расширению доступа молодежи к Всемирной паутине при помощи поставок оборудования в образовательные учреждения и проведения семинаров по использованию сети.
2. Создание профессионального слоя лояльных бизнесменов является, по мнению правительства США, вторым способом изменения политического климата в регионе. В настоящий момент существует несколько направлений реализации данной цели: обучение школьников базовым принципам ведения бизнеса, создание нового поколения бизнесменов, а также переобучение банкиров.
Во всех странах, исключая Иран, во всех школах внедрена трехгодичная программа по развитию навыков ведения бизнеса. Правительство США заявляет, что данная программа позволит молодежи сделать правильный выбор между экстремизмом и налаживанием своей жизни в позитивном направлении. Ежегодно около 26 000 проходят данный курс обучения29.
Воспитание нового поколения бизнесменов осуществляется через обучение студентов и, что более интересно, представительниц слабого пола. Около 10 000 студентов прошли краткосрочное обучение и теперь имеют право на получение кредитов от американского правительства на развитие собственного дела. Представительницы слабого пола в возрасте 22-30 лет отбираются американскими дипломатами для обучения в США и прохождения стажировки в одной из крупнейших компаний США. По возвращении домой женщины обеспечиваются грантами и кредитами для налаживания самостоятельного бизнеса. К концу 2007 г. 180 женщин прошли обучение и только 20 из них сумели по возвращении организовать коммерческое предприятие30. И, наконец, формирование позитивного кредитного климата для развития бизнеса осуществляется через обучение служащих банков и банкиров в США. Представители банков Египта, Марокко и Иордании изучают способы создания благоприятной финансовой среды для новых бизнесменов31.
3. Модернизация системы образования подразумевает изменение учебных планов в школах и вузах, переобучение учителей и профессорско-преподавательского состава, расширение доступа к образованию для широких масс населения и, самое главное, обеспечение образовательных учреждений новыми американскими учебниками.
Многие страны стараются не допустить присутствия США в своих образовательных учреждениях. Саудовская Аравия, Иордания, Алжир и даже оккупированные университеты Ирака с недоверием относятся к предложениям США о реформировании учебных дисциплин в школах и университетах. Шаг за шагом американскому правительству удается сломить сопротивление наиболее крупных вузов, однако в регионе остается сеть исламских, традиционно закрытых университетов, которые не допускают распространения
американского влияния в своих стенах. К их числу, например, принадлежит Шариатский университет в Саудовской Аравии, администрация которого открыто заявила, что не намерена сотрудничать с вузами США и допускать в свои стены американских экспертов32.
К концу 2007 г. США удалось добиться некоторых результатов в деле реформирования системы образования в странах Ближнего Востока, что можно считать внешнеполитическим успехом, поскольку, как было отмечено выше, за предыдущие пятьдесят лет американское правительство так и не сумело договориться с правительствами стран региона о модернизации системы образования.
Наиболее активно США проводят реформы в школах. Первая проблема, которую пытаются разрешить США, касается расширения доступа к школьному образованию женского населения. В Йемене, Иордании, Палестине, Ираке и Афганистане проводятся наиболее масштабные проекты: идет строительство новых школ для девочек, пропагандируется идея о необходимости получения образования и т. д. В Ираке, например, за годы оккупации было построено около 3 000 школ, и одна треть всех учителей прошла переобучение по применению американских методов преподавания33. В Афганистане проблема доступа женщин к образованию стоит особенно остро. Около 95 % женщин не умеют читать и писать и 97 % девочек никогда не учились в школе. Для исправления данной ситуации США построили более 600 новых школ, обучили 11 000 учителей и обеспечили все школы новыми учебниками, тираж которых составляет 49 млн экземпляров34.
Вторая проблема, которую решают США, связана с внедрением в школьный учебный план таких дисциплин, как «основы гражданского общества», «принципы демократии» и «основные права человека». К концу 2007 г. эти предметы преподавались в десяти странах (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия, Тунис, Палестина, Йемен и Ливан). Для этого повсеместно проводится обучение учителей преподаванию новых дисциплин, связанных с пониманием принципов демократии, например, civic education. В Палестине был создан региональный центр для переподготовки учителей по таким дисциплинам, как права человека и гражданское общество35. Повсеместно внедряется новая методика преподавания английского языка, которая сочетает в себе лингвистические знания и познания в области демократии. Пятьсот школ, 3000 учителей и 650 000 учеников охвачены этим проектом36.
И, наконец, обеспечение учебного процесса американскими учебниками также является заботой США. За последние четыре года американское правительство осуществило перевод ста двадцати наименований учебников для школьников 1-6-х классов в количестве 7 000 0000 экземпляров и распространило эти книги по всем школам Ближнего Востока. Учителя были снабжены методическими пособиями для правильной работы с новыми книгами, а также прошли краткосрочное переобучение37.
Реформы в университетах носят менее масштабный характер. Правительство США предложило американским вузам стать партнерами некоторых наиболее важных университетов в регионе для осуществления изменений в учебных планах, создания новых факультетов и кафедр. К концу 2007 г. удалось сформировать семнадцать таких партнерских связей.
Благодаря американским вузам были реформированы факультеты журналистики в крупнейших университетах Алжира, Туниса, Бахрейна, Омана, Марокко и Саудовской Аравии. США добились от ближневосточных университетов внедрения новых предметов для подготовки журналистов, таких как английский язык, этика освещения политических кампаний, а также обязательной стажировки студентов в западных странах.
Наибольшую заботу для США представляют проекты, связанные с внедрением североамериканских исследований. Это направление развивается более медленно, чем другие. За 2003-2007 гг. удалось создать только одну кафедру в университете Иордании и две — в университетах Палестины, хотя планировалось внедрить данное научное направление во все существующие университеты. Сопротивление администрации вузов и правительств отодвигает реализацию данного проекта. Для сравнения: в период борьбы с распространением коммунистической идеологии в странах Западной Европы за 10-15 лет после окончания Второй мировой войны правительство США открыло либо институт, либо кафедру по североамериканским исследованиям в каждом университете. Тогда и сейчас создание данного научного направления считалось экспертами США важнейшим орудием борьбы против антиамериканизма.
Наконец, юридические факультеты университетов привлекают пристальное внимание США, поскольку специализация этих факультетов в области шариатских законов является, по мнению Госдепартамента, препятствием для построения демократии в регионе. Только в Йемене и Ираке удалось добиться некоторых результатов по реформированию учебных планов. В университетах Йемена проводится дополнительное обучение студентов. В Иракских университетах ведется работа по реформированию учебных планов и обучению преподавателей данных факультетов. Однако только к концу 2006 г. удалось договориться с тремя университетами в Багдаде, Басре и Сулеймании о начале реформ. Университеты согласились на создание курсов по выбору о национальном праве стран Запада, а также — на проведение стажировок для преподавателей в университетах США.
Подводя итоги анализа первых результатов международной образовательной политики США в странах Ближнего Востока, необходимо отметить следующие положения. После несколько десятков лет игнорирования внешнеполитическим истэблишментом США проблемы формирования эффективной публичной дипломатии на Ближнем Востоке, Белый дом приступил к реализации весьма масштабного проекта по изменению политической и экономической жизни государств региона. Число граждан, участвующих в программах обучения, возросло с 9000 в 1999 г. до 117 000 в 2006 г.38 Несомненно, стоит обратить внимание на политику США по изменению устоев мусульманских обществ, в которых законы шариата имеет солидную поддержку, посредством «вывода» из-под влияния этих законов женщин и подрастающего поколения. Вполне возможно, что образовательные проекты, созданные для этих двух социальных категорий, приведут к созданию основ гражданского общества через 20-30 лет при условии позитивного отклика местных властей на предложения американского правительства в данной сфере. Однако сегодня наблюдается упорное сопротивление правительств, местных структур, представителей системы образования американским реформам, особенно в Алжире, Марокко, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и Ираке. Как и в годы «холодной войны», правящая элита в странах Ближнего Востока готова сотрудничать с американским правительством в военной области, т. е. обучать своих офицеров и солдат в американских военных академиях, и даже готова в некоторых случаях формировать новые партии и независимые СМИ, но менее всего правящая элита стран Востока готова модифицировать исламское образование в сторону принятия западных ценностей.
Со своей стороны американское правительство осознает трудности, стоящие перед публичной дипломатией в этом регионе. Однако и Конгресс США, и Белый дом уверенно заявляют, что международная образовательная деятельность достигнет своей цели, сравнивая современный «крестовый поход» на Ближний Восток с «крестовым походом» против
коммунистической идеологии в странах Восточной Европы в 1980-е гг., когда при помощи обменов и пропаганды удалось создать движение диссидентов в Польше, Венгрии и Чехии, а позже провести демократические выборы.
1 International Information and Educational Exchange Program. Fifth Semiannual Report of the Secretary of State to Congress, January 01 to June 30, 1950. Department of State Publication № 4374. International Information and Cultural Series № 18. Washington, D. C., 1951. P. 33.
2 Foreign Relations of the United States. Vol. XXI. 1964-68. Washington, D. C., 2000. P. 517-520.
3 Diplomacy in the Age of Terrorism: What is the State Department's Strategy? Hearing Before the Committee on International Relations. House of Representatives, 108th Congress, 2nd Session. August 19, 2004. Washington, D. C., 2005. P. 16.
4 Pachios. H. The New Diplomacy. Remarks. December 4, 2002 // Advisory Commission for Public Diplomacy. Department of State. URL: http://state. gov/r/adcompd/rls/15804.htm
5 Report of the United States Advisory Commission on Public Diplomacy, 2004 // Department of State. URL: www.state.gov
6 Fuller. G. F. The Youth Factor: The New Demographics of the Middle East and the Implications for US Policy. US Policy Towards the Islamic World, Analysis Paper № 3. June 2003 // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/fp/saban/analysis/fuller20030601.htm
7 US Public Diplomacy. GAO Report to the Committee on International Relations, House of Representatives, September 2003 // US General Accounting Office. URL: www.gao.gov
8 Public Law 107-228. To authorize appropriations for the Department of State for fiscal years 2002 and 2003, August 30, 2002 // US Congress. URL: http://thomas.loc.gov
9 Harrison P. Assistant Secretary of State for Educational and Cultural Affairs. The Role of International Education in the Struggle Against Terrorism. Briefing, November 25, 2003 // Department of State. URL: http:// www.state.gov/pd/
10 Djerejian E. P. Changing Minds Winning Peace: A New Strategic Direction for US Public Diplomacy in the Arab and Muslim World. Report of the Advisory Group on Public Diplomacy for the Arab and Muslim World. October 1, 2003 // Advisory Commission on Public Diplomacy. Department of State. URL: http:www. state.gov/r/adcompd/
11 Diplomacy in the Age of Terrorism: What is the State Department's Strategy? Hearing Before the Committee on International Relations. House of Representatives, 108th Congress, 2nd Session. August 19, 2004. Washington, D. C., 2005. P. 17.
12 US Public Diplomacy: Interagency Coordination Efforts Hampered by the Lack of a National Communication Strategy. Report of the US Government Accountability Office. Washington, D. C., 2005.
13 Есть данные, что основным разработчиком программы являлась Э. Чейни, дочь вице-президента Р. Чейни. См.: Harrison P. Assistant Secretary of State for Educational and Cultural Affairs. Remarks at the Arab International Women's Forum, October 23, 2003 // Department of State. URL: http://www.state.gov/pd/
14 An Around-The-World Review OfPublic Diplomacy. Hearing Before The Committee On International Relations House Of Representatives, 109th Congress, 1st Session. November 10, 2005. Washington, D. C., 2005. P. 24.
15 Middle East Partnership Initiative Offers Tools for Supporting Reform, but Project Monitoring Needs Improvement. Report to Congressional Requesters. United States Government Accountability Office, 2005 // United States Agency of International Development. URL: http://usaid.gov
16 Из выступления Э. Чейни на обеде в честь Ассоциации по внешней политики, 14 июня 2005 г. // Department of State. MEPI. URL: http://mepi.state.gov
17 Civil Society and Democracy Strengthening Project. West Bank and Gaza. 2004, 2005. US AID Reports. P. 16 // United States Agency of International Development. URL: http://usaid.gov
18 The Political Situation in Lebanon. Statement of M. S. Ward, Senior Deputy Assistant Administrator for Asia and the Near East Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia Committee on Foreign Affairs. House of Representatives. April 18, 2007 // United States Agency of International Development. URL: http://usaid.gov
19 Public Diplomacy in the Middle East and South Asia: Is the message getting through? Hearing Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia of the Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 110th Congress, 1st Session. May 16, 2007. Washington, D. C., 2007. P. 25.
20 Public Diplomacy in the Middle East and South Asia: Is the message getting through? Hearing Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia of the Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 110th Congress, 1st Session. May 16, 2007. Washington, D. C., 2007. P. 35-36.
21 Public Diplomacy in the Middle East and South Asia: Is the message getting through? Hearing Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia of the Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 110th Congress, 1st Session. May 16, 2007. Washington, D. C., 2007. P. 35-36.
22 Building on Transition Iraq Civil Society Program. Final Report, 2007 // United States Agency of International Development. URL: http://usaid.gov
23 The Political Situation in Lebanon. Statement of M. S. Ward, Senior Deputy Assistant Administrator for Asia and the Near East Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia Committee on Foreign Affairs. House of Representatives. April 18, 2007 // United States Agency of International Development. URL: http://usaid.gov
24 Public Diplomacy in the Middle East and South Asia: Is the message getting through? Hearing Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia of the Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 110th Congress, 1st Session. May 16, 2007. Washington, D. C., 2007. P. 19.
25 Middle East Partnership Initiative // Department of State. URL: http://mepi.state.gov
26 Public Diplomacy in the Middle East and South Asia: Is the message getting through? Hearing Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia of the Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 110th Congress, 1st Session. May 16, 2007. Washington, D. C., 2007. P. 2-3, 29.
27 The 9/11 Commission Recommendations on Public Diplomacy // Public Diplomacy Evaluation Office. Department of State. URL: http://exchanges.state.gov
28 An Around-The-World Review OfPublic Diplomacy. Hearing Before The Committee On International Relations House Of Representatives, 109th Congress, 1st Session. November 10, 2005. Washington, D. C., 2005.
29 Assessment of USAID's Global Development Alliances in the Bureau for Asia and the Near East. Evaluation Report by U. S. AID, 2005 // United States Agency of International Development. URL: http://usaid. gov
30 Middle East Partnership Initiative // Department of State. URL: http://mepi.state.gov
31 Middle East Partnership Initiative // Department of State. URL: http://mepi.state.gov
32 Middle East Partnership Initiative // Department of State. URL: http://mepi.state.gov
33 Review of Iraq Reconstruction. Hearing Before the Committee on International Relations. House of Representatives, 109th Congress, 2nd Session. June 8, 2006. Washington, D. C., 2006. P. 63.
34 Afghanistan. Education. Statement of J. Kunder, Assistant Administrator for Asia and the Near East USAID Assistance to Afghanistan Before the Committee on International Relations Sub-committees on Middle East and Central Asia and Oversight & Investigations U. S. House of Representatives. March 9, 2006 // United States Agency of International Development. URL: http://usaid. gov
35 Middle East Partnership Initiative // Department of State. URL: http://mepi.state.gov
36 Middle East Partnership Initiative // Department of State. URL: http://mepi.state.gov
37 Middle East Partnership Initiative // Department of State. URL: http://mepi.state.gov
38 International Exchanges and Training. Near East. Report of the Interagency Working Group on the U. S. Government-Sponsored International Exchanges and Training (IAWG), 2000-2006 // IAWG. URL: www.iawg.gov.