Научная статья на тему 'Образовательная политика С. С. Уварова и его вклад в российское образование'

Образовательная политика С. С. Уварова и его вклад в российское образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика С. С. Уварова и его вклад в российское образование»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА С.С. УВАРОВА И ЕГО ВКЛАД В РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТА. Кудаева

62

В XXI веке перед отечественной педагогической наукой все активнее выдвигаются проблемы гуманизации, гуманитаризации и эффективности образования, обозначения стратегической цели образовательной политики в соответствии с изменяющимися приоритетами в развивающемся обществе. Современную систему образования мы рассматриваем как один из важнейших социальных институтов, во-первых, формирующих сферы развивающейся личности, во-вторых, реализующих государственные образовательные стандарты и программы различного уровня, в-третьих, включающих в себя сеть образовательных учреждений и органов управления образованием.

Существующая система отечественного образования основывается на многовековом историческом опыте формирования и развития народного просвещения российского государства. Имеющийся сегодня исторический опыт сложился из особенностей национальной политики России в области образования, поскольку перед многонациональным государством российским всегда стояла задача научить подрастающее поколение с уважением, пониманием, терпением относится к людям разных национальностей, вероисповеданий через расширение представлений, знаний об

ПреподавательШ

истории, традициях, культуре, своеобразии жизнедеятельности совместно проживающих народов и этнических групп, входящих в состав российского государства.

Развитие школы и становление образовательной системы в России столетиями проходило в рамках православного религиозного мировоззрения, как оппозиция к протестантской педагогике Западной Европы. К началу XIX века отечественная школьная система выходит на путь секуляризации, т.е. светского образования. К этому историческому периоду относится ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение ее влияния на просвещение, происходит процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рационалистической. Проводимые реформы образования в России связаны с именами П.В. Зава-довского, А.Н. Голицына, А.С. Шишкова и видного специалиста в области древнегреческой литературы и археологии С.С. Уварова. Став Министром народного просвещения, Уваров определил направление поиска путей развития российской школы, обратив особое внимание на те аспекты, которые отражают особенность русского менталитета и его духовно-национальное своеобразие, именно то, что отличало систему образования России от зарубежных систем образования.

Анализ отечественных философ-ско-педагогических воззрений позво-

- 4 / 2007

ляет утверждать, что многообразие подходов трактовки феномена школы как социокультурного института в России в 1-й половине XIX в. сводилось к двум направлениям: западническому и славянофильскому. Западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Д.И. Писарев, В.Я. Стоютин и др.) выступали за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. Они выступали за сугубо индивидуальное развитие неповторимой личности сообразно идеалу человечества, отстаивали классическое и элитное образование, необходимость религиозного обоснования основных педагогических положений, критиковали прагматические тенденции в развитии европейской школы.

Представители славянофилов (И.В. Киреевский, Д.И. Менделеев, А.С. Розанов, К.Д. Ушинский, А.С. Хомяков, С.П. Шеверев и др.) выдвигали и отстаивали идею воспитания «целостного человека», сочетающего в своей образованности как народно-православные черты характера, так и то, что присуще человеку вообще. Своей задачей они ставили согласование развития собственно российского образования с мировыми достижениями в области просвещения. Славянофилы способствовали пробуждению интереса к русской православной традиции воспитания, обратив внимание на ее самобытность, критиковали засилье западноевропейских идей в русской педагогике, которое вело к потере принципа народности в российском образовании.

Историческая значимость реформирования системы образования,

4 / 2007 -

представленная С.С. Уваровым, состоит в сочетании вышеназванных идеологий.

Опираясь на синергетическое мировоззрение, следует отметить, что базовым элементом саморазвития, в том числе образовательной системы, выводящим ее на более высокий уровень, являются новые ценности, формирующиеся в условиях кризиса. Именно это положение синергетики, с нашей точки зрения, сформулировано и реализовано новой образовательной парадигмой С.С. Уварова.

По определению С.С. Уварова, в окружавшей Россию Европе в 1-й половине XIX в. происходила быстрая трансформация религиозных и государственных учреждений, что свидетельствовало об обнищании нравственных идеалов, ведущих к социальному хаосу. Поэтому необходимо было идеологически вооружить и укрепить отечество, чтобы сохранить те устои, на которых стоит благоденствие, сила и жизнь народная. Поэтому в качестве основополагающего

Ои

компонента системы образования -

России С.С. Уваров предлагает триаду: «Православие. Самодержавие. Народность», которая выступала в качестве ее методологической базы. Принцип «Православие» он рассматривал как основу нравственности, морально-этических и культурных устоев, исторически сложившихся в политической и общественной жизни России. Принцип «Самодержавие» отождествлялся с понятием государственности, т.е. наличием в России сильной централизованной власти, во главе с царем пользующейся всеобщим уважением и поддержкой насе-

Преподаватель^

ления. Там, где такое уважение и поддержка отсутствует, «быстро образуется новый разряд людей с особенными понятиями, с особенными предрассудками и мечтами, менее привязанных к правительству, а более занятых собственными выгодами». Определяя сущность понятия «Народность», С.С. Уваров рассматривал ее, с одной стороны, как синоним исторического равноправия русского народа в среде других этносов, а с другой —как показатель его индивидуальности, несхожести и своеобразия, не подвержденных прогрессистским изменениям. «Вся жизненная сила, простота и свежесть нации воплощаются в народе, который - поскольку он всегда действует как масса - обладает и соответствующим характером. То, что понимается над просвещением народа, просто превращается в индивидуальное, выходя, таким образом, в своем стремлении за пределы нации...».

Следует отметить, что в 30—40-е годы особое внимание стало уделять-64 ся профессиональному образованию.

- К этому времени большое число учебных заведений, которые давали профессиональное начальное образование, принадлежало к различным ведомствам, что отрицательно сказывалось на эффективности профессиональной подготовки. С.С. Уваров направил образовательную политику по пути развития специализированных отделений профессионального образования в общих учебных заведениях. Такая практика быстро завоевала популярность на местах. В Московском учебном округе были открыты курсы по сельскому хозяйству, агрономии, технической химии. При учебных за-

ПреподавательШ

ведениях г. Вильно и г. Курска были открыты курсы для обучения будущих организаторов промышленного производства. С расширением сети учебных заведений и их специализаций министерство обратило внимание на их материальное обеспечение. Новые классы и отделения снабжались необходимыми программами и учебными пособиями. На русский язык активно переводились иностранные учебники по реальным наукам, прежде всего немецкие.

Реформаторская деятельность С.С. Уварова затронула самые различные сферы учебной системы Российского государства, претерпел изменения стиль руководства учебными округами, усилились управленческо-бю-рократические начала. Автономия и академическая свобода университетов были ограничены, что позволяло укреплять отечество на «твердых основаниях». В содержании образования стало больше уделяться внимание классицизму, считавшемуся основой всякого образования. Классическая модель системы образования дидактична, назидательна, выражает гражданский пафос, государственность концепции, веру в силу разума, четкость и ясность моральных и эстетических оценок.

Благодаря плодотворной администраторской деятельности С.С. Уварова университеты привлекли больше слушателей; профессора посылались обмениваться опытом за границу; археографическая комиссия отыскивала материалы для русской истории. Продолжалось попечение о профессиональной педагогической подготовке учителей для уездных и приходских училищ, в отдельных гимназиях со-

4 / 2007

держались специальные стипендиаты, которые по окончании становились народными учителями. Одновременно с этим предпринимались шаги по улучшению материального положения учительства. В городских, приходских и уездных училищах, особенно в центральных губерниях России, вводились новые методы обучения (аналитический звуковой метод обучения грамоте, наглядные пособия при обучении чтению и др.). Для государственных и удельных крестьян стали создаваться школы, открываться профессиональные образовательные учреждения. Таким образом, образовательная политика С.С. Уварова в 1-й половине XIX в. была нацелена на усиление практической направленности средних общеобразовательных школ, развитие профессионального высшего образования в России. Структура и характер системы образования, созданной в годы реформаторской деятельности С.С. Уварова, были обусловлены конкретно-историческими и национальными особенностями России, ее огромными территориальными пространствами и недостатком финансовых ресурсов. Все это актуально и для современной России. Использование проверенных историей путей вывода системы образования России из кризисного состояния вполне оправдан.

Рассмотрев педагогические и политические воззрения Уварова на совершенствование российской системы образования, при ходим к выводу, что они заслуживают пристального внимания педагогов-теоретиков, как имеющие принципиальное значение для современной образовательной политики в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. - СПб., 1905. - 51 с.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - Пп, 1915.

3. ЛомоносовМ.В. О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 1991. — 344 с.

4. Никандоров Н.Д. Россия:Ценности на рубеже XXI века. — М., 1997. — С. 9—11.

5. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. — М., 1974.

6. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. — М., 1974.

7. Уваров С.С. Совершенствуется ли достоверность историческая? Пер. с фр. М. Ровберга. Дерпт, 1852. — 15 с.

8. Уваров С.С. Общий взгляд на философию словесности / Из русской думы. Трилистник Империи // Московский журнал. —№ 10. — 1999. — С. 13.

9. Уваров С.С. Десятилетие Министерства. — 107 с. Из русской думы. Трилистник Империи / / Московский журнал. — № 10. — 1999. — С. 3—4. ■

65

4 / 2007

Преподаватель^_

ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.